Проблемы предоставления и проверки сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера сотрудников ФСИН России и их родственников
■ Е.А. ЯКОВЛЕВ - преподаватель кафедры административно-правовых дисциплин ВИПЭ ФСИН России
Статья посвящена выявлению возникающих на практике проблем, связанных с механизмом предоставления и проверки сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера сотрудников ФСИН России и их родственников.
Ключевые слова: коррупция; сведения о доходах; деятельность уголовно-исполнительной системы; антикоррупционные меры.
The problems of provision and verification of information on income, expenditures, about property and obligations of property character of the employees of the penitentiary service of Russia and their relatives
■ E.A. YAKOVLEV - Lecturer of the Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penal Service of Russia
The article is devoted to revealing the practical problems associated with the mechanism of submission and checking of information on income, expenditures, about property and obligations of property character of the employees of the penitentiary service of Russia and their relatives.
Key words: corruption; information about incomes; activity of criminal-executive system; anticorruption measures.
Борьба с коррупцией является одним из основных направлений государственной политики России, поэтому органы всех уровней исполнительной власти уделяют повышенное внимание выявлению и предупреждению соответствующих преступлений.
Федеральная служба исполнения наказаний не является исключением. Наряду с фиксацией преступлений указанного вида осуществляется целенаправленное предупредительное воздействие на причины и условия, способствующие распространению коррупции, принимаются меры по недопущению ее фактов.
Проблема борьбы с коррупцией в системе государственной службы многие годы не теряет своей актуальности. Коррупция не только подрывает доверие граждан к государственным служащим и власти в целом, но и наносит удар по политической системе, основам эффективного хозяйствования и т.п.1
За последние годы в России были созданы основы антикоррупционного законодательства. Разработку ведомственных нормативно-правовых актов по борьбе с
коррупцией осуществляет и Федеральная служба исполнения наказаний. В рамках данной деятельности был принят Приказ ФСИН России от 31.08.2009 г. № 372 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы в уголовно-исполнительной системе, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей»2.
По мнению А.П. Алегина, при комплектовании коррупционно уязвимых должностей следует отдавать предпочтение перспективным сотрудникам того подразделения или учреждения ФСИН России, должность в котором подлежит замещению. Данный подход не только позволит стимулировать добросовестное отношение сотрудников УИС к службе, но и во многом послужит пре-
пятствием к назначению на эти должности коррупционеров3.
В ходе проведенного среди сотрудников ФСИН России анкетирования4 69,4% респондентов высказали мнение, что сведения об имуществе не должны публиковаться на открытых для всех интернет-ресурсах, а должны предоставляться только для изучения уполномоченным органам в целях выявления коррупционных действий.
Данная информация не должна выходить за пределы ведомства, должна анализироваться подразделениями собственной безопасности и кадров, так как в открытом доступе она может быть использована в преступных целях.
Приказом ФСИН России от 05.07.2013 г. № 3875 также закреплен порядок предоставления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданами, претендующими на замещение должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Федеральной службой исполнения наказаний, и работниками, замещающими эти должности. В нем определен срок предоставления таких сведений -до 30 апреля года, следующего за отчетным (с 1 января по 31 декабря). Сведения о расходах предоставляются, если сумма осуществленной сделки превышает общий доход лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих ее совершению.
Также данным приказом предусмотрен порядок проверки сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Так, проверку могут проводить подразделения ФСИН России или территориального органа ФСИН России по профилактике коррупционных и иных правонарушений (кадровые и собственной безопасности). Проверка назначается по ограниченному перечню оснований, а именно при достаточной информации, представленной в ФСИН России или территориальный орган ФСИН России в письменном виде в установленном порядке правоохранительными органами, иными государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами; гражданскими служащими подразделений кадровых служб федеральных государственных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо должностными лицами кадровых служб указанных органов, ответственными за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений; постоянно действующими руководящими органами политических партий и зарегистрированных
в соответствии с законодательством Российской Федерации иных общероссийских общественных объединений, не являющихся политическими партиями; Общественной палатой Российской Федерации; общероссийскими средствами массовой информации.
