Научная статья на тему 'Обучение профессиональной лексики английского языка студентов с ограниченными возможностями здоровья'

Обучение профессиональной лексики английского языка студентов с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
229
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ / LIMITED OPPORTUNITIES / ЛЕКСИКА / VOCABULARY / ОГРАНИЧЕНИЕ / RESTRICTION / СТУДЕНТЫ / STUDENTS / АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / ENGLISH / ОБУЧЕНИЕ / TRAINING / ПЕДАГОГИКА / PEDAGOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Конюшко Анастасия Владимировна, Дубина Алена Евгеньевна, Александрова Светлана Андреевна

В настоящее время все большее внимание уделяется людям с ограниченными возможностями здоровья. Обучение профессиональной лексики английского языка студентов с ограниченными возможностями здоровья довольно актуальная тема на сегодняшний день из-за того, что на данный момент важным является не столько дать учащимся как можно больше умений и знаний, сколько обеспечить общекультурное, личностное и познавательное развитие, предоставить ему такое умение, как способность учиться. Предмет английского языка как раз имеет такую возможность, так как он помогает развить личность учащегося. Социальная адаптация большинства студентов с ограниченными возможностями осуществляется успешнее при условии знания ребенком определенного иностранного языка, в особенности английского, так как английский язык считается международным языком. Овладение языком представляется для студента с ограниченными возможностями здоровья не только средством общения, но и также методом познания мира, иной культуры, менталитета. Именно поэтому в представленной статье проведен анализ актуального вопроса обучения профессиональной лексики английского языка студентов с ограниченными возможностями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Конюшко Анастасия Владимировна, Дубина Алена Евгеньевна, Александрова Светлана Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training of professional vocabulary of English for students with disabilities

Currently, more attention is being paid to people with disabilities. The training of vocabulary of English for students with disabilities is quite an urgent issue today because at the moment it is important not so much to give students as much as possible skills and knowledge, how much to provide general cultural, personal and cognitive development, to provide him with such ability as an ability to learn. The subject of English just has such an opportunity, since it helps to develop the personality of the student. Social adaptation of most students with disabilities is more successful if the child has a certain foreign language, especially English, since English is considered an international language. Mastering a language is presented to a student with limited health abilities not only as a means of communication, but also as a method of cognizing the world, a different culture, a mentality. That is why the present article analyzes the actual issue of teaching vocational vocabulary of English to students with disabilities.

Текст научной работы на тему «Обучение профессиональной лексики английского языка студентов с ограниченными возможностями здоровья»

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-04/ Дата публикации: 1.09.2018 № 4 (34). С. 128-131.

удк 372.881.1 А. в. конЮшко, А. Е. Дубина, с. А. Александрова

Обучение профессиональном лексики английского языка студентов с ограниченными возможностями здоровья

В настоящее время все большее внимание уделяется людям с ограниченными возможностями здоровья. Обучение профессиональной лексики английского языка студентов с ограниченными возможностями здоровья довольно актуальная тема на сегодняшний день из-за того, что на данный момент важным является не столько дать учащимся как можно больше умений и знаний, сколько обеспечить общекультурное, личностное и познавательное развитие, предоставить ему такое умение, как способность учиться. Предмет английского языка как раз имеет такую возможность, так как он помогает развить личность учащегося. Социальная адаптация большинства студентов с ограниченными возможностями осуществляется успешнее при условии знания ребенком определенного иностранного языка, в особенности английского, так как английский язык считается международным языком. Овладение языком представляется для студента с ограниченными возможностями здоровья не только средством общения, но и также методом познания мира, иной культуры, менталитета. Именно поэтому в представленной статье проведен анализ актуального вопроса обучения профессиональной лексики английского языка студентов с ограниченными возможностями.

Ключевые слова: ограниченные возможности, лексика, ограничение, студенты, английский язык, обучение, педагогика

Perspectives of Science & Education. 2018. 4 (34)

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive18/18-04/ Accepted: 15 June 2018 Published: 1 September 2018 No. 4 (34). pp. 128-131.

A. v. Konyushko, A. E. DuBiNA, s. A. Aleksandrova

Training of professional vocabulary of English for students with disabilities

Currently, more attention is being paid to people with disabilities. The training of vocabulary of English for students with disabilities is quite an urgent issue today because at the moment it is important not so much to give students as much as possible skills and knowledge, how much to provide general cultural, personal and cognitive development, to provide him with such ability as an ability to learn. The subject of English just has such an opportunity, since it helps to develop the personality of the student. Social adaptation of most students with disabilities is more successful if the child has a certain foreign language, especially English, since English is considered an international language. Mastering a language is presented to a student with limited health abilities not only as a means of communication, but also as a method of cognizing the world, a different culture, a mentality. That is why the present article analyzes the actual issue of teaching vocational vocabulary of English to students with disabilities.

