Научная статья на тему 'Межпредметная связь белорусской и русской литератур при проведении школьной научно-исследовательской работы'

Межпредметная связь белорусской и русской литератур при проведении школьной научно-исследовательской работы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
339
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЛОРУССКАЯ / РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРЫ / МЕЖПРЕДМЕТНАЯ СВЯЗЬ / СТАРШЕКЛАССНИКИ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / BELARUSIAN LITERATURE / RUSSIAN LITERATURE / INTERDISCIPLINARY CONNECTIONS / SENIOR STUDENTS / RESEARCH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пучинская Татьяна Михайловна

Статья посвящена проблеме проведения школьной научно-исследовательской работы в контексте межпредметной связи белорусской и русской литератур. Показано, что изучение межтекстового взаимодействия позволяет сформировать у старшеклассников более широкий взгляд на литературный процесс. Представлен круг теоретических вопросов, которые могут стать предметом исследования, проводимого учащимися X-XI классов. Особое внимание уделено необходимости использования старшеклассниками научных источников, посвященных вопросу литературных взаимосвязей, что позволит избежать неточности, вероятности ошибочных выводов в процессе интерпретации художественных произведений. На основании анализа скоординированности содержания учебных программ по белорусской и русской литературам показаны возможности сравнительного изучения произведений Янки Брыля и А.П. Чехова, Ивана Мележа и М.А. Шолохова. Предложена примерная тематика исследовательских работ учащихся, которая может быть скорректирована в соответствии с читательскими интересами старшеклассников, уровнем их литературного развития, конкретной учебной задачей.The article is devoted to the problem of carrying out school research in the context of the inter-subject connection of Belarusian and Russian literature. It is shown that the study of intertextual interaction allows high school students to form a broader view of the literary process. A range of theoretical questions that can be the subject of research carried out by students in grades X-XI is presented. Special attention is paid to the need for high school students to use scientific sources devoted to the issue of literary relationships, which will avoid inaccuracies, the probability of erroneous conclusions in the process of interpreting works of art. Based on the analysis of the coordinated content of the curriculum in Belarusian and Russian literature, the author shows the possibilities of comparative study of the works of Y. Bryl and A.P. Chekhov, Ivan Melezh and M.A. Sholokhov. An approximate subject of research works of students is proposed, which can be adjusted in accordance with the reader's interests of high school students, their level of literary development, and a specific educational task.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Межпредметная связь белорусской и русской литератур при проведении школьной научно-исследовательской работы»

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Козырева, Е.А. Психологическое сопровождение школьников, их учителей и родителей [Текст] / Е.А. Козырева // Журнал практического психолога. - 2013. - № 4. - С. 71-75.

2. Муртазаева, М.М. Коррекционно-развивающие методы обучения детей иностранному языку с речевыми и психологическими трудностями в развитии [Текст] / М.М. Муртазаева // Модернизация системы российского профессионального образования: интеграция традиций и инноваций: Герценовские чтения в г. Волхове : материалы науч.-метод. конф. - СПб., 2011. - С. 81-84.

3. Спирина, Н.П. Подготовка детей с ОВЗ к школьному обучению [Текст] : учеб. пособие / Н.П. Спирина, Л.Ю. Александрова. - М. : Владос, 2014. - 96 с.

4. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ - часть 3 статьи 15 (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-Ф3).

REFERENCES

1. Kozyreva E.A. Psihologicheskoe soprovozhdenie shkol'nikov, ih uchitelej i roditelej [Psychological support for schoolchildren, their teachers and parents]. Zhurnal prakticheskogo psihologa [Journal of the Practical Psychologist], 2013, no. 4, pp. 71-75.

2. Murtazaeva M.M. Korrekcionno-razvivajushhie metody obuchenija detej inostrannomu jazyku s rechevymi i psi-hologicheskimi trudnostjami v razvitii [Corrective-developing methods of teaching children a foreign language with speech and psychological difficulties in development]. Modernizacija sistemy rossijskogo professio-nal'nogo obrazovanija: inte-gracija tradicij i innovacij: Gercenovskie chtenija v g. Volhove: materialy nauch.-metod. konf. [Modernization of the Russian Professional Education System: Integration of Traditions and Innovations: Herzen Readings in Volkhov]. Saint-Petersburg, 2011, pp. 81-84.

