Научная статья на тему 'Задания в тестовой форме как один из способов контроля знаний, умений и навыков'

Задания в тестовой форме как один из способов контроля знаний, умений и навыков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
654
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Тесты / тестовый контроль / задания в тестовой форме / квантованные тексты / метод тестового контроля / задания фасетного типа / информационно-коммуникативные технологии / супертесты. / Tests / test control / test tasks in the form of quantized texts / method of test control / job facet type of information-communication technologies / supertests

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Т К. Бердалиева, Г С. Аркабаева, З К. Кокенова

В статье рассматриваются образовательные акценты на усвоение знаний каждым студентом на максимально возможном для него уровне с помощью новых образовательных технологий, в числе которых метод квантования учебных текстов. Уяснение смысла изучаемого текста предполагает понимание его частей, а уяснение смысла частей требует понимания текста в целом. Уровень усвоения учебного материала проверяется использованием заданий в тестовой форме. Этот подход лежит в основе методики создания квантованных текстов с заданиями в тестовой форме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JOB IN THE TEST FORM AS A WAY OF KNOWLEDGE CONTROL, SKILLS AND ABILITIES

This article discusses the educational emphasis on mastery of knowledge by each student at the highest possible level for him with the help of new educational technologies, including the method of quantization of educational texts. Clarification of the meaning of the text being studied involves an understanding of its parts, and clarification of the meaning of parts requires an understanding of the text as a whole. Level of Learning checked using tasks in the test form. This approach is the basis of methods of creating quantized texts with tasks in the test form.

Текст научной работы на тему «Задания в тестовой форме как один из способов контроля знаний, умений и навыков»

УДК 811.161

Т.К. БЕРДАЛИЕВА, Г.С. АРКАБАЕВА, З.К. КОКЕНОВА

КазНМУ им. С.ДАсфендиярова Алматы, Казахстан

ЗАДАНИЯ В ТЕСТОВОЙ ФОРМЕ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ КОНТРОЛЯ ЗНАНИИ, УМЕНИИ И НАВЫКОВ

В статье рассматриваются образовательные акценты на усвоение знаний каждым студентом на максимально возможном для него уровне с помощью новых образовательных технологий, в числе которых метод квантования учебных текстов. Уяснение смысла изучаемого текста предполагает понимание его частей, а уяснение смысла частей требует понимания текста в целом. Уровень усвоения учебного материала проверяется использованием заданий в тестовой форме. Этот подход лежит в основе методики создания квантованных текстов с заданиями в тестовой форме.

Ключевые слова: Тесты, тестовый контроль, задания в тестовой форме, квантованные тексты, метод тестового контроля, задания фасетного типа, информационно-коммуникативные технологии, супертесты.

Введение.

Проблема контроля знаний обучаемых всегда занимали важное место в педагогике. Существуют разные виды контроля, но одним из эффективных средств контроля считается тест. Актуальность.

Тестовая форма контроля знаний в системе образования востребована самим временем.

Метод тестового контроля знаний даёт возможность быстрого получения информации о качестве усвоения преподаваемого предмета. Этот вид контроля знаний предоставляет возможность самостоятельного выбора правильного решения, способствует акцентированию внимания на сознательное изучение учебного материала. В практике тестирования нет однозначной классификации заданий в тестовой форме. По мнению Н.И.Шевандрина, можно выделить следующие типы тестовых заданий:

1) Задания закрытого типа (утверждения).

- с двумя ответами

- с тремя ответами

- с четырьмя ответами

2) Задания открытой формы (дополнить утверждения).

3) Задания на соответствия.

4) Задания на установление правильной последовательности.

5) Фасетные задания (задания фасетного типа - это цель к которой должны стремиться разработчики тестовых заданий. Такие задания являются основой для конструирования параллельных форм теста).

6) Ситуационные задания.

В зависимости от времени обучения тестовый контроль делят на текущий, тематический, рубежный и итоговый. По мнению профессора Аванесова В.С., в современной парадигме образования возросла роль:

- новых учебных тестов

- творческой самостоятельной работы (её надо методически обеспечить)

- новых образовательных технологий (их надо изучать и применять)

Профессор Аванесов В.С. считает, что педагог вуза владеет информационно-коммуникационными технологиями и умеет мотивировать каждого студента на рост собственного учебного потенциала.

Я.А.Коменский выделил три уровня учения:

- понимание

- усвоение

- применение.

По Аванесову, понимание обеспечивает использование квантованных текстов. По мнению Аванесова В.С., новыми направлениями модернизации учебного процесса в вузе являются:

1. Разработка и применение супертестов.

