Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОВЕРКИ ДОСТОВЕРНОСТИ И ПОЛНОТЫ СВЕДЕНИЙ О ДОХОДАХ, ОБ ИМУЩЕСТВЕ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ ИМУЩЕСТВЕННОГО ХАРАКТЕРА, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫХ РАБОТНИКАМИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

МЕТОДИКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОВЕРКИ ДОСТОВЕРНОСТИ И ПОЛНОТЫ СВЕДЕНИЙ О ДОХОДАХ, ОБ ИМУЩЕСТВЕ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ ИМУЩЕСТВЕННОГО ХАРАКТЕРА, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫХ РАБОТНИКАМИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
384
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ДЕКЛАРИРОВАНИЕ / СУБЪЕКТЫ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ / АЛГОРИТМ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРКИ / ПРОВЕРКА ДОСТОВЕРНОСТИ И ПОЛНОТЫ СВЕДЕНИЙ О ДОХОДАХ / ОБ ИМУЩЕСТВЕ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ ИМУЩЕСТВЕННОГО ХАРАКТЕРА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Коголь Татьяна Николаевна, Анцибалова Ольга Владимировна

В статье рассматриваются особенности осуществления проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых работниками уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, проводимой в соответствии с требованиями Указа Президента Российской Федерации от 21.09.2009 № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению». Показаны два основных направления по созданию правовых и организационных начал системы антикоррупционного декларирования в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации, само антикоррупционное декларирование рассмотрено как процедурный процесс с выделением его стадий. Предпринята попытка смоделировать общий алгоритм организации и проведения проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых сотрудниками уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, на основе анализа и систематизации антикоррупционного законодательства с описанием и детализацией каждого из ее этапов. Предложенная в статье методика носит практико-ориентированный характер и выступает своеобразным инструментом единого подхода к антикоррупционному декларированию в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Коголь Татьяна Николаевна, Анцибалова Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY FOR VERIFYING THE ACCURACY AND COMPLETENESS OF INFORMATION ON INCOME, PROPERTY AND PROPERTY OBLIGATIONS SUBMITTED BY EMPLOYEES OF THE PENAL SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article discusses the features of verifying the reliability and completeness of information on income, property and property obligations submitted by employees of the penal system of the Russian Federation, carried out in accordance with the requirements of the Decree of the President of the Russian Federation dated 21.09.2009 No. 1065 «On checking the reliability and completeness information provided by citizens applying for positions in the federal civil service and federal civil servants, and compliance by federal civil servants with the requirements for official conduct». Two main directions in the creation of legal and organizational principles of the anti-corruption declaration system in the penal system of the Russian Federation are shown, the anti-corruption declaration itself is considered as a procedural process with its stages identification. An attempt is made to simulate the general algorithm for organizing and checking the reliability and completeness of information on income, property and obligations of a property nature, submitted by employees of the penal system of the Russian Federation, based on the analysis and systematization of anti-corruption legislation with a description and details of each of its stages. The methodology proposed in the article is of a practice-oriented nature and serves as a kind of tool for a unified approach to anti-corruption declaration in the penal system of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОВЕРКИ ДОСТОВЕРНОСТИ И ПОЛНОТЫ СВЕДЕНИЙ О ДОХОДАХ, ОБ ИМУЩЕСТВЕ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ ИМУЩЕСТВЕННОГО ХАРАКТЕРА, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫХ РАБОТНИКАМИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 328.185

DOI: 10.51522/2307-0382-2022-236-1-26-34

ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА КОГОЛЬ

начальник учебного отдела

ФКУ ДПО Томский ИПКР ФСИН России,

кандидат исторических наук, доцент,

полковник внутренней службы,

[email protected]

Томск

TATIANA N. KOGOL

Head of the Educational Department of the Tomsk IPKR of the FPS of Russia, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Colonel of the Internal Service, [email protected] Tomsk

ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА АНЦИБАЛОВА

старший преподаватель кафедры организации кадровой, социальной, психологической и воспитательной работы ФКУ ДПО Томский ИПКР ФСИН России, подполковник внутренней службы, [email protected]

Томск

OLGA V. ANTSIBALOVA

Senior Lecturer of the Department of Organization of Personnel, Social, Psychological and Educational Work of the Tomsk IPKR of the FPS of Russia, Lieutenant Colonel of the Internal Service, [email protected]

Tomsk

Методика осуществления проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых работниками уголовно-исполнительной системы Российской Федерации

Methodology for verifying the accuracy and completeness of information on income, property and property obligations submitted by employees of the penal system of the Russian Federation

Аннотация. В статье рассматриваются особенности осуществления проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых работниками уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, проводимой в соответствии с требованиями Указа Президента Российской Федерации от 21.09.2009 № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими,

Для цитирования

Коголь Т. Н., Анцибалова О. В. Методика осуществления проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых работниками уголовно-исполнительной системы Российской Федерации // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2022. № 1. С. 26-34. https://www.doi.org/10.51522/2307-0382-2022-236-1-26-34.

