Научная статья на тему 'Районирование зернового хозяйства как метод экономикогеографического исследования отрасли (на примере Пензенской области)'

Районирование зернового хозяйства как метод экономикогеографического исследования отрасли (на примере Пензенской области) Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
435
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Даркин Р. М.

Содержание статьи посвящено методологии экономикогеографического исследования зернового хозяйства. Автором на основе системноструктурного анализа предлагается выделение отраслевых территориальных структур зерновопроизводственных типов и зерновых районов. С ними связано дальнейшее совершенствование территориальной организации отрасли в современных условиях хозяйствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Районирование зернового хозяйства как метод экономикогеографического исследования отрасли (на примере Пензенской области)»

Никольска - центров районов, для которых характерны наибольшие пассажироперевозки. Эти города расположены на важнейших транспортных магистралях, связывающих Пензу с соседними областями. Наряду с экономико-географическим положением к факторам, определяющим величину пассажиропе-ревозок, относятся численность населения районов, его возрастная структура, уровень урбанизации и степень транспортной подвижности населения.

Значительные порайонные различия в пределах области характерны и для пассажирооборота автомобильного транспорта. В 2004 г. его максимум был характерен для областного центра и Кузнецкого района. Наибольшими показателями пассажирообо-рота также отличаются Никольский, Каменский, Белинский и Мокшанский районы. В то же время ряд периферийных районов области имеет пассажироо-борот намного ниже среднеобластного показателя.

Как известно, пассажирооборот непосредственно зависит от двух факторов: количества перевезенных пассажиров и расстояния перевозок. Для районов с максимальным пассажирооборотом характерны не только самые высокие в пределах области показатели пассажироперевозок, но и наибольшие расстояния перевозок (в этой группе районов длина автомобильных дорог составляет 250 и более километров). В районах с небольшим пассажирооборотом минимальны пассажироперевозки и относительно небольшие их расстояния (протяженность автодорог на территории этих районов не превышает 150180 км). 90-е годы характеризовались общим снижением пассажирооборота автотранспорта: с 2345 млн в 1990 г. до 1451 млн пасс.-км в 2000 г. (в 1,6 раза). Это явилось следствием того, что транспортный комплекс области, как и другие отрасли экономики, пока еще не вышел из кризисного состояния. К числу проблем, связанных с его развитием, относятся такие, как частая нехватка топлива, что вело к сокращению количества рейсов, рост цен на билеты, невысокое качество обслуживания пассажиров и др.

Подобные трудности характерны и для современного этапа развития железнодорожного транс-

порта. С 1990 г. по 2000 г. его пассажирооборот снизился с 2053,4 до 1238 млн пасс.-км. По количеству пассажироперевозок (6,2 млн чел.) железнодорожный транспорт в 23,9 раза уступает автотранспорту (147,9 млн чел. в пределах области).

Эксплуатационная длина железных дорог в пределах области составляет 980,4 км, из них 827,5 км

- дороги общего пользования. Протяженность электрифицированных дорог составляет 442,8 км (53,5% от длины дорог общего пользования). На дороги с тепловой тягой приходится 384,7 км.

Пространственный рисунок железнодорожной сети на территории области, как и автомобильной -линейно-узловой, близкий к радиальному. Главным железнодорожным узлом является областной центр, от которого в западном направлении отходит дорога на Москву (следует через районные центры Каменку, Пачелму и Башмаково), в восточном - дорога на Сызрань (через Кузнецк), в северном - на Рузаевку и Саранск (проходит через райцентры Бессонов-ку и Лунино), в южном направлении - на Ртищево (следует через Колышлей и Сердобск). С железнодорожной сетью области связаны далеко не все районные центры. Практически оторваны от нее Ни-кольск, неверкино, Русский Камешкир, Белинский, Мокшан, Наровчат, Вадинск и другие.

В настоящее время в развитии пассажирского транспорта в системе социальной инфраструктуры региона большое значение принадлежит перевозкам пассажиров частными автобусами и маршрутными таксомоторами. Их осуществление в целом способствует снижению остроты транспортной проблемы, в том числе на наиболее напряженных линиях внутригородского сообщения.

список литературы:

Географический атлас Пензенской области. Пенза: Облиздат, 2005. 45 с.