2. Тематические квантованные учебные тексты.

В числе новых образовательных технологий постепенное признание получает метод квантования учебных текстов. Квантование - это разделение текста на части.

Профессор Аванесов В.С. предлагает следующий метод квантования учебного текста:

1. Разбить текст на части и дать подзаголовки для каждой части.

2. Разбить весь текст на абзацы по логическому принципу (68 строк, примерно)

3. Ключевые слова пишутся ближе к началу.

4. Фразы строятся просто, по возможности, без придаточных предложений, без причастных и деепричастных оборотов.

5. Как можно меньше научных и редко используемых слов.

6. Мысль начинается и заканчивается в абзаце.

Уяснение смысла изучаемого текста предполагает понимание его частей, а уяснение смысла частей требует понимания текста в целом. Уровень усвоения учебного материала проверяется использованием заданий в тестовой форме. Этот подход лежит в основе методики создания квантованных текстов с заданиями в тестовой форме. В качестве примера предлагаем квантованный текст с заданиями в тестовой форме для иностранных студентов, владеющих русским языком в объёме базового уровня В1. Первый ректор КазНМУ Дата и место рождения

Санжар Джафарович Асфендияров родился 20 октября 1889 года в Ташкенте, в семье военного переводчика. Образование

В 1907 году он поступил учиться в Петербургскую военно-медицинскую академию. Асфендияров получал стипендию, потому что он был из многодетной семьи. В 1912 году, когда Асфендияров закончил академию, его послали работать врачом в далёкое пограничное село. А через несколько лет он стал народным комиссаром здравоохранения Туркестана.

Работа в Москве

С 1924г. по 1927г. Асфендияров работал в Москве, преподавал в Московском государственном университете. Там он получил звание профессора. Несколько лет был ректором Московского института востоковедения. Работа в Казахстане

Когда в 1927 году Асфендияров вернулся в Алма-Ату, он начал заниматься вопросами науки и высшего образования. В начале 20-го века, для того чтобы получить высшее образование, юноши и девушки должны были ехать в Россию. Асфендияров хотел, чтобы республика имела свои вузы и своих учёных. Открытие медицинского вуза

Так как Асфендияров был врачом, он понимал, что в такой большой республике должен быть медицинский институт. 20 апреля 1931 года был открыт АГМИ, в этом была большая заслуга Асфендиярова. Он стал первым ректором медицинской академии. Вначале преподаватели и учёные приглашались из Москвы, из Ленинграда, из Киева. Великий учёный, государственный и общественный деятель

В 1931 году Санджар Асфендияров начал писать книгу об истории Казахстана с древнейших времён, поэтому он перешёл работать в научно-исследовательский институт национальной культуры.

С.Д. Асфендияров был государственным и общественным деятелем, большим учёным, талантливым педагогом,

человеком, который много сделал для развития науки в Казахстане.

Вашему вниманию предлагаются задания, в которых могут быть один, два, три и большее число правильных ответов. Нажимайте на клавиши с номерами всех правильных ответов:

1. С.Д.АСФЕНДИЯРОВ РОДИЛСЯ

1) в 18 веке 4)

2) в 1889 году 5)

3) 3 мая 1921 года 6)

2. С.Д.АСФЕНДИЯРОВ

1) работал врачом в далёком пограничном селе

2) стал народным комиссаром здравоохранения Туркестана

3) получал стипендию, потому что был из многодетной семьи

4) поступил учиться в Петербургскую военно-медицинскую академию

5) несколько лет был ректором Московского института востоковедения

6) с 1924 по 1927гг. работал в Москве, преподавал в Московском государственном университете

7) заведовал больницей

3. В 1927 ГОДУ АСФЕНДИЯРОВ ВЕРНУЛСЯ В

1) Алма-Ату 4) Пекин

2) Москву 5) Туркестан

3) Лондон 6) Кызылорду

в 19 веке в 1905 году 20 октября 1889 года

4. АСФЕНДИЯРОВ ХОТЕЛ ,ЧТОБЫ

1) в Казахстане был университет

2) республика имела свой медицинский центр

3) в республике был медицинский институт

4) республика имела свои вузы и своих учёных

Дополнить

5. 20 АПРЕЛЯ 1931 ГОДА БЫЛ ОТКРЫТ_, В ЭТОМ БЫЛА БОЛЬШАЯ ЗАСЛУГА АСФЕНДИЯРОВА.

6. ОН СТАЛ ПЕРВЫМ_МЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ.

