Научная статья на тему 'Расширение возможностей обучения иностранному языку детей с ОВЗ на базе ФГОС'

Расширение возможностей обучения иностранному языку детей с ОВЗ на базе ФГОС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
234
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В ЗДОРОВЬЕ / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / АНГЛИЙСКИЙ КАК ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ИНТЕРАКТИВНЫЕ И ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / DISABLED CHILDREN / TEACHING METHODS / ENGLISH AS A FOREIGN LANGUAGE / INTERACTIVE AND PLAYING TECHNIQUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Муртазаева Марита Максудовна, Ермакова Ольга Даниловна

Целью данной статьи является выявление продуктивных методов преподавания английского языка детям с ограниченными возможностями здоровья. Теоретическая часть рассматривает рекомендации по обучению английскому языку детей с особыми образовательными потребностями, а в практической части предложены интерактивные и игровые технологии обучения. Учителю надо помнить о важности двигательной релаксации на уроке и необходимости избегать перегрузок, так как у детей с ОВЗ часто возникают проблемы с концентрацией внимания, они менее усидчивы. В основе урока иностранного языка должны лежать аудирование, говорение, чтение, игра, пение, танцы и драматизация. Необходимо использовать индивидуальные и групповые формы работы; постоянно поощрять обучаемых. Забота и умение принимать правильные решения необходимые условия в обучении иностранному языку детей с ОВЗ. Для детей с особыми образовательными потребностями требуются адаптация программы обучения иностранному языку и создание специальных условий, необходимых для их успешного развития.The goal of this article is to determine the most appropriate methods used for teaching English to children with disabilities. The theoretical part covers suggestions for teaching English to children with special educational needs (SEN) and the practical part offers interactive and playing techniques. Movement activities are extremely beneficial for children with SEN as most of them have difficulties in staying focused or sitting down; they should have pleasant atmosphere and different learning styles. The typical English lesson for children with SEN should focus on listening, speaking and reading, playing, singing, dancing, acting, etc. The types of interaction used can be individual or group work. Teachers should constantly encourage their students. The teacher`s dedication and determination are very important in teaching English to children with SEN. All children with special educational needs can learn English as a foreign language in mainstream education, if teachers adapt the curriculum to the children`s needs and learning style.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Муртазаева Марита Максудовна, Ермакова Ольга Даниловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Расширение возможностей обучения иностранному языку детей с ОВЗ на базе ФГОС»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 372. 881.111.1

Марита Максудовна Муртазаева

г. Санкт-Петербург Ольга Даниловна Ермакова

г. Санкт-Петербург

Расширение возможностей обучения иностранному языку детей с ОВЗ на базе ФГОС

Целью данной статьи является выявление продуктивных методов преподавания английского языка детям с ограниченными возможностями здоровья. Теоретическая часть рассматривает рекомендации по обучению английскому языку детей с особыми образовательными потребностями, а в практической части предложены интерактивные и игровые технологии обучения. Учителю надо помнить о важности двигательной релаксации на уроке и необходимости избегать перегрузок, так как у детей с ОВЗ часто возникают проблемы с концентрацией внимания, они менее усидчивы. В основе урока иностранного языка должны лежать аудирование, говорение, чтение, игра, пение, танцы и драматизация. Необходимо использовать индивидуальные и групповые формы работы; постоянно поощрять обучаемых. Забота и умение принимать правильные решения - необходимые условия в обучении иностранному языку детей с ОВЗ. Для детей с особыми образовательными потребностями требуются адаптация программы обучения иностранному языку и создание специальных условий, необходимых для их успешного развития.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями в здоровье, методы обучения, английский как иностранный язык, интерактивные и игровые технологии.

Marita Maksudovna Murtazaeva

St. Petersburg Olga Danilovna Ermakova

St. Petersburg

Expanding Opportunities of Teaching English Language to Children with Disabilities based on the Federal State Educational Standard

The goal of this article is to determine the most appropriate methods used for teaching English to children with disabilities. The theoretical part covers suggestions for teaching English to children with special educational needs (SEN) and the practical part offers interactive and playing techniques. Movement activities are extremely beneficial for children with SEN as most of them have difficulties in staying focused or sitting down; they should have pleasant atmosphere and different learning styles. The typical English lesson for children with SEN should focus on listening, speaking and reading, playing, singing, dancing, acting, etc. The types of interaction used can be individual or group work. Teachers should constantly encourage their students. The teacher's dedication and determination are very important in teaching English to children with SEN. All children with special educational needs can learn English as a foreign language in mainstream education, if teachers adapt the curriculum to the children's needs and learning style.

