Научная статья на тему 'Разборы духовного сословия при императрице Анне Иоанновне'

Разборы духовного сословия при императрице Анне Иоанновне Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
87
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разборы духовного сословия при императрице Анне Иоанновне»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

Б.В. Титлинов

Разборы духовного сословия при императрице Анне Иоанновне

Опубликовано:

Христианское чтение. 1904. № 3. С. 432-446.

@ Сканированій и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2009. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

СПбПДА

Санкт-Петербург

2009

РАЗБОРЫ ДУХОВНАГО СОСЛОВІЯ

ПРИ ИМПЕРАТРИЦѢ АННѢ ІОАННОВНѢ *).

III.

/Р'Ъ апрѣля 1739 года въ исторіи аннинскихъ разборовъ \С) начинается послѣдній ихъ періодъ—періодъ ходатайствъ Синода за духовенство и постепенныхъ уступокъ пра-^ вительства на эти ходатайства. Синодъ осмѣлился, ] наконецъ, выступить въ защиту духовнаго сословія и опустошаемыхъ церквей, сознавая, очевидно, что дальше1 дѣло оставлять такъ нельзя—нельзя слать указы за указами въ мѣста уже и безъ того разоренныя. Съ другой стороны, необходимо было открыть глаза правительству, что церкви пустѣютъ не въ силу небреженія духовной команды, а въ силу правительственной политики; что указъ 8-го Января 1738 года направленъ не по адресу главнаго виновника опустошенія епархій. Къ тому же молчать долѣе было и не безопасно; январскій указъ строго предписывалъ немедленно удовольствовать церкви Божіи; это было невозможно при настоящемъ состояніи духовенства; между тѣмъ неисполненіе воли правительства грозило вызвать новое еще болѣе рѣзкое напоминаніе Синоду о его обязанностяхъ. Вмѣстѣ съ тѣмъ тотъ же указъ давалъ духовной власти теперь и точку опоры въ ея ходатайствахъ: она могла представить свое безвыходное положеніе предъ неразрѣшимой задачей—и рекрутъ поставлять и храмы святые удовольствовать. .

Въ концѣ января 1739 года изъ Архангельской губернской канцеляріи пришло доношеніе, которое свидѣтельствовало, что сами свѣтскіе командиры начали сознавать ненормальность теченія дѣлъ. Сама канцелярія не рѣшалась больше отдавать въ службу церковниковъ и требовала синодскаго разрѣшенія. Въ Синодѣ сначала рѣшили подать докладъ Кабинету объ одной Архангельской епархіи (13 марта); но вскорѣ же раздумали, найдя это слишкомъ недостаточнымъ въ виду жалобъ отовсюду на оскудѣніе. 29-го марта рѣшено было подать общій докладъ объ всѣхъ епархіяхъ *). Докладъ былъ составленъ и подписанъ 27-го марта. Въ немъ Синодъ излагаетъ предъ правительствомъ, что „воспослѣдовало въ церковномъ клирѣ“ отъ разбора церковниковъ и дѣтей духовенства; а чтобы избѣгнуть подозрѣнія въ преувеличеніи, онъ старается приводить доношенія не епархіальныхъ начальствъ, а провинціальныхъ свѣтскихъ властей. Въ докладѣ мы встрѣчаемъ свѣдѣнія, отчасти уже намъ извѣстныя, но мы повторимъ вкратцѣ и ихъ, чтобы было ясно, что узнало правительство.

Прежде всего въ синодальномъ докладѣ стоятъ извѣстія изъ Москвы, подвергшейся, какъ мы видѣли, безпощадному разгрому. Московская Синодальная Канцелярія доносила, что по резолюціи перваго іюля 1738 года велѣно неприсягавшихъ дѣйствительныхъ церковниковъ взять въ солдаты; между тѣмъ послѣ бывшихъ уже разборовъ оставлено при церквахъ лишь опредѣленное число, при многихъ церквахъ оставлено церковниковъ по одному человѣку, у нѣкоторыхъ нѣтъ никого, кромѣ малолѣтнихъ. Если отдать оставленныхъ въ дѣйствительномъ причтѣ, то замѣстить имъ не кѣмъ, не-кого будетъ посвящать въ священники и діаконы. Это доношеніе синодальной канцеляріи въ февралѣ было подтверждено даже свидѣтельствомъ Московскаго вице-губернатора кн. Юсупова и лейбъ-гвардіи капитана Юрьева, которые говорили, что указъ 8-го января о у довольствованіи церквей исполнить невозможно за недостаткомъ нужныхъ людей. И отдавать больше въ солдаты нельзя.

По извѣщенію Псковской архіерейской консисторіи, въ псковской епархіи 55 праздныхъ церквей, не считая 17 приписныхъ къ архіерейскому дому, и удовольствовать ихъ

некѣмъ; требуется для наполненія ихъ и пополненія другихъ принтовъ 89 протопоповъ и поповъ, 19 діаконовъ, 9 пѣвчихъ и подьяковъ, 167 церковниковъ—всего 287 человѣкъ.