12.00.14 Административное право; административный процесс (юридические науки) Administrative Law; administrative process (legal sciences)

5.1.2 Публично-правовые (государственно-правовые) науки (юридические науки)* Public law (state law) sciences (legal sciences)

* В соответствии с номенклатурой научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени, утвержденной приказом Минобрнауки России от 24.02.2021 № 118

и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению». Показаны два основных направления по созданию правовых и организационных начал системы антикоррупционного декларирования в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации, само антикоррупционное декларирование рассмотрено как процедурный процесс с выделением его стадий. Предпринята попытка смоделировать общий алгоритм организации и проведения проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых сотрудниками уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, на основе анализа и систематизации антикоррупционного законодательства с описанием и детализацией каждого из ее этапов. Предложенная в статье методика носит практико-ориентированный характер и выступает своеобразным инструментом единого подхода к антикоррупционному декларированию в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации.

Ключевые слова: уголовно-исполнительная система Российской Федерации, антикоррупционное законодательство, антикоррупционное декларирование, субъекты антикоррупционного декларирования, алгоритм организации и проведения проверки, проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Abstract. The article discusses the features of verifying the reliability and completeness of information on income, property and property obligations submitted by employees of the penal system of the Russian Federation, carried out in accordance with the requirements of the Decree of the President of the Russian Federation dated 21.09.2009 No. 1065 «On checking the reliability and completeness information provided by citizens applying for positions in the federal civil service and federal civil servants, and compliance by federal civil servants with the requirements for official conduct». Two main directions in the creation of legal and organizational principles of the anti-corruption declaration system in the penal system of the Russian Federation are shown, the anti-corruption declaration itself is considered as a procedural process with its stages identification. An attempt is made to simulate the general algorithm for organizing and checking the reliability and completeness of information on income, property and obligations of a property nature, submitted by employees of the penal system of the Russian Federation, based on the analysis and systematization of anti-corruption legislation with a description and details of each of its stages. The methodology proposed in the article is of a practice-oriented nature and serves as a kind of tool for a unified approach to anti-corruption declaration in the penal system of the Russian Federation.

Key words: the penal system of the Russian Federation, anti-corruption legislation, anti-corruption declaration, subjects of anti-corruption declaration, the algorithm for organizing and conducting a verification, checking the reliability and completeness of information on income, property and property obligations.

Вопросы рассмотрения и анализа антикоррупционного декларирования как средства профилактики и противодействия коррупции в органах государственной власти привлекают внимание многих ученых (Д. И. Аминов, В. Д. Андрианов, Л. В. Ан-дриченко, О. А. Беляева, В. И. Васильев,

Н. А. Власенко, С. А. Грачева, В. И. Ерохин, Т. А. Едкова, А. А. Каширкина, Н. В. Кичигин, А. Ф. Ноздрачев, Е. Е. Рафалюк, Т. Я. Хабрие-ва, О. И. Тиунов, Е. В. Черепанова и другие). Необходимо отметить, что в большей части работ, например в исследовании Т. Я. Хабри-евой, антикоррупционное декларирование

рассматривается в общем контексте проблематики природы коррупции, ее проявлений и трансформаций, стратегий противодействия и других вопросов, имеющих важнейшее значение для теории и практики борьбы с этим негативным социальным явлением [1].

Как самостоятельный организационно-правовой инструмент антикоррупционное декларирование гораздо реже является объектом самостоятельного научного анализа. В то же время публикации, посвященные данной проблеме, как правило, рассматривают организационно-правовые особенности атикоррупционного декларирования государственных и муниципальных служащих.

Вместе с тем антикоррупционное декларирование в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации (далее также -уголовно-исполнительная система, УИС) как правоохранительном органе государственной власти имеет свои организационные и правовые особенности.

