Научная статья на тему 'Формирование экологического сознания подростков сельских школ в Ставропольском крае в 1990-х гг'

Формирование экологического сознания подростков сельских школ в Ставропольском крае в 1990-х гг Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
165
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / АГРОЭКОЛОГИЯ / ЭКОЛОГИЯ ГЕОЛОГИЧЕСКОЙ СРЕДЫ / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ECOLOGICAL EDUCATION / ECOLOGICAL CONSCIOUSNESS / ECOLOGICAL CULTURE / AGROECOLOGY / ECOLOGY OF THE GEOLOGICAL ENVIRONMENT / THE CULTURAL STUDIES APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Амиров Александр Сергеевич

Рассматривается культурологический подход к формированию экологического сознания подростков сельских школ в 1990-е гг. в России и на Ставрополье. Проводится анализ понятия агроэкологической культуры учащихся, экологии геологической среды; обобщаются формы и методы формирования экологической культуры в сельских школах Ставропольского края. Идея культурологического подхода в экологическом воспитании была предложена в отечественной педагогике Н.С. Дежниковой, Б.Т. Лихачевым, И.В. Цветковой. Подходы этих авторов нашли свое отражение в работах ставропольских педагогов. Так, Л.И. Грехова разработала комплекс эколого-природоведческих занятий. В.Л. Гаазов, в соавторстве с М.Н. Лецем и А.Д. Цымбалом, создали программу «Азы школы экологического выживания», основной целью которой являлось эстетическое, нравственное, экологическое воспитание учащихся через туристско-краеведческую, школьную и внешкольную деятельность. Б.Л. Годзевич занимался разработкой понятия «экология геологической среды» как отдельного направления науки о взаимодействии человека и земных недр. В целом в статье показано, что педагоги Ставропольского края внесли существенный вклад в разработку культурологического подхода к формированию экологического сознания подростков сельских школ в 1990-х годах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Амиров Александр Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF ENVIRONMENTAL AWARENESS IN ADOLESCENTS IN RURAL SCHOOLS OF THE STAVROPOL REGION IN THE 1990S

The paper discusses the culturological approach to the formation of environmental awareness in adolescents in rural schools in the 1990s in Russia and in the Stavropol region, the analysis of the concept of agro-ecological culture of pupils, and the ecology of the geological environment; the author summarizes the forms and methods of formation of ecological culture in the rural schools of the Stavropol region. The idea of culturological approach in environmental education was offered in Russian pedagogy by N.S. Dezhnikova, B.T. Likhachev, and I.V. Tsvetkova. The approaches of these authors are reflected in the works of Stavropol teachers. Thus, L.I. Grekhova has developed a set of ecological and natural history studies. V.L. Gaazov, in collaboration with M.N. Lets and A.D. Tsymbal, has created a program "Basics of the school of environmental survival". Its main goal was aesthetic, moral, and ecological education of students through the tourist and local, school and extracurricular activities. B.L. Godzevich was engaged in the development of the concept of "ecology of the geological environment" as a separate field of science about human interactions with the earth's interior. In general, the paper shows that the teachers of the Stavropol region have made a significant contribution to the development of culturological approach to the formation of environmental awareness of adolescents in rural schools in the 1990s.

Текст научной работы на тему «Формирование экологического сознания подростков сельских школ в Ставропольском крае в 1990-х гг»

ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИКИ

GENERAL PROBLEMS OF PEDAGOGY

УДК 37.017.91 ББК 74.200.528 А 62

А.С. Амиров

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Прасковейский агротехнологический техникум»; E-mail: spivak.mv@ mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ ПОДРОСТКОВ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ В 1990-Х ГГ.

(Рецензирована)

Аннотация. Рассматривается культурологический подход к формированию экологического сознания подростков сельских школ в 1990-е гг. в России и на Ставрополье. Проводится анализ понятия агроэкологической культуры учащихся, экологии геологической среды; обобщаются формы и методы формирования экологической культуры в сельских школах Ставропольского края.