Несмотря на это, имеются серьезные трудности, связанные с проверкой достоверности и полноты сведений о доходах и расходах. Исходя из анализа статистических данных6, можно утверждать, что информация, являющаяся основанием для проверки, из правоохранительных и налоговых органов, политических партий, общероссийских общественных объединений, общественных палат и средств массовой информации практически не поступает. В основном ее предоставляют органы прокуратуры, сотрудники собственной безопасности, инспекции по личному составу.
Возникают сложности при получении в процессе проверки необходимых сведений из налоговых органов, органов Росреестра, коммерческих банков, других организаций, так как действующим законодательством не установлена обязанность указанных органов и организаций предоставлять соответствующую информацию. Анализ принимаемых УФСИН России по Вологодской области мер по реализации антикоррупционного законодательства за 2013 г.7 показал, что в среднем на 80% запросов, направленных в государственные органы, коммерческие банки и иные организации в рамках проведения проверок достоверности и полноты сведений о доходах, был получен отказ.
Так, например, налоговые органы предоставляют информацию о наличии или отсутствии расхождений между их данными и сведениями, представленными сотрудниками. Однако в чем именно заключается несоответствие (меньше или больше указанный доход, получен ли доход от иного работодателя и пр.), они не сообщают, ссылаясь на ст. 102 Налогового кодекса Российской Федерации8 (налоговая тайна). Налоговые и регистрирующие органы предоставляют имеющиеся у них сведения только с письменного согласия проверяемого лица, ссылаясь на требования Федерального закона от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»9. Если согласие сотрудника, представившего сведения, достоверность и полнота которых ставится под сомнение, еще можно получить при проведении проверки, то заручиться таким согласием супруга (супруги) сотрудника затруднительно. Кроме того, дача согласия является правом, а не обязанностью сотрудника, его супруга (супруги).
ВЕСТНИК ИНСТИТУТА
Сходная проблема возникает также при проверке сведений об имеющихся в банках счетах и наличии на них денежных средств. Так, за 2013 г. в УФСИН России по Вологодской области ни один банк не предоставил информацию по запросам, ссылаясь на банковскую тайну, установленную ст. 26 Федерального закона от 02.12.1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности»10.
Анализ обзоров территориальных органов показал, что основными нарушениями, допускаемыми федеральными государственными служащими уголовно-исполнительной системы при предоставлении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, являются:
- неотражение в соответствующих справках сведений об имеющихся в собственности автотранспортных средствах и маломерных судах;
- непредоставление работодателю сведений об имеющемся в собственности недвижимом имуществе, а также указание меньшей, чем в действительности, площади недвижимого имущества;
- непредоставление работодателю сведений о денежных средствах, полученных в результате отчуждения движимого и недвижимого имущества;
- непредоставление работодателю справок о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
В результате осуществленных проверок к дисциплинарной ответственности в виде увольнения из ФСИН России были привлечены всего 5% сотрудников, остальные допустившие нарушения на заседании аттестационной комиссии привлечены к дисциплинарной ответственности в виде неполного служебного соответствия и строго выговора.
Таким образом, на сегодняшний день требуется законодательно установить обязательность предоставления информации по запросам от компетентных уполномоченных органов в целях выявления недостоверного или неполного предоставления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера сотрудников ФСИН России, их супругов и несовершеннолетних детей.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Волкова В.В., Ильин Б.В. Коррупционные проявления в УИС // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2012. № 3 (19). С. 70.
2 См.: Российская газета. 2009. 25 сент.
3 См.: Алегин А.П. О мерах профилактики коррупционных преступлений сотрудников УИС в сфере экономики // Труды Академии управления МВД России. 2008. № 4. С. 33.
4 Анкетирование проводилось в 2012-2013 гг. среди сотрудников территориальных органов ФСИН России (350 сотрудников уголовно-исполнительной системы) в рамках диссертационного исследования Е.А. Яковлева на тему «Правовое регулирование и организация деятельности уголовно-исполнительной системы в сфере реализации норм антикоррупционного законодательства».
