Некоторые аспекты выявления коррупционных рисков при проверке сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданских служащих
Матвеев Евгений Викторович,
кандидат экономических наук, старший преподаватель, кафедра теории и практики управления, Уральский государственный юридический университет E-mail: [email protected]
Семенов Владимир Дмитриевич,
кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры теории и практики управления, Уральский государственный юридический университет, Председатель ассоциации «Уральский окружной ресурсный центр государственной и муниципальной службы» E-mail: [email protected]
Рассохин Анатолий Васильевич,
кандидат юридических наук, доцент, доцент Уральского государственного юридического университета, аккредитованный эксперт Министерства юстиции РФ на проведение антикоррупционной экспертизы нормативно правовых актов и их проектов E-mail: [email protected]
В научной статье рассматриваются правовые проблемы и механизм совершенствования выявления коррупционных рисков при проверке сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в системе государственной и муниципальной службы. Авторы, опираясь на действующее законодательство, дают анализ механизма практического выявления коррупционных рисков при проверке выявления несоответствия доходов и расходов гражданских служащих. Представлен алгоритм проведения проверок сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в системе государственной и муниципальной службы и пути оптимизации в организационном плане коррупционных рисков. Обоснованы конкретные предложения и меры по совершенствованию законодательства по минимизации коррупционных рисков.
Ключевые слова: коррупционные риски, коррупция, доход физического лица, противозаконная комбинация, проверка достоверности сведений, механизм минимизации коррупционных рисков.
Обращаясь к Федеральному собранию 15 января 2020 года, Президент РФ Путин В.В. подчеркнул, важности государственной службе, без полутонов и исключений [10]. Опыт зарубежных государств подтверждает необходимость усиления требований к лицам государственной службе в целях, снижения уровня коррупционных рисков: усовершенствование механизма подбора и расстановки кадров, использование современных информационных технологий, выведение контроля и надзора на более жесткий уровень, упрощением бюрократического процесса и внедрением института этических норм.
Важным направлением деятельности государственных органов по минимизации коррупционных рисков является разработка системы мониторинга по оценке коррупционных рисков. В подготовленных Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации [12] методических рекомендациях по проведению оценки коррупционных рисков, возникающих при реализации функций, ставится вопрос о регламентировании административных процедур на дополнительные стадии с независимыми друг от друга должностными лицами. На наш взгляд, в данной ситуации увеличивается бюрократическая составляющая, а также непонятно каким образом, независимые должностные лица будут взаимодействовать. Возможно, в данном случае речь идёт о координирующей роли органов прокуратуры.
На основании действующего законодательства гражданские, муниципальные служащие в период с 1 января до 30 апреля представляют сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданских служащих а себя, супругу(супруга) и малолетних детей (далее справка о доходах). По данным Росстата численность служащих замещавших должности гражданской службы в федеральных государственных органах, на конец сентября 2016 года составляла 38 тыс. человек. На региональном уровне (в федеральных государственных органах и государственных органах субъектов РФ) на конец сентября 2016 года работали 682,2 тыс. человек. На должностях муниципальной службы было занято 307,6 тыс. человек (64,5% от общей численности занятых в органах местного самоуправления и избиркомах муниципальных образований) [13]. Если мы добавим справки на супруга (супругу), несовершеннолетних детей, лиц претендующих на замещение вакантных должностей, формирования кадрового резерва, то на кадровые и над-
зорные органы ложится огромный массив информации, в рамках контроля за соответствием расходов и доходов указанных лиц.
Указ Президента РФ от 02.04.2013 N309 (ред. от 13.05.2019) [9] устанавливает, что справки заполняется собственноручно или с использованием программного обеспечения в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации. Поэтому формальный признак проверок зачастую имеет место. Тщательно, как показывает практика сведения о доходах и расходах проверяются при поступлении на государственную или муниципальную службу, при запросах правоохранительных органов и выявлении коррупционных правонарушений.
