Научная статья на тему 'Рассуждения о квантовании текста при создании учебного пособия'

Рассуждения о квантовании текста при создании учебного пособия Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
127
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
квант / квантованный текст / задания в тестовой форме / математика / Аванесов В.С. / quant / quant text / the tasks in the test form / mathematics / Avanesov V. S.

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Черняева Татьяна Николаевна, Банина Нина Валерьевна, Бояркина Галина Петровна

Применение методики квантования текста при создании учебного или методического пособия. Основные принципы создания квантованного текста. Сравнение воздействия текста на читателя. Обоснование применения методики на практике. Использование тестовых заданий для проверки усвоения квантованного текста читателем. Области применения квантованных текстов при обучении математике в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Application of the method of quantization of the text when creating a training or manuals. The basic principles of quantum text. A comparison of the impact of the text on the reader. The rationale for the use of the methodology in practice. The use of test tasks for verification of quantized absorption of the text by the reader. Applications quantized texts in mathematics at the University.

Текст научной работы на тему «Рассуждения о квантовании текста при создании учебного пособия»

162

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 8 (17), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

(Тутанхамон, Юрий Гагарин, Николай Бухарин, Жан-Жак Руссо).

15. Сенсорно- этический экстраверт (Юлий Цезарь) -человек постоянного действия, жаждущий практической деятельности; он не может долго оставаться на одном месте, ему хочется находиться сразу везде. Очень общительный, иногда даже не в меру. Любит покровительствовать и опекать, старается строить свою власть над другими людьми на любви и доверии. Любая опасность обычно вызывает у него желание дать немедленный отпор (Наполеон Бонапарт, Александр Пушкин, Лев Толстой).

16. Сенсорно- этический интраверт (Дюма-отец)- любитель всяческих удовольствий, ценитель жизни во всех ее проявлениях. Он почти всегда улыбается, умеет создавать хорошее настроение окружающим; своими шутками и анекдотами он способен развеселить любую компанию. Однако он не склонен прилагать какие-либо усилия над собой. Предпочитает оставаться независимым и не стремится в лидеры (Ярослав Гашек, Евгений Леонов, Леонид Куравлев, Олег Табаков).

Осознание соционического типа собеседника позволяет учитывать его основные характеристики с тем, чтобы добиться высокой эффективности взаимодействия. При этом возникает возможность учитывать характерное отношение собеседника к своему партнеру по общению. Дело в том, что исследователи в области соционики указывают, что представитель того или иного конкретного типа является приверженцем определенного вида отношений к представителю другого соционического типа. Существуют специальная таблица, пользуясь которой можно определить характерный вид отношений двух людей.

Очевидно, что ни один человек не может в полной мере соответствовать характеристике одного конкретного типа. Разговор может идти лишь о доминирующих качествах личности. Это утверждение справедливо для всех классификаций типов личности независимо от количества используемых показателей. Можно лишь утверждать, что чем больше число используемых показателей, тем более точные характеристики можно получить.

Известно также, что любой человек в определенной степени биполярен. Стало быть, он одновременно несет в себе различные, взаимоисключающие качества, проявляющиеся в той или иной степени в зависимости от ситуации, условий и других факторов. При этом считается, что обе его стороны необходимы цельной личности; если он вытравит в себе одну из сторон своей полярности, то становится фактически психически больным человеком.

Таким образом, зная собственный тип личности и тип личности партнера, можно спрогнозировать линию поведения партнера в процессе общения, что позволит заранее предусмотреть возможные ходы для нейтрализации негативных проявлений и усиления позитивных аспектов общения с данным партнером. По-другому говоря, эти знания послужат основой формирования коммуникативной компетентности человека. Следуя Л.И. Набоку, укажем, что коммуникативная компетентность «предполагает, прежде всего, знание «как быть», т.е. как сосуществовать ... «с другими в социальном контексте», которое основано на знаниях и понимании этих «других»,... и знания как действовать для достижения максимального эффекта» [2, с. 280]. Понимание соционических типов и их характеристики позволит не только правильно строить взаимодействие с другим человеком, но и помочь ему лучше понять себя, оптимально формировать семейные, производственные иные коллективы людей.

В заключение укажем, что было бы целесообразным вводить изучение соционики в программу обучения тех специалистов, будущая деятельность которых в целом заключается в работе с людьми (медицинские работники, педагоги, управленцы и т.д.).

Список литературы

1. Аугустинавичюте А. Соционика. В 2 томах. М.: АСТ,1998.-864 с.