Пензенская область. Основные показатели развития с 1991 г. по 2003 г. Статистический ежегодник. - Пенза: Статистика России, 2004. 214 с.

УДК 338.1:91

районирование зернового хозяйства как метод экономико-географического исследования отрасли (на примере пензенской области)

Р. М. ДАРКИН

Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского, кафедра экономической и социальной географии

Содержание статьи посвящено методологии экономико-географического исследования зернового хозяйства. Автором на основе системно-структурного анализа предлагается выделение отраслевых территориальных структур - зерново-производственных типов и зерновых районов. С ними связано дальнейшее совершенствование территориальной организации отрасли в современных условиях хозяйствования.

Формирование рыночной экономики, созда- совершенствования территориальной структуры

ние стимулов эффективного производства тех или сельского хозяйства, размещения каждого вида

иных видов продукции увеличивает возможность продукции в тех местах, где имеются наиболее

благоприятные природные условия для его производства.

Зерновое хозяйство является одной из ведущих отраслей сельскохозяйственного производства Российской Федерации. Важность данной отрасли сельского хозяйства определяется главной ее функцией в экономике страны - обеспечением продовольственной безопасности. Для России с ее огромной территорией, обусловливающей многообразие природных и экономических факторов развития сельского хозяйства, возделывание зерновых культур является важным и вследствие разнообразия экологических признаков данной группы культур.

Агроклиматические условия территории определяют возделывание широкого круга зерновых культур. Традиционными в этом отношении являются пшеница, рожь, ячмень, овес, гречиха, просо, рис, кукуруза, зернобобовые (горох, чечевица, фасоль, соя и др.). Они хорошо сочетаются в разных типах севооборотов с пропашными культурами, парами, многолетними травами. Все это обуславливает широкое распространение посевов зерновых культур на основной сельскохозяйственной территории страны (Крючков, Раковецкая, 1990).

Решение вопросов совершенствования территориальной организации зернового хозяйства требует применения системного подхода с использованием комплекса методов и приемов. Необходим учет всей совокупности факторов, сочетание которых обуславливает сложные взаимосвязи не только внутри рассматриваемого производства, но и взаимоотношения данного производства с остальными элементами АПК и хозяйства в целом.

В связи с многоотраслевым характером зернового хозяйства нам представляется возможным определить оптимальный набор и соотношение основных зерновых культур, выступающих как важное основание для разработки подотраслевой типологической классификации, т. е. выделения зерново-производственных типов сельскохозяйственных предприятий.

Производственная типология зернового хозяйства является продолжением, и одновременно разновидностью типологического изучения сельского хозяйства, разработанного известными географами аграрниками А. Н. Ракитниковым, В. Г. Крючковым, И. Ф. Мукомелем, и экономистами аграрниками

Н. П. Макаровым, Л. М. Зальцманом, Н. В. Рыски-ным, но более глубокого в отношении отдельной отрасли. Зерново-производственный тип можно определить как совокупность сельскохозяйственных предприятий, характеризующихся сходством природных и социально-экономических условий, обуславливающих специализацию, уровень интенсивности и эффективности зернового хозяйства.

Именно на уровне отдельно взятых сельскохозяйственных предприятий представлена возможность максимально учитывать природные ресурсы для определения специализации хозяйств, выбора

рациональной агротехники возделывания сельскохозяйственных культур, структуры посевных площадей и т.д. (Крючков, 1978).

В качестве критериев выделения зерново-производственных типов должны быть учтены, прежде всего, структура товарной продукции зернового хозяйства, выступающая в качестве важнейшей базы формирования типов, затраты материальных средств на единицу площади, урожайность, себестоимость, рентабельность и другие, а также особенности использования земель (применяемая система обработки почв, дозы удобрений, чередование культур в севооборотах). Исследование сравнительной эффективности возделывания зерновых культур является основой разграничения территории с разной степенью благоприятности для производства товарной продукции.

Типологии зернового хозяйства должно предшествовать изучение использования земель, выделение типов организации территории и типов сельского хозяйства. Экономико-географическое изучение использования земель позволяет получить представление о целевом назначении и способах использования различных участков изучаемой территории и служит основой для выявления закономерностей организации территории (Ракитников, 1970). Выделение типов сельского хозяйства в случае исследования зернового хозяйства дает возможность произвести оценку товарности производимой продукции.