Идеякультурологическогоподходавэкологическом воспитании была предложена в отечественной педагогике Н.С. Дежниковой, Б.Т. Лихачевым, И.В. Цветковой. Подходы этих авторов нашли свое отражение в работах ставропольских педагогов. Так, Л.И. Грехова разработала комплекс эколого-природоведческих занятий. В.Л. Гаазов, в соавторстве с М.Н. Лецем и А.Д. Цымбалом, создали программу «Азы школы экологического выживания», основной целью которой являлось эстетическое, нравственное, экологическое воспитание учащихся через туристско-краеведческую, школьную и внешкольную деятельность. Б.Л. годзевич занимался разработкой понятия «экология геологической среды» как отдельного направления науки о взаимодействии человека и земных недр. В целом в статье показано, что педагоги Ставропольского края внесли существенный вклад в разработку культурологического подхода к формированию экологического сознания подростков сельских школ в 1990-х годах.

Ключевые слова: экологическое воспитание, экологическое сознание, экологическая культура, агроэкология, экология геологической среды, культурологический подход.

A.S. Amirov

Deputy Director for teaching and educational work of the State Budgetary Professional Educational Institution "Praskoveysky Technical School of Agrotechnology"; E-mail: [email protected]

THE FORMATION OF ENVIRONMENTAL AWARENESS OF ADOLESCENTS IN RURAL SCHOOLS IN THE STAVROPOL REGION IN THE 1990 S.

Abstract. In the article the culturological approach to the formation of environmental awareness of adolescents in rural schools in the 1990s in Russia and in the Stavropol region, the analysis of the concept of agro-ecological culture of pupils, the ecology of the geological environment; summarizes the forms and methods of formation of ecological culture in the rural schools of the Stavropol territory.

The idea of culturological approach in environmental education was offered in Russian pedagogy, N.S. Degnikov, B.T. Likhachev, I.V. Tsvetkova. The approaches of these authors are reflected in the works of Stavropol teachers. So, Grekhova, L.I., has developed a set of ecological and natural history studies. V.L. Gaasow, in collaboration with M. N. Lecam and A.D. Cymbalom, has created a program "Basics of the school of environmental survival", whose main goal was aesthetic, moral, ecological education of students through the tourist and local, school and extracurricular activities. B.L., Godzewicz engaged in the development of the concept of "ecology of the geological environment" as a separate field of science about human interactions with the earth's interior. In General, the article shows that teachers of Stavropol territory has made a significant contribution to the development of culturological approach to the formation of environmental awareness of adolescents in rural schools in the 1990-ies.

Keywords: ecological education, ecological consciousness, ecological culture, Agroecology, ecology of the geological environment, the cultural studies approach.

Новые социально-экономические условия в России, начиная с 1988 года, привели к отраслевой и ведомственной разобщенности, устареванию старых и отсутствию новых нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность школ, ученических производственных бригад, юннатских кружков и других организаций, занимающихся формированием экологического сознания учащихся, в новых политических и экономических условиях. Деятельность этих учреждений, прежде всего, на местах оказалась оторванной от науки, от подготовки и переподготовки профессиональных педагогических кадров. Все это привело к тому, что в течение первой половины 1990-х гг. практически отсутствовала целенаправленная государственная поддержка экологического воспитания школьников.

В то же время в качестве главной задачи государства и общества было утверждено формирование

экологической культуры населения, которая нашла отражение в Законе РСФСР «Об охране окружающей природной среды», в Указе Президента РФ «О государственной стратегии России по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития», Постановлении Правительства РФ «О мерах по улучшению экологического образования населения» и других нормативно-правовых актах.

Целью нашей статьи является изучение культурологического подхода к формированию экологического сознания подростков сельских школ в Ставропольском крае в 1990-х гг.

