Научная статья на тему 'Рациональные пути и способы формирования экологических понятий у учащихся V-VI классов на уроках ботаники'

Рациональные пути и способы формирования экологических понятий у учащихся V-VI классов на уроках ботаники Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
583
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Экологическое воспитание / экологические понятия / уроки ботаники / отношение к природе / экологическое сознание / экологическое поведение / Environmental education / ecological concepts / botany lessons / relationship to nature / ecological awareness / ecological behavior

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шерматова Мавлюда Пирматовна

В статье автор придерживается системно структурного похода, а также руководствуется теорей единства сознания и деятельности в процессе формирования экологических понятий. Исходя из этого формирование экологических знаний, в целом и экологических понятий в частности рассматривается в единстве с формированием умений и навыков практической деятельности и поведения в окружающей природе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RATIONAL WAYS AND METHODS OF DEVELOPMENT OF ECOLOGICAL CONCEPTS FOR PUPILS OF V-VI FORMS AT LESSONS OF BOTANY

The author follows the systemic and structural approach as well as the theory of unity of consciousness and activity in the process of development of ecological concepts. Based on this the development of ecological knowledge in general and ecological concepts in particular are reviewed in unity with the development of skills of practical behavior in natural environment.

Текст научной работы на тему «Рациональные пути и способы формирования экологических понятий у учащихся V-VI классов на уроках ботаники»

НОМАИ ДОНИШГОҲ* УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ* SCIENTIFIC NOTES

№1(42) 2015

УДК 57.026(075) М.П.ШЕРМАТОВА

ББК 28.081 я 72

РАЦИОНАЛЬНЫЕ ПУТИ И СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ У УЧАЩИХСЯ V-VI КЛАССОВ НА УРОКАХ БОТАНИКИ

Разработка системы дидактических мер, способствующих совершенствованию формирования у учащихся экологических понятий в процессе изучения ботаники, осуществлялась на основе изучения педагогической, психологической, биологической и экологической литературы, а также использования опыта работы и педагогической деятельности учителей биологии ряда средних общеобразовательных школ Согдийской области. Вместе с тем изучены и учтены нужды, запросы и требования современной экологической жизни нашего общества. При разработке системы дидактических мер, за основу исследования нами был избран следующий методологический принцип построения целенаправленных единых систем: отдельные компоненты системы должны быть целенаправленными, т.е. каждая из отобранных единиц структуры биологической и экологической подготовки учащихся, выполняя определенную функцию, служит единой цели, в нашем случае- формированию у учащихся экологических понятий. Кроме этого мы опирались на психолого-педагогические условия формирования ответственного отношения школьников к природе в трудовой деятельности, которые были выявлены А.П.Сидельковским:

-специфическая направленность сознания школьников на природоохранительные аспекты взаимодействия со средой;

-ценностная структура индивидуальных, сознательных избирательных психических связей школьников с природой, которые развиваются на уровнях чувственной, эмоциональной, интеллектуальной и волевой активности;

-целостная ориентация школьников, т.е. их вооруженность системой общественных идеалов, норм и оценок, позволяющих разумно хозяйничать на родной земле, правильно соотносить друг с другом воздействия на природную среду и заботу о сбережении и воспроизведении её ресурсов, доступных школьникам;

-педагогическая организация взаимодействия учащихся с природой, которая сочетает экологический и педагогический подходы к взаимодействию;

-система методов воздействия на сознание учащихся, с расчётам на углубление связей осознания деятельности и личной ответственности за её объекты, процессы и продукты;

- активизация усилий ученических коллективов, направленных на усиление заботы о природе и о развитии человека её средствами (2,31).

Применяя системный подход в своем исследовании, мы рассматриваем первый компонент системы экологического образования и воспитания в школе, т.е. исследуем состояние дел экологического образования и воспитания учащихся в процессе общего политехнического обучения - изучения школьных предметов. Сам процесс экологического образования и воспитания в политехническом обучении тоже является системой, которая состоит из компонентов, каковыми являются математика, физика, химия, биология (ботаника) и т.д.

