Научная статья на тему 'Тактильная наглядность как средство обучения английскому языку слабовидящих детей'

Тактильная наглядность как средство обучения английскому языку слабовидящих детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
965
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАКТИЛЬНАЯ НАГЛЯДНОСТЬ / АЛГОРИТМ СОЗДАНИЯ / ОБУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА / СЛАБОВИДЯЩИЕ ДЕТИ / TACTILE TEACHING AID / ALGORITHM / ENGLISH LANGUAGE TEACHING / COMPREHENSIVE SCHOOL / VISUALLY IMPAIRED CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гулиянц Анна Борисовна, Гулиянц Светлана Борисовна, Некрасова Татьяна Ивановна

В статье раскрывается важность умения учителя создавать и адаптировать тактильную наглядность для обучения английскому языку слабовидящих детей. Представлен алгоритм создания тактильной наглядности для слабовидящих детей, описан ряд требований, предъявляемых к разрабатываемым материалам, даны некоторые рекомендации по организации работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гулиянц Анна Борисовна, Гулиянц Светлана Борисовна, Некрасова Татьяна Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article proves the importance of English teachers’ skills to create tactile teaching aids for visually impaired children education. Algorithm of tactile teaching aids for visually impaired children is presented, requirements are defined and credentials are given.

Текст научной работы на тему «Тактильная наглядность как средство обучения английскому языку слабовидящих детей»

Сведения об авторах: Гнатышина Елена Александровна,

доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. Ктай: [email protected]

Савченков Алексей Викторович,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно- педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. Е-п1С1й: [email protected]

Евплова Екатерина Викторовна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономики, управления и права, Южно-Уральский государственный гуманитарно- педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация Ктай: [email protected]

Information about the authors: Gnatyshina Elena Alexandrovna,

Doctor of Sciences (Education), Academic Title of Professor, Professor, Department of Vocational Teacher Training and Subject Methods, South-Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]

Savchenkov Alexey Viktorovich,

Candidate of Sciences (Education), Associate Professor, Department of Training Teachers of Vocational Training and Subject Methodologies, South-Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]

Evplova Ekaterina Viktorovna,

Candidate of Sciences (Education), Associate-Professor, Department of Economics, Management and Law, South Ural State Humanitarian Pedagogical University Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]

ro ca о

0 го œ

<u

1

X

к s

Д

О

:f X

к s

Ê

<

УДК 371.9:42-3 ББК 74.5:81.432.1-3

А.Б. Гулиянц, С.Б. Гулиянц, Т.И. Некрасова

ТАКТИЛЬНАЯ НАГЛЯДНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ

В статье раскрывается важность умения учителя создавать и адаптировать тактильную наглядность для обучения английскому языку слабовидящих детей. Представлен алгоритм создания тактильной наглядности для слабовидящих детей, описан ряд требований, предъявляемых к разрабатываемым материалам, даны некоторые рекомендации по организации работы.

Ключевые слова: тактильная наглядность, алгоритм создания, обучение английскому языку, общеобразовательная школа, слабовидящие дети.

A.B. Guliyants, S.B. Guliyants, T.I. Nekrasova

TACTILE TEACHING AIDS AS A MEANS OF TEACHING ENGLISH FOR VISUALLY IMPAIRED CHILDREN

The article proves the importance of English teachers' skills to create tactile teaching aids for visually impaired children education. Algorithm of tactile teaching aids for visually impaired children is presented, requirements are defined and credentials are given.

Key words: tactile teaching aid, algorithm, English language teaching, comprehensive school, visually impaired children.

Задача любого обучения - найти оптимальные пути и средства достижения наиболее эффективных результатов с учетом всех условий и закономерностей протекания процесса познания. Одним из важных средств достижения эффективности обучения является наглядность. Проблеме использования наглядности значительное внимание уделяли В.Г. Болтянский, А.В. Брушлинский, Я.А. Коменский, А.Н. Леонтьев, И.Г. Песта-лоцци, Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинский, Л.М. Фридман и др. В их трудах рассматривались роль и значение наглядности в образовании, формировании и развитии навыков и умений.