Как показывает практика, за один год государственный служащий может иметь расходы по нескольким сделкам, превышающие в несколько раз больше размер общего дохода лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки.
Проведенные нами подсчёты, показывают, что гражданский служащий может осуществлять неопределенное количество сделок, каждая из которых не превышает уровень общего дохода лица и его супруги (супруга) за три последних года, супруги в праве не отчитываться по каждой из них. Данная схема может использоваться не только в отношении движимого, но и в том числе недвижимого имущества, что создает коррупционные риски.
Представленную комбинацию, законность которой вызывает определённые сомнения, можно выявить при помощи справки о доходах. Так как приобретение ряда движимого и недвижимого имущества отражается в строке имущественные обязательства. Возникает вопрос, имеется ли на данный момент качественный контроль позволяющий раскрыть вышеуказанную схему, либо если он отсутствует, значит необходимо вводить его. На основании статьи 8 ФЗ РФ от 25.12.2008 № 273-Ф3 (в ред. от 16.12.2019 г.) «О противодействии коррупции», сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) лица, перечисленные в данной статье. Статья закрепляет отсылочную норму, содержание которой определяет, что порядок представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера устанавливается федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными актами Центрального банка Российской Федерации [2]. В правоприменительной практике учредитель или уполномоченное лицо осуществляет контроль за сведениями о доходах и расходах в соответствии Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. N230^3 «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих го-
сударственные должности, и иных лиц их доходам» [3]. Закон закрепляет перечень должностных лиц, за которыми осуществляется контроль, а также основания для принятия решения об осуществлении контроля за расходами лица, замещающего (занимающего) должность.
Проверку и контроль за расходами и доходами осуществляют многочисленные инстанции от правоохранительных органов до отдельных подразделений финансовых уполномоченных.
Основанием для принятия решения об осуществлении контроля за расходами лица, замещавшего (занимавшего) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей является поступление в органы прокуратуры Российской Федерации материалов, предусмотренных частью 6 статьи 16 настоящего Федерального закона [3].
В части контроля за сведениями о доходах и расходах муниципальных служащих, то полномочия проверки отнесены к сотрудникам кадровой службы, что раскрывается в Федеральном Законе от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». В свою очередь, понятие организации контроля и проверки на уровне субъекта РФ, сведений более широко раскрывается, например, в Положении, утвержденным Указом Губернатора Свердловской области от 10.12.2012 № 920-УГ, «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы в Свердловской области, и муниципальными служащими в Свердловской области, и соблюдения муниципальными служащими в Свердловской области требований к служебному поведению». В соответствии с Положением, по решению представителя нанимателя (работодателя) проверку осуществляет подразделение кадровой службы по профилактике коррупционных и иных правонарушений или должностное лицо кадровой службы, ответственное за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений [11].
Проверка сведений о доходах и расходах может осуществляться на основании достаточной информации, которая представляется, как мы отмечали из различных источников. Например:
- при подаче справок в кадровый орган;
- приложение справки в личное дело сотрудника;
- передача справок в государственные органы по запросам;
- в процессе возвращения справок руководителю с возможными замечаниями из органов в отдел (управление) кадров;
- в период подготовки и рассмотрения выявленных нарушений гражданским служащим зако- р нодательства, комиссией по соблюдению тре- Д бований к служебному поведению федераль- Ч
т
ных государственных служащих и урегулирова- К нию конфликта интересов; ё
- в ходе составления и передачи заключения на- у нимателю (представителю нанимателя). А
После трех лет справки передаются по акту из кадровых органов в архив.
Стоит отметить, что лица входящие в кадровую службу не являются квалифицированными специалистами, а такие органы как прокуратура, налоговая федеральная служба, судебных приставов осуществляют проверку предоставленных сведений зачастую с целью сопоставления с данными и извлечением части информации в рамках своих полномочий.