2. Набок И.Л.Педагогика межнационального общения. М.: изд. «Академия», 2010.-304 с.

3. Психолого- педагогический словарь. Алматы: MLD-GUL, 2011.-367 с.

4. Рапацевич Е.С. Педагогика. Современная энциклопедия.- Минск: Современная школа, 2010.-720 с.

ПРИ СОЗДАНИИ УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ

РАССУЖДЕНИЯ О КВАНТОВАНИИ ТЕКСТА

Черняева Татьяна Николаевна

Канд.ф.-м.н.,доцент кафедры «Математика», ИрГУПС, г.Иркутск

Банина Нина Валерьевна Доцент, канд.техн.н., доцент кафедры «Математика», ИрГУПС, г.Иркутск

Бояркина Галина Петровна

доцент кафедры «Математика», ИрГУПС, г.Иркутск

АННОТАЦИЯ

Применение методики квантования текста при создании учебного или методического пособия. Основные принципы создания квантованного текста. Сравнение воздействия текста на читателя. Обоснование применения методики на практике. Использование тестовых заданий для проверки усвоения квантованного текста читателем. Области применения квантованных текстов при обучении математике в вузе.

ABSTRACT

Application of the method of quantization of the text when creating a training or manuals. The basic principles of quantum text. A comparison of the impact of the text on the reader. The rationale for the use of the methodology in practice. The use of test tasks for verification of quantized absorption of the text by the reader. Applications quantized texts in mathematics at the University.

Ключевые слова: квант, квантованный текст, задания в тестовой форме, математика, Аванесов В.С. Keywords: quant, quant text, the tasks in the test form, mathematics, Avanesov V. S.

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 8 (17), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

163

В современных условиях осуществления образовательной деятельности рано или поздно перед каждым педагогом встает вопрос наилучшей подачи материала учащимся при различных формах организации работы. Особенно остро этот вопрос стоит перед преподавателями высших учебных заведений, осущесвляющих обучение по точным или прикладным дисциплинам, отличающихся сложностью восприятия материала, но, тем не менее, необходимых для дальнейшего обучения выбранным специальностям.

Профессор Аванесов В.С. предложил методику реконструкции учебных текстов с помощью применения методики деления текста на части для получения так называемого квантованного текста: «Образовательная технология на основе квантования учебных текстов и применения заданий в тестовой форме способствует формированию методического оснащения новой учебной среды. Она открывает новые возможности организации целенаправленной разработки и планомерного издания серии учебных текстов и пособий, по всем учебным дисциплинам, содержащих развивающие задания с интеллектуальным компонентом» [1].

Под «квантом» здесь понимается маленькая часть материала, объединенная одной мыслью. Эту мысль сразу целесообразно выносить в заголовок для лучшего понимания материала и облегчения учащемуся поиска необходимых понятий в тексте.

Профессор В.С. Аванесов предлагает следующий порядок представления учебного материала в виде квантованного текста:

1. Разбить весь текст на части и дать подзаголовки для

каждой части.

Г('' > + чу(” -11 + a2y(2)

где У - искомая функция аргумента x

Г ГГ 1 'st Г\ У производные функции

У, У ,

ах, а2, ..., ап-1, ап п - действительные числа,

называемые коэффициентами, вестная непрерывная функция.

b(x) x е (а, b)

- из-

2. Разбить весь текст на абзацы по логическому принципу (6-8 строк, примерно).

3. Ключевые слова пишутся ближе к началу.

4. Фразы строятся просто, по возможности, без придаточных предложений, без причастных и деепричастных оборотов.

5. Как можно меньше наукообразия и редко используемых слов.

6. Мысль начинается и заканчивается в абзаце.

7. Писать сущностные элементы, которые надо знать и затем обязательно проверить.

С помощью такой обработки особенно удачно усваиваются понятия и формулы математические, физические, химические, специальные технические, в которых сам материал просит такую форму подачи для улучшения качества изучения соответствующих дисциплин. Смысл каждого кванта информации вольно или невольно накладывается на другие формы подачи материала и упрощает его восприятие, понимание и запоминание. В некотором роде, это наша «шпаргалка», соломка каждому учащемуся.

Давайте посмотрим, как же меняется некоторый текст при его детальной проработке. Возьмем фрагмент материала из дисциплины «Математика», уже достаточно в сжатой форме приготовленный для подачи его студентам, и разобьем его на части, представив в виде квантованного текста.

