Научная статья на тему 'Входной контроль знаний в процессе обучения инженеров-химиков'

Входной контроль знаний в процессе обучения инженеров-химиков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
490
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Открытое образование
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буйновский А. С., Безрукова С. А., Медведева М. К., Молоков П. Б., Стась Н. Ф.

The automated diagnostic «Test chemistry» complex, allowing to carry out the initial control of knowledge of first-year students to reveal a possession degree of base knowledge, the skills, which are necessary for the beginning of training is developed and is offered.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Буйновский А. С., Безрукова С. А., Медведева М. К., Молоков П. Б., Стась Н. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Входной контроль знаний в процессе обучения инженеров-химиков»

12. Невуева Л., Сергеева Т. О перспективных тенденциях разработки педагогических программных средств // Информатика и образование. — 1990. — № 5. — С. 5-10.

13. Роберт И. В. Теоретические средства создания и использования средств информатизации образования: Автореф. дисс. ... д-ра пед. наук: 13.00.02. — М., 1994. - 39 с.

14. Соловов А.В. Проектирование компьютерных систем учебного назначения : Учебн. пос. . — Самара: СГАУ, 1995. - 138 с.

15. Талызина Н. Ф. Теоретические основы программированного обучения. — М.: Знание, 1968. — 102 с.

16. Ширшов Е. В., Чурбанова О.В. Педагогические условия проектирования электронных учебно-методических комплексов: Монография. - Архангельск, 2005. - 307 с.

ВХОДНОЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНЖЕНЕРОВ-ХИМИКОВ

А.С. Буйновский, д.т.н., проф. Тел.: (8-38-23)54-49-07, E-mail: bas@ssti.ru

С.А. Безрукова, к.х.н., ст. преп. Тел.: (8-38-23)54-49-07, E-mail: bas@ssti.ru

М.К. Медведева, зав. лабораторией Тел.: (8-38-23)54-49-07, E-mail: bas@ssti.ru

П.Б. Молоков, асп. Тел.: (8-38-23)54-49-07, E-mail: bas@ssti.ru Северская государственная технологическая академия http://www.ssti.ru Н.Ф. Стась, к.т.н., доц. Тел.: (8-38-22)56-34-74 Томский государственный политехнический университет http://www.tpu.ru

The automated diagnostic «Test — chemistry» complex, allowing to carry out the initial control of knowledge of first-year students to reveal a possession degree of base knowledge, the skills, which are necessary for the beginning of training is developed and is offered.

Попытки улучшить качество образования, не подкрепленные действенными методами проверки знаний, не приносят, как правило, желаемых результатов. Поэтому обязательным и необходимым элементом обучения, способствующим улучшению качества подготовки специалистов, является четкая постановка организации контроля знаний. В настоящее время, в связи с падением мотивации учебной деятельности студентов, роль контроля знаний особенно возрастает.

Контроль - важнейший, обязательный элемент технологии обучения. От его правильной организации во многом зависят эффективность управления учебно-воспита-

тельным процессом и качество подготовки специалиста. Обучение не может быть полноценным без регулярной и объективной информации о том, как усваивается студентами материал, как они применяют полученные знания для решения практических задач [1].

Весьма важен отбор содержания контроля. Преподавателю всегда приходится сталкиваться с тем, что все проверить просто невозможно, хотя и очень хотелось бы. В процессе планирования содержания контроля необходимы более глубокое и полное отображение определенной предметной области, раздела, темы, их уточнение и детализирование, ранжирование по степени важности [2].

В зависимости от этапов обучения контроль бывает разных видов, а также может осуществляться с помощью разнообразных методов и форм.

Обычно пользуются тремя видами контроля - текущим, промежуточным и итоговым. Однако, ограничение видов контроля в

сочетании с разнообразными методами и формами не позволяет в полной мере реализовать все функции контроля и достичь целей обучения. Поэтому роль комплексной проверки знаний очень велика.

На кафедре Химической технологии материалов современной энергетики Север-ской государственной технологической академии особое внимание уделяется входному контролю знаний студентов 1 курса.