Key words: limited opportunities; vocabulary; restriction; students; English; training; pedagogy

зучение личностных возможностей учеников помогает преподавателю планировать цели, задачи и время, а также главные направления обучения языку, отвечающие задаче по максимуму сделать выше самостоятельную деятельность студентов. Помимо этого, у преподавателя стоит задача развить у них интерес к изучению такого сложнейшего предмета, как английский язык. Изначально стоит ставить перед собой для этого четкие, продуманные целевые установки. Ученики обязаны знать и понимать, для чего они совершают определенное задание или занимаются изучением конкретных правил [1].

Также стоит учитывать разнообразие предлагаемых заданий. Каждое задание, которое предоставляется ученикам, обязано быть внимательно и тщательно отобрано преподавателем. Не менее важным во время обучения является наглядность. Учащемуся нужно иметь перед собой наглядный пример или правило, которое в последующем мгновенно им усваивается. Преподаватель английского языка, не обладающий специальной подготовкой по работе с подобными учениками, должен ознакомиться с опытом и знаниями работы иных педагогов. С помощью этого можно придти к выводу, что учить студентов с ограниченными возможностями здоровья реально при постановке цели не практического обладания языком, а общего развития детей. На первое место стоит ставить задачу развития мышления, памяти, речи, активизировать их познавательную работу, обогащать их знаниями об окружающем мире, чему английский язык помогает как никакой иной предмет.

Практическое обладание языком считается не целью, а методикой решения данной задачи. Коррекционную работу можно осуществлять в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию студентов. Из-за этого подобная работа обязана ориентироваться на общее развитие, а не на тренировку конкретных процессов и способностей в психическом плане у студентов. Планируется не столько достигать некоторого результата, к примеру, выучить все слова по конкретной тематике, сколько сформировать условия для развития ученика. Студенты с ограниченными возможностями здоровья испытывают некоторые сложности во время усвоения лексического материала синтаксических конструкций и их применения в устной речи. У них довольно затрудняется восприятие некоторых категорий грамматики и их использование в практическом плане. У подобных ребят появляются проблемы во время прослушивания аудио устной речи, в особенности связных текстов, диалогической речи, так как они будут испытывать тяжести в анализе звуков в фонема-

тическом слухе. В собственной работе преподавателя во время планирования урока целесообразно будет применять следующие приемы:

1. Сокращать количество изучаемой лексикологии (стоит отобрать лишь самые широко применяемые и значимые единицы лексики).

2. Подбирать для изучения, легко запоминающиеся конструкции по грамматической лексике.

3. Подбирать довольно адаптированные тексты для чтения и прослушивания аудио.

4. Стараться оценить обучающихся не столько по достигнутым результатам в процессе учебы, а сколько по личностным и познавательным успехам, то есть старания и усилия студентов, продвижения в личностном плане, успех и многое другое [2].

Помимо этого, иные занимательные упражнения и приемы также обязаны присутствовать на занятиях. Так обозначаемые игровые задания смогут помочь студентам расслабиться, но при этом любое подобное задание способно обладать четкой целью. При применении дидактических игр осуществляется тренировка разных структур и фонетических, лексических, грамматических, речевых навыков, что обладает огромным значением в практическом применении.

Для того чтобы сделать процесс учебы наиболее привлекательным, увлекательным и результативным, рекомендуется на каждом уроке выделить несколько этапов. В первую очередь, стоит оценить вовлечение студентов в процесс учебы. Уже с первых минут урока в период речевой зарядки, ученик начинает говорить на английском языке. Вопросы «Как дела?», «Какая на улице погода?», «Какой сегодня день недели?» приближены к повседневному общению и зачастую не смогут вызвать какие-либо сложности. За счет этого осуществляется погружение в языковую среду. Когда студент не может ответить на определенный вопрос, что возникает довольно часто, предоставляются несколько вариантов ответа с иллюстрациями вместо перевода или с опорными выражениями [3].

На втором этапе можно провести фонетическую зарядку, также как и речевую, что поможет настроиться на работу на уроке английского языка. На этом этапе можно применять маленькие рифмы, поговорки, пословицы. Частые тренировки, к примеру, отработка звука, осуществляется на основании детских рифмовок. Можно загрузить презентацию, где представлены студенты различных стран, которые говорили фразу, в том числе был и носитель языка, которого необходимо было распознать по признаку фонетики. Ребенок сразу же старается повторить необходимую фразу наиболее приближенно к оригинальному вы-

Perspectives of Science & Education. 2018. 4 (34)

ражению. Подобные упражнения способны преодолеть барьер в языковом плане и сформировать навыки правильного общения на английском языке, среди которых обладают важнейшим значением ритм и интонация. Это способно помочь ребенку с ограниченными возможностями развить способности в каждом направлении, поможет развить речевой аппарат, побороть стеснение. Студенты становятся наиболее мотивированными, если им показать маленький видеоролик.

