Научная статья на тему 'Межпредметная связь уроков белорусской и русской литератур в старших классах'

Межпредметная связь уроков белорусской и русской литератур в старших классах Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
603
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЛОРУССКАЯ / РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРЫ / МЕЖПРЕДМЕТНАЯ СВЯЗЬ / СТАРШЕКЛАССНИКИ / УРОК / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / BELARUSIAN LITERATURE / RUSSIAN LITERATURE / INTERDISCIPLINARY CONNECTIONS / SENIOR STUDENTS / LESSON / RESEARCH

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Пучинская Татьяна Михайловна

В статье рассматривается связь между двумя предметами школьного курса белорусской и русской литературами, анализируются возможности их скоординированности в условиях расширения межкультурного общения. На примере изучения монографических тем даются рекомендации по использованию межпредметной связи с целью формирования первоначального понимания старшеклассниками взаимосвязей и взаимовлияния в творчестве писателей, восприятия литературы как процесса. Обоснована актуальность изучения белорусской литературы во взаимосвязи с русской на разных этапах знакомства с творчеством писателей, а также в процессе проведения школьной научно-исследовательской работы, проектной деятельности. Показаны возможности использования различных видов и уровней литературных связей с акцентом на наиболее доступной для восприятия школьников художественной коммуникации историко-биографических связях. Представленные материалы имеют практическое значение для учителей белорусской и русской литератур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Пучинская Татьяна Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interdisciplinary connections in Belarusian and Russian literature in high school

The article discusses the relationship between two disciplines of the school course between the Belarusian and the Russian literature. Under the analysis falls the possibility of coordination of the two subjects in the context of the promotion of intercultural communication. The recommendations on the use of interdisciplinary connections are based on studying of monographic themes to form students’ initial understanding of the interrelations and mutual influence in the work of writers and for the purpose of the perception of literature as a process in high school. It is proved the relevance of studying Belarusian literature in relation to Russian literature at various stages of studying the works of writers and conducting research work as well as project activity at school. The article focuses on the possibilities of using various types and levels of literary relations with an emphasis on such artistic communication as historical and biographical relations which are the most accessible for the perception of senior students. The presented materials of the article are of practical importance for teachers of the Belarusian and the Russian literature.

Текст научной работы на тему «Межпредметная связь уроков белорусской и русской литератур в старших классах»

УДК 371.3:821.161.3:821.161.1

Татьяна Михайловна Пучинская

г. Барановичи, Республика Беларусь

Межпредметная связь уроков белорусской и русской литератур в старших классах

В статье рассматривается связь между двумя предметами школьного курса - белорусской и русской литературами, анализируются возможности их скоординированности в условиях расширения межкультурного общения.

На примере изучения монографических тем даются рекомендации по использованию межпредметной связи с целью формирования первоначального понимания старшеклассниками взаимосвязей и взаимовлияния в творчестве писателей, восприятия литературы как процесса. Обоснована актуальность изучения белорусской литературы во взаимосвязи с русской на разных этапах знакомства с творчеством писателей, а также в процессе проведения школьной научно-исследовательской работы, проектной деятельности. Показаны возможности использования различных видов и уровней литературных связей с акцентом на наиболее доступной для восприятия школьников художественной коммуникации - историко-биографических связях.

Представленные материалы имеют практическое значение для учителей белорусской и русской литератур.

Ключевые слова: белорусская, русская литературы, межпредметная связь, старшеклассники, урок, исследовательская работа.

Tatsiana Mikhailovna Puchynskaya

Baranovichi, Belarus

Interdisciplinary connections in Belarusian and Russian literature in high school

The article discusses the relationship between two disciplines of the school course - between the Belarusian and the Russian literature. Under the analysis falls the possibility of coordination of the two subjects in the context of the promotion of intercultural communication.

