технологии ДО». В 2005-2007 годах по программе ППС прошли обучение 90 преподавателей. Кроме того, в 2005 году группа преподавателей университета получила профессиональные сертификаты Российского государственного института открытого образования (РГИОО) Министерства образования и науки РФ по программе «Преподавание в сети Интернет».
Заключение
В результате выполнения системного проекта внедрения дистанционных образовательных технологий в ИрГУПС создана и функционирует среда электронного обучения, включающая в себя методические, педагогические и технологические составляющие, необходимые для реализации технологии е-Ьеагш^.
Литература
1. Хоменко А.П., Косякин В.В., Кондратьев И.Н. Новые информационные и образовательные технологии // Железнодорожный транспорт. - 2004. - № 5. - С. 60-61.
2. Деражне Ю.Л. Открытое обучение: Монография. - М., 2002. - 352 с.
3. Гура В.В. Методология педагогического проектирования медиаобразовательной среды вуза //Проектирование инновационных процессов в социокультурной и образовательной сферах /Отв.ред. Ю.С.Тинников, Г.В.Яковенко. - Сочи: Изд-во Сочин. гос. ун-та туризма и курортного дела, 2000. - С. 5355.
4. Зайцева Ж.Н., Рубин Ю.Б., Титарев Л.Г. и др. Открытое образование - стратегия XXI века для России / Под общ. ред. В.М. Филиппова и В.П. Тихомирова. - М.: МЭСИ, 2000. - 356 с.
5. Капустин В. А. Инструментальные средства технологического обеспечения и платформы дистанционного обучения //Открытое образование. - 2003. - № 1. - С. 23-40.
6. Володин А.С., Кондратьев И.Н. Программный комплекс организации и управления системой дистанционного обучения «СДО Стрела-1» //Компьютерные учебные программы и инновации. - 2006. -№ 3. - С.8-9.
7. Кондратьев И.Н., Григорьева О.Н., Шилин В.М. СНИТ для образовательной среды ИрГУПС // Иркутск: ИрГУПС. - Транспортные проблемы Сибирского региона. - Ч.2, 2003. - С.3-6.
8. Лузгина В.Б. Современный учебно-методический комплекс дисциплины: Докл. на регион. научн. метод. сем. «Электронное обучение в профессиональном образовании» 2004 г ., ОмГТУ, http://edu.omgtu.ru/sovremen_mc.htm.
9. Стародубцев В.А. Компьютерные и мультимедийные технологии в естественнонаучном образовании //Томск: ТПУ, 2002. - 224 с.
10. Кондратьев И.Н. Мультимедийные лабораторные работы по физике //Компьютерные учебные программы и инновации. - 2007. - № 3. - С.102.
11. Федотов И.П., Юргеленас Ю.В. Основные принципы разработки тестовых заданий и их реализация в системе ДО «Виртуальный профессор», http://www.mikhis.ru/do/Yurgelenas.htm
12. http://www.ast-centre.ru/
МОДУЛИ СИТУАЦИОННОГО ЦЕНТРА ДЛЯ ПРОЕКТНОЙ ГРУППЫ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ В ВУЗЕ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ
О.В. Устинова, асс. каф. Методики преподавания математики
Тел.: 8(3812) 59-06-12;, E-mail: [email protected] Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского http://omsu.omskreg.ru
Clause is devoted to the development of model of training defining success of training of design group of the situational center on the basis of system of structures of knowledge, including elements «a technique of training» and «quality check of a level of knowledge».
Модули ситуационного центра вклю- метод построения профилей знаний семан-
чают в себя научно обоснованные методы с тического пространства, методы проверки
учетом психологических особенностей чле- качества уровня знаний) и используют эври-
нов проектной группы (методы соционики, стику и технологию построения тестов [1, 2].
