Научная статья на тему 'Разделяемые ценности и кооперативный кодекс ведения бизнеса в организационной культуре потребительской кооперации'

Разделяемые ценности и кооперативный кодекс ведения бизнеса в организационной культуре потребительской кооперации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
555
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КООПЕРАТИВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ЦЕННОСТИ / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / КООПЕРАТИВНЫЙ КОДЕКС ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ / COOPERATIVE PRINCIPLES AND VALUES / ORGANIZATIONAL CULTURE / COOPERATIVE BUSINESS CODE / EFFICIENCY OF MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Борисов В. Д.

В статье раскрываются понятия разделяемых ценностей в организационной культуре потребительской кооперации и кооперативный кодекс ведения бизнеса. Исследование построено на данных специально организованного статистического наблюдения. Предлагаются рекомендации, которые позволят повысить эффективность управления в кооперативных организациях, создать условия для участия пайщиков в управлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Shared values and cooperative business code in the organizational culture of consumer cooperation

Based on the results of special statistical research, the article discusses the notion of shared values in the corporative business code in the organizational culture of consumer cooperation. The author suggests ways to make management in cooperative organization more efficient and involve shareholders in the management process.

Текст научной работы на тему «Разделяемые ценности и кооперативный кодекс ведения бизнеса в организационной культуре потребительской кооперации»

РАЗДЕЛЯЕМЫЕ ЦЕННОСТИ И КООПЕРАТИВНЫЙ КОДЕКС ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА В ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ

В.Д. Борисов,

доцент кафедры менеджмента горно-геологической отрасли Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова (г. Якутск),

кандидат экономических наук [email protected]

В статье раскрываются понятия разделяемых ценностей в организационной культуре потребительской кооперации и кооперативный кодекс ведения бизнеса. Исследование построено на данных специально организованного статистического наблюдения. Предлагаются рекомендации, которые позволят повысить эффективность управления в кооперативных организациях, создать условия для участия пайщиков в управлении.

Ключевые слова: кооперативные принципы и ценности, организационная культура, кооперативный кодекс ведения бизнеса, эффективность управления

УДК 334.735 ББК У9(2)421.80,0

Кооперативные ценности и принципы имеют важное значение для сохранения особенностей кооперативов и идеологии кооперативного движения. Вследствие этого, кооператоры в конце ХХ в. разработали универсальные кооперативные ценности и принципы, которые приняты на конгрессе Международного кооперативного альянса (МКА) в 1995 г. и записаны в Декларации о кооперативной идентичности.

Кооперативные принципы — основные положения, правила, которыми должны руководствоваться члены кооперативов, руководители и специалисты потребительской кооперации в повседневной социально-экономической деятельности. МКА определил основные кооперативные принципы: добровольное и открытое членство, демократический членский контроль, экономическое участие членов кооператива, автономия и независимость, образование, повышение квалификации, информация, сотрудничество между кооперативами, честность, забота об обществе [5, с. 19].

Добровольное и открытое членство, демократический членский контроль, экономическое участие членов кооператива—эти три принципа определяют членские отношения в кооперативе. Автономия и независимость, образование, повышение квалификации, информация, сотрудничество между кооперативами, честность и забота об обществе определяют правила внутренней и внешней деятельности потребительского общества.

Кооперативные ценности — это общественные ценности, разделяемые членами кооперативов и применяемые в совместной социально-экономической деятельности, осуществляемой с целью удовлетворения материальных, социальных и культурных потребностей. В Декларации о кооперативной идентичности определены универсальные кооперативные ценности — те, которые должны быть положены в основу деятельности каждого кооператива: справедливость, взаимопомощь, взаимная ответственность, демократия, равенство, солидарность, честность, открытость, социальная ответственность, забота о других.

Для комплексного анализа сложившейся организационной культуры, определения приверженности в потребительской кооперации Республики Саха (Якутия) был проведен анкетный опрос населения. Опрошено 418 чел., из них работников потребительской кооперации 283 чел., пайщиков, не работающих в потребительской кооперации — 135 чел.