Извѣстный своей ревностью новгородскій вице-губернаторъ Бредихинъ, его товарищъ Квашнинъ-Самаринч. и новгородская коммиссія о разборѣ доносили, что съ перваго разбора отдано въ солдаты до 1739 года 1293 чел., а малолѣтнихъ отослано въ школы 621 чел.; при церквахъ и у родителей осталось лишь немного негодныхъ къ службѣ и малолѣтнихъ; если взять дѣйствительныхъ дьячковъ и пономарей, то къ службѣ церковной учинится остановка. По присланнымъ отъ закаіциковъ и поповскихъ старостъ вѣдомостямъ, въ Новгородѣ и его пяти пятинахъ праздныхъ мѣстъ имѣется- 231 священнослужнтельскихъ и 406 церковнослужительскихъ. Чинить дальнѣйшій разборъ коммиссія не рѣшается безъ особаго указа.

Духовная дикастерія доносила о самомъ градѣ Москвѣ, что тамъ 60 праздныхъ мѣстъ.

Архангельская гу-бернская канцелярія сообщала, что въ ней опредѣлено пока не брать, до указа свыше, дѣйствительныхъ неприсягавшихъ церковниковъ, такъ какъ архіерейская канцелярія потребовала въ послѣдній разъ таковыхъ взятыхъ обратно, говоря, что „при церквахъ Божіихъ за отсылкою ихъ во всякомъ церковномъ пѣніи чинится нынѣ крайняя остановка“, а особымъ указомъ велѣно церкви непремѣнно удовольствовать. Канцелярія губернская въ свою очередь подтверждала, что если брать изъ дѣйствительнаго причта неприсягавшихъ, то на ихъ мѣсто опредѣлять некого и церкви останутся совсѣмъ безъ церковниковъ. Въ епархіи недостаетъ уже до указаннаго числа в'ь причтѣ 107 человѣкъ, да есть 8 праздныхъ церквей, куда потребно еще 28 человѣкъ.

Тверскій еп. Митрофанъ доноси.гь, что въ его епархіи совершенно праздныхъ 58 церквей, не считая скудости въ другихъ, и къ опредѣленію къ нимъ выбрать некого, такъ какъ кромѣ больныхъ и преетарѣлых'ь дѣти духовенства всѣ взяты въ военную службу даже и выше 40 лѣтъ. При церквахъ было оставлено при прежнихъ разборахъ по одному и по два человѣка, а гдѣ и никого. Послѣ указа 1-го іюля берутся въ солдаты дѣйствительные церковники, вслѣдствіе чего часто при церквахъ остаются одни попы. Даже уче-

ники славяно-греко-латинской школы въ Твери требуются въ провинціальную канцелярію.

По присланной въ Синодъ вѣдомости въ Вологодской епархіи праздныхъ церквей 44; къ нимъ нужно 46 поповъ, 62 дьяка и пономаря.

Всего только въ 4-хъ епархіяхъ —Тверской, Псковской, Архангельской, Вологодской—праздныхъ церквей 182; къ нимъ, не включая 58 церквей Тверской еп., о которыхъ не прислано вѣдомости, сколько туда надо причта,—въ Московскіе соборы и Новгородскую епархію потребно протопоповъ, поповъ, ключарей и діаконовъ 553 человѣка; пѣвчихъ, поддьяковъ, дьяковъ, псаломщиковъ, пономарей, сторожей, звонарей—675 челов.; да къ 58 церквамъ Тверскимъ, если считать но одному священнику, то надобно 58; всего 1286 человѣкъ. Изъ прочихъ епархій вѣдомостей не прислано, но вѣроятно и тамъ подобный же недостатокъ. Если, какъ гласитъ кабинетскій указъ 25-го ноября 1738 года, „весьма предосудительно опредѣлять къ церквами, такихъ людей, которые въ вѣрности ея императорскому величеству присяги не учинили“, то еще болѣе многія церкви останутся праздны,—разсуждалъ Синодъ въ своемъ докладѣ. А именнымъ указомъ 8-го января 1738 года „между прочими, наикрѣпчайгае Св. Синоду подтверждено, чтобы ко всѣмъ празднымъ церквамъ, а особливо въ уѣздахъ, при которыхъ священниковъ нѣтъ, нынѣ немедленно опредѣлить11. Основываясь на этомъ, Синодъ и предлагаетъ уволить оставшихся за разборомъ церковниковъ, небывшихъ у присягъ, отъ взятія въ военнную службу еще не взятыхъ, а взятыхъ послѣ указа 25-го ноября, если они не отправлены въ армію, возвратить, взявъ съ нихъ штрафъ по примѣру малороссіянъ; „а кои платить не похотятъ или къ платежу не въ состояніи, тѣмъ наказаніе чинить, какъ прежними ея императорскаго величества указами повелѣно; и по приведеніи къ тѣмъ присягамъ, быть имъ при церквахъ но прежнему1'.

