Научная статья на тему 'Экологическое воспитание школьников в процессе изучения ботаники'

Экологическое воспитание школьников в процессе изучения ботаники Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
984
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОТАНИКА / РАСТЕНИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ВЫСШИЕ РАСТЕНИЯ / ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / BOTANY / PLANTS / ECOLOGICAL CULTURE / CONCEPTS AND TERMS / EDUCATIONAL PROCESS / HIGHER PLANTS / ENVIRONMENTAL PROTECTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цагараева Елена Феликсовна

В дисциплине «Ботаника» происходит конкретизация экологических понятий на новых объектах, которые существенно отличаются от изученных ранее. Эти отличия обусловлены характером биохимических процессов в растениях и их неспособностью к движению. Цель рассмотрение возможности формирования экологических знаний в процессе изучения ботаники. Эстетическое воспитание следует проводить в единстве с экологическим и нравственным воспитанием учащихся, формированием у них заботливого, бережного отношения к природе, нетерпимости к неразумному истреблению растений. На примере культурных растений можно показать роль человека в выращивании сельскохозяйственных растений, создании высокоурожайных сортов. Раскрывая положительное влияние человека на многообразие дикорастущих растений, можно напомнить учащимся о проведении ряда мероприятий, направленных на сохранение редких видов: создании заповедников, заказников, выращивании растений в ботанических садах, разработке способов их массового размножения в питомниках, а потом и в естественной обстановке. При изучении лишайников необходимо уделить внимание раскрытию их роли в процессах почвообразования, в биологическом выветривании, в питании животных. Постоянное внимание формированию экологических понятий дает возможность преодоления эпизодического, декларативного характера, который носит в школах природоохранительная работа. Усвоение этих понятий основа для воспитания у школьников любви к природе, понимания значения сохранения существующих в природе взаимосвязей, участия в охране природы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECOLOGICAL EDUCATION OF SCHOOLBOYS IN THE PROCESS OF STUDYING BOTANY

In the discipline "Botany" there is a concretization of ecological concepts on new objects, which differ significantly from those studied earlier. These differences are due to the nature of biochemical processes in plants and their inability to move. The goal is to consider the possibility of forming ecological knowledge in the process of studying botany. Aesthetic education should be carried out in unity with the ecological and moral education of students, the formation of a caring, careful attitude to nature, intolerance to unreasonable extermination of plants. On the example of cultivated plants, one can show the role of man in the cultivation of agricultural plants, the creation of high-yielding varieties. Disclosing the positive influence of man on the variety of wild plants, it is possible to remind students of a number of measures aimed at preserving rare species: the creation of reserves, zakazniks, cultivation of plants in botanical gardens, the development of methods for their mass reproduction in food stores, and then in a natural setting. When studying lichens, attention should be paid to revealing their role in the processes of soil formation, in biological weathering, in the nutrition of animals. Constant attention to the formation of environmental concepts provides an opportunity to overcome the episodic, declarative nature that environmental work in schools has. The assimilation of these concepts is the basis for educating schoolchildren to love nature, understanding the importance of preserving the existing relationships in nature, participating in the protection of nature.

Текст научной работы на тему «Экологическое воспитание школьников в процессе изучения ботаники»

педагогические науки

Цагараева Елена Феликсовна ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ...

УДК 37.018.74

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ БОТАНИКИ

© 2018

Цагараева Елена Феликсовна, кандидат биологических наук, доцент кафедры экологии и безопасности жизнедеятельности Чеченский государственный педагогический университет (362048, Россия, Грозный, ул. Исаева, 62, e-mail: tsagaraeva.elena@mail.ru)