Таким образом, на основе методологического принципа и вышеизложенных теоретических положений, а также системно-структурного подхода к экологическому образованию и воспитанию была сделана попытка выбрать оптимальный вариант формирования у учащихся экологических понятий в процессе изучения ботаники. Данный вариант, на наш взгляд, может быть обеспечен целостной системой подготовки, основными компонентами которой являются:

- изучение теоретического, практического материала ботаники на уроках;

- проведение факультативных занятий по ботанике;

- организация и проведение внеклассных работ по ботанике;

- осуществление внутрипредметных и межпредметных связей в преподавании ботаники.

В процессе обучения у детей формируется мировоззрение, развиваются творческие силы и способности, воспитываются характер и нравственные черты личности. В экологическом образовании и воспитании учащихся обучение играет также решающую роль. Оно выполняет функции передачи и усвоения экологических знаний, умений, навыков, формирования у личности мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения, деятельности и здорового образа жизни, а также экологического мышления и убеждения. Обучение знакомит

237

НОМАИ ДОНИШГОҲ* УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ* SCIENTIFIC NOTES

№1(42) 2015

учащихся с экологическими потребностями и интересами общества и способствует формированию у учащихся ответственного отношения к окружающей среде, научит соблюдению нравственных и правовых принципов природопользования, пропаганде идей его оптимизации, ведению активной деятельности по изучению и охране своей местности.

Экологические знания, умения и навыки входят в содержание общего политехнического образования и находятся вместе с ним в зависимости от постоянно меняющихся условий общественной экологической жизни. Поскольку общее и политехническое образования неразрывны и взаимосвязаны, то содержание экологического образования в них рассматривается в этом неразрывном единстве. Общее образование, вооружая учащихся основами знаний о природе, человеческом обществе и мышлении и соответствующими умениями и навыками, необходимыми каждому человеку, независимо от его будущей профессии, в это же время дает школьникам представление об экологических закономерностях развития общества, некоторых методах экологической науки и охраны окружающей среды.

На основе ведущих идей для определения системы экологического содержания, выдвинутых И.Д.Зверевым (3,16), и с точки зрения Ю.Визи (1,11) содержание экологического образования, т.е. экологии окружающей среды и охраны природы, включает в себя три крупных взаимосвязанных раздела:

1.Изучение факторов среды (начиная с места жительства учащихся до неизвестных им ранее районов); изучение биоценозов (от жительства биосферы), изучение экосистем.

2.Загрязнение окружающей среды и меры по охране природы; загрязнение растительного и животного мира, воздуха, почвы, водоемов. Охрана растительного и животного мира. Охрана местности и населенных пунктов; учреждения, мероприятия, постановления, законы и международные организации на службе охраны природы.

3.Связь природы и общества; всемирные общественные аспекты охраны природы (глобальная продовольственная программа, урбанизация, шум, отходы, мусор и т.д.).

Изучение и анализ содержания этих разделов показали, что те основные экологические понятия, которые должны быть сформированы у учащихся, содержатся в вышеприведенных разделах экологического образования. Следовательно, формирование у учащихся экологических понятий, приведенных в нашем перечне (их 30), способствуют повышению экологической образованности.

Формирование и развитие экологически грамотного поколения осуществляется не только в процессе овладения им системой знаний, но и путем выработки умений и навыков практической деятельности и поведения в окружающей природе. Как справедливо отмечает Т.В.Кучер: «Формирование системы умений и навыков тесно связано с системой знаний и является, по сути, своей практической реализацией теоретических основ. Учащиеся во время обучения в школе должны в равной степени овладеть системой, как экологических знаний, так и умений и навыков» (4,22).

Анализ и обобщение работ, посвященных формированию умений и навыков по изучению природы и её охране, позволили на их основе представить систему умений и навыков, состоящую из двух взаимосвязанных видов деятельности: учебно-познавательной и практической.

1. Учебно-познавательные умения:

- умение писать рефераты по экологическим проблемам;

- умение участвовать в организации и проведении учебно-познавательных мероприятий (выставки экологического содержания, ролевые игры на экологические темы, конкурсы рисунков, фотографий, рассказов с экологическим содержанием).