Выпускной экзамен по химии в школах к числу обязательных не относится. Его сдают по выбору отдельные выпускники школ. При поступлении на химическую специальность сдача вступительного экзамена по химии тоже необязательна, т. к. при зачислении может быть засчитана оценка по физике. В связи с этим часть студентов, принятых на химические направления и специальности, ни выпускного в школе, ни вступительного экзамена по химии в институт, в сущности, не сдавали, а те, которые и сдавали, практически всегда имеют пробелы в знаниях по химии. Преподаватель же, начиная обучение по предмету, всегда должен иметь представление об уровне знаний своих студентов. Поэтому входной контроль как для студентов, так и для преподавателя необходим.

Цель входного контроля - выявление степени владения базовыми знаниями, умениями и навыками, необходимыми для начала обучения.

Среди студентов I курса химических специальностей Северской государственной технологической академии и Томского политехнического университета было проведено анкетирование по вопросу, какую отметку по химии имеют они в аттестате и как, по их собственному мнению, они сами оценивают уровень своих знаний. Результаты анкетирования показали, что доля студентов, не знающих основы школьного курса химии, составляет около 20%. После проведения входного контроля знаний оказалось, что этот показатель доходит до 50-60% (рис. 1).

Входной контроль позволяет конкретно выявить этих студентов и убедить их в том, что они находятся в зоне большого риска и

им необходимо в короткий срок проработать школьную химию самостоятельно, с помощью электронных и обычных учебных пособий или с помощью репетитора. Таким образом, с помощью входного контроля возможно показать тот начальный уровень знаний и умений студентов по химии, который у них в действительности есть и который должен быть перед началом изучения вузовского курса общей химии.

При использовании традиционных методов и средств контроля, в силу перегрузки преподавателей, далеко не всегда можно выявить все, что важно для предстоящего обучения. В результате некоторые обучаемые (наиболее слабые) приступают к освоению нового материала преждевременно. Но, силу отсутствия необходимых базовых знаний, они этот новый материал не способны ни понять, ни принять. Как следствие, они хронически отстают в учебе.

В этой связи, в качестве альтернативы традиционным методам контроля, нами предлагается стандартизированный (тестовый) контроль, осуществляемый с использованием так называемых претестов (предварительных тестов), в содержании которых отображены все базовые знания, умения и навыки, необходимые для усвоения новых знаний.

Технологии тестовой диагностики процесса и результатов обучения, как правило, основаны на использовании компьютерной техники. Ее применение в тестировании позволяет автоматизировать и существенно сократить сроки проведения основных этапов тестового контроля: формирование вариантов теста, распределение тестируемых по рабочим местам, обработку и представление результатов тестирования [3].

Для входного контроля нами используется автоматизированный диагностический комплекс «Тест-химия», созданный при помощи специалистов Института инженерной педагогики Томского политехнического университета. Программа комплекса проста в обращении, позволяет быстро проводить тестирование и обрабатывать результаты, генерировать вопросы (что исключает возможность повтора билетов одинакового содержания) и распечатывать варианты тестов.

База данных комплекса состоит из 360 вопросов по 9 основным изучаемым в школах темам; ее можно изменять и дополнять.

С помощью программы можно проводить компьютерное тестирование и распечатывать варианты тестовых заданий для бланочного тестирования. Вопросы и ответы набираются в электронных таблицах Excel.

Для входного контроля используется бланочное тестирование.

При запуске программы «Тест-химия» возникает диалоговое окно, в верхнем меню которого представлена последовательность операций: «Создать пакет», «Печать билетов», «Проверка», «Итог по группам».

При нажатии кнопки «Создать пакет» происходит формирование билетов с помощью выбора случайным образом одного вопроса из каждой темы (рис. 2). Количество билетов в пакете - 30. Таких пакетов может быть сколько угодно. Каждый из них в соответствующем порядке записывается в новый файл Excel, а ответы в том же порядке записываются в другой файл Excel. Генерирование вопросов исключает возможность повтора одинаковых билетов.

При нажатии «Печать билетов» возникает окно (рис. 3).

Для распечатывания билетов выбирается любой из созданных пакетов. Можно распечатать все 30 билетов или выбрать необходимые. Распечатка происходит с помощью стандартной операции электронных таблиц Excel. Билет содержит обозначенное рамкой место для ответа (рис. 4).