На наш взгляд, по формальному признаку данные, не противоречащие требованиям к заполнению формы справок и не вызывающих противоречия со сверяемой информацией фактически могут нести за собой коррупционные риски, выявление которых может осуществлять только при более глубоком анализе. Так же, в рамках защиты и конфиденциальности персональных данных перед отправлением уведомления в государственный орган о проверки справок о доходах, расходах, состоянием имущества и обязательств имущественного характера, кадровая служба должна получить согласие от каждого сотрудника, чья справка подготовлена на передачу в соответствующий орган. Соответственно несогласие сотрудника будет являться тем последствием, при котором проверка предоставленных им данных не будет возможна из-за отсутствия установленных в них правонарушений и примет состояние стагнации еще на стадии подготовки.
В системе контроля и проверок сведений о доходах и расходах, необходим специализированный орган. Именно такой способ противодействия коррупции закреплен в статье 36 Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции, принятой резолюцией 58/4 Генеральной Ассамблеи от 31 октября 2003 года (Российская Федерация подписала Конвенцию ООН против коррупции 09.12.2003 года, ратифицировала Конвенцию 08.03.2006 года ^40-ФЗ)). В соответствии с первым заявлением, указанным до подписания, Российская Федерация обладает юрисдикцией в отношении деяний, признанных преступными согласно статье 15, пункту 1 статьи 16, статьям 1719, 21 и 22, пункту 1 статьи 23, статьям 24, 25 и 27 Конвенции, в случаях, предусмотренных пунктами 1 и 3 статьи 42 Конвенции. Так же Россией не ратифицирована и ранее указанная статья 36 [7]. Создание специализированного органа позволит более эффективно предупреждать, пресекать и выявлять правонарушения, при условии, если такой орган (лицо) будет обеспечен необходимой самостоятельностью, с тем чтобы имелась возможность выполнять свои функции максимально эффективно и без какого-либо ненадлежащего влияния. Сам процесс создания специализированного органа повлечет за собой большое коли-Е чество издержек, привлечением дополнительных 2 ресурсов, колоссальных затрат из государственного бюджета и потребует долгого процесса ста-еЗ новления. В связи с этим возможна более упро-ав щенная форма создания такого института путем
реформирования уже существующего органа государственной власти. Например, таким объектом контроля может выступить и Федеральная налоговая служба, в структуре которой возможно создание отдела по борьбе с коррупцией с привлечением и трудоустройством в него лиц, обладающих надлежащей квалификацией и ресурсами для выполнения своих задач. Так же для повышения эффективности необходимо становление и повышение координации такого отдела с другими органами власти, в том числе с полицией, следственным Комитетом Российской Федерации и органами прокуратуры, в которых возникает необходимость выделения отдельной категории сотрудников, выполняющих координацию с отделом ФНС по борьбе с коррупцией.
В утвержденной Указом Президента Российской федерации от 2 апреля 2013 г. № 310 (ред. 13.05.2019), справке о расходах лица, замещающего государственную должность Российской Федерации, иного лица по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) и об источниках получения средств, за счет которых совершена указанная сделка. Указанное условие обозначено в самой справке - «справка подается, если сумма сделки превышает общий доход лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки, вместе со справками о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лица, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей», -учитывается сумма лишь одной сделки, что может и будет отрицательно влиять на прозрачность расходов государственного служащего и лиц его замещающих [9].
Чтобы максимально повысить эффективность борьбы с коррупцией недостаточно только одного создания специализированного органа, такое структурное изменение должно сочетаться с ужесточением ответственности за противоправные деяния и четким взаимодействием. Особо место в деятельности специализированного органа должны занимать использование новых информационных ресурсов. Предлагаем также разработать административный регламент деятельности специализированного органа по проверке «Сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера». Целями данного регламента будут являться:
- формирование методологии проведения анализа сведений, направленного на оценку объективности и соразмерности имущественного положения отдельных категорий лиц их доходам;
- выявление признаков и коррупционных рисков представления недостоверных или неполных сведений, конфликта интересов, иных нарушений положений законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции;
- обеспечение соблюдения государственными (муниципальными) служащими, работниками, на которых распространяется обязанность представлять сведения, требований антикоррупционного законодательства.