7. В 1931 ГОДУ САНДЖАР АСФЕНДИЯРОВ НАЧАЛ ПИСАТЬ КНИГУ ОБ ИСТОРИИ КАЗАХСТАНА, ПОЭТОМУ ОН

1) уехал в аул

2) вышел на пенсию

3) начал заниматься политикой

4) перешёл работать в научно-исследовательский институт национальной культуры.

Выводы.

Тестовые задания чётко ориентированы на реальный практический результат. Они позволяют учитывать индивидуальные особенности обучаемых, проверять качество усвоения теоретического и практического

материала на каждом этапе обучения, оживляют процесс обучения, экономят время, затрачиваемое на опрос, обеспечивают оперативность проверки выполненной работы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Аванесов В.С. Методические и теоретические основы тестового и педагогического контроля. - М.: 1994. - С. 3-18.

2 Аванесов В.С. Формы тестовых заданий. / / Учебное пособие. - М.: Центр тестирования, 2005. - С. 24-28.

3 Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. - М.: 2003. - С. 58-61.

ТYЙiн: Макалада окыту акценттер бтмнщ мецгерушга бас-басына студентпен ол барынша ьщтимал децгейде кемек жасайды.Жаца окыту технологияларыц карастырады. Окылытын мэтшнщ магынасыныц тусiндiруi оныц белшнщ туйнушштн болжайды, ал белштщ магынасыныц туйшгш мэтшнщ туйнушШгш арада бутшдште сурайды. Оку материалдыц мецгеру -децгей тапсырманыц игерушШпнщ тестШк шшшшде тексершедъ Осы ты табу тапсырмалармен тестшш шшшде квантованных мэтшнщ жаралганыны эдктемесшщ непзшде жатады.

ТYЙiндi сездер: Тест, тестШк тексерк, тестШк шшшде тапсырмалар, квантованные мэтшдер, тестШк тексерктщ, фасетного улгшщ тапсырмасыныц эдга, информациялык-коммуникатив технологиялар, супертесты.

T.K. BERDALIEVA, G.S. ARKABAEV, Z.K. KOKENOVA

S.D. Asfendiyarov KazNMU Almaty, Kazakhstan

JOB IN THE TEST FORM AS A WAY OF KNOWLEDGE CONTROL, SKILLS AND ABILITIES

Resume: This article discusses the educational emphasis on mastery of knowledge by each student at the highest possible level for him with the help of new educational technologies, including the method of quantization of educational texts. Clarification of the meaning of the text being studied involves an understanding of its parts, and clarification of the meaning of parts requires an understanding of the text as a whole. Level of Learning checked using tasks in the test form. This approach is the basis of methods of creating quantized texts with tasks in the test form.

Keywords: Tests, test control, test tasks in the form of quantized texts, method of test control, job facet type of information-communication technologies, supertests.

УДК 415.61:611:378.14

М.Т. ЖАНУЗАКОВА, С.У. ЖАНТАСОВА

СЖАсфендияров атындагы Цаз¥МУ Латын тшмодул!

АНАТОМИЯЛЬЩ АТАУЛАР МЕН ЦИМЫЛ - ^03F^bICTAPFA БАЙЛАНЫСТЫ ФРАЗЕОЛОГИЗМДЕР

Бул мацалада цазац тлi фразеологизмдертщ цурамында кездесетш анатомиялыц атаулар жэне осы атаулармен байланысты цимыл - цозгалысты бiлдiретiн фраземалар сипатталады. Адамныц e3i мен оныц муше-агзаларыныц негiзiнде пайда болган соматикалыц фразеологизмдер жан-жацты зерттеудi талап ететш цыры-сыры квп кyрделi цубылыс. Мундай фразеологизмдерде ец жш цолданылатын анатомиялыц атаулар ауыз, бас, журек, квз жэне тл сияцты атаулар болып табылады. Олар свзге арцау, ойга тiрек болып, тiлдiц фразеологиялыц бай цорын жасауда ерекше цызмет атцарады. даресе, медициналыц жогары оцу орындарыныц студенттершц свйлеу цабыетт арттыру мацсатында цурамында цазацша анатомиялыц атаулары бар соматикалыц фразеологизмдердi кещнен цолданудыц мацыздылыгы дау тудырмайды. Tyttmdi свздер: анатомиялыц атаулар, соматикалыц фразеологизмдер, кэаби багдарлы оцыту.

К^рп заман талабынан туындап отырган кажетттктердщ бiрi - мемлекеттш тшд жогары децгейде мецгерген маман дайындау. Мемлекетiмiздiц тэуелйздш алганына 20 жылдан астам уакыт етсе де, орыс белiмi студенттершщ басым белш казак тшнде элi де таза сейлеп, ерюн ой белке алмайды. Сондыктан тiлдi окыту жуйесше арналган оку материалыныц мазмуны студенттердщ коршаган ортасына, элеуметтш кызметше, болашак мамандыктарыныц ерекшелштерше сэйкес болуы керек.