Проверка тестовых заданий проводится по ответам, записанным в файле Excel. Ответы оцениваются по пятибалльной системе. При нажатии кнопки «Проверка» появляется окно (рис.5). Сначала необходимо создать файл для группы. Обычно это номер группы, которая тестировалась, или вид контроля (если тестирование проходит только в одной группе). В следующей строке вводится имя файла. Затем нажимается кнопка «Добавить студента»; появляется окно (рис. 6).

Здесь вводится фамилия студента, номер билета из соответствующего пакета. Появляется таблица, в которой в столбце 1

указан номер вопроса в билете, соответствующий номеру темы. В столбце 2 стоит номер вопроса, под которым он занесен в общую базу данных в пределах темы. Затем указан правильный ответ. Сравнивая ответ студента в билете с правильным ответом, мы выставляем балл за каждый вопрос и в конце нажимаем на кнопку «Результат». Появляется таблица, в которой указан балл за ответ на каждый вопрос. Рядом - сумма баллов, полученных студентом из максимально возможных, и оценка за выполненное задание. Потом вводится фамилия следующего студента. По окончании ввода всех учащихся нажимается кнопка «Итог по группе». Результаты обработки билетов сохраняются в отдельном файле (рис. 7). Здесь мы видим дату проведения тестирования, номер группы, сводную таблицу, в которой представлен список всех тестируемых, номер билета, баллы за каждый вопрос, сумма баллов за билет и оценка.

На основании обработанных данных производится графическая интерпретация результатов тестирования в виде гистограмм (машинописного графика).

График (рис.8) отображает качественную успеваемость в группе. Гистограмма (рис.9) представляет качественную успеваемость по темам.

Таким образом, результаты тестирования дают информацию о баллах учащихся, полученных за каждое задание, средний индивидуальный балл и оценку и, исходя из отметок, позволяют сделать вывод о том, какая из тем представляет наибольшие затруднения индивидуально для отдельного студента и для группы в целом.

Оценка успешности выполнения заданий основана на сопоставлении ее с правильным ответом, служащим эталоном. В этом случае она является объективной, но не учитывает возможности случайной ошибки учащегося. Это весьма важно при входном контроле, являющемся своего рода первым испытанием в условиях новой обстановки, а принцип индивидуальности, основанный на психофизических особенностях отдельного человека, здесь должен быть учтен обязательно.

Поэтому, помимо заполненного бланка, студенты обязаны предоставить черновик, в котором приводятся подробное решение и объяснение каждого задания, что дает возможность исключить случайную ошибку, а также проверить систематичность знаний, их полноту и глубину, установить, умеют ли

учащиеся решать химические задачи, обладают ли навыками, необходимыми для выполнения различного типа заданий, проследить умение ясно, грамотно и логически стройно излагать свои мысли и приводить обоснования того или иного ответа. При этом учитывается чистота и аккуратность, последовательность записей, стремление обосновать результаты необходимыми формулами, графиками, схемами, уравнениями реакций.

После проверки все работы анализируются и вместе с необходимыми замечаниями и рекомендациями возвращаются студентам для того, чтобы каждый из них оценил свой уровень подготовки и своевременно отреагировал на недостатки, упущения, серьезные пробелы. Учащиеся должны сами самостоятельно проанализировать свои ошибки, причины неправильного решения и устранить обнаруженные пробелы. Для этих целей по аналогичной программе используется компьютерное тестирование, но уже во внеаудиторное время.

При запуске программы для компьютерного тестирования появляется диалоговое окно. В верхнем меню: «Получить билет», «Проверка билета»; «Справка» и «Выход из программы». При нажатии кнопки «Получить билет» происходит формирование билета с помощью выбора случайным образом одного вопроса из каждой темы. Затем происходит считывание из базы вопросов, разбитых на темы, соответствующих выбранным номерам, и даются варианты ответов к ним. Выбранные вопросы выводятся на экран в виде диалогового окна. После того как студент ответит на все вопросы, он нажимает кнопку «Проверка билетов». Программа сверяется со считанными в массив с правильными ответами и выдает студенту результаты проверки: неверные ответы будут выделены красным цветом; если верна только часть ответов, учащемуся также сообщается об этом с указанием пра-

вильных ответов. Внизу представлено общее количество верных, неверных ответов, процент правильных ответов. Также фиксируется время выполнения задания.

При неудовлетворительном результате процесс тестирования можно будет повторить, вновь нажав кнопку «Получить билет». В этом случае также происходит генерирование вопросов, исключающее возможность повтора одинаковых билетов.

