Научная статья на тему 'Актуальные проблемы развития экологической культуры в процессе образования и воспитания'

Актуальные проблемы развития экологической культуры в процессе образования и воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
820
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТЕХНОГЕННАЯ КУЛЬТУРА / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Торгунакова М. А.

Освещаются вопросы экологизации общественного сознания, перспективы которых автор связывает с развитием экологического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF ECOLOGICAL CULTURE IN THE COURSE OF EDUCATION

The article considers the importance of eco education for formation of ecological thinking and ecological culture. The author supposes that such education is called to become the dynamic system capable to influence public consciousness.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы развития экологической культуры в процессе образования и воспитания»

Социология и социальная работа 98 Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобаневского. Серия Социальные науки, 2008, № 1 (9), с. 98-104

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

© 2008 г. М.А. Торгунакова

Российский государственный социальный университет (г. Москва) margaritadmn@,mail. ги

Поступила в редакцию 16.04.2008

Освещаются вопросы экологизации общественного сознания, перспективы которых автор связывает с развитием экологического образования.

Ключевые слова: экология, экологическое образование, техногенная культура, экологическая культура.

Среди наметившихся в развитии научного познания тенденций экологизация

общественного сознания занимает особое место из-за её высокой социальной значимости. Программой ООН по охране окружающей среды экологическое образование было признано одним из основных средств гармонизации взаимодействия человека и природы. Экологическое образование призвано способствовать осознанию масштабов и опасности сложившейся экологической ситуации, которая достигла кризисного состояния.

Экологическое сознание в современных условиях формируется на основе осознании изменений в природе под воздействием производственной деятельности и на признании необходимости решения экологических

проблем.

На необходимость переориентации современной техногенной культуры указал еще в начале прошлого столетия О. Швейцер [1]. К сожалению, обеспокоенность в связи с состоянием окружающей среды лишь увеличилась. Однако экологический кризис, угрожающий здоровью и безопасности людей, всё ещё не осознан в полной мере существующей системой образования. Это обусловлено тем, что и в начале XXI века экологическое образование, по-прежнему,

определяется как процесс приобретения знаний о проблемах окружающей среды, причинах их возникновения, необходимости и возможностях их практического решения [2]. Вследствие такого подхода к экологическому образованию у большинства учащихся слабо развита

потребность в практическом решении экологических проблем, у них потребительское отношение к природе. Одной лишь

осведомлённости о существующих и постоянно увеличивающихся экологических проблемах

явно недостаточно для экологизации общественного сознания, без которой предотвращение экологической катастрофы вряд ли возможно. Как подчеркивает В.А. Ясвин, 80% школьников не готовы лично участвовать в практическом решении экологических вопросов [3]. Это свидетельствует о недостаточном уровне развития экологического мышления и несформированности позитивно-активных природоохранных ориентаций, что может замедлить поступательное развитие

человечества из-за остающихся нерешенными экологических проблем.

Человечество в XXI веке взяло курс на устойчивое развитие. Чтобы обеспечить стабильность в будущем, потребуется изменить мировую экономику, демографическую политику, переосмыслить многие ценности и во многом отказаться от привычного образа жизни. Все эти задачи связывают с экологической революцией, которая, действительно, может встать в один ряд с аграрной и промышленной революцией как одно из наиболее грандиозных социальных преобразований в истории человечества.

Для осуществления экологической революции необходимы люди, способные мыслить экологически грамотно и рационально, умеющие принимать правильные, экологически обоснованные решения. Это ставит перед действующей системой образования новые перспективные задачи, решение которых будет способствовать позитивным преобразованиям социально-экологических условий, изменениям в политической и идеологической жизни. Сегодня необходимо внедрение опережающей модели образования, которую следует описывать в категориях долженствования. Она сопряжена с представлением об устойчивом

обществе, идеальном человеке, его качествах и формах их реализации.

