Научная статья на тему 'РАЗДУМЬЯ О СУДЬБЕ ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ'

РАЗДУМЬЯ О СУДЬБЕ ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
12
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗДУМЬЯ О СУДЬБЕ ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ»

Из приведенных данных видно, что общий характер уровней загрязнения растений соответствует динамике плотности выпадений указанных изотопов. Это свидетельствует о доминирующей роли воздушного пути загрязнения изученных культур изотопами Sr90 и Cs137. Содержание Sr90 в почве с 1964 г. является почти постоянным и составляет около 100 пкюри на 1 кг сухой почвы. Это может быть объяснено относительно небольшим вкладом радиоактивных веществ в почву после 1964 г., а также тем, что агротехнические процессы, в частности вспашка, способствуют перемешиванию верхних слоев почвы с глубоко лежащими, что приводит к усреднению концентрации в почве радиоактивных изотопов.

На основании полученных результатов возможно установить степень дискриминации Sr90 по отношению к кальцию при миграции его в некоторых звеньях пищевой цепи. В частности, коэффициенты дискриминации в звеньях молоко — трава и мясо — трава характеризуются величинами, представленными в табл. 2.

Следует отметить, что при установлении таких коэффициентов сделаны некоторые допущения, так как в изучаемом нами районе молочный скот находится не на подкожном корму, а получает преимущественно силос, корнеплоды (кормовая свекла) и т. д.

Таким образом, результаты наблюдения позволяют считать, что загрязнение внешней среды изотопами Sr90 и Cs137 связано в основном с атмосферными выпадениями.

ЛИТЕРАТУРА

Лаврухина А. К., Малышева Т. В., Павлоцкая Ф. И. Радиохими ческий анализ. М., 1963. — Середа Г. А. Методы радиохимического анализа. М., 1962. — Yamagata N.. Bull. Inst. Publ. Health (Токуо), 1965, v. 14, p. 59. — Z b о r~i 1 V., r TrnovecT., Chemicke Zvesti, 1963, v. 17, c. 268.

__Поступила 17/VII 1968 r.

ДИСКУССИИ и

ОТКЛИКИ ЧИТАТЕЛЕЙ

--ES--=-

I

удк 613

РАЗДУМЬЯ О СУДЬБЕ ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ

Проф. И. И. Беляев и прсф. Р. Д. Габович

Горьковский медицинский институт и Киевский медицинский институт

Tempora mutantur — времена меняются — меняются задачи, методы Щ и само направление развития разных отраслей научных знаний. Достижения физики, химии и математики, технический прогресс преобразуют все

77

Таблица 2

Дискриминация 8гВ0 по отношению к кальцию в некоторых звеньях пищевой цепи

Звенья Год

пищевой цепи 1965 1966 1967

Молоко — трава 0,1 0,2 0,1

Мясо — трава 0,15

сферы теоретического и экспериментального естествознания, углубляя проникновение человеческого разума в тайны природы. Нарастающие темпы развития науки ведут к лавинообразному расширению объема человеческих знаний, что приводит к неизбежному отпочкованию новых научных отраслей и направлений.

Все сказанное повлекло за собой то, что всеобъемлющей гигиены эпохи Паркса и Петтенкофера, Доброславина и Эрисмана давно уже не существует. Произошел процесс сложной дифференциации гигиенической науки. Этот процесс неизбежен и полезен. Выкристаллизовавшиеся в последние десятилетия новые «дочерние» науки — коммунальная гигиена, гигиена труда, гигиена питания, гигиена детей и подростков — углубляют целенаправленные исследования, что способствует развитию этих отраслей знания и отвечает запросам санитарной практики. Эти разделы гигиены на первых порах не порывают органической связи со «старой» гигиеной, получившей теперь название общей. Все новые профильные гигиены тесно связаны и между собой, так как еще Ф. Энгельс писал, что«...каждая (наука.— Авторы) анализирует отдельную форму движения или ряд связанных между собой и переходящих друг в друга форм движения»1. Коммунальная гигиена и гигиена труда, гигиена питания и гигиена детей и подростков взаимно обогащаются, способствуя развитию каждой из них и гигиены в целом.

Следует далее отметить, что процесс дифференциации гигиенических наук не закончился — он продолжается и будет продолжаться по мере накопления новых знаний. В недрах каждой профильной дисциплины выделились самостоятельные направления. Так, в сфере коммунальной гигиены (как и в коммунальной санитарии) оформились разделы гигиены атмосферного воздуха, гигиены водоснабжения, гигиены жилых и общественных зданий и др. «Внутри» гигиены питания появились такие разделы, как гигиена пищевых продуктов, гигиена общественного питания, гигиена пищевой промышленности. Гигиена труда дифференцируется по разным отраслям промышленности.

