ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
УДК 371.3 ББК 74.202.6
В.С. Аванесов
ТЕОРИЯ КВАНТОВАНИЯ УЧЕБНЫХ ТЕКСТОВ
Исследуются вопросы теории квантования учебных текстов. Для самоконтроля усвоения содержания текстов к ним прилагаются задания в тестовой форме.
Квантованные учебные тексты и задания в тестовой форме становятся средством новой образовательной технологии. Квантование создаёт лучшие условия для понимания содержания учебных текстов, а тестовый компьютерный самоконтроль обеспечивает усвоение знаний, содержащихся в таких текстах.
Ключевые слова: текст, учебный текст, квантованный учебный текст, задание в тестовой форме, образовательная технология, модернизация образования.
Определение квантования
Квантованием называется разделение учебного текста на сравнительно короткие части. Помимо разделения (членения), текст заметно сокращается, редактируется так, чтобы стать более понятным большинству, если не всем, учащимся (студентам) так называемой целевой группы. Это означает, что квантование выполняется с учетом уровня подготовленности потенциальных читателей.
Пониманию способствуют заголовки, формулируемые к каждой части в процессе квантования. Квантование позволяет делать учебный текст короче, понятнее, доступнее, интереснее и более запоминающимся.
Членение и сокращение учебного текста, вместе с формулированием подзаголовков для каждой части, является основным методом квантования текста. Заголовки подбираются так, чтобы наилучшим образом выразить смысл каждой части. В коммуникативной лингвистике считается бесспорным утверждение, что членение текста в целом и отдельных высказываний способствуют пониманию. Поэтому там сегментация текста и выявления единиц членения является чрезвычайно актуальным [22].
Рыбанов А.А. определяет квантование как разделение учебной информации на элементарные фрагменты (учебные единицы, шаги, кадры) различного назначения (информационные, тренирующие, контролирующие, управляющие). Объем текстовой информации в этих фрагментах должен быть ограничен [23].
Потребность в квантовании текстов
Потребность в квантовании текстов следует из проблемной ситуации. Качество учебников и учебной литературы в России низкое. По мнению педагогов-практиков, большинство школьных учебников для детей скучны, тяжелы и неудобоваримы [20].
Даже по официальному признанию, 80 % школьных учебников содержат грубые ошибки, и допускаться к обучению не должны [26]. Действительно, как сказал бывший министр образования А.А. Фурсенко, «большая часть школьных учебников никуда не годится. В вузах ситуация такова, что почти каждый филиал выпускает свой учебник. И это неправильно. Мы будем добиваться улучшения качества учебной литературы. Но экспертом по образовательным ресурсам должен быть не чиновник, а независимый профессионал» [26].
ш
о
X _0 I
ю ф
т ^
к
го ш
0 н
1
го
CG
Подготовка новых учебников на основе теории и методики квантования может стать ключевым направлением модернизации образования [2]. Однако органы управления образованием так пока не считают. Хотя многие, кто имеет хоть какое-то ответственное отношение к школьному образованию, понимают, что его давно пора менять - причем самым радикальным образом [21].
По мнению Н.В. Глущенко, возрастание роли самостоятельной работы учащихся возводит проблему изучения и создания учебных текстов в разряд центральных. Ведь именно учебный текст предстает в виде источника дидактической информации, определяющей содержание и характер самостоятельной деятельности учащегося [13]. Проблемная ситуация В школе многое взаимосвязано. Учащиеся недостаточно понимают изучаемые материалы. При этом многие дети находятся под прессингом родителей, требующих от своих детей высоких оценок. Отсюда проистекают нередкие случаи неудовлетворенности учебой, а далее и депрессии у многих детей. Они хотят, но не могут учиться отлично. В сочетании с авторитарными тенденциями выставления субъективных оценок учащимся, это иногда приводит к драматическим случаям.
Надо менять учебную атмосферу в школе. И начинать лучше было бы с создания новых учебных текстов, квантованных, понятных, доступных для самообразования и для понятной всем самооценки уровня усвоения содержания таких текстов. Но для этого нужна новая, другая культура управления учебным процессом в школах.
