Научная статья на тему 'Проблемы развития кооперативного сектора Беларуси на принципах Международного кооперативного альянса'

Проблемы развития кооперативного сектора Беларуси на принципах Международного кооперативного альянса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
355
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — С. В. Ксензов

Кооперативный сектор Беларуси включает потребительские, производственные, сельскохозяйственные, финансовые кооперативы. Главная проблема современного развития кооперативного сектора соблюдение интересов члена-пайщика, восстановление его статуса как совладельца кооператива. Рассмотрение проблемы развития кооперативного сектора Беларуси автор начинает с анализа соответствия форм и методов работы белорусских кооператоров универсальным кооперативным принципам Международного кооперативного альянса. В статье рассмотрены: проблема демократического управления и контроля в кооперативах, проблема экономического участия членов-пайщиков, проблема автономии и независимости кооперативов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEMS OF THE COOPERATIVE SECTOR DEVELOPMENT ON THE INTERNATIONAL COOPERATIVE ALLIANCE PRINCIPLES

According to the author cooperative sector in Belarus includes consumer, industrial, financial and agricultural cooperatives. The main problem of the modern development of cooperative sector is observing interests of a membershareholder, restoring his status as a joint owner of the cooperative. The author examines the problem of the cooperative sector development of Belarus beginning with the analysis of the conformity of working forms and methods of Belarusian cooperators to universal principles of the International Cooperative Alliance. The researcher also reviews the problem of democratic administration and control in the cooperatives, the problem of economic participation of the member-shareholders, the problem of independence and autonomy of cooperatives.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития кооперативного сектора Беларуси на принципах Международного кооперативного альянса»

УДК 347.762

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КООПЕРАТИВНОГО СЕКТОРА БЕЛАРУСИ НА ПРИНЦИПАХ МЕЖДУНАРОДНОГО КООПЕРАТИВНОГО АЛЬЯНСА

C.B. КСЕНЗОВ

Полесский государственный университет г. Пинск, Республика Беларусь

ВВЕДЕНИЕ

Проблемы развития кооперативного сектора Республики Беларусь в современных условиях требуют тщательного анализа и поиска оптимальных путей решения. Эти задачи может выполнить только большой коллектив аналитиков и практиков. Цель данной статьи - проанализировать возможные пути развития кооперативного сектора Беларуси Республики Беларусь на принципах Международного кооперативного альянса (МКА). В ходе проводимого анализа необходимо учитывать частно-групповой статус собственности кооперации, исторический опыт ее развития, который говорит о том, что этот институт общества функционирует на основе добровольного членства, обслуживает преимущественно малоимущие слои населения, и активно поддерживается законодательными и исполнительными структурами власти для создания социальной стабильности в обществе.

Современные экономические системы есть смешанные экономические системы, отличительной особенностью которых является гетерогенность (разнородность) входящих в них элементов. Смешанная экономика представляет собой одновременное сочетание частного и государственного секторов экономики, рынка и государственного регулирования, капиталистических тенденций и социализации жизни, экономических и неэкономических начал. Являясь целостной системой, смешанная экономика выступает адекватной формой современного развитого общества. Очевидно, что в каждой стране с учетом ее специфики складывается своя национальная модель смешанной экономики. Национальная экономическая система - это экономическая система страны, отражающая весь комплекс факторов (внутренних и внешних, экономических и неэкономических). Кооперативная форма собственности является структурообразующим элементом экономической основы современной национальной модели страны - смешанной экономики. А в условиях Беларуси кооперация - необходимый институт рыночной инфрастуктуры.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В социально-ориентированной рыночной белорусской экономике достойное место занимают жилищные, гаражные, садово-огородные кооперативы. Поистине народной, крестьянской организацией, является потребительская кооперация, которая феноменальна тем, что, будучи хозяйствующим субъектом, ставит в своей деятельности социальные цели. Альфред Маршалл, английский экономист, автор учебника «Принципы политической экономии» (1890 г.) отмечал подобную направленность на двойственную цель как одну из вершин кооперативной философии: «Одни движения имеют высокие социальные цели, другие движения имеют широкую экономическую основу только кооперация имеет и то и другое» [1, с.225].