Первоначальный текст

Линейным дифференциальным уравнением п -го порядка с постоянными коэффициентами называется уравнение вида:

+...+а-У+a„y = b( x),

Если b(x) Ф 0 x е (а b)

то уравнение

называется линейным неоднородным, в противном слу-

b( x) = 0

чае, когда , линейным однородным.

Каждому линейному неоднородному дифференциальному уравнению с постоянными коэффициентами, может быть поставлено в соответствие линейное однородное уравнение. Пусть записанное выше уравнение является

b(x) Ф 0

неоднородным ( ), тогда соответствующее

ему однородное уравнение будет иметь вид:

УИ) + а1У^ 1} + а2У(П 2} + ... + ап-1у' + апУ = 0

У1> У2 =

У"

Если функции •' 1' •' 2' ' •' " являются ре-

шениями линейного однородного уравнения, то любая их

С1у1 + C2 у2 + ... + С"У"

линейная комбинация

Решения У1’ У2’ У" линейного одно-

родного уравнения называются линейно независимыми на

(а, b)

интервале

если равенство

где

C C

^1,

25

C

- произвольные постоянные,

также будет являться решением этого уравнения.

ВД + а2 У2 +... + а"У" = 0 x е (а, b)

а.

имеет

а

место

= а.

лишь

тогда,

когда

0

а,.

не равно нулю, решения

Уl, У25

12 " . В противном случае, ко-

гда последнее равенство справедливо, если хотя бы одно называться линейно зависимыми на интервале

У" будут

(а, b)

164

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 8 (17), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для того чтобы частные

решения

вале

линейного однородного уравнения

Совокупность п линейно независимых на интер-

[a,b) „ у(, y2, ..., yn

___ 4 7 7 частных решений ^ 1 ^ 2 ^ n

линейного однородного дифференциального уравнения °браз°вывалифундаментальную систему решений на ин-

альной с

(a, b)

n -го порядка называется фундаментальной системой ре- тервале (a, Ь) , необходимо и достаточно, чтобы опре-

шений этого уравнения на интервале

делитель вида

W(Уl, У2, ..., Уп)

у1 у2 . .. уп

у/ у 2 ' . .. уп '

у( п_1) у2п_() . .. упп_1)

называемый определителем Вронского, не был равен

(a, b)

нулю ни в одной точке интервала

Квантованный текст после обработки Линейное однородное дифференциальное уравнение n - го порядка

Линейным однородным дифференциальным уравнением (ДУ) п - го порядка называется уравнение вида:

у{п) + ai (х) у{п-() + a2(х) у(п-2) + ... + ап _,(X) у' + ап (X) у = 0

где

у , У^ ..., у

искомая функция,

у

Линейно зависимые на интервале ( , ) решения линейного однородного ДУ

Решения линейного однородного дифференциального уравнения

у = Ф((хХ у2 = Ф2(ХХ ..., ут = Фт(х)

назы-

(a, b)

если

у = у(х) -

(п)

производные функции

a((х), a2(x), ..., а ((х), a„(х)

непрерывные на интервале (a^ Ь) функции.

Коэффициенты линейного однородного ДУ

Функции ai( х) a2( х) ..., an _1( х) an (х) в левой части линейного однородного дифференциального уравнения называются коэффициентами этого уравнения.

Свойство решений линейного однородного ДУ Если функции

у =Ф1(хХ у2 =Ф2(хХ ..., ут = Фт (х) явля-

ются решениями линейного однородного уравнения, то любая их линейная комбинация с произвольными посто-

С, у, + С2 у2 +... + Ст ут

янными 171 272 тт также является реше-

нием этого уравнения.

ваются линейно зависимыми на интервале al, a2, ..., ат

существуют числа 12 т, причем хотя

й а,.

бы одно число 1 не равно нулю, для которых справедливо равенство

ВД + а2у2 + ... + атут = 0, х G (a, Ь).

Линейно независимые на интервале (a, Ь) решения линейного однородного ДУ Решения

у =Фl(x), у2 =Ф2(x), ..., ут = Фт(х)

линейного однородного уравнения называются линейно

(a, b)

независимыми на интервале , если равенство

ВД + а2у2 + ... + атут = 0 х G (a, b),

выполняется только тогда, когда

ах = 0, а2 = 0, ..., ат = 0

Определитель Вронского

Определителем Вронского для функций

у = Ф((хХ у2 = Ф2(хХ ..., уп = Фп (х)

называется определитель вида

W(Я. у2.