Разработана модель обучения для проектной группы, определяющая критерии организации учебного процесса. В основе ее лежат модули ситуационного центра - Система ПРОфилей членов проектной группы и Знаний (СПРОЗ). СПРОЗ включает элементы «Методика обучения» и «Проверка качества уровня знаний», которые представлены схемой «рыбий скелет» (рис. 1). Каждый элемент содержит основные модульные блоки ситуационного центра, которые можно применять в процессе обучения.
Элемент «Методика обучения» включает следующие модули:
1. Модуль «Соционика», который основан на определении факторов, влияющих на процесс усвоения знаний, в том числе по курсу Информатики с учетом социониче-ских особенностей члена группы в индивидуальном обучении;
2. Модуль «Когнитивная графика», который содержит основы применения когнитивной графики в обучении.
Элемент «Проверка качества уровня знаний» включает следующие модули:
1. Модуль «Тест», содержащий основы создания тестов с использованием математической статистики и их применения;.
2. Модуль «Семантика», содержащий основы построения профилей ассоциативной связи в семантическом пространстве при проверке качества знаний и их применения, в том числе к информатике [3];
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
ПРОВЕРКА КАЧЕСТВА УРОВНЯ ЗНАНИЙ
Рис. 1. Модель обучения СПРОЗ
3. Модуль «Эвристика», основанный на применении эвристики при обучении.
Модуль «Соционика» базируется на том, что разные типы людей требуют разных подходов к обучению. Соционика выделяет четыре типа информационного метаболизма (восприятия информации), на основе которых проектную группу можно разделить на четыре подгруппы и описать для каждой из них соответствующий ее восприятию учебный материал.
Для определения соционического типа учащегося проводится тестирование с использованием разработанных автором тестовых программ «8осюТе81», реализующих описанные в литературе тесты.
Как дополнительный способ определения подтипа участника тестирования был привлечен метод определения подтипа по внешним признакам.
Для эффективного усвоения материала, быстрого приобретения практических навыков у членов проектной группы, а также для развития творческих способностей у них разработана методика изложения учебного материала и организации учебного процесса по курсу «Информатика» с учетом применения методов соционики.
Проведены статистические эксперименты с N группами общей численностью М человек. Результаты (табл. 1) подтверждают правильность данного подхода.
Преподаватель выбирает методы обучения в соответствии с типом учащегося, и, таким образом, информация воспринимается в нужном ему стиле. Оптимальное обучение заключается в том, чтобы обучаемый работал в естественном для себя канале восприятия информации [4].
Модуль «Когнитивная графика» основан на опыте разнообразного прикладного использования компьютерной анимации в различных сферах. Автором были разработаны компьютерные мультимедийные презентации «У18иа^оМ» по курсу «Информатика» для юридического факультета и по курсу «Основы компьютерной грамотности» для сотрудников муниципальных библиотек г. Омска.
Одним из ресурсов обучения является развитие качественных, интуитивных, образных представлений. Учебные программы, комбинирующие видеоизображения, тексты и звук, позволяют эффективно использовать один из способов представления знаний.
Таблица 1
Доля отлично выполненных заданий
Соционический шп учащего ся Форма описания материала
«Аудиальная» «Визуальная» «Кинетическая» «Речевая»
«Аудиалы» 0,8 0,6 0,6 0,3
«Б из у алы» 0,5 0,5 0,3 0,3
«Кинестетики» 0,5 0,5 0,8 0,3
«Речевики» 0,4 0,4 0,25 0,8
Основы компьютерной грамотности Урок 1. Введение
1. Создание папки и файлов
2. Открыта документа в программах
3. Операция копированья с помощью контекстного меню
4. Операция копированья с помощью основного меню
5. Архивированье файлов
6. Извлечение файлов из Архива
7. Проверка на вирусы
Создание папки и файлов
» обучение
Правка Вид Избранное Сервис Справка ^
Создать ярлык | В меню Файл выбрать команду \ Создать. затем Папку & АСРЗее 8.0 ВМР 1таое
v J Q Переход
Закрыть Документ Microsoft Word
tga Приложение Microsoft Office Access Презентация Microsoft PowerPoint [Ц ACDSee 8.0 PSD Image Документ Microsoft Office Publisher § Архив WinRAR (§] Текстовый документ 0 ACDSee 8.0 WAV Audio Лист Microsoft Excel § Архив ZIP - WinRAR
Рис. 2. Один из способов представления знаний
Модель обучения (на примере курса «Информатика») включает в себя также мониторинг проверки качества знаний [5].