2. Практические умения:

- умение оценить состояние отдельных компонентов природы и природных комплексов;

- умение соблюдать культуру личного поведения в природе (не допускать вытаптывания, загрязнения, шума и т.п.);

- умение предотвратить негативные последствия в природе (пресечение различных видов малого браконьерства, нарушениея правил поведения в природной среде и т.д.);

- умение ликвидировать уже возникшие негативные явления (тушение начинающегося пожара, спасение молоди рыб и других животных, защита от почвенной эрозии).

Наши наблюдения показали, что эти умения позволяют расширить и углубить экологические знания учащихся, осмыслить нравственное и правовое поведение в природе и тем самым способствуют прочному формированию у учащихся экологических понятий, приведенных в нашем перечне.

238

НОМАИ ДОНИШГОҲ* УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ* SCIENTIFIC NOTES

№1(42) 2015

На основе изучения и анализа целей, задач и содержания преподавания ботаники в средней школе, а также требований, предъявленных к преподаванию ботаники и изложенных в учебном пособии «Методика преподавания ботаники в средней школе», мы попытались выделить те цели и требования, которые могли бы, на наш взгляд, способствовать формированию у учащихся экологических понятий.

Требования к преподаванию ботаники, направленные на совершенствование процесса формирования у учащихся экологических понятий:

- ботаника должна обобщать наглядные представления и практический опыт учащихся и готовить их к применению биологических знаний в последующей деятельности, в том числе и экологической;

- изучение ботаники должно способствовать выработке у школьников твердых навыков устной речи, развитию логического мышления и пространственного воображения, которые помогут в формировании биологических экологических понятий;

- учащиеся должны овладеть теми биологическими терминами, с которыми им придется встречаться в практической деятельности, в том числе и экологической.

Цели преподавания ботаники в средней школе по совершенствованию процесса формирования у учащихся экологических понятий:

1. Общеобразовательные цели:

- передать учащимся определенную систему биологических и экологических знаний, умений и навыков;

-помочь учащимся овладеть естественно-биологическими методами познаний реальной действительности, т.е. природы и окружающей среды;

- научить учащихся устной и письменной математической речи со всеми присущими ей качествами (простота, ясность, полнота, лаконичность и т.д.) и использовать их в изложении экологических явлений;

- помочь учащимся овладеть минимумом естественно-биологических сведений, нужных для активной познавательной деятельности окружающей среды.

2. Воспитательные цели:

- воспитание у учащихся научного мировоззрения, в том числе и воззрения на природу и окружающую среду;

- воспитание у учащихся устойчивого интереса к изучению растительного мира и её экологии; -нравственное, эстетическое, экономическое и экологическое воспитание на основе

конкретных фактов, связанных с жизнью растений;

- развитие диалектического мышления, воспитания у них естественно-биологической культуры, которые могли бы способствовать и формированию у учащихся экологических понятий.

3. Практические цели:

- умения применять полученные знания для решения простейших задач жизненной практики, в том числе и задач по охране растительного мира и экологии;

- умение пользоваться биологическими инструментами и приборами в решении экологических задач и заданий, связанных с жизнью растений;

- умение самостоятельно добывать знания о растительном мире и по экологии. Вышеизложенные теоретические положения и практические сведения легли в основу

разработки методики формирования у учащихся экологических понятий в процессе изучения ботаники. Попытаемся подробно рассмотреть основные организационные формы обучения ботанике, обращая при этом внимание на разнообразные методы и дидактические приемы формирования у учащихся экологических понятий.