Выделение зерново-производственных типов в значительной мере подчинено задачам зернового районирования территории. Как известно, процесс районирования - это метод крупномасштабного экономико-географического анализа территориальной организации сельского хозяйства, позволяющего полнее познать особенности сложившегося размещения сельского хозяйства и выявить рациональные формы его территориальной организации (Рыскин, 1984). Зерновой район можно определить как систему зерново-производственных типов сельскохозяйственных предприятий, обладающих общностью организации территории, отраслевой структуры сельского хозяйства и зерновой специализации, находящихся в тесном взаимодействии и отражающих народнохозяйственную функцию обеспечения эффективного производства зерна.

Районы выделяются на основе группировки зерново-производственных типов, формирование которых обусловлено сходным сочетанием природных, экономических условий, а также технологических, производственных связей, опираясь на систему главных (специализация и уровень интенсивности зернового хозяйства) и дополнительных признаков, характеризующих способы ведения хозяйства, особенности организации территории и др.

При выделении зерновых районов в новых условиях хозяйствования необходимо исходить из следующих принципов:

- экономического, который заключается в том, что районирование должно обеспечивать повышение эффективности территориальной организации зернового хозяйства;

- рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды на основе ландшафтной и экономической оценки земель и организации территории;

- прогнозирования развития всех звеньев зернового хозяйства на основе оценки природно-ресурсного потенциала территории, рыночной конъюнктуры и НТП в отрасли.

Применение системного подхода к изучению территориальных проблем зернового хозяйства на типологической основе находит отражение в следующей схеме:

Управление

і г

Производственная инфраструктура

Зерновой район

Зерново-производственные

типы

Типы сельского хозяйства

Экономическая оценка земель

Системы использования земель и типы организации территории

Ландшафтная оценка земель

Типы природной среды

Рис.1. Схема изучения территориальной организации зернового хозяйства региона

Изучение зернового хозяйства Пензенской области с применением данной методики позволило на результатах аналитического, математического и картографического исследования территориальных структур, обуславливающих стабильное сочетание зерновых культур, выделить 6 внутриобластных сельскохозяйственных зерновых районов, в которых зерновую продукцию можно получить с наименьшими народнохозяйственными затратами с учетом более рационального использования земельных и материально-технических ресурсов. Существующие внутри зерновых районов небольшие различия, связанные с дополнительными отраслями производства и особенностями ландшафтно-эколого-экономичес-ких условий, формируют систему зерновых подрайонов.

1. Западный зерновой район: пшенично-ржаноячменный. В условиях относительно более сухого климата увеличение производства товарного зерна тесно связано с дальнейшим усилением территориальной концентрации зернового хозяйства как важной основы формирования производственных типов сельскохозяйственных территорий. Район выделяется также производством гречихи и проса. Со-

отношение этих культур послужило основанием для выделения 2-х подрайонов:

1а - с просом. Объединяет сельскохозяйственные предприятия Бековского, Колышлейского, Сердоб-ского районов. В качестве первоочередной задачи на ближайшую перспективу подрайона выдвигается создание условий для дальнейшего развития зернового хозяйства как основы продовольственной безопасности всего региона при сохранении ведущей роли озимой пшеницы и ржи. Вместе с тем подрайон обладает благоприятным природно-климатическим потенциалом для увеличения производства проса в наибольшей степени урожайной и товарной культуры в данных условиях. Из фуражных зерновых ячмень более приоритетная культура, особенно в связи с высокой концентрацией свинопоголовья. Недостаточное увлажнение территории является одним из факторов, ограничивающих расширение посевов овса, тогда как ячмень более засухоустойчивая культура.

1 б - с гречихой. Его образуют сельскохозяйственные предприятия Башмаковского, Белинского, Земетчинского, Каменского и Тамалинского районов. Наряду с пшеницей, рожью и ячменем высокой товарностью характеризуются просо и гречиха.

Подрайон имеет все необходимые условия для эффективного развития товарного зернового хозяйства. Увеличение производства зерна до экономически и социально необходимого уровня возможно при условии постоянного повышения уровня использования потенциала продуктивности и рационального увеличения посевных площадей крупяных культур до агротехнически обоснованных размеров. Гречиха в этом отношении наиболее целесообразная по условиям тепло- и влагообеспеченности культура: при минимальных в районе посевах по товарности она уступает лишь пшенице и ржи. С точки зрения развития животноводства и производства фуражного зерна, ячмень более требовательный к плодородию почв, дает здесь наибольшие урожаи.