Важным условием успешной экономической деятельности кооперативных предприятий является создание кооперативами финансового сектора. Осуществляя контроль над услугами, которые оказываются своим финансовым сектором, кооперативные предприятия следят за тем, чтобы в рамках кооперативного сектора финансовые средства использовались только в соответствии с целями кооперативных предприятий. В современных условиях обычно создаются: сберегательные и кредитные кооперативы (кредитные союзы); кооперативные банки; кооперативные страховые учреждения. Кредитные кооперативы или кредитные союзы обеспечивают мобилизацию сбережений на местах и предоставляют кредиты своим членам, поощряя при этом экономию и содействуя развитию предпринимательской деятельности. Административные процедуры, используемые кредитными союзами, являются относительно простыми; поэтому расходы на такое обслуживание минимальны, и большая часть поступлений от предоставляемых займов распределяются в кредитный союз в рамках программы капитализации доходов. Поэтому кредитные союзы могут создаваться в бедных сообществах, для которых крайне важно обеспечить возможность гарантированных сбережений и доступ к кредитам на приемлемых условиях. Это позволяет бедной части населения избегать постоянной задолженности. Кредитная кооперация развита в Беларуси очень слабо.

Главная проблема современного развития кооперативного сектора - соблюдение интересов члена-пайщика, восстановление его статуса как совладельца кооператива. Снятие этой проблемы автоматически вызовет решение многих других насущных проблем кооперации. Рассмотрение проблемы развития кооперативного сектора Беларуси можно и нужно начинать с анализа соответствия форм и методов работы белорусских кооператоров универсальным кооперативным принципам Международного кооперативного Альянса. В Декларации о кооперативной идентичности, принятой конгрессом Международного кооперативного Альянса в Манчестере (1995 г.) говорится о семи главных принципах кооперации:

- добровольное и открытое членство;

- демократическое управления и контроль;

- экономическое участие членов;

- автономия и независимость;

- образование, повышения квалификации;

- сотрудничество между кооперативами;

- забота об обществе [2].

Кооперативное законодательство Республики Беларусь и практика деятельности кооперации в достаточной степени реализуют принципы «добровольное и открытое членство», «образование, повышение квалификации», «сотрудничество между кооперативами», «забота об обществе». Следовательно, ориентируясь в развитии на принципы МКА, предстоит уделить внимание принципам «демократическое управление и контроль», «экономическое участие членов», «автономия и независимость».

Проблема демократического управления и контроля характерна для кооперативов во всем мире. Она связана с противоречием между потребительскими целями и предпринимательскими методами кооператива.

Правление потребительского, производственного кооператива и его председатель выступают в роли предпринимателя - основного элемента в получении прибыли. А распределение этой прибыли производится потребительскими методами. Таким образом, руководство не получает должного вознаграждения. Оно считает справедливым получение большей части прибыли, чем остальные пайщики, что ограничено нормативными актами и должно контролироваться демократическим членским контролем. При снижении уровня контроля руководители идут на финансовые нарушения. Данное противоречие приводит к нарушению принципа кооперативной справедливости: недопустимо обогащение одного члена кооператива за счет другого. Эта проблема частично решается путем увеличения, по сравнению с рядовым работником, заработной платы руководителя. Вместе с тем, можно предложить ряд мер по расширению демократического управления и контроля в кооперации Беларуси:

1. Обеспечить равенство прав пайщиков, подотчетность руководства и взаимное доверие путем того, что высший орган управления потребительским обществом - общее собрание пайщиков обеспечивает:

- определение стратегии развития кооператива;

- принятие и мер, имеющих первостепенное значение для кооператива;

- выборы руководящих работников;

- координацию деятельности отдельных составных частей кооператива.

