Научная статья на тему 'Ценностный выбор в произведениях переломных эпох'

Ценностный выбор в произведениях переломных эпох Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1013
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Иоскевич М.М.

В статье с помощью сравнительного анализа раскрывается типологическое сходство и контраст в путях разрешения ценностного выбора в романтическом («Грозовой перевал» Э. Бронте) и реалистическом («Полесская хроника» И. Мележа) произведениях как результата авторской рефлексии переломных эпох.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The aim of the article is to give a comparative analysis of the problem of a valuable choice in two literary works: E. Bronte’s «Wuthering Heights» and I. Melezh’s «The Polesskaya Chronicle». These novels, belonging to different literary movements, romanticism and realism, find their own ways in solving the problem of a valuable choice.

Текст научной работы на тему «Ценностный выбор в произведениях переломных эпох»

122

ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА

УДК 303.022:81'42

ЦЕННОСТНЫЙ ВЫБОР В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ПЕРЕЛОМНЫХ ЭПОХ

М. М. Иоскевич

кандидат филологических наук,

старший преподаватель кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации УО «ГрГУ им. Я. Купалы»

В статье с помощью сравнительного анализа раскрывается типологическое сходство и контраст в путях разрешения ценностного выбора в романтическом («Грозовой перевал»

Э. Бронте) и реалистическом («Полесская хроника» И. Мележа) произведениях как результата авторской рефлексии переломных эпох.

Введение

В современном литературоведении сохраняет свою актуальность сравнительно-исторический подход к изучению художественного произведения, ставящий целью определение генетических и типологических связей между художественными произведениями, принадлежащими разным авторам, эпохам, направлениям. Особый интерес представляет сравнительное исследование классического наследия национальных литератур, в частности белорусского и английского классического наследия.

Целью данной статьи является сравнительный анализ проблемы ценностного выбора в романе английской писательницы Эмили Бронте «Грозовой перевал» и трилогии белорусского классика Ивана Мележа «Полесская хроника». Подобное исследование позволит выявить

типологическое сходство и контраст в путях разрешения ценностного выбора в романтическом (Э. Бронте) и реалистическом (И. Мележ) произведениях как результата авторской рефлексии переломных эпох. Данная проблема актуализируется авторами в системе персонажей этих произведений, а именно через образы главных героинь: Кэтрин Эрншо («Грозовой перевал») и Ганны Чернушки («Полесская хроника»).

Каждая культурно-историческая эпоха обладает собственной системой ценностей, которая находит логическое отражение в художественных произведениях, преломляясь сквозь призму авторской субъективности. Литературное направление обусловливает приемы и способы изображения системы ценностей в художественном произведении, особое внимание уделяя проблеме ценностного выбора. Именно анализ проблемы ценностного выбора, на наш взгляд, может выступать основой для сравнительного исследования художественных произведений различных литературных направлений.

В данном случае мы предлагаем следующий алгоритм проведения сравнительного анализа:

- сопоставление литературных направлений, к которым принадлежат исследуемые произведения;

- рассмотрение биографического фактора как обусловливающего создание произведения;

- определение степени влияния культурно-исторической эпохи на творчество автора;

- сравнительный анализ литературоведческой проблемы ценностного выбора.

Результаты исследования и их обсуждение

1. Роман Э. Бронте вышел в свет в 1847 г., на закате эпохи романтического мироощущения. Центром художественной системы романтизма является личность, а его главный конфликт - личность и общество. Трилогия И. Мележа, созданная в середине XX века, -произведение реалистическое. Реализм же в литературоведении предполагает правдивое, объективное, всестороннее отражение действительности специфическими средствами, присущими видам художественного творчества.