В современной дидактике наглядность рассматривается в широком и узком значениях. В широком значении понятие «наглядность» определяется разными видами восприятия, к которым относятся зрение, слух, прикосновение и т.д. В узком значении под наглядностью понимают лишь то, что воспринимается зрительно [8].

Наглядность понимается как средство активизации учебной и творческой деятельности школьников, повышения эффективности педагогического процесса, качества знаний и умений обучающихся, развития их творчества, управления учебно-познавательной деятельностью, а также как средство формирования мышления и наглядного предъявления информации [7].

Особое значение наглядность приобретает на уроках английского языка. Здесь она определяется как «специально организованный показ языкового и экстралингвистического материала с целью облегчения его объяснения, усвоения и использования в речевой деятельности» [1] и выполняет ряд функций: мотиваци-онную, иллюстративную, развивающую и воспитательную. Помимо этого, наглядность служит источником новых лингвистических и металингвистических знаний, формирует представления о предметах и явлениях, раскрывает их связи.

Для реализации всех функций наглядности и повышения эффективности обучения иностранным языкам учителя применяют различные виды наглядности. В обучении языку всю наглядность можно свести к двум основным видам: языковая и неязыковая [6]. Первый вид наглядности включает в себя: коммуникативно-речевую наглядность, демонстрацию языковых явлений в изолированном виде в устной или письменной форме, лингвистическую и грамматическую схемную наглядность. К неязыковой наглядности относятся все способы предъявления экстралингвистических факторов окружающей действительности: естественная, изобразительная наглядность (картины, диафильмы, кинофильмы и т.д.) [4].

В зависимости от вида анализатора различают следующие виды наглядности: слуховая, зрительная (зрительно-предметная и зрительно-языковая), двигательно-моторная, тактильная [2].

Планируя урок, подбирая способы и средства представления нового материала, учителю важно помнить, что, выбирая тот или иной вид наглядности, он должен учитывать и особенности восприятия информации учениками. Так дети с доминирующей зрительной памятью лучше воспринимают учебный материал зрительным способом; обучающиеся, у которых доминирует слуховой вид памяти, лучше воспринимают учебный материал, когда слушают объяснение учителя, им также необходимо проговаривать полученную информацию вслух и т.д. При выборе или создании наглядности учителю необходимо помнить, что восприятие внешнего мира у обучающихся не всегда идеально и это может быть связано с нарушением работы некоторых анализаторов. Следовательно, работая с особенными детьми, учителю будет необходимо компенсировать эти нарушения. Рассмотрим подробнее один из частных случаев - обучение слабовидящих детей английскому языку.

<и ь <и ч х s

к ч s ш О

ю

го ^

о

к >.

о

О

X

ф

т >

ю о

о са I-

о

ч ф

^

о ^

го ^

л I-

о о

X

ч к

Е

го

X

к го

X .0 с; s

Ё го

го m о

0

го ф

1

J X

к

Д

из

о

:f х к s

it

из <

Степень нарушения зрительных функций может быть различной: от малой, не оказывающей влияния на развитие ребенка, до глубокой, приводящей к необходимости обучения в специальной школе. Учителю при работе со школьниками, имеющими различные нарушения зрения, следует учитывать, что они могут быть врожденными и приобретенными, функциональными и органическими. Под функциональными нарушениями зрения понимают легкие нарушения, которые поддаются корректировке (косоглазие, близорукость, помутнение роговицы, астигматизм и другие). К органическим нарушениям относят аномалии, которые могут привести к частичной или полной потере зрения [3]. В данной статье будет описан опыт работы со школьниками, которые обучаются в обычной общеобразовательной школе и имеют функциональные нарушения зрения.