Аннотация. В дисциплине «Ботаника» происходит конкретизация экологических понятий на новых объектах, которые существенно отличаются от изученных ранее. Эти отличия обусловлены характером биохимических процессов в растениях и их неспособностью к движению. Цель - рассмотрение возможности формирования экологических знаний в процессе изучения ботаники. Эстетическое воспитание следует проводить в единстве с экологическим и нравственным воспитанием учащихся, формированием у них заботливого, бережного отношения к природе, нетерпимости к неразумному истреблению растений. На примере культурных растений можно показать роль человека в выращивании сельскохозяйственных растений, создании высокоурожайных сортов. Раскрывая положительное влияние человека на многообразие дикорастущих растений, можно напомнить учащимся о проведении ряда мероприятий, направленных на сохранение редких видов: создании заповедников, заказников, выращивании растений в ботанических садах, разработке способов их массового размножения в питомниках, а потом и в естественной обстановке. При изучении лишайников необходимо уделить внимание раскрытию их роли в процессах почвообразования, в биологическом выветривании, в питании животных. Постоянное внимание формированию экологических понятий дает возможность преодоления эпизодического, декларативного характера, который носит в школах природоохранительная работа. Усвоение этих понятий - основа для воспитания у школьников любви к природе, понимания значения сохранения существующих в природе взаимосвязей, участия в охране природы.

Ключевые слова: ботаника, растения, экологическая культура, понятия и термины, образовательный процесс, высшие растения, охрана окружающей среды.

ECOLOGICAL EDUCATION OF SCHOOLBOYS IN THE PROCESS OF STUDYING BOTANY

© 2018

Tsagaraeva Elena Feliksovna, Candidate of Biological Sciences, Associate Professor of Ecology and Life Safety Chechen State Pedagogical University (362048, Russia, Grozny, Isayeva str., 62, e-mail: tsagaraeva.elena@mail.ru)

Abstract. In the discipline "Botany" there is a concretization of ecological concepts on new objects, which differ significantly from those studied earlier. These differences are due to the nature of biochemical processes in plants and their inability to move. The goal is to consider the possibility of forming ecological knowledge in the process of studying botany. Aesthetic education should be carried out in unity with the ecological and moral education of students, the formation of a caring, careful attitude to nature, intolerance to unreasonable extermination of plants. On the example of cultivated plants, one can show the role of man in the cultivation of agricultural plants, the creation of high-yielding varieties. Disclosing the positive influence of man on the variety of wild plants, it is possible to remind students of a number of measures aimed at preserving rare species: the creation of reserves, zakazniks, cultivation of plants in botanical gardens, the development of methods for their mass reproduction in food stores, and then in a natural setting . When studying lichens, attention should be paid to revealing their role in the processes of soil formation, in biological weathering, in the nutrition of animals. Constant attention to the formation of environmental concepts provides an opportunity to overcome the episodic, declarative nature that environmental work in schools has. The assimilation of these concepts is the basis for educating schoolchildren to love nature, understanding the importance of preserving the existing relationships in nature, participating in the protection of nature.

Keywords: botany, plants, ecological culture, concepts and terms, educational process, higher plants, environmental protection.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Программа дисциплины «Ботаника», как и вся усовершенствованная программа курса «Биология», дает возможность для экологического воспитания школьников, формирования ответственного отношения к природе, понимания научных основ рационального использования ее богатств, ориентирует на приобщение учащихся к практической деятельности по охране окружающей среды [1-3].

В дисциплине «Ботаника» происходит конкретизация экологических понятий на новых объектах, которые существенно отличаются от изученных ранее. Эти отличия обусловлены характером биохимических процессов в растениях и их неспособностью к движению [4].

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Для успешного усвоения учащимися экологических понятий важно постоянно уделять внимание их развитию и включать в общую систему знаний о растениях. На первом уроке по изучению растений учащиеся знакомятся с их многообразием и широким распространением; обсуждается вопрос о месте и роли растений в природе [5-7].

Формирование целей статьи (постановка задания) - рассмотрение возможности формирования экологических знаний в процессе изучения ботаники.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Уже во введении, при ознакомлении учащихся с современной классификацией органического мира представляется возможность обобщить их знания о царстве растений, его отличительных признаках, роли растений в природе и жизни человека. С этой целью в беседе обсуждаются следующие вопросы: по каким признакам можно отличить растения от организмов других царств? Как питаются растения? Какова роль растений в природе? В чем состоит значение растений в жизни человека?

