58
ЧЕЛЯБИНСКИМ ГУМАНИТАРИИ 2014 № 1 (26)
РАССКАЗЫ ЛЬВА ТОЛСТОГО В ГАЗЕТЕ «БЛАГОРОДНАЯ БУХАРА»
Г. P. Рустамова
Институт энергетики Таджикистана, Курган-Тюбе
Статья посвящена проблемам перевода произведений Льва Толстого на таджикский язык. В начале ХХвека в Средней Азии распространялись газета «Искра», «Борьба». Газета «Благородная Бухара» с 1912 года играла большую роль для распространения рассказов Льва Толстого. Произведения русских писателей, пропагандирующие передовые прогрессивные идеи, оказали большое влияние на передовых читателей Средней Азии и любителей русской литературы.
Ключевые слова: литература, газета, перевод, распространение, рассказ, метод, издание, восточные сюжеты, проблема, культура.
История переводов произведений Льва Толстого на таджикский язык, вопросы творческого освоения его эстетического опыта, таджикскими мастерами прозы не однажды становились объектами исследования в статях М. Шакурова, Р. Хошима, А. Маниязова,
В. Самада, X. Шодикулова и других исследователей [4. С. 19]. В 80-е годы Х1Х века произведения Толстого переводились на языки народов Кавказа и Средней Азии. Первым знакомством с Л. Толстым на родном языке обязаны и печати, которые печатались на таджикском языке. Но, прежде чем кратко рассказать о проработке, а впоследствии и переводах толстовских произведений на таджикский язык, хотелось бы назвать другие источники, ставшие предпосылкой обращения национальных просветителей, писателей к Толстому. Еще раньше произведения Л. Толстого узнали в русско-туземных школах, где наряду с русскими обучались таджики и узбеки, другие народы Туркестана. «Книги для чтения» С. Граменицкого, куда вошли такие рассказы и публицистические очерки Л.Толстого, как «Много ли человеку земли нужно?», «Хозяин и работник», «Как бухарцы научились разводить шелк?», «Легенда китайской царицы Силинчи», «Петр и мужик», «Лев и мышь», «Старый дед и внучек» в период 1885-1909 годов, неоднократно были изданы в Петербурге и Ташкенте. Вали Самад исследователь произведений Толстого в беседе с писателем Сотим Улугзода отмечает, что в 70-х годах XIX века таджики были знакомы с произведениями Толстого. В статье «Судьба одного рассказа Толстого» Вали Самада отмечено, что 18 марта 1901 возле медресе Шердора Самарканда после причитания молитвы около 5000 человек слушали рассказ Толстого «Чем люди живы?», которого прочитал Мирзо Махмуд [3]. В 1882 г. И. О. Черняевский, инспектор русских лицей Гори переводит данный рассказ на азербайджанском языке. После этого рассказ «Чем люди живы?» переводился на персидском языке [4. С. 38].
В начале века в переводе на различные восточные языки - тюркский, персидский, арабский, азербайджанский, узбекский и таджикский наибольшей популярностью пользовались, таким образом, те рассказы, в основу которых положены восточные сюжеты: «Как бухарцы научились разводить шелковичных червей», «Осёл и лошадь», «Делёж наследства», «Китайская царица Силинчи», «Ровное наследство», «Шелковичный червь», «Много ли человеку земли нужно?» [4. С. 26]. Литературовед М. Шакуров пишет, что ещё при жизни Восток восхищал Толстого. Надо отметить, что самые старые источники об изучении перевода рассказов Толстого на таджикском языке являются статьи Рахима Хошима. Вали Самад вспоминает Рахима Хошима как первого толстоведа и наилучшего переводчика произведений Толстого. Выше было указано, что таджикский народ знакомится с именем и творениями Толстого с 80-х годов XIX века. Переводы, осуществленные на фарси в Азербайджане и Грузии, на таджикском языке в Самарканде и Бухаре,
ФИЛОЛОГИЯ И ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
59
стали как бы мостиком, перекинутым между русской культурой и культурой восточных народов. Как пишет В. Самад, самаркандским и бухарским просветителям были известны не только переводы, выполненные для учебника «Муаллим-ус-сони» - учебника для второго этапа чтения (1903) Али Асгаром ибн Байрамом, а также персидские издания. Им были доступны издания в оригинале как через упомянутые учебники С. Граменицко-го, так и через газету «Туркестанские ведомости» (1899-1900) [4. С. 30].