Согласно перспективной концепции

экологического образования проблемы защиты окружающей среды могут и должны решаться при совместной реализации трёх стратегий управления: нормативное управление

(“охрана”), адаптационное управление

(“адаптация”) и активное управление (или

собственно управление) [4].

Согласно новой модели образования приоритетным должно быть экологическое образование, направленное на изменение сознания, поведения и практической деятельности человека. Значение

экологического образования в настоящее время вполне очевидно и актуально практически для всех видов деятельности, поскольку «состояние защищенности личности, социума, государства от внутренних и внешних угроз выдвигается на передний край осмысления нашего бытия» [5].

В перспективе перестройки современной системы образования «учитель становится одной из центральных фигур современного гражданского общества» [6]. Однако одного лишь экологического образования недостаточно для изменения отношения общества к природе, необходима, по мнению А.Д. Урсула, «ноосферная перестройка общества, акцентирующая своё внимание на центральных субъектах экологического взаимодействия -человеке, обществе, цивилизации - на их выживании в непрерывном развитии» [5].

В настоящее время возможны самые разные подходы к пониманию и структурированию системы инновационных процессов

современного образования. Методологически значимым и актуальным представляется единство теории и практики развития образования. Оно вытекает из понимания мировоззрения как специфической формы духовно-практического способа освоения человеком действительности в системе образования. Такие хорошо известные сегодня направления реформ, как «регионализация», «экологизация» и «методологизация» могут обрести в этом контексте новый смысл и значение и выйти за узкие, традиционно сложившиеся рамки (в частности, регионализация трактуется исключительно как краеведение, экологизация - как система природоохранных мер, методологизация - как совершенствование конкретных методологий и методик учебного процесса).

В свете задач экологизации в последнее время все более актуальными становятся задачи

охраны человека от кризисных состояний бытия и уже сложившейся «кризисной» системы образования, поиска потенциальных

«антропоориентированных» ресурсов системы образования, моделирования таких форм обучения и воспитания личности, которые бы максимально соответствовали природе и сущности человека. Такой подход во многом способствовал бы и становлению собственной устойчивости человека, его адаптации к постоянно меняющимся условиям жизни, формированию позитивной личностной идентичности. Как уже говорилось ранее, экологические знания не гарантируют экологически целесообразного поведения личности - для этого необходимо ещё и соответствующее деятельностно-активное

отношение к природе.

Во взаимосвязи с этим вопрос о природе как ценности образования, имея свой

аксиологический и нравственно-эстетический контекст, приобретает иное, сугубо «образовательное» значение. Речь идет о том, что личностная установка на гармоничное сосуществование человека с миром природы должна воспроизводиться через воспитание, образование. И она может появиться и проявится скорее у человека, который в процессе своей собственной социализации в достаточной степени ощутил подобную гармонию в себе, т. е. у человека, сохраняемого, оберегаемого, взращиваемого в своем исконно человеческом качестве целостной системой образования.

Наряду с «экологией тела» (сохранение, приумножение здоровья через физическую подготовку и образование человека и сопутствующую гигиену питания, труда, отдыха, физических упражнений и тренировок) и «экологией действия» (ориентация на

системы и оптимальные режимы ментальных, психических, моторно-двигательных форм активности обучающихся, на способы педагогического воздействия и взаимодействия, соответствующие понятию экологически чистых технологий обучения и воспитания) внедрение в массовое сознание экологической культуры является ключевым звеном экологизации образования. Воспитание духовности, экологизация духа (внутреннего мира человека) предполагают возрождение экологических приоритетов духовного мира и в сфере общественного сознания, и состояния души отдельного человека, становятся методологическим основанием преодоления затянувшегося мировоззренческого,

аксиологического кризиса, важнейшим

ориентиром в выборе ценностей и идеалов образования в контексте истории культуры и ее актуальных смыслов.