Теоретические аспекты культурологического подхода к формированию экологического сознания в России в 90-е гг. прошлого века были разработаны и представлены в работах российских ученых Н.С. Дежниковой [9], Б.Т. Лихачева [2], И.В. Цветковой [3] и других [4]. Особенностью предлагаемой

концепции экологического развития личности является культурологический подход к экологической проблематике, рассмотрение экологической культуры как психолого-педагогического феномена.

Авторами рассмотрение экологической культуры личности осуществляется в двух измерениях: являясь частью общей культуры, экологическая культура - это процесс, связанный с освоением, наращиванием знаний, технологий и опыта, передачей их одним поколением другому в виде нравственных императивов; экологическая культура отражает умение человека достигать гармонии в отношениях с окружающей средой.

Наиболее существенным моментом в развитии экологической культуры учащихся авторы концепции считают преодоление в сознании «экокультурного перекоса» во взаимоотношениях человека с природой, привитие нового мироощущения. «Суть состоит в том, -отмечала Н.С. Дежникова, - чтобы донести до сознания учащихся, что человек - часть природы и потому зависит от нее не только биологически, но и духовно, учась у нее симметрии, гармонии, ритму, целесообразности и т.п., потребительское отношение к окружающей среде постепенно должно смениться пониманием того, что окружающий мир является для людей объектом их постоянной заботы и за его благосостояние каждый несет персональную ответственность» [1: 43].

Характеризуя формирование экологической культуры у подростков, Н.С. Дежникова пишет, что итогом освоения системы экологических ценностей должна стать готовность ребенка, проявляющаяся в том, насколько он хочет что-либо узнать об окружающей среде; чувствует боль за ее неблагополучное состояние; готов взять на себя ответственность за защиту и улучшение среды [1: 39].

По определению Б.Т. Лихачева, сущность экологической культуры может быть рассмотрена как органическое единство экологически развитого сознания, эмоционально-психических состояний и научно обоснованной волевой утилитарно-практической деятельности [2: 246].

Культурологический подход к формированию экологического сознания учащихся сельских школ в 1990-е гг. разрабатывался Л.А. Бородиной, В.Н. Сергеевой, Н.В. Та-марской, Р.Н. Хрыповой [5]; А. Ви-кер [6].

Ученые выделили в качестве отдельного термина понятие «агроэ-кологическая культура учащихся сельских школ», под которым они понимают следующую совокупность элементов:

- агроэкологические знания: о роли природы в развитии индивидуальности; представления о понятиях «красота природы», «духовное совершенствование», «прекрасное»; знания о влиянии природы в профессиональном самоопределении и т.д.;

- ценностные агроэкологические ориентации;

- система норм и правил агроэ-кологического характера;

- агроэкологические умения и навыки: общие умения по уходу, защите и улучшению окружающей природной среды; умения и навыки по пропаганде идей охраны природы и разумного землепользования; умения природопользования (обработка и возделывание земли, посадка и уход за растениями и т.д.).

Рассматривая особенности развития культурологического подхода к формированию экологического сознания на Ставрополье, следует отметить, что в крае в 1990-е гг. была создана система непрерывного экологического образования и воспитания, открыты кафедры экологии во всех вузах края, организован научно-образовательный центр экологических исследований при

Ставропольском государственном университете. Основным направлением работы центра являлись фундаментальные исследования и повышение качества университетского образования в области экологии.

Министерством общего и профессионального образования Ставропольского края в учебные планы общеобразовательных школ были введены предметы по экологии. Государственным комитетом по охране окружающей среды Ставропольского края была создана программа «Экологическое образование населения Ставропольского края», основной целью которой являлось формирование экологической культуры личности и экологического сознания населения края, выработка у людей практических навыков социального и эффективного участия в природоохранных мероприятиях и решение экологических проблем на территории Ставропольского края.

Деятельность по реализации программы включала экологическое воспитание в семье; экологическое воспитание и образование детей в дошкольных учреждениях, общеобразовательной школе, в учреждениях профессионального образования всех уровней и дополнительного образования; экологическую переподготовку кадров; экологическое просвещение населения края.

