Научная статья на тему 'Реализация антикоррупционных стандартов к поведению государственных и муниципальных служащих Самарской области'

Реализация антикоррупционных стандартов к поведению государственных и муниципальных служащих Самарской области Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1064
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CORRUPTION / FIGHT AGAINST CORRUPTION / ANTI-CORRUPTION STANDARD / CONFLICT OF INTERESTS / CONTROL OVER INCOMES AND EXPENDITURES OF STATE OFFICERS / ANTI-CORRUPTION INSPECTION / INJUNCTIONS / PERMISSIONS / STATE OFFICER / MUNICIPAL OFFICER / CORRUPTION RISKS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Моисеев А.В., Иванчук Д.В.

Одним из основных направлений деятельности государственных органов в сфере противодействия коррупции является введение антикоррупционных стандартов. Целью данной статьи является анализ практики реализации антикоррупционных стандартов к поведению государственных и муниципальных служащих Самарской области. Прежде всего, в работе было рассмотрено определение антикоррупционного стандарта, дискуссионность которого сводится к его содержанию. Анализ действующего законодательства позволил сделать вывод о том, что содержание антикоррупционных стандартов в системе государственной (муниципальной) службы включает такие элементы, как конфликт интересов, контроль над доходами и расходами государственных и муниципальных служащих и антикоррупционная экспертиза. Данные выводы были подтверждены последующим исследованием практики реализации антикоррупционных стандартов к поведению государственных служащих Самарской области на основе Сводного отчета по реализации мер антикоррупционной деятельности в Самарской области. Особое внимание было уделено практике реализации антикоррупционных стандартов в органах местного самоуправления на примере г.о. Тольятти. Проведенный анализ позволил сделать вывод о том, что в Самарской области в целом выполняются требования федерального законодательства, направленного на создание антикоррупционных стандартов. Однако особого внимания требует работа по выявлению случаев несоблюдения государственными (муниципальными) служащими требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, а также профилактика коррупционных правонарушений при осуществлении анализа и проверок достоверности и полноты сведений о доходах, расходах. В качестве решения обозначенных в статье проблем предложено принять федеральный стандарт антикоррупционного поведения государственных (муниципальных) служащих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Моисеев А.В., Иванчук Д.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF ANTI-CORRUPTION STANDARDS OF BEHAVIOR OF STATE AND MUNICIPAL OFFICERS OF SAMARA REGION

ONE OF THE MAIN ACTIVITIES OF STATE AUTHORITIES IN THE SPHERE OF FIGHT AGAINST CORRUPTION IS THE INTRODUCTION OF ANTI-CORRUPTION STANDARDS. THE PURPOSE OF THIS ARTICLE IS TO ANALYZE THE PRACTICE OF IMPLEMENTING ANTI-CORRUPTION STANDARDS OF BEHAVIOR OF STATE AND MUNICIPAL OFFICERS OF SAMARA REGION. FIRST, THE ARTICLE PRESENTED THE DEFINITION OF AN ANTI-CORRUPTION STANDARD, THE DISCUSSION OF WHICH IS SUMMARIZED TO ITS CONTENT. AN ANALYSIS OF THE APPLICABLE LEGISLATION ALLOWED DRAWING A CONCLUSION THAT THE CONTENT OF ANTI-CORRUPTION STANDARDS IN THE SYSTEM OF STATE (MUNICIPAL) SERVICES INCLUDES SUCH ELEMENTS AS CONFLICT OF INTERESTS, CONTROL OVER INCOMES AND EXPENDITURES OF STATE AND MUNICIPAL OFFICERS AND ANTI-CORRUPTION INSPECTION. THESE CONCLUSIONS WERE CONFIRMED BY A FOLLOW-UP STUDY OF THE PRACTICE OF IMPLEMENTING ANTI-CORRUPTION STANDARDS OF BEHAVIOR OF STATE OFFICERS OF SAMARA REGION BASED ON THE CONSOLIDATED REPORT ON THE IMPLEMENTATION OF ANTI-CORRUPTION MEASURES IN SAMARA REGION. PARTICULAR ATTENTION WAS PAID TO THE PRACTICE OF IMPLEMENTING ANTI-CORRUPTION STANDARDS IN LOCAL SELF-GOVERNING AUTHORITIES BY THE EXAMPLE OF THE URBAN DISTRICT OF TOGLIATTI. THE PERFORMED ANALYSIS ALLOWED DRAWING A CONCLUSION THAT IN SAMARA REGION IN GENERAL, THE REQUIREMENTS OF FEDERAL LEGISLATION AIMED AT CREATING ANTI-CORRUPTION STANDARDS ARE BEING MET. HOWEVER, SPECIAL ATTENTION IS REQUIRED TO IDENTIFY CASES OF NON-COMPLIANCE BY STATE (MUNICIPAL) OFFICERS WITH REQUIREMENTS FOR PREVENTION OR SETTLEMENT OF CONFLICTS OF INTEREST, AS WELL AS THE PREVENTION OF CORRUPTION OFFENSES WHEN ANALYZING AND VERIFYING THAT INFORMATION ON INCOMES AND EXPENDITURES IS ACCURATE AND COMPLETE. AS A SOLUTION TO THE PROBLEMS IDENTIFIED IN THE ARTICLE, IT IS PROPOSED TO ADOPT A FEDERAL STANDARD OF ANTI-CORRUPTION BEHAVIOR OF STATE (MUNICIPAL) OFFICERS.

