Научная статья на тему 'О ПРЕПОДАВАНИИ РАДИАЦИОННОЙ ГИГИЕНЫ НА САНИТАРНЫХ ФАКУЛЬТЕТАХ МЕДИЦИНСКИХ ИНСТИТУТОВ'

О ПРЕПОДАВАНИИ РАДИАЦИОННОЙ ГИГИЕНЫ НА САНИТАРНЫХ ФАКУЛЬТЕТАХ МЕДИЦИНСКИХ ИНСТИТУТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О ПРЕПОДАВАНИИ РАДИАЦИОННОЙ ГИГИЕНЫ НА САНИТАРНЫХ ФАКУЛЬТЕТАХ МЕДИЦИНСКИХ ИНСТИТУТОВ»

От редакции

Вопрос о преподавании радиационой гигиены не может не интересовать санитарных врачей, поскольку в их обязанности входит осуществление санитарного надзора за радиоактивным загрязнением внешней среды, за соблюдением установленных правил для работы с радиоактивными веществами и источниками ионизирующих излучений. Помещая в настоящем номере журнала статьи доцентов О. А. Ласткова и Е. Ф. Черкасова, редакция оставляет за собой право еще раз вернуться к обсуждению этого важного для санитарной практики вопроса.

# &

О ПРЕПОДАВАНИИ РАДИАЦИОННОЙ ГИГИЕНЫ НА САНИТАРНЫХ ФАКУЛЬТЕТАХ МЕДИЦИНСКИХ

ИНСТИТУТОВ

Доцент Е. Ф. Черкасов (Москва)

Решения XXII съезда КПСС о дальнейшем улучшении условий труда и жизни в городах и других населенных местах, о воспитании физически крепкого молодого поколения, об обеспечении высококвалифицированными медицинскими кадрами обязывают все кафедры медицинских институтов пересмотреть систему преподавания, привести ее в соответствие с современными задачами здравоохранения. Особенно это касается кафедр общей гигиены санитарных факультетов. В их программу в 1960 г. включен самостоятельный раздел радиационной гигиены, который, как нам кажется, должен в недалеком будущем превратиться в самостоятельную профильную дисциплину.

Как известно, применение радиоактивных веществ и источников ионизирующих излучений в различных областях народного хозяйства, в науке и технике все более расширяется. В связи с этим увеличивается число лиц, имеющих непосредственный контакт с радиоактивными веществами, а следовательно, и подвергающихся профессиональному облучению. Таким образом, перед гигиенической наукой и санитарной практикой возникла новая большая проблема — защиты человека от вредного действия ионизирующих излучений и охраны окружающей среды от радиоактивных загрязнений. Это вызвало необходимость создания радиологических отделений в санитарно-эпидемиологических станциях.

Для работы в этих отделениях надо иметь медицинские кадры, хорошо подготовленные в области радиационной гигиены.

В настоящее время ощущается острая потребность в санитарных врачах, не только хорошо изучивших научные методы и способы защиты лиц, имеющих контакт с радиоактивными веществами и источниками ионизирующих излучений, но и знакомых со способами охраны природы от радиоактивных загрязнений.

Л^ы считаем, что выпускаемые ныне санитарные врачи, получающие на санитарно-гигиенических факультетах теоретическую и практическую подготовку по всем отраслям санитарного дела, должны быть хорошо подготовлены и в области радиационной гигиены. -

Каковы способы успешного решения этой задачи? В курсе физики должно быть отведено достаточное количество учебного времени для преподавания основ ядерной физики и методов радиометрии и дозиметрии; в курсе биологии — для освещения вопросов биологического дей-

ствия ионизирующих излучений; в курсе патофизиологии — патологии лучевых поражений; в курсе медицинской радиологии — клинике и лечению лучевой болезни. Такая подготовка несомненно облегчит усвоение радиационной гигиены в целом.

Приведенные соображения основаны нами на преподавании этой дисциплины на кафедре общей гигиены I Московского ордена Ленина медицинского института имени И. М. Сеченова. Преподавая радиационную гигиену в течение 4 лет, мы накопили известный опыт. Этот опыт заслуживает того, чтобы рассказать о нем на страницах журнала.