1 января 1996 года Краевой эколого-биологический центр открыл в качестве своего структурного подразделения Краевую экологическую школу (КЭШ), которой были разработаны и апробированы программы учебных курсов по направлениям: ботаника с основами экологии, экология растений, экскурсионная работа в поле по ботанике, зоология с основами экологии, экологическое краеведение, геоэкология, занимательное краеведение, сезонные явления в природе, экология сельскохозяйственного производства и т.д.

Администрацией Кавказских Минеральных Вод была разработана и принята концепция и программа экологического образования и воспитания населения региона.

Развитие экологического образования и воспитания, инициированное федеральными и краевыми нормативно-правовыми документами, в которых основной целью являлось формирование экологической культуры учащихся, создало предпосылки для внедрения культурологического подхода в школах и учреждениях дополнительного образования Ставропольского края.

Такие ставропольские ученые, как О.П. Восковец [7], В.Л. Гаазов [8-9], Б.Л. Годзевич [10], Л.И. Гре-хова [11], М.Г. Корчагина [12], Н.Н. Сотникова [13], Н.А. Чи-кильдина [14] и др. внесли большой вклад в разработку идей культурологического подхода.

Исследования особенностей формирования экологической культуры учащихся школ проходили, прежде всего, на базе Краевого эколого-биологического центра, директор которого, Н.Н. Сотнико-ва, рассматривает дополнительное экологическое образование как непрерывный, комплексный, целенаправленный процесс и результат усвоения детьми дополнительных и полученных ранее систематизированных знаний, умений и навыков с целью развития личности и формирования экологической культуры, взаимодействия в системе «человек-общество-природа» [13: 48-49].

Формирование экологической культуры в системе дополнительного образования, по мнению Н.Н. Сотниковой, реализуется в рамках следующих подходов:

- гуманистического подхода, направленного на развитие отношений к социоприродной среде;

- аксиологического подхода, нацеленного на гуманистические ценности, которые формируют в

личности красоту, добро, справедливость, свободу, любовь и т.д.;

- культурологического подхода, обеспечивающего развитие и самоопределение личности в гармонии с общечеловеческой культурой и ориентированного на освоение базовой гуманитарной, экономической, художественной, экологической и т.д. культуры;

- информационно-познавательного подхода, представленного в модели, базирующейся на понимании экологии как сферы взаимодействия общества и природы;

- индивидуально-творческого подхода, который предполагает, что основным способом формирования и развития экологической культуры является активная созидательная творческая деятельность [15].

К этому списку Н.А. Чи-кильдина добавляет личностно-ориентированный подход, который «основан на сотрудничестве и взаимопомощи... Для экологического воспитания важен такой аспект, как познание через ощущения и переживания. Оно направлено на становление активной позиции личности в отношении экологических проблем».

Формирование экологической культуры в системе дополнительного образования позволило на базе Центра создать и реализовать ряд программ в различных научных областях: экологии (общей, социальной, сельскохозяйственной); ботаники с основами экологии; зоологии с основами экологии; охраны природы; биотехнологии; экологическом краеведении и т.д.

В крае, благодаря деятельности Центра, было создано 119 эко-троп, 27 школьных лесничеств. Учащиеся приобщались к научно-исследовательской работе по решению актуальных экологических проблем края [13: 48-49].

Особая роль в формировании экологической культуры отводилась туристско-краеведческой деятельности. К концу 1990-х гг.

в крае функционировало 10 центров и станций юных туристов, 1244 туристско-краеведческих объединения.

Содержание понятия экологической культуры было раскрыто и в работах еще одного ставропольского ученого Л.И. Греховой, которая под этим термином определила развитое представление учащихся о системности, целостности воспроизводства жизни, вписанности, объективной неустранимой зависимости социальной жизни от состояния живой и неживой природы, позволяющее личности выработать адекватное видение мира и своего места в нем, определить наиболее приемлемые цели, принципы, пути самореализации в современных условиях [11].

