8 Векленко С.В. Понятие, сущность, содержание и формы вины в уголовном праве. Омск, 2002. С. 73. Поучительно, что с позиций нравственности оценивал сущность войны Нюрнбергский трибунал, созданный странами-победительницами во Второй мировой войне для суда над нацистскими преступниками (заседал с 20 ноября 1945 г. по 1 ноября 1946 г.). Война, записано в приговоре трибунала, по своему существу - зло. Обращают на себя внимание и следующие формулировки этого приговора: преступными организациями признаны гестапо, СС, СД.
Видные деятели нацистской Германии - Геринг, Гесс, Риббентроп и другие признаны виновными в совершении международных преступлений не только индивидуально, но и как члены преступных групп или организаций - СС, СД, гестапо. При этом наказания назначались только физическим лицам. В отношении организаций трибунал ограничился признанием их преступными. Тем не менее, решения Нюрнбергского трибунала и до настоящего времени играют важную роль в деле профилактики преступлений против мира и безопасности человечества.
9 Подробнее об этом см. : Бытко Ю.И. Понятия «вина» и «виновность» в нормах УК и УПК РФ // Правоведение. 2011. № 2.
10 С.В. Векленко, безусловно, прав, отмечая, что если исходить из того, что вина - это психическое отношение к деянию и его последствиям, то привлечение к уголовной ответственности организаций, предприятий, учреждений выглядит несколько абсурдно, поскольку психические процессы характерны только для человека» (см.: Векленко С.В. Указ. раб. С. 73).
11 См.: Кузнецова Н.Ф. Кодификация норм о хозяйственных преступлениях // Вестник Московского ун-та. Сер. 11, Право. 1993. № 4. С. 19-20; Ее же. Цели и механизмы реформы уголовного кодекса // Государство и право. 1992. № 6. С. 82.
12 См.: Хабриева Т.Я. Современные подходы к классификации юридических сил // Журнал российского права. 2014. № 10 (214).
Е.В. Пономаренко
ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕЗАКОННОЕ ПОЛУЧЕНИЕ СВЕДЕНИЙ, СОСТАВЛЯЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ
Статья посвящена анализу проблемы квалификации, возникающей в связи с совершением незаконного получения сведений, составляющих государственную тайну. Предлагаются пути совершенствования признаков состава преступления, предусмотренного ст. 283.1 УК РФ.
Ключевые слова: сведения, составляющие государственную тайну, похищение, обман, шантаж, принуждение, угроза применения насилия.
E.B. Ponomarenko
PROBLEMS OF APPLICATION OF CRIMINAL LIABILITY FOR ILLEGALLY OBTAINING INFORMATION CONSTITUTING A STATE SECRET
This article devotes to the problem of qualification, which arises in connection with the commission of unlawful obtaining of information constituting a state secret. Suggests ways to improve the signs of an offense under the Criminal Code st. 283.1.
Keywords: information constituting a state secret, abduction, fraud, blackmail, compulsion, threat of violence.
Федеральным законом от 12 ноября 2012 г. № 190-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»1 гл. 29 УК РФ пополнилась новым составом преступления, предусматривающим уголовную ответствен-
© Пономаренко Елена Валерьевна, 2015
Кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права (Саратовская государственная юридическая академия)
ность за незаконное получение сведении, составляющих государственную тайну (ст. 283.1). Внесенное дополнение направленно на совершенствование уголовного законодательства в сфере защиты государственной тайны от преступных посягательств. В юридической литературе отмечается, что появление данной нормы в УК РФ обусловлено необходимостью реального противодействия преступным деяниям, совершаемым лицами, не являющимися специальными субъектами, указанными в ст. 283 и преступным путем завладевшими сведениями, составляющими государственную тайну2.
Однако редакция названной статьи ставит перед практикой и наукой ряд вопросов, относящихся к толкованию не только отдельных признаков состава предусмотренного в ней преступления, но и к его конструкции. Для того чтобы правильно оценить данное нововведение, необходимо проанализировать это деяние.
Объектом рассматриваемого преступления являются общественные отношения, обеспечивающие сохранность государственной тайны. Такой вывод следует из места расположения ст. 283.1 в УК РФ (она находится между статьей 283 «Разглашение государственной тайны» и ст. «Утрата документов, содержащих государственную тайну»). Однако в научной литературе существует мнение, что объектом рассматриваемого преступления являются те же общественные отношения, что и при шпионаже (ст. 276), с чем согласиться нельзя. Специфика шпионажа заключается в том, что указанное деяние посягает на безопасность Российской Федерации в части защищенности ее суверенитета, обороноспособности, территориальной целостности и других жизненно важных интересов от а внешних угроз, в то время как эта особенность не является обязательной при ? совершении незаконного получения сведений, составляющих государственную I тайну (ст. 283.1 УК РФ).
Предметом преступления выступают сведения, составляющие государствен-I ную тайну или материальные носители таких сведений. Понятие и перечень
1 сведений, составляющих государственную тайну закрепляется в ст. 2 Закона
го
| РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» (в ред. от 21 декабря | 2013 г.)3. Носители сведений, составляющих государственную тайну, - это мате-| риальные объекты, в т.ч. физические поля, в которых сведения, составляющие
2 государственную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, ° сигналов, технических решений и процессов.