Трудности восприятия смыслов учебных текстов
Низкое качество учебников и других ш учебных текстов вызывают существен-
о
ные трудности в преподавании и усвое-2 нии учебной информации. ^ Б.И. Федоров делит эти трудности
т на два основных вида. Трудности перво-
го вида заключаются в том, что учитель или ученик могут иметь учебную информацию, но не осознавать полностью смысла всего ее содержания. Подобные трудности легко преодолеваются за счет строгого соблюдения основных логико-информационных требований, предъявляемых к любым языковым выражениям в учебном процессе, за счет соблюдения критериев логико-информационной корректности, которым должно удовлетворять любое знание, используемое в учебном процессе как языковое сообщение.
К числу критериев этот автор относит, прежде всего, самые элементарные: требование ясности информации, требование точности (определенности) информации, требование последовательности информации, требование доказательности информации [22].
Трудности второго вида предполагают, что учитель или ученик могут осознавать смысл всего содержания учебной информации, но не уметь находить в ней главное.
Преодоление подобных трудностей предполагает, по мнению того же автора, освоение и применение процедур оптимизации информации и формирования на ее основе логически корректного названия и плана-оглавления учебной темы. Овладение этими процедурами необходимо, в первую очередь, учителю, чтобы впоследствии трудности не стали непреодолимым препятствием для ученика [22].
Причины непонимания учебных текстов
Среди наиболее распространенных причин непонимания текста, обусловленных особенностями языка, Н.В. Глу-щенко выделяет [13]:
• многозначность выражений;
• употребление слов и выражений в переносном смысле (метафора, гипербола и т. п.);
• нестрогость выражений, характерная для разговорной речи;
• более или менее сходное звучание различных по значению слов;
• частое употребление многих речевых структур, приводящее к тому, что появление одного элемента такой структуры вызывает ожидание определенного следующего элемента. Однако чаще непонимание текста обусловлено такими личностными психологическими особенностями учащихся, как:
• отсутствие в чувственном, логическом или языковом опыте учащегося данных, позволяющих установить смысл высказывания;
• искажение (в сознании учащегося) смысла высказывания в результате взаимодействия (интерференции) между высказываниями преподавателя и данными чувственного или логического опыта учащегося;
• неправильное распознавание лекси-ко-грамматических структур;
• неумение проникнуть в структуру сообщения, взаимосвязи их элементов;
• условия восприятия высказывания (неблагоприятные эмоциональные состояния, недостаток времени для обдумывания и т. п., в частности, артикуляционные помехи запоминанию и пониманию устной речи) [13]. Гипотеза
Квантование учебных текстов позволяет преодолеть трудности понимания учебной информации, улучшить, тем самым, качество учебного процесса. Применение заданий в тестовой форме к квантованным текстам позволит улучшить усвоение учебной информации.
На плодотворность этой гипотезы указывают положения теории, излагаемые в этой статье, опубликованные ранее методические разработки автора [5] и его многочисленных последователей, практический опыт применения учебных квантованных текстов в работе ряда образовательных учреждений, школ и вузов.
Понимание текста и усвоение знаний - две главные составляющие из классической триады Я.А. Коменского: понимание-усвоение-применение. Квантование учебных текстов может оказаться самым подходящим средством
для повышения понимания и усвоения. На смену негодным учебникам могут прийти квантованные тексты. Идея квантования Исходным и ведущим пунктом любой теории является основополагающая идея. В квантовании учебной литературы такой идеей является стремление сделать текст короче, понятнее, доступнее, интереснее, запоминающимся для большинства учащихся и студентов. Именно содержание учебных текстов является главным предметом изучения в школах и вузах, понимания и запоминания содержащейся в текстах информации, воспроизведения знаний на экзаменах и зачетах, применения их в практике.
В литературе отмечается [17], что:
• учебный материал большого объема запоминается с трудом;
• учебный материал, расположенный компактно в определенной системе, воспринимается лучше;
• выделение в учебном материале смысловых опорных пунктов способствует эффективному запоминанию. Цель квантования
Реализация идеи квантования лежит в основе цели квантования учебных текстов - сделать последние понятными и ясными для читателей, чтобы исключить или заметно уменьшить зависимость понимания смыслов текста от различий в интерпретации.
