Научная статья на тему 'Экологическое воспитание подрастающего поколения и его роль в их подготовке к жизни'

Экологическое воспитание подрастающего поколения и его роль в их подготовке к жизни Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2379
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экологическое воспитание / экологическое образование / гуманистическое отношение к природе / экологическая психопедагогика / ecological upbringing / ecological education / humanistic relation to nature / the ecological psycho-pedagogics

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шерматова Мавлюда Пирматовна

статье рассмотрены вопросы формирования у подрастающего поколения гуманистического отношения к природе. Актуальность решения данного вопроса обусловлена глобальными экологическими кризисами. В статье сделана попытка анализа различных трактовок экологического воспитания и экологического образования, которые позволяют установить их объективную ценность в формировании экологического сознания и экологического поведения. Исходя из этого определяется цель и основное содержание экологической психопедагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ecological education of the rising generation and it's role in their preparation to life

The article reviews the problems of development of humanistic relation of the rising generation to the nature. The vitality of this question’s solution is proved by the global ecological crisis. The article analyzes different interpretations of ecological upbringing and ecological education which determine their objective value in the establishment of ecological consciousness and ecological behavior. Given, the goal and the main content of ecological psycho-pedagogics are defined.

Текст научной работы на тему «Экологическое воспитание подрастающего поколения и его роль в их подготовке к жизни»

НОМАИ ДОНИШГОҲ» УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ» SCIENTIFIC NOTES»

№ 2(43) 2015

УДК 57.026(075) М.П.ШЕРМАТОВА

ББК 28.081 я 72

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ И ЕГО РОЛЬ В ИХ ПОДГОТОВКЕ К ЖИЗНИ

Человек, являясь частью природы, так же, как и другие организмы своей жизнедеятельностью оказывает на неё влияние. Появление труда резко изменило сложившееся положение. Человек своим трудом создает материальные блага, которые относятся к социальным категориям, нежели к категории природных объектов, и входят в структуру общества, и как общественный строй они социальны. Все это привело к возникновению новых отношений в природе: санитарно -гигиенических, культурно - эстетических, гуманистические и других.

До конца 19 века человеческая деятельность на планете носила ограниченный характер, впоследствии постепенно начала охватывать всю планету и превратилась в глобальную проблему. По утверждению академика В.И. Вернадского: «...наш век стал отправным для перехода биосферы в ноосферу, т.е. в сферу разума, поскольку человечество достигло знания планетарной биогеохимической силы. Наиболее отчетливо этот период наметился в 40 - 50-е годы, время начала атомных и космических эпох» (1,6). В этом контексте наши знания о биосфере (биогеоценозе) - её структуре и функционировании отдельных её звеньев существенно отстали от развития научно-технического прогресса и технической революции. Нарушения механизмов биогеохимического и энергетического равновесия привели к возникновению в биосфере (биогеоценозе) своеобразных критических очагов.

Начало XXI века характеризуется возникновением состояния глобального экологического кризиса. Последствия человеческой деятельности привели к нарушению естественной сбалансированности биосферных процессов. Дисбаланс потенциала природы и антропогенного давления, возникший в современных условиях социально - экономического развития человечества, не достаточен для компенсации отрицательного влияния человеческой деятельности. Способность окружающей природной среды подошла к рубежу исчерпания. Как отмечают ученые - исследователи природных явлений и социальных процессов, за последние 50 лет в результате природно-хозяйственной деятельности людей на планете произошло столько изменений, что больше чем за 800 тысяч лет, которые отделяют нас от начала овладения человечества огнем.

Глобальный экологический кризис возник как следствие множества сложных комплексов взаимосвязанных причин, как природных (в первую очередь, ограниченность средорегулирующих возможностей биосферы) так и человеческих (демографических, экономических, научно -технических, психологических, нравственных). Сложившаяся ситуация на планете земле требует нового своеобразного макросистемного подхода к исследованию и решению экологических проблем, вместе с тем предполагает формирование нового мировоззренческого отношения людей, которое обеспечило бы экологическую безопасность человека и биосферы.

Как отмечает эксперт ООН по окружающей среде, академик М.Я.Лемешев: «... для преодоления экологического кризиса и успешного решения возникших экологических проблем необходим переход к новой идеологии, к экологизации экономики и производства, к постиндустриальной ориентированной цивилизации. А для этого нужна новая система знаний, построенная на единой теоретической основе и выходящая за традиционные рамки биологической экологии. Требования новой идеологии несопоставимо сложнее задач охраны окружающей среды, они не сводятся к сокращению потока загрязнений. Комплекс знаний должен помочь будущим специалистам организовать человеческую деятельность в условиях жесткого экологического императива» (4,9).

