Научная статья на тему 'Рассмотрение и утверждение бюджета Государственной Думой федерального собрания Российской Федерации'

Рассмотрение и утверждение бюджета Государственной Думой федерального собрания Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1487
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шулбаева Ю. Л.

В настоящей статье рассматривается порядок деятельности Государственной Думы по рассмотрению и утверждению бюджета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INSPECT AND ASSERTION BUDGET THE STATE DUMA OF FEDEREL ASSAMBLI IN RUSSIAN FEDERATION

In article investigation order to work the State Duma at inspect and assertion budget

Текст научной работы на тему «Рассмотрение и утверждение бюджета Государственной Думой федерального собрания Российской Федерации»

РАССМОТРЕНИЕ И УТВЕРЖДЕНИЕ БЮДЖЕТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМОЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

ЮЛ. Шулбаева

Кафедра конституционного, административного и финансового права Российский Университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, ¡17198, Москва, Россия

В настоящей статье рассматривается порядок деятельное™ Государственной Думы по рассмотрению и утверждению бюджета.

Рассмотрение и утверждение бюджета - это вторая самостоятельная стадия бюджетного процесса. Рассмотрение федерального закона “О федеральном бюджете” осуществляется в соответствии со ст. 107 Конституции РФ1. Ведущая роль здесь отводится законодательной власти, которая уделяет большое внимание рассмотрению и утверждению бюджета. Не случайно были приняты специальные законы, регламентирующие порядок рассмотрения и утверждения бюджета: Федеральный закон от 31 июля 1995 г. “О порядке рассмотрения и утверждения федерального бюджета на 1996 год”2; Федеральный закон от 10 июля 1996 г. “О порядке внесения, рассмотрения и принятие федерального закона “О федеральном бюджете на 1997 год”; Федеральный закон от 21 июля 1997 г. “О порядке внесения, рассмотрения и принятия федерального закона “О федеральном бюджете на 1998 г.”’ и о порядке внесения изменений и дополнений в федеральный бюджет"; Федеральный закон от 23 июля 1998 г. “О порядке внесения, рассмотрения и принятия Федерального закона “О федеральном бюджете на 1999 г.”4. Этими федеральными законами был закреплен особый порядок рассмотрения проекта закона о федеральном бюджете ( 4 чтения, исключением является Федеральный закон “О федеральном бюджете на 1996 год”, который рассматривался в трех чтениях, определены сроки рассмотрения и утверждения бюджета). Бюджетным Кодексом РФ5 также закреплено рассмотрение и утверждения бюджета в 4 чтениях и определены сроки рассмотрения и утверждения бюджета от 4,5 до 7,5 месяцев.

Рассмотрение и утверждение бюджета в первом чтении.

Согласно ст. 198 Бюджетного Кодекса РФ проект Федерального закона “О федеральном бюджете па ... год” должен быть рассмотрен в течение 30 дней со дня его внесения в Государственную Думу РФ. В течении 15 дней со дня внесения проекта закона о бюджете Комитеты Государственной Думы готовят и направляют заключения, предложения и рекомендации в Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам (раннее назывался Комитетом по бюджету, налогам, банкам и финансам), который на основании заключений Комитетов ГД и субъектов законодательной инициативы готовит свое заключение по бюджету. Законопроект, подготовленный к рассмотрению Государственной Думой в первом чтении, и материалы к нему направляются Комитетом по бюджету и налогам в Совет Государственной Думы для внесения на рассмотрения Государственной Думы. Также Комитет представляет: а) проект постановления Г осударственной Думы о принятии законопроекта в первом чтении; б) заключение этого Комитета с мотивированным обоснованием необходимости принятия либо отклонения данного законопроекта; в) заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы; г) проект решения Совета ГД с указанием даты рассмотрения бюджета на заседании ГД, докладчика по законопроекту и содокладчика от Комитета. Обсуждение бюджега начинается с доклада субъекта права законодательной инициативы, то есть Правительство РФ в лице Министра финансов РФ.

При рассмотрении ГД бюджета в первом чтении обсуждается его концепция, дается оценка соответствия основных положений бюджета, его актуальности и практической значимости, а также

1 СМ: Российская газета от 25 декабря 1993 г.

2 СМ: Российская газега от 4 августа 1995 г.

3 СМ: Российская газета от 29 июля 1997 г.

4 СМ: Российская газета от 30 июля 1998 г.