Определение текста В литературе отмечается, что общепризнанного определения текста до сих пор не существует [11].
В данной работе в качестве исходных рассматриваются два понятия: текст и учебный текст.
Текст является основным элементом учебных материалов, как печатных, классических, так и электронных, являясь, сам по себе, удивительным объектом, изучаемым давно и серьезно [15].
Подходящее определение текста осложняется тем, что текст не считается предметом педагогики. Известный лингвист И.Р. Гальперин полагает, что текст -
ш
о
X _0 I
ю ф
т ^
к
го со
0 н
1
го со
со о
0 <и
1
го ш
<С с;
03
это объект лингвистического исследования. Поэтому к нему следует применять основные понятия лингвистической науки [12].
Текст в этой науке определен как произведение речетворческого процесса, обладающее завершенностью, объективированное в виде письменного документа, литературно обработанное в соответствии с типом этого документа; произведение, состоящее из названия (заголовка) и ряда особых единиц (сверхфразовых единств), объединенных разными типами лексической, грамматической, логической, стилистической связями, имеющими определенную целенаправленность и прагматическую установку [12].
Как отмечает Ю. Феодоритов, теории процессов порождения текста и его восприятия пока не создано, как нет и теории мышления [25].
Педагогический подход Педагогика и ее прикладные науки, естественно, к вопросу определения подходит со своим языком.
В данной работе текст определяется как последовательность высказываний и наглядных изображений, объединенная общим целевым замыслом, предполагаемой функцией и смыслом. Создателем текста может быть один или несколько авторов, функция и смыслы текста зависят от цели его написания. Обычная цель подготовки педагогических текстов - обучение и воспитание. Структура текста В структуре текста А. Зудин выделяет две части - внешнюю и внутреннюю. Внешняя структура определяются разделами, главами, абзацами, а также курсивом.
Во внутренней структуре выделяются собственно текст и подтекст. Содержание текста двухслойно, имеет верхний и нижний слой. Верхний слой содержит объективные значения, нижний - смысл или подтекст, доступный для понимания более узкому кругу, по сравнению с тем, который воспринимает только верхний слой содержания текста [16].
Учебный текст
Е.П. Александров называет учебным текст, с которым осуществляются учебные действия, либо который является результатом учебных действий и взаимодействий. Посредством действий и операций с учебным текстом достигаются определенные образовательные задачи. Статус учебного приобретает текст, проектируемый, создаваемый, трансформируемый, приспосабливаемый, анализируемый, комментируемый с образовательными целями различными сторонами учебного процесса [8].
А.Э. Бабайлова считает, что «учебный текст - это единица обучения текстовой деятельности, учебной текстовой коммуникации. Это текст, организованный в дидактических целях в единую систему, в смысло-содержательном, языковом и композиционном отношениях. Это часть совокупной информации учебника, предназначенной для управляемого становления текстовой деятельности, на основе которой дается система знаний по определенной дисциплине, прививаются умения и навыки людям определенной группы (возрастной, национальной и т. д.), на определенном этапе обучения» [10].
Функции учебного текста.
Основные функции учебного текста исследованы Е.П. Александровым. Это передача содержания учебной информации, стимулирование личностного роста обучающихся, формирование социокультурного опыта, мотивирование образовательной деятельности, становление, развитие и упражнение познавательных и творческих способностей, умений и навыков, организация познавательной деятельности, контроль (самоконтроль) результатов учебно-воспитательной работы [8]. Учебный текст может и должен быть путеводной нитью для движения знаний от учителя к ученику [18].
Принято различать две функции текста - информационную и суггестивную (внушение, убеждение) [16].