Отметим преимущества специализированного органа:
- высокая компетентность специалистов, отвечающих за осуществление функций проверки сведений о доходах, а также персональная ответственность;
- освобождение государственных структур, от выполнения ими несвойственных функций;
- стандартизация, формализация и программирование системы проверок и контроля процессов;
- исключение дублирования и параллелизма в выполнении управленческих функций;
- уменьшение потребности в специалистах широкого профиля в других государственных органов власти.
В данном случае, возникают проблемы, которые также требуют решения:
- чрезмерная заинтересованность в реализации целей и задач «своих» и корпоративных интересов;
- системный обмен информацией в поддержании постоянных взаимосвязей между различными уровнями власти и правоохранительными органами;
- возможна чрезмерная централизация;
- относительно застывшая организационная форма.
Возвращаясь к Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции в статье 20, где незаконное обогащение, т.е. значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать, признается уголовно наказуемым деянием [8]. Термин публичное должностное лицо, указанный в настоящей конвенции, является широким и может в себя включать так же и тех лиц, в обязанности которых не входит декларирование доходов, расходов, состояния имущества и обязательствах имущественного характера. Однако Конвенция дает возможность государству-участнику самому определять термин «публичное должностное лицо» в рамках внутреннего законодательства, применять его в соответствующей области правового регулирования. Данная статья не используется Россией, однако именно такой подход к ужесточению ответственности позволит наиболее эффективно противодействовать коррупционным проявлениям. В данном случае такие нововведения повлекут за собой не только изменения содержания уголовного законодательства, но и также его принципов, а именно принципа невиновности. С одной стороны, принцип виновности предусмотрен законодательством в рамках противодействия коррупции, с другой стороны отвергается уголовным кодексом. Возможно, в таком случае будет необходим поиск компромисса.
На сегодняшний день, контроль над гражданскими служащими в области представлении ими личных доходов и расходов эффективен не в полном объеме, поскольку при данной системе существуют проблемы самого контроля, наличие в нем коррупциогенных рисков, а также проблемы правоприменительной практики в судах при разрешении вышеназванных в работе категории дел. Вследствие чего возникают актуальные проблемы при выявлении коррупциогенных факторов.
Представляется, что совершенствованию действующего законодательства Российской Федерации по выявлению коррупционных рисков в системе государственной и муниципальной службы способствовали бы следующие меры.
1. Внести изменения в ст. 17 Федерального закона от 3 декабря 2012 г. № 230-Ф3 «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», в соответствии с которыми при невозможности обращения в доход Российской Федерации земельных участков, других объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), в отношении которых государственным служащим не представлено сведений, подтверждающих их приобретение на законные доходы, Генеральный прокурор Российской Федерации или подчиненные ему прокуроры вправе обратиться в суд с заявлением об обращении в доход Российской Федерации денежных средств затраченных государственным служащим на приобретение вышеназванного имущества. Так же считаем, что в случае если цена, указанная в договоре гражданско-правового характера, является существенно заниженной относительно среднерыночной стоимости, прокурорам необходимо решать вопрос о необходимости заявления перед судом ходатайства о назначении оценочной экспертизы стоимости приобретенного государственным служащим имущества в соответствии со статьей 79 ГПК РФ [1]. Таким образом, будет устранена проблема применения судами аналогии закона с фикцией потерпевшего.
2. Внести изменения в ст. 26 ФЗ от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности»: добавить в текст действующей статьи слово «обязаны». Это позволит органам прокуратуры беспрепятственно получать информацию об открытых и закрытых счетах проверяемого лица в рамках осуществления надзорной проверки в рассматриваемой сфере.