3 СМ: Российская газета от 12 августа 1998 г. 72

утверждается бюджетная классификация. В первом чтении Государственная Дума утверждает основные характеристики федерального бюджета. При этом до их утверждения должны быть приняты федеральные законы о внесении изменений и дополнений в чаконодательные акты о налогах и тарифах в государственные внебюджетные фонды. Ряд законов (о бюджетах внебюджетных фондов, о повышении минимального размера пенсии, о порядке индексации и перерасчета государственных пенсий, о повышении минимального размера оплаты труда) должен быть принят до рассмотрения проекта бюджета во втором чтении.

После окончания обсуждения бюджета на голосовании ставится предложение о принятии проекта бюджета в первом чтении. При принятии бюджета в первом чтении Государственной Думой в Постановлении “О принятии бюджета в первом чтении” устанавливается срок представления поправок к законопроекту. Срок представления поправок был, как правило, не менее 15 дней.

В случае отклонения бюджета в первом чтении Государственная Дума принимает одно из следующих решений:

- О передаче законопроекта бюджета в согласительную комиссию, как раннее она называлась, трехсторонняя ( по количеству сторон). Эта комиссия, состоящая из представителей Государственной Думы, Совета Федерации и Правительства РФ, в течение 10 дней разрабатывает вариант основных характеристик федерального бюджета и выносит свое решение, принимаемое раздельным голосованием членов согласительной комиссии от каждой стороны. Решение считается приняты стороной, если за него проголосовало большинство представителей данной стороны. Итог-голосования каждой стороны принимается за один голос. Решение согласительной комиссии может быть согласованным и несогласованным. Согласованное решение то, которое поддержано тремя сторонами и несогласованное, когда хотя бы одна из сторон возражает. После этого Правительство РФ снова вносит уже согласованный законопроект о бюджете. Государственная Дума РФ вправе повторно отклонить бюджет в первом чтении и направить его в согласительную комиссию или в Правительство РФ.

- О возращении законопроекта в Правительство РФ;

- О постановке вопроса о доверии Правительству РФ. Впервые эго было введено в 1995 году и пока не применено.

Наиболее практикуемое решение Государственной Думы - передача в согласительную комиссию на доработку законопроекта о бюджете.

Эта стадия имеет большое значение, поскольку предполагает всесторонний анализ бюджета на предстоящий год. Ведь бюджет можно рассматривать как “источник информации социально -экономического развития государства”. То, что будет заложено на “входе” (доходы бюджета), то мы.получим на “выходе” (расходы бюджета), то есть соответствующие доходы и расходы. В связи с этим на стадии рассмотрения и утверждения бюджета первостепенное внимание должно уделяться корреляции, то есть взаимным поправкам и согласованиям. Здесь возникает проблема законодательной инициативы. Согласно ст.103 Регламента ГД Президент Российской Федерации, Совет Федерации, член Совета Федерации, депутат ГД, Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ вправе внести поправки к проекту бюджета, так как они являются субъектами права законодательной инициативы. Поправка передается в Комитет по бюджету и налогам, который проводит ее экспертизу. На заседании Комитета принимается одно из следующих решений: поддержать или принять поправку; учесть или учесть частично; отклонить поправку. Согласно ст. 121 Регламента ГД поправки в зависимости от решения Комитета по бюджету и налогам сгруппировываются по трем блокам: поправки, поддержанные Комитетом и рекомендуемые к принятию; поправки, рекомендуемые к отклонению; поправки по которым Комитет не принял решения.1

Рассмотрение и утверждение бюджета во втором чтении.

По Бюджетному Кодексу РФ бюджет должен быть рассмотрен во втором чтении в течение 15 дней с момента принятия в первом чтении. Во втором чтении Государственная Дума рассматривает расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации (не выходя за пределы объема расходов, утвержденного в первом чтении), размер федерального фонда

1 СМ: Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Издание Государственной Думы, 1998 г., стр. 80,97.

финансовой поддержки субъектов Российской Федерации и его распределение. Сведения о распределении доходов от федеральных налогов и сборов после первого чтения, а после второго чтения - о фонде финансовой поддержки направляются органам субъектов Федерации. Принятый во втором чтении законопроект направляется в Комитет для устранения с участием Правового управления Аппарата ГД возможных внутренних противоречий, установления правильной взаимосвязи статей и для редакционной правки, необходимой в связи с изменениями, виссонными в текст проекта закона “О бюджете” при рассмотрении его во втором чтении. Субъекты нрава законодательной инициативы направляют свои поправки в Комитет по бюджету, который в течение 10 дней проводит экспертизу поправок, готовит сводные таблицы поправок по разделам, и направляет их в соответствующие профильные комитеты ГД. По завершении этой работы законопроект представляется комитетом в Совет ГД для включения в проект порядка работы ГД.