5 См.: Приказ ФСИН России от 05.07.2013 г. № 387 «Об утверждении Порядка представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданами, претендующими на замещение должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Федеральной службой исполнения наказаний, и работниками, замещающими эти должности, и Положения об осуществлении проверки в отношении лиц, замещающих должности или претендующих на замещение должностей, включенных в Перечень должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Федеральной службой исполнения наказаний, при назначении на которые граждане и при замещении которых работники обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» // Российская газета. 2013. № 199.
6 См.: Основные показатели деятельности уголовно-исполнительной системы ФСИН России: Информ.-аналит. сб. Тверь, 2013.
7 См.: Обзор принимаемых УФСИН России по Вологодской области мер по реализации антикоррупционного законодательства за 2013 год. http://xn--h1akkl.xn--p1ai/upload/Antikor-ruptsiya/Metodicheskie-materialy/ obzor_korrupciya_2013.pdf
8 См.: СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3824.
9 См.: Там же. 2006. № 31 (Ч. 1). Ст. 3451.
10 См.: Там же. 1996. № 6. Ст. 492.
1 Sm.: Volkova V.V., Il'in B.V. Korrupcionnye projavlenija v UIS // Vestnik instituta: prestuplenie, nakazanie, ispravlenie. 2012. № 3 (19). S. 70.
2 Sm.: Rossijskaja gazeta. 2009. 25 sent.
3 Sm.: Alegin A.P. O merah profilaktiki korrupcionnyh prestuplenij sotrudnikov UIS v sfere jekonomiki // Trudy Akademii upravlenija MVD Rossii. 2008. № 4. S. 33.
4 Anketirovanie provodilos' v 2012-2013 gg. sredi sotrudnikov territorial'nyh organov FSIN Rossii (350 sotrudnikov ugolovno-ispolnitel'noj sistemy) v ramkah dissertacionnogo issledovanija E.A. Jakovleva na temu «Pravovoe regulirovanie i organizacija dejatel'nosti ugolovno-ispolnitel'noj sistemy v sfere realizacii norm antikorrupcionnogo zakonodatel'stva».
5 Sm.: Prikaz FSIN Rossii ot 05.07.2013 g. № 387 «Ob utverzhdenii Porjadka predstavlenija svedenij o dohodah, rashodah, ob imushhestve i objazatel'stvah imushhestvennogo haraktera grazhdanami, pretendujushhimi na zameshhenie dolzhnostej v organizacijah, sozdannyh dlja vypolnenija zadach, postavlennyh pered Federal'noj sluzhboj ispolnenija nakazanij, i rabotnikami, zameshhajushhimi jeti dolzhnosti, i Polozhenija ob osushhestvlenii proverki v otnoshenii lic, zameshhajushhih dolzhnosti ili pretendujushhih na zameshhenie dolzhnostej, vkljuchennyh v Perechen' dolzhnostej v organizacijah, sozdannyh dlja vypolnenija zadach, postavlennyh pered Federal'noj sluzhboj ispolnenija nakazanij, pri naznachenii na kotorye grazhdane i pri zameshhenii kotoryh rabotniki objazany predstavljat' svedenija o svoih dohodah, ob imushhestve i objazatel'stvah imushhestvennogo haraktera, a takzhe svedenija o dohodah, ob imushhestve i objazatel'stvah imushhestvennogo haraktera svoih suprugi (supruga) i nesovershennoletnih detej» // Rossijskaja gazeta. 2013. № 199.
6 Sm.: Osnovnye pokazateli dejatel'nosti ugolovno-ispolnitel'noj sistemy FSIN Rossii: Inform.-analit. sb. Tver', 2013.
7 Sm.: Obzor prinimaemyh UFSIN Rossii po Vologodskoj oblasti mer po realizacii antikorrupcionnogo zakonodatel'stva za 2013 god. http://xn--h1akkl.xn--p1ai/upload/Antikorruptsiya/ Metodicheskie-materialy/ obzor_korrupciya_2013.pdf
8 Sm.: SZ RF. 1998. № 31. St. 3824.
9 Sm.: Tam zhe. 2006. № 31 (Ch. 1). St. 3451.
10 Sm.: Tam zhe. 1996. № 6. St. 492.