The recommendations on the use of interdisciplinary connections are based on studying of monographic themes to form students' initial understanding of the interrelations and mutual influence in the work of writers and for the purpose of the perception of literature as a process in high school. It is proved the relevance of studying Belarusian literature in relation to Russian literature at various stages of studying the works of writers and conducting research work as well as project activity at school. The article focuses on the possibilities of using various types and levels of literary relations with an emphasis on such artistic communication as historical and biographical relations which are the most accessible for the perception of senior students.

The presented materials of the article are of practical importance for teachers of the Belarusian and the Russian literature.

Keywords: Belarusian literature, Russian literature, interdisciplinary connections, senior students, lesson, research.

Системный подход к изучению литературы в школе имеет различные аспекты его реализации, один из которых - межпредметные связи. Знакомство с белорусской литературой во взаимосвязи с русской актуально в старших классах, где содержание литературного образования построено на историко-хронологическом принципе и даёт школьникам обобщенные знания.

Исследуя теоретико-методологические и методические проблемы литературного

образования, В.В. Ивашин отмечает, что в XX веке значительно расширились связи белорусской литературы с литературами других стран и в то же время возросла роль знакомства школьников с шедеврами русской и мировой классики [4, С. 40]. В современных условиях расширения межкультурного общения, глобализации данная тенденция развития литературного образования усиливается.

Актуальность использования межпредметной связи уроков белорусской и русской литератур обусловлена следующими факторами:

1) осуществление образовательного процесса в школах Республики Беларусь на бикультурной основе; 2) необходимость скоординированности курсов белорусской и русской литератур; 3) значимость формирования у старшеклассников

представления о единстве историко-литературного процесса, преемственности литературных эпох; 4) осознание учащимися ценности собственной культуры и выработка навыков позитивного восприятия литературных традиций других народов.

На необходимость реализации межпредметной связи уроков белорусской и русской литератур указано в учебной программе по белорусской литературе [1, С. 16-17]. На практике данный подход к изучению предмета реализуется с трудом, возможно, потому, что научных работ по рассматриваемому вопросу немного.

Русско-белорусские литературные связи в рамках школьной программы описаны в книге белорусских ученых В.В. Ивашина, М.А. Лазарука, Е.Я. Ленсу «Изучение русской литературы во взаимосвязи с белорусской» (1988) [5]. Некоторые аспекты рассматриваемой проблемы с учётом современной школьной практики, сложившейся в Республике Беларусь, проанализированы в научных статьях А.И. Луговского, А.И. Гараниной и др. Так, А.И. Луговский отмечает, что межпредметные связи с русской литературой обычно реализуются в процессе изучения взаимовлияния, контактных связей писателей, их творческой дружбы, учительства [7, С. 203-206]. По мнению А.И. Гараниной, в условиях двуязычия на уроках

русской литературы есть уникальная возможность проводить сравнительный анализ произведений русских и белорусских писателей [2].

В контексте проблемы установления литературных связей, методики сравнительного изучения художественных произведений представляют интерес исследования российских учёных. С.А. Зинин, например, отмечает, что на уроках литературы необходимо использовать следующие виды и уровни литературных связей: художественные универсалии, межтекстовое художественное взаимодействие и историко-биографические связи [3]. В процессе реализации межпредметных связей учитывается тот факт, что общность литературных явлений возникает не только благодаря прямым или опосредствованным творческим контактам писателей, но и родственности исторического развития

национальных литератур (М.Б. Храпченко).

Изучение белорусской литературы во взаимосвязи с русской можно осуществлять на различных этапах знакомства с творчеством того или иного писателя. На вступительных занятих актуализируются историко-биографические связи -наиболее доступный для восприятия школьников уровень художественной коммуникации. Учащиеся анализируют личностное взаимодействие между писателями (знакомство, дружбу, встречи, отзывы о произведениях), сравнивают факты биографии, знакомятся с историко-литературным контекстом эпохи, во время которой жил писатель. Привлечение документального и художественно-документального материала (переписка писателей, отзывы о книгах, схожие факты биографии) повышает интерес школьников к изучаемому творчеству автора.