Т.М. Дридзе [14] считает: «Через тексты обучаемый приобщается к знаниям,
социальным ценностям и нормам, к разнообразным сведениям, накопленным людьми в ходе практической и теоретической деятельности, что важно ему для участия в социальной жизни, для совместной с другими людьми социальной деятельности; поэтому столь значимым является то, войдут ли полученные знания в картину мира, сформированную в сознании индивида, и какое место отвел человек каждому конкретному тексту в общей системе своих знаний и представлений об окружающем мире». Свойства учебного текста Краткость текста достигается в процессе его подготовки, либо последующим редактированием: его сокращением, удалением из него тех частей, без которых можно обойтись на данном этапе и уровне обучения.
Понятность учебного текста достигается применением доступной лексики, уменьшением числа сложносочиненных и сложноподчиненных форм, использованием коротких предложений, членением текстов на абзацы и меньшие части, использованием понятных и привлекательных подзаголовков, шрифтовыми выделениями.
Доступность достигается тщательным подбором лексики, разделением учебного материала на уровни трудности, членением текста на части. Доступность достигается через [14]:
повышение доступности лексики текстов;
уменьшение абстрактности изложения материала;
уменьшение в предложении числа сложных конструкций; совершенствование и выделение структуры текста;
взаимосвязанные мысли в учебных текстах необходимо размещать достаточно близко, поскольку они должны одновременно сохраняться в памяти...
Трудность текста увеличивается постепенно, после успешного изучения предваряющих, сравнительно
легких текстов. Из этого вытекает, что квантованные тексты могут или должны быть различающимися по уровню трудности.
Интересным текст становится в результате отбора актуального содержания изучаемого курса, использованием рисунков и графиков, выбором адекватного стиля изложения, использованием заданий в тестовой форме в конце текста для самопроверки качества усвоения текста.
Запоминается текст, обычно, вследствие волевых усилий личности. Запоминание облегчается, а усилия уменьшаются, если содержание текста излагается интересно, предложения текста относительно короткие, используются рисунки или графики, а прилагаемая к тексту система заданий позволяет либо найти правильный ответ, либо стимулирует поиск такого ответа.
Если наложить ограничение, что такая система должна быть технологичной, то тогда становится неизбежным применение тестовых форм оценки результатов изучения учебных текстов. Такое ограничение имеет смысл накладывать только на учебные тексты, знание содержания которых подвергается массовой проверке.
Развивающим является текст, который содержит вопросы и задания, стимулирующие интеллектуальный поиск ответов на трудные задания. В интеллектуальном тексте готовые ответы на задания не даются, их надо искать в результате трансформации исходных данных.
Связь между качеством учебных текстов и качеством знаний
Наличие такой связи не подвергается сомнению. Но это при условии качества самих учебных текстов. Для этого тексты должны отвечать определенному набору требований.
Требования к учебным текстам [14]
Считается, что классический учебный текст, как функциональный и специализированный текст, должен соответствовать следующим требованиям:
ш
о
X _0 I
ю ф
т ^
к
го со
0 н
1
го со
• соответствие логике программы обучения, которая, в свою очередь, соответствует преподаваемой науке;
• упрощение текста «науки» при переходе к тексту обучения в целях его понимания и в зависимости от «читателя» текста (класс, год обучения, курс);
• последовательное разворачивание контекста (текста) от известного к неизвестному (новому), от простого к сложному, от частного к общему, от посылок к выводам (как правило);
• полнота и глубина рассмотрения материала, описания изучаемого вопроса, реализации процессов или существования объектов рассмотрения и их свойств; на примере рассмотрения некого закона - формулировка, формальная запись, примеры действия, границы применимости, история открытия, гипотезы и др.;
• аранжировка текста вопросами для усвоения и закрепления полученных при чтении знаний. Вспомним, что только вопросы и задачи превращают информационный текст в учебный... Заметим от себя, что в педагогических измерениях вместо вопросов и задач используются преимущественно тестовые задания.
Электронный учебник должен содержать гиперссылки по элементам учебника и, возможно, иметь ссылки на другие электронные учебники и справочники. Желательно иметь содержание с быстрым переходом на нужную страницу [9].
Рубрикация (членение) учебного текста
Под рубрикацией или членением понимается разделение целого текста на осмысленные части. Рубрикация позволяет концентрировать внимание читателя на выделенной части текста, а не всего целого. Иногда такое разделение назы-
ш вается сегментацией текста. Усвоение
о
смыслов каждой части легче усвоения
2 смыслов целого текста. В свою очередь,
< „
^ усвоение содержания каждой отдельной
т части помогает усвоению целого текста.