Первые декларационные кампании как период, в котором налогоплательщики (физические лица) должны задекларировать свои доходы, расходы, имущество и обязательства имущественного характера, в уголовно-исполнительной системе стали проводиться с 2010 года. Анализ декларационной практики предшествующих лет позволяет выделить два основных направления по созданию правовых и организационных начал системы антикоррупционного декларирования в УИС. Первое связано с определением круга субъектов декларационных кампаний, обязанных предоставлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также аналогичные сведения в отношении супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (далее - сведения о доходах). Второе -установление должностных лиц и соответствующих подразделений УИС, уполномоченных в соответствии с действующим антикоррупционным законодательством на проведение совокупности мероприятий, направленных на противодействие коррупции в уголовно-исполнительной системе.

В конечном итоге это позволило сформировать достаточно устойчивую правовую и организационную инфраструктуру администрирования процедуры декларационных кампаний в уголовно-исполнительной системе.

Антикоррупционное декларирование является одним из видов управленческой деятельности субъектов исполнительной власти (его должностных лиц), реализующих установленные полномочия. В силу этого его можно отнести к регулятивно-управленческому административно-процедурному процессу, состоящему из ряда относительно самостоятельных стадий. Первая связана с деятельностью самого декларанта, в рамках которой он осуществляет сбор, систематизацию документов, оформляет и предоставляет сведения о доходах по нормативно закрепленной форме. Вторая - уточнение представленных сведений о доходах, основная цель которой -возможность в течение месяца скорректировать ошибки и неточности, допущенные декларантом на первой стадии. После указанного срока декларант лишен права что-либо изменить в сведениях о доходах.

Установленные законодателем сроки подачи сведений о доходах и закрепление организационного фильтра, способствующего первичному выявлению различного рода ошибок, является достаточной оптимальной предупредительно-профилактической антикоррупционной моделью. Несомненным ее достоинством является возможность не только соблюсти требования антикоррупционного законодательства, но и защитить декларанта от привлечения к дисциплинарной ответственности по формально-юридическим основаниям.

Важным аспектом выступает проверка полноты и достоверности представленных сведений о доходах (далее - проверка), которая является самостоятельной стадией декларационной кампании. Именно проверка ориентирована на достижение целей антикоррупционного декларирования, хотя и не зафиксированных четко в нормативных правовых актах, но доктринально выводимых из всей совокупности антикоррупционного законодательства, и на получение сведений (данных), свидетельствующих о возможном совершении должностным лицом коррупционных правонарушений.

Осуществление проверки - весьма сложный и трудоемкий процесс, реализация соответствующих мероприятий в котором требует большого числа квалифицированных специалистов, обладающих специальными познаниями и навыками в различных обла-

стях (финансово-хозяйственной, административной, банковской и других).

В настоящей статье авторы попытались на основе анализа и систематизации антикоррупционного законодательства [2] смоделировать общий алгоритм организации и проведения проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых сотрудниками УИС.

Проведение проверки в УИС осуществляется подразделениями по профилактике коррупционных и иных правонарушений и должно начинаться с анализа сведений о доходах, представленных декларантами. Необходимо обратить внимание, что данный анализ состоит из двух этапов.

Первый этап анализа - первичный анализ (оценка) представленных сведений о доходах. Он направлен на выявление отсутствия необходимой информации, возможных неточностей, технических ошибок. Анализируется (оценивается) следующее:

- своевременность представления сведений о доходах работниками УИС;

- правильность оформления сведений о доходах в соответствии с формой справки, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 23.06.2014 № 460 «Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации», а также полнота заполнения всех реквизитов, проставление всех подписей;

- правильность указания отчетного периода и отчетной даты, даты представления сведений, наличие подписи гражданина, претендующего на замещение должности государственной службы в уголовно-исполнительной системе, иной должности, осуществление полномочий по которой влечет за собой обязанность представлять сведения, или лица, замещающего соответствующую должность, представившего справку о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на себя, своих супругу (супруга) и несовершеннолетних детей. Необходимо учитывать, что граждане, претендующие на замещение должностей государственной службы, и работники, претендующие на замещение иной должности,

осуществление полномочий по который влечет за собой обязанность представлять сведения о доходах, представляют следующие данные: 1) сведения о своих доходах, доходах супруги (супруга), несовершеннолетних детей, полученных за календарный год (с 1 января по 31 декабря), предшествующий году подачи документов, а также сведения о недвижимом имуществе, транспортных средствах и ценных бумагах, отчужденных в результате безвозмездной сделки в течение указанного периода; 2) сведения об имуществе, принадлежащем гражданину, его супруге (супругу), несовершеннолетним детям на праве собственности, сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях, ценных бумагах, об обязательствах имущественного характера по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу подачи документов (на отчетную дату);

