Научная статья на тему 'СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
117
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СОТРУДНИКИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / СПРАВКА О ДОХОДАХ / РАСХОДАХ / ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ ИМУЩЕСТВЕННОГО ХАРАКТЕРА / EMPLOYEES OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES / CERTIFICATE OF INCOME / EXPENSES / PROPERTY OBLIGATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Миклошевич К. С.

В статье рассматривается антикоррупционное декларирование доходов, расходов и обязательств имущественного характера сотрудников органов внутренних дел и членов их семей как одна из эффективных мер противодействия коррупции. Проанализированы нормативно-правовые акты, регулирующие обязанность представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера сотрудника органов внутренних дел, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Рассмотрены проблемы, существующих в процедуре антикоррупционного декларирования в органах внутренних дел Российской Федерации и предложены пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Миклошевич К. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF ANTI-CORRUPTION DECLARATION SYSTEM IN THE INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article examines the anti-corruption declaration of income, expenses and property obligations of employees of internal affairs bodies and their family members as one of the effective measures to combat corruption. The article analyzes the legal acts regulating the obligation to provide information on income, property and property obligations of an employee of the internal affairs bodies, as well as information on income, property and property obligations of the spouse and minor children. The problems existing in the procedure of anti-corruption declaration in the internal affairs bodies of the Russian Federation are considered and ways of their solution are proposed.

Текст научной работы на тему «СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

FORMATION OF ANTI-CORRUPTION DECLARATION SYSTEM IN THE INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION

УДК 328.185

Миклошевич К. С., Старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин, Восточно-Сибирский институт МВД России, г. Иркутск Mikloshevich K. C. [email protected]

Аннотация

В статье рассматривается антикоррупционное декларирование доходов, расходов и обязательств имущественного характера сотрудников органов внутренних дел и членов их семей как одна из эффективных мер противодействия коррупции. Проанализированы нормативно-правовые акты, регулирующие обязанность представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера сотрудника органов внутренних дел, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Рассмотрены проблемы, существующих в процедуре антикоррупционного декларирования в органах внутренних дел Российской Федерации и предложены пути их решения.

Аппо1айоп

The article examines the anti-corruption declaration of income, expenses and property obligations of employees of internal affairs bodies and their family members as one of the effective measures to combat corruption. The article analyzes the legal acts regulating the obligation to provide information on

income, property and property obligations of an employee of the internal affairs bodies, as well as information on income, property and property obligations of the spouse and minor children. The problems existing in the procedure of anticorruption declaration in the internal affairs bodies of the Russian Federation are considered and ways of their solution are proposed.

Ключевые слова: сотрудники органов внутренних дел, справка о доходах, расходах, обязательствах имущественного характера.

Keywords: employees of the internal affairs bodies, certificate of income, expenses, property obligations.

Одной из базовых антикоррупционных обязанностей, предусмотренных ст. 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 г № 273-Ф3

«О противодействии коррупции», стала обязанность государственных и муниципальных служащих представлять сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера [1]. Данная обязанность государственных служащих, в том числе сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации обеспечивает государственный контроль за доходами за их доходами в целях предупреждения коррупции.

Становление системы антикоррупционного декларирования в России можно наглядно представить на схеме 1 :

Система антикоррупционного декларирования создана в 2008-2009 годах. Базовая норма о декларировании закреплена в статье 8 ФЭ-273 от 25.12.2008 «О противодействии коррупции»

обязанность представлять представителю нанимателя сведения о своих доходах, об имуществе, обязательствах имущественного характера. Аналогичные сведения должностные лица должны представлять о своей (своем) супруге и несовершеннолетних детях

1

Указы Президента РФ от 18 мая 2009 года

Указы Президента РФ от 21 сентября 2009 года

Утвердил перечень должностей, на которых необходимо представлять сведения о доходах, об имуществе, и т.д.

Схема 1. Система антикоррупционного декларирования.

Антикоррупционный потенциал этого института велик, в значительной мере он уже реализован, но существуют и проблемы, в частности при декларировании доходов, расходов и обязательств имущественного характера сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации.

Одной из таких проблем является декларирование имущества не подлежащего государственной регистрации и денежных средств в виде сбережения в наличной форме. Было бы целесообразно закрепить требование декларировать накопления наличных средств сверх какой то определенной суммы. Необходимо закрепить обязательное декларирование и других активов, таких как дорогостоящие ювелирные изделия, предметы роскоши. Если эти активы не будут указаны в Справке у должностного лица будет возможность совершить дорогостоящее приобретение за счет средств или активов, не подлежащих обязательному декларированию.

Также одним из вопросов, требующих обратить на себя внимание это расширение перечня лиц о доходах, расходах и обязательствах имущественного характера которых следует подавать сведения. Следует расширить это перечень в отношении:

- детей совершеннолетних;

- родителей, дедушек, бабушек должностного лица.