Не бывает усвоения целого без усвоения содержания частей.
Требования к стилю изложения [9]:
• рубрикация позволяет избежать повторов. Таким текстом удобно пользоваться, находить необходимый учебный материал; его легко обновлять, дополнять и издавать в электронном виде. Однако это не означает, что текст может быть представлен в виде справочника - текст должен содержать связующие элементы, легко и с интересом читаться;
• системность, последовательность и простота изложения - выделение ключевых позиций по тексту полужирным шрифтом или другим способом;
• четкость определений: однозначность употребления терминов; соблюдение норм современного русского языка.
Приёмы квантования текстов
В квантовании учебных текст используются три основных приема:
• сокращение (или сжатие) словесного и символического состава текстов;
• членение текстов на части;
• использование эффективных подзаголовков к каждой части учебного текста.
Подзаголовок определяет содержание, субъект, объект или метафору части текста. Иногда это может быть названием макротемы, излагаемой в части текста.
Эффективными назовем такие подзаголовки, которые хорошо выражают суть содержания соответствующей части текста, легко запоминаются.
Единица членения текста В качестве основной единицы текста предлагаются так называемое в специальной литературе сверхфразовое единство, сложное синтаксическое целое, абзац, предикативно-релятивный комплекс. В иерархию единиц текста включается и синтагма, которая признается универсальной единицей [22]. Наименьшей единицей темы принято считать сверхфразовое единство, которое монотематично
и представляет микротему. Однако в норме наименьшей единицей в письменном тексте является абзац.
В данной работе в качестве единицы членения текста принимаются квант и абзац.
Правила квантования учебных текстов [6]:
• разделить весь текст на абзацы или части, образующие т.н. сверхфразовое единство, или другие упомянутые выше единицы членения текста, 5-20 строк, примерно;
• ключевые слова пишутся ближе к началу предложения;
• фразы строятся просто, по возможности, без придаточных предложений, без причастных и деепричастных оборотов;
• как можно меньше наукообразия и редко используемых слов;
• мысль начинается и заканчивается в абзаце;
• в каждом кванте надо писать сущностные элементы, которые надо знать и затем обязательно проверить усвоение с помощью системы заданий в тестовой форме, включаемой в квантованный текст;
• каждой части текста - кванту - нужно дать называние, потому что читатель должен получить ответ на главный вопрос: о чем этот текст? Главная функция названия кванта - ответить именно на этот вопрос;
• к каждому тексту иметь достаточное число квантов, подзаголовков к ним и число заданий в тестовой форме.
Эффективность учебных текстов
Эффективным можно назвать текст, самостоятельное изучение которого за меньшую единицу учебного времени формирует лучшее качество знаний у большего числа учащихся по большинству видов знаний. Качества знаний
Для оценки приобретаемых знаний полезна классификация И.Я. Лер-нера [19]:
1) полнота - измеряется количеством программных знаний об изучаемом объекте, предусмотренных школьной программой: существенных признаков, сторон изучаемого предмета, раздела, понятия, правила, текста; знание объекта как некого целого, а не только его существенных свойств;
2) глубина - совокупность осознанных учащимися существенных связей между соотносимыми знаниями: знание всех существенных черт каждого элемента изучаемого объекта, основных связей, которыми соединены между собой эти элементы; умение выделять главные, системообразующие связи;
3) систематичность - осознанность иерархии и последовательности, т.е. осознанность одних знаний как базовых для других, но при определенном, заданном уже зрении на эту совокупность знаний в зависимости от цели изучения. И.Я. Лернер выделяет следующие черты, в которых проявляется степень систематичности знаний учащихся:
• умение излагать материал в той последовательности, которую дает учитель или учебник;
• умение изложить учебный материал в иной, чем было предъявлено, последовательности, объясняя эту последовательность;
• умение обнаружить и объяснить связь последующего с предыдущим и наоборот;
