УДК 37.02.026.3
К.О. ШАРИПОВ, К.А. БУЛЫГИН, С.С. ЕРДЖАНОВА, С.С. ЖАКЫПБЕКОВА, Г.И. ПЕТРОВА, Д.Ш. ЖЕТПИСБАЙ, А.Е. ЕСИМЖАН, А.А. КИРГИЗБАЕВА
Казахский Национальный медицинский университет им. С.Д.Асфендиярова
«РАЗРАБОТКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТЕНТА (КВАНТОВАННЫХ ТЕКСТОВ) ПО БИОХИМИИ»
Цель исследования - разработка педагогических контентов по биохимии
Метод - квантование учебных текстов и создание заданий в тестовой форме к ним
Кафедра биохимии Казахского национального медицинского университета с 2012 года приступила к разработке педагогических контентов по биохимии. Эта работа является составной частью по развитию педагогических технологий и педагогического контента КазНМУ. В работе отражен первый опыт по внедрению методики квантования учебного материала и созданию заданий в тестовой форме к ним различных видов на основе теории педагогических измерений Аванесова В.С.
Ключевые слова: педагогический контент, квантование текстов, задания в тестовой форме
Педагогический контент ВУЗа (высшего учебного заведения) - это образовательный имидж ВУЗа, который включает модель образования, базу учебно-методических материалов, средств контроля, научных и других достижений профессорско-преподавательского состава (ППС) и студентов.
Разработка педагогического контента включает в себя развитие педагогических технологий, таких как квантование учебных текстов и создание заданий в тестовой форме к ним [1, 2].
Важной методологической закономерностью современной педагогической, в том числе, методической науки является усложняющийся синтез научных знаний и многоуровневый подход к использованию методологии к разработке новых систем образования и условий их реализации, поскольку система образования, в том числе медицинского, является категорией социального, философско-методологического и педагогического характера, а его предметная система носит теоретико-методический характер. Все это говорит о применении не только многоуровневой методологии, но и важности интегративно-комплексного рассмотрения
принципиально важных проблем общехимической и базовой медико-биологической подготовки студентов в рамках медицинского образования, как сложной дидактико - методической системы. Актуальность методологического аспекта исследований в области методики обучения обусловлена значительным повышением преобразующей роли науки в современном обществе, интенсивным процессом ее развития, стимулируемым научной методологией познания. Предметом научных разработок становятся как более скрытые, глубинные процессы, так и их важные комплексы, среди которых наибольшее внимание привлекает сам человек, процессы формирования его личности и профессионализма [3, 4]. Главной задачей нашей работы является выделение наиболее общих методологических позиций, определяющих парадигмальную и уровневую направленность современного высшего медицинского образования, в том числе, биохимического в структуре медицинского образования. В этой связи целью нашей работы явилось разработка педагогических контентов (квантованных текстов и заданий в тестовой форме к ним) по биохимии.
Новая философия образования предполагает три главных составляющих [5-7]:
1 - понимание путем создания квантованных текстов. Образование стало другим, дети разные по уровню и
всех учить по одному учебнику нельзя, образование должно стать уровневым. Для этого нужны короткие тексты с заданиями в тестовой форме к ним.
2 - усвоение путем создания и ответов на задания в тестовой форме различных видов к квантованным текстам (контекстуально-зависимые задания) и аттестационных заданий (на допуск к экзамену или для итоговой аттестации выпускников по биохимии без текстов к ним).
3 - применение - клинические ситуации или интерпретация клинико-теоретических, других ситуаций (cases)
Квантование - это деление текста учебника на осмысленные части. Учебник - это глыба мрамора. Отсекаем лишнее. Текст учебника - совокупность скрытых квантов. Квант - совокупность абзацев (мыслей авторов). Каждому абзацу дается заголовок. Это так называемое образование по "head lines". Оно стало актуальным в последние годы среди молодежи. В настоящее время студенты и школьники не вчитываются в большие и неорганизованные тексты, они легче воспользуются Интернетом, где могут найти квантованную необходимую информацию и при этом быстро ее просмотреть по заголовкам. Зачастую им не требуется даже читать сам абзац. Но в интернете такая информация носит не системный характер и не предназначена для обучения и тем более не имеет обучающих заданий в тестовой форме. Таким образом, чтобы была польза от использования квантованных текстов необходимы проверочные инструменты к ним (средства педагогических измерений) - задания в тестовой форме разных видов. Студент, прочитав текст, может проверить себя по заданиям в тестовой форме, которые даются сразу после квантованного текста и если не может ответить вновь и вновь интуитивно возвращается к тексту. Этого нельзя добиться при современном подходе к образованию студента практически не возможно заставить самостоятельно читать большие неорганизованные тексты учебников. А если студент и позволит себе уделить время на учебник во время внеаудиторной работы, то информация просто прочитывается (хорошо, если вся и хотя бы один раз), но в памяти не остается или остается обрывочно и ненадолго. Это общая проблема для всех дисциплин в современном образовательном пространстве, когда большее время уделяется самостоятельной работе студентов [8].