3. Spirina N.P., Aleksandrova L.Ju. Podgotovka detej s OVZ k shkol'nomu obucheniju: ucheb. posobie [Preparing children with disabilities for school]. - Moscow: Vlados, 2014. 96 p.

4. Federal Law of the Russian Federation "On Education in the Russian Federation" N 273-ФЗ - part 3 of article 15 (as amended by Federal Laws of 07.05.2013 N 99-ФЗ, dated 23.07.2013 N 203-ФЗ)

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

М.М. Муртазаева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарного образования и педагогических технологий Волховский филиал РГПУ им. А.И. Герцена; г. Санкт-Петербург, Россия, e-mail: mmaritam@mail.ru, ORCID: 0000-0002-1764-5142.

О.Д. Ермакова, кандидат педагогических наук, учитель английского языка, ГБОУ школа № 131 г. Санкт-Петербург, Россия.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

M.M. Murtazaeva, Ph.D. in Pedagogic Sciences; Associate Professor of the Department of Humanitarian Education and Pedagogical Technology; Herzen State University (branch office in Volhov), St. Petersburg, Russia, e-mail: mmaritam@mail.ru, ORCID: 0000-0002-1764-5142.

O.D. Ermakova, Ph.D. in Pedagogic Sciences; а teacher of English at school number 131 in St. Petersburg, Russia.

УДК 371.3:821.161.3:821.161.1

Татьяна Михайловна Пучинская

г. Барановичи, Беларусь

Межпредметная связь белорусской и русской литератур при проведении школьной научно-исследовательской работы

Статья посвящена проблеме проведения школьной научно-исследовательской работы в контексте межпредметной связи белорусской и русской литератур. Показано, что изучение межтекстового взаимодействия позволяет сформировать у старшеклассников более широкий взгляд на литературный процесс.

Представлен круг теоретических вопросов, которые могут стать предметом исследования, проводимого учащимися X-XI классов. Особое внимание уделено необходимости использования старшеклассниками научных источников, посвященных вопросу литературных взаимосвязей, что позволит избежать неточности, вероятности ошибочных выводов в процессе интерпретации художественных произведений.

На основании анализа скоординированности содержания учебных программ по белорусской и русской литературам показаны возможности сравнительного изучения произведений Янки Брыля и А.П. Чехова, Ивана Мележа и М.А. Шолохова. Предложена примерная тематика исследовательских работ учащихся, которая может быть скорректирована в соответствии с читательскими интересами старшеклассников, уровнем их литературного развития, конкретной учебной задачей.

Ключевые слова: белорусская, русская литературы, межпредметная связь, старшеклассники, исследовательская работа.

Tatyana Mikhailovna Puchinskaya

Baranovichi, Belarus

Interdisciplinary communication of Belarusian and Russian literatures in the process of

school research work

The article is devoted to the problem of carrying out school research in the context of the inter-subject connection of Belarusian and Russian literature. It is shown that the study of intertextual interaction allows high school students to form a broader view of the literary process.

A range of theoretical questions that can be the subject of research carried out by students in grades X-XI is presented. Special attention is paid to the need for high school students to use scientific sources devoted to the issue of literary relationships, which will avoid inaccuracies, the probability of erroneous conclusions in the process of interpreting works of art.

Based on the analysis of the coordinated content of the curriculum in Belarusian and Russian literature, the author shows the possibilities of comparative study of the works of Y. Bryl and A.P. Chekhov, Ivan Melezh and M.A. Sholokhov. An approximate subject of research works of students is proposed, which can be adjusted in accordance with the reader's interests of high school students, their level of literary development, and a specific educational task.

Keywords: Belarusian literature, Russian literature, interdisciplinary connections, senior students, research.