В результате анализа известных методов проверки уровня знаний предлагается методика построения профилей знаний учащегося в семантическом пространстве, которая включена в модуль «Семантика». Методика основана на принципах и технологии экспериментальной психосемантики, которая использует математическую модель индивидуального сознания - семантическое пространство.
Методика состоит в том, что сначала формируется подмножество из ключевых слов изучаемой предметной области. Затем учащийся строит ассоциативный ряд из терминов предмета в порядке убывания ассоциаций. Результат испытуемого представляет собой матрицу попарных близостей, где в строках представлены оцениваемые объекты, а в столбцах - оценочные признаки.
Матрица каждого испытуемого подвергается многомерному статистическому анализу в целях получения расчетных показателей и повышения наглядности результатов. Авторы других работ использовали в качестве статистического анализа факторный
анализ, многомерное шкалирование и другие методы статистики. В данном случае в основе графической интерпретации лежит статистическая процедура - ранговая корреляция.
На основе таблицы коэффициентов ранговой корреляции строился график, по которому можно предположить, в каком состоянии находятся знания объекта обучения по определенной теме курса. На рис. 3 (см. цв. вставку) приведен профиль знаний «отличника». В данном случае семантической близостью обладают почти все термины предложенного перечня.
На рис. 4 (см. цв. вставку) показан профиль знаний «троечника». Многие слои находятся в отрицательной плоскости графика. Это значит, что учащемуся не удается установить смысловую связь между определенными терминами данной темы. В частности, с последними элементами предложенного списка у него отрицательная корреляция. Такая корреляция показывает, что теснота смысловой связи между элементами списка очень слабая.
Построение ассоциативных рядов способствует эффективному повторению учебного материала, стимулируя представление
изучаемой темы в целом. Методика позволяет проверять качество знания и наглядно интерпретировать уровень усвоения изучаемого материала. Описанная методика построения образов ассоциативных связей терминов может быть использована и при изучении других дисциплин.
Для итоговой проверки знаний служит модуль «Тест», который включает в себя тестовые программы «TestWord», «Те81Ехсе1».
В последние годы усиливается интерес к методам объективного контроля результа-
тов обучения, в частности к педагогическим тестам. В работах исследовались способы повышения качества педагогических тестов при помощи корреляционного анализа результатов тестирования. На основе этих исследований для улучшения качества созданных тестов автором была разработана компьютерная программа «StatTest», которая включает процедуры статистической обработки и методы оценки качества теста в соответствии с классической теорией тестирования (рис. 5).
Рис. 5. Программа статистической обработки тестов
Для создания качественных тестов используется метод последовательного приближения [6]. Сначала создается тест на основе примерных знаний, затем проводится эксперимент по тестированию и экспертным оценкам, затем статистический анализ результатов эксперимента, - то есть идет поэтапное улучшение теста. С помощью вспомогательной компьютерной программы такая процедура проходит быстро и эффективно.
Модуль «Эвристика» включает в себя проверку уровня знаний с использованием программного комплекса кроссвордов «Kross».
В результате учащиеся, запоминая те или иные команды и действия, успешнее выполняют контрольную-зачетную работу. Таким образом, творческий подход к учеб-
ному процессу позволяет достичь необходимого уровня знаний с большей эффективностью, чем традиционные обучающие методы.
Система мониторинга и проверки знаний позволяет контролировать учебный процесс всем заинтересованным сторонам -и участникам проектной группы ситуационного центра, и преподавателю.