Затѣмъ синодальный докладъ разъясняетъ несостоятельность тѣхъ статистическихъ аргументовъ, которые уже дважды, какъ мы знаемъ, приводило въ своихъ распоряженіяхъ правительство. Послѣднее считало, что послѣ гене-ралитетской переписи 1722 года духовное сословіе возрасло въ численности на 57,812 человѣкъ, судя но исповѣднымъ вѣдомостямъ 1737 года. Но исповѣдныя вѣдомости были

составлены до вторичнаго разбора по указу 7-го сентября 1737 года, когда разборъ еще находился въ своей легкой начальной фазѣ. Послѣ сентября 37 года были взяты главныя массы дѣтей духовенства. Затѣмъ увеличеніе духовнаго сословія произошло отчасти вслѣдствіе произведенія въ клиръ изъ подушнаго оклада послѣ генеральной переписи— произведенія, вызваннаго недостаткомъ духовенства. Въ третьихъ, въ исповѣдныхъ вѣдомостяхъ числится въ духовномъ сословіи около 14,000 малороссіянъ; а ревизіи и переписи въ Малороссіи не было. Надо принять во вниманіе также то, что среди духовнаго сословія есть множество малолѣтнихъ, счетъ которыхъ сильно преувеличиваетъ его дѣйствительныя, наличныя силы. Наконецъ, сама генерали-тетская перепись не точно представляетъ тогдашнюю численность духовенства, потому что при 15,761 церквахъ Великороссіи, если считать въ причтѣ при каждой по три человѣка, у нихъ же дѣтей мужскаго пола положить „къ половинѣ по два, къ другой половинѣ по одному сыну“, то уже было бы дѣтей и отцовъ 118,207 человѣкъ; а перепись насчитываетъ только 67,111. Очевидно, увеличеніе духовнаго сословія съ 722 года на 57 тысячъ есть совершенно эфемерное.

Высочайшая резолюція на синодскомъ докладѣ состоялась 4-го апрѣля и гласила: „по сему сообщенію, въ тѣхъ мѣстахъ, гдѣ другихъ священниковъ и церковныхъ причетниковъ, окромѣ такихъ небывшихъ у присягъ, нѣтъ, изъ оныхъ оставить, однакожъ положа на нихъ денежный штрафъ такимъ образомъ, какъ на другихъ той же ради причины положено, и о произведеніи изъ церковниковъ, такожъ и изъ дѣтей оныхъ духовныхъ чиновъ въ священники и въ прочіе цедіковническіе чины, поступать по послѣднему данному Святѣйшему Правительствующему Синоду указу“ г). Въ послѣднихъ словахъ, хотя неопредѣленно, давался положительный отвѣтъ на давно представляемую просьбу Синода— дозволить производить во священный чинъ неприсягавшихъ церковниковъ (такъ понялъ эги слова Синодъ). Видимо правительство стало разубѣждаться въ правотѣ своихъ прежнихъ взглядовъ и статистическихъ соображеній. Резолюція 4-го апрѣля открыла рядъ уступокъ со стороны Кабинета, закончившихся прекращеніемъ разбора и возвращеніемъ

’) П. С 3. X, 7790. Дѣло въ Архивѣ Синода 1739 г. № 275.

даже нѣкоторыхъ назадъ изъ солдатства. Параллельно съ тѣмъ и тонъ правительствующихъ указовъ понижается. У правителей нѣмцевъ поколебалась увѣренность въ своей непогрѣшимости и государственной мудрости въ отношеніяхъ къ церкви.

Въ апрѣльской резолюціи Кабинетъ, по своему обыкновенію, замолчалъ вторую часть просьбы'Синода—возвратить взятыхъ въ солдаты, но не отосланныхъ въ армію церковниковъ. На эту уступку, очевидно, министры не были согласны. Потому, хотя былъ въ іюлѣ (25) новый синодальный докладъ объ этомъ, а также о тѣхъ церковно-служителяхъ, которые штраф* заплатить не въ состояніи (Синодъ предлагалъ ихъ вмѣсто штрафа наказать плетьми), но и этотъ докладъ остался безъ послѣдствій *).