Текст научной работы на тему «Реализация антикоррупционных стандартов к поведению государственных и муниципальных служащих Самарской области»

УДК: 342.98

ББК: 67.401

Моисеев А.В., Иванчук Д.В.

РЕАЛИЗАЦИЯ АНТИКОРРУПЦИОННЫХ СТАНДАРТОВ К ПОВЕДЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Moiseev A.V., Ivanchuk D.V.

IMPLEMENTATION OF ANTI-CORRUPTION STANDARDS OF BEHAVIOR OF STATE AND MUNICIPAL OFFICERS OF SAMARA REGION

Ключевые слова: коррупция, противодействие коррупции, антикоррупционный стандарт, конфликт интересов, контроль над доходами и расходами государственных и муниципальных служащих, антикоррупционная экспертиза, запреты, дозволения, государственный служащий, муниципальный служащий, коррупционные риски.

Keywords: corruption, fight against corruption, anti-corruption standard, conflict of interests, control over incomes and expenditures of state officers, anti-corruption inspection, injunctions, permissions, state officer, municipal officer, corruption risks.

Аннотация: одним из основных направлений деятельности государственных органов в сфере противодействия коррупции является введение антикоррупционных стандартов. Целью данной статьи является анализ практики реализации антикоррупционных стандартов к поведению государственных и муниципальных служащих Самарской области. Прежде всего, в работе было рассмотрено определение антикоррупционного стандарта, дискуссион-ность которого сводится к его содержанию. Анализ действующего законодательства позволил сделать вывод о том, что содержание антикоррупционных стандартов в системе государственной (муниципальной) службы включает такие элементы, как конфликт интересов, контроль над доходами и расходами государственных и муниципальных служащих и антикоррупционная экспертиза. Данные выводы были подтверждены последующим иссл е-дованием практики реализации антикоррупционных стандартов к поведению государственных служащих Самарской области на основе Сводного отчета по реализации мер антикоррупционной деятельности в Самарской области. Особое внимание было уделено практике реализации антикоррупционных стандартов в органах местного самоуправления на примере г.о. Тольятти. Проведенный анализ позволил сделать вывод о том, что в Самарской области в целом выполняются требования федерального законодательства, направленного на создание антикоррупционных стандартов. Однако особого внимания требует работа по выявлению случаев несоблюдения государственными (муниципальными) служащими требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, а также профилактика коррупционных правонарушений при осуществлении анализа и проверок достоверности и полноты сведений о доходах, расходах. В качестве решения обозначенных в статье проблем предложено принять федеральный стандарт антикоррупционного поведения государственных (муниципальных) служащих.