Современный школьный курс белорусской литературы представляет собой целостную систему литературного образования. На последней, третьей, ступени обучения (Х-Х1 классы) знания, полученные старшеклассниками, углубляются, формируется целостная система взглядов на литературу, в том числе, на основе согласованности учебных программ по различным предметам, создаются условия для более активного привлечения учащихся к исследовательской деятельности.

На необходимость установления межпредметных связей указано в образовательных стандартах общего среднего образования Республики Беларусь. Так, в старших классах реализации целей по изучению предмета «Белорусская литература» способствует «сравнительно-типологический подход к литературным явлениям, который дает возможность установить ассоциативные связи между русской, белорусской литературами .., позволяет показать родственные литературные явления в их специфике, индивидуальной и национальной отличительности; помогает сформировать у учащихся понятие о национальных особенностях художественной культуры и мировом литературном процессе» [4].

Умение учащихся устанавливать межпредметные связи отражает как метапредметные, так и предметные результаты освоения образовательной программы среднего образования. Так, в соответствии с образовательным стандартом по белорусской литературе у старшеклассников должно быть сформировано предметное умение «соотносить конкретные явления белорусской литературы с основными эпохами и художественными направлениями (методами) мирового литературного процесса» [4]. В концепции учебного предмета «Белорусская литература» также отмечено, что при конструировании содержания литературного образования особое значение имеет принцип межпредметных связей [3]. Педагоги должны учитывать, что «белорусская литература вместе с другими предметами социально-гуманитарного цикла («Русская литература» ...) создаёт основу культу-роцентрической системы образования» [3].

О реализации межпредметной связи уроков белорусской и русской литератур, актуальности этого вопроса и путях его решения шла речь в предыдущей публикации [5]. Цель данной статьи -проанализировать возможность организации научно-исследовательской работы старшеклассников в контексте проблемы белорусско-русского литературного взаимодействия, рассмотреть содержательный аспект вопроса.

Внесение элементов исследования в изучение литературы способствует воспитанию у школьников любознательности, активности, развивает их потребность в самостоятельном поиске ответов на актуальные вопросы. Написание научной работы может быть успешным, если правильно выбрана и сформулирована тема исследования. Проблемное поле научно-исследовательской работы по литературе в старших классах довольно широкое и может соотноситься с такими теоретическими вопросами, как:

- целостность и структура художественного произведения, его концептуальный уровень (тематика, проблематика, идея, мотивы, пафос произведения);

- уровень организации произведения как художественного целого (сюжет и внесюжетные компоненты произведения - название, эпиграф, лирические отступления);

- композиция как способ организации художественного материала в произведении (система персонажей, пейзаж, художественная деталь как элемент композиции);

- художественный мир литературного произведения (образы людей, животных; характер героя, предмет, образ автора);

- жанр литературного произведения, жанровое взаимодействие;

- литературный процесс (традиции и новаторство, взаимосвязи и взаимовлияние в творчестве писателей; художественный метод, стиль, литературное направление) [6, С. 7].

Данные теоретико-литературные понятия, используемые при изучении белорусской литературы, согласуются с терминологией школьного курса

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ™ __ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 1 (45) 2020_2542-0291

русской литературы [7], что позволяет учителю эффективно реализовывать межпредметную связь.

Научно-исследовательская работа старшеклассников предусматривает изучение рекомендованных учителем литературоведческих источников и параллельно - обработку фактического материала из первоисточников (художественных произведений, дневников, воспоминаний, интервью и др.). В процессе написания работы учащиеся могут самостоятельно расширить перечень научных источников. При изучении вопроса белорусско-русских литературных взаимосвязей целесообразно обратиться к исследованиям белорусских ученых С.В. Букчина, В.В. Ивашина, М.А. Лазарука, Е.Я. Ленсу, Т.Б. Лиокумовича, В.В. Люкевича, М.И. Мищенчука, Л.В. Скибицкой, М.А. Тычины и др. Наиболее значительные достижения белорусской компоративистики представлены в четырёхтомном издании «Нарысы па псторьп беларуска-русшх лггаратурных узаемасувязей» (Минск, 1993-1995). Использование учащимися литературоведческих источников позволит избежать однозначности, прямолинейности в интерпретации текста, вероятности ошибочных выводов в процессе сравнительного анализа художественных произведений.

