РАЗГЛАШЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ: СУБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЗНАКИ
А.А. Сметанин, капитан полиции МВД по Республике Карелия (Россия, г. Петрозаводск)
DOI:10.24412/2500-1000-2024-11-3-159-161
Аннотация. В представленной статье раскрываются субъективные признаки такого состава преступления, как разглашение государственной тайны. В начале статьи будет проанализирована субъективная сторона преступления и обращено внимание на то, что данное преступление может совершаться как умышленно, так и неосторожно. А квалифицированный состав данного преступления вообще имеет двойную форму вины (умысел по отношению к действиям и неосторожность по отношению к последствиям). В второй части статьи уделено внимание субъекту рассматриваемого преступления, которым может быть только носитель сведений, составляющих государственную тайну.
Ключевые слова: государственная тайна, разглашение, национальная безопасность, субъект, субъективная сторона, конфиденциальность, секретность.
Субъективная сторона преступления может характеризоваться как умышленной формой вины, так и неосторожностью. Поэтому некоторые исследователи совсем необоснованно исключают из субъективной стороны неосторожный способ совершения преступления [3, с. 383].
Применительно к предмету нашего исследования следует сказать, что разглашение государственной тайны (ст. 283 Уголовного кодекса РФ [1] (далее по тексту - УК РФ)) может быть совершено как умышленно, так и неосторожно. Это обусловлено содержанием ч. 2 ст. 24 УК РФ, согласно которой в ситуации, когда диспозиция конкретной статьи уголовного закона не содержит указания на форму вины, в которой данной преступление может быть совершено, то данное преступление, в зависимости от обстоятельств, может совершаться как умышленно, так и неосторожно.
Совершая указанное преступление с прямым умыслом, преступник в полной мере осознает общественную опасность совершаемых им действий, направленных на разглашение государственной тайны, у него есть предвидение того, что разглашаемые им данные станут доступны посторонним лицам, а также злоумышленник желает того, чтобы данные, составляющие гостайну, попали к другим лицам.
Что касается совершения указанного преступления с косвенным умыслом, то преступ-
ник, так же, как и при прямом умысле, осознает общественную опасность совершаемых им преступных действий, у него есть предвидение того, что данные, составляющие государственную тайну, могут попасть к посторонним лицам, при этом лицо напрямую не желает, но сознательно допускает, что указанные данные станут доступны иным лицам. В качестве примера можно привести ситуацию, когда сотрудники секретного конструкторского бюро после работы в городском автобусе достаточно громко обсуждают рабочие моменты, составляющие государственную тайну. При этом громкость разговора вполне достаточна, чтобы указанную информацию смогли воспринимать другие граждане, едущие в автобусе.
Совершение лицом разглашения государственной тайны с прямым умыслом делает данное деяние сходим со шпионажем (ст. 276 УК РФ) и государственной изменой (ст. 275 УК РФ), которые могут совершаться также при наличии умышленной формы вины. Разграничение с указанными составами происходит по цели и по субъекту преступной деятельности. И при шпионаже, и при государственной измене целью преступления является получение информации иностранными лицами, в то время как при разглашении государственной тайны данная информация может стать достоянием любых лиц. Кроме того, при шпионаже субъектом преступления является лицо, которое на законных основаниях на об-
ладает секретной информацией, а при разглашении государственной тайны указанной информацией лицо обладает в силу своей работы или служебного положения.
Совершая разглашение государственной тайны по неосторожности в форме преступного легкомыслия, обладатель сведений, составляющих государственную тайну, имеет предвидение, что данные сведения могут попасть к иным лицам, но самоуверенно рассчитывает на то, что этого не случится. В качестве примера преступного легкомыслия можно привести пример с оставлением на видном месте в кабинете, куда доступ посторонних лиц не ограничен, служебной документации, составляющей государственную тайну. В данной ситуации обладатель секретных сведений легкомысленно нарушает установленную процедуру хранения таких сведений, рассчитывая, что никто ими не воспользуется.