Keywords: disabled children, teaching methods, English as a foreign language, interactive and playing techniques.

В современном обществе право человека на образование обеспечивается основными нормативными актами государства. Реализацию права на образование гарантируют введенные федеральные государственные образовательные стандарты (далее ФГОС), направленные на поддержку детей, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ).

ФГОС общего образования для школьников с ОВЗ устанавливает ряд требований к структуре, содержанию, условиям и результатам освоения программы.

Структура образовательной программы предусматривает две части: обязательную и коррекцион-но-развивающую [4]. Вторая часть включает в себя компонент жизненной компетенции, целевая установка которой - удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ. Содержание и условия организации процесса обучения и воспитания определяются адаптированной образовательной

программой. Оценивать результаты освоения такой программы необходимо на основе созданной специальной шкалы, позволяющей выявить динамику развития и активности обучаемого, а также его продвижения в освоении программы.

Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья иностранному языку сегодня особенно актуальна в силу принятия новых требований к развитию такой категории школьников. Перед педагогами и родителями стоят задачи активизации их познавательной сферы и психических функций: памяти, мышления, воображения, речи. Важно также помнить, что по окончании основной школы для детей с ОВЗ открываются двери всех образовательных учреждений, в том числе высших, где изучение иностранного языка будет обязательным. Иностранный язык предоставляет им широкие возможности для обогащения знаний об окружающем мире, социализации и социальной адаптации.

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО __ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 1 (45) 2020_2542-0291

PEDAGOGICAL SCIENCES

Перечисленные требования образовательных программ и социума ставят перед педагогами нелегкую задачу - организовать свою деятельность так, чтобы обучаемый смог справиться с учебными трудностями. Приступая к планированию урока важно помнить главные принципы - коррекцион-ную направленность и охранительный характер учебно-воспитательного процесса. В этой связи практическое владение языком становится не целью, а средством решения задачи развития ребенка. Другим и немаловажным условием является реализация принципа индивидуального подхода к каждому ребенку. Педагог создает благоприятные условия для бесконфликтного взаимодействия, старается устранить интеллектуальные перегрузки, избежать резких оценочных суждений, мотивировать детей на учебно-познавательную деятельность, обеспечивая доброжелательное и уважительное отношение к каждому ребенку.

Незрелость некоторых психических функций отрицательно влияет на внимание и память учащихся, дети с ОВЗ обладают пониженной работоспособностью, рассеянным вниманием и неустойчивым эмоциональным состоянием [2, С. 81-84]. Специфика работы с такими детьми предполагает использование большого количества наглядных опор, занимательных игр, заданий на развитие внимания, на сравнение, развитие логического мышления и догадки [1, С. 72]. Знакомство с новым материалом осуществляется от простого к сложному, по возможности создаются условия для задействования всех органов чувств: зрительных, речевых и двигательных. Информация вводится поэтапно, в конце каждого - подведение итогов.

Особенности организации учебной деятельности с детьми 9 класса коррекционной школы рассмотрим на примере разработанных фрагментов урока иностранного языка к теме "Celebrations" (УМК Издательство Просвещение Английский в фокусе О. В. Афанасьева, Дж. Дули, 9 класс).

Планируя урок с учетом требований ФГОС, мы определили основные его этапы. Каждый этап выполнял определенную функцию:

1. Начальный этап - функцию вызова.

2. Основной этап - функцию осмысления.

3. Заключительный этап - функцию рефлексии.

В задачи первого этапа входили: активизация

и анализ уже имеющихся знаний по теме, пробуждение у обучаемых интереса, развитие умений целенаправленно думать и выражать мысли собственными словами.

В качестве эффективного приема, способного реализовать функцию вызова и решить поставленные задачи данного этапа, мы выбрали игровой прием, который назвали «Круги по воде». Опорным словом в игре становится изучаемое явление -«celebrations». Оно записывается в столбик. Задача учащихся подобрать на каждую букву лексику, содержащуюся в текстах для чтения.

C - celebrate, custom, carnival, cultural E - events, extra, express L - local, life, luck E - enter, experience, extremely B - birthday, bonfires, Blini week R- remembrance day, raise, reason A - allow, audience, August T- tradition, transform, treasure I - invite, include O - opportunity, open-air N - need, never S - Splat fest, Scarecrow, street Составление, запись и демонстрация на экране или доске ключевых слов из текстов позволит семантизировать незнакомую лексику и получить понятие, определяющее новую тему и цель урока.