Въ октябрѣ (5) былъ поданъ синодальный докладъ о лицахъ священнаго сана, угодившихъ въ солдаты по дѣлу о присягахъ. Неприсягавшіе попы и діаконы были, какъ мы знаемъ, освобождены отъ грозы военной службы: ихъ наказывали только плетьми. Оказались, однако, между ними такіе, которые со страху предъ карой, постигавшей вообще ненрисигавшихъ, подписывались заднимъ числомъ подъ присяжными листами. Несчастные вмѣсто пользы принесли себѣ этимъ одинъ вредъ: Тайная Канцелярія стала таковыхъ за подложную подписку отдавать въ солдатчину. Въ 1737 г. 28 декабря въ Московскую синодальнаго правленія Канцелярію было прислано изч> конторы тайныхъ розыскнымъ дѣлъ 34 человѣка священно-служигелей для лишенія сана, такъ какъ контора приговорила ихъ за вышеуказанную вину кч> нещадному плетьми наказанію и отдачѣ въ солдаты. Но въ концѣ апрѣля (29) 1738 года строгость наказанія такихъ лицъ была смягчена: велѣно брать съ нихъ штрафа 50 рублей и нелишенныхъ еще священства оставить при немъ, а лишенныхъ, если они заплатятъ штрафъ, выключать изъ военной службы и записывать въ купечество, цехи, кто куда способенъ; немогущихъ заплатить штрафа годныхъ по прежнему отдавать въ солдаты, а негодныхъ ссылать въ Оренбургъ на вѣчное житье. Два изъ лишенныхъ вч. Московской Канцеляріи сана священниковъ (Александровъ и Никитинъ), по этому послѣднему указу, заплативъ за себя штрафъ,

’) Книга вгеподдан. докладовъ 1738 г. № 53.

были выключены ивъ полковъ и препровождены въ московскую губернскую канцелярію для положенія въ подушный окладъ. Но они просили возвратить имъ священный санъ. Тогда Синодъ, воспользовавшимъ этимъ случаемъ и видимымъ смягченіемъ правительственной строгости, просилъ у Кабинета, ссылаясь на крайную нужду въ служителяхъ церкви, возвратить' санъ всѣмъ лицамъ священнаго чина, лишенныхъ священства за подлоясную подписку къ присягамъ. По синодальному мнѣнію, они уже достаточно наказаны— и плетьми и солдатчиной, и штрафомъ *). Однако, Кабинетъ, опять по своей привычкѣ дѣлать уступки съ нѣмецкой постепенностью и медлительностью, дозволилъ только Никитину и Александрову, если они „добраго состоянія и священниками быть достойны“, возвратить прежній санъ, а о всѣхъ ихъ сотоварищахъ по участи благоразумно умолчалъ 2). Лишь на повторенную просьбу Синода ;!) въ мартѣ 1740 года было получено желаемое разрѣшеніи кабинетъ-министровъ 4).

Въ февралѣ 1740 года было торжественно провозглашено на всю Россію радостное событіе: кончилась изнурительная, тяжелая турецкая война, .заключенъ желанный миръ. Для духовенства эта вѣсть подавала надежду, что кончатся и разборы, производившіеся во имя „крайней въ укомплектованіи полковъ нужды“. Св. Синодъ поспѣшилъ воспользоваться счастливымъ моментомъ и выступить перед о правительствомъ съ ходатайствомъ о прекращеніи разбора и возвращеніи кз, алтарямъ похнщенныхч, у нихъ служителей, кого судьба сохранила на полѣ битвы. 26 февраля 1740 года явилось вееподданѣйшее доношеніе Синода на имя государыни слѣдующаго содержанія:

„Имянными вашего императорскаго величества неоднократно повторенными указами напкрѣпчайше Синоду подтверждено, дабы находящіеся въ всероссійской имперіи святыя церкви, которыя отъ чего либо опустѣли, всѣми потребностьмн, наипаче же свнщенно-служительми, гдѣ оныхъ не имѣется, неотмѣнно были удовольствованы, впредь же кгь произведенію въ священный чинъ приходскіе люди, гдѣ

') Книги Есеноддан. докл. 1739 г. Л» 98. Окт. 5.

2) Книги высочайш. указовъ 1739 г. Л» 40. Ноября 15.

::) Книги всеподдан. докл. 1740 г. № 12. Февраля 28.

4) 11. С. 3. XI, 8040. Марта 20. 1740 г.