2. Северный зерновой район: пшенично-ржаной. Отличается высоким уровнем специализации на производстве зерна пшеницы. Различия в характере почвенного покрова территории предопределили выбор и приоритетное развитие третьей по значимости зерновой культуры: в одних случаях это ячмень, в других - овес. В соответствии с этим имеет смысл выделение 2-х подрайонов.

2 а - с ячменем. Представлен сельскохозяйственными предприятиями Иссинского, Мокшанского, Наровчатского, Нижнеломовского районов. При внедрении новых севооборотов следует, по возможности, сохранять сложившееся размещение зерновых культур на территории района согласно проведенному внутрихозяйственному землеустройству.

2 б - с овсом. Охватывает сельскохозяйственные предприятия Беднодемьяновского, Вадинского, Пачелмского районов. Проведение оздоровления предприятий и восстановление зернового хозяйства, то есть рост товарности зерновой продукции, переход на безубыточность и рентабельность связаны с производством наиболее выгодных культур в данных условиях. В районе есть все возможности для реализации этой задачи. Перспективным является районирование в местных условиях ячменя пивоваренных сортов. Уже в 2000 году в Пачелмском районе выручка от реализации первой экспериментальной партии урожая пивоваренного ячменя составила 262 тыс. рублей. Производство ячменя в технических целях в большей степени оправдано и экономически целесообразно с точки зрения развития пивоваренной промышленности области, работавшей до настоящего времени исключительно на импортном сырье. С позиций развития животноводства посевные площади ржи и овса соответствуют зональной специфике ландшафтов.

3. Центральный зерновой район: пшенично-ржано-гречичный. Включает сельскохозяйственные предприятия районов, расположенных близ г. Пензы: собственно Пензенского, Бессоновского, лу-нинского с более высоким уровнем интенсивности сельского хозяйства. Задачей района в земледелии на современном этапе развития является увеличение

производства зерна фуражного назначения. Подъем зерновой отрасли и получение дополнительных источников доходов также связано с оптимизацией посевов гречихи, наиболее соответствующей природному потенциалу данной территории до уровня, при котором выполнение агротребований технологии возделывания обеспечивается при имеющихся материально-ресурсных возможностях, что позволит повысить урожайность и рентабельность производства зерна до конкурентного уровня. При возделывании гречихи фактор расширения посевных площадей является решающим.

4. Северо-восточный зерновой район: ржано-пшенично-овсяной. В его состав входят сельскохозяйственные предприятия Никольского и Сосновоборского районов. Резервы повышения продуктивности пахотных земель за счет освоения севооборотов и совершенствования структуры посевных площадей в большинстве хозяйств далеко не исчерпаны. Рациональное использование земельного фонда предполагает увеличение в посевах удельного веса зерновых. Их оптимальная площадь по району должна составлять 55-56 %. Из озимых культур площадь посевов ржи целесообразно увеличить до 65-70 %. В условиях района данная культура способна давать устойчивые урожаи зерна хорошего качества. С целью увеличения производства фуражного зерна и улучшения обеспечения животноводства кормами предстоит продолжить изыскания возможностей расширения посевов овса.

5. Восточный зерновой район: пшенично-ржаноовсяной. Объединяет сельскохозяйственные предприятия двух районов: Городищенского и Кузнецкого. Сельхозпроизводители новых организационноправовых форм предпринимают попытки подъема и дальнейшего развития производства путем совершенствования подбора культур, сортов и технологии возделывания. Производство крупяных (проса) в данном случае оправдано с точки зрения повышения реализационных цен на продовольственное зерно и крупы, а также роста потребительского спроса на данную продукцию населением. Однако агроресур-сный потенциал территории не в полной мере соответствует агроэкологическим свойствам культуры, особенно в отношении повышения увлажнения. Проведение экономических реформ, непосредственно связанное с изменением всей системы сложившихся земельных отношений на основе введения многообразия и равенства форм собственности и хозяйствования продолжается, поэтому формирование зерново-производственной специализации района нельзя считать законченным, особенно в отношении выбора дополнительных отраслей зернового хозяйства.