Опрос респондентов показал, какие именно принципы и ценности воспринимаются и какие не воспринимаются руководителями, специалистами и пайщиками потребительской кооперации. Руководители и специалисты имеют представление о современных кооперативных ценностях, принятых МКА. В первоначальном варианте проверялось точное знание количества кооперативных ценностей. Однако, при анализе полученной информации, автор посчитал возможным объединить всех респондентов в две группы: кто знает о существовании таковых, и тех, у кого эти знания отсутствуют. Из общего числа респондентов 21% не знают о существовании ценностей.

МКА — независимая неправительственная ассоциация, которая объединяет, представляет национальные кооперативные движения всего мира и содействует их развитию. Ее цели и задачи заключаются в укреплении сотрудничества между кооперативными организациями на международном, национальном и региональном уровнях; защите кооперативной идентичности, ценностей и принципов кооперации; укреплении связей с международными организациями и правительствами; заботе о членах кооперативов и кооперативном менеджменте; привлечении национальных кооперативных движений к участию в разрешении глобальных проблем человечества: защиты общества, обеспечении продовольствием, охраны окружающей среды, сокращения безработицы. Несмотря на то, что кооперативное движение как мощное социально-экономическое движение участвует в решении этих проблем, 58% специалистов и руководителей потребительской кооперации считают, что цели и задачи МКА не полностью воспринимаются кооперацией. Это свидетельствует о необходимости проведения просветительской работы по пропаганде кооперативных идей и принципов МКА (табл.1).

Все существующие кооперативные ценности можно разделить на две группы:

— основополагающие: взаимопомощь, взаимная ответственность, демократия, равенство, справедливость, солидарность;

— этические ценности: честность, открытость, социальная ответственность, забота о других.

Кооперативные ценности, сформулированные в предложенной анкете, исторически сложились в потребительской кооперации в течение длительного времени существования этой

Таблица 1

Распределение респондентов по совпадению целей и задач Союза потребительских обществ «Холбос» Республики Саха (Якутия) с целями и задачами Международного кооперативного альянса

Совпадают ли цели и задачи СПО «Холбос» и МКА Всего Руководители Специалисты

кол-во ответов уд. вес, % кол-во ответов уд. вес, % кол-во ответов уд. вес, %

Да 35 41,67 13 46,43 22 39,29

Нет 9 10,71 3 10,71 6 10,71

Затрудняюсь ответить 40 47,62 12 42,86 28 50,00

Итого 84 100,00 28 100,00 56 100,00

системы. Проведенный анкетный опрос кооперированного населения показал, что работники потребительской кооперации признают кооперативные ценности. Некооперированное население, принявшее участие в опросе, также положительно относится к кооперативным ценностям.

Основополагающие и этические ценности охарактеризованы на основе специально организованного наблюдения. В оценке респондентов понимание этих ценностей выразилось в содействии экономическому развитию организаций потребительской кооперации. Это содействие нашло отражение в ответах пайщиков, которые перечислены в порядке убывания значимости.

Социально-экономические ценности:

— предоставление льгот пайщикам при покупке товаров считают необходимым — 90% работников потребкооперации и 93% пайщиков, не работающих в кооперации;

— личный вклад пайщиков, их непосредственное экономическое участие — 74% и 86% соответственно;

— сопереживание пайщиков за экономический успех — 77% и 73%;

— содействие развитию личных подсобных хозяйств — 69%

и 78%;

— помощь в решении личных хозяйственных проблем (заготовка дров, сена, льда ремонт жилья) — 64% и 79%;

— бесплатная вспашка огородов и доставка товаров на дом — 60% и 51%;

Этические ценности:

— взаимопомощь признают необходимой 77% работников потребкооперации и 93% пайщиков, не работающих в потребкооперации;

— забота об обществе — 77% и 87% соответственно;

— зависимость успеха от руководства — 80% и 77%;

— социальная миссия кооперации — борьба с бедностью —

62% и 80%;

— сострадание к малоимущему населению — 74 % и 66 %;

— гордость за свое потребительское общество — 69% и

62%;

— ответственность за успехи организации — 68% и 64%;

— чувство сопричастности и чувство «локтя» — 67% и 50%;

— осознание пайщиком положения хозяина кооперации — 58% и 56%;

— сопереживание друг другу — 57% и 52%;

— осознание потребкооперации как образа нашей жизни — 54% и 24%.