На этапе чтения и анализа произведений приобщение старшеклассников к пониманию художественных универсалий, межтекстового взаимодействия помогает осмыслить идейно-тематическое и эмоционально-образное содержание изучаемого материала, его национальное своеобразие и типологическую общность. Данный уровень художественной коммуникации предусматривает детальный сравнительный анализ литературных

произведений. На заключительных занятиях в процессе рассмотрения литературных связей обобщаются читательские впечатления учащихся, совершенствуются сопоставительно-аналитические умения старшеклассников.

Изучение белорусской литературы во взаимосвязи с русской основывается на педагогическом поиске учителя, результатах современных литературоведческих и методических исследований. Обратимся к использованию историко-биографических связей на примере изучения творчества народного поэта Беларуси Аркадия Кулешова (10 класс) и Александра Твардовского (11 класс). В соответствии с

программными требованиями старшеклассники знакомятся со стихотворениями Аркадия Кулешова «Мая Бесядзь», «Над брацкай магшай», «Я хаце абавязаны прашскаю...», «На паумшьярдным кшаметры...», «Спакойнага шчасця не зычу шкому...» [1]. В курс русской литературы включены стихотворения Александра Твардовского «О сущем», «Я знаю: никакой моей вины...», «Вся суть...», «На дне моей жизни...», для дополнительного чтения - поэма «По праву памяти» [11].

К литературному взаимодействию на уровне историко-биографических связей учитель обращается на вступительных или заключительных занятиях. Известно, что Аркадия Кулешова и Александра Твардовского связывала дружба, они относились к одному поколению литераторов, были свидетелями и участниками таких событий, как коллективизация, Великая Отечественная война, во многом одинаково воспринимали атмосферу жизни того времени. Одно из лучших лиро-эпических произведений А. Кулешова - поэма «Варшаусю шлях» - посвящено памяти друга - Александра Твардовского. Т. Лиокумович отмечает, что «А. Кулешов воспринимал Твардовского как наиболее выдающегося из современных поэтов.., признавался, что восхищался им как личностью и его поэтическим творчеством, в котором продолжились великие традиции русской классической поэзии» [6, с. 187]. Александр Трифонович, в свою очередь, «по достоинству оценил поэзию А. Кулешова, считал его одним из крупнейших поэтов двадцатого века» [6, С. 188], с любовью относился «к Беларуси, к белорусской литературе и белорусскому языку, которая возникла в душе на основе близкого географического соседства, оказавшегося настолько весомым в его жизни, что некоторые белорусские слова просачивались в художественные произведения русского классика» [6, С. 187].

Осмысление историко-биографических связей между Аркадием Кулешовым и Александром Твардовским повышает уровень читательской культуры старшеклассников [9]. Сложность реализации межпредметной связи уроков белорусской и русской литератур заключается в несовпадении времени изучения монографических тем: «Аркадий Кулешов» - десятый класс, «Александр Твардовский» - одиннадцатый. По этой причине учитель белорусской литературы предлагает учебный материал «на опережение» и в качестве комментария литературоведческого характера сообщает о творческом взаимодействии, дружбе писателей. В случае использования межпредметных связей на уроках русской литературы по теме «Александр Твардовский» педагог обращается к повторению изученного материала - творчеству Аркадия Кулешова.

Значительные возможности для реализации межпредметных связей имеет исследовательская работа старшеклассников, которая предполагает

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ™ 144_ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 4 (44) 2019_2542-0291

выполнение учебных заданий разного уровня сложности. В процессе подготовки к участию в школьных научных конференциях учащиеся усваивают новые знания, развивают читательские умения и навыки исследовательского характера.

Обратимся к примерам подготовки ученических работ на материале произведений Яку-ба Колоса и Ивана Бунина [10]. Творчество народного поэта Беларуси Якуба Колоса изучается в 9 классе (стихотворения «Не бядуй!», «Родныя вобразы», «Першы гром», поэма «Новая зямля»). С произведениями Ивана Бунина старшеклассники знакомятся в 10 классе (стихотворения из сборника «Листопад»; рассказы «Холодная осень», «Господин из Сан-Франциско»; для дополнительного чтения - «Чистый понедельник», «Жизнь Арсеньева», «Окаянные дни», «Лёгкое дыхание», «Грамматика любви», «Антоновские яблоки»). В качестве литературного материала для проведения исследования могут быть избраны произведения, не вошедшие в школьную программу, но являющиеся классикой белорусской литературы, например, трилогия Яку-ба Колоса «На ростанях».