Главным этапом является результативная практика. При развитии каждого вида речевой деятельности (говорение, слух, чтение и письмо). Изучение грамматических, лексических и фонетических основ обязано осуществляться совместно. Тут в особенности важным является формирование ситуации успеха ученика, при этом реально придерживаться простейшей схемы «от простого к сложному». Упражнения из различных учебников лучше всего разбавлять поисковой работой в словаре или интернет ресурсах, маленькими викторинами в онлайн-режиме [4].

Применение информационных и коммуникационных технологий помогает студентам с ограниченными возможностями здоровья с удовольствием заниматься английским языком. Во время преподавания педагогу рекомендуется также применять иллюстрации и аудиоматериал, интерактивные простые задания и ситуации успеха нужны на любом предмете, чтобы студент с ОВЗ смог почувствовать радость от малого, но отлично сделанного задания. Обучения лексической стороне речи осуществляется во взаимной связи с грамматическим обучением. Семантика новой лексики осуществляется несколькими способами:

1. За счет показа картинок, предметов, действий.

2. За счет прямого перевода на родной язык [5].

Благодаря этому намного облегчается изучение активной лексики. Обучение структурам грамматики и явлениям основывается на принципе знакомства и распознавания в тексте. Во время обучения выдерживаются принципы опоры на опыт студента в родном языке, пояснение будет сопровождаться грамматическим моделированием первостепенных правил, грамматическими таблицами. Данными моделями и таблицами студент способен пользоваться во время выполнения самостоятельных заданий. Нужно по частям преподносить изучаемый материал. К примеру, такая грамматика, как артикли, указательные местоимения вводятся только с целью знакомства с ними.

Стоит также порекомендовать преподавателям на уроках английского языка для студентов с ограниченными возможностями

здоровья выделить «Уголок релаксации» с сенсорными материалами, играми и другими предметами, где учащийся может провести время, когда у него наблюдается «нерабочее» состояние. Введение подобного «Уголка» может помочь сократить нервное и психическое напряжение и увеличить способность к самостоятельному регулированию, так как он пользуется популярностью у студентов [6].

При учете огромного количества студентов с ограниченными возможностями здоровья, один уголок релаксации не во всех случаях может помочь. Можно ввести музыкальное сопровождение в период выполнения некоторых заданий. Преподавателю стоит включить спокойную музыку, помогающую студентам восстановить равновесие и правильно настроиться на работу. К тому же, можно применять музыку популярных музыкальных групп и музыкантов стран изучаемого языка, создавая тем самым социальную и культурную компетенцию и увеличивая кругозор студентов [8].

Таким образом, при применении всего вышеперечисленного, педагогу с учащимися можно достичь таких результатов:

1. Студенты намного лучше запоминают материал прямо в период работы.

2. Они учатся общаться между собой, ведь зачастую происходит коллективная работа, а при учете того, что студенты с ограниченными возможностями здоровья активно вливаются в коллектив из различных школ, подобные работы в коллективе помогут своеобразной профилактикой межличностных конфликтов в классе.

3. Работа учащихся зачастую бывает успешной, что считается залогом благоприятного отношения к процессу учебы, и, соответственно, успех в творчестве будет наглядным. Данный результат студентов воодушевляет, создает благоприятное отношение к предмету английского языка [9].

4. Ученикам доставляет больше удовольствие видеть продуктивность собственной работы, смотря на который, или применяя его, им намного проще воспроизвести материал.

5. Творческая работа и материал, который выполнен студентами в период учебы, положительно сказывается на развитии функций мозга, мыслительной работы, долгосрочной памяти студентов с ограниченными возможностями здоровья. Помимо этого, тематические работы можно размещать в кабинете, и студентам будет намного проще вспомнить определенную тему, посмотрев на собственные работы [10].

Преимущества озвученных методик работы достаточно очевидны. Стоит учитывать особенности каждого студента в период работы преподавателем, так как методика работы с каждым учеником может отличаться.

ЛИТЕРАТУРА

1. Нестеренко М.Е. Применение ИКТ при обучении детей с ОВЗ на уроках английского языка [Электронный ресурс]. URL: http://www.tea4er.ru/forum (дата обращения: 19.06.20l8)

2. Пасенкова Н.М. Методические рекомендации для педагогических работников образовательных учреждений по организации работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья в условиях инклюзивного образования. Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО, 20l2. 46 с.

3. Староверова М.С. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: метод. пособие. М.: Владос, 2011. l67 с.

4. Торсунова О.В. Коррекционная направленность уроков английского языка для детей с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]. URL: http://www.metod-kopüka.m (дата обращения: 19.06.2018)

5. Шарафутдинова Т.М. Обучающие игры на уроках английского языка // Иностранные языки в школе. 2015. № 8. С. 46-50.