Из ранжированного ряда видно, что респондентов, прежде всего, волнуют вопросы, связанные с получением материальных благ. Затем поддерживаются принципы, связанные с чувством патриотизма, общегуманистические — забота об обществе, борьба с бедностью и помощь малоимущему населению. И на последнем месте стоят общественные и корпоративные интересы: потребительская кооперация — образ жизни, пайщик — хозяин, сопереживание друг другу.

Однако, большой процент пайщиков-работников и пайщиков, не связанных трудовыми отношениями с потребительской кооперацией, не считает значимыми кооперативные ценности, особенно такие, как «Потребительская кооперация — образ жизни» и «Пайщик — хозяин потребительской кооперации». Это говорит о низкой социализации специалистов и работников, а также пайщиков.

Анкетный опрос показал, что имеются большие резервы воспитания корпоративной культуры. Только для 54% работников потребительская кооперация представляет собой образ жизни. Не идентифицируют себя с системой 36% респондентов и 20% опрошенных — затруднились с ответом на этот вопрос, хотя они и готовы воспринять потребительскую кооперацию как образ своей жизни.

Основная часть работников потребкооперации признает пайщика хозяином системы, но все же не ставит этот принцип на одно из первых мест.

Среди кооперированного населения 79% признает приоритет руководителя в социально-экономическом развитии. Не считают так 7% и 14% затрудняются ответить. Однако 67% респондентов отмечают, что успех зависит от каждого из работников и определяется усилиями всех членов коллектива. Это свидетельствует о неиспользованных потенциальных возможностях работников потребкооперации, а также о действеннос-

ти кооперативных принципов — объединяясь, вместе работая, пайщики решают свои проблемы.

Для приведения в соответствие коммерческой деятельности потребительских обществ с принципами и ценностями кооперации нами разработан кооперативный кодекс ведения бизнеса для Союза потребительских обществ «Холбос» Республики Саха (Якутия).

Исследования показывают, что многие работники идут на компромисс со своими моральными принципами под воздействием условий, существующих в организации, в которой они работают. Важное место при этом занимает система ценностей, регулирующая этические отношения в данной организации, которую называют корпоративной этикой.

Корпоративная этика, в отличие от универсальной, обусловлена особенностями деятельности и целями организации, а также исторически сложившимися стереотипами поведения в данной организации. Она является частью более широкой нормативной системы, так называемой «корпоративной культуры».

Организация, функционирующая достаточно продолжительное время, в которой сложилась корпоративная культура, в состоянии разработать кодекс ведения бизнеса. В Республике Саха (Якутия) кооперативная культура складывалась практически на протяжении всего ХХ в. Ее уровень высок и она может быть формализована в форме кооперативного кодекса ведения бизнеса.

Для приведения в соответствие коммерческой деятельности потребительских обществ с принципами и ценностями кооперации нами разработан кооперативный кодекс ведения бизнеса. При разработке использовался «Кодекс ведения бизнеса» кооперативного общества оптовой торговли Р. Квинни [2] и «Кодекс наилучшей практики. Корпоративное управление» Кооперативного союза Великобритании [1, 3], а также Рекомендации Всероссийской научно-практической конференции «Перспективы развития и духовно-нравственные основы социально-экономической деятельности потребительской кооперации» [1] и «Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании» [4].

В кодексе, разработанном для республики, более конкретно отражен важный аспект роли пайщиков в экономической деятельности и управлении, что внесет важный вклад в деятельность кооперативов:

— улучшение качества руководства и управления, деловую активность;

— достижение высших стандартов в отчетности менеджеров перед советом потребительских обществ;

— содействие открытости и прозрачности в отношениях между советом и членами кооператива;

— привлечение новых членов и вовлечение их в работу кооператива.