Типологическая общность творчества Якуба Колоса и Ивана Бунина подробно проанализирована в трудах В.В. Люкевича [8]. Якуб Колос и Иван Бунин являются знаковыми личностями в духовной культуре белорусского и русского народов. Их произведения отличаются особой духовной и эмоциональной сосредоточенностью на сущностных проявлениях национального бытия, глубоких размышлениях над судьбой Родины и народа. Оба писателя относятся к одной исторической эпохе, пережившей трагические события XX века: мировые войны, революции. Жизнь и творчество мастеров слова сложились по-разному: Якуб Колос почти всё время находился на родине, Иван Бунин десятилетия провёл в эмиграции, во Франции. Однако время, в котором жили писатели, повлияло на формирование общности их мировоззрения и творческих устремлений. Вместе с тем, в произведениях каждого художника отражена индивидуальная особенность восприятия действительности.

Сопоставляя биографию писателей, старшеклассники осознают значение родной литературы в мировом литературном процессе, по-новому осмысливают её образное содержание, традиционную проблематику. Обратимся к биографическим фактам, связанным с ранними годами жизни Якуба Колоса и Ивана Бунина. Якуб Колос родился в 1882 году, в 1890-1904 годах семья жила в лесничовке Альбуть недалеко от Миколаевщины. Красота родной природы оставила глубокий след в душе будущего писателя. Он слушал народные песни, которые пела мать, много читал, любил бывать на природе, в лесу. Иван Бунин родился немного раньше, в 1870 году, в Воронеже. Семья относилась к древнему дворянскому роду. Из го-

рода Бунины переехали в родовое поместье на хутор Бутырки Елецкого уезда. Именно здесь Иван Бунин слушал народные песни, сказки от матери и местных крестьян. Детство, связанное с деревней, во многом обусловило правдивый взгляд на народную жизнь и Якуба Колоса, и Ивана Бунина. Тема деревни у Якуба Колоса стала сквозной, начиная с первого сборника «Песш жальбы». Поэма «Новая зямля», в которой воспета красота родной земли и её жителей - белорусов, стала художественной энциклопедией народной жизни. Идея о «божественном великолепии мира» как главный мотив творчества Ивана Бунина также сформировалась на почве любви к русской деревне, родным ландшафтам.

Знакомясь с биографией и творчеством Якуба Колоса и Ивана Бунина, учащиеся обращаются к проблемному анализу вопросов: тема природы в творчестве писателей, поиск героями смысла жизни, образ Родины и его художественное воплощение в произведениях Якуба Колоса и Ивана Бунина, народ и осмысление истории в творчестве писателей. Так, например, исследуя мастерство пейзажа, старшеклассники анализируют не только картины природы как один из главных мотивов в творчестве литераторов, но и эмоциональный мир персонажей. Важно осмыслить озабоченность колосовских и бунинских героев судьбой Родины, поскольку «нередко в темпорально-ландшафтных хронотопах прозы обоих художников фиксируются социальные, патриотические чувства» [8].

Предметом исследования могут быть «локальные образы», «образы-посредники», которые отражают общность в творчестве Якуба Колоса и Ивана Бунина, своеобразие их индивидуальной художественной манеры. Это образы народа (судьба народа, интеллигенции, дворянства, топос усадьбы, родной стороны, связанной с родом, семьёй), природы (краски, звуки, цвета, запахи), образы-символы (ростани, дороги, пространства, пути - у Колоса, осени, сада - у Бунина).

