Электронный научный журнал «Век качества» ISSN 2500-1841 http://www.agequal.ru 2018, № 2 http://www.agequal.ru/pdf/2018/AGE QUALITY 2 2018.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Ситак Л.А., Побережная Е.Г. Формирование экологической культуры личности через развитие экологического сознания // Электронный научный журнал «Век качества». 2018. №2. С. 76-80. Режим доступа: http://www.agequal.ru/pdf/2018/218005.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
УДК 378
Ситак Лариса Александровна,
доцент,
кандидат педагогических наук, доцент Филиала Ставропольского Государственного Педагогического Института в г.Железноводске 357441, Ставропольский край, г. Железноводск пос. Иноземцево, пр. Свободы, 14
Побережная Елена Геннадиевна,
преподаватель
государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение «Ставропольский строительный техникум» 355035, г. Ставрополь, ул. Комсомольская, 73
poberezhnaya-elena@bk. ru
Формирование экологической культуры личности через развитие
экологического сознания
Аннотация: в статье рассматриваются сущность и основные компоненты экологической культуры, связь экологического сознания с экологической философией, определяется роль экологического мировоззрения как основы формирования экологической культуры личности, экологического воображения в экологическом сознании, изучаются направления экологического сознания: научно-образовательное; природопользовательное- природоохранительное; воспитательное.
Ключевые слова: экологическая культура личности; экологическое сознание; экологическая философия; экологическое мировоззрение; экологическое восприятие; экологическое воспитание; деятельностно- практического подход; эмоционально-чувственное отношение к окружающей среде.
Сущность экологической культуры, рассматривают её как новое качество культуры, отражение целостного мира на основе его практического, интеллектуального и духовного постижения.
Можно выделить основные базовые компоненты экологической культуры: экологическое восприятие, экологическое сознание, эмоционально-психическое состояние, волевая, утилитарно-практическая деятельность. Изучение мнения академика Б.Т. Лихачева по обозначенной проблеме позволяет рассмотреть основные компоненты экологической культуры. Экологическое восприятие позволяет в гармонической целостности воспринимать окружающий мир всеми сенсорными системами. Один из них - это экологически развитое сознание. [1]
Экологическое сознание людей перестраивается медленно в сравнении с возрастающими темпами воздействия общества на природу. Ядром нового типа сознания является экологическое мышление. Принятие этого способа мышления позволяет выработать специфическую совокупность ценностных и методологических ориентаций, новыми глазами взглянуть на ряд старых проблем, по-новому осмыслить взаимоотношение человека и природы, уяснить место человечества и природы. [2]
Важную роль в экологическом сознании играет экологическое воображение. Это психический процесс продуктивного, творческого воссоздания в сознании основанных на выводах мышления реальных последствий того или иного вмешательства человека в жизнь природы или общества. Оно позволяет человеку также наделять в своем субъективном сознании чувствительностью, субъективностью природные и общественные явления, вызывающие в его душе эмоциональный отклик.
Экологические эмоционально-психические состояния базируются на экологическом интуитивном ощущении природы.
Формирование экологического сознания - сложный и длительный психологический процесс, требующий кропотливой работы по экологическому воспитанию.
Формирование экологического сознания представляет собой приобретение и накопление человеком знаний о закономерностях, существующих в природе; о природном равновесии и последствиях его нарушения; о взаимных связях живой и неживой природы; о влиянии социума и отдельного индивида на окружающую среду; знаний об экологических нормах оптимальной жизнедеятельности живых организмов в окружающей среде.
Экологическое сознание моделируется под влиянием экологического воспитания и опыта, его модификации преобразуются в некоторые формы существования сознания и духовности человека. Экологическое сознание человека связано с экологической философией, представлении о космоземном единстве, об общих законах, действующих в биосфере, ноосфере, социосфере, о роли человека на Земле и в Космосе. [2,59]
На экологической философии базируется экологическая идеология - это система научно обоснованных концепций, принципов, парадигм, которая вовлекает деятельность людей на Земле. Экологическая философия и идеология составляют основу экологического мировоззрения каждого человека, благодаря которому у человека складывается определенное сознательное отношение к реальной действительности. Для каждого индивидуума характерны убеждения, идеи, верования на экологические проблемы, это формирует личностное, специфичное для каждого человека отношение к окружающей среде. Экологическое мировоззрение является основой формирования экологической культуры личности, которая включает экологическое сознание и мышление, опыт взаимодействия с окружающей средой, нравственное, эстетическое, правовое отношение, экологическую ответственность, целесообразное поведение, которое направлено на сохранение психологического комфорта во взаимоотношениях между людьми, в создании педагогических условий в социуме, направленных на поддержание физического и нравственного здоровья подрастающего поколения.
Экологическое сознание, несмотря на свою многоаспектность, является целостным и расширяющимся знанием об окружающем мире. Восприятие и осмысление происходящих событий в той или иной жизненной ситуации помогает человеку, наделенному экологической культурой, активизировать аспекты экологического сознания, подкрепляя аргументацию принятия решения.
Чем полноценнее экологическое сознание во всем своем многоаспектном богатстве, тем выше экологическая культура личности [3, с. 69]
Таким образом, выделяют три направления экологического сознания: научно-образовательное; природопользовательное-природоохранительное; воспитательное [4, 5]. Данные направления экологического воспитания охватывают все аспекты экологического сознания, базируются на его фундаменте деятельностно-практического подхода, эмоционально-чувственного отношения к окружающей среде.
Это позволяет избежать разрыва между сознанием и поведением в формировании экологической культуры.
Литература
1. Гирусов Э.В. От экологического знания к экологическому сознанию/ Э.В. Гирусов// Взаимодействие общества и природы. - М.: Наука,1986.
2. Ситак Л.А. Нравственное воспитание - процесс целенаправленного формирования личности ребенка / Ситак Л.А. // Гуманитарный научный журнал. 2017. № 1 (6). С. 58-60.
3. Ситак Л.А., Головань О.Н. Экологическое воспитание как образовательно-воспитательная система / Ситак Л.А., Головань О.Н. // Гуманитарный научный журнал. 2017. № 1 (6). С. 68-70.
4. Ларина Е.А. Социальное партнерство образовательных и досуговых учреждений по формированию экологической культуры молодежи // Диссертация... кандидата педагогических наук. - Тамбов, 2013.
5. Коновалов И.Е., Бекчиндаева Э.И. Подвижные игры, как эффективное средство экологического образования детей младшего дошкольного возраста // Успехи современного естествознания. 2013. № 5. С. 68-69.
Formation of ecological culture of the personality through the development of
environmental consciousness
Sitak Larisa Aleksandrovna,
dotsent
andidat pedagogicheskikh nauk, dotsent Filiala Stavropol'skogo Gosudarstvennogo Pedagogicheskogo Instituta v g.ZHeleznovodske 357441, Stavropol'skiy kray, g. ZHeleznovodsk pos.Inozemtsevo, pr.Svobody,14
Poberezhnaya Elena Gennadievna,
teacher
state budget professional educational institution "Stavropol construction technical school» 355035, Stavropol, street Komsomol, 73 poberezhnaya-elena@bk. ru
Abstract: The article considers the essence and the main components of ecological culture, the connection of ecological consciousness with ecological philosophy, defines the role of ecological worldview as the basis for the formation of ecological culture of personality, ecological imagination in ecological consciousness, studies the directions of ecological consciousness: scientific and educational; nature-conservation; educational.
Key words: ecological culture of personality; ecological consciousness; ecological philosophy; ecological worldview; ecological perception; ecological education; activity-practical approach; emotional-sensual attitude to the environment.