Потребительским обществам и союзам рекомендуется учитывать положения, содержащиеся в Кодексе ведения бизнеса при разработке устава и внесении в него изменений.

Кооперативный кодекс ведения бизнеса содержит следующие основополагающие положения.

Потребительское общество требует от всех своих работников вести себя в соответствии с целями потребительского общества:

— стремиться к высоким профессиональным стандартам и увеличению объемов деятельности;

— способствовать достижению доходов и прибыли, обеспечивающих реализацию социальных программ;

— содействовать повышению имиджа кооперативного сектора в экономике Республики Саха (Якутия);

— руководствоваться в хозяйственной и социальной деятельности кооперативными ценностями: справедливостью, взаимопомощью, взаимной ответственностью, демократией, равенством, солидарностью, честностью, открытостью, социальной ответственностью, заботой о других;

— распространять принципы кооперации среди своих членов и пропагандировать сотрудничество между кооперативами;

— использовать широкий ассортимент товаров и услуг для выгоды всей организации и пайщиков;

— мобилизовать покупательские и маркетинговые способности своих корпоративных обществ-членов, управляя от имени торговой марки Союза потребительских обществ «Холбос» Республики Саха (Якутия);

— обеспечивать членов всей необходимой информацией, позволяющей им участвовать в делах Союза потребительских обществ «Холбос» Республики Саха (Якутия);

— обеспечивать максимальную безопасность капиталовложений своих членов с помощью эффективного управления ресурсами потребительского общества;

— индивидуально работать с каждым пайщиком над достижением поставленных целей, чтобы они вносили положительный вклад в экономику и управление кооперативом;

— воспринимать пайщика как экономического партнера;

— обеспечивать следующие формы экономического участия пайщиков:

а) покупка товаров в торговых предприятиях своего кооператива;

б) продажа пайщиками своему потребительскому обществу продукции и сырья личных подворий, продукции промысловой деятельности, непродовольственных изделий собственного изготовления;

в) привлечение денежных средств пайщиков на возвратной основе;

г) увеличение паевого фонда;

— систематически поощрять пайщика за экономическое участие в форме кооперативных выплат в следующих формах:

а) торговые скидки (бонус) со стоимости купленных товаров;

б) надбавки к закупочной цене;

в) стоимость транспортных услуг со скидкой или бесплатно;

г) авансовые платежи по договору под будущую продукцию;

д) доходы от приращения капитала на заемные средства;

е) дивиденды от прироста паевого фонда;

— осуществлять моральное поощрение пайщика за активное сотрудничество в зависимости от практических услуг или в связи с юбилеем членства в потребительской кооперации.

Потребительское общество в отношениях с партнерами по бизнесу:

— выстраивает отношения с партнерами по бизнесу на основе открытости и честности в торговых сделках;

— пропагандирует и распространяет заслуживающие доверия, данные о преимуществе кооперативов в ведении любого бизнеса, приверженности к надежной торговле;

— стремится к процветанию основного направления бизнеса

— розничной торговли, удовлетворяя нужды всех покупателей, проживающих на территории;

— нацелено на соблюдение законов, принятых в защиту потребителя, предоставляет полное описание предлагаемых услуг и товаров;

— обеспечивает высокий стандарт обслуживания во время совершения покупки клиентом с целью удовлетворения клиента;

— избегает действий, которые приводят к увеличению товарооборота способами, противоречащими правилам торговли;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— сохраняет конфиденциальность информации о клиенте.

Потребительское общество нацелено на развитие отношений с поставщиками, основанное на взаимном доверии:

— осуществляет оплату поставок в условленные сроки и в соответствии с согласованными условиями торговли;

— никогда не использует права закупщика в корыстных целях;

— требует сохранения конфиденциальности информации об отношениях между потребительским обществом и поставщиком;

— признает, что получение подарков, льгот или гостеприимства работниками может привести к затруднительным ситуациям, а также может рассматриваться как условие для незаконных действий против партнера.