Применение специальных, правильно подобранных средств наглядности для работы с детьми с нарушением зрения остается актуальной проблемой. Ей уделяют внимание методисты, тифлопедагоги и психологи: Л.П. Григорьева, А.И. Каплан, В.З. Денискина, А.М. Солнцева, Б.К. Тупоногов, Г.В. Никулина, Л.И. Плаксина, М.И. Земцова, Ю.А. Кулагин, А.Г. Литвак и др. Перечисленные выше авторы предлагают для обучения детей с нарушениями зрения использовать тактильную наглядность.

Тактильная наглядность представляет собой фактурные или наглядные поверхности, которые находятся в зоне непосредственного контакта и механически воздействуют на кожный покров обучающегося. При использовании такой наглядности важное значение играют тактильные ощущения, для восприятия которых не нужно никакого особого органа, ведь нервные окончания, воспринимающие прикосновения, рассеяны по всей поверхности тела. Тактильные образы возникают в результате соприкосновения предметов с кожей тела человека и дают возможность познать величину, упругость, плотность, шероховатость, тепло и холод, характерные для предмета.

Тактильная наглядность актуальна в исследовании и восприятии окружающего мира. С помощью тактильных изображений можно объяснить многие явления и понятия при работе с детьми вообще и с нарушением зрения в частности. Тактильная наглядность позволяет расширить запас реальных представлений о действительности, облегчает познание, улучшает запоминание, повышает внимание и интерес, способствует развитию мышления и осознанию. К тактильным средствам наглядности Е.Н. Подколзина относит следующие пособия: натуральные наглядные, объемные наглядные, дидактические игрушки, изобразительные наглядные, графические наглядные, символические наглядные и рельефные наглядные.

В настоящее время существует множество готовых средств наглядности, которые могут способствовать эффективному обучению английскому языку, однако найти те средства наглядности, которые учитывают все особенности класса и каждого ученика в отдельности, достаточно сложно. Поэтому учителям английского языка приходится самим адаптировать существующие или создавать новые средства тактильной наглядности.

Анализ литературы, беседы с практикующими преподавателями и методистами позволили обобщить имеющийся опыт и разработать алгоритм создания средств тактильной наглядности, который включает в себя последовательность действий учителя; описать ряд требований, предъявляемых к разрабатываемым материалам, и дать некоторые рекомендации.

Алгоритм создания средств тактильной наглядности состоит из трех этапов: подготовительного, реализующего и итогового. Каждый их этапов состоит из нескольких последовательных действий. На подготовительном этапе учителю предстоит определить цель создания тактильной наглядности, продумать ее вид, форму, цвет и количество; создать систему упражнений. На реализующем этапе необходимо ввести тактильное средство наглядности в процесс обучения, объяснить, как именно с ним работать, ор-

ганизовать логичную и правильную последовательность действий. На итоговом этапе учителю следует реально оценить результаты работы, определить сильные и слабые стороны тактильного пособия и системы упражнений, внести необходимые изменения. Опишем каждый из этапов подробнее.

На подготовительном этапе, определяя, с какой целью разрабатывается тактильная наглядность, учитель формирует саму концепцию создания и применения наглядности на уроке, продумывает всю последующую работу. При этом следует учитывать несколько факторов.

Одно из главных требований к созданию тактильной наглядности заключается в ее соответствии содержанию учебного материала. Анализ содержания представлений обучающихся показывает, что наиболее правильные и четкие образы образовались у них о тех предметах и явлениях, изучению которых программа уделяет больше внимания, которые широко отражены в учебниках и статьях, рассматривались во время дополнительных экскурсий. Менее яркие, а нередко и ошибочные представления образуются у детей о предметах и явлениях, о которых в учебниках сказано лишь вскользь. Следовательно, учителю необходимо решить, какой материал является важным, будет ли он дублировать или дополнять основной учебник, на чем именно необходимо сосредоточить внимание обучающихся.