у,,)

ух у2 ••• уп

у[ у2 ••• уп

у( п_() у2 п_() у(п_() * * * Уп

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 8 (17), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

165

Необходимое и достаточное условие линейной независимости решений линейного однородного ДУ

Для того чтобы решения

У = Фl(x), У 2 =Ф2(ХХ -> Уп =Ф n (*)

линейного однородного уравнения были линейно независимыми на интервале (^5 b) , необходимо и достаточно, чтобы определитель Вронского для этих решений, не был

(a, b)

равен нулю ни в одной точке интервала v .

Фундаментальная система решений линейного однородного ДУ

Совокупность п линейно независимых на интер-

(а, b)

вале решений

Ух = Фl(x), У2 =Ф2(хХ -, Уп =Фп(x)

линейного однородного дифференциального уравнения п - го порядка называется фундаментальной системой ре-

(а, Ь)

шений этого уравнения на интервале .

Вроде бы и небольшая обработка для уже итак достаточно сжатого текста, но посмотрите, как заиграли, выделились понятия в тексте, насколько легче стало его восприятие. Что самое интересное, обработка разными преподавателями одного и того же текста может существенно отличаться, но если восприняты основные принципы квантования материала, то на восприятие данного материала этот факт не окажет особого влияния.

Для проверки и углубления усвоения материала полезно сразу же после небольшого раздела квантованного текста (желательно не больше 2-3 страниц) предлагать задания в тестовой форме по этому тексту в различных видах. Если учащийся видит, что он не может ответить на какие-то вопросы из этих заданий в тестовой форме, то он возвращается к тексту и снова повторяет изучение этих вопросов. Если пособие в электронной форме, то, при желании, можно организовать его так, чтобы нельзя было пройти дальше в изучении материала, не ответив на все вопросы этих заданий для многократного повторения и усвоения материала.

Естественно, что для математических дисциплин необходимо к такому квантованному тексту присоединять методически разобранные примеры, можно добавлять задания для самостоятельной работы с указанием ответов (еще и методических указаний) и так далее. Каждый преподаватель может составить для своих учащихся нужную форму организации пособия и предложить его не только в печатном, но и, главное, в электронном виде.

Задания в тестовой форме могут иметь вид выбора одного или нескольких правильных ответов из предложенных вариантов, могут предлагать установить правильную последовательность действий, могут предлагать дополнить понятие или утверждение [2, с. 92-94],[3, с. 8992]. Но, в любом случае, так как мы проверяем правильность приведенных понятий и формул данного раздела кваннованного текста, то эти задания должны быть составлены именно по приведенному материалу.

Такого вида пособия будут полезны не только в качестве вспомогательного материала при изучении определенных разделов дисциплины, но и особенно полезны они будут при изучении пропущенного материала, при необходимости быстро вспомнить основные понятия и формулы (например, при подготовке к экзамену), для студентов заочной и дистанционной форм обучения (в условиях жесточайшей нехватки времени).

Список литературы

1. Аванесов В.С. Применение образовательных технологий и педагогических измерений для модернизации образования.

2. http://obrazovanie.viperson.ru/wind.php?ID=679247 &soch=1

3. Черняева Т.Н. Математика в вузе: квантование текста и задания в тестовой форме (на примере темы «Матрицы и определители»). Для студентов вузов//Педагогические Измерения N4, 2012. - С. 89-94.

4. Черняева Т.Н. Математика в вузе: квантование текста и задания в тестовой форме. На примере темы «Дифференциальные уравнения»//Педаго-гические Измерения N1, 2013. - С. 86-92.

ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ДОО В УСЛОВИЯХ Р

ЕАЛИЗАЦИИ ФЗ-273 И ФГОС

Шумахер Елена Васильевна

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад № 449

г. Челябинска, Заведующий

АННОТАЦИЯ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в статье на основе определения понятия «государственно-общественное управление» предложены структуры государственно-общественного управления в дошкольной образовательной организации. Автором предложены механизмы реализации государственно-общественного управления реализацией федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

SUMMARY

in article оп the basis of definition of the concept "state and public management" structures of state and public management in the preschool educational organization are offered. The author offered mechanisms of realization of state and public management of implementation of the federal state educational standard ofpreschool education.

Ключевые слова: государственно-общественное управление, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, структуры государственно-общественного управления, механизмы реализации государственно-общественного управления в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.