2. Правление потребительского общества определяет:

- цели и задачи кооператива;

- планирование;

- принятие решений, их реализацию и контроль.

В нормативных документах кооперации необходимо записать следующие положения:

- равенство прав члена-пайщика и пайщика-руководителя;

- подотчетность руководства пайщикам. Демократический контроль осуществляется выборным контрольным органом. Любой пайщик может проконтролировать по своему желанию правильность использования вложенных им средств;

- зарплата руководства пропорциональна его вкладу в результаты хозяйственной деятельности и систематически корректируется решениями общего собрания пайщиков.

Эффективность данных мер доказана мировой кооперативной практикой и они могут быть успешно реализованы на Беларуси.

Проблема экономического участия членов-пайщиков является очень актуальной для потребительской кооперации. В потребительских обществах Беларуси отсутствуют следующие элементы необходимые для реализации этого принципа МКА: личная мотивация члена-пайщика; преимущества от участия в кооперативе больше потерь; кооперативные выплаты; объем и качество участия членов-пайщиков обеспечивают успешное функционирование кооператива.

Для того чтобы внедрить принцип МКА «Экономическое участие членов-пайщиков» необходимо предпринять следующие меры:

- законодательно закрепить преимущество членов потребительских обществ перед остальным населением, обслуживаемым этим кооперативом;

- снять ограничения участия потребительских обществ в коммерческой деятельности любых форм;

- снять ограничения в распределении прибыли между пайщиками.

Осуществление в ближайшее время данных мероприятий в Республике Беларусь маловероятно, так как это требует изменений в Гражданском кодексе.

Проблема автономии и независимости. Сегодня существует экономическая зависимость многих белорусских кооперативов от государства. Прежде всего это касается потребительской кооперации. Это обусловлено нерентабельностью ее работы в сельской торговле. Данная ситуация временная и по мере того, как социальная значимость деятельности потребительской кооперации снижается, требование к автономии и независимости повышается. С другой стороны, государство само объективно заинтересовано в автономии потребительской кооперации, чтобы не нести полной ответственности за последствия ее хозяйствования.

Для сохранения автономии и независимости потребительской кооперации необходимо:

- внести изменения в кооперативное законодательство с тем, чтобы оно соответствовало международным нормам, принципам МКА;

- сохранять и развивать социальную базу потребительской кооперации, как основу независимости.

В докладе Генерального секретаря ООН «Кооперативы в процессе социального развития» (май 2001 г.), подготовленного в соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 54/123 от 17 декабря 1999 г. указывается, что, учитывая важное значение кооперативного движения, правительствам необходимо создавать благоприятные условия для развития кооперативов и держать в поле зрения регулирующие деятельность кооперативов юридические, судебные и административные положения в целях создания равных прав с другими видами предприятий, защиты и укрепления потенциала кооперативов и внесения вклада в деятельность, направленную на решение более широких задач, стоящих перед обществом. В данном докладе содержатся «Руководящие принципы в отношении создания благоприятных условий для развития кооперативов». Их содержание во многом основано на кооперативных принципах MICA. Вместе с тем, ООН акцентирует внимание правительств всего мира на следующих важных положениях:

- для кооперативного движения характерны высокий уровень демократичности, автономия на местном уровне и интеграция на уровне международном, оно представляет собой такую форму организации ассоциаций и предприятий, через посредство которой граждане могут обеспечивать самопомощь и самостоятельно нести ответственность за достижение определенных целей, которые включают не только экономические, но и социальные и экологические цели, такие, как ликвидация нищеты, обеспечение продуктивной занятости и содействие социальной интеграции;

- цель политики правительств заключается в обеспечении того, чтобы кооперативы признавались в качестве юридических лиц и чтобы все организации и институты, учреждаемые кооперативным движением, были действительно равны с другими ассоциациями и структурами. Для достижения такого равенства необходимо, чтобы особые ценности и принципы кооперативов были полностью признаны желательными и полезными для общества, а также необходимо, чтобы были приняты надлежащие меры с тем, чтобы их особые качества и практика не являлись причиной какой либо дискриминации;