Что должно быть в центре внимания экологического образования: окружающая

среда или мир природы? В первом случае экологическое образование, как указывает В.А. Ясвин, «должно быть направлено на

формирование, во-первых, системы

представлений об окружающей природной среде как целостной нерасчленённой системе, обеспечивающей жизнедеятельность человека, во-вторых, соответствующего сознательного, ответственного отношения к природе, в-третьих, стратегий и технологий рационального природопользования». А во втором - «на формирование, во-первых, системы

представлений о мире природы как совокупности конкретных природных объектов, во-вторых, субъективно значимого отношения к природным объектам как обладающим уникальностью, неповторимостью и

самоцельностью и, в-третьих, стратегий и технологий непрагматического взаимодействия с ними» [7].

Формирование методологии экологической культуры не только выводит на качественно новый уровень образование человека, но существенным образом перестраивает социальные качества субъекта, приводит к новому видению мира, придает деятельности человека экологически осмысленный характер. Уже сегодня реформирование содержания образования возводится в ранг актуальной для школы проблематики философской

методологии познания. Понятия «стиль мышления», «картина мира», «теория»,

«гипотеза», «научная проблема», «факт»,

«аргументация», «доказательство», «научная

идея» и т.п. определяют уровень освоения различных предметов соответственно государственным образовательным стандартам.

«Ориентация действующих

образовательных стандартов на

межпредметные связи, интегративные учебные курсы, новые образовательные области знания ставит в разряд актуальных и более общую задачу - формирование мировоззрения в школе» [8]. К ним, наряду с такими областями знания, как «искусство», «технология»,

«человек» и т. д., сегодня в полной мере может быть отнесена и экология. Важно, однако, чтобы этот процесс не остался лишь внешней «формой», а сумел затронуть систему воспитания.

При определении методологических основ проектирования программ экологического образования в целом необходимо обосновать цели, задачи и основные принципы, дать характеристику сущности и функциональных возможностей экологического образования, определить его место во взаимодействии различных факторов стабилизации

современного общества. В их числе сегодня называются такие существенные аспекты, как региональный подъём, культурное

возрождение, «футуризация науки», развитие «опережающего образования», формирование экологической ответственности и становление ноосферного сознания; утверждение в жизни нравственно-созидательной деятельностной активности современника, рост его личностного самосознания [9]. Понимание иерархической взаимообусловленности путей решения этой сложной комплексной задачи важно в осмыслении феномена экологической культуры и ориентиров экологического образования.

«Именно в единстве трёх своих основ -экологии, экологической психологии и педагогики, которые интегрируются в рамках экологической психопедагогики, - считает В.А. Ясвин, - может эффективно осуществляться экологическое образование» [7].

Предельно общим уровнем

методологического анализа проблем экологизации образования, по мнению М.П. Арутюняна, может быть назван

синергетический подход, раскрывающий взаимосвязь и нелинейный характер развития сложных и сверхсложных систем, (к каковым по праву относятся «общество», «культура», «природа», «общество - человек - природа», «человек», «мировоззрение», «образование»,

«регион» и т.д.), определяющий специфику управления такими системами. Субъект деятельности в этом случае не может «авторитарно навязать» свои схемы, механизмы развития и режимы функционирования, не опасаясь возможности нарушения целостности (практически за разрушение) объекта (системы) [10].

Важнейшими особенностями экологического образования, по словам М.П. Арутюняна, можно считать «естественность» по отношению к человеку и его повседневному бытию, всеобщий и непрерывный характер, охват всего населения, постоянное обновление знаний, форм их передачи и усвоения, направленность на решение насущных проблем современности, эвристический потенциал, максимально содействующий преодолению кризиса

идентификации личности, решению проблем отчуждения современного человека в мире, формированию экологического мировоззрения и ноосферного сознания [10].