ФІЛАЛАГГЧНЫЯ НАВУКІ

123

С реализмом, который тяготеет к объективному воспроизведению действительности, связь романтизма представляется затрудненной и фрагментарной. Реализм мог утвердиться только в критической форме; буржуазная революция завершалась все более полным развитием стихий буржуазного общества, и развитие это трагически разочаровывало в высоких идеалах. Романтиков отделяла от реализма настойчивость, с которой они старались сохранить в неприкосновенном виде свои положительные ценности.

Оба литературных направления, развиваясь в отдельных странах, имели свои национальные особенности, связанные с историческими, социальными и культурными аспектами. Так, английский романтизм сосредоточен на проблемах развития общества и человечества в целом. Английским романтикам присуще ощущение катастрофичности исторического процесса, а также политический пафос, сочувствие к угнетенным и обездоленным, защита свободы личности. Для английского романтизма характерны образы героев-мятежников, индивидуалистов с чувством трагической обреченности. Белорусский реализм XX в., сохраняя характерные особенности критического реализма XIX в., развивался в русле реализма социалистического, который агрессивно насаждался политической властью в СССР и странах социалистического лагеря. Несмотря на то, что социалистический реализм постигал жизнь в ее революционном развитии к социализму и коммунизму, в его русле появились истинные шедевры объективного изображения действительности, в частности трилогия И. Мележа «Полесская хроника».

Таким образом, сравнительный анализ художественных произведений, принадлежащих к таким разнонаправленным литературным течениям, как романтизм и реализм, должен быть направлен не столько на поиск контактных отношений (конкретные соприкосновения, совпадения, преемственность), сколько на поиск отношений контрастных.

2. Роман Э. Бронте «Грозовой перевал» является одним из самых загадочных и уникальных произведений мировой литературы. Его уникальность заключается как в истории создания, так и в художественной ценности. Считается, что Э. Бронте (1818-1848) опередила свое время: многие исследователи обнаруживают в ее романе предвосхищение модернизма. Критикой создан «неукротимый, свободолюбивый» образ Эмили, «великого навигатора», обладающего мужскими качествами, страдающего в глуши Хоуорта от одиночества и невозможности самореализации. Однако образ писательницы предстает, несомненно, более сложным и противоречивым. По-прежнему остается загадкой, как могла скромная дочь священника, получившая по существу только домашнее образование и редко покидавшая пределы родного городка, создать подобное произведение. Эмили скончалась на тридцать первом году жизни от туберкулеза, который был вызван простудой, полученной на похоронах брата. Она не пожелала облегчить свои страдания перед смертью и обратиться за помощью к врачам.

В рассмотрении биографического фактора как оказывающего непосредственное влияние на творчество писателя следует признать, что в случае с Э. Бронте он не играет решающего воздействия при анализе ее романа. Сохранилось очень мало документальных подтверждений

0 короткой жизни писательницы. Следовательно, определяющим воздействием на творчество писательницы следует считать особенности культурно-исторической эпохи.

Безусловным достоинством, облегчающим задачу интерпретации трилогии «Полесская хроника», является наличие достаточного фактического материала о «биографическом авторе» -И. Мележе (1921-1976). Трилогия во многом автобиографична, что неоднократно подчеркивалось самим писателем: «ёсць элементы аўтабіяграфічнасці» [1, 212], «паказаны людзі, якія жывуць

1 цяпер, некаторых я нават вывеў пад сапраўднымі імёнамі» [1, 213].

И. Мележ в многочисленных статьях, письмах, встречах с читателями неоднократно обращался к вопросу творческого замысла трилогии и проблемам его воплощения. И. Мележ отмечал долгий путь, который предшествовал созданию трилогии: «Само жыццё доўгія гады як быццам рыхтавала мяне да гэтай кнігі» [1, 211]. Высокий уровень творческого потенциала писателя заключается в его неспособности утаивать, замалчивать правду, в желании высказать ее в собственных произведениях: «У цяжкія трыццатыя гады брала пачатак не толькі добрае, а і злое. У тым, што адбывалася тады, было нямала такога, што выклікала непатрэбную вастрыню адносін, нараджала несправядлівасці, крыўды, прыводзіла да неапраўданых ахвяр» [1, 213].