6. Лукин В.А. О соблюдении прав и свобод людей с ограниченными возможностями в Иркутской области : специальный доклад / В. А. Лукин. Иркутск : Оттиск, 2012. 64 с.

7. Семенова С.Н. Об отдельных вопросах положения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в Иркутской области : специальный доклад Уполномоченного по правам ребенка в Иркутской области / С. Н. Семенова. URL : http:// irdeti.ru (дата обращения: 19.06.2018)

8. Теоретико-методические аспекты исследования качества жизни населения / под науч. ред. Н. М. Токарской, Л. В. Саниной. Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2013. 180 с.

9. Уровень и качество жизни населения в новой России / под науч. ред. В. Н. Бобкова // Уровень жизни населения регионов России. 2016. № 10/11. С. 71-96.

10. Формирование специального образовательного пространства региона для детей с ограниченными возможностями здоровья : материалы науч.-практ. семинара / О. Н. Безрякова, М. Л. Баранова, Р. И. Маетная, И. С. Володина, А. В. Дорохина. Ростов н/Д : РГУ, 2012. 47 с.

1. Nesterenko M.E. Application of ICT in teaching children with HIA in English classes [Electronic resource]. Available at: http://www.tea4er.ru/forum (accessed 19 June 2018) (in Russian)

2. Pasenkova N.M. Methodical recommendations for teachers of educational institutions on the organization of work with children who have limited opportunities for health in conditions of inclusive education. Stavropol: SKIRO PC and PRO, 2012. 46 p. (in Russian)

3. Staroverova M.S. Inclusive education. A handbook of a teacher working with children with HIA: a method. allowance. Moscow, Vlados Publ., 2011. 167 p. (in Russian)

4. Torsunova O.V. Correctional orientation of English lessons for children with disabilities [Electronic resource]. Available at: http: //www.metod-kopuka.m (accessed 19 June 2018) (in Russian)

5. Sharafutdinova T.M. Teaching games in English lessons. Foreign languages at school. 2015. no. 8. pp. 46-50.

6. Lukin V.A. On the observance of the rights and freedoms of people with disabilities in the Irkutsk region: a special report / V.A. Lukin. Irkutsk: Otysk, 2012. 64 p. (in Russian)

7. Semenova S.N. On specific issues of the situation of children with disabilities and children with disabilities in the Irkutsk region: a special report of the Commissioner for Children's Rights in the Irkutsk region / S.N. Semenova. URL: http: // irdeti.ru (accessed 19 June 2018) (in Russian)

8. Theoretical and methodical aspects of the study of the quality of life of the population / under scientific. Ed. N. M. Tokarskaya, L. V. Sanina. Irkutsk: Publishing house of BSUEP, 2013. 180 p. (in Russian)

9. The level and quality of life of the population in the new Russia / under the scientific. Ed. VN Bobkova. Living Standard of Population of Russian Regions. 2016. no. 10/11. pp. 71-96. (in Russian)

10. Formation of special educational space of the region for children with disabilities: materials of scientific-practical. seminar / O. N. Bezryakova, M. L. Baranova, R. I. Matenaya, I. S. Volodina, A. V. Dorokhin. Rostov on Don, rSu, 2012. 47 p. (in Russian)

REFERENCES

Информация об авторах

Конюшко Анастасия Владимировна

(Россия, Краснодар) Магистрант 2 курса факультета информационно-библиотечной деятельности, направления «Методика и практика преподавания иностранных языков и культур» Краснодарский государственный институт культуры E-mail: [email protected]

Information about the authors

Anastasiya V. Konyushko

(Russia, Krasnodar) Second-year master of the faculty of information and library activities, directions "Methods and practice of teaching foreign languages and cultures" Krasnodar State Institute of Culture E-mail: [email protected]

Дубина Алена Евгеньевна

(Россия, Краснодар) Магистрант 2 курса факультета информационно-библиотечной деятельности, направления «Методика и практика преподавания иностранных языков и культур» Краснодарский государственный институт культуры E-mail: [email protected]

Alena E. Dubina

(Russia, Krasnodar) Second-year master of the faculty of information and library activities, directions "Methods and practice of teaching foreign languages and cultures" Krasnodar State Institute of Culture E-mail: [email protected]

Александрова Светлана Андреевна

(Россия, Краснодар) Магистрант 2 курса факультета информационно-библиотечной деятельности, направления «Методика и практика преподавания иностранных языков и культур» Краснодарский государственный институт культуры

Svetlana A. Alexandrova

(Russia, Krasnodar) Second-year master of the faculty of information and library activities, directions "Methods and practice of teaching foreign languages and cultures" Krasnodar State Institute of Culture

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.