'Третье чтение, на котором определяются расходы уже по подразделам функциональной классификации расходов бюджета, перечень закрепленных статей, программы государственных внешних заимствований Российской Федерации иностранным государствам, должно пройти в течение 25 дней со дня принятия бюджета во втором чтении (согласно Бюджетному Кодексу РФ). В третьем чтении обсуждается и голосуется блок федеральных программ, содержащие конкретные объекты, на которые уже определены расходы на 1 год.

В четвертом чтении, которое должно состояться в течении 15 дней со дня принятия в третьем чтении. Государственная Дума утверждает поквартальное распределение доходов, расходов и дефицита, в целом федеральный бюджет. На пленарном заседании ГД сначала рассматриваются поправки к законопроекту, утверждается поквартальное распределение доходов, расходов и дефицита федерального бюджета, а затем указанный законопроект ставится на голосование в целом. В соответствии со ст. 105 Конституции РФ федеральный закон “О федеральном бюджете” передается в течении пяти дней со дня его принятия на рассмотрение Советом Федерации. После его утверждения Советом Федерации, он направляется на подписание Президенту РФ.

Рассмотрение и утверждение федерального закона “О бюджете на 1998 (1999 г.), (2000 г.)”. Проект федерального бюджета на 1998 год был внесен Правительством в установленные законодательством срок, вначале он был направлен для подготовки заключения Президенту РФ, затем в Совет Федерации, другим субъектам права законодательной инициативы, в Комитеты ГД, а также в Счетную палату.

Ответственным за рассмотрение прогноза социально - экономического развития Российской Федерации на 1998 год и концепции проекта федерального бюджета на 1998 год выступал Комитет ГД ііо экономической политике. Ответственным за его рассмотрение федерального закона являлся Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам. Впервые законодатель определил ответственного по проекту федерального закона “О федеральном бюджете на 1997 г” - им являлся Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам.

Проект бюджета в .первом чтении был отклонен и передан на доработку в согласительную комиссию, сроком не 10 дней, а 15 дней. Здесь очевидно явное отступление от процедуры, предусмотренной упомянутым Федеральным законом. После чего состоялось заседание правительство РФ, которое заново одобрило проект федерального бюджета, доработанный в трехсторонней комиссии. Правительство представило проект бюджета, в Государственную Думу, но ГД отклонила рассмотрение проекта бюджета на 1998 год до декабря 1997 года.

Между третьим и четвертым чтением ФЗ “О бюджете” проходил юридическую и лингвистическую вправку. В, этот промежуток депутаты могли подавать свои поправки. В соответствии е Конституцией Российской Федерации правом законодательной инициативы обладает не только депутаты ГД, но и Президент РФ. В случае отклонения “президентской поправки”, возникает' проблема не подписания ФЗ “О бюджете” Президентом РФ. Так, при обсуждении федерального закона “О федеральном бюджете на 1999 г” в третьем чтении Президентом РФ была внесена поправка о пропорциональном сокращении расходов на содержание Аппарата Президента РФ, Аппарата Правительства РФ и Аппарата ГД. Депутаты ГД путем голосования отклонили поправку Президента РФ. В связи с этим Президент РФ имел право наложить вето ФЗ “О бюджете”. Федеральный закон “О федеральном бюджете на 1998 год” Государственная Дума рассмотрела в декабре лишь в первом чтении, поэтому бюджет - 98 не был принят в сроки, установленные законом. В связи с этой ситуацией Правительство РФ производило расходование бюджетных средств по соответствующим разделам, подразделам, видам и предметным статьям функциональной и ведомственной классификации расходов федерального 74

бюджета ежемесячно в размере одной двенадцатой от сумм фактически произведенных расходов за 1097 год. Аналогичная ситуация произошла и в 1998 г. с принятием федерального закона '"О федеральном бюджете на 1999 г.” Иная ситуация сложилась с Федеральным законом “О федеральном бюджете на 2000 г.” Он был принят в срок и начал действовать с 5 января 2ÜÜ0 года.

Наложенное свидетельствует, что процедура рассмотрения и утверждения бюджета ! оеударственной Думой РФ в течении нескольких лет усовершенствовалась законодательством и практикой.

THE INSPECT AND ASSERTION BUDGET THE STATE DUMA OF FEDEREL ASSAMBLI IN

RUSSIAN FEDERATION

U.L. Shulbaeva

The Department of Constitutional, Administrative and Financial Law Russian University of Peoples' Friendship Mikhtho-Maklay sir., 6 ¡17198, Moscow, Russia

In article investigation order to work the State Duma at inspect and assertion budget

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.