124

ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА

Биография И. Мележа была одним из факторов, безусловно повлиявших на его творчество. По признанию самого писателя, в трилогии изображены прототипы реальных людей. Причастность писателя к историческим событиям была одной из причин, побудивших автора обратиться к жанру, который он определит как «хроника».

3. Издание «Грозового перевала» совпало с первыми годами правления королевы Виктории (1837-1901), поэтому его можно отнести к числу «викторианских» романов. Политическая ситуация в Англии в первой половине XIX в. была ознаменована утверждением господства буржуазии. Нарастание противоречий между буржуазией и рабочим классом вылилось в движение луддитов и чартистов. К 1830-м гг. в стране свершилась промышленная революция и окончательно утвердилась фабричная система производства. В международных отношениях Англия придерживалась колонизаторской политики, однако в 1834 г. объявила об отмене рабства в принадлежащих ей колониях. По словам Р. Фокса, это было время быстрых перемен, политической неразберихи, поразительных противоречий [2].

В первой трети XIX в. в английской литературе господствует романтизм. В центре художественной системы романтизма исключительная личность, противостоящая «страшному миру» пошлой буржуазной повседневности; главный конфликт - разлад между идеалом и действительностью - определяет принцип романтического двоемирия как основу эстетики и поэтики романтизма. Английский романтизм за три десятилетия пережил эволюцию от идеализации природы и созерцательного отношения к миру до признания неосуществимости романтических идеалов и разочарования в них. В 1830-1850 гг. движение чартистов вызвало к жизни феномен чартистской литературы, отражавшей социальные противоречия эпохи, а произведения Ч. Диккенса и У. Теккерея ознаменовали рождение английского реализма.

Эти бурные события, знаменовавшие изменение мировоззренческой и, главное, ценностной парадигмы, по существу происходят в течение жизни одного поколения, к которому принадлежала Э. Бронте. О времени ценностного слома и своем мучительном прощании с идеалами романтизма Э. Бронте написала свой знаменитый роман «Грозовой перевал».

Романы «Полесской хроники» И. Мележа, посвященные историческому перелому в судьбе белорусской деревни, шире - всего народа на рубеже 1920-1930-х гг., создавались на протяжении почти двух десятилетий: роман «Люди на болоте» опубликован в 1962 г., «Дыхание грозы» -в 1966 г., «Метели, декабрь» - в 1978 г. Драматичные и противоречивые события коллективизации автор осмысливал уже из иного времени, что позволяло установить дистанцию по отношению к прошлому и дать ему объективную оценку.

Между тем два десятилетия, в течение которых писатель работал над «Полесской хроникой», были не менее драматичными и переломными в судьбе страны. Политическая «оттепель» второй половины 1950-х гг. дала И. Мележу возможность «сказаць усю праўду пра тое, што раней недагаворвалася або замоўчвалася зусім» [1, 211]. XX съезд КПСС, ознаменовавший начало «оттепели», принял решения, направленные на демократизацию жизни в стране; начался процесс реабилитации и освобождения узников ГУЛАГа.

Однако «оттепель» была непоследовательной и короткой, уже к началу 1970-х гг. общественно-политическая ситуация в стране изменилась. И. Мележ, как и другие писатели, был вынужден подчиняться требованиям и установкам своего времени, прислушиваться к голосу внутреннего цензора, и это не могло не сказаться на способах реализации замысла. Не случайно И. Мележ часто цитировал слова М. Ромма: «Любы гістарычны твор ёсць расказ аб двух часах: часе, пра які вядзецца гаворка, і часе, калі напісаны твор» [3, 76].

