Научная статья на тему 'Игровые технологии как средство повышения качества экологического образования в процессе обучения биологии (на примере раздела «Живые организмы»)'

Игровые технологии как средство повышения качества экологического образования в процессе обучения биологии (на примере раздела «Живые организмы») Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
782
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИГРОВОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / GAME TECHNOLOGIES / EDUCATION / ECOLOGICAL CULTURE OF THE INDIVIDUAL / ENVIRONMENTAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юдина Виктория Викторовна, Носова Тамара Михайловна

Статья посвящена проблеме повышения качества экологического образования в школе. Формирование экологической компетенции учащихся актуальный вопрос нашего времени. Эффективность этого процесса зависит во многом от средств обучения и методов воспитания, которые используются педагогом. В практике школы учитель биологии применяет большое количество различных методов и технологий, среди которых особое место занимают игровые. Практическое использование игровых технологий, разнообразных творческих конкурсов, проведение игр-викторин, игр-путешествий, игр-экскурсий дает учащимся возможность приобщиться к решению вопроса охраны и защиты окружающей среды, проникнуться красотой природы, способствует развитию экологической культуры школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Games as the means of enhancing environmental education in teaching biology (as examplified in module «Living Organisms»)

This article deals with the problem of improving the quality of environmental education at schools. Developing students’environmental competency is today’s urgent issue. The aim of this process is not only providing students with the specific knowledge about nature, its phenomena and their biological diversity, but also presenting the ideas that contribute to realising oneself as part of the world, developing the moral aspects and awareness of ecological principles in all sectors of human activity. The efficiency of this process depends on the teaching methods. When working in school training, a biology teacher uses a large amount of different methods and technologies, including fun techniques. Use of game technologies, creative competitions, quizzes, travelling-based games, games-excursions encourages students to join the process of environmental protection, consider the nature beauty, become aware of ecological culture.

Текст научной работы на тему «Игровые технологии как средство повышения качества экологического образования в процессе обучения биологии (на примере раздела «Живые организмы»)»

УДК 372.8

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ (НА ПРИМЕРЕ РАЗДЕЛА «ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ»)

GAMES AS THE MEANS OF ENHANCING ENVIRONMENTAL EDUCATION IN TEACHING BIOLOGY (AS EXAMPLIFIED IN MODULE «LIVING ORGANISMS»)

© 2017

ВВ. Юдина, Т.М. Носова Самарский государственный социально-педагогический университет

(Россия, Самара)

V.V. Yudina, T. M. Nosova Samara State University of Social Sciences and Education (Russia, Samara)

Статья посвящена проблеме повышения качества экологического образования в школе. Формирование экологической компетенции учащихся - актуальный вопрос нашего времени. Эффективность этого процесса зависит во многом от средств обучения и методов воспитания, которые используются педагогом. В практике школы учитель биологии применяет большое количество различных методов и технологий, среди которых особое место занимают игровые. Практическое использование игровых технологий, разнообразных творческих конкурсов, проведение игр-викторин, игр-путешествий, игр-экскурсий дает учащимся возможность приобщиться к решению вопроса охраны и защиты окружающей среды, проникнуться красотой природы, способствует развитию экологической культуры школьников.

This article deals with the problem of improving the quality of environmental education at schools. Developing students'environmental competency is today's urgent issue. The aim of this process is not only providing students with the specific knowledge about nature, its phenomena and their biological diversity, but also presenting the ideas that contribute to realising oneself as part of the world, developing the moral aspects and awareness of ecological principles in all sectors of human activity. The efficiency of this process depends on the teaching methods. When working in school training, a biology teacher uses a large amount of different methods and technologies, including fun techniques. Use of game technologies, creative competitions, quizzes, travelling-based games, games-excursions encourages students to join the process of environmental protection, consider the nature beauty, become aware of ecological culture.

Ключевые слова: игровые технологии; игровое обучение; экологическая культура личности; экологическое образование.

Keywords: game technologies; education; ecological culture of the individual; environmental education.

Экологическая ситуация, которая складывается в России и во всем мире в целом, требует пристального внимания. 5.01.2016 подписан указ президента о проведении в России в 2017 году «Года экологии» [1]. Правительством РФ были утверждены «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года». В документе говорится об опасности бездумного природопользования и о необходимости пересмотра отношения людей к природе.

Формирование экологической культуры молодого определяет будущую жизнь всего человечества и каждого человека в

отдельности. Перед обществом и школой встает проблема поиска новых путей формирования экологической культуры личности. Под экологической культурой сегодня понимается экологически ориентированное мышление, включающее стремление к согласованному развитию общества и окружающей среды, а также экологическое мировоззрение, строящееся на осмыслении ценности и важности природы и понимании ее взаимозависимости с социальной средой и обществом [2]. Экологическая культура личности предполагает способность человека использовать экологические знания и умения на практике, в том числе в профессиональной деятельности

[3]. Основополагающим условием экологической деятельности является экологическая компетентность [4; 5].