Обратимся к отдельным монографическим темам, которые могут стать источником для исследовательской работы старшеклассников.

Типологическая близость характерна творчеству Янки Брыля и А.П. Чехова [8], чьи произведения монографически изучаются в X классе в курсе белорусской («Memento mori») и русской («Человек в футляре», «Попрыгунья»; пьесы «Вишневый сад», «Дядя Ваня») литератур [1; 7]. В VII классе учащиеся знакомятся с отрывком из повести Янки Брыля «Срочы хлеб» («Урош паш МарЪ>). Объектом исследования могут быть произведения, рекомендованные программой не только для обязательного изучения, но и включённые в список для дополнительного или внеклассного чтения, а также самостоятельно изученные тексты.

Янка Брыль - классик белорусской литературы, «писатель-новатор» (С. Андроюк), который, по существу, создал национальную лирическую прозу на основе гуманистических и реалистических традиций мировой литературы. Он является автором романов, повестей, рассказов, эссе, миниатюр. Хрестоматийными стали такие произведения, как «Птушш i гнёзды», «Орочы хлеб», «Галя», «Memento mori», «Гуртавое». Проза Янки Брыля раскрывает историю духовного роста и становления личности человека. Книги (белорусские, русские, польские) сыграли особую роль в творчестве белорусского писателя. Внимание Янки Брыля в русской литературе привлекали Н.В. Гоголь, М.Ю. Лермонтов, А.С. Пушкин, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой.

Более подробно изучив жизнь и творчество Янки Брыля, старшеклассники узнают, что на его становление как писателя-новеллиста повлиял Антон Павлович Чехов. Учащиеся глубже поймут творческие связи прозаиков, близость их художественной концепции мира и человека, познакомившись с эссе Янки Брыля «Мой Чэхау»: «Блакнот, у яюм я тады зашсвау усё, «што уражала розум 1 сэрца», захавауся. У 1м зашсаны смешна 1 мша нязграбным, як само цыбатае юнацтва, хуткашсам тры назвы: «Ведзьма», «Белалобы», «Ванька». З гэтага ён 1 пачауся - мой Чэхау» [2, С. 404]. В процессе руководства исследовательской работой учитель акцентирует внимание учащихся на характерных чертах поэтики произведений А.П. Чехова, которые «преломились в творчестве белорусского прозаика как созвучные, родственные его художественной натуре»: описание неповторимости и красоты природы, мира в целом, любовь к «живому существу», животным и гуманизм, «сочувствие человеку» [8, С. 14-15].

Исследовательская работа учащихся предполагает раскрытие целостности художественного произведения, его концептуального уровня. Так, отдельной темой исследования может стать мотив красоты природы в рассказах Янки Брыля и А.П. Чехова. Старшеклассники приходят к выводу, что у каждого писателя присутствует индивидуальное образное воссоздание природы, обусловленное авторским видением мира. Вместе с тем, общность взглядов в творчестве прозаиков проявляется в осознании ценности природы в жизни человека.

В эссе «Мой Чэхау» старшеклассники находят строки, в которых Янка Брыль описывает свои впечатления от знакомства с рассказами А.П. Чехова, его мастерства в описании природы: «Чытау хлопцам «Ведзьму», асабл1ва захапляючыся клаачньеш малюнкам1 зав1рух1 за вокнам1 самотнай хатк! Яскрава уяв1у самога Чэхава на бязмежжы аснежаных прасторау Расп...» [2, С. 404]. Анализируя рассказы Янки Брыля, учащиеся убеждаются в том, что белорусскому прозаику близка чеховская мысль не только о красоте природы, но и её непреходящей ценности в жизни человека. Конкретизируя данный вопрос, старшеклассники могут разработать такие темы, как «Пейзаж в рассказах Я. Брыля и А.П. Чехова», «Человек и природа в рассказах Янки Брыля и А.П. Чехова», «Роль художественной детали в раскрытии темы природы в произведениях Янки Брыля и А.П. Чехова».