Таким образом, оба исследуемых произведения посвящены переходным эпохам в истории культуры («Грозовой перевал» Э. Бронте) и народа («Полесская хроника» И. Мележа), связанным с ситуацией ценностного перелома. Время создания романа Э. Бронте «Грозовой перевал» является переломной эпохой в развитии литературных направлений. Роман создан в то время, когда на смену романтическим идеалам приходят буржуазная система ценностей. И. Мележ в своей трилогии обращается к переломной эпохе в судьбе белорусского народа. Драматичные и противоречивые события автор осмысливал уже из иного времени, что позволяло установить дистанцию по отношению к прошлому и дать ему объективную оценку.

ФІЛАЛАГГЧНЫЯ НАВУКІ

125

4. Роман Э. Бронте «Грозовой перевал» - это история любви Кэтрин и Хитклифа, двух романтических героев. Предательство Кэтрин своего чувства к Хитклифу послужило причиной основополагающего конфликта в романе. В основе конфликта проблема свободы личности, свободы выбора между романтическим идеалом и буржуазной действительностью. Кэтрин решает пожертвовать своей любовью к Хитклифу ради состояния и положения в обществе. В образе Кэтрин, предавшей свою романтическую сущность ради социальной выгоды, отображено отношение Э. Бронте к буржуазному обществу и его ценностям. Для писательницы действительно прочными являются духовные узы людей.

Кэтрин символизирует несовместимость духовного и материального, романтического идеала и пошлых ценностей буржуазного общества. С течением времени Кэтрин оказывается не в состоянии совмещать жизнь обычных людей с романтической любовью. Она пытается «бежать» от действительности, ей хочется вернуться в детство, «снова стать девчонкой, полудикой, смелой и свободной» [4, 128]. Конфликт с реальностью заканчивается для Кэтрин безумием. Предав самое себя, свою духовную сущность, сделав неправильный выбор, героиня обречена на смерть, которая для нее видится преодолением земного притяжения, уз общества и времени. Буржуазные ценности убивают романтическую героиню: «Почему ты мной пренебрегла? Почему ты предала свое собственное сердце, Кэти? У меня нет слов утешения. Ты это заслужила. Ты сама убила себя» [4, 162].

Писательница намеренно подчеркивает, что выбор личности стоит во главе конфликта: «Когда бедствия, и унижение, и смерть - все, что могут послать бог и дьявол, -ничто не в силах было разлучить нас, ты сделала это сама по доброй воле» [4, 163]. Подобно всем романтикам, Э. Бронте интересуется порывами человеческой души, особое внимание уделяя личности в ее развитии.

В трилогии И. Мележа «Полесская хроника» ценностный выбор в рамках оппозиции «материальное - идеальное» стоит перед главной героиней Ганной Чернушкой. Выйти замуж за кулака Евхима Глушака означает предать «идеальное» - любовь к бедняку Василю. И все же Ганна делает этот неверный выбор, повинуясь вековым деревенским законам, воле родителей. Вспоминая собственное согласие на замужество с Евхимом, Ганна не в силах сдержать отчаяние: «як багата бяды выпадае чалавеку за іншы адзін крок. І як чалавек робіць гэты крок пакорліва, нібы сляпы - не бачачы ўсяго, што будзе яму з гэтым крокам. Ступае на купіну і не чакае, не гадае, што яна не ўтрымае, дрыгва разарвецца, і чалавека праглыне багна...» [5, 251].

Между тем замужество оказалось границей, которая разделила жизнь героини: «іншая будзе ў яе хата, іншы прытулак» [5, 387]. Ночью после свадебного застолья Ганна долго не могла заснуть, лежала, как в гробу, «ў душнай цемры, здавалася, забытая ўсімі, пакінутая, адна-адзінокая ў цэлым свеце» [5, 394]. Для нее как будто настал «канец свету» [5, 394].