В развивающейся системе образования все более весомую роль играет непрерывное экологическое образование, в рамках которого формирование экологической культуры начинается в детстве, когда закладывается фундамент личности и формируются ее отношения с природой и обществом. Однако в 2000 г., одновременно с ликвидацией Госкомприроды, из школьной программы был исключен предмет «Экология», а единый поток экологических знаний был разделен между разными предметами естественнонаучного цикла [6]. Возникшие в связи с этим проблемы были в центре внимания прошедшей в 2016 г. конференции педагогических работников г. Самары «Поиск эффективных форм и методов экологического воспитания, развитие экологической культуры педагогов и формирование компетенций в области использования технологий экологического воспитания школьников» [7]. Участники конференции в своих докладах отмечали падение познавательного интереса учащихся к биологии. Важнейшими задачами изучения этого предмета были названы активизация познавательной деятельности учащихся и развитие у них навыков самостоятельной работы [8; 9].

Простым способом познания окружающей действительности является игра. Она представляет собой «наиболее естественный и доступный путь к овладению знаниями, умениями, навыками. Собственно игра вызывает важнейшее свойство учения - потребность учиться, знать» [10, с. 93].

Игра во все исторические эпохи привлекала к себе внимание педагогов и их подопечных. В ней заключена реальная возможность воспитывать и обучать ребенка в радости. И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо ратовали за сообразное законам природы развитие способностей детей на основе их деятельной и умственной активности, склонность к которой присуща всем детям.

Игра - это уникальный феномен общечеловеческой культуры. Ни в каком другом виде своей деятельности человек не демонстрирует такого самозабвения,

обнажения психических, физиологических и интеллектуальных возможностей. Игровая деятельность отличается возрастанием эмоциональности, инициативности, импровизации, творческой активности, сменой ролевой модели поведения. Она вырабатывает опыт принятия целесообразных решений, развивает творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение окружающего мира, пропаганду и распространение значимых идей [8]. Это объясняет, почему игровая технология выгодно отличается от других и гарантирует высокую мотивацию к обучению, при которой на фоне эмоционального подъема и активицации множества моделей поведения различных действующих лиц оперативно происходит усвоение изучаемого материала [11]. Непрерывный процесс взаимодействия между учащимися и учителем, по мнению Е.В. Коротаевой, формирует обратную связь, которая носит двусторонний характер, предполагает переработку информации, ее переосмысление, и изменение направления содержания общения [12].

Характеризуя роль игры, А.С. Макаренко указывал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка. Она имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре» [13, с. 115].

В.А. Сухомлинский писал: «Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка. Для него игра - это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности... Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире» [14, с. 127]. В.А. Сухомлинский считал игру некой искрой, которая способна разжечь огонь интереса, любопытства и тяги к знаниям. Он также отмечал: «.. .духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества» [14, с. 127].

Несмотря на то, что технология игрового обучения известна давно, в учебно-воспитательном процессе она исполь-

зуется недостаточно активно. Начало теоретических разработок общих игровых теорий и концепций положено в трудах Г. Спенсера и Ф. Шиллера. Важный вклад в развитие данной технологии внесли такие ученые, как Дж. Дьюи, Ж. Пиаже, З. Фрейд, Э. Фромм, Й. Хейзинга, В. Штерн и многие другие. В отечественной психологии и педагогике игровые теории и методики разрабатывали П.П. Блон-ский, Л.С. Выготский, Н.К. Крупская, А.Н. Леонтьев, А.С. Макаренко, В.С. Мухина, Г.В. Плеханов, С.Л. Рубинштейн, К.Д. Ушинский, Д.Б. Эльконин и др.

Разработками классификаций игровых технологий занимались Е.И. Добрин-ская, П.И. Пидкасистый, Г.К. Селевко, Э.В. Соколов, С.А. Шмаков и др. Классификации игровых технологий осуществляются:

- по области деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные и психологические;

- по характеру психологического процесса: обучающие, тренинговые, контролирующие, обобщающие; познавательные, воспитательные, развивающие; репродуктивные, продуктивные, творческие; коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические;

- по игровой методике: предметные, сюжетно-ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации;

- по предметной области: математические, физические, экологические; музыкальные, театральные, литературные; трудовые, технические; физкультурные, спортивные, военно-прикладные, туристические, народные; обществоведческие, управленческие, экономические;

- по игровой среде: без предметов / с предметами; настольные, комнатные, уличные, на местности; компьютерные, телевизионные, ТСО; технические [15].