Примером неосторожной формы вины в форме преступной небрежности является, например, оставление по забывчивости в общественном месте сотрудником секретной организации папки с документацией, составляющей государственную тайну. В указанной ситуации преступление окончено с момента оставления данной папки, вне зависимости от того, ознакомились ли с ее содержание посторонние лица.
Цель и мотив преступления не являются конструктивными элементами рассматриваемого состава преступления и поэтому не влияют на квалификацию. В большей части мотивом разглашения государственной тайны является банальное хвастовство. Хвастаясь тем, что он является обладателем определенных секретных сведений, преступник преследует цель обрести определенную значимость в глазах собеседника. Впрочем, мотивом совершения указанного преступления могут быть и чисто практические цели, например, предоставление своему знакомому секретных сведений для написания им, например, кандидатской диссертации.
В ч. 2 ст. 283 УК РФ неосторожная форма вины является конструктивным элементом состава преступления. В данном случае неосторожная форма вины относится к наступившим в результате совершения преступления последствиям. Так, лицо может с прямым
или косвенным умыслом совершить действия, направленные на разглашение государственной тайны, однако к наступлению тяжких последствий оно относится без всякого умысла. Здесь налицо двойная (смешанная) форма вины (ст. 27 УК РФ) [2, с. 729-733].
Что касается субъекта рассматриваемого преступления, то можно сказать, что субъект преступления специальный. Привлечь к ответственности за совершение разглашения государственной тайны можно только обладателя этой государственной тайны, которая ему была вверена в силу его должностного положения, в связи с выполняемой работой или в силу специального допуска.
Должностными лицами, имеющими прямой доступ к государственной тайне, являются лица, занимающие должности, или выполняющие работу в организации, деятельность которой связанна с государственной тайной. Лицами, которые имеют доступ к государственной тайне в силу выполняемой ими работы, но не являющимися работниками организаций, деятельность которых связана с государственной тайной, являются, например, адвокаты, которые выступают защитниками по уголовным делам, которые связаны с государственной тайной, депутаты законодательных органов, которые на период своих полномочий имеют доступ к гостайне и т.п. В целях предупреждения данными лицами сведений, которые составляют государственную тайну, с них уполномоченным лицом берется подписка о неразглашении данной тайны.
В случае, если общественно опасное деянием, направленное на разглашение государственной тайны, совершило лицо, которому данная тайна не была соответствующим законным способом вверена, то, в зависимости от обстоятельств, они могут быть привлечены к ответственности по ст. 283 УК РФ как соучастники (например, как пособники) или вообще могут не подлежать уголовной ответственности по данной статье. К примеру, обычный гражданин, не являющийся носителем сведений, составляющих государственную тайну, разгласивший секретные сведения из найденного им на улице секретного документа, не может быть субъектом преступления, предусмотренного ст. 283 УК РФ [4, с. 159-163].
Библиографический список
1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3 (ред. от 02.10.2024) // Официальный интернет-портал правовой информации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 02.10.2024).
2. Стяжкина, С.А. Уголовно-правовая охрана государственной тайны / С.А. Стяжкина // Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право». - 2023. - № 4. - С. 729-733.
3. Чучаев, А.И. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный). -М.: Инфра-М, 2022. - 383 с.
4. Ямина, И.В. Об ответственности за разглашение государственной тайны / И.В. Ямина // Государственная служба и кадры. - 2023. - № 4. - С. 159-163.
DISCLOSURE OF STATE SECRETS: SUBJECTIVE SIGNS
A.A. Smetanin, police Captain
The Ministry of Internal Affairs of the Republic of Karelia (Russia, Petrozavodsk)
Abstract. The presented article reveals the subjective signs of such a crime as the disclosure of state secrets. At the beginning of the article, the subjective side of the crime will be analyzed and attention will be drawn to the fact that this crime can be committed both intentionally and carelessly. And the qualified composition of this crime generally has a double form of guilt (intent in relation to actions and negligence in relation to consequences). In the second part of the article, attention is paid to the subject of the crime in question, which can only be a carrier of information constituting a state secret.
Keywords: state secret, disclosure, national security, subject, subjective side, confidentiality, secrecy.