• умение самостоятельно устанавливать новые связи между знаниями;
4) системность - осознанность личностью знаний по их месту в структуре научной теории, что предусматривает:
• понимание учащимися, что в данной системе знаний является основным, что следствием, что приложением;
• умение самостоятельно иерархизиро-вать новые знания;
• умение перестраивать знания, получаемые в процессе обучения во
ш
о
X _0 I
ю ф
т ^
к
го со
0 н
1
го со
о ф
со о
0 <и
1
го ш
<С с;
03
времени и пространстве (линейной последовательности), связывая эти знания друг с другом в зависимости от их статуса в теории;
5) оперативность - применение знаний в различных ситуациях, использование различных способов применения знаний, что означает:
• умение применять знания в сходной и новой ситуациях;
• умение переносить известные способы деятельности, известные знания на новый материал;
6) гибкость - готовность самостоятельно находить способы применения знаний при изменении ситуации; умение вариативно решать одну и ту же задачу, самостоятельно конструируя ситуации, что связано:
• с умением найти в данный момент знания о способе деятельности;
• умением преобразовывать данный способ деятельности для предъявленного случая;
• с умением создавать новый способ деятельности путем комбинации ряда известных;
7) конкретность - умение показать конкретное как проявление обобщенного, что проявляется:
• в знании системы конкретных форм и образов;
• в умении использовать конкретные факты, знания для обобщения;
8) обобщенность - умение подвести конкретное знание под обобщенное:
• умение показать, что скрывается за обобщениями в конкретной действительности;
• умение осознать конкретное содержание обобщения;
9) развёрнутость - умение раскрыть систему шагов, ведущую к сжатию, свертыванию знаний, умению осуществить цепь рассуждений, состоящую из нескольких звеньев, умение конкретизировать общую идею;
10) свёрнутость - умение воспроизводить знание компактно, но так, чтобы оно представляло види-
мый результат некоторой совокупности знаний:
• умение компактно изложить некоторую определенную совокупность знаний;
• умение приводить конкретные факты, смысл которых раскрывает содержание обобщенного и конкретного знания ученика;
11) осознанность - понимание связи знаний и пути их получения, умение применять их на практике, осознанность знания отражает его качество как конечный результат его усвоения. Одни качества знаний влияют на формирование осознанности, другие служат областью его проявления. Осознанность знания значит:
• понять характер (рядоположенность или соподчиненность) связей между знаниями;
• различать существенные и несущественные связи;
• понимать механизм становления и проявления этих связей;
• понимать основание усвоенных знаний (их деятельность);
• понимать способы получения знаний;
• освоить области и способы применения знаний;
• понимать принципы, лежащие в основе этих способов применения;
12) прочность - устойчивая фиксация в памяти системы существенных знаний и способов их применения, умение получать необходимые знания, основываясь на других опорных знаниях, что характеризуется:
• твердым сохранением в памяти существенных знаний и способов их применения, умением получать необходимые знания на основе имеющихся;
• умением с помощью одних знаний, являющихся опорными, восстанавливать другие знания [3].
Виды знаний
Для оценки видов приобретаемых знаний с помощью квантованных текстов может оказаться полезной класси-
фикация знаний, предложенная ранее автором этой статьи [1]:
• знание названий, имен;
• знание смысла названий и имен;
• фактуальные знания;
• знание определений;
• сравнительные, сопоставительные знания;
• знание противоположностей, противоречий, антонимов и т. п., объектов;
• ассоциативные знания;
• классификационные знания;
• причинные знания, знания причинно-следственных отношений, знание оснований;
• процессуальные, алгоритмические, процедурные знания;
• технологические знания;
• вероятностные знания;
• абстрактные знания;
• методологические знания. Каждый из приведенных выше видов
знаний проверяется той или иной формой заданий. Наиболее востребованной оказалась форма заданий с выбором одного или нескольких правильных ответов. Она позволяет проверить большее число видов знаний.