Актуальной темой научно-исследовательской работы по литературе, особенно в преддверии 75-й годовщины победы над немецко-фашистскими захватчиками, является военная проза народного писателя Беларуси Василя Быкова во взаимосвязи с творчеством Бориса Васильева. В курсе белорусской литературы изучаются повести Василя Быкова «Жураулшы крык», «Знак бяды», «Сотшкау». С прозой Бориса Васильева старшеклассники знакомятся самостоятельно. Для проведения исследования целесообразно, к примеру, проанализировать повести Василя Быкова «Жураулшы крык» и Бориса Васильева «А зори здесь тихие...». Учащиеся интерпретируют общие для двух авторов традиции «лейтенантской прозы», их обращение к собственному фронтовому опыту, жанру военной повести - простой, лаконичной и вместе с тем глубоко правдивой.

Учащиеся приходят к выводу, что фронтовой опыт Василя Быкова и Бориса Васильева стал основополагающим в написании произведений о войне. Василь Быков оказался на войне в самом её начале, в составе инженерного батальона участвовал в строительстве оборонительных сооружений. В 1942 году стал курсантом Саратовского пехотного училища. Как командир взвода автоматчиков и взвода артиллерии участвовал в боях на фронте, был дважды ранен. С действующей армией прошел Румынию, Венгрию, Австрию, Югославию, Австрию. Борис Васильев также, как и Василь Быков, участник войны с первых её дней. Он ушёл на фронт добровольцем, позже служил в гвардейской воздушно-десантной дивизии, был ранен и демобилизован из действующей армии.

Изучая историко-биографические связи, старшеклассники осмысливают новый взгляд на войну, который авторы предложили читателям. Писателей интересуют прежде всего переживания «маленького человека», рядовых солдат в условиях экстремальных ситуаций. Повесть «Жураулшы крык» - этапная в творчестве Василя Быкова и в белорусской военной прозе. Это произведение глубокой моральной проблематики, в котором описаны эпизоды из жизни солдат 1941 года, защищающих безымянный железнодорожный переезд. Ретроспективная композиция, переплетение различных временных пластов позволяют «заглянуть в душу» героев - обычных людей перед лицом смерти. Старшина Карпенко, Борис Фишер, Свист, Глечик, Алик Авсеев, Пшеничный - образы глубоко индивидуализированные, но есть и то, что их объединяет, - необходимость морального выбора в экстремальной ситуации. В. Быков не стремится к широкому описанию событий, главное - показать солдат на войне, которых ежедневно -сотни и тысячи.

Правдиво, реалистично, без излишнего пафоса описан героизм простых людей и в повести Бориса

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Васильева «А зори здесь тихие...». События в произведении основаны на реальном эпизоде войны, когда семеро солдат не дали немцам взорвать участок Кировской железной дороги. В процессе написания повести автор решил создать образы девушек на войне - Маргариты Осяниной, Евгении Комель-ковой, Елизаветы Бричкиной, Софьи Гурвич, Галины Четвертак. Группа из пяти зенитчиц должна опередить диверсантов, пройдя через топи. Предметом исследования в школьной работе, посвященной творчеству Василя Быкова и Бориса Васильева, могут стать образы солдат, командиров (старшины Карпенко - в повести «Жураулшы крык», старшины Васкова - «А зори здесь тихие.»), проблема морального выбора героев, время и место действия, жанровые особенности военных повестей, черты автобиографизма в повествовании.

Направления исследования, предложенные для написания работ по белорусской литературе во взаимосвязи с русской, можно формулировать в качестве тем проектов, факультативных занятий, вовлекая в поиск новых идей большее количество старшеклассников.

Таким образом, межпредметная связь уроков белорусской и русской литератур в старших классах способствует осмыслению литературы на мировоззренческом и культурологическом уровнях. Данный подход к изучению белорусской литературы позволяет скорректировать первоначальное субъективно-индивидуальное восприятие произведений и перейти к концептуальному уровню усвоения учебного материала. Использование межпредметной связи на уроках белорусской литературы с уроками русской литературы имеет избирательный характер. В одних случаях необходимо обратиться к литературному взаимодействию на занятиях, в других - в процессе школьной научно -исследовательской работы, проектной

деятельности учащихся.