Экологичной личностью, по словам В.А. Ясвина, является человек, обладающий эксцентрическим типом экологического сознания, психологической включенностью в мир природы, партнёрским характером восприятия живых существ, стремлением к непрагматическому взаимодействию с миром природы [7]. И потому не случайно к основным задачам экологического

образования М.П. Арутюнян относит:

- формирование экологического

мировоззрения, меняющего отношение

человека к природе;

- обеспечение необходимого уровня

системно-организованных экологических

знаний, образующих целостную картину мира;

- использование и развитие в

экообразовании интерактивных форм и методов обучения, моделирующих жизненные ситуации и позволяющих обретать навыки активного (и адекватного меняющейся ситуации)

взаимодействия со средой;

- утверждение приоритета нравственных, эстетических, духовных ценностей над материальными через систему экологических знаний и формы непосредственного взаимодействия с природой; воспитание экологической ответственности и навыков творческой созидательной деятельности по формированию среды обитания на основе разумного отношения к природе;

- повышение уровня регионального самосознания как необходимого условия и базы саморазвития региона;

- знакомство с природосообразными формами хозяйствования в истории человечества, страны, региона;

- изучение форм хозяйствования и жизни,

основанных на функционировании

социоприродных культурных комплексов -базы подъёма и развития региона [10].

Экологическое образование (в сущности своей, в любых формах и в любое время) должно быть «экологичным» в первую очередь по отношению к человеку, основываться на принципах системности, непрерывности, преемственности, природосообразности,

наукоёмкости, ориентации на культуру. Сращивание экологического образования с потенциалом культуры может и должно стать важнейшей основой нравственного

самосознания современного человека и его планетарного мышления.

Ф.Э. Шереги, В.Г. Харчева, В.В. Сериков в своей книге «Социология образования: Прикладной аспект» указывают: «Для того чтобы изменить сознание и психологию человека, необходима такая образовательная стратегия, которая сформирует у него потребность учитывать фактор единства человека и природы не только при принятии любых управленческих решений, но и в повседневной жизнедеятельности» [11].

Образовательное пространство, в котором осуществляется процесс наследования и расширенного воспроизводства экологической культуры через обучение, воспитание и самообразование, а также в рамках трудовой, бытовой и общественной деятельности людей, должно представлять собой определённую системную образовательную модель. Образовательное пространство экологической культуры должно стать главной базой формирования мотивационной сферы человеческой деятельности и обеспечивать конструктивный подход к реализации идей устойчивого развития общества.

По мнению А.Д. Урсула, в перспективе должна быть создана интегративная модель образовательной системы, которая смогла бы найти выход из кризисного состояния, адаптировав образовательное пространство к новой модели будущего цивилизационного развития. Образование должно представлять собой управляемую опережающую систему, предвидящую и удовлетворяющую потребности не прошлого, как это имеет место сейчас, а будущего общества. Понятие «опережающее образование» в настоящее время не употребляется, чаще всего говорят об элементах опережения в отстающем от жизни и науки в целом образовании. «Опережающее

образование, с нашей точки зрения, - пишет А.Д. Урсул, - выглядит как некий идеал, к которому может устремиться образовательный процесс, смещая свои акценты развития от прошлого к настоящему в направлении будущего. Степень познания и предвидения будущего в общем образовательном процессе может служить критерием реализации модели опережающего образования как нового эффективного механизма цивилизационного выживания. Модель опережающего

образования... оказывается созвучной идеям становления ноосферы, поскольку имеется в виду не отставание сознания от бытия, а образования от жизни, а их опережение и на

этой основе - целенаправленное рациональное конструирование будущего» [12].

Образование как процесс и результат усвоения людьми систематизированных знаний, умений и опыта при ориентации на модель устойчивого экологического развития обретает новые системные цели и функции. При этом образование должно не просто способствовать реализации новой цивилизационной модели, но и стать самым приоритетным, наряду с наукой и культурой, непрерывным процессом.