Отношение потребительского общества к окружению:

— признает, что вся коммерческая деятельность оказывает влияние на среду, в которой работает организация, стремится следовать и сокращать до минимума негативный эффект деятельности, содействуя улучшению общества;

— гарантирует, что ни один продукт, произведенный в системе потребительской кооперации, не будет представлять опасности для населения.

Потребительское общество в отношении нравственного воспитания в области повышения роли духовно-нравственных качеств работников потребительской кооперации в борьбе с бедностью и бездуховностью:

— считает одной из важнейших задач потребительской кооперации на современном этапе заботу о развитии духовности и нравственности;

— направляет усилия организации на формирование духовно развитой, высоконравственной, творческой личности работника потребительской кооперации;

— развивает кооперативную идеологию и способствует формированию на ее основе высокой кооперативной культуры, укрепляет единство и сплоченность организаций потребительской кооперации;

— развивает мировоззрение работников кооперативных организаций на основе духовных ценностей национальной культуры Республики Саха (Якутия), укрепляет сотрудничество с Православной Церковью Якутской и Ленской, другими конфессиями для объединения усилий по формированию высоких духовно-нравственных качеств работников потребительской кооперации и пайщиков;

— принимает за основу духовно-нравственного воспитания работников «Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании», принятый VIII Всемирным Русским Народным Собором;

— активизирует профессиональную ориентационную работу среди школьников и сельской молодежи;

— разъясняет историческую миссию потребительской кооперации, ее принципы и ценности;

— принимает участие в социальном обустройстве села;

— оказывает поддержку ветеранам кооперации, инвалидам, одиноким и престарелым, многодетным семьям через предоставление услуг;

— повышает роль кооперативных участков в пропаганде кооперативных идей, проведении организационно-массовой, воспитательной и духовно-просветительской работы, укреплении связей с пайщиками и сельским населением, организации кооперирования населения, проводит участковые собрания не реже двух раз в год;

— информирует о работе потребительского общества по реализации социальной миссии через местные средства массовой информации, обеспечивает подписку на газету «Российская кооперация» на каждом участке;

— в целях развития интеллектуального и творческого потенциала работников организации активизирует работу по проведению конкурсов профессионального мастерства, лучшего магазина, столовой и т.п.;

— перенимает у других кооперативных организаций положительный опыт работы по развитию духовно-нравственных основ деятельности, сохранению кооперативных ценностей, наращиванию объемов деятельности.

Потребительское общество в отношениях с работниками потребительской кооперации соблюдает следующие принципы:

— трудоустраивает, продвигает по службе работников на основе их соответствия выполняемых обязанностей без дискриминации относительно расы, религии, национального происхождения, цвета, пола, возраста, сексуальной ориентации, семейного положения или инвалидности;

— гарантирует оплату работникам в соответствии с рыночными условиями и производительности труда;

— поддерживает и помогает работникам всех уровней развивать необходимые умения и содействует карьерному росту в организации;

— пропагандирует эффективное сотрудничество, стимулирует работников к улучшению их деятельности, а также всей организации в целом;

— обеспечивает охрану и безопасные условия труда в соответствии с производственными нормами;

— уважает личные интересы или интересы семьи члена потребительского общества, который принимает участие в бизнесе Союза потребительских обществ «Холбос» РС (Я);

— признает обязанность соблюдения интересов и благополучия работников, имеющих длительный стаж работы, особенно тех, кто остается в организации до пенсионного возраста;

— привлекает сотрудников к работе по вовлечению новых членов в потребительское общество;

— решает разногласия и конфликты среди работников;

— признает права работников как членов профессиональных союзов, создавая соответствующие структуры для ведения конструктивных диалогов и переговоров;

— распространяет знания о кооперативном движении Союза потребительских обществ «Холбос» Республики Саха (Якутия).