Далее, при рассмотрении практического значения растений в жизни человека, учителю необходимо обратить внимание школьников на эстетическую ценность растений, животворное воздействие природы на человека [8-9].

При изучении тем «Отдел покрытосеменные растения» и «Сельскохозяйственные растения» учащиеся знакомятся с многообразием дикорастущих и культурных цветковых растений, их значением в жизни человека и всей живой природы, подводятся к выводу о необходи-

Tsagaraeva Elena Feliksovna pedagogical

ECOLOGICAL EDUCATION ... sciences

мости сохранения этого многообразия. Повышению эффективности экологического образования в этих темах способствуют использование краеведческого подхода, а также усиление внимания к экологической характеристике изучаемых видов растений [10].

Такие характеристики составляются учащимися при выполнении лабораторных работ по выяснению признаков семейств. Например, при выявлении признаков семейства крестоцветных учащиеся знакомятся с редькой дикой - растением, широко распространенным по всей Европе, на Кавказе, Урале, Запаной Сибири. Они выполняют лабораторную работу, в задания которой включается составление не только морфологической и таксономической, но и экологической характеристики вида: учащиеся должны рассказать о местообитании растения, связях его с факторами живой и неживой природы, о значении в природе.

При составлении этой характеристики у учащихся могут возникнуть затруднения и им потребуется помощь учителя или справочная литература, где дается экологическая характеристика растений. Чтобы показать связи редьки дикой с другими организмами - факторами живой природы, можно использовать схему, которую учитель заранее вычерчивает на доске или листе бумаги.

При изучении многообразия цветковых дикорастущих растений особо следует остановиться на сорняках. Из своего жизненного опыта учащиеся знают о широком распространении этих растений и сложности борьбы с ними. На примере изучения вьюнка полевого, осота полевого учитель может предложить учащимся выяснить причины высокой жизнеспособности сорняков. Составляя экологическую характеристику этих растений, нужно отметить неприхотливость их к условиям обитания, высокую приспособленность к выживанию: образование большого числа семян, которые к тому же долго не теряют всхожести; длительный период цветения; возможность вегетативного размножения даже небольшими частями корневищ. Обсуждая экологические особенности сорняков, учащиеся приходят к выводу о необходимости систему приемов борьбы с сорняками разрабатывать на основе знания их экологии [11-12].

Раскрывая многообразие цветковых растений, необходимо знакомить школьников с эстетической ценностью растений, обращать внимание на их красоту и неповторимость. Развитию эстетических чувств способствует использование на уроках картин с изображением природы, рассказов и стихов о ней.

Этому вопросу посвящается урок на тему «Влияние деятельности человека на многообразие цветковых растений. Охрана редких видов». В беседе прежде всего выясняются причины сокращения численности и исчезновения многих видов растений. Учащиеся обычно отмечают, что особенно сокращается число тех растений, которые человек употребляет в пищу, использует в медицине, собирает для букетов. Дополняя их ответы, учитель называет и другие причины: загрязнение окружающей среды, нарушение мест обитания растений, изменения экологических условий, возникающие в результате осуществляемых без учета экологических знаний мелиоративных работ по осушению и орошению земель, вырубок лесов, освоения степей и др.

В конце изучения темы «Отдел покрытосеменные растения» с целью выявления эффективности усвоения учащимися экологических знаний можно провести тематическую проверку [13].

