Научная статья на тему 'Инклюзивное образование на уроке английского языка'

Инклюзивное образование на уроке английского языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2095
311
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Парадигма
Область наук
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕТИ С ОВЗ / АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / ОБУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / INCLUSIVE EDUCATION / CHILDREN WITH DISABILITIES / ENGLISH / TEACHING ENGLISH / SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Батракова Ю. А.

Проблемы образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Реализация в России инклюзивного образования в общеобразовательной школе. Роль английского языка при адаптации детей с ОВЗ в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of education of children with disabilities. Implementation of inclusive education in a comprehensive school in Russia. The role of the English language in the adaptation of children with disabilities in society.

Текст научной работы на тему «Инклюзивное образование на уроке английского языка»

УДК 37

Батракова Ю. А.

Инклюзивное образование на уроке английского

языка

Батракова Юлия Александровна

Учитель английского языка «Школа нового века» г.Энгельс, Россия

Аннотация: Проблемы образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Реализация в России инклюзивного образования в общеобразовательной школе. Роль английского языка при адаптации детей с ОВЗ в обществе.

Ключевые слова: инклюзивное образование, дети с ОВЗ, английский язык, обучение английскому языку, социализация.

Annotation: Problems of education of children with disabilities. Implementation of inclusive education in a comprehensive school in Russia. The role of the English language in the adaptation of children with disabilities in society.

Key words: inclusive education, children with disabilities, English, teaching English, socialization.

С каждым годом тенденция изучать и решать проблемы образования людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) возрастает. В России актуальное направление реформирования системы образования называется «инклюзивное образование». Специалисты под инклюзивным образованием подразумевают обеспечение равного доступа к образованию для всех учащихся, учитывая многообразия особенных образовательных потребностей и персональных возможностей.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) являются детьми, чье здоровье не позволяет осваивать образовательные программы либо имеются затруднения без специальных обстоятельств обучения и воспитания. Ученикам с диагнозом ОВЗ свойственно нарушение познавательной деятельности из-за дефицита некоторых мозговых функций.

Категория школьников с ОВЗ очень разнородна, включая детей с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с проявленными расстройствами эмоционально-волевой сферы, вместе с аутистическими нарушениями, с задержками психического развития, с групповыми нарушениями развития.

По моему мнению, английский язык является одним из сложных предметов, а его изучение вызывает существенное напряжение высшей нервной деятельности учеников. В связи с этим снижается внимание, увеличивается психологическая напряженность у учеников. Поэтому на уроках английского языка, я считаю, в первую очередь следует создать

положительный психологический климат, чтобы ученики поверили в свои силы.

Дети с ОВЗ, изучая английский язык, встречаются с рядом сложностей: они медленно усваивают лексический материал и синтаксические конструкции и мало применяют их в устной речи; с трудом понимают грамматические категории и как их использовать на практике. Грамматически сложнопостроенным разговором им никак не овладеть, потому что уровень обучения английскому языку находится в зависимости от общей степени формирования ребенка, однако такие дети сумеют говорить на ином языке с учетом уровня собственного развития [3].

Им свойственно появление сложностей при аудировании устной речи, в частности связных текстов, диалогической речи, потому что им трудно сориентироваться в звуковом анализе и фонематическом слухе. Дети с ОВЗ расплывчато принимают обращенную речь, никак не разграничивают схожие звучания. Они овладевают важнейшими видами речевой деятельности: чтением, говорением (устной речью), аудированием.

Мне кажется, что многообразие упражнений и игр, использование компьютерных технологий, СD дисков с игровыми программами на уроке английского языка помогает ребенку проще и стремительнее запомнить исследуемый материал, что способствует расширению лингвистического кругозора: помогает овладеть простыми лингвистическими представлениями, доступными и нужными, чтобы освоить устную и письменную речь на английском языке [2].