6. Юго-Восточный зерновой район: пшенично-ржано-просяной. Его составляют сельскохозяйственные предприятия Камешкирского, Кондольско-го, лопатинского, Малосердобинского, Неверкин-ского, Шемышейского районов. В связи с тем, что

в этом районе чаще всего наблюдается вымерзание озимых и зона характеризуется наименьшим увлажнением, целесообразно планировать площади посевов озимой ржи в соотношении 50-60 % от площади озимых. В связи с засушливостью климата необходимо более широкое применение чистых паров, приемов агротехники и мелиорации, направленных на более полное использование атмосферных осадков. Особое значение имеет возделывание проса, являющееся перспективным как с позиций благоприятности ландшафтных условий, так и доходности зернового производства.

список ЛИТЕРАТУРЫ

Крючков В. Г., Раковецкая Л. И. Зерновое хозяйство: территориальная организация и эффективность производства. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. 136 с.

Крючков В. Г. Территориальная организация сельского хозяйства. - М.: Мысль, 1978. С. 73.

Ракитников А. Н. География сельского хозяйства. М.: Мысль, 1970. 342 с.

Рыскин Н. В. Развитие специализации сельскохозяйственного производства Мордовской АССР // Совершенствование организации производства в региональном агропромышленном комплексе. Саранск, 1984. С. 24-26.

КАФЕДРА ХИМИИ И БИОХИМИИ

УДК 621.367:5.02.7

ОСОБЕННОСТИ ХИМИЧЕСКОГО ИЗВЛЕЧЕНИЯ ЦИНКА И КАДМИЯ ИЗ ОТРАБОТАННЫХ АММИАКАТНЫХ ЭЛЕКТРОЛИТОВ ЦИНКОВАНИЯ И КАДМИРОВАНИЯ

A.A. ФЛЯГИН, А.Ю. ЮДЕНКО, О.В. ЗОРЬКИНА, Э.Ю. КЕРИМОВ, Ю.П. ПЕРЕЛЫГИН* Пензенский государственный педагогический университет, кафедра химии и биохимии *Пензенский государственный университет, кафедра общей и биологической химии

Изучены условия извлечения цинка и кадмия из отработанных аммиакатныхэлектролитов цинкования и кадмирования. Предложен двустадийный способ извлечения металла (цинка и кадмия) и аммиака из отработанных электролитов.

Гальваническое производство является одним из самых опасных источников загрязнения природной среды ввиду образования большого объёма сточных вод, содержащих вредные примеси тяжелых металлов, неорганических кислот и щелочей, ПАВ и других высокотоксичных соединений. В то же время современные подходы к развитию гальванотехники требуют применения новых природоохранных технологий.

Снизить вредное влияние отходов гальванического производства на окружающую среду можно несколькими путями: во-первых, разработкой электролитов с органическими легко утилизируемыми добавками, во-вторых, разработкой методов очистки сточных и промывных вод производства, в первую очередь, от ионов тяжелых металлов. Кроме того, в сточных водах гальванического производства нежелательно присутствие аммиака (ионов аммония), так как это способствует эвтрофированию водоёмов.

цинк является одним из основных антикоррозионных металлов, входит в состав различных сплавов, анодов, печатных форм для цинкографии (Скальный, 2004). На основе цинка и его соединений разработано большое количество электролитов для получения цинковых покрытий. Основной причиной потери работоспособности электролитов цинкова-

ния является загрязнение вредными примесями, которые привносятся в растворы с обрабатываемыми деталями. Таким образом, становится актуальной проблема утилизации электролитов цинкования и извлечения из них ценных компонентов, в частности цинка (Виноградов, 1998; Никулин, 1980; Проскуряков, Шмидт, 1977).

В производстве, в том числе и на предприятиях Пензенской области, часто используется аммиачный цинковый электролит, состав которого приведен в таблице 1.

Таблица 1.

Состав электролита цинкования.

Компонент Концентрация, г/л pH

ZnO 13 6,5-7,0

NH,Cl 260

H3®°3 25

Область применения кадмиевых покрытий в значительной степени связана с физико-механическими свойствами самого металла. В основном кадмий используется при защите стальных деталей от коррозии, для изготовления никель-кадмиевых аккумуляторов, производстве легкоплавких сплавов. Кадмий выделяется из растворов простых солей с небольшим перенапряжением. Ограничениями в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.