Научное исследование качества квантования учебного текста
Исследование вопросов качества квантованных текстов провел А.А. Ры-банов. Он считает, что разработка учебного контента системы дистанционного образования (СДО) включает в себя квантование учебной информации. Он ввел три главных показателя качества усвоения содержания учебного текста, применимых и к квантованным текстам: коэффициент, скорость и прочность усвоения [23].
Задание в тестовой форме Педагогическое задание в тестовой форме определяется как технологичное средство интеллектуального развития, образования и обучения, способствующее активизации учения, повышению качества знаний, а также повышению эффективности педагогического труда. Такие удивительно полезные свойства за-
даний в тестовой форме оказались, к сожалению, мало востребованы нынешней педагогикой. В зарубежном образовании доля используемых заданий в тестовой форме в практике обучения существенно выше, что объясняется образовательной политикой, качеством управления, педагогическими теориями, методиками, большими масштабами использования техники и образовательных технологий.
Функции заданий в тестовой форме
Педагогические задания выполняют как обучающие, так и контролирующие функции. Поскольку контролирующая функция заданий понятна всем, затронем здесь обучающие функции.
Обучающие задания применяют учащиеся для активизации собственного учения, усвоения учебного материала, саморазвития, а также применяют педагоги для обучения учащихся. Все это свидетельствует об обучающем потенциале заданий.
Невнимание к обучающим возможностям заданий в тестовой форме стало одной из причин методического отставания российского образования от положения дел с этим в ряде других стран. Если наш учитель может разъяснить учебный материал не хуже своего зарубежного коллеги, то организовать самостоятельную работу и хорошо проверить требуемые знания у всех учащихся (студентов) по всему изученному материалу ему труднее. Из-за абсолютизации классно-урочной системы организации занятий, нехватки компьютерной техники, нехватки тестов и программ для организации автоматизированного самоконтроля - самой гуманной формы контроля знаний [4].
Новая основа
В отличие от распространенной в России и на Западе вопросно-ответной формы заданий, в качестве новой основы для разработки заданий в тестовой форме используется логика высказываний. Преимущества этой основы следуют из отличия высказываний от вопросов: истинность или ложность высказывания легко определяется по логическим пра-
ш
о
X _0 I
ю ф
т ^
к
го ш
0 н
1
го
CG
о ф
со о
0 <и
1
го ш
<С с;
03
вилам, в то время как вопросы сами по себе ни истинны, ни ложны.
Предлагаемая основа открывает возможности эффективной компьютеризации контроля знаний. Компьютер безошибочно воспринимает правила определения истинности или ложности высказываний, равно как и решающие правила выставления оценок. Логическое преимущество задания в тестовой форме заключается в возможности его превращения, после ответа студента, в форму истинного или ложного высказывания; истинность или ложность высказывания легко определяется по логическим правилам, в то время, как вопросы сами по себе ни истинны, ни ложны.
Внедрение теории в практику. Внедрение теории квантования учебных текстов проходит в форме ее применения в учебной практике. К настоящему времени уже опубликовано множество квантованных текстов [3]. Общее число квантованных тестов, готовых к внедрению в учебный процесс школ и вузов, сейчас уже превышают несколько сотен. В Казахстане появилась кафедра, где квантование учебных текстов считается приоритетным направлением повышения качества образования [27]. Библиографический список:
1. Аванесов В.С. Знания как предмет педагогического измерения // Педагогические Измерения. 2005. № 3.
2. Аванесов В.С. Методическая модернизация российского образования // [Электронный ресурс]: Ы^р:/Мрегеоп. ru/wind.php?ID=651644&soch=1.
3. Аванесов В.С. Новые образовательные и аттестационные технологии в медицинском вузе: квантованные учебные тексты с заданиями в тестовой форме. - Казахский Национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова. Центр педагогических измерений В.С. Аванесова. Кн.1 и 2. Алматы, 2012.
4. Аванесов В.С. О самой гуманной форме контроля. Учительская газета
// [Электронный ресурс]: http://www. ug.ru/99.14/t12.htm.
5. Аванесов В.С. Применение заданий в тестовой форме и квантованных учебных текстов в новых образовательных технологиях // Педагогические Измерения. 2012. № 2. С. 75-91.