При изучении темы «Сельскохозяйственные растения» необходимо сформировать у учащихся знания об экологических особенностях культурных растений (требованиях их к свету, теплу, влаге, почве, отношениях с другими растениями, например сорняками, устойчивости к вредителям и болезням и др.), о необходимости учета этих особенностей при создании оптимальных условий выращивания. Нужно обратить внимание на одну из глобальных экологических проблем: обеспечение 252

населения Земли продуктами питания, в решении которой основная задача - увеличение производства зерна, овощей, фруктов и другой сельскохозяйственной продукции необходимо применение интенсивных технологий возделывания, суть которых состоит в создании для каждой культуры оптимальных для нее экологических условий. Важно также раскрыть последствия, к которым может привести незнание биологии растений, неумелое применение того или иного агроприема. Можно пояснить, что, например, внесение чрезмерно больших доз удобрений ведет к накоплению их в почве, а затем к вымыванию и попаданию их вместе с водой в реки, пруды, озера, в результате чего водоемы загрязняются, в них нарушаются экологические условия, а это может вызвать гибель рыбы, изменение состава растительности, заболачивание. Используя знания, полученные при изучении биологии в V классе, учащиеся сами смогут рассказать о последствиях неправильного и несвоевременного полива растений, ведущего к засолению почв, их эрозии и пр. [14-15].

В целом содержание темы «Сельскохозяйственные растения» предоставляет широкие возможности для реализации некоторых аспектов экологического и экономического воспитания школьников. Изучаемый материал позволяет убедительно раскрыть экологические и экономические последствия влияния непродуманной деятельности человека, обосновать необходимость применения экологических знаний при проведении всех агротехнических мероприятий. Кроме того, именно в этой теме можно осветить такие важные направления рационального использования, сохранения и воспроизводства природных ресурсов, как рекультивация земель, восстановление плодородия почв, проведение противоэрозионных работ, подчеркнуть, что все эти мероприятия дают высокий экономический эффект, если они осуществляются с учетом экологических закономерностей.

При изучении водорослей развивается понятие «среда обитания», раскрывается роль водорослей в природе и жизни человека, рассматриваются влияние загрязнения водоемов на жизнедеятельность этих растений и меры их охраны [16].

Изучая биологию водорослей, особое внимание следует уделить признакам приспособленности их к среде обитания, особенностям их экологической характеристики. Раскрывая роль водорослей в природе, нужно подчеркнуть значение водорослей как родоначальников растений, заселивших сушу, рассказать об образовании и накоплении ими органического вещества, потребляемого различными водными организмами (цепи питания), об очистке водорослями сточных вод и загрязненных водоемов, об их использовании в качества корма для скота, источника витаминов, солей, йода, брома, сырья для некоторых отраслей промышленности.

В проверку знаний о мхах можно включить следующие вопросы: какова роль мхов в природе? В чем состоит значение сфагновых мхов? Почему тундровую зону и влажные высокогорья издавна называют царством мхов и лишайников? Какое значение имеет мелиорация земель? Какие отрицательные последствия может повлечь за собой осушение болот, если оно будет проводиться без учета экологических связей в природе? Что нужно учитывать при проведении осушительных мероприятий?

При изучении голосеменных представляется возможность познакомить учащихся с многообразием этих растений, раскрыть их значение в природе и жизни человека, продолжить работу по экологическому и экономическому воспитанию учащихся. Все эти вопросы рассматриваются на уроке «Многообразие голосеменных, их роль в природе и жизни человека. Охрана голосеменных». В беседе с учащимися, выясняя значение хвойных в природе и народном хозяйстве, учитель обращает внимание школьников на необходимость охраны, рационального использования и воспроизводства лесных

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 3(24)

педагогические науки

Цагараева Елена Феликсовна ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ...

ресурсов, важность бережного отношения ко всем предметам и вещам, для изготовления которых пришлось срубить лес. Учитель подчеркивает значение для сбережения леса сбора макулатуры (учащиеся знают, что 60 кг макулатуры позволяют сохранить одно большое дерево), важность экономного, бережного отношения к бумаге, тетрадям, аккуратного использования учебников. Школьников обычно поражает такой пример: 1 млн. тонн макулатуры - это 4 млн кубометров первоклассной древесины, или спасенная от вырубки лесополоса шириной 100 м и длиной от Москвы до Санкт-Петербурга [17-18].