Предлагаемые меры по снижению издержек контроля:
- внести поправки в действующее законодательство о противодействии коррупции, изменяющие условия представления сведений о доходах государственным служащим (устранить отчетность по доходам, полученных из государственного бюджета), что так же позволит масштабно сэкономить ресурсы как государ-
5 -о
сз
<
ственного аппарата, так и прокуратуры РФ в частности.
Минимизации выявленных в ходе исследования коррупциогенных рисков, на наш взгляд, будут способствовать следующие меры:
- расширить круг субъектов, в отношении которых лицо обязано предоставить сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательств имущественного характера, применяя по аналогии термин «близкие родственники» из Семейного Кодекса РФ (установленный в законодательстве круг подотчетных субъектов является слишком узким, что дает возможность государственному служащему осуществлять коррупционные схемы через таких близких родственников как родители, совершеннолетние дети и т.д.), а также дополнительно нормативно закрепить определение близких родственников в соответствующем Федеральном законе;
- расширить перечень сделок, расходы в соответствии с которыми представляются государственным служащим, посредством замены ограниченного круга сделок общим понятием сделки. Следовательно, необходимо нормативное закрепление определение понятия сделки в соответствующем Федеральном законе. Содержание такого понятия должно быть аналогичным содержанию определению сделки в Гражданском Кодексе РФ, что не только расширит перечень совершаемых государственным служащим действий, направленных на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, за которые последний будет обязан отчитываться, но и обеспечит единство правоприменительной практики.
Для выявления нарушений в рамках ограничений и запретов, при представлении государственными служащими и иными лицами, на которых возложена эта обязанность, достоверных и полных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера считаем необходимым разработать пошаговый алгоритм проверки этих данных.
Таким образом, рассмотренный правовой механизм выявления коррупционных рисков при проверке сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданских служащих позволяет решить ряд правоохранительных задач, но он нуждается в дальнейшем совершенствовании, в целях эффективного противодействия коррупции.
Литература
1. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. 02 декабря 2019). СПСКонсультантПлюс.
2. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. 16.12.2019) «О противодействии коррупции». СПСКонсультантПлюс.
3. Федеральный закон от 03.12.2012 № 230-ФЗ (ред. 03 августа 2018 г.) «О контроле за соот-
ветствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» СПСКонсультантПлюс.
4. Федеральный Закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (ред. 16.12.2019) СПСКонсультантПлюс.
5. Федеральный Закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. 19.12.2016) «О государственной гражданской службе Российской Федерации». СПСКонсультантПлюс.
6. Федеральный закон от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ (ред. 02.08.2019) «Об оперативно-розыскной деятельности». СПСКонсультантПлюс.
7. Федеральный закон от 8 марта 2006 г. № 40-ФЗ «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции» // «Российская газета» от 21 марта 2006 г. № 56, в Собрании законодательства Российской Федерации от 20 марта 2006 г. № 12 ст. 1231.
8. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН). СПСКонсультантПлюс.
9. Указ Президента РФ от 02.04.2013 № 309 (ред. от 13.05.2019) «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» (вместе с «Положением о порядке направления запросов в Федеральную службу по финансовому мониторингу при осуществлении проверок в целях противодействия коррупции») / СПСКонсультантПлюс.
10. Стенограмма Послания Путина Федеральному Собранию [Электронный ресурс] Режим доступаhttp://prezident.org/tekst/ stenogramma-poslanija-putina-federalnomu-sobraniyu-15-01-2020.html
11. Указ Губернатора Свердловской области от 10.12.2012 № 920-УГ (ред. 14.02.207) «Об утверждении Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы в Свердловской области, и муниципальными служащими в Свердловской области, и соблюдения муниципальными служащими в Свердловской области требований к служебному поведению». СПСКонсультантПлюс.