- полнота заполнения соответствующих разделов справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее - справка о доходах). Поданные сведения анализируются и оцениваются на соответствие методическим рекомендациям по вопросам представления таких сведений, подготовленным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. Например, о возможной недостоверности или неполноте отражения информации в справке о доходах может свидетельствовать проставление в соответствующих графах разделов и подразделов 1, 2, 4, 5.1, 5.2 округленных величин дохода или сумм средств, находящихся на счетах в банках и иных кредитных организациях (50 000, 500 000 рублей), указание неполных адресов объектов недвижимости, кредитных и иных организаций, отсутствие реквизитов кредитных договоров, договоров аренды и тому подобное;

- информация о семейном положении в целях подтверждения достаточного объема представленных сведений, которая подлежит сверке с имеющейся информацией, содержащейся в личном деле работника УИС или анкете гражданина, представляющего сведения о доходах.

Второй этап анализа - последующая оценка сведений в целях выявления признаков представления недостоверных или неполных сведений о доходах, конфликта интере-

сов и иных нарушений положений антикоррупционного законодательства Российской Федерации, являющихся основанием для проведения проверки в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2009 № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению».

На данном этапе работники подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений определяют полноту и достоверность представленных сведений о доходах.

Анализ сведений о доходах осуществляется путем сопоставления данных, содержащихся внутри разделов и подразделов справки о доходах, путем сопоставления данных справки о доходах со сведениями, содержащимися в справках о доходах, представленных работниками УИС в предыдущие отчетные периоды.

По итогам изучения и анализа представленных сведений о доходах в случае выявления их недостоверности и (или) неполноты работники подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений должны уведомить в письменном виде лицо, по решению которого может быть проведена проверка, а именно:

- директора Федеральной службы исполнения наказаний;

- начальника ГУФСИН России (УФСИН России, ОФСИН России);

- должностное лицо, которому такие полномочия предоставлены директором Федеральной службы исполнения наказаний.

Особо отметим, что основанием для осуществления проверки является также достаточная информация, представленная в письменном виде в установленном порядке:

1) правоохранительными органами, иными государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами;

2) работниками подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо должностными лицами кадровых служб, ответственными за работу по

профилактике коррупционных и иных правонарушений;

3) постоянно действующими руководящими органами политических партий и зарегистрированных в соответствии с законом иных общероссийских общественных объединений, не являющихся политическими партиями;

4) Общественной палатой Российской Федерации;

5) общероссийскими средствами массовой информации.

Информация анонимного характера, а также обращения граждан не могут служить основанием для проверки. Вместе с тем полученная таким образом информация может быть проанализирована работниками подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений и направлена соответствующему руководителю в качестве доклада по итогам рассмотрения обращения, что, в свою очередь, может явиться основанием для проведения проверки.

Как видим, анализ сведений о доходах, представленных в декларации, формирует фактическую базу оснований для проведения проверки и является ее первым этапом.

Второй этап проверки - принятие уполномоченным руководителем решения о ее проведении. Это, пожалуй, самый непродолжительный во временном отношении этап. Следует обратить внимание, что решение о проведении проверки принимается отдельно в отношении каждого гражданина или работника УИС и оформляется в письменной форме.

Третий этап - это, собственно, сама проверка. Она может осуществляться работниками подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений самостоятельно либо путем направления запроса в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление оперативно-розыскной деятельности, в соответствии с частью 3 статьи 7 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

Проверка должна быть проведена в строго установленный срок, не превышающий 60 дней со дня принятия решения о ее проведении. Срок проверки может быть продлен до 90 дней лицами, принявшими решение о ее проведении.

Законодатель наделяет субъекты проверки определенными полномочиями. Так, подразделения по профилактике коррупционных и иных правонарушений должны обеспечить уведомление в письменной форме работника УИС в течение двух рабочих дней со дня получения соответствующего решения о начале в отношении него проверки и разъяснить ему, какие сведения, представляемые им, и соблюдение каких требований к служебному поведению подлежат проверке. В случае обращения работника УИС с ним проводится беседа аналогичного содержания в течение семи рабочих дней со дня его обращения, а при наличии уважительной причины - в срок по совместному согласованию сторон.

При осуществлении проверки работники подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений вправе:

1. Проводить беседу с гражданином или работником УИС. При проведении беседы гражданин и работник УИС вправе давать пояснения по представленным сведениям.