В силу того, что речь здесь идет о совершенствовании процесса формирования экологических понятий у учащихся в ходе изучения ботаники, следовательно, учитель ботаники наряду с решением традиционных задач биологической подготовки учащихся на уроках должен:

- конкретизировать и углубить уже сформировавшиеся у учащихся экологические понятия, развивать умение учащихся применять эти понятия на практике, т.е. при охране природы и окружающей среды;

- связывать изучаемый материал урока с экологией местности, региона и мира, с задачами экологического содержания;

- использовать на уроке воспитательные функции организационно-экологических факторов: имена людей, названия экологических организаций и учреждений, их экологическую деятельность, название природных мест окружающей среды;

239

НОМАИ ДОНИШГОҲ* УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ* SCIENTIFIC NOTES

№1(42) 2015

- обучать школьников экологическому анализу результатов экологической деятельности отдельной личности, предприятий и организация и др.;

- воспитывать у учащихся бережливость, ответственность по отношению к окружающей среде, расчетливость по её использованию и дисциплинированность в общении с ней.

В зависимости от основной учебной задачи урока следует выбрать круг определенных экологических понятий, подлежащих формированию у учащихся именно на данном уроке. Чтобы обеспечить на уроке ботаники успешное усвоение учащимся экологических понятий, от самого учителя требуется:

- глубокое знание содержания и значения этого понятия;

- видение верхнего уровня, на котором у учащихся это понятие должно быть сформировано;

- умение учесть возможности учащихся в каждый конкретный период обучения;

- умение правильно выбрать методы и приемы формирования у учащихся этого понятия.

Теперь рассмотрим подробнее приведенные выше положения на примере формирования у

учащихся экологического понятия «атмосфера» на уроке ботаники. Учитель, прежде чем приступить к формированию у учащихся этого понятия, должен выяснить для себя следующие положения:

Значение формируемого понятия. Понятие «атмосфера» наряду с другими экологическими понятиями является одним из важных экологических понятий и имеет жизненно важное значение для всех живых организмов и неживой природы.

Содержание формируемого понятия. Главными составными частями атмосферы являются азот, кислород, аргон и углекислый газ; она имеет четко выраженное слоистое строение. Нижний, наиболее плотный слой воздуха - тропосфера. В зависимости от широты Земли её высота 10-15 км. Здесь содержится 80% массы атмосферы и до 80% водяного пара, развиваются физические процессы, формирующие погоду и влияющие на климат различных районов нашей планеты.

- Требования к уровню усвоения понятия. Исходя из анализа значения и содержания понятия «атмосфера», познавательных возможностей учащихся и необходимого уровня сформированное™ этого понятия, могут быть сформулированы следующие требования к усвоению этого понятия на разных этапах обучения:

1. Во время теоретического изложения материала следует ввести в употребление это понятие, не давая ему полного определения. Это будет первым приближением к раскрытию сущности понятия «атмосфера».

2. Предложить учащимся примеры, задачи, упражнения и практические задания, содержащие экологическое понятие «атмосфера», для более глубокого осмысления учащимися сущности данного понятия.

3. Более глубоко ознакомить учащихся с понятием «атмосфера», раскрыть его содержание и

установить взаимную зависимость понятий «атмосфера», «тропосфера», «стратосфера»,

«ионосфера», «экосфера», «ультрафиолетовая радиация», «инфракрасное излучение», «озоновый экран», «парниковый эффект», «кислотные осадки» и др.

4.Знакомить учащихся с массой и объемом атмосферы и ее слоев с помощью решения упражнений, ответов на вопросы.

5.На теоретических и практических занятиях знакомить учащихся с различными показателями атмосферы, поскольку количество атмосферных примесей непрерывно меняется, количество пыли в атмосфере зависит от интенсивности вулканизма, антропогенных выбросов и скорости осаждения частиц.

В результате, учащиеся смогут овладеть содержанием экологического понятия «атмосфера» и его основными компонентами и количественными показателями, научиться применять его для характеристики экологии атмосферы.

Наблюдения показывают, что формирование экологического понятия «атмосфера» способствует формированию в дальнейшем других близких по содержанию экологических понятий, например, «озоновый экран», «парниковый эффект», «кислотные осадки» и др.

С целью совершенствования процесса формирования у учащихся экологических понятий на уроках ботаники мы поступили следующим образом:

1. Используя вышеизложенную методику, на уроках ботаники выполнили те упражнения и практические задания, которые содержат то или иное экологическое понятие.