Игры также систематизируют по содержательному признаку (военные, спортивные, экономические), по продолжительности (короткие, длительные развивающие), по составу и количеству игроков (одиночные, парные, групповые, командные и пр.).

Существует несколько групп игр, способствующих успешному формирова-

нию экологической культуры и развивающих познавательную активность:

1. Предметные игры как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки-предметы дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей. Такие игры наиболее характерны для учащихся младших классов, но могут использоваться и в среднем звене общеобразовательной школы. Например, настольная игра домино «Угадай-ка». Игра состоит из нескольких комплектов с карточками. На каждой карточке по две картинки с животными. Задача учащихся - правильно сопоставить животных одного семейства, выбрать карточки, на которых изображены животные одного семейства, отметить их биологические особенности.

2. Игры творческие, сюжетно-ро-левые, в которых сюжет является формой мыслительной деятельности. Примером может служить игра «Что? Где? Когда?».

Широкие возможности для развития учащихся дают игры-путешествия, которые совершаются как в виртуальных условиях, так и в реальности. Они могут осуществляться в форме экскурсий, где все действия и маршруты определяются игровыми ролями. При этом учащиеся ведут дневники, пишут письма, собирают разнообразный материал познавательного характера, делают фотоотчеты и делятся впечатлениями. Отличительная черта этих игр - физическая активность и интенсивность воображения.

Творческие сюжетно-ролевые игры познавательного характера не просто имитируют окружающую действительность, но и являются проявлением самостоятельной деятельности школьников, их фантазии. Примером может служить КВН: учащиеся делятся на несколько команд, придумывают названия и выбирают капитана; в ходе игры проводятся различные конкурсы и мини-игры познавательного характера, в которых школьники демонстрируют свои знания и мастерство.

3. Игры-модели, которые используются как средство развития познавательной активности детей. Это игры с готовыми правилами, которые требуют от школьника знания предмета, определенных умений и творческого воображения. Чем искуснее учитель составляет дидак-

тическую игру, тем наиболее умело скрыта ее цель. Во время игры ученик непреднамеренно, непроизвольно, играя, активизирует процесс познания окружающего мира. За основу таких игр берутся готовые модели, например, «Поле чудес» или «Каламбур». Предварительно на доске рисуется схема, отражающая систематическое положение животных или растений определенного вида. Перед учащимися ставится задача найти ошибку и исправить ее. Такая ошибка может быть как в последовательности написания таксонов, так и в характеристике животного.

4. Деловые игры (строительные, трудовые, технические, конструкторские), имитирующие профессиональную деятельность. В них учащиеся учатся составлять план своей работы, подбирать нужный материал, критически, но справедливо оценивать результаты своей и чужой деятельности, проявлять смекалку в решении творческих задач. При этом трудовая активность способствует развитию активности познавательной. Так, в ходе деловой игры «Экологический аукцион» класс делится на три команды (три фирмы экологических экспертов). Каждая команда выбирает директора фирмы и предлагает свое название. Фирмы соревнуются в решении экологических проблем. Все команды одновременно получают одно и то же задание и приступают к решению. За правильные решения следуют вознаграждения в баллах или жетонах (игра проводится в несколько туров в зависимости от количества заданий).

5. Интеллектуальные игры (игры-упражнения, игры-тренинги). Данные игры, основанные на процессе соревнования, показывают школьникам уровень их готовности, тренированности, определяют пути самосовершенствования, побуждают их познавательную активность («Собери рисунок» или «Дальше-дальше»). Так, в игре «Собери рисунок» используются карточки с рисунками растений или животных. Предварительно на доске выписываются названия семейств животных или растений и дается задание, согласно которому учащимся необходимо правильно соотнести растение или животное с его семейством [17].

В ходе исследования, проводимого нами на базе школы №36 г. Самары, в процессе обучения школьников 7 класса биологии (раздел «Живые организмы») применялись различные игровые технологии. Особый интерес у учащихся вызывали игры-путешествия в форме географических, исторических, краеведческих «экспедиций», совершаемых как в виртуальной среде, так и по книгам, картам, документам.

Неподдельная увлеченность учащихся была отмечена во время экскурсии по Самарской Луке.