Исследовательская работа направлена на получение и применение учащимися новых знаний при постановке проблемных вопросов. Расширить представления старшеклассников о творчестве Янки Брыля и А.П. Чехова поможет анализ в рассказах образов «живых существ». Природа в творчестве прозаиков - это не только поэтические пейзажи. Её многообразие проявляется также в

изображении образов животных, птиц, осмысления взаимоотношений с ними человека. Анализируя рассказы Янки Брыля («Лша i клёшк», «Жыу-быу вожык», «Цющк», «Ветэрынар», «Глядзiце на траву» и др.), А.П. Чехова («Каштанка», «Белолобый»), учащиеся отмечают

гуманистическое отношение авторов к миру животных. Герои произведений Янки Брыля, А.П. Чехова не всегда сострадают живым существам, но авторские симпатии на стороне тех персонажей, которые способны проявлять гуманность к животным, птицам, понять их «внутренний мир». Примерами разработки данной проблематики исследования могут быть следующие темы: «Образы животных в рассказах Янки Брыля «Цющк» и А.П. Чехова «Каштанка», «Жанр анималистического рассказа в творчестве Янки Брыля и А.П. Чехова», «Авторская позиция в рассказах о животных (на материале произведений Янки Брыля и А.П. Чехова»).

Ещё один пример сравнительного изучения монографических тем в контексте научно-исследовательской работы учащихся - «Иван Мележ» и «Михаил Шолохов», чьё творчество занимает особое место в литературном процессе XX века. В X классе проза Ивана Мележа в учебной программе представлена романом «Людзi на балоце», М.А. Шолохова - избранными главами из романов «Тихий Дон» и «Поднятая целина» [1; 7]. Каждому из произведений характерен индивидуальный художественный стиль, при этом проблематика, поэтика романов имеют точки соприкосновения.

Проблемы, которые ставятся в произведении, не могут рассматриваться независимо от жизненного и творческого пути писателя. Поэтому важно, особенно в старших классах, проследить взаимосвязь между фактами из жизни писателя и историей создания художественных произведений. Из биографии Ивана Мележа известно, что во время Великой Отечественной войны он был ранен, лечился в ростовском госпитале. В Ростове белорусский прозаик прочитал роман «Тихий Дон», высоко оценил художественные достоинства произведения М.А. Шолохова. Позже в своей «Палескай хронщы» Иван Мележ обратится к общим в белорусской и русской литературах традициям описания семейной жизни героев, связанной с событиями исторического значения, воссоздания местного колорита, быта народа, утверждения жизненной правды. Использование историко-биографических связей в процессе сравнительного изучения романов «Людзi на балоце» и «Тихий Дон» способствует изучению учащимися стиля писателя в его индивидуальном и типологическом понимании.

Учитывая возрастные особенности старшеклассников, их читательский интерес, учитель предлагает более детально познакомиться с вопросами, на которые ориентируют учебные программы: ху-

дожественное воплощение женских образов в романах «Людзi на балоце» и «Тихий Дон». Старшеклассники проводят сравнительный анализ образов героев на уровне межтекстового художественного взаимодействия. Учащиеся приходят к выводу о том, что центральные персонажи - Ганна Чернушка и Аксинья Астахова - сильные личности, которые бросили вызов обществу, женской покорности.