Далее на уроке в сообщениях учащихся раскрывается вред пожаров, которые наносят большой экономический ущерб, рассматриваются правила поведения в лесу, правильное обращение с огнем, особенно в сухую погоду (разжигать костры следует только на специальных площадках вблизи водоемов и вдали от деревьев, уходя с места стоянки, нужно обязательно загасить костер).

Ознакомление учащихся с хвойными позволяет затронуть очень важный вопрос об использовании елей и сосен для новогоднего праздника. Учащимся надо разъяснить, что заготовители хвойных для елочного базара используют те деревья, которые вырубаются при очистке и прореживании лесов, или деревья выращенные в специальных питомниках. Если школа, поселок расположены недалеко от леса, нужно привлекать учащихся к работе по охране елей в предновогодние дни. Такая форма охраны природы, а также проведение бесед среди учащихся начальных классов о бережном отношении к лесу, бумаге, тетрадям способствует экологическому и экономическому воспитанию школьников, формированию у них активного, действенного отношения к природе.

Проверка знаний о голосеменных растениях может включать примерно такие вопросы экологического содержания: в чем состоит значение хвойных растений? Почему нужно беречь лес, экономно относиться к его богатством? Как можно сохранить лесные богатства? Как вы участвуете в сбережении леса? Какие правила поведения необходимо соблюдать в лесу?

На заключительных уроках тем «Отделы растений» и «Развитие растительного мира» обобщаются экологические знания, приводятся в систему знания о влиянии хозяйственной деятельности человека на видовое многообразие растений, о мерах охраны редких и исчезающих растений, применяемых в России.

Показывая влияние человека на многообразие растений, важно раскрыть положительные и отрицательные стороны деятельности человека. На примере культурных растений можно показать большую и важную роль человека в выращивании сельскохозяйственных растений, создании прекрасных высокоурожайных сортов. Можно заслушать подготовленные учащимися по материалам периодической печати, телепередач сообщения о новых сортах растений, известных селекционерах, о созданных ими сортах.

Раскрывая положительное влияние человека на многообразие дикорастущих растений, можно напомнить учащимся о проведении ряда мероприятий, направленных на сохранение редких видов: создании заповедников, заказников, выращивании растений в ботанических садах, разработке способов их массового размножения в питомниках, а потом и в естественной обстановке.

Затем в короткой беседе целесообразно выяснить, как сами школьники оценивают отношение людей к природе, что думают о соблюдении моральных и правовых предписаний по отношению к природе, твердо ли знают и умеют обосновать правила поведения в природной среде.

Далее следует рассмотреть вопросы о российском природоохранительном законодательстве, правительственных документах об охране природы. В заключение желательно провести беседу по следующим вопросам:

какие вы можете привести примеры отрицательного влияния хозяйственной деятельности человека на растительный мир? Какие мероприятия по охране природы проводятся в России? Какова роль Красной книги в сохранении растений? Какие растения охраняются в нашей местности? Какое участие принимают школьники в деле охраны природы?

При изучении раздела «Бактерии. Грибы. Лишайники» экологические знания учащихся получают дальнейшее развитие. В частности, знания о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов и лишайников необходимо использовать для показа места этих организмов в природе [19-20].

На уроках, посвященных изучению бактерий и грибов, надо раскрыть роль их как разрушителей органических веществ в природе, «подготавливающих» почву для жизни растений. С этой целью на уроке «Значение бактерий» изучение нового материала можно начать с обсуждения вопроса: что происходит с отмершими растениями и животными? Затем в беседе, демонстрируя презентацию «Бактерии», подвести учащихся к выводу о важнейшей роли бактерий в разложении органических веществ, о значении бактерий гниения в круговороте веществ в природе.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Постоянное внимание формированию экологических понятий дает возможность преодоления эпизодического, декларативного характера, который носит в школах природоохранительная работа. Усвоение этих понятий - основа для воспитания у школьников любви к природе, понимания значения сохранения существующих в природе взаимосвязей, участия в охране природы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Легостаева Е.Б. Дистанционный курс «Естествознание. Ботаника и экология»: электронный учебно-методический комплекс //Хроники объединенного фонда электроны ресурсов. Наука и образование. 2014. № 10. С. 24.

