УДК 37
Батракова Ю. А.
Инклюзивное образование на уроке английского
языка
Батракова Юлия Александровна
Учитель английского языка «Школа нового века» г.Энгельс, Россия
Аннотация: Проблемы образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Реализация в России инклюзивного образования в общеобразовательной школе. Роль английского языка при адаптации детей с ОВЗ в обществе.
Ключевые слова: инклюзивное образование, дети с ОВЗ, английский язык, обучение английскому языку, социализация.
Annotation: Problems of education of children with disabilities. Implementation of inclusive education in a comprehensive school in Russia. The role of the English language in the adaptation of children with disabilities in society.
Key words: inclusive education, children with disabilities, English, teaching English, socialization.
С каждым годом тенденция изучать и решать проблемы образования людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) возрастает. В России актуальное направление реформирования системы образования называется «инклюзивное образование». Специалисты под инклюзивным образованием подразумевают обеспечение равного доступа к образованию для всех учащихся, учитывая многообразия особенных образовательных потребностей и персональных возможностей.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) являются детьми, чье здоровье не позволяет осваивать образовательные программы либо имеются затруднения без специальных обстоятельств обучения и воспитания. Ученикам с диагнозом ОВЗ свойственно нарушение познавательной деятельности из-за дефицита некоторых мозговых функций.
Категория школьников с ОВЗ очень разнородна, включая детей с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с проявленными расстройствами эмоционально-волевой сферы, вместе с аутистическими нарушениями, с задержками психического развития, с групповыми нарушениями развития.
По моему мнению, английский язык является одним из сложных предметов, а его изучение вызывает существенное напряжение высшей нервной деятельности учеников. В связи с этим снижается внимание, увеличивается психологическая напряженность у учеников. Поэтому на уроках английского языка, я считаю, в первую очередь следует создать
положительный психологический климат, чтобы ученики поверили в свои силы.
Дети с ОВЗ, изучая английский язык, встречаются с рядом сложностей: они медленно усваивают лексический материал и синтаксические конструкции и мало применяют их в устной речи; с трудом понимают грамматические категории и как их использовать на практике. Грамматически сложнопостроенным разговором им никак не овладеть, потому что уровень обучения английскому языку находится в зависимости от общей степени формирования ребенка, однако такие дети сумеют говорить на ином языке с учетом уровня собственного развития [3].
Им свойственно появление сложностей при аудировании устной речи, в частности связных текстов, диалогической речи, потому что им трудно сориентироваться в звуковом анализе и фонематическом слухе. Дети с ОВЗ расплывчато принимают обращенную речь, никак не разграничивают схожие звучания. Они овладевают важнейшими видами речевой деятельности: чтением, говорением (устной речью), аудированием.
Мне кажется, что многообразие упражнений и игр, использование компьютерных технологий, СD дисков с игровыми программами на уроке английского языка помогает ребенку проще и стремительнее запомнить исследуемый материал, что способствует расширению лингвистического кругозора: помогает овладеть простыми лингвистическими представлениями, доступными и нужными, чтобы освоить устную и письменную речь на английском языке [2].
Помочь в освоении материала детям с ОВЗ могут разнообразные игры и занимательные упражнения, которые должны быть на занятиях. Игры дают возможность ребятам расслабиться, но у каждого игрового задания своя цель. Благодаря дидактическим играм тренируются разнообразные речевые навыки: фонетические, лексические, грамматические, что хорошо отражается на практике.
В классе, в котором обучаются дети с ОВЗ, обязательно должен быть «Уголок релаксации», в котором находятся игрушки, книжки-раскраски, разнообразные сенсорные материалы. В этом уголке ребенок может отдохнуть, при этом уменьшается нервнопсихическое напряжение и увеличивается способность к саморегуляции. Такой уголок пользуется большой популярностью у ребят.
Кроме этого, в качестве релаксации можно использовать спокойную классическую музыку, позволяющую детям сохранить душевное равновесие и настроиться на урок. В качестве разминки можно послушать музыку популярных групп и музыкантов Великобритании, расширив при этом кругозор детей и сформировав социокультурную компетенцию [1].
С помощью этих методов осуществляется главная цель инклюзивного образования - социализация детей с ограниченными возможностями здоровья.
Несмотря на то, что вопросы инклюзивного образования активно обсуждаются в специальной литературе, однако практика его использования только еще делает первые шаги в России. Существует множество сложностей с внедрением инклюзивного образования, как в общеобразовательной школе, так и при обучении английскому языку.
Осваивая диалогическую речь при повседневном общении, ребенок с ОВЗ обучается вести простой разговор побудительного характера: давать распоряжения, предлагать совершить что-нибудь. Многообразие упражнений и игр может помочь ребенку проще и быстрее сохранить в памяти изучаемый материал, а также постигнуть устную и письменную речь на английском языке [3].
Каждый раз, начинаю урок с новых фраз, которые расширяют и закрепляют лексический запас: «Good morning, everybody», «Hello, everyone!», «Welcome to all of you».
На уроках применяю методику, основанную на взаимном обучении. Учащиеся делятся на динамические группы обучаемых и обучающихся и получают карточки с заданием. Задания выполняются в парах и составляются маршрутные карты. В ходе работы слабому учащемуся помогает сильный, работа оценивается благодаря самоконтролю и взаимоконтролю. Ребята совместно обсуждают проблемы, в результате чего создается творческая благоприятная атмосфера взаимного уважения, повышается самостоятельность и активность.
В российских школах уже существует практика обучения в рамках общеобразовательных программ детей со слабым зрением. Слепые и слабовидящие дети периоды развития более длительны по времени, чем у нормальных детей. Учитывая данные особенности, педагоги должны создавать подходящие условия для верного формирования детей из-за предотвращения вероятных вторичных отклонений.
Для целей обучения слабовидящим детям нужна особенная система мер и особенные дидактические материалы по английскому языку. Такой комплекс мер предполагает техническое обеспечение образовательных учреждений и разработку особых учебных программ для педагогов и учащихся по взаимодействию с ними. Помимо этого, требуются специализированные программы по адаптации слабовидящих детей в общеобразовательном учреждении.
Следовательно, инклюзивное образование дает возможность детям с ОВЗ овладеть начальным уровнем владения английским языком. Изучение английского языка даже на простом уровне может помочь детям с ОВЗ
адаптироваться в обществе и социализироваться, стать наиболее независимыми, не ощущать проблемы в общении с ровесниками.
Библиографический список
1. Бондарева А. В. Реализация инклюзивного образования на уроках английского языка в общеобразовательной школе // Молодой ученый. — 2017. — №5. — С. 471-474.
2. Липатова А.В. Особенности обучения детей с ОВЗ английскому языку // Специальное образование. 2017. №. URL: https://cyberiemnka.m/artide/n/osobennosti-obucheniya-detey-s-ovz-angliyskomu-yazyku
3. Рузанова М.Н. Особенности реализации инклюзивного образования на уроках английского языка // Гуманитарные научные исследования. 2019. № 4. С.24-29.