Старшеклассники отмечают, что отношения Василя и Ганны (роман «Людзi на балоце») сложились драматически: после разлуки каждый из персонажей создал семью, в которой был несчастлив. Дороги героев, соединенных любовью, разошлись навсегда. Независимая и решительная Ганна Чернушка вначале подчинилась воле отца («сцертцца -злюбщца»), но в итоге не приняла предопределённость женской судьбы и ушла из дома Глушаков. Аксинья (роман «Тихий Дон») также бунтарская личность, утверждающая свою личную правду. Её мечтам о счастье с Григорием не суждено сбыться. Тематика исследований в контексте данного вопроса может быть следующей: «Образы Ганны Чернушки и Аксиньи Астаховой в романах Ивана Мележа и М.А. Шолохова», «Портрет Ганны Чернушки и Аксиньи Астаховой в романах Ивана Мележа и М.А. Шолохова», «Мотив любви в произведениях Ивана Мележа и М.А. Шолохова (на материале «Полесской хроники» и «Тихого Дона»).

Научная работа требует элементов новизны, поэтому при изучении старшеклассниками творчества писателя целесообразно обратить внимание на темы «второго плана». Так, например, учащиеся могут сравнить быт народа в романах «Людзi на балоце» и «Тихий Дон». Иван Мележ любил родное Полесье. Писатель воссоздал местный колорит через описание традиционного уклада жизни полешуков, народных праздников (Коляды, свадьба), крестьянского труда, использование региональных ономастических названий, диалектизмов. В романе «Тихий Дон» также присутствует неповторимый местный колорит, связанный с жизнью донского казачества, его культурой, традициями, диалектными особенностями языка. Возможные темы исследования - «Культура и быт народа в романах Ивана Мележа «Людзi на балоце» и М.А. Шолохова «Тихий Дон», «Природа в романах Ивана Мележа «Людзi на балоце» и М.А. Шолохова «Тихий Дон».

Изучая отрывки из романа М.А. Шолохова -«Поднятая целина», - учащиеся знакомятся с художественным осмыслением темы

коллективизации. О драме народной жизни, «великом переломе» в судьбе деревни пишет Иван Мележ в романе «Людзi на балоце». Данные произведения объединены постановкой вопроса о глубоких противоречиях, происходивших в обществе во время коллективизации. Старшеклассники могут изучить такой вопрос, как

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО __ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 1 (45) 2020_2542-0291

«Тема земли в романах Ивана Мележа «Людз1 на балоце» и М.А. Шолохова «Поднятая целина».

Предложенные темы научных работ по литературе определяют общее направление исследования, их необходимо конкретизировать в соответствии с читательскими интересами старшеклассников, уровнем литературного развития учащихся. Возможно, учитель предложит свои оригинальные формулировки тем, которые наиболее полно соответствуют конкретной учебно-исследовательской задаче.

Проведение научно-исследовательской

работы со старшеклассниками на основе межпредметной связи белорусской и русской литератур позволяет формировать целостный,

более широкий взгляд учащихся на литературный процесс. Межпредметная связь способствует постановке проблемных вопросов, выдвижению гипотез с элементами новизны и, как следствие, развитию у школьников любознательности, активности. Однако ученическая научная работа является первой попыткой школьника проявить себя как исследователя литературы. Учитывая высокий уровень сложности сравнительного анализа произведений, вероятность

прямолинейности и ошибочности выводов в интерпретации текста, учителю следует рекомендовать учащимся обращаться к литературоведческим источникам, систематически руководить написанием работы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Беларуская мова. Беларуская лггаратура. X-XI класы (базавы узровень) [Тэкст] : вучэб. праграмы для устаноу агул. сярэдняй адукапш з беларус. i рус. мовам навучання i выхавання. - Мшск : Нац. íh-t адукапш, 2017. - 39 с.

2. Брыль, Я. Запаветнае. Выбраныя творы [Тэкст] / Я. Брыль. - Мшск : Беллггфонд, 1999. - 448 с.

3. Канцэпцыя вучэбнага прадмета «Беларуская лггаратура» [Электронны рэсурс] // Камггэт па адукапш. - Рэжым доступу: http://minsk.edu.by/main.aspx?guid=28461.

4. Образовательные стандарты общего среднего образования [Электронный ресурс] : постановление М-ва образования Респ. Беларусь. - Режим доступа: https://adu.by/images/2019/01/obr-standarty-ob-sred-obrazovaniya.pdf.