В связи с этим наша кафедра прониклась идеей квантования учебных текстов по биохимии и составления
заданий в тестовой форме к ним (педагогических контентов), тем более мы имеем три тома учебного пособия как прообраза квантованных текстов. Правила квантования учебных текстов [9]
1. Нужно дать название, потому что читатель должен получить ответ на главный вопрос: о чём этот текст?
2. Разбить весь текст на абзацы по логическому принципу (3-8 строк). Абзац - это новая мысль.
3. Ключевые слова пишутся ближе к началу
4. Фразы строятся просто, по возможности, без придаточных предложений, без причастных и деепричастных оборотов
5. Как можно меньше наукообразия и редко используемых слов
6. Мысль начинается и заканчивается в абзаце
7. Писать сущностные элементы, которые надо знать и затем обязательно проверить
Новые качества педагога-новатора от обучения всех к образованию каждого. В итоге наша цель - учесть, сколько квантованных текстов студент изучил за неделю, сколько заданий в тестовой форме решил [10]. Для этого кафедре требуется банк квантованных текстов и заданий в тестовой форме к ним. Работа началась в этом году.
Были распределены темы для квантования и определено время для завершения первого этапа работы. На этом этапе каждый сотрудник кафедры единолично разрабатывает по 5 квантованных текстов и создает по 10 заданий в тестовой форме к каждому из них. Как отметили педагоги нашей кафедры - эта работа не простая, но очень полезная как для студентов, так и для самого педагога.
Другим аспектом в этой работе является то, что созданием заданий в тестовой форме и квантованием учебного материала могут заниматься и сами студенты -мы имеем опыт внедрения этой методики в самостоятельную работу студентов (СРС) и первые результаты работы. Студенты отмечают, что работа сложная, но интересная, творческая и действительно самостоятельная, не имеющая аналогов в мире (плагиат исключается). Мы рекомендуем использовать эту методику для СРС. Выводы:
1) определены следующие темы для квантования и создания заданий в тестовой форме к ним:
1 - Белки и нуклеиновые кислоты, строение, свойства и роль
2 - Ферменты, строение, каталитическое действие
3 - Энергетический обмен, типы окисления
4 - Витамины, строение, роль, авитаминозы
5 - Обмен углеводов
6 - Обмен липидов
7 - Обмен белков
8 - Взаимосвязь обменов и биохимия печени.
9 - Гормоны, механизмы действия, представители, строение, роль
10 - Биохимия жидкостей и тканей организма
2) Созданы квантованные тексты по темам «Биохимия почек» (3 квантованных текста и 57 заданий в тестовой форме к ним, автор - доцент кафедры биохимии, к.м.н. Булыгин К.А.); «Витамины» (5 квантованных текста и 50 заданий в тестовой форме к ним, автор старший преподаватель кафедры биохимии, Петрова Г.И.); «Углеводы - строение и роль» (1 квантованный текст и 10 заданий в тестовой форме к ним автор - студент 36 группы 2 курса ОМ, Кудатов И., руководитель - доцент кафедры биохимии, к.м.н. Булыгин К.А.). на Стадии завершения квантование и создание заданий в тестовой форме по разделу «Гормоны» (Жакыпбекова С.С.), «Обмен углеводов» (Ерджанова С.С.), «Ферменты» (Есимжан А.Е.), «Обмен белков» (Киргизбаева А.А.).