Важным видится создание целого набора вариативной тактильной наглядности, которая будет использоваться для введения, отработки и контроля усвоения материала. То есть разрабатываемая тактильная наглядность должна быть разнообразной и многофункциональной. При этом в процессе закрепления и повторения учебного материала целесообразно использовать новые тактильные наглядные пособия, которые позволят перенести усвоенные навыки и умения на новые объекты и тем самым способствовать их более глубокому усвоению и осознанию. Но эти новые средства не должны требовать лишних затрат времени на их изучение [5].

Применение тактильной наглядности на уроках английского языка должно быть осмысленным, иначе ее использование может привести к отрицательным результатам [7]. Неуместное употребление средств тактильной наглядности на уроках английского языка может затруднить восприятие учебного материала, отвлечь обучающихся от главного, привлекая внимание на второстепенные детали. Чрезмерное употребление тактильных средств наглядности может повысить утомляемость, невнимательность и нежелание анализировать новый материал, особенно часто это можно наблюдать на начальном этапе обучения. Поэтому учителю необходимо выбрать из совокупности пособий те, которые непосредственно направлены на решение основных задач урока за меньшее время.

Определившись с целью создания тактильной наглядности учителю необходимо решить, какую именно тактильную наглядность ему необходимо создать. При этом важно учесть ряд важных моментов.

Определяя форму и размер тактильной наглядности, необходимо помнить о важности точной передачи формы предмета, ведь именно она обладает информационным признаком. Чем точнее форма предмета, тем эффективнее передана информация. Также важна точная передача строения изображаемого предмета, соотношение его частей и их пропорций. При этом предметы должны быть естественными и универсальными в использовании.

Выбирая цвет разрабатываемого тактильного материала, важно, чтобы создаваемая тактильная наглядность была достаточно ярко окрашена, с выделенными цветом основными деталями. Не должно быть полутонов и сложных цветов. Слишком яркий цвет учебного материала может увеличивать нагрузку на зрительный анализатор. Для решения данной проблемы следует использовать насыщенные цвета приглушенных тонов (желтый, зеленый, синий).

При выборе материала для создания тактильных средств наглядности учителю необходимо помнить о том, чтобы

ф

н ф

ч

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

х ^

к ^

ш О

ю

го ^

о

к >.

о о

X

го

X

ф

т

ю о

о ей I-

о

ч ф

^

о ^

го

.о I-

о о

X

ч к

Е

го

X

к го

X .0

с; ^

го

го ш о

0 го

Ф

1

X

к

Д

из

о

х

к

£

из <

материал был не аллергенным, а средства наглядности были фактурными с шероховатой поверхностью. Так, например, кажется логичным и правильным использовать бархатную бумагу для создания тактильных карточек, однако данный вид материала может вызвать аллергическую реакцию. Вместо бархатной бумаги лучше использовать гофрированный картон. Во-первых, он не вызывает аллергию, во-вторых, его фактурная поверхность хорошо различима в паре с глянцевым картоном, в-третьих, картон более долговечен, чем бумага.

Особое внимание необходимо уделить способу изготовления тактильной наглядности. При его выборе следует учитывать степень потери зрения обучающихся, так как именно от этого зависит способ создания и дальнейшее использование материалов. При создании различных тактильных средств наглядности возможно использование как специальных инструментов, например, 3-О-принтеров, которые дают возможность выводить объёмную информацию, то есть создавать трёхмерные объекты, так и подручных материалов, например, использование различных видов картона (глянцевого и гофрированного) или круп (гречки) для создания различных фактурных поверхностей.

Создавая тактильные средства наглядности, учитель может сделать их сам, а может обратиться за помощью к коллегам, родителям, а иногда и самим детям. Все будет зависеть от количества необходимых экземпляров и сложности их изготовления. Можно разработать тактильные средства наглядности только для слабовидящих детей, а можно создать такой вид наглядности для каждого из присутствующих на занятии школьников. Ведь доказано, чем больше органов чувств участвует в образовательном процессе, тем лучше ребенок запомнит материал. При этом важно помнить, что индивидуальные тактильные средства наглядности должны быть на парте у каждого слабовидящего школьника.