священно-служите.чи будутъ надобны, представляли бъ на одно мѣсто по два и по три кандидату, достойныхъ людей честнаго и воздержнаго житія. А понеже изъ присылаемыхъ въ Синодъ вѣдомостей усмотрѣно: что отъ извѣстно бывшихъ и нынѣ еще въ нѣкоторыхъ мѣстахъ производящагося церковникамъ и ихъ дѣтямъ въ военную службу разбора воспослѣдовалъ въ церковномъ клирѣ крайній недостатокъ, ибо не точію священно и церковно-служительскія дѣти, которыя внѣ дѣйствительнаго церковнаго причта находились, но и изъ дѣйствительно служащихъ дьячки и пономари, по причинѣ небытія ихъ у состоявшихся въ 1730 и 1731 годахъ присягахъ, въ военную службу побраны, а во многихъ мѣстахъ церковническимъ дѣтямъ взятіе въ службу было безъ разбору, не оставляя для опредѣленія на то время, доколѣ малолѣтные подростугъ и изъ школьныхъ выйдутъ, на убы-лыя мѣста, такожъ и вмѣсто взятыхъ церковниковъ въ солдаты на мѣста ихъ въ церковный причтъ; и тако церкви святыя многія не точію безъ дьячковъ и пономарей, но и безъ священниковъ (которые по разнымъ случаямъ убыли) остались, а изъ оставшаго за разборомъ причта, овьгхъ за увѣчьемъ и старостью, иныхъ же за другими неспособностями, да и въ числѣ самихъ ихъ недостаточностью, а изъ малолѣтнихъ, кои отъ разборовъ же въ военную службу и за опредѣленіемъ въ школьное ученіе остались, за ихъ малолѣтствомъ не точію въ священники, но и во дьячки и пономари опредѣлить еще нельзя, и въ кандидаты не только что по два, и по три къ произведенію въ священника или діакона могло гдѣ сыскаться, но и но единому во многихъ же мѣстахъ не обрѣтаются, какъ о томъ въ Синодѣ сверхъ вышеозначенныхъ изъ епархій присланныхъ вѣдомостей и чрезъ поданныя приходскихъ людей и - разныхъ мѣстъ прошенія оказалось, отъ чего обрѣтающіеся при такихъ церквахъ прихожане принуждены въ мірскихъ по должности христіанской требахъ имѣть крайнюю нужду и лишеніе духовенства и прочихъ церковныхъ таинствъ. Того ради Синодъ всенодданѣйше у вашего императорскаго величества простъ, ради вышепоказанныхъ резоновъ и крайней въ церквахъ свя тыхъ обстоящей нужды, не соизволитъ ли ваше императорское величество всемилостивѣйше указать иомя-ненный церковниками и ихъ дѣтямъ въ военную службу разборъ, въ которыхъ мѣстахъ оный еще не оконченъ, за

нынѣ дарованный отъ Бога Россіи блаженный и благополучный миръ, оставить, и кои изъ дѣйствительныхъ церковниковъ и священно й церковно-служительскихъ дѣтей грамотѣ обученныхъ въ военную службу взяты и нынѣ въ наличіи въ полкахъ лейбъ-гвардіи, такожъ въ драгунскихъ и пѣхотныхъ полевыхъ и гарнизонныхъ имѣются, кромѣ неумѣющихъ грамотѣ, и двоеженцевъ и троеженцевъ, изъ военной службы къ церквамъ святымъ уволить ио прежнему, а которые изъ нихъ у вышепомянутыхъ присягъ въ настоящее время не были, за то вмѣнить учиненное имъ при отдачѣ въ службу наказаніе и службу ихъ въ бытность въ солдатахъ; такожъ и тѣхъ, которые по силѣ состоявшагося вашего императорскаго величества указа вмѣсто себя поставили рекрутъ и указныя на платье, ружье и амуницію деньги отдали, или откупъ за себя—указную сумму денегъ дали, а сами записаны въ купечество и въ цехи и въ подушный окладъ положены, или по канцеляріямъ в-ь разсыль-іцики опредѣлены, а нынѣ желаютъ въ церковный причетъ по прежнему, изъ посаду и изъ цеховъ и изъ подушнаго окладу выключить и опредѣлить къ церквамъ“.

17 мая состоялась резолюція: „По сему доношенію, выше-показаннымъ церковникамъ и ихъ дѣтямъ разборъ, въ которыхъ мѣстахъ понынѣ оный- не оконченъ, велѣть оканчивать, и кто изъ нихъ годные въ службу назначены будутъ, тѣхъ до указа не брать, а между тѣмъ Святѣйшему Правительствующему Синоду по сношенію съ Правительствующимъ Сенатомъ учинить вѣдомость, сколько всѣхъ такихъ церковниковъ въ службу дѣйствительно взято и по послѣднему разбору годныхъ назначено будетъ“. Вѣдомость подать вч» Кабинетъ, и тогда „имѣетъ разсмотрите учинено быть“ *).

Такимъ образомъ, правительство 'опять удовлетворило только часть ходатайства Синода. Разборъ былъ остановленъ, но возвращеніе взятыхъ къ церквамъ было отложено до неопредѣленнаго времени подачи и разсмотрѣнія вѣдомости. По всѣмъ признакамъ, министры были не особенно склонны исполнить всѣ синодальныя просьбы. По крайней мѣрѣ наканунѣ послѣдней резолюціи, въ Кабинетѣ состоялась резолюція на другой докладъ Синода именно въ отрицательномъ духѣ. Синодъ просилъ (28 сентября 1739 года 2) оста-

J) Дѣло въ Архивѣ Св. Синода 1740 г. № 279.

-~) Книга всеподдан. докладовъ 1739 г. JV6 66.