Помочь в освоении материала детям с ОВЗ могут разнообразные игры и занимательные упражнения, которые должны быть на занятиях. Игры дают возможность ребятам расслабиться, но у каждого игрового задания своя цель. Благодаря дидактическим играм тренируются разнообразные речевые навыки: фонетические, лексические, грамматические, что хорошо отражается на практике.

В классе, в котором обучаются дети с ОВЗ, обязательно должен быть «Уголок релаксации», в котором находятся игрушки, книжки-раскраски, разнообразные сенсорные материалы. В этом уголке ребенок может отдохнуть, при этом уменьшается нервнопсихическое напряжение и увеличивается способность к саморегуляции. Такой уголок пользуется большой популярностью у ребят.

Кроме этого, в качестве релаксации можно использовать спокойную классическую музыку, позволяющую детям сохранить душевное равновесие и настроиться на урок. В качестве разминки можно послушать музыку популярных групп и музыкантов Великобритании, расширив при этом кругозор детей и сформировав социокультурную компетенцию [1].

С помощью этих методов осуществляется главная цель инклюзивного образования - социализация детей с ограниченными возможностями здоровья.

Несмотря на то, что вопросы инклюзивного образования активно обсуждаются в специальной литературе, однако практика его использования только еще делает первые шаги в России. Существует множество сложностей с внедрением инклюзивного образования, как в общеобразовательной школе, так и при обучении английскому языку.

Осваивая диалогическую речь при повседневном общении, ребенок с ОВЗ обучается вести простой разговор побудительного характера: давать распоряжения, предлагать совершить что-нибудь. Многообразие упражнений и игр может помочь ребенку проще и быстрее сохранить в памяти изучаемый материал, а также постигнуть устную и письменную речь на английском языке [3].

Каждый раз, начинаю урок с новых фраз, которые расширяют и закрепляют лексический запас: «Good morning, everybody», «Hello, everyone!», «Welcome to all of you».

На уроках применяю методику, основанную на взаимном обучении. Учащиеся делятся на динамические группы обучаемых и обучающихся и получают карточки с заданием. Задания выполняются в парах и составляются маршрутные карты. В ходе работы слабому учащемуся помогает сильный, работа оценивается благодаря самоконтролю и взаимоконтролю. Ребята совместно обсуждают проблемы, в результате чего создается творческая благоприятная атмосфера взаимного уважения, повышается самостоятельность и активность.

В российских школах уже существует практика обучения в рамках общеобразовательных программ детей со слабым зрением. Слепые и слабовидящие дети периоды развития более длительны по времени, чем у нормальных детей. Учитывая данные особенности, педагоги должны создавать подходящие условия для верного формирования детей из-за предотвращения вероятных вторичных отклонений.

Для целей обучения слабовидящим детям нужна особенная система мер и особенные дидактические материалы по английскому языку. Такой комплекс мер предполагает техническое обеспечение образовательных учреждений и разработку особых учебных программ для педагогов и учащихся по взаимодействию с ними. Помимо этого, требуются специализированные программы по адаптации слабовидящих детей в общеобразовательном учреждении.

Следовательно, инклюзивное образование дает возможность детям с ОВЗ овладеть начальным уровнем владения английским языком. Изучение английского языка даже на простом уровне может помочь детям с ОВЗ

адаптироваться в обществе и социализироваться, стать наиболее независимыми, не ощущать проблемы в общении с ровесниками.

Библиографический список

1. Бондарева А. В. Реализация инклюзивного образования на уроках английского языка в общеобразовательной школе // Молодой ученый. — 2017. — №5. — С. 471-474.

2. Липатова А.В. Особенности обучения детей с ОВЗ английскому языку // Специальное образование. 2017. №. URL: https://cyberiemnka.m/artide/n/osobennosti-obucheniya-detey-s-ovz-angliyskomu-yazyku

3. Рузанова М.Н. Особенности реализации инклюзивного образования на уроках английского языка // Гуманитарные научные исследования. 2019. № 4. С.24-29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.