Abstract: one of the main activities of state authorities in the sphere of fight against corruption is the introduction of anti-corruption standards. The purpose of this article is to analyze the practice of implementing anti-corruption standards of behavior of state and municipal officers of Samara Region. First, the article presented the definition of an anti-corruption standard, the discussion of which is summarized to its content. An analysis of the applicable legislation allowed drawing a conclusion that the content of anti-corruption standards in the system of state (municipal) services includes such elements as conflict of interests, control over incomes and expenditures of state and municipal officers and anti-corruption inspection. These conclusions were confirmed by a follow-up study of the practice of implementing anti-corruption standards of behavior of state

officers of Samara Region based on the Consolidated report on the implementation of anticorruption measures in Samara Region. Particular attention was paid to the practice of implementing anti-corruption standards in local self-governing authorities by the example of the Urban District of Togliatti. The performed analysis allowed drawing a conclusion that in Samara Region in general, the requirements of federal legislation aimed at creating anti-corruption standards are being met.

However, special attention is required to identify cases of non-compliance by state (municipal) officers with requirements for prevention or settlement of conflicts of interest, as well as the prevention of corruption offenses when analyzing and verifying that information on incomes and expenditures is accurate and complete. As a solution to the problems identified in the article, it is proposed to adopt a federal standard of anti-corruption behavior of state (municipal) officers.

В последние годы большое внимание уделяется разработке и нормативно-правовому закреплению антикоррупционных стандартов поведения государственных и муниципальных служащих. Данное направление деятельности государственных органов, согласно п. 5 ст. 7 Федерального закона «О противодействии коррупции» [1], является одним из основных в сфере противодействия коррупции.

Правовые основы антикоррупционных стандартов в системе государственной и муниципальной службы заложены в федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации и подзаконных нормативных актах, среди которых следует назвать такие, как федеральные законы «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [2] и «О муниципальной службе в Российской Федерации» [3]. Общие принципы служебного поведения закреплены в соответствующем Указе Президента РФ [6].

Понятие антикоррупционного стандарта содержится в Федеральном законе «О противодействии коррупции», согласно которому под таковым понимается установленная для соответствующей области деятельности единая система запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области.

Однако данное законодательное определение антикоррупционных стандартов в доктрине подвергается критическому осмыслению.

В частности, П.И. Сащеко считает, что сведение антикоррупционных стандартов только лишь к гарантиям, ограничениям, запретам или дозволениям не отвечает целям противодействия коррупции. По мне-

нию исследователя, антикоррупционные стандарты должны касаться еще и процедурных или технических вопросов [25, с. 74].

Н.А. Антонова также к антикоррупционным стандартам предлагает относить кроме всего еще и административные процедуры, т.е. установленный порядок поступления на службу и ее прохождения, включая проведение конкурсов на замещение вакантных должностей и др. [22, с. 29]

В.В. Астанин считает неправильным рассматривать в качестве антикоррупционных стандартов административные регламенты исполнения государственных фун к-ций, которые не содержат системы запретов, ограничений, обязанностей и дозволений [23, с. 6-8].

В.В. Наумов и А.М. Станкевич под антикоррупционными стандартами поведения государственных или муниципальных служащих предлагают понимать комплексный нормативный правовой (локальный) акт, «который должен закрепить не только корпоративные (внутренние) правовые, но этические нормы и правила (в совокупности -запреты, ограничения, обязанности и дозволения) антикоррупционного поведения правоохранителя в профессиональной и бытовой сферах, в целях формирования у личного состава высоких моральных устоев, влекущих понимание необходимости строгого следования соответствующим одобряемым поведенческим моделям» [24, с. 108].

Как можно заметить, вся дискуссион-ность вопроса относительно понятия «антикоррупционный стандарт» сводится к его содержательной составляющей.

Причиной такого неоднозначного решения ученых относительно содержания

антикоррупционных стандартов является наличие огромной нормативно-правовой базы в рассматриваемой сфере общественных отношений, а также отсутствие единого стандарта антикоррупционного поведения государственных (муниципальных) служа-щи х.