Организуя преподавание курса радиационной гигиены, наша кафедра разработала программу как теоретического курса, так и практических занятий. В 1961 г. она была утверждена отделом учебных заведений и кадров Министерства здравоохранения СССР в качестве типовой программы.

Основная наша цель заключалась в том, чтобы дать студентам правильное понимание сущности и содержания новой дисциплины, привить им практические навыки действий, которые приближали бы их к условиям работы санитарного врача радиологического отделения санитарно-эпидемиологической станции.

При преподавании радиационной гигиены был принят во внимание ряд особенностей, которые не могли не сказаться на усвоении предмета студентами. В частности, время, отводимое учебным планом на изучение новой дисциплины, было далеко не достаточно (36 часов на 7-м семестре). Подготовленность студентов в области ядерной физики и в вопросах биологического действия ионизирующего излучения была слабая. К моменту изучения ими радиационной гигиены у них отсутствовали знания по гигиене труда, коммунальной гигиене и другим профильным гигиеническим дисциплинам.

В условиях нашего института, имеющего индивидуальный учебный план, удалось увеличить время для изучения радиационной гигиены до 60 часов за счет изменения (сокращения) преподавания некоторых разделов курса общей гигиены.

Для улучшения подготовки студентов в области ядерной физики по предложению методического совещания гигиенических кафедр в конце 2-го семестра на кафедре физики стали читаться 3—4 лекции по строению ядра, основным законам радиоактивного распада и пр. В курсе биологии увеличено число часов на освещение вопросов биологического действия ионизирующего излучения на организм.

Ныне лекционный курс нашей кафедры включает 15 лекций по радиационной гигиене.

Значению и содержанию предмета радиационной гигиены, ее целям, задачам и развитию посвящается первая лекция. Лекция дает общее представление о возможном воздействии радиационного фактора в различных условиях трудовой жизни, о роли гигиены в защите человека от вредного действия ионизирующего излучения и в охране природы от радиоактивных загрязнений.

В последующих трех лекциях с гигиенических позиций излагаются общие сведения о законах радиоактивного распада, понятия о единицах измерения активности и доз ионизирующего излучения, сведения о биологическом и патологическом действии ионизирующего излучения на организм, о лучевых поражениях, отдаленных и генетических последствиях.

Главная цель этих лекций — добиться ясного понимания слушателями, что в основе всех мероприятий по защите человека от радиационного воздействия и охраны внешней среды от радиоактивных загрязнений лежат законы радиоактивных превращений и условия действия ионизирующих излучений на организм. Поэтому сведения из области ядерной физики рассматриваются с гигиенических позиций, обязатель-

4 Гигиена и санитария. № 8

46

но разъясняется значение различных физических показателей для построения санитарных мероприятий. В таком плане показывается значение периода полураспада, вида излучений, энергии, проникающей и ионизирующей способности и пр. Особенно необходимо такое построение лекций по биологическому действию ионизирующих излучений.

В своих лекциях мы не даем подробного описания сущности биологического и патологического действия (лучевая болезнь, лучевые поражения и пр.). Об этом студенты узнают, проходя курс медицинской радиологии и патофизиологии, в клинике профессиональных болезней.

В курсе радиационной гигиены мы более подробно освещаем условия, от которых зависит степень воздействия ионизирующих излучений. В лекциях находит отражение мысль, что для правильной оценки влияния ионизирующих излучений необходимо изучать другие общегигиенические факторы при ведущей роли радиационного фактора. Наряду с этим каждому фактору, от которого зависит биологический эффект, необходимо уделить особое внимание, должны быть выяснены характерные особенности его действия.

В частности, мы стремимся отразить в лекциях следующие моменты: значение величины поглощенных доз и способов облучения (внешнее, внутреннее, одномоментное — большими дозами, многократное — малыми дробными дозами), значение вида излучения, радиотоксичности радиоактивных элементов, величины облучаемых объемов, радиочувствительности отдельных органов, индивидуальной чувствительности, условий окружающей среды и др.