Непрерывное экологическое образование представляет собой способ обогащения экологической культуры личности и общества на всех этапах индивидуального и социального развития. Сущность непрерывного

экологического образования можно понять через характеристику его основных целей, включающих «развитие экологического сознания и мышления, экологической культуры личности и общества, ответственного отношения каждого человека к природе; формирование практического опыта природопользования и компетентного принятия решений (каждый на своём уровне)» [13], реализация которых будет способствовать здоровому образу жизни людей, устойчивому социально-экологическому развитию и экологической безопасности страны и мира.

Непрерывность экологического

образования может быть обеспечена при условии органического сочетания семейного эко-культурного воспитания, собственно педагогических методов обучения и воспитания в образовательных учреждениях с политическими, экономическими,

нравственными и непосредственно

практическими (через технологии

производства и повседневный образ жизни) средствами и способами воздействия на экологическое сознание и поведение людей. Непрерывность процесса экологического образования, несомненно, станет залогом формирования развитой экологической культуры, упрочению которой могла бы способствовать экологическая пропаганда в СМИ. Как справедливо отмечают некоторые специалисты, «... образовательная роль СМИ в вопросах экологической пропаганды чрезвычайно высока.» [14]. Уже сегодня СМИ многое делают для пробуждения экологической сознательности, формирования ответственности за сохранность природы, развитие экологического сознания и экологической культуры.

Экологическая культура представляет собой динамичную, открытую систему ценностных ориентации и установок, нацеленную на воссоздание, сохранение и развитие природносоциального богатства, накопленного обществом на протяжении длительного периода исторического развития.

Как верно утверждает Н.М. Мамедов, «экологическая культура предстаёт как новый способ соединения человека с природой, примирения его с ней на основе более глубокого понимания» [15].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Экологическая культура выражает меру цивилизованности общества, ибо народы и государства, разрушающие среду обитания, не могут сегодня рассматриваться как самодостаточные, жизнеспособные.

Экологическая культура, по словам Л.А.

Беркуновой, «становится не тем, что может быть принято или не принято к исполнению, а строго обязательным требованием жизни мирового сообщества» [16]. Сегодня

востребована экологическая парадигма,

способная обеспечить подготовку человека не только знающего, но и понимающего, который сможет вступать в контакт не только с людьми, но и самой природой.

Императивы экологической культуры были сформулированы еще в начале XX века в этической концепции благоговейного

отношения к жизни А. Швейцера,

утверждавшего, что «присущее человеку от природы участливое отношение к ближнему исчезает, а на смену ему приходит проявляющаяся в более или менее разнообразных формах абсолютная

индифферентность» [1]. Причиной такого

равнодушия является существующая система образования, сформировавшая «. у людей стойкое представление, что человек является самоцелью развития. Это представление легко усваивается и закрепляется, поскольку основывается на глубинных инстинктах человеческой природы, направленных на борьбу за существование и выживание. Ведь если человек является самоцелью развития, то, следовательно, это закрепляет за ним право удовлетворять потребности, невзирая на обстоятельства» [17]. Следствием такого

отношения к природе не может не быть потребительское отношение к ней, приводящее к негативным последствиям для природной среды, и углубление экологических противоречий. Поэтому экологическое образование, направленное на экологическое воспитание человека, может и должно стать

эффективным механизмом формирования экологической культуры.

В процессе экологического образования через осознание природоохранных проблем и понимание необходимости принципиально новых взаимоотношений в системе «общество-природа» должен быть сформирован новый подход к вопросу о красоте природы, ее роли в организации эстетического пространства обитания современного человека, что будет способствовать возникновению на стыке экологии и традиционной эстетики новых направлений исследования эстетического пространства, в частности, «экзоэстетики и экологической эстетики» [18].