2. Изучать представленные гражданином или работником УИС сведения о доходах и дополнительные материалы, которые приобщаются к материалам проверки. Особое внимание при этом уделяется:

- основаниям подачи заявления о невозможности представления сведений о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, если такое заявление подано гражданином или работником УИС;

- иным сведениям о доходах, в частности о доходах, указанных как доход от иной оплачиваемой работы, когда они превышают доходы по основному месту работы за соответствующий период и отсутствуют в справках о доходах за предыдущие периоды;

- сведениям о доходах, полученных от иных кредитных учреждений (доходах, полученных от размещения денежных средств либо их передачи в доверительное управление различным кредитным организациям, деятельность которых не связана с банковской деятельностью, это могут быть различные паевые инвестиционные фонды (ПИФы) и прочие);

- сведениям о доходах, полученных от ценных бумаг и долей участия в коммерческих организациях;

- сведениям об источнике получения средств, за счет которых приобретено недвижимое имущество, в случае если такое имущество находится за пределами территории Российской Федерации (часть 1 статьи 4 Федерального закона от 07.05.2013 № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами»).

3. Получать от гражданина или работника УИС пояснения по представленным им сведениям о доходах и иным материалам. При этом работниками подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений уточняется содержание отдельных пунктов справки о доходах, представленной гражданином или работником УИС.

4. Направлять в установленном порядке запросы в органы прокуратуры Российской Федерации, иные федеральные государственные органы, государственные органы субъектов Российской Федерации, территориальные органы федеральных государственных органов, органы местного самоуправления, на предприятия, в учреждения, организации и общественные объединения (далее - государственные органы и организации) об имеющихся у них сведениях:

- о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданина или работника УИС, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

- о достоверности и полноте сведений, представленных гражданином в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации;

- о соблюдении работником УИС требований к служебному поведению.

Запросы о предоставлении соответствующей информации направляются также в федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации:

- Федеральную налоговую службу (ФНС России) и ее территориальные органы - для проверки сведений о налогооблагаемом имуществе;

- Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Рос-реестр) и ее территориальные органы - для проверки сведений о недвижимом имуществе и обязательствах имущественного характера;

- отделения Пенсионного фонда Российской Федерации - по вопросам предоставления размера выплат;

- исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации по социальной защите населения - по вопросам предоставления размера выплат;

- органы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Госавтоинспекция) территориального органа МВД России - для проверки сведений об автотранспортных и мототранспортных средствах, а также прицепах;

- Государственную инспекцию по маломерным судам МЧС России и ее территориальные органы - для проверки сведений по маломерным судам;

- Инспекцию государственного технического надзора (Гостехнадзор) по субъекту Российской Федерации - для проверки сведений о квадроциклах, снегоходах, тракторах и самоходных машинах;

- Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) и его территориальные органы - для проверки сведений о воздушном транспорте;

- кредитные организации - для проверки сведений о состоянии клиентских счетов.

Работники подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений проверяют наличие близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с работниками, проходящими службу в уголовно-исполнительной системе, если замещение должности государственной службы в уголовно-исполнительной системе связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому, путем составления запроса в орган записи актов гражданского состояния (ЗАГС) субъекта Российской Федерации.

5. Наводить справки у физических лиц и получать от них информацию с их согласия.

6. Осуществлять анализ сведений, представленных гражданином или работником УИС.

В запросе указывается:

- фамилия, имя, отчество руководителя государственного органа или организации, в которые направляется запрос;

- нормативный правовой акт, на основании которого направляется запрос;

- фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, место регистрации, жительства и (или) пребывания, должность и место работы (службы), вид и реквизиты документа, удостоверяющего личность гражданина или работника УИС, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, сведения о доходах которых проверяются, гражданина, представившего сведения о доходах в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, полнота и достоверность которых проверяются, либо работника УИС;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- содержание и объем сведений, подлежащих проверке;

- срок представления запрашиваемых сведений;

- фамилия, инициалы и номер телефона работника, подготовившего запрос;

- идентификационный номер налогоплательщика (в случае направления запроса в налоговые органы Российской Федерации);

- другие необходимые сведения.

В свою очередь, работник УИС вправе:

а) давать пояснения в письменной форме: в ходе проверки; по вопросам достоверности и полноты представленных сведений, подлежащих проверке; по результатам проверки;

б) представлять дополнительные материалы и давать по ним пояснения в письменной форме;

в) обращаться в соответствующую кадровую службу с подлежащим удовлетворению ходатайством о проведении с ним беседы по вопросам, какие сведения, представляемые им, и соблюдение каких требований к служебному поведению подлежат проверке.