С этой целью ею был предложен целый комплекс практических разработок: эколого-природоведческих игр-занятий; игр-путешествий; природоведческих игр КВН, «Поле чудес», «Звездный час», викторин, конкурсов и т.д.; сценарии вечеров, праздников, инсценировок; материалы к проведению «Неделя природы» и т.д.

Анализируя процесс формирования экологической культуры у учащихся школ, педагог В.Л. гаазов отмечал важность выделения нескольких этапов, отражающих ступени познания мира для разных возрастных категорий детей: единение с природой на основе чувственного восприятия; знания в синтезе с чувственным восприятием; знания и чувственные восприятия, которые базируются на принятии законов природы и связаны с общей тенденцией гуманизации общества

[9].

Как отмечает В.Л. гаазов, такие методы работы с детьми, как игры, наблюдения в природе, слушание природы, общение с природой, гармонизация с природой через физические упражнения, дыхательную гимнастику; туристско-краеведческие праздники, игры,

соревнования; самонаблюдения по индивидуальным заданиям; слушание музыки и стихов, воздействующих на энергетические центры человека, помогают культивировать на уроках любовь к природе, умение увидеть ее красоту, через наблюдение, формировать экологическое мышление.

В.Л. гаазовым, в соавторстве с М.Н. Лецем и А.Д. Цымбалом, была создана программа «Азы школы экологического выживания», целями и задачами которой стали: знакомство учащихся с основными чрезвычайными явлениями в природе и экстремальными ситуациями в обществе; формирование навыков практической работы на местности по отработке поведения учащихся в непредвиденных ситуациях, ориентированию в природе; содействие эстетическому, нравственному, экологическому воспитанию учащихся, развитию их мировоззренческих взглядов и т.д. [8].

Б.Л. Годзевич в качестве важного раздела экологического знания выделил экологию геологической среды как науку, которая изучает взаимодействия человека и земных недр и последствия этих взаимодействий. В качестве целей учебного курса по этой дисциплине автор определил ознакомление учащихся с современными научными представлениями о взаимодействиях природы и общества с

позиции геоэкологии; предоставление школьникам элементарных навыков геоэкологических исследований, разработку мер по оптимизации природно-антропогенной среды и ландшафтов; повышение экологической культуры детей [10].

Формирование экологической культуры учащихся происходит на основе развития у них совокупности знаний (о видах природной среды, воздействии на нее человека, создании им антропогенных систем, последствиях его воздействия; о положениях ландшафтной экологии, принципах и методах ее изучения, оценки состояния и оптимизации природно-антропогенных ландшафтов; о проблемах геоэкологии края); умений и навыков (проведения и анализа геоэкологических наблюдений и описания результатов исследований) [10].

Обобщая все ранее сказанное, следует отметить, что ставропольскими учеными и практиками (В.Л. Гаазовым, Б.Л. Годзевичем, Л.И. Греховой, Н.Н. Сотниковой и др.) был внесен существенный вклад в разработку культурологического подхода к формированию экологического сознания подростков сельских школ. Важно отметить, что культурологический подход не просто брался за основу, но дополнялся новым теоретическим и практическим содержанием.

Примечания:

1. Дежникова Н.С. Учитель как человек экологический // Педагогика. 1994. № 5. С. 37-40.

2. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. М.: ВЛАДОС, 2010. 335 с.

3. Цветкова И.В. Экологическое воспитание младших школьников. М.: Педагогическое общество России, 1999. 175 с.

4. Бегидова С.Н., Макрушина И.В. Структура экологического сознания // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. 2014. Вып. 3(143). С. 13-19.

5. Бородина Л.А., Тамарская Н.В., Хрыпова Р.Н. Агроэкологическая школа на селе - центр подготовки грамотных аграриев // 28 научная конференция профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников, аспирантов и студентов Калининградского государственного университета: тез. докл. Кали-ниград, 1997. Ч. 1. С. 55-56.

6. Wicker A.W. Getting out of our conceptual ruts: Strategies for expanding conceptual frameworks // American Psychologist. 1985. Vol. 40. P. 1094-1103.