Студенттердi ауызега сейлеуге уйрету барысында казак тШнщ бай фразеологиялык корына жупнудщ пайдасы ете зор. Эйресе, медициналык жогары оку орындарыныц студенттершщ сейлеу кабшетш арттыру максатында курамында казакша анатомиялык атаулары бар соматикалык фразеологизмдерд кецiнен колданудыц мацыздылыгы дау тудырмайды деген ойдамыз. Орыс тiлдi студенттерде мемлекеттш тшде коммуникативтi карым-катынасты калыптастыру тiл дамыту MYддесiнiц непзп басымдылыгы болгандыктан элеуметтiк лингвистиканыц, этнолингвистиканыц негiздерiне CYЙенген жаца эдiстемелердiц пайда болуы зацды кубылыс. Фразеологизмдер - тшдщ сездiк корына уйыткы болып, оныц бейнелШгш, ажарын кiргiзiп, кещлдеп ойды образдар аркылы бейнелеп, езшдш накыш-бояумен жеткiзетiн туракты сез йркестерь

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Фразеологизмдердiц KYPделi табигатын толык бШп, терец TYсiну Yшiн оныц толып жаткан тыц проблемалары жан-жакты зерттелу Yстiнде. Фразеологиялык ЖYЙенi ^ркеп талдау жэне даму барысын аныктау Yшiн оларды такырыптык топтарга белш карастырудыц мацызы зор. Казак тШ фразеологиясыныц семантикасын зерттеушi галым Р.Э. Авакова фразеологиялык бiрлiктердiц iшкi формаларыныц туындау кездерiне байланысты шартты TYPДе топтастырулар жасай келе, оларды кептеген топтарга белед^ адамныц анатомиялык атаулары (соматизмдер) мен кимыл-козгалыстарына байланысты туган фраземалар; жануарлар (зооморфтык фраземалар) элем^ есiмдiктер

(флора) элемi; табигат кубылыстары; елшем бiрлiктерi (метеорология); сандык (нумеративтш) фраземалар; тур-тус жэне сындык; алгыс жэне каргыс мэндi; мифтiк жэне дши; тарихи кезецдермен жэне тулгалармен байланысты туган фраземалар жэне т.б [1, 53-55]. Осылардьщ iшiнен тшде ец жиi кездесетiндерi адамныц анатомиялык атаулары мен кимыл-козгалыстарына байланысты туындаган

фразеологизмдер. Осыган орай, бYгiнде терец зерттелш жаткан фразеологизмдердiц Yлкен бiр тармагы -соматикалыц фразеологизмдер. БYгiнгi тацда бул топ фразеологизмдерiнiц нысаны, колдану аясы мен кызмет жан-жакты толык зерттеудi кажет етедi. Олардык мэнi мен мазмунын танып бшу бул жумыстыц максаты болып табылады.

Лингвистикада ец алгаш «соматизм» терминiн енпзген финн-угортанушы галым Ф.Вакк болды. Ол ецбегшде эстон тiлiнiц курамындагы соматикалык фразеологиялык бiрлiктердi карастыра отырып, мундай бiрлiктер осы тiлдiц фразеологиялык корыныц ете ежелгi класы деген тужырымга келдi.

Соматикалык фразеологизмдер - адамныц езi мен оныц MYшелерi мен агзаларына (бас, кез, кол, аяк, ЖYрек, тiл жэне т.б.) катысты пайда болган алуан TYрлi туракты сез тiркестерi мен сез оралымдары. Лексикографтардыц пiкiрiнше, кез келген тшдщ фразеологиялык корыныц 30% соматикалык ^ркестер курайды. Соматикалык фразеологизмдер (грек. soma - дене) эр тшде келемi жагынан Yлкен жэне жиi колданылатын туракты тiркестерi. Олар коммуникативтiк магынасы зор тiл бiрлiктерi. Кандайда бiр соматикалык процестi iс ЖYзiне асырушы, орындаушы - адамныц езi.

Адам - табигат туындысы, ондагы себептШктщ жемiсi. Адам сырткы ортамен белсенд карым-катынас жасай отырып, бiрте-бiрте ез табигатын да, коршаган ортаны да езгертш отыратын белсендi тулга. Оган кимыл-козгалыс, iс-эрекет, амал, калып, жай-^й, ойлау, сейлеу, керу, есту, багыт-багдар, бейнелеу сиякты езге де процестер тэн. Оныц сезiм

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.