На следующих двух лекциях (5-й и 6-й) мы разъясняем гигиеническое значение естественной радиоактивности и источников искусственной радиации. В лекции об естественных источниках ионизирующего излучения, кроме характеристики различных компонентов (космическое, земное, атмосферное излучение, внутреннее) и сведений об уровнях облучения в разных районах планеты, дается гигиеническая интерпретация естественному облучению, которому подвергается человек на протяжении многих тысячелетий. При этом главной задачей лекции ставится доказать, как важно изучение естественной радиоактивности для научного обоснования санитарных норм и построения радиационной защиты при работе с радиоактивными веществами и источниками ионизирующих излучений.

В этих лекциях слушатели знакомятся с возможными источниками загрязнения внешней среды радиоактивными веществами, распространением их в различных условиях и путями воздействия этих веществ на человека. Одновременно излагаются основные принципы санитарной охраны атмосферного воздуха, открытых водоемов, почвы и подземных источников водоснабжения от загрязнения радиоактивными веществами.

Как видно из сказанного, лекции (6—7-я) по своему содержанию могут быть отнесены к общей части курса радиационной гигиены.

Основное содержание лекций (8—9-й) — проблемы защиты человека от радиационного воздействия и охраны природы от загрязнений радиоактивными веществами. В лекциях излагаются санитарные правила, требования, инструкции и другие материалы о предельно допустимых дозах облучения, о предельно допустимых концентрациях и уровнях радиоактивных загрязнений, принципы защиты от внешнего и внутреннего облучения. Отдельно освещаются вопросы индивидуальной защиты и санитарно-дозиметрического контроля, их содержание и методы проведения.

Достаточное внимание уделяется принципам дезактивации различных объектов внешней среды (воздух, вода, почва, загрязненные рабочие поверхности, рабочая одежда). Рассматриваются также методы санитарной обработки человека при загрязнении радиоактивными веществами.

Должное место находит в лекции освещение проблемы удаления радиоактивных отходов, роли и задачи санитарного дозиметрического контроля при практическом решении этой проблемы. В частности, говорится о собирании, временном хранении, перевозке, дезактивации радиоактивных отходов, о способах их захоронения, излагаются гигиенические требования к планировке и оборудованию станций захоронения

радиоактивных отходов.

Опыт преподавания показывает, что курс радиационной гигиены привлекает серьезное внимание студентов. Повышенный интерес вызывают примеры, рассказывающие об эффективности санитарных мероприятий, направленных на защиту от радиационной опасности.

Лекционный курс иллюстрируется постоянно обновляемыми и пополняемыми таблицами, диаграммами и схемами, демонстрацией кинофильмов1.

Соответственно лекционному курсу распределяются по времени практические занятия. Вполне определилась возможность деления практических занятий на три части: методы радиометрических исследований, применяемых в гигиене; методы санитарно-дозиметрического контроля; самостоятельные санитарно-дозиметрические обследования объектов, применяющих радиоактивные вещества.

Радиометрическим методам исследования радиоактивности воздуха, воды, планктона, донных отложений, пищевых продуктов и почвы отводится 6—7 двухчасовых занятий. Опыт показывает, что первые два занятия приходится посвящать освоению методики и техники работы со счетными установками (нахождение плато счетчика, поправок, определение эффективности счетчиков, приготовление эталонов и пр.). Содержанием следующих занятий является самостоятельное определение студентами радиоактивности названных выше объектов: каждый студент отбирает пробу исследуемого объекта и обрабатывает ее, подготовляя к определению активности, а затем производит необходимый подсчет. ' |

• Для обеспечения этих работ на кафедре созданы учебная лаборатория по радиационной гигиене со счетной комнатой площадью 70 м2> оборудованной 15 установками типа Б; препарационная лаборатория площадью 30 м2 на 15 рабочих мест; комната для работы с радиоактивными изотопами площадью 20 м2, оборудованная защитной камерой.