Ряд рассказов увидел свет на узбекском языке в «Туркистон вилоятининг газети», и, наконец, выходящая на таджикском языке газета «Бухорои шариф» («Благородная Бухара»), которая вторую годовщину смерти писателя отметила публикацией десяти рассказов и впервые - повести «Кавказского пленника». В течение мая-июля 1912 г. из номера в номер были помещены «Ильяс», «Бог правду видит, да не скоро скажет», «Много ли человеку земли нужно?», «Легенда о китайской царевне Силинчи», «Где любовь, там и Бог», «Кавказский пленник» и другие произведения малых жанров [4. С. 31].
В начале ХХ века в Средней Азии распространялись газеты «Искра», «Борьба» и журнал «Заря». Один из листов газеты выходил с рубрикой «Солдатская памятка Льва Толстого». В аналогичной хрестоматии появились и первые переводы Толстого на таджикский язык. Это был «Сборник рассказов», составленный и выпущенный в 1909 году учителем Абдукадыром Шакури в Самарканде, входившем в Туркестанское генерал-губернаторство. Рахим Хошим отмечает, что Абдукадыр Шакури «первый из учителей смог познакомить детей, всех таджиков с рассказами Толстого и впервые с русской литературой». В этот сборник включены и притчи Толстого: «Старик и смерть», «Два товарища», «Садовник и сыновья». Среди переводов Толстого упоминается также «Старый дед и внучек». Эта книга была издана второй раз для подготовительных классов в 1911 году. Книга составлялась из 72 страниц, в которой включалась 49 маленьких рассказов и 14 басней. Основная цель данной книги было изучение детей по новым методам [5]. 10 из 49 рассказов принадлежал Толстому. По мнению Рахима Хошима смысл некоторых рассказов использован с басни Крылова: «Антар и очки», «Ворон и лиса», «Лиса и виноград», «Волк и Аист». В этой книге собраны рассказы «Лев и мышь», «Старик и смерть», «Два товарища», «Пётр первый и мужик», «Волк и баран». Первопроходцем по произведениям писателя, пишет литературовед М. Шакури в статье «Произведения Л. Н. Толстого на таджикском языке» (1953), был вышеупомянутый просветитель Абду-кадыр Шакури. Переводом детских произведений занимались также ученики различных городских, средних учебных заведений, в которых обучение велось на русском языке -это гимназии, реальные училища, русско-мусульманские школы.
В 1881 году Толстой обратился с открытым письмом ко всем издателям, в котором дал разрешение на переводы и перепечатывание его всех произведений без дополнительного его разрешения. В 1912 году в Кагане (принадлежавшая России станция железной дороги в нескольких километрах от Старой Бухары) начала выходить газета на таджикском языке - «Благородная Бухара» («Бухорои шариф»). Первый номер ее появился 11 марта 1912 года. Из цензурных соображений официальным редактором был назначен переводчик Российского Императорского политического агентства. Через некоторое время, 14 июля 1912 года стала выходить газета «Туран» («Турон») на узбекском языке. Газеты выпускались примерно три раза в неделю и носили в основном пантюркистский характер [6. С. 58]. В газете «Благородная Бухара» («Бухорои Шариф»), выходившей на узбекском и таджикском языках, на таджикский язык были напечатаны рассказы из сочинений Толстого, под инициалами «Р. И.». Х. Шодикулов в предисловии к роману «Война и мир» на таджикском языке отмечает, что из-за испуга переводчик не писал фамилию. М. Шакури вспоминает о том, что во время беседы с Садриддином Айни спрашивал об этом загадочном «Р. И.». Айни в ответе с сомнением вспоминает о Ризохон, который тогда работал в газете «Бухорои Шариф». Ризохон
60
ЧЕЛЯБИНСКИМ ГУМАНИТАРИИ 2014 № 1 (26)
был бухарцем и хорошо знал русский и французский языки. Так и о Рашиде Исмоило-ве упоминается в газете «Маориф ва маданият» [1978, 9 сентября]. Личность «Р. И.» никем ясно не определилось.