6. Аванесов В.С. Применение тестовых форм в новых образовательных и аттестационных технологиях // [Электронный ресурс]:
narod. ги/^еогу 5 5 .Ы;т1.
7. Аванесов В.С. Проблема соединения тестирования с обучением // Педагогические Измерения. 2013. № 3. - С. 16-28.
8. Александров Е.П. Учебный текст: опыт дефиниции и типологического анализа // [Электронный ресурс]: http://www.portalus.ru/modules/ pedagogics/rus_readme.php?subaction= showfull&id=1273044931&archive=&st art_from=&ucat=&.
9. Артюшкин О.В., Романюк В.В., Ерах-тина С.В. Особенности создания электронных учебников в вузах // [Электронный ресурс]: http://yandex.ru/ yandsearch?clid=1667626&lr=213&text.
10. Бабайлова А.Э. Текст как продукт, средство и объект коммуникации при обучении неродному языку. -Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1987. - 130 с.
11. Бабенко Л.Г., Васильев И.Е., Казарин Ю.В. Лингвистический анализ художественного текста // [Электронный ресурс]: http://www.twirpx.com/ file/797604/.
12. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. -М.: КомКнига, 2006. - 144 с.
13. Глущенко Н.В. Учебный текст как объект исследования // [Электронный ресурс]: http://ilogoped.ucoz. ru/publ/uchebnyj_tekst_kak_obekt_ issledovanija/1-1-0-1.
14. Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации: проблемы семиосоциопсихоло-гии. - М.: Наука, 1984. - 240 с.
15. Завельский А.А., Завельская Д.А., Платонов С.И. Текст и его интерпретация // [Электронный ресурс]: http:// www.textology.ru/article.aspx?aId=149.
16. Зудин А. Что такое чтение текста? // [Электронный ресурс]: http:// do.gendocs.ru/docs/index-70780. html?page=4#2293716.
17. Лаврентьев Г.В., Лаврентьева Н.Б., Неудахина Н.А. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов (часть 2) // [Электронный ресурс]: http://www2.asu.ru/cppkp/index.files/ ucheb.files/innov/Part2/ch8/glava_8_1. html.
18. Лавров О. Дистанционное обучение: учебный текст // [Электронный ресурс]: http://vio.uchim.info/Vio_19/cd_ site/articles/art_1_24.htm.
19. Лернер И.Я. Характеристика качеств знаний учащихся // [Электронный ресурс]: http://lib.convdocs.org/docs/ index-192158.html.
20. Петренко В. Учебники в России все хуже и хуже // [Электронный ресурс]: http://www.gazeta.ru/ education/2006/09/20_a_837211. shtml.
21. Рицема Ян. Манифест школьной революции // [Электронный ресурс]: http://www.vlad.aif.ru/edu/article/24847.
22. Родионова О. С. К вопросу о единицах членения текста // [Электронный
ресурс]: http://cyberleninka.ru/article/ n/k-voprosu-o-edinitsah-chleneniya-teksta#ixzz2rMWoK4bh.
23. Рыбанов А.А. Количественные метрики для оценки качества квантования учебной информации // Педагогические Измерения. 2013. №4. С. 3-12.
24. Федоров Б.И. Учебная информация как средство обучения и развития интеллекта // [Электронный ресурс]: http:// dissers.ru/1/1818-1 -fedorov-uchebnaya-informaciya-kak-sredstvo-obucheniya-razvitiya-intellekta-specifika-uchebnogo-teksta-teks.php.
25. Феодоритов Ю. Сравнительный обзор концепций теоретиков текста // [Электронный ресурс]: http://zarealie. narod .ru/u110__. htm.
26. Фурсенко А. Большая часть школьных учебников никуда не годится // [Электронный ресурс]: http://viperson. ru/wind.php?ID=318679&soch=1.
27. Шарипов К.О., Булыгин К.А., Ерджанова С.С., Жакыпбекова С.С. и др. Разработка педагогического контента (квантованных текстов) по биохимии // [Электронный ресурс]: http://viperson.ru/wind. php?ID=669024&soch=1.
X _0 I
ю ф
т ^
к
о ф