Теперь любая из профильных гигиенических дисциплин играет по отношению к выкристаллизовывающимся из них отраслям ту же роль, что и общая гигиена в отношении профильных дисциплин. Возникает законный вопрос: что же осталось от общей гигиены? Не исчезла ли эта наука сама по себе? Общая гигиена сохранилась как научная дисциплина, предмет преподавания на соответствующих кафедрах лечебно-профилактических, педиатрических, стоматологических и санитарно-гигиенических факультетов медицинских институтов. На факультетах лечебного профиля предмет общей гигиены представляет собой всю совокупность гигиенических знаний в кратком изложении. На санитарно-гигиенических факультетах общая гигиена является пропедевтической дисциплиной. Так обстоит дело в отношении преподавания гигиены в высшей медицинской школе.

А каково же направление научных исследований «общих» гигиенистов? В большинстве случаев разрабатываемая нами научная тематика носит отчетливо выраженный профильный характер. «Общее существует лишь в частном», — писал В. И. Ленин2. Такой же характер носит подавляющее большинство исследований в Московском и Киевском научно-исследовательских институтах общей и коммунальной гигиены. Но нужен ли тогда сам термин «общая гигиена»? Быть может, его целесообразно сохранить лишь в качестве названия учебной дисциплины в медицинских вузах?

Думать так, значит не понимать правильного соотношения между категориями общего и конкретного, увлекаться одной стороной целого. Что же понимать здесь под общим? Какими должны быть взаимоотношения между общей гигиеной и профильными гигиеническими науками на данном этапе их развития? Какими должны быть связи между общей гигиеной и

1Ф. Энгельс. Диалектика природы. М., 1953, с. 198.

2 В. И. Ленин. Сочинения. Изд. 4-е, т. 38, с. 309.

возродившейся недавно социальной гигиеной? Во всех этих вопросах много неясного. Целесообразно было организовать по ним обмен мнениями на страницах журнала «Гигиена и санитария». В свою очередь нам хотелось бы поделиться с читателями кое-какими соображениями, многие из которых, несомненно, носят дискуссионный характер.

Гигиена еще сравнительно молода. Только во второй половине прошлого столетия она сформировалась как самостоятельная научная дисциплина. Причем, если даже медицину в целом Ф. Энгельс в своей классификации наук поставил на грани естественных и социально-экономических отраслей знания, в отношении гигиены подобная связь биологического и социального начал выражена еще отчетливей. Социальная направленность развития гигиены, всегда отличавшая эту науку, особенно рельефно выявилась в советское время. Как общая гигиена, так и все специализированные отрасли ее — коммунальная гигиена, гигиена труда, гигиена питания, гигиена детей и подростков — по существу являются в значительной мере социологическими предметами. Здесь усматривается их связь с общественными науками и социальной гигиеной.

Общая гигиена, очевидно, должна представлять собой синтезирующую науку, науку, осуществляющую связь между всеми профильными гигиеническими отраслями знаний. В связи с этим общая гигиена, базируясь на достижениях физики, химии, техники, теоретических и клинических медицинских дисциплин, должна, с одной стороны, разрабатывать фундаментальные, методологические, общие для всех профильных отраслей гигиены вопросы, а с другой — использовать накапливаемые профильными отраслями гигиены частные знания для обогащения сеоих общетеоретических основ. К общим вопросам следует отнести прежде всего разработку принципов гигиенического нормирования и применяемых для этого приемов. Сюда входит решение с единых общегигиенических позиций проблем оптимума (комфорта), адаптационных возможностей, понятия предельно допустимого.

Очевидно, общая гигиена должна сама разрабатывать и обобщать накапливаемые профильными гигиенами сведения о гигиеническом значении основных факторов внешней среды: физических свойств воздушной среды, света, всех видов рациации, шума, вибрации, химических агентов и т д. Сюда же входит изучение возрастных и половых особенностей влияния перечисленных факторов.