При этом следует учитывать, что в семьях могут быть различные межличностные отношения между родственниками и увеличения перечня лиц повлечет увеличение количества людей, не желающих предоставлять сведения. Это может быть личное нежелание лиц в силу незнания и непонимания законодательства, плохие отношения с родственниками. Должен быть предусмотрен механизм разрешения таких ситуаций, например, запрос со стороны представителя нанимателя должностного лица о доходах, расходах и обязательствах имущественного характера членов семьи. Это освободит должностное лицо от ответственности за

непредставление сведений и не даст возможности не представлять сведения под предлогом сложных межличностных отношений между родственниками.

Одним из ключевых моментов антикоррупционного декларирования является проверка сведений, представленных в Справке. Проверка должна быть сплошной (проверяться должны все представленные Справки). Это очень трудозатратный процесс по времени и нагрузке на специалистов. Органы внутренних дел не имеют и не должны иметь таких ресурсов. Из данной ситуации видится выход в разработке соответствующего программного обеспечения для проверки информации, представленной в Справках, о чем подробно будет представлено далее в данной работе. В настоящее время проводится текущий сплошной контроль при приеме Справок должностным лицом органа внутренних дел.

Для уменьшения нагрузки на должностных лиц органов, принимающих Справки в настоящее время целесообразно оставить за ними полномочия по сбору Справок, а обязанность по проверке Справок передать в независимый орган контроля. Этими полномочиями можно наделить либо уже существующий орган, либо создать новый.

Как уже было указано выше, одной из первостепенных задач является обеспечение широкого применения информационных технологий на всех этапах декларирования. И если на этапе составления Справок такой механизм уже используется, то на этапе проверок его еще нужно создать.

Полноценное использование программного обеспечения в сфере антикоррупционного декларирования позволит:

Схема 2. Автоматизация антикоррупционного декларирования.

Представление сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера является обязанностью соответствующего лица, предусмотренной антикоррупционным законодательством. Для сотрудников ОВД данная обязанность предусмотрена федеральными законами от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции»[1] и от 3 декабря 2012 г. № 230-Ф3 «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» [2]. Форма справки, как уже было указано выше, утверждена Указом Президента РФ от 23 июня 2014 года № 460 «О доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации» [3]. Сотрудники органов внутренних дел являются государственными служащими и на них распространяются рекомендации по предоставлению Справок. В ходе заполнения Справок сотрудникам ОВД следует обратить внимание на следующее (в соответствии Письмо Минтруда России от 27 декабря 2019 г. № 18-2/10/В-11200)[4].

Сведения рекомендуется заполнять только на основании правоустанавливающих и иных подтверждающих официальных документов. В первую очередь, как показывает практика, это касается сведений о банковских счетах. Здесь очень многое зависит от

программного обеспечения банка и добросовестности, профессионализма и квалификации банковского работника. Запрашивая информацию о наличии счетов в банке, сотрудник надеется на получение полной и достоверной информации. Не редки случаи, когда, представляя Справку о доходах за отчетный год, сотрудник из информации, полученной в банке, выясняет, что в сведениях за аналогичный период прошлого периода, предоставленной банком о его счетах, отсутствуют ранее открытые счета. Таким образом, сотрудник не может их не указать в Справке. Однако, при их отражении будет выявлено несоответствие справке за предыдущие годы. Примером, когда сотрудник может и не знать о наличии у него счетов, может являться ситуация, когда один из банков отсоединил от зарплатного счета все карты по иным платежным системам, кроме системы Мир, и привязал их к вновь открытым счетам без согласия клиентов. Для предотвращения таких ситуаций можно рекомендовать запрашивать информацию о своих счетах не только в банках, но и в федеральной налоговой службе. Заявителю - гражданину (физическому лицу), сведения о его банковских счетах могут быть предоставлены налоговыми органами.

Выплаты денежных сумм, осуществленные на основании договоров страхования, подлежат отражению в Справке. Хочется отметить, что является общераспространенным заблуждением, что суммы страховки, выплаченные сотруднику ОВД в соответствии с федеральным законодательством о страховании жизни и здоровья сотрудников, включаются в суммы денежного довольствия и отражаются в справках 2-НДФЛ. Суммы страховых выплат в Справке указываются отдельно.

Не включается в справку информация о земельном участке в гаражно- строительных и иных кооперативах при отсутствии прав собственности на этот участок у лица, в отношении которого представляется Справка.

Информация о наличии банковских счетов может быть получена лицом, в отношении которого представляется справка, у ФНС России.

При заполнении Справки необходимо учитывать безвозмездные сделки.

Стоит отметить и еще один момент, требованиями

антикоррупционного законодательства не предусматривается

освобождение сотрудника от исполнения обязанности представлять

сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах

имущественного характера, находящегося в отпуске по уходу за ребенком.