вить въ синодальномъ вѣдомствѣ хотя дѣтей неприсягавшихъ негодныхъ въ солдаты церковниковъ, которые писались въ подушный окладъ, если не могли заплатить штрафа; малолѣтнія дѣти ихъ могли бы пригодиться на служеніе церкви по обученіи наукамъ. Кабинетъ (16 мая 1740 года) не согласился и велѣлъ не бывшихъ у присягъ церковниковъ, неспособныхъ ни въ военную, ни въ церковную службу, писать въ подушный окладъ и съ дѣтьми ихъ, „ибо ежели однихъ отцовъ въ подушный окладъ положить, а дѣтей ихъ оставить въ вѣдомствѣ синодскомъ, то никто одинъ ихъ за собою написать не похочетъ“ *).

Но всетаки, хотя и туго, правительство смягчало свою прежнюю строгость, во вниманіе къ дѣйствительно печальному положенію церкви. Миръ съ Турціей давалъ къ тому же и поводъ съ честью выйти изъ затруднительнаго положенія: свои уступки власть теперь могла дѣлать въ видѣ какъ бы милости, не сознаваясь въ опрометчивости своей прежней церковной политики. Въ началѣ іюня (8) Синодъ получилъ неожиданно милостивое соизволеніе на одно изъ своихъ ходатайствъ. Еще въ 1739 году (28 сентября * 2) синодальное правленіе представляло, что есть бѣлые попы и діаконы неприсягавшіе въ свое время, которымъ не дается за ихъ вину движенія по службѣ. По сношенію съ Тайной Канцеляріей Синодъ рѣшилъ очистить таковыхъ отъ тяготѣвшей надъ ними вины посредствомъ штрафа въ 30 рублей, а неимущихъ—посредствомъ наказанія плетьми, и спрашивалъ у Кабинета, утвердитъ ли онъ это соглашеніе. Но Кабинетъ отмалчивался до іюня слѣдующаго года, когда, наконецъ, милостиво рѣшилъ: привесть къ присягамъ не бывшихъ у нихъ поповъ и діаконовъ и, „ежели по подлинному свидѣтельству явится, что они подлинно не отъ злости и упрямства или отъ какой другой злой причины, но токмо одъ одной своей простоты у тѣхъ присяги, не были, то такихъ, для дарованнаго отъ Бога съ Портою Оттоманскою мира, отъ тѣлернаго наказанія и отъ штрафа освободить, и быть имъ въ прежнихъ своихъ чинахъ“ 3).

’) И. С. 3. XI,.8105.

2) Книги всеподдан. докл. 1739 г. № 64.

:і) П. С. 3. XI, 8130. .

Примѣчаніе. Въ Казанской еп., напримѣръ, воспользовались этою милостью 54 попа и 41 діаконъ (Дѣло 1740 г. № 259).

Церковно-служителей не касалась милостивая резолюція. Съ нихъ, по прежнему указу 4 апрѣля 1739 года, брали штрафъ по 30 рублей. Одобренный хорошимъ расположеніемъ Кабинета, Синодъ рѣшилъ не терять дорогаго времени и 13-го'же іюня вошелъ съ ходатайствомъ и о церковникахъ и дѣтяхъ духовенства. Московская синодальнаго правленія Канцелярія и архангельская губернская канцелярія требовали отвѣта, какъ поступить съ церковниками и церковно-служительскими дѣтьми, которые штрафа заплатить не могутъ? Въ Москвѣ и Архангельскѣ рѣшили не производить ихъ пока въ церковный причтъ, не смотря на то, что праздныя церкви пустовали. Теперь Синодъ, ссылаясь на указъ 8 іюня, просилъ, не соизволитъ ли ея императорское величество „и онымъ всѣмъ церковникамъ и священно- и церковно-служительскимъ дѣтямъ у присягъ не бывшимъ, которые на то противнаго умысла не имѣли, какъ и протчимъ вины отпустить, и по прежнему имъ при церквахъ, за крайній въ нихъ во многихъ церквахъ недостатокъ, быть“. Но на этотъ разъ кабинетъ-министры (резол. 21 іюня) оказались менѣе уступчивы. Они не желали сразу простить такъ тяжко караемыхъ въ теченіи десяти лѣтъ не присягавшихъ и опять отложили рѣшеніе до тѣхъ поръ, пока будетъ представлена вѣдомость о нѳбывшихъ у присягъ церковникахъ и дѣтяхъ духовенства, не имѣвшихъ на то противнаго умысла, „сколько ихъ“, „гдѣ“, „и въ каковы кто лѣта“, „по чему тогда и опредѣленіе учинено будетъ“ *).

Сенатъ съ своей стороны распорядился, чтобы свѣтскія начальства, по требованію духовныхъ, доставляли имъ всѣ необходимыя свѣдѣнія для составленія требуемыхъ вѣдомостей 2); но тѣмъ не менѣе дѣло затянулось. Затѣмъ тотъ же Сенатъ рѣшилъ поддержать даже просьбу Синода и отъ себя въ дополненіе къ синодскому докладу подать собственный, дабы церковники и дѣти духовенства, неприсягавшія отъ простоты, были освобождены отъ штрафа и наказанія. Пока же собственною властью Сенатъ сдѣлалъ постановленіе, чтобы считать свободными отъ взысканія тѣхъ, которые были во время присягъ менѣе 15 лѣтъ (вмѣсто прежнихъ 12 лѣтъ) 3).