Ограниченность объема настоящей статьи не позволяет более подробно остановиться на рассмотрении вопроса о содержательной составляющей антикоррупционных стандартов. При этом, исходя из анализа действующего законодательства, можно сделать вывод о том, что содержание антикоррупционных стандартов в системе государственной (муниципальной) службы включает такие элементы, как конфликт интересов (ст. 10, 11, 12.3 ФЗ «О противодействии коррупции», ст. 19, 59.1 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», ст. 14.1, 27.1 ФЗ «О муниципальной службе в РФ»), контроль над доходами и расходами государственных и муниципальных служащих (ст. 8, 8.1 ФЗ «О противодействии коррупции», ст. 20 ФЗ «О государственной гражданское службе РФ», ст. 15 ФЗ «О муниципальной службе в РФ») и антикоррупционная экспертиза (подп. 2 ст. 6 «О противодействии коррупции»). Далее, следует более подробно рассмотреть практику реализации данных элементов антикоррупционных стандартов к государственным и муниципальным служащим Самарской области.

Нормативно-правовые основы антикоррупционных стандартов к поведению государственных и муниципальных служащих Самарской области заложены помимо рассмотренных выше федеральных законов и региональным законодательством, в числе которых, прежде всего, следует назвать Законы Самарской области: «О противодействии коррупции в Самарской области» [7], «О государственной гражданской службе Самарской области» [8 ], «О муниципальной службе в Самарской области» [9].

На территории Самарской области действует государственная программа «Противодействие коррупции в Самарской области на 2014-2018 годы» (далее - Госпрограмма) [10].

В Самарской области сформирован

антикоррупционный орган, функции которого возложены на департамент по вопросам правопорядка и противодействия коррупции Самарской области (далее - департамент) [11].

Департамент обеспечивает приведение региональных и муниципальных нормативных правовых актов в сфере противодействия коррупции в соответствие с федеральным законодательством.

Так, был разработан порядок взаимодействия регионального органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений и кадровых служб органов исполнительной власти Самарской области при проведении проверок в целях противодействия коррупции, который утвержден постановлением Губернатора Самарской области [12].

С учетом задач, поставленных Президентом РФ в Национальном плане противодействия коррупции на 2016-2017 годы [15], департамент реализует комплекс организационных и проверочных мероприятий, направленных на профилактику коррупции в регионе.

Особое внимание департамент уделяет вопросам совершенствования механизма предотвращения и выявления конфликта интересов и личной заинтересованности. В этих целях принимаются меры, направленные на оказание органам власти и местного самоуправления методической и практической помощи.

Так, по данным Сводного отчета о реализации мер антикоррупционной деятельности в Самарской области в 2016 году было установлено 15 случаев возникновения конфликта интересов или возможности его возникновения. По результатам проверок принимались конкретные меры к урегулированию конфликта интересов, четверо служащих были привлечены к дисциплинарной ответственности и одно лицо уволено [21].

Департамент в рамках предоставленных полномочий проводит проверки достоверности и полноты представленных государственными служащими сведений о доходах. К примеру, в 2016 г. было выявлено 332 нарушения в отношении 234 государственных служащих. В отношении 69 госу-

дарственных гражданских служащих проводились самостоятельные антикоррупционные проверки, из них в отношении одного руководителя органа исполнительной власти, одного советника Губернатора Самарской области, семнадцати государственных служащих категории «руководитель» и пятидесяти государственных гражданских служащих [21].

Всего в 2016 г. кадровыми подразделениями государственных и муниципальных органов было проведено 518 проверок представленных сведений. В результате выявлено 466 служащих, которые предоставили недостоверную или неполную информацию. Повсеместно устанавливаются факты представления недостоверных сведений о денежных средствах, находящихся на банковских счетах, доходах от вкладов, а также об участии супругов служащих в деятельности коммерческих организаций.

Так, ведущим специалистом департамента управления муниципальным имуществом мэрии г.о. Тольятти в 2014 году была приобретена в собственность квартира. В ходе контрольных мероприятий установлено, что сумма сделки превысила общий доход семьи за три года, предшествующих совершению сделки, при этом часть суммы, полученная из иных источников, не была подтверждена. Однако меры дисциплинарной ответственности применены не были по причине нахождения служащей в отпуске по уходу за ребенком [21].

В рамках реализации мероприятий государственной программы по выявлению случаев несоблюдения государственными служащими запретов и требований об урегулировании конфликта интересов и личной заинтересованности, в том числе при использовании бюджетных средств, департаментом в ходе проверки в ГБУ СО «Самарское ветеринарное объединение» были установлены факты личной заинтересованности при расходовании бюджетных средств. По материалам проверки директор учреждения была привлечена к дисциплинарной ответственности в виде выговора. Кроме того, было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 159 Уголовного кодекса РФ (мошенничество, совершенное лицом с использо-

ванием своего служебного положения) [4].

