Научная статья на тему 'Тестовые задания по графической подготовке студентов при квантовании учебных текстов'

Тестовые задания по графической подготовке студентов при квантовании учебных текстов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
229
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ / TEST TASKS / ГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / GRAPHIC PREPARATION / КВАНТОВАНИЕ / QUANTIZATION / УЧЕБНЫЙ ТЕКСТ / EDUCATIONAL TEXT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маркова О. А.

Рассмотрены тестовые задания по графической подготовке студентов. Исследованы уровни трудности выполнения тестовых заданий. Определены свойства учебного текста, правила квантования текстов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тестовые задания по графической подготовке студентов при квантовании учебных текстов»

УДК378.147

О. А. Маркова

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ПРИ КВАНТОВАНИИ УЧЕБНЫХ ТЕКСТОВ

Ключевые слова: тестовые задания, графическая подготовка, квантование, учебный текст.

Рассмотрены тестовые задания по графической подготовке студентов. Исследованы уровни трудности выполнения тестовых заданий. Определены свойства учебного текста, правила квантования текстов.

Keywords: test tasks, the graphic preparation, quantization,the educational text.

Reviewed test tasks for graphical preparation of students. Investigated the levels of difficulty of execution of test tasks. Are defined text properties, the rules of quantization of texts.

Введение

Процесс графической подготовки студентов направлен на формирование выпускника с требуемыми компетенциями, обладающего высокой профессиональной культурой. Основы графической культуры закладываются на первых курсах вуза при изучении дисциплин «Инженерная графика», «Начертательная геометрия и инженерная графика», «Инженерная и компьютерная графика».

В целостном педагогическом процессе, по-прежнему, актуально соединение тестовых форм контроля и самоконтроля с обучением. Для этого по каждой учебной теме графической подготовки необходимо создание квантованных текстов. В таких текстах используются не тесты, а задания в тестовой форме.

Основная часть

Отсутствие качественных учебников, существующий дефицитна обучение аудиторного времени, возрастание роли самостоятельной работы обучающихся породило потребность в написании коротких текстов (квантов) для студентов. По мнению Н.В. Глущенко, наиболее распространенны епричи-ны непонимания текста -это многозначность выражений, употребление слов и выражений в переносном смысле. Кроме того, непонимание может быть обусловлено такими личностными особенностями обучающихся, как искажение (в их сознании) смысла высказывания; неумение проникнуть в структуру сообщения, взаимосвязи их элементов; условия восприятия высказывания (неблагоприятное эмоциональное состояние, недостаток времени для обдумывания и т.п.) и др. [1].

Г.В. Лаврентьев и др. выводят принцип системного квантования, который предполагает учет следующих закономерностей, а именно, «учебный материал большого объема запоминается с трудом; учебный материал, расположенный компактно в определенной системе, лучше воспринимается; выделение в учебном материале смысловых опорных пунктов способствует эффективному запоминанию» [2]. Ученый В.С. Аванесов в своих трудах дает описания свойствам учебного текста:

- краткость текста достигается его сокращением, удалением из него тех частей, без которых можно обойтись на данном этапе и уровне обучения;

- понятность текста достигается подбором и применением доступной лексики, использованием

коротких предложений, членением текстов на меньшие части, шрифтовыми выделениями;

- доступность достигается разделением учебного материала на уровни трудности, размещением взаимосвязанных мыслей в текстах необходимо достаточно близко, поскольку они должны одновременно сохраняться в памяти;

- трудность учебного текста увеличивается постепенно, после успешного изучения предваряющих, сравнительно легких текстов.

В. С. Аванесов считает, что текст становится интересным в результате отбора актуального содержания изучаемого курса, использованием рисунков и графиков, выбором адекватного стиля изложения, а запоминающимся, если содержание текста излагается интересно, предложения текста относительно короткие, используются рисунки или графики [3]. Необходимо, чтобы учебные тексты были не только изложены кратко, просто и понятно, но к ним были созданы правильно сформулированные задания для оценки и контроля достижений обучающихся. Прилагаемая к тексту система заданий в тестовой форме позволяет либо найти правильный ответ, либо стимулирует поиск такого ответа, тем самым, делает текст более интересным, поучительным и запоминающим [4].

При квантовании учебного материала по графическим дисциплинам используемые тестовые задания отвечают требованиям, предъявляемым к ним со стороны классической теории педагогического тестирования. Это требования краткости, технологичности, логической формы высказывания, одинаковости правил оценки ответов и инструкции для всех испытуемых, адекватности инструкции форме и содержанию задания и др.

Для разработки структуры учебных достижений студентов в графической подготовке за основу взята известная 4-х уровневая система В.П. Бес-палько и использован анализ уровневой системы ученого С.И.Архангельского. Тестовые задания1 и II уровней трудности выполнения определяют основное ядро диагностируемых знаний обучающихся, задания III и 1Ууровней трудности дифференцируют студентов по степени индивидуальной сформиро-ванности их аналитического мышления [5, 6, 7].