I С объективной стороны анализируемое деяние выражается в активных дей-
| ствиях, направленных на получение сведений, составляющих государственную е тайну, совершенных одним из следующих способов: 1) путем похищения; 2) об° мана; 3) шантажа; 4) принуждения; 5) угрозы применения насилия; 6) иным ° незаконным способом. Получение сведений, составляющих государственную
3 тайну, - это непосредственное ознакомление с ними либо появление возмож-I ности ознакомления с данными сведениями лицом, не имеющим допуска к | государственной тайне. Обязательными признаками рассматриваемого состава
преступления являются: 1) незаконный характер получения сведений, составляющих государственную тайну, который увязывается со способами их получения, перечисленными в диспозиции статьи, а также с самим субъектом совершаемого деяния: им может быть лицо, не имеющее допуска к государственной тайне; 2) в действиях такого лица должны отсутствовать признаки 194 преступления, предусмотренного ст. 275 и 276 УК РФ.
Способами получения сведений, составляющих государственную тайну, являются: похищение, обман, шантаж, принуждение, угроза применения насилия и иные незаконные способы. Похищение - это изъятие сведений, составляющих государственную тайну или материальные носители таких сведений (тайно или открыто, без применения насилия и помимо воли ответственных за сохранность сведений лиц), из учреждений, предприятий, организаций и т.п. Дополнительной квалификации по статьям, включенным в гл. 21 УК РФ «Преступления против собственности», при этом не требуется. Обман - сознательное сообщение заведомо ложной информации владельцу сведений, составляющих государственную тайну, либо умалчивание об истинных фактах, либо введение его в заблуждение, результатом чего становится передача таких сведений субъекту преступления. Шантаж - выражение намерения распространить действительные или ложные сведения, компрометирующие или позорящие лицо (или его близких), владеющее сведениями, составляющими государственную тайну, совершаемый с целью побудить его выдать эти сведения. Принуждение - применение силы или угроза ее применения с целью склонить владельца сведений, составляющих гостайну, передать ее субъекту преступления. Угроза применения насилия может выражаться в угрозе убийством, причинением вреда здоровью, лишением свободы. Иные незаконные способы - любые другие способы, в результате которых сведения, составляющие гостайну, оказываются в руках субъекта преступления (например, подкуп, неправомерный доступ к компьютерной информации, подслушивание, подсматривание и т.п.).
Перечень способов получения сведений, составляющих гостайну, указанных в диспозиции ч.1 ст.283.1 УК РФ, не является исчерпывающим, соответственно т лицо может использовать любые другие способы, в результате чего сведения, С составляющие гостайну, оказываются в его руках (например, подкуп, неправо- | мерный доступ к компьютерной информации и т.п.). Если же в процессе завла- к дения такими сведениями лицо применяет насилие (причинение тяжкого, сред- г
о
ней тяжести, легкого вреда здоровью, побоев либо ограничение свободы), то его Д
а
действия уже необходимо будет квалифицировать по п. «б» ч.2 ст. 283.1 УК РФ. т
в
Необходимо заметить, что законодатель угрозу применения насилия как способ нн
/ 1 о
совершения данного преступления указал в основном составе преступления (ч. 1 ст. 283.1 УК РФ). Однако, как правило, в уголовном законодательстве угроза 1
применения насилия по степени общественной опасности приравнивается к ре- О
к
альному факту ее применения, например, в п. «е» ч. 2 ст. 127.1 УК РФ (торговля а людьми) в качестве квалифицирующего признака указанно насилие или угроза |
его применения (также, например, п. «г» ч. 2 ст. 127.2; ч. 2 ст. 139; п. «а» ч. 2 !
ст. 141 УК РФ и т.п.). В связи с этим, на наш взгляд, было бы более «разумным» №
этот способ завладения сведениями, относящимися к государственной тайне, 11
о
закрепить вместе с фактом применения насилия в качестве отягчающего об- ~
м
стоятельства в п. «б» ч. 2 ст. 283.1 УК РФ. Состав по конструкции формальный. 5 Деяние является оконченным с момента получения сведений, составляющих государственную тайну или материальных носителей таких сведений, вне зависимости от того, какие последствия за этим последовали. Если лицо совершило незаконные действия по получению сведений, составляющих государственную тайну, но фактически эти сведения он не получил по не зависящим от него обстоятельствам, такие действия необходимо квалифицировать как покушение. 195
Особенность рассматриваемого состава преступления кроется в его субъекте, им является физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, которому государственная тайна не была доверена и не стала известна по службе, работе, учебе или в иных предусмотренных законодательством РФ случаях. Таким образом, субъект здесь общий, в связи с чем возникает вопрос: а может ли обычный человек знать, какие сведения относятся к государственной тайне, а какие нет? Из этого вытекает второй вопрос: в каждом ли случае совершения данного преступления необходимо устанавливать, что субъект осознавал то, что полученные им сведения составляют гостайну? Перечень сведений, относящийся к гостайне, закрепляется в Законе РФ от 21 июля 1993 г. №5485-1 «О государственной тайне». В соответствии с Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г. № 1203 «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне» назначается федеральный орган исполнительной власти, ответственный за ту или иную категорию государственной тайны, после чего каждый орган принимает свои подзаконные акты, в которых определены перечни и категории государственных секретов в той или иной сфере. Абсурд состоит в том, что эти подзаконные акты тоже засекречены. Нет ни одного открытого перечня гостайн на сегодняшний день. Соответственно, обычному человеку понять, что именно относится к гостайне, очень сложно.