Департамент осуществляет постоянный контроль за обоснованностью и объективностью применяемых руководителями органов власти мер юридической ответственности к служащим в каждом случае несоблюдения ими запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции. В случаях установления фактов необоснованного освобождения служащих, допустивших коррупционные правонарушения, от ответственности, материалы проверок направляются в органы прокуратуры.

Так, в отношении заместителя министра энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области был установлен факт несоблюдения обязанности по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, выразившийся в принятии управленческих решений в отношении некоммерческой организации, в которой на должности начальника планово-экономического отдела работала дочь заместителя министра. Однако комиссией по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов министерства конфликт интересов не был усмотрен. В связи с чем департаментом материал проверки был направлен в прокуратуру Самарской области, по результатам рассмотрения которого в адрес министра энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области прокуратура внесла представление [21].

В ходе мониторинга соблюдения законодательства о противодействии коррупции в муниципальных образованиях устанавливаются недостатки в работе по актуализации муниципальных правовых актов в сфере противодействия коррупции, оцениваются коррупционные риски, выявляются и предотвращаются конфликты интересов.

На постоянной основе в органах исполнительной власти и местного самоуправления Самарской области ведется профилактическая работа по выявлению в нормативных актах и их проектах корруп-циогенных факторов с последующим их устранением.

Практика проведенных экспертиз по-

казывает, что основная масса выявленных коррупциогенных факторов приходится на акты органов местного самоуправления. Наиболее часто выявляемыми коррупцио-генными факторами являются широта дискреционных полномочий, отсутствие или неполнота административных процедур, принятие нормативных правовых актов за пределами компетенции, определение по формуле «вправе» [21].

С целью активизации и стимулирования работы независимых экспертов Самарской области, а также их поощрения, департамент разработал Положение о проведении конкурса независимых экспертов Самарской области «Лучший эксперт года в области независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов», которое утверждено приказом вице-губернатора - руководителя департамента от 22.11.2016 [20].

В целях обеспечения прозрачности государственного управления, своевременной и эффективной реализации прав и свобод граждан, снижения уровня коррупции постановлением Правительства Самарской области принят стандарт информационной открытости органов исполнительной власти региона [13].

Отдельно хотелось бы остановиться на практике реализации антикоррупционных стандартов в органах местного самоуправления на примере г.о. Тольятти.

В целях развития и совершенствования комплексной системы противодействия коррупции на территории г.о. Тольятти реализуется муниципальная программа «Противодействие коррупции в городском округе Тольятти на 2017-2021 годы» [14] (далее -Программа), целью которой является развитие и совершенствование комплексной системы противодействия коррупции в органах местного самоуправления г.о. Тольятти, направленной на достижение конкретных результатов в работе по предупреждению коррупции, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Одной из задач Программы является совершенствование работы в сфере противодействия коррупции на муниципальной службе.

Организация исполнения антикоррупционного законодательства возложена на Комиссию по противодействию коррупции при администрации г.о. Тольятти [18].

Свою деятельность Комиссия осуществляет в соответствии с Положением о проверке достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей руководителей муниципальных учреждений г.о. Тольятти, и руководителями муниципальных учреждений г.о. Тольятти, утвержденным постановлением мэрии г.о. Тольятти [19].

В целях активизации работы в сфере противодействия коррупции в 2017 году с руководителями всех муниципальных учреждений г.о. Тольятти оформлены соглашения к трудовому договору, согласно которым обязанности руководителя дополнены пунктом: «принимать меры по предотвращению возникновения конфликта интересов и урегулированию возникших случаев конфликта интересов в учреждении».

В г.о. Тольятти проводятся проверки соблюдения муниципальными служащими ограничений, запретов, связанных с прохождением муниципальной службы:

- по поступившему в адрес администрации г.о. Тольятти представлению прокуратуры в части соблюдения требований к служебному поведению, по результатам которой работник может быть привлечен к дисциплинарной ответственности;

- по служебному письму работника администрации г.о. Тольятти по факту допущения неоднократных публичных высказываний, суждений, оценки в отношении деятельности органов местного самоуправления, по результатам которой к работнику может быть применено дисциплинарное взыскание (замечание) [17].