Объектом нашего исследования является воспитательный аспект глобальных экологических проблем, который трудно переоценить. Общаясь с природой, человек становится добрее, мягче, в нем появляются эмоционально-положительные чувства. В этом контексте неоценима роль природы в воспитании детей. Любовное и бережное отношение к природе, забота о живых существах - растениях и животных развивают у детей такие чувства, как любознательность, патриотизм, формируют лучшие человеческие качества.

В целях выявления места и роли экологического образования и воспитания в системе подготовки личности к жизни нам представляется необходимым вкратце рассмотреть в

249

НОМАИ ДОНИШГОХ» УЧЁНЫЕ ЗАПИСКИ» SCIENTIFIC NOTES» № 2(43) 2015

теоретическом аспекте сущность, цель, задачи, систему, методы, формы и средства экологического образования и воспитания школьников.

Определяя сущность экологического воспитания, можно выделить следующие его особенности:

- характер многоступенчатости: представление - сознание и чувства - убеждение навыки и привычки поведения - преодоление потребительского отношения к природе.

- длительность;

- сложность;

- скачкообразность;

- активность;

Особенности психологического аспекта экологического воспитания, которые проявляются:

- в развитии экологического сознания;

- в формировании потребностей, мотивов и установок личности;

- в выработке нравственных, эстетических чувств, навыков и привычек;

- в воспитании устойчивой воли;

- в формировании значимых целей экологической деятельности.

Одной из главных целей экологического воспитания подрастающего поколения заключается в обеспечении благоприятных условий для существования человека, развития хозяйства, науки и культуры всех народов, населяющих нашу планету.

Достижение поставленных целей экологического воспитания возможны решением в единстве следующих задач:

- образовательные - предполагают формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;

-воспитательные-характеризуются формированием мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;

-развивающие - предусматривают развитие системы интеллектуальных и практических умений и навыков по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие интеллектуальных, эмоциональных и нравственных стремлений к активной деятельности по охране окружающей среды.

Методы экологического воспитания предполагают формирование субъективного отношения подрастающего поколения к природе и характеризуются следующим образом: экологическая идентификация, экологическая эмпатия, экологическая рефлексия.

Метод экологической идентификации предполагает создание условий, когда личность будет ставить себя на место какого-нибудь природного объекта, вследствие чего формируется у него соответствующее поведение.

Метод экологической эмпатии предполагает создание условий сопереживания, сочувствия личности к природным объектам. В этом случае природные объекты воспринимается личностью через его эмоциональную сферу.

Метод экологической рефлексии предполагает самоанализ личностью своих действий и поступков, направленных на мир природы с точки зрения их экологической целесообразности.

Академик И.Д. Зверев экологическому образованию и воспитанию личности даёт следующее определение: «Целенаправленное формирование личностных качеств, касающихся знаний, отношений, убеждений, деятельности, связанных с окружающей средой, принято называть экологическим образованием и воспитанием» (3).

Экологическое воспитание и образование также определено в разное время в различных аспектах. И.Т.Суравегина, В.М.Сенкевич, Т.В. Кучер приводят следующи определения: «Экологическое обучение - это формирование системы знаний об экологических проблемах современности и путях их разрешения, развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности» (6,47). «Экологическое воспитание - это формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни; стремление к активной деятельности по охране окружающей среды» (6,47).

В середине 90-х гг. ХХ столетия проводились интенсивные исследования по экологической психологии, которые сыграли важную роль в развитии экологического образования. Её данные позволили выяснить особенности развития экологического сознания личности, механизмы его формирования, что открывало возможность установить четкое соответствие педагогического процесса экологического образования психологическому процессу формирования экологического сознания. Все это привело к возникновению нового методологического направления в педагогической науке - экологической психопедагогики. Экологическая психопедагогика - это

250

НОМАИ ДОНИШГОҲ» УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ» SCIENTIFIC NOTES»

№ 2(43) 2015

методологическое направление в педагогике, в рамках которого разрабатываются критерии отбора содержания, а также подходы к сознанию принципов, методов и форм экологического образования.