7. Восковец О.П. Проблемы современного экологического образования // Молодежь и наука III тысячелетия: материалы Internet-конференции студентов, молодых ученых и специалистов. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2003. С.219-220.

8. Гаазов В.Л. Азы школы экологического выживания, раскрывающей физические и духовные силы человека (1 ступень). Ставрополь: ИРО, 1997. 12 с.

9. Гаазов В.Л. Через общение с природой - к экологической // ЭКО. 2002. Вып. 5. С. 7-8.

10. Годзевич Б.Л. Значение геологических знаний в экологическом образовании // ЭКО. 2003. Вып. 10-11. С. 14-15.

11. Грехова Л.И. Экологическое образование: программа. Ставрополь: Изд-во СГУ, 1997. 80 с.

12. Корчагина М.Г. Воспитание экологической культуры школьников // ЭКО. 2002. Вып. 5. С. 39-40.

13. Глазачев С.Н., Грехова Л.И., Сотникова Н.Н. Экопедагогика дополнительного образования детей. М.: Изд-во МГГУ им. М.А. Шолохова, 2007. 304 с.

14. Чикильдина Н.А. Формирование экологической культуры школьников в условиях учебно-производственного комбината // Управление образованием: опыт, проблемы, перспективы. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2004. С. 303-305.

15. Сотникова Н.Н. Формирование экологической культуры детей в Краевом эколого-биологическом центре // ЭКО. 2001. Вып. 2. С. 15-18.

References:

1. Dezhnikova N.S. Teacher as an ecological person // Pedagogy. 1994. No. 5. P. 37-40.

2. Likhachyov B.T. Philosophy of education. M.: VLADOS, 2010. 335 pp.

3. Tsvetkova I.V. Ecological education of junior schoolchildren. M.: The Pedagogical Society of Russia, 1999. 175 pp.

4. Begidova S.N., Makrushina I.V. Structure of ecological consciousness // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. Pedagogy and Psychology. 2014. Issue. 3 (143). P. 13-19.

5. Borodina L.A., Tamarskaya N.V., Khrypova R.N. Agroecological school in the countryside: a center for training literate farmers // The 28th scientific conference of the faculty, researchers, graduate students and students of Kaliningrad State University: abstracts of reports. Kaliningrad, 1997. Part 1. P. 55-56.

6. Wicker A.W. Getting out of our conceptual ruts: Strategies for expanding conceptual frameworks // American Psychologist. 1985. Vol. 40. P. 1094-1103.

7. Voskovets O.P. Problems of modern ecological education // Youth and science of the 3d millennium: materials of the Internet conference of students, young scientists and specialists. Stavropol: SSU Publishing House, 2003. P. 219-220.

8. Gaazov V.L. The basics of the school of ecological survival, revealing the physical and spiritual forces of a man (the1st level). Stavropol: IRO, 1997. 12 pp.

9. Gaazov V.L. Through communication with nature to ecological culture // ECO. 2002. Iss. 5. P. 7-8.

10. Godzevich B.L. The importance of geological knowledge in ecological education // ECO. 2003. Iss. 10-11. P. 14-15.

11. Grekhova L.I. Ecological education: a programme. Stavropol: SSU Publishing House, 1997. 80 pp.

12. Korchagina M.G. Creation of the ecological culture of schoolchildren // ECO. 2002. Issue. 5. P. 39-40.

13. Glazachev S.N., Grekhova L.I., Sotnikova N.N. Ecopedagogics of the additional education of children. M.: Publishing House of MSHU of M.A. Sholokhov, 2007. 304 pp.

14. Chikildina N.A. Formation of the ecological culture of schoolchildren in the conditions of an educational and industrial plant // Management of education: experience, problems and prospects. Proccedings of interregional scientific and practical conference. Stavropol: SSU Publishing House, 2004. P. 303-305.

15. Sotnikova N.N. Formation of ecological culture of children in the Regional Ecological and Biological Center // ECO. 2001. Iss. 2. P. 15-18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.