Ежегодно Управление муниципальной службы и кадровой политики администрации г.о. Тольятти проводит оценку коррупционных рисков органов местного самоуправления, а также их должностных лиц при реализации ими своих функций и полномочий.

Анализ и мониторинг сведений о доходах, расходах, имуществе, предоставлен-

ных лицами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления г.о. Тольятти, осуществлялся в три этапа.

На первом этапе при приеме сведений: определяется правовой статус лица, представляющего сведения; проводится проверка отчетного периода и отчетной даты, на которую представлены сведения; проводится проверка правильности заполнения титульных листов справки, содержащей сведения; осуществляется визуальная проверка соответствия информации, внесенной в графу (строку), той информации, внесение которой предусмотрено утвержденной формой справки; проводится проверка простановки личной подписи и даты на последнем листе справки (справок) лицом, обязанным ее представлять. Предварительная проверка сведений осуществляется по справке, заполняемой муниципальными служащими в электронной форме на внутреннем Портале.

На втором этапе: проводится сверка сведений с предыдущим периодом; осуществляется сверка информации, содержащейся в каждом разделе справки; устанавливаются источники приобретения нового имущества по сумме доходов и величине обязательств, сравниваемых со сведениями прошлого периода муниципального служащего и членов его семьи.

На третьем этапе результаты проверки правильности заполнения сведений направляются для размещения в личные дела муниципальных служащих, а сокращенная форма сведений - на Портал.

При проведение проверок на предмет корректности (правильности) заполнения справок о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, обнаруживаются ряд типичных ошибок, допускаемых муниципальными служащими г.о. Тольятти при заполнении сведений, в числе которых: не указан доход от прежнего места работы; не указаны выплаты по временной нетрудоспособности; не указаны земельные участки под жилыми домами, дачами, гаражами; указание неверных, либо не полных адресов банков, где открыты счета; неверное указание вида счета банка; не указано переданное в пользование супругу (супруге) имущество, принадлежащее на

праве собственности супруга (супруги) [17].

Формами контроля за соблюдением муниципальными служащими органов местного самоуправления ограничений, обязанностей, запретов, требований к служебному поведению, принятию мер по урегулированию конфликтов интересов, установленных в целях противодействия коррупции, являются:

- анализ поступивших в органы местного самоуправления обращений, заявлений граждан о нарушении муниципальными служащими норм антикоррупционного законодательства и законодательства о муниципальной службе;

- своевременное принятие мер актам прокурорского реагирования об устранении нарушений антикоррупционного законодательства;

- проведение проверок по информации, поступившей от государственных, муниципальных органов, общественных организаций, СМИ о нарушении антикоррупционного законодательства и законодательства о муниципальной службе;

- осуществление внутреннего контроля за предоставлением Сведений, в том числе по количеству муниципальных служащих, которые обязаны предоставлять Сведения в соответствии с законодательством;

- проведение внутреннего контроля за уведомлением муниципальными служащими работодателя о намерении осуществлять иную оплачиваемую деятельность;

- осуществление контроля при рассмотрении вопросов на заседании Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов. Так, в 2017 г. были проведены проверки в отношении 56 муниципальных служащих, предоставивших документы на рассмотрение данной Комиссии [17].

Проведение антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов администрации г.о. Тольятти организовано на трех уровнях: правовой департамент администрации г.о. Тольятти, прокуратура г.о. Тольятти, независимая антикоррупционная экспертиза.

Антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов адми-

нистрации г.о. Тольятти и действующих нормативных правовых актов администрации г.о. Тольятти проводится правовым департаментом в соответствии с постановлениями мэрии г.о. Тольятти «Об утверждении Положения о противодействии коррупции» [15] и «Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) и внесении изменений в отдельные правовые акты мэрии городского округа Тольятти» [16].

Согласованные правовым департаментом проекты нормативных правовых актов направляются одновременно в прокуратуру г.о. Тольятти для проверки и проведения антикоррупционной экспертизы, а также размешаются на Портале в разделе «Независимая антикоррупционная экспертиза» для обеспечения возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы.