Нѣмецкая методичность, однако, вовсе не подходила къ 9

9 Дѣло въ Архивѣ Св. Синода 1740 г. № 260.

г) П. С. 3. XI, 8155.

3) П. С. 3. XI, 8148.

тогдашнему положенію церквей. Разоренныя церкви требовали немедленнаго опредѣленія къ нимъ служителей, а Кабинетъ все откладывалъ окончательныя рѣшенія, все замалчивалъ различные пункты синодскихъ ходатайствъ. Синодъ принужденъ былъ безпрестанно напоминать о своихъ просьбахъ. Въ извѣстной резолюціи 17 мая не было сказано ничего о выключеніи дѣтей духовенства и церковниковъ изъ подушнаго оклада, цеховъ, разсылыциковъ; напротивъ, за день предъ тѣмъ Кабинетъ подтверждалъ закрѣпленіе даже малолѣтнихъ въ окладѣ. 3-го сентября 1740 года Синодъ обращается вновь съ представленіемъ въ Кабинетъ уволить дѣтей духовенства и церковниковъ изъ вышеуказанныхъ состояній и возвратить къ церквамъ, гдѣ прихожане остаются безъ исполненія христіанскихъ обязанностей, гдѣ замолкло пѣніе и славословіе Богу, о славѣ имени Котораго такъ печется ея императорское величество. При этомъ Синодъ осмѣлился поставить на видъ, что запись въ посады, цехи, разсылыцики учинена хотя и „по указамъ ея и. в., да не съ такимъ отъ коммисіи усмо-трѣніемъ, какъ ея императорскаго величества сентября 28-го дня 1736 года всемилостивѣйшимъ указомъ чинить повелѣно, а именно, чтобъ изъ церковниковъ, которые по заплатѣ за себя указанной денегъ суммы, или по отдачѣ вмѣсто себя наемщиковъ изъ службы будутъ уволены, къ посадамъ приписывать такихъ, которые при церквахъ... за опредѣленнымъ числомъ останутся“.

При докладѣ, для убѣжденія холодныхъ министровъ бюрократовъ, прилагался экстрактъ, весьма интересный, о праздныхъ церквахъ епархій русской церкви. Этотъ экстрактъ открываетъ предъ нами и открывалъ предъ правительствомъ завѣсу, которая скрывала истинное положеніе церковной жизни послѣ погрома въ 1736—1739 гг. и уголокъ который былъ приподнятъ въ синодскомъ докладѣ 22-го марта 1739 года. Вотъ онъ:

ЭКСТРАКТЪ,

сколько по вѣдомостямъ, собраннымъ въ Святѣйшій Синодъ, въ синодальной области и въ епархіяхъ праздныхъ церквей и что къ тѣмъ празднымъ церквамъ и къ прочимъ церквамъ священно и церковно-служителей потребно.

^ Сколько нужно священно- и нсрковно-служи-

х

X =с . теле и къ празднымъ и прочимъ церквамъ.

ЗВАНІЕ ЕПАРХІЙ. ß X о «а в х «2 S

~ Ö* О О) 2С X X о е о ь. ß ее о 0 £ І 1 я ® § £ * £ о Си — О ® «я К 8 8.1 С и о

О 8. с с e S ч X с £ 5 ■

и: Ка а Ö м S

Синодальной област.

московск. шести

40-хъ да 49 Духов-

ныхъ правленіяхъ (кромѣ 6) 165 6 105 118 681 786 1696

Новгородская 35 5 282 164 11 298 324 2 1086

Казанская — 5 107 125 176 243 656

Астраханская — 10 3 19 4 4 — 40

Тобольская 9 124 36 149 162 480

Ростовская 111 1 222 164 - 365 455 — 1207

Псковская 55 3 89 19 9 92 67 8 287

Смоленская 29 3 32 8 138 217 — 398

Крутицкая Нижегородская сгь 12 ‘А О - 136 - 84 139 4 366

приписными городами 23 О О 135 187 314 514 1153

Бѣл городская 68 5 119 26 — 110 125 17 402

Суздальская 20 50 71 9 163 293 536

Коломенская 4 - . 187 — 134 122 — 447

Архангельская .... 6 — 26 7 ■ 58 61 — 152

Устюжская 2 — 13 12 2 21 25 13 86

Воронежская, кромѣ городовъ Бахмута,

ПавловскаиОстро-

горска.......... — — — — 3 20 1 24

Рязанская......... 37 |

Вологодская....... 33 > Вѣдомостей не прислано.