Для решения следующей задачи этапа вызова мы предлагаем школьникам выполнить задание «Незаконченное предложение»:

1. There are many different festivals in the world, the most famous are...

2. My favourite celebration is ... or my favourite celebrations are.

Выполнение такого рода заданий не является для детей непосильным и неприятным занятием, оно не требует особого интеллектуального напряжения. Содержание предмета «иностранный язык» для детей коррекционной направленности обучения включает в себя прежде всего развитие умений работы с текстом. Для детей с ОВЗ - это самый эффективный вид деятельности. Задания такого рода порождают репродуктивные функции, вырабатывают у детей способности к свободному и быстрому использованию речевых образцов.

На следующем этапе обучаемый должен задуматься о природе изучаемого объекта, т.е. вступить в контакт с новой информацией, соотнести ее с уже известной ему и постараться сделать собственные выводы. Важную роль в осуществлении задач этапа осмысления играет преподаватель. Используя различные приемы и технологии, он помогает детям облегчить процесс понимания предъявляемого материала. При правильном подходе и выборе целесообразных методов возможно достичь положительных успехов в работе с любой группой детей.

Лучше всего начать этап осмысления с определения проблемы и понятий, которые рассматриваются на уроке.

Teacher: In such a multicultural world, frequent celebrations are obvious. Uncountable festivals welcome us the whole year and invite us to come and enjoy the essence of this beautiful life. They not only preserve our traditional roots but also give us an opportunity to forget our tiring job and study and spend some quality time with our loved ones.

Аге you looking for a fun way to have a good time? Then join us on our little trip around the world to discover some of the world's most unusual festivals!

ISSN 2542-0291

JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. No. 1 (45) 2020

69

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Педагог предлагает ознакомиться с текстами А, В, С, D. Обучаемые выполняют задания к тексту: pre-, while, post-reading.

На этапе pre-reading снимаются лексические и грамматические трудности.

Этап while reading (понимания прочитанного), учитывая особенности и специфику аудитории целесообразно использовать игру «Бортовой журнал». Технология заполнения журнала: Что я узнал нового? Что мне было известно?

Info is not new for me Info is new for me

1. Maslenitsa takes place around the end of February and celebrates the end of the winter 2................................. 1. La Tomatina is a huge food fight that has been a strong traditions in Bunol since around 1945 2...................................

По результатам прочитанных текстов, используя в качестве опоры информацию из таблицы «Бортовые журналы», этап post-reading рекомендуем завершить небольшой дискуссией:

Teacher: 1) Which of the celebrations or festivals are important for you?

2) Do you think that holidays and celebrations are an important part of our lives? Why?

Student 1. I think people cannot do without celebrations. Holidays are days when everyone can forget about his daily problems and have fun.

Student 2. Giving and receiving presents, congratulating his friends and relatives.

Student 3. I think it is great to have national celebrations. Holidays are very important because they connect people.

Student 4. Many people get together for parades, fireworks or picnics.

В задачи заключительного этапа, выполняющего функции рефлексии, входят:

- умение понять полученную информацию, целостно ее осмыслить и обобщить;

- умение проанализировать изученный материал и способность выразить свою точку зрения.

Практически все учащиеся в состоянии оценить, что они делают, как делают и для чего. Осознаем и то, что необходимо сделать, чтобы стало лучше. Задача учителя - направить обучаемого, сформировать у него способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источнику мотива и умения учиться.

По итогам работы школьникам можно предложить небольшую анкету, заполнение которой меняется, дополняется в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Хорошо попросить обучающихся аргументировать свой ответ, используя в качестве опоры выражения:

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

4. За урок я

5. Мое настроение

6. Материал урока мне был Варианты ответов: активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным интересным / неинтересным Другим примером организации рефлексии на заключительном этапе урока является прием «рефлексивный экран». С помощью проектора на экране появляются опорные слова и фразы, которые школьники использую в качестве начала своего высказывания:

today I have known about...; it was interesting...; I have understood.; now I can.; It is difficult to me.; I did.; I felt.; I will try to.; I have learnt to.; I used my brains; I have no clue; etc.

Применение одного из этих двух приемов позволит обучаемому создать целостную картину об изученном материале и сформировать личностное отношение к нему.

Таким образом, соблюдение основных требований образовательного стандарта по иностранному языку позволит:

- Объективно оценивать качество образования обучающихся с ОВЗ;

- Расширить возможности обучаемых, соответствовать их образовательным потребностям;

- Создать условия для эффективной реализации программы и индивидуального развития всех обучающихся;

- Обеспечить формирование познавательной, речевой, предметно-практической деятельности;

Обеспечить условия для общекультурного и личностного развития, успешной социализации, роста творческого потенциала.