Независимая антикоррупционная экспертиза проектов муниципальных нормативных правовых актов проводится в администрации г.о. Тольятти в соответствии с Порядком проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) и внесении изменений в отдельные правовые акты мэрии г.о. Тольятти1.

На Портале для независимой антикоррупционной экспертизы в 2017 году администрацией г.о. Тольятти было размещено 434 проекта муниципальных правовых акта. Независимую антикоррупционную экспертизу прошли также 424 нормативных правовых акта. На официальном сайте Думы г.о. Тольятти создана и функционирует отдельная страница для размещения проектов нормативных правовых актов Думы для проведения независимой антикоррупционной экспертизы.

Таким образом, проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что в Са-

1 Постановление Мэрии городского округа Тольятти Самарской области от 17.05.2010 г. № 1269 -п/1 (ред. от 28.02.2018) «Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) и внесении изменений в отдельные правовые акты мэрии городского округа Тольятти» // Городские ведомости. - 2010. - 18 мая. - № 53(1115).

марской области в целом выполняются требования федерального законодательства, направленного на создание антикоррупционных стандартов в системе государственной (муниципальной) службы.

Однако необходимо особое внимание уделять работе по выявлению случаев несоблюдения государственными (муниципальными) служащими требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, а также обеспечить возможность ежегодного обсуждения вопроса о состоянии этой работы и мерах по ее совершенствованию на заседании комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Самарской области.

Контроль за работой должностных лиц по профилактике коррупционных правонарушений при осуществлении ими анализа и проверок достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера требует принятия дополнительных мер. В каждом случае несоблюдения запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции, в том числе представления недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, необходимо применять к виновным лицам меры юридической ответственности, предусмотренные законодательством.

Одним из решений обозначенных в данной статье проблем могло бы стать принятие федерального стандарта антикоррупционного поведения государственных (муниципальных) служащих как единого образца, учитывающего причинные комплексы коррупции и способствующего при его реализации снижению коррупции или уменьшению причиняемого ей вреда органам государственной власти или органам местного самоуправления.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Федеральный закон от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ (ред. от 28.12.2017) «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства РФ. - 2008. - № 52 (Ч. 1). - Ст. 6228.

2. Федеральный закон от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ (ред. от 28.12.2017) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2004. - № 31. - Ст. 3215.

3. Федеральный закон от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ (ред. от 26.07.2017) «О муниципальной службе в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2007. - № 10. - Ст. 1152.

4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 19.02.2018) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.

5. Указ Президента РФ от 01.04.2016 г. № 147 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2016 - 2017 годы» // Собрание законодательства РФ. - 2016. - № 14. -Ст. 1985.

6. Указ Президента РФ от 12.08.2002 г. № 885 (ред. от 16.07.2009) «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 33. - Ст. 3196.

7. Закон Самарской области от 10.03.2009 г. № 23-ГД (ред. от 13.06.2017) «О противодействии коррупции в Самарской области» // Волжская коммуна. - 2009. - 12 марта. -№ 83(26542).

8. Закон Самарской области от 06.04.2005 г. № 103-ГД (ред. от 13.02.2017) «О государственной гражданской службе Самарской области» // Волжская коммуна. - 2005. - 7 апреля. -№ 62.

9. Закон Самарской области от 09.10.2007 г. № 96-ГД (ред. от 12.02.2018) «О муниципальной службе в Самарской области» // Волжская коммуна. - 2007. - 12 октября. -№ 190(25988).

10. Постановление Правительства Самарской области от 27.11.2013 г. № 673 (ред. от

10.06.2016) «Об утверждении государственной программы Самарской области «Противодействие коррупции в Самарской области на 2014 - 2018 годы» // Волжская коммуна. - 2013. -28 ноября - № 391(28807).

11. Постановление Правительства Самарской области от 08.10.2012 г. № 506 (ред. от

04.08.2017) «О департаменте по вопросам правопорядка и противодействия коррупции Самарской области» // Волжская коммуна. - 2012. - 9 октября. - № 370(28298).