На освоение методов санитарно-дозиметрического контроля отводится 4 двухчасовых занятия. Студенты изучают методику и технику работы с дозиметрическими приборами, применяющимися в санитарной практике (ДК-02, КИД-1, ДП-12, ДКЗ и др.), овладевают расчетными методами контроля защиты и методами подсчета доз внешнего и внутреннего облучения. Эти занятия сопровождаются решением задач, составленных на основе опыта практической работы сотрудников кафедры, разбором проектов радиологических отделений больниц (вполне ли они удовлетворяют требования защиты от радиационного воздействия).

Одно четырехчасовое занятие посвящается экскурсии в радиотерапевтическое отделение больницы. На последнем четырехчасовом занятии студенты самостоятельно проводят санитарно-дозиметрическое обследование предприятия или учреждения, применяющего радиоактивные вещества. Обследование сопровождается описанием по картам конкретных условий применения радиоактивных веществ. Студенты производят теоретические расчеты получаемых сотрудниками доз облучения, достаточности защитных сооружений и ограждений (расчет защиты) и пр. Эти исследования дополняются самостоятельными дозиметрическими измерениями.

1 Фильмы: «Первая в мире», «Лучи под контролем», «Атомный ледокол Ленин».

4* 51

Практические занятия завершаются семинаром, на котором разбираются материалы обследования, полученные студентами, и подводятся итоги усвоения всего курса радиационной гигиены.

Судя по описанию курса практических занятий, студенты в пределах отведенного им времени не могут получить достаточно удовлетворительных навыков для самостоятельной работы в условиях радиологических отделений санитарно-эпидемиологических станций, применяющих более сложные радиометрические и дозиметрические методы исследования. В частности, у нас на кафедре не преподаются методы радиохимических и радиобиологических исследований. Кроме того, из-за жесткого лимита учебных часов студенты непрочно усваивают даже основные методы исследования.

Все изложенное выше позволяет сделать вывод о том, что преподаваемый ныне курс радиационной гигиены имеет пропедевтический характер. В нем не затрагиваются такие важные для санитарного врача вопросы, как частная гигиена труда (атомные электростанции, реакторы, ускорители, гаммадефектоскопия, применение радиоактивных веществ в металлургии, химической промышленности, добыча радиоактивных руд и пр.). В очень малой степени затрагиваются вопросы коммунальной гигиены (нормирование радиоактивных веществ в сточных водах, вопросы их дезактивации, то же в почве и атмосферном воздухе). В равной мере это относится к гигиене питания [загрязнение пищевых продуктов осколочными продуктами деления, лучевая («холодная») стерилизация, миграция долгоживущих осколков по биологическим пищевым цепям и пр.]. Поэтому, на наш взгляд, радиационную гигиену на санитарных факультетах необходимо преподавать на старших курсах в виде самостоятельной дисциплины по программе, рассчитанной на 150—200 учебных часов.

Поступила 28/IV 1963 г.

ъ ъ ъ

О ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ СТУДЕНТОВ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ

Заслуженный деятель науки проф. В. Ф. Кацитадзе

Из кафедры общей гигиены санитарно-гигиенического факультета

Тбилисского медицинского института

Несмотря на то что ряд вопросов, касающихся улучшения обучения на санитарно-гигиенических факультетах, после специального совещания (Москва, 1960) решен успешно, все еще остаются некоторые недоработанные детали. Одним из таких вопросов является метод организации производственной практики студентов. По этому вопросу существуют разные точки зрения. Наиболее рациональным нужно считать такое решение вопроса, которое способствует формированию врача-гигиениста.

Мы хотим поделиться опытом организации производственной практики, принятой в Тбилисском медицинском институте, исходя не только из общефакультетских и методических установок, но и из местных условий (кадры, оснащение и территориальная доступность санитарно-эпи-демиологических станций и т. д.). На каждом курсе нашего факультета числится 25 студентов, которые могут проходить производственную практику по следующей схеме. На первых курсах — практика в клиниках факультета. На IV курсе (июнь—июль) — лабораторная практика: студенты работают в санитарно-химических, санитарно-бактериоло-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.