2. Используя местные, региональные и глобальные экологические материалы, учащимся мы предложили составлять вопросы и ответы, выполнять упражнения и практические задания. Они содержали конкретные экологические понятия, которые не нарушают логическое строение

240

НОМАИ ДОНИШГОҲ* УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ* SCIENTIFIC NOTES

№1(42) 2015

содержания темы, урока или всего курса, так как каждая тема сопровождается дополнительными упражнениями для повторения, куда можно включить подобные вопросы, упражнения и задания.

З.Не нарушая биологическое содержание и логическое строение, биологические вопросы, упражнения и задания связывали с экологической жизнью, т.е. превратили их в вопросы, упражнения и задания, содержащие экологические материалы, и наоборот, взятые из экологической жизни задачи и задания перевели на язык биологии, т.е. конструировали и решали на их основе чисто биологические примеры, вопросы упражнения и практические задания, соответствующие содержанию изучаемой темы.

ЛИТЕРАТУРА:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Визи, Ю. Связь между предметами в области экологии в школах ВНР. В сб. научных трудов «Проблемы формирования экологической ответственности школьников» / Ю.Визи.- М., 1984.-С.9-13

2. Город, природа, человек: проблемы экологического воспитания/Под.ред. акад. А.В.Сидоренко. - М., Мысль, 1982. - 231 с.

3. Зверев, И.Д. Экология в школьном обучении/ И.Д.Зверев. - М., 1980. - 96 с.

4. Кучер, В.Т. Содержание экологического образования как условие формирования ответственного отношения школьников к природе / В.Т. Кучер//Проблемы формирования экологической ответственности школьников/Под.ред. И.Д.Зверева. - М., 1984.-С. 16-25.

REFERENCES:

1. Vizi, Yu. Connection between subjects in the field of ecology in schools of Hungary. In the coll. of scientific papers "The problems of development of environmental responsibility of pupils" / Yu.Vizi. - M., 1984.-P.9-13.

2. City, Nature, Man: the problems of environmental education / edited by acad. A.V.Sidorenko. - M.,Misl, 1982. - 231 p.

3. Zverev, I.D. Ecology in school education / I.D.Zverev. - M.,1980. - 96 p.

4. Kucher, V.T. The content of environmental education as a condition of development of responsible attitude of pupils to the nature / V.T. Kucher//The problems of development of environmental responsibility of pupils /edited by I.D.Zvereva. - M., 1984.- P.16-25.

Рациональные пути и способы формирования экологических понятий у учащихся V-V\ классов на уроках ботаники

Ключевые слова: Экологическое воспитание, экологические понятия, уроки ботаники, отношение к природе, экологическое сознание, экологическое поведение.

В статье автор придерживается системно - структурного похода, а также руководствуется теорей единства сознания и деятельности в процессе формирования экологических понятий. Исходя из этого формирование экологических знаний, в целом и экологических понятий в частности рассматривается в единстве с формированием умений и навыков практической деятельности и поведения в окружающей природе.

Rational ways and methods of development of ecological concepts for pupils of V-V\ forms at lessons of Botany

Keywords: Environmental education, ecological concepts, botany lessons, relationship to nature, ecological awareness, ecological behavior.

The author follows the systemic and structural approach as well as the theory of unity of consciousness and activity in the process of development of ecological concepts. Based on this the development of ecological knowledge in general and ecological concepts in particular are reviewed in unity with the development of skills of practical behavior in natural environment.

Сведения об авторе:

Шерматова Мавлюда Пирматовна, старший преподаватель кафедры общеобразовательных дисциплин Педагогического колледжа Худжандского государственного университета имени академика Б.Г.Гафурова (Республика Таджикистан, г. Худжанд), E-mail: shermatova-66@mail.ru Information about the author:

Shermatova Mavluda Pirmatovna, Senior Lecturer, General Subjects Department, Teacher-training College, Khujand State University named after academician B.G.Gafurov (Republic of Tajikistan, Khujand), E-mail: shermatova-66@mail.ru

241

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.