1. Беларуская мова. Беларуская лггаратура. X-XI класы (базавы узровень) [Тэкст] : вучэбныя праграмы для уста-ноу агул. сярэдняй адукацьп з беларускай i рускай мовам навучання i выхавання. - М1нск : Нац. iH-т адукацьп, 2017. - 39 с.

2. Гаранина, А.И. Изучение русской литературы во взаимосвязи с белорусской [Электронны рэсурс] /

A.И. Гаранина // Адзшаццатыя Танкаускя чытанш : зб. навук. арт. / Беларус. дзярж. пед. ун-т iмя М. Танка ; рэдкал.

B.Д. Старычонак [i шш.] ; адк. рэд. В.Д. Старычонак. - Мшск : БДПУ, 2018. - Режим доступа: http://eHb.bsu.by/Ыtstream/doc/Гаранина А.И.

3. Зинин, С.А. Внутрипредметные связи в изучении школьного историко-литературного курса [Текст] : монография / С.А. Зинин. — 3-е изд., перераб. - М. : Русское слово - учебник, 2018. - 232 с.

4. 1вашын, В. З пазщый гумашзму. Тэарэтыка-метадалапчныя i метадычныя праблемы лггаратурнай адукацып [Тэкст] / В. 1вашын. - Мшск : Н1А, 1998. - 166 с.

5. Ивашин, В.В. Изучение русской литературы во взаимосвязи с белорусской [Текст] / В.В. Ивашин, М.А. Лазарук, Е.А. Ленсу. - Минск : Нар. асвета, 1988. - 173 с.

6. Лиокумович, Т. «Как поэт своим рождением я обязан именно этому произведению.» [Текст] / Т. Лиокумович // Нёман. - 2016. - № 12. - С. 185-189.

7. Лугоусю, А.1. Рэалiзацыя мiжпрадметных сувязей у сучаснай школе (на матэрыяле беларускай i рускай лггара-тур) [Тэкст] / А.1. Лугоусю // Беларуская i руская лггаратуры: тыпалогш узаемасувязей i нацыянальнай щэнтыфжа-цш : матэрыялы МТжнар. навук. канф., Мшск, 18-19 крас. 2012 г. / 1н-т мовы i лггаратуры iмя Якуба Коласа i Янкi Купалы НАН Беларуси - М1нск : Права i эканомжа, 2012. - С. 203-206.

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО 146_ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 4 (44) 2019_2542-0291

8. Люкевич, В.В. Хронотопический психологизм в прозе Якуба Коласа и Ивана Бунина [Электронный ресурс] /

B.В. Люкевич. - Режим доступа: eHb.bsu.by/bitstream/Люкевич В.В.

9. Пучынская, Т.М. Мiжпрадметныя сувязi пры вывучэнш творчасцi Аркадзя Куляшова у школе [Тэкст] / Т.М. Пучынская // Куляшоускя чытанш : матэрыялы Мгжнар. навук.-практ. канф., Магшёу, 19 крас. 2018 г. / пад рэд.

C.Э. Сомава. - Магшёу : МДУ iмя А.А. Куляшова, 2018. - С. 66-68.

10. Пучынская, Т.М. Тыпалапчныя сувязi пры вывучэнш творчасцi Я. Коласа i I. Бунiна у школе [Тэкст] / Т.М. Пучынская // Актуальный праблемы сучаснага лггаратурнага працэсу : матэрыялы Рэсп. навук.-практ. канф., Брэст, 25 лют. 2016 г. / пад рэд. У.А. Сенькауца. - Брэст : БрДУ iмя А.С. Пушкша, 2016. - С. 123-125.

11. Руский язык. Русская Литература. X-XI классы (базовый уровень) [Текст] : учеб. прогр. для учреждений общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения и воспитания. - Минск : Нац. ин-т образования, 2017. - 57 с.

REFERENCES

1. Belaraskaya mova. Belaraskaya litaratura. X-XI klasy (bazavy yzroven'): vuchebnyya pragramy dlya ystanoy agul. syarednyaj adukacyi z belaruskaj i ruskaj movami navuchannya i vyhavannya. Minsk: Nac. in-t adukacyi, 2017. 39 p.