Что касается второго вопроса, то необходимо ответить на него утвердительно, иначе можно говорить об объективном вменении и о нарушении ст. 5 УК РФ, закрепляющей принцип вины. Кроме того, субъективная сторона ст. 283.1 УК РФ выражается в умышленной форме вины, в виде прямого умысла. 15 Не меньше вопросов возникает относительно квалифицирующих призна-
? ков рассматриваемого состава преступления. Так, п. «а» ч. 2 ст. 283.1 УК РФ
т о
(10 закрепляет повышенную ответственность за незаконное получение сведений, » составляющих государственную тайну, совершенное группой лиц, т.е. если I оно совершенно двумя или более лицами без предварительного сговора. А как | квалифицировать случаи совершения данного деяния группой лиц по предва-! рительному сговору или организованной группой? Получается, если следовать § буквальному толкованию закона, только по ч. 1 ст. 283.1 УК РФ, что, конечно, | не является вполне разумным. Соответственно, кроме группы лиц, в п. «а» ч. 2 | необходимо предусмотреть повышенную уголовную ответственность также за 'I аналогичные действия, совершенные группой лиц по предварительному сговору | или организованной группой.
| К тяжким последствиям (п. «в» ч. 2 ст. 283.1 УК РФ) можно отнести, например,
последствия в виде срыва контракта, провала готовящейся или проводимой государственной операции, утраты приоритетных научных разработок и т.д. В этом ё случае преступление окончено с момента наступления данного последствия. § Статья 283.1 УК РФ предусматривает повышенную санкцию за незаконное
| получение сведений, составляющих государственную тайну, совершенное с ис-| пользованием специальных и иных технических средств, предназначенных для негласного получения информации (п. «г» ч. 2). Специальные и иные технические средства, предназначенные для негласного получения информации, — любые технические средства, используемые в указанных целях.
В п. «д» ст. 283.1 УК РФ законодатель закрепил квалифицирующий признак в виде распространения сведений, составляющих государственную тайну, либо 196 с перемещением носителей таких сведений за пределы Российской Федерации.
Под распространением необходимо понимать любую форму их разглашения другим лицам. В статье не конкретизируется, кому именно субъект может передать сведения, составляющие государственную тайну, соответственно, это может быть любое третье лицо. Под перемещением носителей сведений, составляющих государственную тайну, за пределы Российской Федерации можно понимать, например, их провоз в багаже, пересылку по почте, электронный способ перемещения и т.д.
Остановимся на вопросе разграничения незаконного получения сведений, составляющих государственную тайну, от государственной измены (ст. 275 УК РФ) и шпионажа (ст. 276 УК РФ). Осуществить это можно по предмету рассматриваемых общественно опасных деяний, субъективной стороне и субъекту преступлений.
Конструктивным признаком всех вышеуказанных составов преступлений выступает предмет преступления. Однако в рамках ст. 283.1 УК РФ им могут быть только сведения, составляющие государственную тайну, или материальные носители таких сведений, в преступлениях же, предусмотренных ст. 275 и 276 УК РФ, в качестве предмета могут выступать иные сведения, которые не составляют гостайну, но интересны иностранной разведки или лицу, действовавшему в ее интересах и которые могут быть использованы против безопасности Российской Федерации.
Субъективная сторона государственной измены, шпионажа, так же как и ст. 283.1 УК РФ, выражается в умышленной форме вины в виде прямого умысла, но лицо, совершившее анализируемое преступление, не преследует цели передачи сведений, составляющих государственную тайну, иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям, как это следует из ст. 275 и 276 УК РФ.
Субъектом незаконного получения сведений, составляющих государственную тайну (ст. 283.1 УК РФ), как уже было указано, может быть любое лицо, достигшее 16-летнего возраста, которому государственная тайна не была доверена и не стала известна по службе, работе, учебе или в иных предусмотренных законодательством РФ случаях. Государственную измену в свою очередь может осуществить только гражданин Российской Федерации, достигший возраста 16 лет, а если же она осуществляется в форме выдачи государственной тайны иностранному государству, международной или иностранной организации или их представителям, то не просто гражданином Российской Федерации, а лицом, которому государственная тайна стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ. Субъектом шпионажа (ст. 276 УК РФ) является иностранный гражданин или лицо без гражданства, достигший 16-летнего возраста.
1 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 47, ст. 6401.
2 См.: Энциклопедия уголовного права. Т.26: Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства. СПб., 2015. С. 628 (автор главы - В.Н. Рябчук).
3 См.: Российская газета. 1993. 21 сент.; Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 51, ст. 6697.