2. Батриш Н.В., Белянина С.Е. Разработка сценария интеллектуально-познавательной квест-игры «Биологический серпантин» //Форум молодых ученых. 2017. № 7. С. 7-11.

3. Стрельникова Т.О., Хрусталева И.А., Куприянов А.Н. Растительный покров государственного природного заказника «Урочище Ляпунина» //Ботанические исследования Сибири и Казахстана. 2008. № 14. С. 43-53.

4. Ивонин В.М. Сельскохозяйственная экология. Новочеркасск. 2017. 110 с.

5. Roszak, T. The Cult of Information / T. Roszak. -Berkeley: University of California Press. 1994. P. 185.

6. Кривицкий С.В. Очистка поверхностных стоков с использованием гидроботанических площадок // Экология и промышленность России. 2007. № 3. С. 20-23.

7. Косых Н.П. Динамика фитомассы сфагновых мхов на болотах Западной Сибири //Интерэкспо гео-Си-бирь. 2014. № 2. С. 74-78.

8. Тарасова В.Н., Сонина А.В. Лишайники: физиология, экология, лихеноиндикация //Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2013. № 11. С. 76-77.

9. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология в школе: Забайкальский вариант //Биология в школе. 2010. № 1. С. 62-63.

10. Groombridge, B. Global Biodiversity. Earth s living resources in the 21st Century / B. Groombridge. Cambridge: World Conservation Monitoring Center. Hoechst foundation, 2000. P. 247.

11. Цагараева Е.Ф. Использование инновационных технологий в экологическом образовании в средних школах Владикавказа //Известия Чеченского государственного педагогического университета. 2018. № 1. С. 136-141.

12. Шамсутдинова Р.И. Экология воспитания в шко-

Tsagaraeva Elena Feliksovna

ECOLOGICAL EDUCATION .

pedagogical sciences

ле //Инновационные педагогические технологии: сб. статей Междунар. научно-практ. конф. г. Казань. 2014. С. 216-218.

13. Журавлева К.С. Экология в школе //Актуальные проблемы современной экологии и экологического образования: сб. статей Всерос. научно-практ. конф. г. Орехово-Зуево. 2015. С. 7.

14. Латюшин В.В. Экология в средней и высшей школе: синтез науки и образования //Экология в средней и высшей школе: сб. статей Всерос. научно-практ. конф. г. Челябинск. 2016. С. 57-60.

15. Малышев С.Н., Шеремет Н.Т. Всеобее экологическое образование как часть национальной идеи // Использование и охрана природных ресурсов в России. 2009. № 4. С. 105-109.

16. Оказова З.П. Социальные аспекты готовности старшеклассников к исследовательской деятельности в сфере экологии //Известия Чеченского государственного педагогического университета. 2017. № 4. С. 143-148.

17. Пономарева И.Н. К проблеме экологического образования и воспитания школьников //Экология: рациональное природопользование и безопасность жизнедеятельности: сб. статей Междунар. научно-практ. конф. г. Майкоп. 2017. С. 225-228.

18. Захлебный А.Н. Каким быть курсу «Экология» на старшей ступени школы? //Непрерывное образование. 2013. № 1. С. 78-82.

19. Орлова И.Г. Экологическое образование или экологическое мировоззрение //Экологический вестник России. 2017. № 5. С. 54-59.

20. Qatley K., Jenkins J.M. Understanding Emotions. Cambridge, Max.: Blackwell Publichers Inc., 1996. P. 2427.

Статья поступила в редакцию 01.08.2018

Статья принята к публикации 27.08.2018

254

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 3(24)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.