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ™ __ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 1 (45) 2020_2542-0291

PEDAGOGICAL SCIENCES

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Козырева, Е.А. Психологическое сопровождение школьников, их учителей и родителей [Текст] / Е.А. Козырева // Журнал практического психолога. - 2013. - № 4. - С. 71-75.

2. Муртазаева, М.М. Коррекционно-развивающие методы обучения детей иностранному языку с речевыми и психологическими трудностями в развитии [Текст] / М.М. Муртазаева // Модернизация системы российского профессионального образования: интеграция традиций и инноваций: Герценовские чтения в г. Волхове : материалы науч.-метод. конф. - СПб., 2011. - С. 81-84.

3. Спирина, Н.П. Подготовка детей с ОВЗ к школьному обучению [Текст] : учеб. пособие / Н.П. Спирина, Л.Ю. Александрова. - М. : Владос, 2014. - 96 с.

4. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ - часть 3 статьи 15 (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).

REFERENCES

1. Kozyreva E.A. Psihologicheskoe soprovozhdenie shkol'nikov, ih uchitelej i roditelej [Psychological support for schoolchildren, their teachers and parents]. Zhurnal prakticheskogo psihologa [Journal of the Practical Psychologist], 2013, no. 4, pp. 71-75.

2. Murtazaeva M.M. Korrekcionno-razvivajushhie metody obuchenija detej inostrannomu jazyku s rechevymi i psi-hologicheskimi trudnostjami v razvitii [Corrective-developing methods of teaching children a foreign language with speech and psychological difficulties in development]. Modernizacija sistemy rossijskogo professio-nal'nogo obrazovanija: inte-gracija tradicij i innovacij: Gercenovskie chtenija v g. Volhove: materialy nauch.-metod. konf. [Modernization of the Russian Professional Education System: Integration of Traditions and Innovations: Herzen Readings in Volkhov]. Saint-Petersburg, 2011, pp. 81-84.

3. Spirina N.P., Aleksandrova L.Ju. Podgotovka detej s OVZ k shkol'nomu obucheniju: ucheb. posobie [Preparing children with disabilities for school]. - Moscow: Vlados, 2014. 96 p.

4. Federal Law of the Russian Federation "On Education in the Russian Federation" N 273-ФЗ - part 3 of article 15 (as amended by Federal Laws of 07.05.2013 N 99-ФЗ, dated 23.07.2013 N 203-ФЗ)

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

М.М. Муртазаева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарного образования и педагогических технологий Волховский филиал РГПУ им. А.И. Герцена; г. Санкт-Петербург, Россия, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-1764-5142.

О.Д. Ермакова, кандидат педагогических наук, учитель английского языка, ГБОУ школа № 131 г. Санкт-Петербург, Россия.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

M.M. Murtazaeva, Ph.D. in Pedagogic Sciences; Associate Professor of the Department of Humanitarian Education and Pedagogical Technology; Herzen State University (branch office in Volhov), St. Petersburg, Russia, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-1764-5142.

O.D. Ermakova, Ph.D. in Pedagogic Sciences; а teacher of English at school number 131 in St. Petersburg, Russia.

УДК 371.3:821.161.3:821.161.1

Татьяна Михайловна Пучинская

г. Барановичи, Беларусь

Межпредметная связь белорусской и русской литератур при проведении школьной научно-исследовательской работы

Статья посвящена проблеме проведения школьной научно-исследовательской работы в контексте межпредметной связи белорусской и русской литератур. Показано, что изучение межтекстового взаимодействия позволяет сформировать у старшеклассников более широкий взгляд на литературный процесс.

Представлен круг теоретических вопросов, которые могут стать предметом исследования, проводимого учащимися X-XI классов. Особое внимание уделено необходимости использования старшеклассниками научных источников, посвященных вопросу литературных взаимосвязей, что позволит избежать неточности, вероятности ошибочных выводов в процессе интерпретации художественных произведений.

На основании анализа скоординированности содержания учебных программ по белорусской и русской литературам показаны возможности сравнительного изучения произведений Янки Брыля и А.П. Чехова, Ивана Мележа и М.А. Шолохова. Предложена примерная тематика исследовательских работ учащихся, которая может быть скорректирована в соответствии с читательскими интересами старшеклассников, уровнем их литературного развития, конкретной учебной задачей.

Ключевые слова: белорусская, русская литературы, межпредметная связь, старшеклассники, исследовательская работа.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ISSN 2542-0291

JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. No. 1 (45) 2020

71

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.