Экспериментальная проверка предложенной модели обучения, основу которой составляет организация обучения на базе Омского государственного университета им. Достоевского, подтвердила ее эффективность, которая выразилась в повышении успеваемости и результативности учебного процесса.
Технологическим дополнением системы являются методики обучения преподава-
нию с использованием упомянутых авторских программ.
Практическая организация учебного процесса по описанной технологии в 20002006 годах на юридическом факультете Омского государственного университета им. Достоевского, а также в Омском государственном институте сервиса (по специальности «Информатик-аналитик») показала эффективность применения.
Модули ситуационного центра позволяют организовать систему мониторинга качества усвоенного материала. Решение задач стало возможным благодаря многодисциплинарному подходу, в частности, использованию соционики, математической статистики, когнитивной графики, эвристики, основ тестового контроля знаний.
Заключение
Разработан и программно реализован комплекс методик анализа и мониторинга
проектной группы ситуационного центра.
Исследованы процессы связи результатов анализа типа информационного метаболизма человека, способов представления информации в ситуационном центре и групповой компетентности (влияние социотипа и представления информации на компетентность и креативность человека и проектной группы).
Создан комплекс мониторинга компетенции проектной группы на основе модели профиля знаний в семантическом пространстве.
Разработаны методика и программа для статистического анализа и улучшения качества тестов, используемых для анализа компетентности (качества знаний).
Комплекс и его компоненты использованы в учебном процессе вузов г. Омска (ОмГУ, ОГИС).
Всероссийская конференция «Российское профессиональное образование: опыт, проблемы, перспективы»
23-24 апреля 2008 года в Культурно-выставочном центре «Сокольники» и Конгресс-центре «Измайлово» при поддержке Совета Федерации, Государственной думы, Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Федерального агентства по образованию, политической партии «Единая Россия» проводится «Всероссийская конференция «Российское профессиональное образование: опыт, проблемы, перспективы».
В Конференции примут участие представители федеральных и региональных органов власти, органы управления образованием, руководители образовательных учреждений, представители работодателей и бизнес-структур, заинтересованных в подготовке квалифицированных кадров.
На пленарном и секционных заседаниях конференции будут рассмотрены вопросы: государственная поддержка развития профессионального образования; инновационные технологии в подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров; управление качеством профессионального образования; совершенствование внутрифирменного обучения персонала; социальное партнерство в подготовке кадров; взаимодействие учреждений профессионального образования с рынком труда и работодателями; информационные технологии в профессиональном образовании; система непрерывного (пожизненного) образования в агропромышленном комплексе и др.
Источник. Сайт конференции (www.edu.meks-info.ru)
Литература
1. Рейнин Г.Р. Соционика. Типология. Малые группы. - С-Пб.: Образование-культура, 2005. - 240 с.
2. Филимонов В. А. Подготовка команд для ситуационных центров по технологии «винтсервинг»// Матер. III междунар. технологич. конгресса «Военная техника, вооружение и технологии двойного применения». - Омск: ОмГУ, 2005. - С. 341-343.
3. Маренко В. А. Исследование семантического пространства памяти в рамках построения экспертной системы // Омский научный вестник. - 2002. - № 17. - С. 82-84.
4. Устинова О.В., Филимонов В.А. Применение соционики для создания технологий обучения информатике //Матер. региональн. научн.-практич. конф. «Совершенствование системы подготовки специалистов для сферы сервиса». - Омск: Омск. гос. ин-т сервиса, 2002. - С. 153 .
5. Устинова О. В. Технология обучения информатике на основе системы профилей студентов и знаний СПРОЗ //Матер. VIII междунар. научн.-практич. конф. «Системный анализ в проектировании и управлении». - СПб, 2004. - С. 127-130.
6. Аванесов В.С. Научные основы тестового контроля знаний. - М.: Исследоват. центр, 1994. - 135 с.