Задачей профильных гигиенических дисциплин является изучение действия на организм различных вредных Ееществ, находящихся (или загрязняющих) в разных средах и поступающих в организм разными путями. Так, коммунальная гигиена занимается изучением и нормированием веществ, содержащихся в атмосферном воздухе и питьевой воде. Гигиена труда интересуется теми веществами, которые могут присутствовать в воздухе производств. Гигиена питания уделяет внимание нормированию вредных примесей к пищевым продуктам. Все эти исследования важны и необходимы, они вполне укладываются в рамки профильных дисциплин. Но ведь в деле гигиенического обоснования ПДК в разных средах есть много общих методологических и методических вопросов. Кроме того, в жизни нередко приходится иметь дело с комбинированным поступлением вредных веществ в организм — с атмосферным воздухом, с водой и пищей, как на производстве, так и в жилище, на улице, в столовой... Где же, если не в плане общей гигиены, решать общие вопросы гигиенического нормирования вредных веществ, а также их комбинированного действия.

Разработка интересующих все профильные отрасли гигиены вопросов — выбор экспериментальной модели (вид животного, его возраст и пол), условия проведения хронического эксперимента в широком понимании этого слова (питание, освещение, вентиляция, микроклимат), выбор ограниченного числа наиболее адекватных, чувствительных и поддающихся количественному учету показателей — все это должно быть стандартизовано с общегигиенических позиций (конечно там, где это нужно и можно). Только

стандартизация условий биолого-гигиенического эксперимента дает возможность перевести результаты его на язык математики. Без этого гигиена не справится с все возрастающими потребностями в нормировании вредных веществ.

Особую задачу общей гигиены мы усматриваем в осуществлении систематической творческой связи гигиенических наук с теоретической и клинической медициной. Именно на плацдарме общей гигиены должно обеспечиваться сотрудничество клиницистов и гигиенистов всех профилей, в том числе и специалистов в области социальной гигиены, которое может ускорить плодотворную разработку вопросов профилактики сердечно-сосудистых заболеваний, злокачественных новообразований и алкоголизма. Это же касается и научной разработки проблемы долголетия. В недалеком будущем предстоит серьезное изучение с гигиенических позиций генетических факторов здоровья.

Важной задачей общей гигиены является участие в разработке вопросов, связанных с медицинской географией и биоклиматологией, проблем биогеохимических провинций и акклиматизации. Кому, как не общей гигиене, разрабатывать (или обобщать) вопросы личной гигиены, изыскивать методы и средства улучшения развития человеческого организма, повышающие жизненный потенциал и работоспособность (особенно умственную), исследовать различные виды отдыха, физкультуры и закаливания как средств, укрепляющих здоровье человека?!

В рамках общей гигиены должны разрабатываться совместно с психологами и психиатрами психогигиенические мероприятия. Глубокое изучение влияния, оказываемого на «психическое здоровье» населения социальной средой во всем ее многообразии, разработка эффективных мер предупреждения воздействия вредных факторов социальной жизни на психику населения, укрепление нервно-психического здоровья людей — эти широкие и актуальнейшие в наш век задачи требуют обобщающих работ, немыслимых в масштабах одной из профильных гигиен.

Следует призадуматься над тем, не должны ли войти в сферу изучения общей гигиены вопросы так называемой геогигиены, поднятые недавно Н. В. Лазаревым с соавторами. Во всяком случае общая гигиена не может пройти мимо тех проблем, которые порождает ныне развитие человеческого общества: это проблемы акцелерации, снижения физической и увеличения психической нагрузки, денатурации природной среды.

Сфера интересов общей гигиены, конечно, не исчерпывается изложенным. Но и из сказанного видно, что задачи ее как науки вполне определены, актуальны и обширны. Плодотворное, отвечающее запросам практики по быстроте решение частных гигиенических проблем возможно только при условии не менее плодотворной разработки общетеоретических основ гигиены. Чем глубже будут разработаны последние, тем меньше будет ненужных поисков и эмпирических блужданий при решении частных вопросов.

Нам представляется, что одновременно с дифференциацией гигиенической науки должен осуществляться процесс ее интеграции на основе вскрытия все более глубоких общих закономерностей. Мы, конечно, далеки от мысли, что вопросы общей гигиены могут разрабатываться только на соответствующих кафедрах, что это дело является монополией сотрудников. Они с этим не справятся. Мы призываем к тому всех гигиенистов.

Успехи коммунистического строительства и научно-технический прогресс в нашей стране расширяют возможности советской гигиены в борьбе за здоровье народа. Успешное развитие исследований в области общей гигиены необходимо для более полной реализации таких возможностей.

Быть может, не все сказанное нами является бесспорным. Вероятно, существуют и другие точки зрения по затронутым вопросам. Споры здесь были бы только полезными, ведь давно известно, что 1п се^апнпе уегНиэ gignitur (в споре рождается истина).

Поступила 27/У1 1968 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.