Коллектив потребительского общества в отношениях с населением:

— является частью населения и активно вносит вклад в благополучие своего народа, выполняя требования молодежи, пенсионеров, инвалидов, семей;

— обеспечивает население товарами и услугами эффективно и выгодно, предлагая хорошие условия и возможности трудоустройства;

— учитывает интересы широких слоев населения, как на местном, так и на государственном уровне;

— привлекает граждан к участию в общественных и гражданских делах;

— осуществляет благотворительные пожертвования, а также спонсирует направления культуры и образования.

Потребительское общество в своей финансовом деятельности:

— соблюдает требования в составлении финансовых отчетов;

— не скрывает объемы деятельности;

— не уклоняется от налоговых обязательств;

— регистрирует и отчитывается о всех перечислениях, включая оплату наличными;

— гарантирует, что все виды деятельности, которые облагаются налогами, будут своевременно перечислены в налоговые службы.

Потребительское общество в отношениях с конкурентами:

— активно конкурирует, но на честных условиях;

— не причиняет вреда репутации конкурентов прямо или косвенно;

— требует, чтобы при любом контакте с конкурентами работники сохраняли конфиденциальность информации;

— не старается получить информацию о бизнесе конкурента незаконным способом;

— не участвует в запрещенных торговых операциях, искусственном преобладании на рынке.

В вопросах, связанных с международным бизнесом:

— потребительское общество признает себя частью экономического пространства Российской Федерации и Республики Саха (Якутия);

— осознает необходимость участия в реализации экономических и социальных программ развития Республики Саха (Якутия);

— использует материальную поддержку федерального и республиканского правительства в интересах потребительской кооперации и всего общества;

— способствует развитию кооперативного сектора экономики республики и других, кроме потребительской, видов кооперации;

— принимает участие в мероприятиях Международного кооперативного альянса, его региональных комитетов;

— принимает участие в обслуживании Международных детских спортивных игр «Дети Азии» и других республиканских мероприятий международного и российского масштаба;

— активно содействует выработке и реализации кооперативной идеологии, философии, культуры;

— принимает участие в мероприятиях Центросоюза Российской Федерации и считает обязательным активно проводить в жизнь рекомендации научно-практических конференций;

— считает необходимым изучать международный опыт кооперативного движения, а также передовой опыт кооперативных организаций Российской Федерации.

Совет потребительского общества:

— контролирует соблюдение Закона Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах в Российской Федерации)» и устава потребительского общества, защищает материальные и иные интересы своих членов;

— защищает кооперативную собственность, обеспечивает ее сохранность, пресекает ее отчуждение в интересах, не соответствующих кооперативным;

— укрепляет социальную, то есть членскую базу организации, способствует совершенствованию членских отношений;

— поддерживает Кодекс ведения бизнеса по корпоративному управлению, пересматривает и публикует свой вариант соблюдения правовых норм;

— нацелен на создание климата и возможностей для работников выражать свое мнение о поведении или решениях, которые они считают неэтичными;

— привлекает внутренних или внешних аудиторов для проверки любой деятельности, где выявлено нарушение кодекса.

По мнению автора, внедрение в практику кооперативных организаций Кодекса ведения бизнеса будет способствовать повышению качественного уровня кооперативного менеджмента.

Литература

1. Рекомендации Всероссийской научно-практической конференции «Перспективы развития и духовно-нравственные основы социально-экономической деятельности потребительской кооперации» // Деловой вестник «Российской кооперации». — 2005. — № 1. — С. 11.

2. Квинни Р. Кодекс ведения бизнеса: Кооперативное общество оптовой торговли. — The CO-OPERATIVE COLLEGE.: КООТ, 1999. — 12 с.

3. Клок К., Голдсмит Дж. Конец менеджмента. — СПб.: Питер, 2004. — 368 с.

4. Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании //Российская кооперация. — 14.02.2004. — № 6 (318) — С. 5.

5. Теплова Л.Е. Основы потребительской кооперации: Учеб. пособие. — М.: Вита-Пресс, 2001. — 160 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.