Изучение Самарского края, его природных условий, фауны, флоры, археологии, истории и этнографии насчитывает два с половиной столетия. Первые экспедиции были осуществлены в 17601770-х гг. И.И. Лепехиным, П.С. Палла-сом, И.П. Фальком. Многие годы естественнонаучное исследование края велось преподавателями и сотрудниками Самарского педагогического института (профессорами Л.В. Воржевой, К.П. Ланге, В.Е. Тимофеевым, Д.Н. Флоровым) [18]. Все действия обучающихся определялись игровыми ролями геолога, зоолога, краеведа. Игра-путешествие по Самарской Луке включала несколько основных этапов: экскурсия, конкурс проектов и определение победителей. В ходе экскурсии учащиеся знакомились с доминирующими видами животных, видами животных, занесенных в Красную книгу Самарской области, полезными ископаемыми и вели дневники наблюдений. На основе литературных данных они выяснили, что фауна Самарской области представлена 8500 видами: 86 - млекопитающие, 285 - птицы, 11 - рептилии, 11 - амфибии, 61 - рыбы, более 8000 - беспозвоночные [3; 7]. В процессе занятия учащиеся убеждались в том, что Самарская Лука - уникальная местность, образованная излучиной самой большой европейской реки Волги в ее среднем течении. Жигули - единственный горный ландшафт на Восточно-Европейской равнине. Ученики описывали геологию, ландшафт, климат, флору и фауну Самарской Луки. При этом их обращалось внимание на достопримечательности Поволжья: гору Верблюд, Девичью гору, Лысую гору, Монастырскую гору, Ширя-

евские штольни и другие. После путешествия ученики создавали поделки, коллекции минералов, готовили фотоотчет по итогам работы.

В конкурсе проектов экологического содержания были представлены работы по зоологии, ботанике, геологии и краеведению. В заключение игры-путешествия выбирались победители в номинациях и вручались памятные призы всем участникам.

Эффективность данной игровой технологии подтвердило тестирование. Результаты опроса учащихся до применения игровых технологий при изучении биологии: учащихся, готовых к охране природы родного края, - 27%, учащихся, осуществляющих природоохранную деятельность, - 55%, учащихся, равнодушных к

проблемам экологии, - 18%. В результате изучения биологии с применением игровых технологий показатели изменились: учащиеся, готовые к охране природы родного края, составили 32%, учащиеся, практикующие природоохранную деятельность, - 58%, учащиеся, безразличные к проблемам экологии, - 10%.

Таким образом, учитель, использующий в своей работе различные виды игровой деятельности, приемы и способы обучения, повышающие эффективность учебно-воспитательного процесса, формирующие экологическую культуру личности обучаемых, воспитывает ответственное и бережное отношение их к природе, призывает к ее охране, прививает любовь к родному краю.

•к к к

1. Президент России: сетевые ресурсы Президента России. URL : http://kremlin.ru/events/-president/news/51142 (дата обращения 11.03.2017).

2. Пуляев В.Г. Экология человека - путь к спасению жизни на Земле // Социально-гуманитарное знание. 2001. №1. С. 23-42.

3. Андреева Н.Д. Теория и методика обучения экологии : учеб. для студ. высш. учеб. за-вед. М. : Академия, 2009. 208 с.

4. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно -ориентированного образования // Народное образование. 2003. №2. С. 58-64.

5. Эрдынеева К.Г., Кадашникова Э.Б Экологическая компетентность как феномен педагогической реальности // Успехи современного естествознания. 2009. №1. С. 59-62.

6. Миркин Б.М. Проблема формирования экологического менталитета // Экология и жизнь. 2011. №7. С. 44-49.

7. Материалы конференции «Поиск эффективных форм и методов экологического воспитания, развитие экологической культуры педагогов и формирование компетенций в области использования технологий экологического воспитания школьников». 6-8 июня 2016. Самара : Самарский университет, 2016.

8. Дежникова Н.С. Экологическое воспитание в контексте социокультурной динамики // Педагогика. 2002. №10. С. 56-59.

9. Цирульников А.М. Система образования в этнорегиональном и социокультурном измерениях. СПб. : Агентство образовательного сотрудничества, 2007. 288 с.

10.Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры. М. : Новая школа, 2004. 240 с.

11.Камерилова Г.С., Серафимович Н.А. Игровая педагогическая технология в системе изучения детской безопасности жизнедеятельности в урбанизированной среде мегаполисов // Педагогика высшей школы. 2016. №3.1. С. 97-99.

12.Коротаева Е.В. Будущее интерактивного обучения // Народное образование. 2013. №2. С.168-174.

13.Макаренко А.С. Общение с трудными детьми. М. : АСТ, 2014. 318 с.

14. Сухомлинский В.А. О воспитании. М. : Просвещение, 1973.

15. Селевко Т.К. Современные образовательные технологии : уч. пос. М. : Народное образование, 1998. С. 256 с.

16.Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М. : ЭКСМО, 2004. 501 с.

17.Марусева И.В. Современная педагогика (с элементами педагогической психологии). М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. 624 с.

18.Кулев А.В. Изучение видового многообразия и внешнего строения животных в зоологическом музее // Биология в школе. 2014. №9. С 54-72.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.