5. Пучинская, Т.М. Межпредметная связь уроков белорусской и русской литератур в старших классах [Текст] / Т.М. Пучинская // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. - 2019. - № 4 (44). -С. 143-147.

6. Пучынская, Т.М. Методыка правядзення навукова-даследчай працы па беларускай лггаратуры [Тэкст] / Т.М. Пучынская // Беларус. мова i тт. - 2019. - № 1. - С. 3-7.

7. Русский язык. Русская литература. X-XI классы (базовый уровень) [Текст] : учеб. прогр. для учреждений общ. среднего образования с белорус. и рус. яз. обучения и воспитания. - Минск : Нац. ин-т образования, 2017. - 57 с.

8. Скибицкая, Л.В. А.П. Чехов и Янка Брыль: литературно-художественные связи [Текст] : монография / Л.В. Скибицкая ; Брест. гос. ун-т им. А.С. Пушкина ; науч. ред. Т.В. Сенькевич. - Брест : Изд-во БрГУ, 2008. - 181 с.

REFERENCES

1. Belaruskaja mova. Belaruskaja litaratura. X-XI klasy (bazavy yzroven'): vuchjeb. pragramy dlja ystanoy agul. sjarjednjaj adukacyi z belarus. i rus. movami navuchannja i vyhavannja [Belorussian Language. Belorussian Literature. XXI forms (basic level)]. Minsk: Nac. in-t adukacyi, 2017. 39 p.

2. Bryl' Ja. Zapavetnae. Vybranyja tvory [Cherished. Selected works]. Minsk: Bellitfond, 1999. 448 p.

3. Kancjepcyja vuchjebnaga pradmeta «Belaruskaja litaratura» [Elektronnyi resurs] [The concept of the subject "Belarus-ian Literature"]. Kamitjetpa adukacyi [Education Committee]. URL: http://minsk.edu.by/main.aspx?guid=28461.

4. Obrazovatel'nye standarty obshhego srednego obrazovanija: postanovlenie M-va obrazovanija Resp. Belarus' [Elektronnyi resurs] [Educational standards of general secondary education]. URL: https://adu.by/images/2019/01/obr-standarty-ob-sred-obrazovaniya.pdf.

5. Puchinskaja T.M. Mezhpredmetnaja svjaz' urokov belorusskoj i russkoj literatur v starshih klassah [Intersubject communication of lessons of Belarusian and Russian literature in high school]. Vestnik Shadrinskogo gosudarstvennogo peda-gogicheskogo universiteta [Journal of ShadrinskState Pedagogical University], 2019, no. 4 (44), pp. 143-147.

6. Puchynskaja T.M. Metodyka pravjadzennja navukova-dasledchaj pracy pa belaruskaj litaratury [The methodology of the research work on the Belarusian literature]. Belarus. mova i lit. [Belarussian language and lit.], 2019, no. 1, pp. 3-7.

7. Russkij jazyk. Russkaja literatura. X-XI klassy (bazovyj uroven'): ucheb. progr. dlja uchrezhdenij obshh. srednego obrazovanija s belorus. i rus. jaz. obuchenija i vospitanija [Russian language. Russian literature. X - XI classes (basic level)]. Minsk: Nac. in-t obrazovanija, 2017. 57 p.

8. Skibickaja L.V. A.P. Chehov i Janka Bryl': literaturno-hudozhestvennye svjazi: monografija [A.P. Chekhov and Yanka Bryl: literary and artistic ties]. Brest. gos. un-t im. A.S. Pushkina; T.V. Sen'kevich (ed.). Brest: Izd-vo BrGU, 2008. 181 p.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Т.М. Пучинская, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой филологии, УО «Барановичский государственный университет», г. Барановичи, Беларусь, e-mail: pvs71@mail.ru, ORCID: 0000-0002-0722-0087.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

T.M. Puchynskaya, Ph.D. in Pedagogic Sciences, Associate ProfessorDepartment Chair of Philology, Baranovichi State University, Baranovichi, Belarus, e-mail: pvs71@mail.ru, ORCID: 0000-0002-0722-0087.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.