Метафорическая «смерть» героини («конец света») совпадает с завершением земледельческого года, ведь крестьянская свадьба традиционно справляется осенью после уборки урожая. Замужество Ганны, ее подчинение деревенским законам, предпочитающим «материальное» (достаток) «идеальному» (любви), символизирует метафорическую «смерть» главной героини, предстоящую жизнь без радости и любви. Время для Ганны «застывает», а пространство отныне будет ограничено усадьбой Глушаков.

Толчком к возрождению Ганны явилась смерть дочки, погибшей из-за жадности Глушаков. Ганна возвращается к осознанию собственного человеческого достоинства через бунт, своеобразную войну с семейством Глушаков. Сотрясение вековых устоев жизни деревни соотносится с небывалым поступком Ганны, который поразил деревню, -ее уходом от мужа.

Отринув (хотя и не полностью) старые законы, Ганна вступает на новый путь, образом мыслей приближаясь к таким передовым женщинам села, как учительница Параска и делегатка съезда Анисья. Эволюция сознания Ганны демонстрирует позитивную сторону исторических изменений в жизни народа: пробуждение женщины, осознание себя человеком, личностью, имеющей право на собственный выбор.

126

ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА

Выводы

Роман Э. Бронте «Грозовой перевал» общепризнан венцом, отражением эволюции и подведением итогов английского романтизма. В трагической судьбе романтической героини Кэтрин, предавшей свою романтическую сущность ради материальной выгоды, отразилось отношение Э. Бронте к буржуазному обществу и его ценностям. В реалистическом романе И. Мележа главная героиня Ганна, как и Кэтрин, отказывается от своей любви ради материального благополучия. Трагизм судьбы Ганны призван, по замыслу И. Мележа, осудить вековые законы, которые встают на пути новой жизни. Отказ как Кэтрин, так и Ганны от «идеального», неверный выбор этих героинь влечет за собой ломку их судеб. Однако Э. Бронте и И. Мележ обнаруживают противоположные пути выхода из кризисной ситуации, в которой оказались героини вследствие неверного выбора.

Судьба Кэтрин символизирует несовместимость духовного и материального, романтического идеала и пошлых ценностей буржуазного общества. Конфликт с реальностью заканчивается для Кэтрин безумием. Предав свою духовную сущность, романтическая героиня обречена на смерть, которая видится ей преодолением земного притяжения, уз общества и времени. Реалистическая героиня Ганна находит в себе силы отринуть старые законы, разорвать брак с нелюбимым человеком, начать новую жизнь. Эволюция сознания Ганны демонстрирует позитивную сторону исторических изменений в жизни народа: пробуждение женщины, осознание себя человеком, личностью. Таким образом, проблема ценностного выбора разрешается в «Грозовом перевале» Э. Бронте и «Полесской хронике» И. Мележа в соответствии с особенностями романтического и реалистического мироощущения.

Литература

1. Мележ, І. Жыццёвыя клопаты: Артыкулы, эсе, інтэрв’ю / І. Мележ // Зб. тв. : у 10 т. - Мінск : Маст. літ., 1983. - Т. 8. - 686 с.

2. Фокс, Р. Роман и народ / Р. Фокс. - М. : Гослитиздат, 1960. - С. 120-124.

3. Гніламёдаў, У. В. Іван Мележ: Нарыс жыцця і творчасці / У. В. Гніламёдаў. - Мінск : Народная асвета, 1984. - 128 с.

4. Бронте, Э. Грозовой перевал. Агнесс Грей / Э. Бронте, Э. Бронте. - М. : Эксмо-Пресс, 2000. - 601 с.

5. Мележ, І. Людзі на балоце : Раман з «Палескай хронікі» / І. Мележ. - Мінск : Маст. літ., 1999. - 399 с.

Summary

The aim of the article is to give a comparative analysis of the problem of a valuable choice in two literary works: E. Bronte’s «Wuthering Heights» and I. Melezh’s «The Polesskaya Chronicle». These novels, belonging to different literary movements, romanticism and realism, find their own ways in solving the problem of a valuable choice.

Поступила в редакцию 31.10.12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.