3) в 2013-14 учебном году планируем расширить количество квантованных текстов и опубликовать опыт разработки квантов с примерами и матрицей теста по дисциплине
4) в перспективе планируем провести квантование по дополнительной литературе, рекомендованной в УМКД, по англоязычным источникам, ввести созданный банк квантов в АСУ и тестовые задания использовать для экзамена; опубликовать учебное пособие, содержащее кванты и задания в тестовой форме к ним на трех языках и использовать его электронный вариант в работе компьютерного класса и в он-лайн режиме; создание аттестационных заданий и разработка клинико-теоретических заданий в квантованном режиме;
6) разработанные квантованные тексты и задания к ним использовать при работе над электронным учебником по биохимии
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Аванесов В.С. Вопросы методологии педагогических измерений// Педагогические Измерения. - N1. - 2005г. - 327 с. http://testolog.narod.ru/Theory34.html
2 Аванесов В.С. Централизованное тестирование лучше Единого Государственного Экзамена// "Развитие тестовых технологий в России. Тезисы докладов Всероссийской научно-методической конференции / Под ред. Л.С. Гребнева.-М.:Центр тестирования Министерства образования РФ, 2002. http://testolog.narod.ru
3 Аванесов В.С. Единый Государственный Экзамен в фокусе научного исследования// Педагогические Измерения. - N1. -2006. - С.3-31. http://testolog.narod.ru/Education39.html
4 Аванесов В.С. Пять этапов педагогических измерений. http://testolog.narod.ru/Theory58.html
5 Аванесов В.С. Определение исходных понятий. 3 редакция, 7 апреля 2007. http://testolog.narod.ru/Theory46.html ;
6 Аванесов В.С. Понятийный аппарат теории педагогических измерений// http://testolog.narod.ru/Theory26.html
7 Аванесов В.С. Основы педагогической теории измерений// N1. - 2004. - С.15-21.
8 Аванесов В.С. Форма тестовых заданий. - М.: Центр тестирования, 2006.
9 Аванесов В.С. Форма тестовых заданий. - М.: Центр тестирования, 2006. - 137 с.
10 Аванесов В.С. Композиция тестовых заданий. - М.:Центр тестирования, 2003. - 217 с.
11 Аванесов В.С. Педагогическое измерение латентных качеств //Педагогическая диагностика. - N4. - 2003г.
К.О. ШАРИПОВ, К.А. БУЛЫГИН, С.С. ЕРДЖАНОВА, С.С. ЖАКЫПБЕКОВА, Г.И. ПЕТРОВА, Д.Ш. ЖЕТП1СБАЙ, А.Е. ЕС1МЖАН, А.А. КИРГИЗБАЕВА
«БИОХИМИЯДАН ПЕДАГОГТ1К КОНТЕНТТЕРД1 (КВАНТТАЛЕАН МЭТ1НДЕРД1) ДАЙЫНДАУ»
ty^h: Зерттеу ма^ саты - биохимиядан педагогпк контенттердi (квантталг ан мэпндердО дайындау. Зерттеу эдiсi - оку мэтшдерш кванттау жэне оларга тестпк тапсырмаларды к^растыру.
^аза; ^лттык; медицина университетЫщ биохимия кафедрасы 2012 жылдан бастап, биохимиядан педагогпк контентп дайындауга кiрiстi. Б^л ж^мыс ^аз¥МУ педагогикалы; технология жэне педагогпк контентп дамыту бойынша ж^мысыныц к^рамдас бeлiгi болып табылады. Аталган ж^мыста ок;у материалын кванттау жэне В.С.Аванесовтыц педагогтiк елшеу теориясы негiзiнде эр турдеп тесттiк тапсырмаларды орындау бойынша эдктемеан биохимия кафедрасында енгiзудегi алгаш;ы тэжiрибе карастырылган.
ТYйiндi сездер: педагогпк контент, квантталган мэтiндер, тесттiк формадагы тапсырмалар.
K.O. SHARIPOV, K.A. BULYGIN, S.S. ERDZHANOVA, S.Z. ZHAKYPBEKOVA, G.I. PETROVA, D.S. ZHETPYSBAI, A.E. ESIMZHAN, A.A. KYRGYSBAEVA
«THE CREATION OF PEDAGOGICAL CONTENT (ORGANIZING TEXTS INTO PARAGRAPHS) ON BIOCHEMISTRY»
Resume: The aim of investigation is the creation of pedagogical contents on biochemistry The method is organizing texts into paragraphs and creation of tasks of test tasks for them
The Biochemistry department of Kazakh national medical university has started to work out of pedagogical contents on biochemistry since 2012. This study is a part of development of pedagogical technology and pedagogical content of KazNMU. In this study has been reflected the first experience of methodic on organizing paragraphs of learning texts and creation of test tasks for them based on theory of pedagogical measurements by Avanesov V.S. Keywords: pedagogical content, organizing texts into paragraphs, test tasks