- целесообразно и полезно, чтобы правительства публично признали особый вклад (как количественный, так и качественный), который кооперативное движение вносит в национальную экономику и жизнь общества. Совместное празднование Международного дня кооперации, организуемого Международным кооперативным альянсом, во исполнение резолюций 47/90, 49/155 и 51/58 Генеральной Ассамблеи, могло бы предоставить возможность для распространения среди общественности информации о кооперативном движении;

- учитывая важный вклад кооперативного движения в сектор образования, было бы полезно принять ряд дополнительных мер, включая выделение государственных средств, для реализации образовательных программ по кооперации. Правительства могут также рассмотреть вопрос о включении в национальные учебные программы на всех уровнях обучения ценностей, принципов, информации по истории кооперации, а также информации о нынешнем и потенциальном вкладе кооперативного движения в жизнь общества; и поощрении проведения специальных исследований в системе высшего образования по вопросам кооперативов, а также оказании поддержки таким исследованиям [3].

ВЫВОДЫ

Данные рекомендации актуальны для правительства и кооперативного движения Республики Беларусь. Проводятся конкретные мероприятия правительственных органов по законодательному, организационному, информационному и иному обеспечению успешной деятельности кооперации Беларуси. Президиум Совета Министров РБ утвердил «Программу совершенствования деятельности потребительской кооперации на 2005-2010 годы». Программа нацелена на повышение качества обслуживания сельского населения и, прежде

всего, пайщиков на основе реализации мер по дальнейшему совершенствованию системы хозяйствования и управления.

Национальный банк Республики Беларусь и Программа развития ООН «Содействие развитию микрофинансирования в Республике Беларусь» осуществляют совместный проект с целью содействия улучшению доступа населения и малого бизнеса к финансово-кредитным ресурсам через развитие микрофинансирования и повышения финансовой культуры населения. Таким образом, государственные органы Республики Беларусь вносят свой вклад в реализацию рекомендаций ООН, способствуют устойчивому развитию белорусской кооперации на принципах Международного кооперативного альянса.

Процесс возрождения кооперативной собственности в Беларуси, обновление и реформирование потребительской кооперации, полномасштабное возобновление деятельности кредитной кооперации позволит создать эффективный кооперативный сектор экономики и наряду с двумя другими агрегатами: государственным и частным, выстроить национальную модель социально-экономического развития, имеющую в основе трехсекторную смешанную экономику.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лейдлоу, А. Ф. Кооперативы в 2000 году / А.Ф. Лейдлоу // В кн.: XXYII конгресс Международного Кооперативного Альянса, г. Москва, 13-16 октября 1980 г. - М.: МКАД980. - С. 225.

2. Кооперативы в процессе социального развития. Доклад Генерального секретаря ООН. - Режим доступа. - http:// www.un.org/russian/documen/gadocs/54sess/54res2.htm.

3. Statement on the Cooperative Identity. - Режим доступа, -http://www.ica.coop/coop/principles.html.

THE PROBLEMS OF THE COOPERATIVE SECTOR DEVELOPMENT ON THE INTERNATIONAL COOPERATIVE ALLIANCE PRINCIPLES

S.V.RSENZOV.

Summary

According to the author cooperative sector in Belarus includes consumer, industrial, financial and agricultural cooperatives. The main problem of the modern development of cooperative sector is observing interests of a member-shareholder, restoring his status as a joint owner of the cooperative. The author examines the problem of the cooperative sector development of Belarus beginning with the analysis of the conformity of working forms and methods of Belarusian cooperators to universal principles of the International Cooperative Alliance. The researcher also reviews the problem of democratic administration and control in the cooperatives, the problem of economic participation of the member-shareholders, the problem of independence and autonomy of cooperatives.

Поступила в редакцию 22 октября 2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.