Экологическая психопедагогика возникла на стыке трех научных дисциплин: экологии, экологической психологии и педагогики. Экология обусловливает общую проблематику, порождаемую ситуацией экологического кризиса, на основе которой экологическая психопедагогика вырабатывает конкретное содержание экологического образования: сумму знаний, умений и навыков, которую необходимо усвоить. Экологическая психология даёт представление о закономерностях и механизмах развития экологического сознания личности, на основе чего экологическая психопедагогика разрабатывает соответствующие специфические принципы и методы педагогического управления этим процессом. Педагогика определяет общепедагогические принципы и методы, а также организационные формы, которые экологической психопедагогикой соответствующим образом используются конкретно для решения задач экологического образования. Таким образом, именно в единстве трех своих основ: экологии, экологической психологии и педагогики, которые интегрируются в рамках экологической психопедагогики, может эффективно осуществляться экологическое образование.

С позиций экологической психопедагогики, целью экологического образования является формирование экологичной личности. Экологичной личностью является личность, обладающая эконцентрическом типом экологического сознания. Эконцентрический тип экологического сознания характеризируется тремя главными особенностями:

1) психологической включенностью человека в мир природы;

2) субъективным характером восприятия природных объектов;

3) стремлением к непрагматическому взаимодействию с миром природы.

Соответственно, эти же особенности являются и характеристикой экологичной личности.

1. Для экологичной личности свойственна психологическая включенность в мир природы, базирующаяся на представлении о взаимосвязанности мира людей и мира природы, в основе которого лежат следующие положения:

а) человек не стоит изолированно над природой, а включен в качестве одного из элементов в сложную систему экологических взаимосвязей - любое его действие может иметь непредсказуемые последствия, нарушающие баланс в экосистеме. Поэтому экологичная личность стремится быть экологически осторожной;

б) отходы человеческой деятельности, «выброшенные в природу», не исчезают там бесследно, а

так или иначе возвращаются назад к человеку и оказывают разрушительное влияние на его организм: все законы функционирования экосистемы являются для человека столь же

обязательными, как и для других живых существ. Поэтому экологичная личность стремится быть экологически умеренной;

в) мир природы является не только источником материальных ресурсов, но фактором личностного, духовного развития человека. Поэтому экологичная личность стремится к психологическому единству с миром природы, позволяющему реализоваться духовному потенциалу, которым обладает взаимодействие с ним;

г) не только человеческое общество оказывает одностороннее влияние на природу, но и природа влияет на характер развития общества. Поэтому экологичная личность стремится воздействовать на других людей, различные общественные, экономические и политические структуры, чтобы их деятельность была экологически целесообразной, не приводила к таким изменениям в природе, которые затем будут оказывать негативное влияние на развитие общества, иными словами, она стремится быть экологически активной;

2. Для экологической личности свойственен субъектный характер восприятия природных объектов, который проявляется в следующем:

а) природные объекты относятся к сфере «человеческого», равного ей и, соответственно, взаимодействие с ними включается в сферу действия этических норм, правил и т.д.;

б) природные объекты могут выступать для нее в роли реферативных лиц, меняющих её взгляды, оценки, отношение к себе, вещам, природе и другим людям;

в) природные объекты могут выступать для неё в качестве полноправных партнеров по общению и совместной деятельности.

3. Для экологичной личности свойственно стремление к непрагматическому взаимодействию с миром природы, которое проявляется в четырех основных сферах:

а) эстетическое освоение природных объектов и их комплексов;

б) познавательная деятельность, обусловленная интересом к жизни

251

НОМАИ ДОНИШГОХ» УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ» SCIENTIFIC NOTES»

№ 2(43) 2015

природы, довольствием от самого процесса познания;

в) практическое взаимодействие с природными объектами, в основе которого лежит не желание получить какой-либо «полезный продукт», а потребность в общении с ними;

г) участие в природоохранной деятельности, продиктованное соображениями «дальнего прагматизма» (необходимостью сохранить природу, чтобы ею могли пользоваться будущие поколения), а потребностью заботиться о природе ради неё самой.

Общей задачей экологического образования является формирование экологического сознания личности. В соответствии с тремя подструктурами экологического сознания эта общая задача конкретизируется на уровне трех основных задач экологического образования:

1. Формирование адекватных экологических представлений. Такая система представлений позволяет личности знать, что и как происходит в мире природы и между человеком и природой, и как следует поступить с точки зрения экологической целесообразности.