Данные пояснения приобщаются к материалам проверки.

По окончании проверки работники подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений осуществляют ознакомление работника УИС под роспись с результатами проверки с соблюдением зако-

нодательства Российской Федерации о государственной тайне.

Завершается данный этап проверки фиксацией результатов и докладом о результатах проверки с предложениями должностному лицу, принявшему решение о ее проведении.

Заключительный этап осуществления проверки - принятие решения по ее результатам. Необходимо отметить, что законодатель четко определяет круг предложений, который должен содержать доклад должностному лицу, принявшему решение о проведении проверки, тем самым предписывая последнему соответствующее решение.

Так, если проверка проводилась в отношении гражданина, претендующего на должность государственной службы в УИС, то предложения должностному лицу, уполномоченному назначать гражданина на должность государственной службы в УИС, и его решения имеют только два варианта: либо назначение на должность, либо отказ в назначении на должность.

В отношении работника УИС спектр принимаемых решений несколько шире:

- об отсутствии оснований для применения к работнику УИС мер юридической ответственности;

- о применении к работнику УИС мер юридической ответственности;

- о представлении материалов проверки в соответствующую комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов.

Надо иметь в виду, что сведения о результатах проверки с письменного согласия лица, принявшего решение о ее проведении, с одновременным уведомлением об этом гражданина или работника УИС, в отношении которых проводилась проверка, представляются подразделением по профилактике коррупционных и иных правонарушений правоохранительным и налоговым органам, постоянно действующим руководящим органам политических партий и зарегистрированных в соответствии с законом иных общероссийских общественных объединений, не являющихся политическими партиями, и Общественной палате Российской Федерации, предоставившим информацию, явившуюся основанием для проведения проверки, с соблюдением законодательства Россий-

ской Федерации о персональных данных и государственной тайне.

При установлении в ходе проверки обстоятельств, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 85 Федерального закона от 19.07.2018 № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации „Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы"», работник УИС подлежит увольнению в связи с утратой доверия с внесением соответствующей информации в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия (далее - реестр) [3]. Анализ данных реестра по состоянию на 14.09.2021 свидетельствует, что из 2 944 занесенных в него лиц 98 являются работниками УИС (3,3 % от общей численности) [4].

Если в ходе проверки были выявлены обстоятельства, свидетельствующие о наличии признаков преступления или административного правонарушения, материалы об этом представляются в государственные органы в соответствии с их компетенцией.

Информация о результатах проверки достоверности и полноты этих сведений приобщается к личному делу работника УИС (пункт 16 приказа ФСИН России от 02.08.2016 № 618 «Об утверждении Порядка представления гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы в уголовно-исполнительной системе, и федеральными государственными служащими уголовно-исполнительной системы сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера»).

Целевым предназначением предложенного алгоритма осуществления проверки явилось стремление авторов выработать единый подход к организации и проведению данной работы. Он носит сугубо инструментальный характер с практической областью применения в профессиональной деятельности работниками подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений, кадровых служб учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации и построен с максимальным учетом требований антикоррупционного законодательства.

1. Коррупция: природа, проявления, противодействие : монография / отв. ред. Т. Я. Хабриева М. : Юриспруденция, 2014. 419 с.

2. О противодействии коррупции : федер. закон от 25.12.2008 № 273-Ф3 (ред. от 26.05.2021). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

3. О реестре лиц, уволенных в связи с утратой доверия : пост. Правительства Рос. Федерации от 05.03.2018 № 228 (ред. от 30.01.2021). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

4. Реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия // Портал госслужбы : [сайт]. URL: https: //gossluzhba.gov.ru/reestr (дата обращения: 14.09.2021).

1. Executive Editor Khabriyeva, T. Ya. (2014) Corruption: nature, manifestations, counteraction : monograph. Moscow : Jurisprudence, 419 p.

2. On Anti-corruption : Federal Law dated 25.12.2008 No. 273-FZ (as amended on 26.05.2021). Access from Legal Reference System «Consultant Plus».

3. On the register of persons dismissed due to loss of confidence : Resolution of the Government of the Russian Federation dated 05.03.2018 No. 228 (as amended on 30.01.2021). Access from Legal Reference System «Consultant Plus».

4. The register of persons dismissed due to loss of confidence // Civil service portal : [site]. URL: https: //gossluzhba.gov.ru/reestr [Accessed 14th September 2021].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.