Определившись с видом, формой, цветом и количеством тактильной наглядности, учителю предстоит перейти

к поиску, адаптации или созданию системы упражнений для урока или серии уроков. При этом отметим, что адаптируя или разрабатывая систему упражнений, учитель может внести изменения в первоначальный вид или форму задуманной ранее тактильной наглядности.

Создавая систему упражнений к тактильной наглядности, важно помнить, что задания должны дополнять наглядность, не нарушать логику её использования на уроке. Они должны быть разнообразны, интересны, взаимозаменяемы.

При подборе методического материала учителю важно принять во внимание тот факт, что время зрительной работы (чтение и письмо) должно быть ограничено. Кроме того, если слабовидящий ребенок работает с опорой на зрение, то записи учителя должны быть насыщенными и контрастными, буквы крупными. При записи наиболее важных моментов следует использовать цветные маркеры, тогда обучающемуся не придется дополнительно напрягать зрение для прочтения. Учителю также следует принимать во внимание и тот факт, что темп письма и чтения слабовидящего обучающегося значительно ниже темпа здоровых сверстников, что подразумевает увеличение времени изучения конкретной темы или поиск альтернативных способов работы с новым учебным материалом.

Помимо перечисленных выше требований, важно помнить и о следующих условиях успешной разработки упражнений к тактильной наглядности: учет возрастных особенностей обучающихся, возможность смены форм и видов работы школьников, связь содержания средств наглядности с опытом обучающихся.

Разработав тактильную наглядность и систему упражнений к ней, учитель может переходить ко второму этапу. На реализующем этапе, прежде всего, необходимо познакомить обучающихся с тактильной наглядностью, обучить чтению изображений, сформулировать задачи занятия и сообщить, на что следует обратить особое внимание. Во время знакомства с тактильной наглядностью необходима словесная поддержка, демонстрация материала. Учителю следует сначала

объяснить общее содержание тактильной наглядности, а затем помочь обучающимся перейти к детальному изучению с помощью вопросов и инструкций. То есть во время ознакомления с тактильной наглядностью важно помогать ребенку, направляя его восприятие.

На этом этапе учителю важно точно объяснить, как следует работать с таким видом наглядности. При этом полезно использовать специальные приемы повышения интереса к объектам тактильной наглядности, несмотря на то, что они сами выступают в роли активизаций этих средств. Здесь помогают эвристические вопросы, целевые установки поэлементной характера, разъяснения значимости образовательного результата, который будет получен после работы с такой наглядностью и т.п.

Познакомив обучающихся с тактильной наглядностью, можно переходить к выполнению созданных заранее упражнений. Упражнения могут быть различны в зависимости от поставленной учителем цели, выбранных форм и видов работы. Важно, чтобы соблюдались основные принципы построения процесса обучения: переход от простого к сложному, доступность и посильность, сознательность и активность, вариативность и дифференцированный подход, комплексность и новизна, учет индивидуальных особенностей и сочетание разнообразных языковых тренировок с речевой практикой.

Последний этап при работе с тактильной наглядностью - итоговый. Он предполагает оценку результатов работы, определение сильных и слабых сторон тактильного наглядного пособия и

системы упражнений, их корректировку (по необходимости).

Применяя тактильную наглядность впервые, учителю может потребоваться помощь коллег и школьников. Только благодаря совместной работе можно будет сделать действительно объективные выводы. Так, пригласив коллег на занятия, на которых будет использоваться тактильная наглядность, можно будет проанализировать адекватность созданных тактильных пособий и правильность построения работы. Беседы, проведенные с обучающимися после применения разработанной тактильной наглядности на практике, помогут уточнить ее комфортность и эффективность, выяснить необходимость ее дальнейшей корректировки.

Подводя итог, отметим, что тактильная наглядность на уроках английского языка поможет учителю создать равные условия для обучения школьников с особенностями развития. Помимо этого, такой вид наглядности будет полезен и обычным обучающимся, ведь чем больше анализаторов участвует в восприятии обучающимися нового учебного материала, тем лучше он усваивается. Для достижения положительных результатов учителю необходимо учесть ряд условий, среди которых: учет возрастных и психических особенностей обучающихся, вариативная и адекватная система упражнений, детальное изучение наглядности перед выполнением заданий, ясные инструкции учителя, которые должны сопутствовать во время всех действий школьников, четкое следование алгоритму создания тактильной наглядности.