Выдающийся русский философ М. С. Каган, описывая эстетосферу культуры, указывает на «размежевание двух типов эстетических ценностей» - «предметных» и «конфликтных». Предметные ценности свойственны любым явлениям природы, облику человека, созданным им вещам, произведениям искусства [19]. Однако, поскольку человек не стоит изолированно над природой, а включён в качестве одного из элементов в сложную систему экологических взаимосвязей, любое его действие может иметь непредсказуемые последствия, нарушающие баланс в экосистеме. Вследствие этого отходы человеческой деятельности, «выброшенные в природу», не исчезают там бесследно, а так или иначе возвращаются назад к человеку и оказывают разрушительное воздействие на его организм, в связи с чем необходимо, чтобы человек рационально ограничил свое потребление, способствовал минимальному загрязнению окружающей среды, сортируя, например, свои бытовые отходы.

В процессе экологического образования необходимо сформировать у учащихся развитые экологические потребности. Человек должен стремиться к психологическому единству с миром природы, позволяющему реализовать его духовный потенциал в процессе социоприродного взаимодействия. Каждый индивид должен так воздействовать на других людей, различные общественные,

экономические и политические структуры, чтобы их деятельность приобретала экологическую целесообразность и не приводила к таким изменениям в природе, которые будут негативно влиять на развитие общества. Такая интенциальность может быть достигнута благодаря интериоризации экологических ценностей, что станет надёжным

фундаментом экологически ориентированного мировоззрения.

Известно, что сущность мировоззрения коренится в самопознании и

самоидентификации человека, определяющих его бытие и общие ориентиры жизнедеятельности. Именно мировоззренческие основания превращают «внешнюю

действительность» и «внешние знания» во внутренний мир человека, формируют наиболее глубокие и устойчивые ценностные ориентации личности, её идеалы и целеполагания, образуют систему взглядов человека на окружающий мир, историю, культуру и своё собственное место в этом мире, определяют настоящее в его взаимосвязи с прошлым и будущим. Тем самым они непосредственно либо с определенной степенью опосредованности, явно либо неявно, сознательно либо неосознанно влияют на выбор целей и мотивируют деятельность человека, влияют на её характер и результаты, т.е. детерминируют поступок - важнейшую составляющую нашей повседневности.

Организуя самосознание и его непрерывное взаимодействие с социумом, мировоззрение на социальном уровне связывает личностное самосознание с историей, политикой, культурой, образованием, традициями и новациями общества, его структурными образованиями. При этом, с одной стороны, оно утверждает те или иные социальные идеалы и приоритеты, а с другой - не носит ярко выраженного нормативного характера, а потому не является собственно идеологией. Логика деидеологизации образования означает, таким образом, не просто отказ от идеологического догмата и его «превращённой формы» -«идеологизированного» мировоззрения, она есть действенный переход образования на подлинно гуманистическую,

антропоориентированную экологическую

позицию.

Сегодня не могут не вызвать тревогу и озабоченность общества в целом и отдельных его членов такие проявления растущего

мировозренческого кризиса, как господство бездуховности и бескультурья,

мировоззренческая «всеядность», утрата

идеалов и идеалоориентированности, ослабление гражданской позиции и чувства Родины, преобладание в обыденном сознании низкопробных вкусов и потребительской психологии, нарушение преемственности культуры и связи поколений, отсутствие

экологически ориентированных ценностей.

По мнению А.А. Горелова, основные принципы экологической культуры сводятся к гармонии человека с природой, его органической включённости в социоприродный мир, ненасилию, самоограничению, личной ответственности за мир и качественное состояние окружающей среды [20].

Экологическая культура, включающая естественно-научную образованность,

интеллектуально-познавательную направленность, нравственную, эстетическую, политическую и правовую культуру, не существует в личности как изолированное образование.

Формирование ответственного поведения по отношению окружающей социоприродной среде связано с выработкой системы определенных привычек, умений и навыков. И потому экологическая культура в целом оценивается как синтез умственных, интеллектуальных, гражданских, моральных и деятельностных характеристик личности.

Следовательно, одной из важных задач экологического образования является формирование у учащихся таких качеств, как самостоятельное экологически

ориентированное мышление и необходимые умения в области изучения, описания и охраны окружающей природной среды.