Тверская.........: 60 J

Итого . . . 706 47 1264 1263 50 2790 3557 45 9016

сколько именно, вѣдомостей не прислано *).—Таковы были результаты Кабинетной политики для церкви русской: болѣе 700 опустѣвшихъ церквей, нѣсколько сотъ поЛу-опустошен-ныхъ и болѣе 9000 праздныхъ мѣстъ въ церковныхъ принтахъ. Какъ, должно быть, были поражены мудрые государственные мужи, увидя плоды дѣлъ своихъ! Они ополчались противъ „тунеядцевъ“ и политически неблагонадежных'ь людей, заботились о „благѣ“ церковномъ, стараясь возвысить „достоинство11 пастырей церкви, и многорѣчиво разсуждали о удовольствованіи церквей учительными священниками—и вдругъ ихъ взору предстала картина раззоренія. Упрямая жизнь опровергла кабинетныя выкладки и соображенія. Теперь приходилось заботиться уже не о „учительныхъ“, а хоть бы только „добраго житія“ пастыряхъ, чтобы залечить раны, нанесенныя церковному строю во время разборовъ.

Но аннинскому правительству не суждено было завершать то дѣло, которое было начато по его иниціативѣ. Уже послѣ смерти императрицы Анны, въ правленіе герцога Бирона послѣдовало удовлетвореніе послѣднихъ ходатайствъ Святѣйшаго Синода. По манифесту 23-го октября объявлялось прощеніе между прочимъ и неприсягавшимъ церковникамъ и дѣтямъ духовенства. 27-го октября высочайшею резолюціею было велѣно выключить, по синодскому докладу, бывшимъ лицъ духовнаго сословія изъ посадовъ, цеховъ, разсыльщи-ковъ, „для представленныхъ отъ Святѣйшаго Синода резоновъ“, и по прежнему къ церквамъ опредѣлить, впрочемъ съ тою оговоркой, чтобы выключались только тѣ, которые достойны опредѣленія въ причтъ 2). Что же касается возвра- * 805

!) Дѣло въ Архивѣ Св. Синода 1740 г. JS® 291.

Примѣчаніе. Изъ дѣла 1742 года А® 401 мы можемъ почерпнуть нѣкоторыя данныя о числѣ взятыхъ въ солдаты по разборамъ изъ духовнаго сословія. По свѣдѣніямъ военной коллегіи, было взято и въ полки отослано изъ провин. канцелярій (не считая записанныхъ въ подушный окладъ, опредѣленныхъ въ разсылыцики): въ Московской син. области

805 ч.; Костромск. еп.—564; Переяславля-рязанскаго—228; Суздальской— 260; Тульской — 173; Переяславля-залѣсск.— 84; Ярославской—365; Владимірской— 391; Бѣлгородской — 415; Орловской — 377; Смоленской—56; Казанской—1464; Симбирской—307; Пензенской—357; Свіяжской—43; Новгородской—1296; Бѣлозерской—226; Псковской—279; Тверской—506; Вологодской—374; Нижегородской—1233; Устюжской—347; Галицкой—358; Воронежской—597; Вятской—783.

-) И. С. 3. XI, 8268.

щенін назад-ь изъ полковъ взятыхъ церковниковъ и священнослужительскихъ дѣтей, то хотя Синодъ (20-го ноября) и ходатайствовалъ, чтобы таковыхъ уволили отъ службы, не-дожидаясь вѣдомостей, которыя скоро составить оказалось невозможно '); но, повидимому, ходатайство это такъ и было оставлено безъ послѣдствій. По крайней мѣрѣ, распоряженія свыше объ этомъ мы не знаемъ. Отдѣльные случаи увольненія бывали и довольно часто; но главная масса солдатъ изъ духовенства такъ и осталась пребывать въ полкахъ. Болѣе того, по нѣкоторымъ признакамъ и изъ подушнаго оклада и изъ разсылыциковъ вернулось къ церквамъ самое незначительное количество: на практикѣ указъ (27-го октября) правительства остался почти безсиленъ и не нашелъ себѣ полнаго осуществленія* 2). Въ результатѣ церковь лишь была избавлена отъ дальнѣйшаго разгрома, а разъ потерянное для нея погибло безвозвратно.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Б. Титлиновъ.

') Дѣло 1740 г. № 296.

2) Дѣло 1452 г. № 401.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная акаде-мия — высшее учебное заведение Русской Православной Церкви, готовящее священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области бо-гословских и церковных наук. Учебные подразделения: академия, семинария, регентское отделение, иконописное отделение и факультет иностранных студентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Проект осуществляется в рамках компьютеризации Санкт-Пе-тербургской православной духовной академии. В подготовке элек-тронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии и семинарии. Руководитель проекта — ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор проекта — про-ректор по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич. Материалы журнала готовятся в формате pdf, распространяются на DVD-дисках и размещаются на академическом интернет-сайте.

На сайте академии

www.spbda.ru

> события в жизни академии

> сведения о структуре и подразделениях академии

> информация об учебном процессе и научной работе

> библиотека электронных книг для свободной загрузки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.