2. Формирование отношения к природе. Само по себе наличие экологических знаний не гарантирует экологически целесообразного поведения личности, для этого необходимо еще и соответствующее отношение к природе. Оно определяет характер целей взаимодействия с природой, его мотивов, готовность выбирать те или иные стратегии поведения, иными словами, стимулирует поступать с точки зрения экологической целесообразности.

3. Формирование системы умений и навыков (технологий) взаимодействия с природой. Освоенность соответствующих технологий и выбор правильных стратегий и позволяют поступать с точки зрения экологической целесообразности. С позиции экологической психопедагогики именно через подструктуру стратегий и технологий взаимодействия с природой в наибольшей степени формируется стремление к непрагматическому взаимодействию с ней, которое свойственно экологичной личности, поэтому главным ориентиром при решении данной задачи экологического образования является организация такой деятельности личности, в процессе которой происходит освоение непрагматических стратегий и соответствующих технологий взаимодействия с природой.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Вернадский, В.И. Химическое строение биосферы и её окружения / В.И.Вернадский. - М., Наука, 1987. - 443 с.

2. Вронский, В.А. Прикладная экология/ В.А.Вронский / Учеб.пособие.-Ростов-на-Дону: Изд-во Феникс, 1996. - 512 с.

3. Зверев, И.Д. Экология в школьном обучении/ И.Д.Зверев. - М., 1980. - 96 с.

4. Лемешев, М.Я. Природа и мы / М.Я.Лемешов. - М., 1989. - 272 с.

5. Одум, Ю. Экология / Ю.Одум // В2т. Пер.с англ. - М., Мир, 1966.-Т1 - 328 с.

6. Суравегина, И.Т. Экологическое образование в школе / И.Т.Суравегина // Советская педагогика. -1990. - № 12.- С.47-51

7. Экологический энциклопедический словарь.-М., Ноосфера,1999.-665 с.

REFERENCES:

1. Vernadskiy, V.I. Chemical organization of biosphere and its environment/V.I.Vernadskiy.-M.:Nauka, 1987.-443p.

2. Vronskiy, V.A. Applied ecology/ V.A.Vronskiy/ a textbook. -Rostov on Don: Feniks, 1996. - 512p.

3. Zverev, I.D. Ecology in school education / I.D.Zverev. - M., 1980.-96p.

4. Lemeshev, M.Ya. Nature and we / M.Ya.Lemeshov. - M.,1989.-272p.

5. Odum, Yu. Ecology/ Yu.Odum//in 2 vol. trans. from English.-M., Mir, 1966.-v.1 - 328p.

6. Suravegina, I.T. Ecological education at school/ I.T.Suravegina//Sovetskaya pedagogika.-1990. - №12. -Р. 47-51.

7. Ecological encyclopedic dictionary. - M.: Noosfera, 1999.-665p.

Экологическое воспитание подрастающего поколения и его роль в их подготовке к жизни

Ключевые слова: экологическое воспитание, экологическое образование, гуманистическое отношение к природе, экологическая психопедагогика.

В статье рассмотрены вопросы формирования у подрастающего поколения гуманистического отношения к природе. Актуальность решения данного вопроса обусловлена глобальными экологическими кризисами В статье сделана попытка анализа различных трактовок

252

НОМАИ ДОНИШГОҲ» УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ» SCIENTIFIC NOTES»

№ 2(43) 2015

экологического воспитания и экологического образования, которые позволяют установить их объективную ценность в формировании экологического сознания и экологического поведения. Исходя из этого определяется цель и основное содержание экологической психопедагогики.

Ecological education of the rising generation and it's role in their preparation to life

Keywords: ecological upbringing, ecological education, humanistic relation to nature, the ecological psycho-pedagogics.

The article reviews the problems of development of humanistic relation of the rising generation to the nature. The vitality of this question’s solution is proved by the global ecological crisis. The article analyzes different interpretations of ecological upbringing and ecological education which determine their objective value in the establishment of ecological consciousness and ecological behavior. Given, the goal and the main content of ecological psycho-pedagogics are defined.

Сведения об авторе:

Шерматова Мавлюда Пирматовна, старший преподаватель кафедры общеобразовательных дисциплин педагогического колледжа Худжандского государственного университета имени академика Б.Г.Гафурова (Республика Таджикистан, г. Худжанд), E-mail: shermatova-66@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Information about the author:

Shermatova Mavluda Pirmatovna, Senior Lecturer, General Subjects Department, Teacher-training College, Khujand State University named after academician B.G.Gafurov (Republic of Tajikistan, Khujand), E-mail: shermatova-66@mail.ru

253

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.