Время отдыха - это время, в течение которого сотрудник органов

внутренних дел свободен от выполнения служебных обязанностей

[5].Законодательством Российской Федерации предусмотрено

предоставление отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3

лет. Таким образом, женщина-сотрудник, а также сотрудник, являющийся

отцом (усыновителем, попечителем) и воспитывающему ребенка без

матери (в случае ее смерти, лишения ее родительских прав, длительного

пребывания в лечебном учреждении и в других случаях отсутствия

материнского попечения по объективным причинам) освобождается от

выполнения служебных обязанностей на срок до 3 лет. В этот период все

свободное время вышеуказанных лиц занимает ребенок, они не могут

отвлечься от ухода за ним, на что закон и предоставляет им отпуск. И в

этот момент стоит дилемма быть хорошим родителем или быть хорошим

сотрудником. Многие мамы подтвердят, что, воспитывая ребенка в

возрасте до 3 лет, зачастую не хватает времени даже на сон. И лица,

ухаживающие за ребенком, не имеют возможности собрать информацию,

необходимую для заполнения справки, составить справку и подать ее. В

связи с этим, целесообразно включить в законодательство норму об

освобождении лиц, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до

достижения им возраста 3 лет от обязанности представлении сведений о

доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного

характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах

имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних

114

детей.

Выделение отдельной процедуры декларирования расходов не имеет смысла. Чтобы не происходило дублирования декларации о доходах, необходимо регулярно сопоставлять стоимость приобретенного имущества с официально существующим доходом должностного лица. Кроме того, можно в существующую процедуру декларирования доходов, имущества и обязательств имущественного характера добавить некоторые пункты.

Необходимо осуществлять декларирование сделок с приобретенным имуществом за отчетный период, а не самого имущества. При этом проверять представленные сведения на наличие «индикаторов коррупции». Привлекать к ответственности тех должностных лиц, в декларациях которых выявлены «индикаторы коррупции», а также за несоответствие расходов официальному доходу.

Принятие данных предложений повысит эффективность антикоррупционного декларирования.

Литература

1. Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»: в ред. Федерального закона от 26 июля 2019 г.

№ 251-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2008. -№ 52 (Ч. 1). - Ст. 6228; 2019. - № 30. - Ст. 4153.

2. Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. №230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» // Собрание законодательства Российской Федерации.

- 2012. - № 50 (Ч. 4). - Ст. 6953

3. Указ Президента РФ от 23 июня 2014 г. № 460 «Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в

некоторые акты Президента Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 26 (часть II). - Ст. 3520.

4. Письмо Минтруда России от 27 декабря 2019 г. № 18-2/10/В-11200[Электронный ресурс]// Режим

доступа:

https://mintrud.gov.rU/ministry/programms/anticorruption/9/5 (дата обращения: 02.10.2020).

5. Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»: в ред. Федерального закона от 02 августа 2019 г. № 318-Ф3 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2011. - № 49 (ч. 1). - Ст. 7020; 2019. - № 31. - Ст. 4477.

6. Приказ МВД России от 16 декабря 2016 г. № 848 «О Перечне

должностей федеральной государственной службы в Министерстве внутренних дел Российской Федерации и должностей в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством внутренних дел Российской Федерации, при замещении которых сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, федеральные государственные гражданские служащие и работники, а также граждане при назначении на должности в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством внутренних дел Российской Федерации, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.pravo.gov.ru (дата обращения: 02.10.2020).

7. Реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия [Электронный

ресурс] // Режим доступа: https://gossluzhba.gov.ru/reestr (дата обращения:

116

02.10.2020).

Literature

1. Federal Law of December 25, 2008 No. 273-FZ "On Combating Corruption": as amended by Federal Law of July 26, 2019 No. 251-FZ // Collected Legislation of the Russian Federation. - 2008. - No. 52 (Part 1). - Art. 6228; 2019.

- No. 30. - Art. 4153.

2. Federal Law of December 3, 2012 No. 230-FZ "On control over the compliance of expenses of persons holding public office and other persons with their income" // Collected Legislation of the Russian Federation. - 2012. - No. 50 (Part 4). - Art. 6953

3. Decree of the President of the Russian Federation of June 23, 2014 No. 460 "On approval of the form of certificate of income, expenses, property and property obligations and amendments to some acts of the President of the Russian Federation" // Collected Legislation of the Russian Federation. - 2014. -No. 26 (part II). - Art. 3520.

4. Letter of the Ministry of Labor of Russian Federation dated December 27, 2019 No. 18-2 / 10 / B - 11200 [Electronic resource] // Access mode: https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/anticorruption/9/5 (date of access: 02.10.2020).

5. Federal Law of November 30, 2011 No. 342-FZ "On Service in the Internal Affairs Bodies of the Russian Federation and Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation": in red. Federal Law of 02 August 2019 No. 318-FZ // Collected Legislation of the Russian Federation. - 2011. -No. 49 (part 1). - Art. 7020; 2019. - No. 31. - Art. 4477.

6. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russian Federation dated December 16, 2016 No. 848 "On the List of Federal Civil Service Positions in the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation and Positions in Organizations Created to Perform the Tasks Set for the Ministry of

Internal Affairs of the Russian Federation, cases of the Russian Federation, federal state civil servants and employees, as well as citizens, when appointed to positions in organizations created to fulfill the tasks assigned to the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, are required to submit information about their income, property and property obligations, as well as information about income, property and property obligations of their spouses and minor children "[Electronic resource]

// Access mode: www.pravo.gov.ru (date of access: 02.10.2020).

7. Register of persons dismissed due to loss of trust [Electronic resource]// Access mode: https://gossluzhba.gov.ru/reestr (date of access: 02.10.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.