12. Письмо Минтруда России от 22.07.2013 № 180/10/2-4077 «О проведении оценки коррупционных рисков, возникающих при реализации функций» (вместе с «Методическими рекомендациями по проведению оценки коррупционных рисков, возникающих при реализации функций»). СПСКонсультантПлюс.
13. Сколько в России государственных и муниципальных служащих. [Электронный ресурс] Режим доступа https://www.kommersant.ru/ doc/3188724
SOME ASPECTS OF IDENTIFYING CORRUPTION RISKS WHEN CHECKING INFORMATION ABOUT INCOME, PROPERTY AND PROPERTY OBLIGATIONS OF CIVIL SERVANT
Matveev Y.V., Semenov V.D., Rassokhin A.V.
Ural state law University
The scientific article discusses legal problems and the mechanism for improving the detection of corruption risks when checking information about income, property and property obligations in the system of state and municipal services. The authors, based on the current legislation, analyze the mechanism of practical detection of corruption risks when checking for inconsistencies between income and expenses of civil servants. The article presents an algorithm for checking information about income, property and property obligations in the system of state and municipal services and ways to optimize corruption risks in the organizational plan. Specific proposals and measures to improve legislation to minimize corruption risks are substantiated.
Keywords: corruption risks, corruption, income of an individual, illegal combination, verification of information reliability, mechanism for minimizing corruption risks.
References
1. Civil procedure code of the Russian Federation of 14.11.2002 N138-FZ (ed. December 02, 2019). Stsconsultants.
2. Federal law No. 273-FZ of 25.12.2008 (ed. 16.12.2019) "On combating corruption". Stsconsultants.
3. Federal law of 03.12.2012 N230-FZ (ed. August 3, 2018) "On control of compliance of expenses of persons holding public positions and other persons with their income" Spskonsultantplus.
4. Federal Law No. 25-FZ of 02.03.2007 "On municipal service in the Russian Federation" (ed. 16. 12. 2019) Spskonsultantplus.
5. Federal Law No. 79-FZ of 27.07.2004 (ed. 19.12.2016) "On the state civil service of the Russian Federation". Stsconsultants.
6. Federal law of August 12, 1995 N144-FZ (ed. 02.08.2019) "On operational search activity". Stsconsultants.
7. Federal law of March 8, 2006 N40-FZ "On ratification of the United Nations Convention against corruption "/ / "Rossiyskaya Gazeta" of March 21, 2006 N56, in the Collection of legislation of the Russian Federation of March 20, 2006 N12 art. 1231.
8. United Nations Convention against corruption (adopted in new York on 31.10.2003 by Resolution 58/4 at the 51st plenary session of the 58th session of the UN General Assembly). Stscon-sultants.
9. Decree of the President of the Russian Federation of 02.04.2013 N309 (ed. of 13.05.2019) "On measures to implement certain provisions of the Federal law" on anti-corruption "(together with "Regulations on the procedure for sending requests to the Federal service for financial monitoring when conducting checks to counter corruption") / Spskonsultantplus.
10. Transcript of Putin's Address to the Federal Assembly [Electronic resource]. ,qocTynahttp://prezident.org/tekst/stenogramma-poslanija-putina-federalnomu-sobraniyu-15-01-2020.html
11. Decree of the Governor of the Sverdlovsk region of 10.12.2012 N920-UG (ed. 14. 02. 207) "On approval of the Regulations on verification of reliability and completeness of information submitted by citizens applying for positions of municipal service in the Sverdlovsk region, and municipal employees in the Sverdlovsk region, and compliance by municipal employees in the Sverdlovsk region requirements for official behavior". Stsconsultants.
12. Letter of the Ministry of labor of Russia dated 22.07.2013 N18-0/10/2-4077 "On the assessment of corruption risks arising in the implementation of functions" (together with "Guidelines for assessing corruption risks arising in the implementation of functions"). Stsconsultants.
13. How many state and municipal employees are there in Russia? [Electronic resource] access Mode https://www.kommersant.ru/ doc/3188724