Кроме этого в газете были напечатаны сочинения Толстого: «Ильяс» (№ 52-53), «Богу или Мамоне»(№ 60-63), «Бог правду видит, да не скоро скажет» (№ 75-77), «Любите, друг друга» (№ 78-82), «Как научились бухарцы разводить шелковичных червей»(№ 83). Далее в газете были напечатаны рассказы «Работник Емельян и пустой барабан» (№ 90-94) и «Кавказский пленник» (№ 95-100). Если в первые хрестоматии на узбекском, казахском и таджикском языках включались рассказы, сказки, басни Толстого из «Азбуки» и «Русских книг для чтения», имевшие познавательный и назидательно-дидактический характер, то в газете «Благородная Бухара» печатались сочинения Толстого для взрослых из числа так называемых «народных» рассказов. Как отмечает Муллоев Ш.Б. газета «Благородная Бухара» выполняла просветительскую функцию и знакомила своих читателей с важнейшими событиями мира, различными историческими, географическими, литературными и другими проблемами [2. С. 26]. В данной газете публиковались произведения и рассказы писателей других народов, особенно образцы русской литературы. Примечателен тот факт, что с 60-го по 101-й номер было напечатано 12 больших и малых произведений Л. Н. Толстого под рубрикой «Произведения графа Толстого». В том числе «Кавказский пленник», «Бог правду видит, да не сразу все скажет», «Ильяс», «Богу или Мамоне», «Любите друг друга», «Китайская царевна Силинчи», «Два купца» и др.
Наряду с «Благородной Бухарой» выпускалась газета «Тарчумон» (Переводчик), которая сыграла важную роль в пропаганде передовой русской культуры, литературы и искусства. На ее страницах были опубликованы произведения русских поэтов и писателей А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого, И. А. Крылова и др. Произведения русских писателей, пропагандирующие передовые прогрессивные идеи, оказали большое влияние на умы и настроение передовых читателей и пользовались большой популярностью среди народа. Отдельные произведения русских писателей читали даже демократически настроенные студенты медресе.
Таджикская литература начала XX века, воспринимая лучшие духовные традиции мировой литературы, в том числе и русской, в то же время осваивала демократические тенденции других сравнительно развитых восточных литератур.
Список литературы
1. Брагинский, И. Садриддин Айни [Текст] / И. Брагинский. - М., 1978.
2. Муллоев, Ш. Б. История таджикской журналистики: учебно-методическое пособие для студентов отделения журналистики [Текст ] / Ш. Б. Муллоев. - Душанбе, 2009. - 67с.
3. Самад, В. Такдири як хикояи Лев Толстой [Текст] / В. Самад // Тушаи шамдил1. -Душанбе: Адиб, 1989.
4. Самадова, З. С. Назидания Саади в «Русских книгах для чтения» Льва Толстого [Текст] / З. С. Самадова. - Душанбе, 1999.
5. Тартаковский, П. И. Свет вечерний шафранного края... (Средняя Азия в жизни и творчестве Есенина) [Текст] / П. И. Тартаковский. - Ташкент, 1981.
6. Хошим, Р. Назаре ба саргаши тамаддуни нави тол.ик'1 [Текст] / Р. Хошим // Солшо дар сашифашо. - Душанбе: Адиб, 1988.
ФИЛОЛОГИЯ И ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
61
THE STORIES OF LEV TOLSTOY In the NEWSPAPER “NOBLE BUKHARA”
G. R. Rustamova
Institute of power of Tadjikistan, Курган-Тюбе. rustamova-71@mail.ru
The article is devoted to problems of translation of works of Lev Tolstoy on the Tadjik language. In the beginning of ХХ of century in Central Asia were distributed the newspaper «Spark», «Struggle». The newspaper «Noble Bukhara» since 1912 played the large role for distribution of the stories written by Lev Tolstoy. Works of Russian writers propagandizing advanced progressive ideas have rendered the large influence on the advanced readers of Central Asia and amateurs of the Russian literature.
Keywords: literature, the newspaper, translation, distribution, the story, a method, the edition, east plots, a problem, culture.
References
1. Braginskij, I. (1978), Saddredin Ajni, Moscow (in Russ.).
2. Mulloev, S. B. (2009), Istorija tadjikskoy zhurnalistiki: uchebno-metodicheskoye poso-biye dlya studentov otdeleniya zhurnalistiki [=History of Tajik journalism : manual for students of the journalism department], Dushanbe, 67 p. (in Russ.).
3. Samad, V. (1989), Takdiriyak khikoyai Lev Tolstoy, in: Wshai namdili, Adib, Dushanbe (in Tadjik.).
4. Samadova, Z. S. (1999), Nazidaniya Saadi v «Russkikh knigakh dlya chteniya» L’va Tol-stogo [=Edifications of Saadi in “Russian reading books” of Leo Tolstoy], Dushanbe (in Russ.).
5. Tartakovskiy, P. I. (1981), Svet vecherniy shafrannogo kraya... (Srednyaya Aziya vzhizni i tvorchestve Yesenina) [= Evening light saffron land... (Middle Eastern life and Yesenin)], Tashkent (in Russ.).
6. Khoshim, R. (1988), Nazare ba sargarn tamadduni navi toliW, in: Solno dar samfano, Adib, Dushanbe (in Tadjik.).