Выполнение студентами тестовых заданий по графическим дисциплинам каждого уровня преследует определенные цели обучения и контроля:

- I уровня - это проверка качества усвоенной информации для дальнейшей корректировки учеб-

ного процесса;

- II уровня - формирование мастерства применения известных действий, правил (алгоритмов), активизации познавательной деятельности;

- III уровня - овладение мастерством деятельности в реальных (нестандартных) ситуациях;

- IV уровня - овладение творческой деятельностью в решении проблемных ситуаций.

Проверить и оценить качество усвоенной информации на 1 уровне позволяют задания закрытой формы (на опознание и различение) и на установление соответствия. В них выполняется репродуктивная деятельность с подсказкой, так как в самом задании содержится ответ. Задания на установление соответствия также требуют обозрения данных и выбора логической связи между элементами двух множеств, и будут относиться к первому уровню при условии, что все элементы, составляющие множества были ранее рассмотрены и изучены. Проконтролировать II уровень усвоения учебного материала и осуществить его коррекцию можно с помощью тестовых заданий открытой формы, а также заданий на установление правильной последовательности. При выполнении заданий на II уровень отсутствует помощь или подсказка извне. К заданиям-подстановкам относим и те, в которых нужно что-то дочертить. К конструктивным заданиям принадлежат задания, требующие самостоятельного создания (конструирования) ответа. Обучающий должен обладать знаниями, умениями и воспроизвести их в процессе решения. Большинство тестовых заданий, как известно, сформулированы в виде утверждения. Отличие конструктивных от этих заданий в том, что высказывание в них выступает в форме приказа (просьбы). Более сложны и по процедуре создания и по выполнению тестовые задания II уровня на установление последовательности. Задания этой формы относятся к данному уровню в том случае, если решение такого или аналогичного задания было полностью рассмотрено на практическом занятии или лекции.

Ответы на задания I, II и III уровней проверяются по заранее разработанному ключу, что позволяет достичь объективности и однозначности в оценке знаний, исключение составляют некоторые задания открытой формы. Если при выполнении II уровня обучающийся применяет стандартные решения в изученных ситуациях, не получая при этом новой информации, то выполнение тестов III уровня подразумевает получение нового результата, студент решает как ему использовать известную информацию, известный вид деятельности в новой ситуации, идет постоянный поиск даже не самого ответа, а способа решения. Задания III уровня близки к типовым заданиям II уровня и все их решение сведено к нахождению скрытых в них дополнительных условий. К этому уровню отнесем некоторые задания на установление соответствия и на установление последовательности.

Задания IV уровня ставят перед студентами задачи, выполнение которых они должны осуществлять в совершенно новой для них проблемной ситуации. Проблема здесь является движущей силой, решение которой через творческую деятельность ведет к получению объективно новой информации. Создание проблемных ситуаций возможно двумя путями: использование проблем, решение которых не афишируется по ряду причин, и формулирование проблем, еще не имеющих решения. Во втором случае ключа нет. Создание тестовых заданий IV уровня - сложная «педагогическая задача»[8, 9].

Сложная педагогическая задача и выделение квантов графического материала. В.С. Аванесов определяет правила квантования учебных текстов:

1) Разделить весь текст на абзацы или части, образующие сверхфразовое единство, состоящие из 5-20 строк.

2) Ключевые слова пишутся ближе к началу предложения.

3) Мысль начинается и заканчивается в абзаце.

4). Каждому кванту следует дать называние. Главная функция такого названия - определение сути вопроса.

5).В каждом кванте надо писать сущностные элементы, которые надо знать и затем проверить усвоение.

6).К каждому тексту иметь достаточное число квантов, подзаголовков к ним и число заданий в тестовой форме.

Эффективным можно назвать текст, самостоятельное изучение которого за меньшую единицу учебного времени формирует лучшее качество графических знаний, умений у большего числа студентов.

Литература

1.Н.В. Глущенко, Учебный текст как объект исследова-ния.http://ilogoped.ucoz.ru/publ/uchebnyj_tekst_kak_obekt_is 81е<1оуаш|аЛ-1-0-1

2. Г.В. Лаврентьевы др., Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов. Часть 2.

http://www2.asu.ru/cppkp/index. й^/и^Ь. й^/тму/РаГ^/ Л8^1ауа_8_Шш1

3. В.С. Аванесов, Теория квантования учебных текстов. http://yiperson.ru/data/201402/jbjej.pdf

4. В.С. Аванесов,Проблема соединения тестирования с обучением.

http://edumetro1ogy.rU/b1og/future/2.htm1

5. С.И. Архангельский, Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. Высшая школа, Москва, 1980. 368 с.

6. В.П. Беспалько, Теория учебника. Педагогика, Москва, 1988. 160 с.

7. В.П. Беспалько, Программированное обучение. Дидактические основы. Москва, 1974. 187 с.

8. В.В. Сагадеев, И.П. Развалова, С.Р. Эвранова, Вестник Казан. технол. ун-та, 19, 273-275 (2011).

9. Т.П. Евсеева, Ю.В. Сабирова, Вестник Казан. технол. ун-та, 5, 320-324 (2014).

© О. А. Маркова - канд. пед. наук, доцент кафедр ТФНТ НХТИ КНИТУ, [email protected]. © O. A. Markova - Ph.D. in Pedagogy, Assoc. Professor, NCHTI KNRU, [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.