12. Постановление Губернатора Самарской области от 13.01.2017 г. № 6 «Об утверждении Порядка взаимодействия регионального органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений и кадровых служб (подразделений) Администрации Губернатора Самарской области, секретариата Правительства Самарской области и органов исполнительной власти Самарской области при проведении проверок в целях противодействия коррупции» // Волжская коммуна. - 2017. - 17 января. - № 9(29904).

13. Постановление Правительства Самарской области от 30.09.2013 г. № 511 (ред. от 20.11.2015) «Об утверждении Положения о стандарте информационной открытости органов исполнительной власти Самарской области» // Волжская коммуна. - 2013. - 2 октября. -№ 326(28742).

14. Постановление Мэрии городского округа Тольятти Самарской области от 21.09.2016 г. № 3003-п/1 (ред. от 16.01.2018) «Об утверждении муниципальной программы «Противодействие коррупции в городском округе Тольятти на 2017 - 2021 годы» // Городские ведомости. - 2016. - 27 сентября. - № 67(1941).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Постановление Мэрии городского округа Тольятти Самарской области от

16.07.2009 г. № 1604-п/1 (ред. от 17.10.2017) «Об утверждении Положения о противодействии коррупции» // Городские ведомости. - 2009. - 21 июля. - № 79(994).

16. Постановление Мэрии городского округа Тольятти Самарской области от

17.05.2010 № 1269-п/1 (ред. от 28.02.2018) «Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых ак-

тов) и внесении изменений в отдельные правовые акты мэрии городского округа Тольятти» // Городские ведомости. - 2010. - 18 мая. - № 53(1115).

17. Постановление Администрации городского округа Тольятти от 16.03.2018 г. № 853 -п/1 «Об утверждении отчета о реализации муниципальной программы «Противодействие коррупции в городском округе Тольятти на 2017 -2021 годы, утвержденной постановлением мэрии городского округа Тольятти от 21.09.2016 г. № 3003-п/1, за 2017 год» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.

18. Постановление Администрации городского округа Тольятти Самарской области от 15.02.2018 г. № 443-п/1 «О комиссии при администрации городского округа Тольятти по противодействию коррупции» (вместе с «Положением о комиссии при администрации городского округа Тольятти по противодействию коррупции») [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.

19. Постановление Мэрии городского округа Тольятти Самарской области от 09.07.2014 г. № 2233-п/1 (ред. от 05.03.2018) «О проверке достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гр а-жданами, претендующими на замещение должностей руководителей муниципальных учреждений городского округа Тольятти, и руководителями муниципальных учреждений городского округа Тольятти » // Городские ведомости. - 2014. - 11 июля. - № 87(1685).

20. Приказ департамента по вопросам правопорядка и противодействия коррупции Самарской области от 22.11.2016 г. № ДППК -10 «О конкурсе независимых экспертов Самарской области «Лучший эксперт года в области независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов» (вместе с «Положением о конкурсе независимых экспертов Самарской области «Лучший эксперт года в области независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов», «Положением о Дипломе департамента по вопросам правопорядка и противодействия коррупции Самарской области, вручаемого по итогам конкурса независимых экспертов Самарской области «Лучший эксперт года в области независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов») // Волжская коммуна. - 2016. - 30 ноября. - № 318(29864).

21. Сводный отчет о реализации мер антикоррупционной деятельности в Самарской области за 2016 год [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://samaraanticorr.ru/ (дата обращения: 30.06.2018).

22. Антонова, Н.А. Проблемы закрепления антикоррупционных стандартов в области государственной и муниципальной службы // Конституционное и муниципальное право. -2016. - № 10. - С. 28-30.

23. Астанин, В.В. Антикоррупционные стандарты и повышение эффективности государственной службы // Административное и муниципальное право. - 2010. - № 6. - С. 6 - 8.

24. Наумов, В.В., Станкевич, А.М. К вопросу о формировании антикоррупционного стандарта поведения сотрудников Следственного комитета РФ // Вестник Екатерининского института. - 2017. - № 3 (39). - С. 106-109.

25. Сащеко, П.И. О некоторых проблемах разработки антикоррупционных стандартов // Проблемы укрепления законности и правопорядка: наука, практика, тенденции. - 2014. - № 7. - С. 72-79.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.