2. Garanina A.I. Izuchenie russkoj literatury vo vzaimosvyazi s belorusskoj [Elektronny resurs]. Adzinaccatyya Tankayskiya chytanni: zb. navuk. art. Belarus. dzyarzh. ped. un-t imya M. Tanka (eds.). Minsk: BDPU, 2018. URL: http://elib.bsu.by/bitstream/doc/Garanina A.I.

3. Zinin S.A. Vnutripredmetnye svyazi v izuchenii shkol'nogo istoriko-literaturnogo kursa: monografiya [Intrasubject communications in the study of the school historical and literary course]. 3-e izd., pererab. Moscow: Russkoe slovo - ucheb-nik, 2018. 232 p.

4. Ivashyn V. Z pazicyj gumanizmu. Tearetyka-metadalagichnyya i metadychnyya prablemy litaraturnaj adukacyi. Minsk: NIA, 1998. 166 p.

5. Ivashin V.V., Lazaruk M.A., Lensu E.A. Izuchenie russkoj literatury vo vzaimosvyazi s belorusskoj [The study of Russian literature in conjunction with Belarusian]. Minsk: Nar. asveta, 1988. 173 p.

6. Liokumovich T. «Kak poet svoim rozhdeniem ya obyazan imenno etomu proizvedeniyu...» [The study of Russian literature in conjunction with Belarusian]. Nyoman [Nyoman], 2016, no. 12, pp. 185-189.

7. Lugoyski A.I. Realizacyya mizhpradmetnyh suvyazej u suchasnaj shkole (na materyyale belaruskaj i ruskaj litaratur). Belaruskaya i ruskaya litaratury: typalogiya yzaemasuvyazej i nacyyanal'naj identyfikacyi: materyyaly Mizhnar. navuk. kanf., Minsk, 18-19 kras. 2012 g. In-t movy i litaratury imya YAkuba Kolasa i YAnki Kupaly NAN Belarusi (ed.). Minsk: Prava i ekanomika, 2012, pp. 203-206.

8. Lyukevich V.V. Hronotopicheskij psihologizm v proze YAkuba Kolasa i Ivana Bunina [Elektronnyj resurs] [Chrono-topic psychologism in the prose of Yakub Kolas and Ivan Bunin]. URL : elib.bsu.by/bitstream/Lyukevich V.V.

9. Puchynskaya T.M. Mizhpradmetnyya suvyazi pry vyvuchenni tvorchasci Arkadzya Kulyashova у shkole. In Somava S.E. (ed.) Kulyashoyskiya chytanni: materyyaly Mizhnar. navuk.-prakt. kanf., Magilyoy, 19 kras. 2018 g. Magilyoy: MDU imya A.A. Kulyashova, 2018, pp. 66-68.

10. Puchynskaya T.M. Typalagichnyya suvyazi pry vyvuchenni tvorchasci YA. Kolasa i I. Bunina у shkole. In Sen'kayca U.A. (ed.) Aktual'nyya prablemy suchasnaga litaraturnaga pracesu.: materyyaly Resp. navuk.-prakt. kanf., Brest, 25 lyut. 2016 g. Brest: BrDU imya A.S. Pushkina, 2016, pp. 123-125.

11. Ruskij yazyk. Russkaya Literatura. X-XI klassy (bazovyj uroven'): ucheb. progr. dlya uchrezhdenij obshch. sred. obra-zovaniya s belorus. i rus. yaz. obucheniya i vospitaniya [Russian language. Russian literature. X-XI classes (basic level)]. Minsk: Nac. in-t obrazovaniya, 2017. 57 p.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Т.М. Пучинская, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой филологии, УО «Баранович-ский государственный университет», г. Барановичи, Беларусь, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-0722-0087.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

T.M. Puchynskaya, Ph.D. in Pedagogic Sciences, Associate Professor, Department Chair of Philology, Baranovichi State University, Baranovichi, Belarus, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-0722-0087.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.