При нажатии кнопки «Справка» появляется инструкция по пользованию программой «Тест-химия».

Кроме того, в качестве альтернативы компьютерного тестирования для самостоятельной работы студентов нами предлагается учебно-методическое пособие «Химия. Варианты контрольно-измерительных материалов» в виде тест-заданий (твердая копия и электронный вариант), в котором приведен комплекс тех же вопросов, что и в базе данных программы «Тест-химия», и ответы на них.

Таким образом, предлагаемая нами система входного контроля знаний, при незначительных затратах аудиторного времени и минимальной загруженности преподавателя, дает обоснованную, объективную оценку подготовки обучаемого, позволяет эффективно выявить готовность к усвоению новых знаний у всех студентов, развивая у них навыки самоконтроля и самооценки. Это помогает студентам учиться видеть свою деятельность с разных сторон, оценивать свое эмоциональное, волевое, интеллектуальное состояние, анализировать затруднения, устанавливать их причины, находить пути устранения, видеть свои достижения.

Навыки самоконтроля и самооценки для будущего профессионала - это его самостоятельность, ответственность, умение определить направление дальнейшего развития. Именно на этапе входного контроля на это стоит обратить особое внимание, т.к. трудности при организации работы обычно возникают в самом начале работы, когда для студентов все ново и непривычно, а когда они начинают получать результаты своей работы, это уже становится привычным делом. Важно, чтобы результат появился бы как можно быстрее и был положительным.

Литература

1. Аванесов В.С. Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе: Уч. пособие. - М.: МИСиС, 1987. - 336 с.

2. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. - М.: Арена, 1994. - 223 с.

3. Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов: Уч. пособие. - М.: Логос, 2002. - 432 с.

СРЕДСТВА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ЗАОЧНОЙ ФОРМЕ ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОГРАММНОЙ СРЕДЕ «ЭЛЕКТРОННЫЙ ИНСТИТУТ»

А. Ф. Федоров, к. т. н., доц., директор Института дистанционного образования ТПУ Заслуженный работник высшего образования РФ Тел.: (3822)-564-100, факс (3822)-564-100, E-mail: faf@ido.tpu.ru Д. Ю. Кузнецов, к. т. н., зам. директора Института дистанционного образования ТПУ Тел.: (3822)-564-100, факс (3822)-564-100,E-mail:dima@ido.tpu.ru И. С. Паниковский, программист Института дистанционного образования ТПУ Тел.: (3822)-564-100, факс (3822)-564-100,E-mail: isp@ido.tpu.ru Томский политехнический университет http://www.tpu.ru

The using of methodical tools in the Institute of distant education of Tomsk polytechnic university included in program complex «Electronic Institute» was described.

Всем известно, что в настоящее время информационные технологии активно применяются в различных сферах человеческой

деятельности. Не является исключением и образование, где данные технологии используются для поддержки образовательного процесса по всем формам обучения, особенно по заочному.

Существует большое количество программных комплексов, предназначенных для реализации дистанционного и открытого образования. Как правило, эти программные продукты разрабатываются достаточно известными 1Т компаниями и имеют высокое качество. Но довольно часто учебные учреждения вынуждены создавать свое программное обеспечение (ПО), поскольку существующее не может удовлетворить всех их потребностей. О том, почему это происходит, было рассказано в работе [1]. В ней был проведен обзор наиболее распростра-

ненных на сегодняшний день систем поддержки дистанционного образования и описаны причины, по которым в Институте дистанционного образования (ИДО) Томского политехнического университета (ТПУ) было принято решение разработать свой информационный комплекс поддержки образовательного процесса «Электронный институт». Также в статье [1] были подробно рассмотрены компоненты системы, предназначенные для администрирования учебного процесса, такие как:

- система «Автоматизированное рабочее место методиста-диспетчера "Электронный деканат"», предназначенная для ведения информационной базы студентов, обучающихся в ИДО;

- программное обеспечение методического отдела ИДО - «Библиотека ИДО», предназначенное для сопровождения процесса выпуска учебно-методических материалов;

- система «Учебный план», основное назначение которой - поддержка процесса формирования учебных планов по направлениям и специальностям ИДО.

Но за кадром остались те компоненты системы «Электронной институт», которые

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.