Таким образом, экологизация образования предусматривает проникновение идей, концепций, принципов, подходов

экологического знания и культуры в систему подготовки специалистов, не являющихся экологами. Обучаемым надлежит не только понять и освоить специальное экологическое знание, но и органически связать его со своим главным предметом, попытаться

экологизировать не только свое

миропонимание, но и профессиональную деятельность.

Итак, решение экологических проблем возможно лишь на основе изменения социальных и индивидуальных установок личности и общества, отказа от идеологии потребительства через распространение экологической культуры, соответствующей тем новым требованиям, которые стали

предъявляться к человеческой деятельности в современную эпоху.

Список литературы

1. Арутюнян М.П. Мировоззренческий подход к экологическому образованию/ Экологическая культура современного общества. Новосибирск: Наука, 2000. С. 105-124.

2. Бахарев В.В. Экологическая культура как фактор устойчивого развития социума. Ульяновск: УлГУ, 1999. 276 с.

3. Беркунова Л.А. Экологическая культура в аспекте ценностей современного общества. Автореф. дис... канд. соц. наук. М., 2004. 11 с.

4. Васильева В.Н., Азза-Мушта А.Л. Роль средств массовой информации в экологизации общества / Проблемы российского общества: прошлое и современность: Межвуз. сб. науч. статей. Вып. 2. Мурманск: МОИПКРО, 2005. С. 25-39.

5. Васильева В.Н. Развитие экологического мышления в процессе образования/ Человек и социум: Сб. науч. статей. Мурманск: НИЦ ч. 38 «Падори», 2003. С. 3-17.

6. Вербицкий А.А. Основы концепции развития непрерывного экологического образования // Педагогика, 1997. № 6. С.31-32.

7. Горелов А.А. Экология: Учебное пособие. М.: Центр, 1998. 198 с.

8. Каган М.С. Эстетика как философская наука. систем экологического образования: Материалы

СПб.: Петрополис, 1997. 139 с. Всероссийской конференции. Пермь: ПГПУ, 2000. С.

9. Макаров Е.Д. Экологическая культура 3-26.

ACTUAL PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF ECOLOGICAL CULTURE IN THE COURSE OF EDUCATION

M.A Torgunakova

The article considers the importance of eco - education for formation of ecological thinking and ecological culture. The author supposes that such education is called to become the dynamic system capable to influence public consciousness.

сельских школьников: проблемы воспитания. М.: 20. Ясвин В.А. Формирование экологической

Academia, 2001. 146 с. культуры. М.: Акрополь, ЦЭПР, 2004. С. 33-34, 46.

10. Мамедов Н.М. Основания экологизации образования// Устойчивое развитие и экологизация школьного образования. М.: Ступени, 2003. С. 7-22.

11. Маркович Д.Ж. Глобализация и

экологическое образование // Социс, 2001. №1. С.

17-23.

12. Моисеев Н. Н. Экология и образование. М.:

ЮНИСАМ, 1996. 112 с.

13. Новая парадигма развития России:

(Комплексные исследования проблем устойчивого развития). М.: Академия, 1999. С. 130-160.

14. Проект концепции Программы биосферных и экологических исследований АН СССР на период до 2015 г. // Вестник АН СССР. 1988. № 11. С. 5-16.

15. Урсул А.Д. Государство и стратегии устойчивого развития. М.: РАГС, 2000. С.197, 195.

16. Урсул А.Д. Образование XXI века и переход к устойчивому развитию цивилизации //

Экологическое образование в целях устойчивого развития (Экологическое образование - XXI век).

Тольятти, 1996. С.22.

17. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М.:

Прогресс, 1992. С. 49, 51.

18. Шереги Ф.Э., Харчева В.Г., Сериков В.В.

Социология образования: Прикладной аспект. М.:

Юристъ, 1997. С. 6.

19. Ясвин В.А. Формирование экологической культуры как приоритет региональной экологической политики // Развитие региональных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.