Библиографический список

1. Азимов, Э.Г. Новый словарь методических терминов [Текст] / Э.Г. Азимов. - М.: ИКАР, 2009. - 448 с.

2. Войтов, А.Г. Учебная наглядность [Текст] / А.Г. Войтов. - М.: Эндемик, 2006. - 165 с.

3. Гончарова, Е.Л. Нарушения в психофизическом развитии детей [Электронный ресурс] / Е.Л. Гончрова, О.И. Кукушкина / / Альманах института коррекционной педагогики. - 2002. -№ 5. - Режим доступа: http://almanah.ikprao.ru/articles/almanah-5/narushenija-v-psihofizicheskom-razvitii-detej

4. Кызыкеева, А.Б. Реализация принципа наглядности при обучении иностранному языку [Текст] / А.Б. Кызыкеева // Вестник КАСУ. - 2005. - № 2. - С. 31-35.

ф н ф ч

х ^

к ^

ш О

ю

го ^

о

к >.

о о

X

го

X

ф

т

ю о

о ей I-

о

ч ф

^

о ^

го

.0 I-

о о

X

ч к

Е

го

X

к го

X .0

с; ^

го

5. Мингазов, Э.Г. О двух формах наглядности в школьной практике [Текст] / Э.Г. Мингазов // Новые исследования в педагогических науках. - 1986. - № 1. - С. 78-93.

6. Оглуздина, Т.П. К вопросу о принципах обучения иноязычной языковой компетенции в теории и методике обучения иностранным языкам [Текст] / Т.П. Оглуздина // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. - 2012. - № 28. - С. 923-926.

7. Петкевич, Н.В. Педагогические условия использования наглядности в образовательном процессе начальной школы [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / Н.В. Петкевич. - Смоленск, 2009. - 226 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Славин, А.В. Наглядный образ в структуре познания [Текст] / А.В. Славин. - М.: Политиздат, 1971. - 271 с.

References

1. Azimov E.G. New Dictionary ofMethodological Terms. M.: IKAR, 2009. P. 448. [in Russian].

2. Voitov A.G. Teaching Aids. M.: "Endemik", 2006. P. 165. [in Russian].

3. Goncharova E.L., Kukushkina O.I. Violations in the psychophysical development of children. Almanac of the Institute of Special Education, 2002. № 5. Available at: http://almanah.ikprao.ru/articles/ almanah-5/narushenija-v-psihofizicheskom-razvitii-detej [in Russian].

4. Kyzykeeva A.B. Teaching Aids Principles in Foreign Language Teaching. Vestnik KASU, 2005. № 2. P. 31-35. [in Russian].

5. Mingazov E.G. Two Types of Teaching Aids in School Practice. Novyie issledovania v pedagogike, 1986. № 1. P. 78-93. [in Russian].

6. Ogluzdins T.P. To the Question of the Principles of Foreign Language Competence Formation in Theory and Methodology of Foreign Languages Teaching. Izvestia Penzenskogo gosudarstvennogo pedagog-icheskogo universiteta imeni V.G. Belinskogo, 2012. № 28. P. 923-926. [in Russian].

7. Petkevich N.V. Pedagogical Requirements of Teaching Aids Usage in Primary School Education. Dis. ... cand. of sciences (Pedagogy). Smolensk, 2009. P. 226. [in Russian].

8. Slavin A.V. Illustration Modus in Cognition and Perception. M.: Politizdat, 1971. P. 271. [in Russian].

Сведения об авторах: Гулиянц Анна Борисовна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры языкознания и переводоведения, Институт иностранных языков, Московский городской педагогический университет, г. Москва, Российская Федерация. ЕтаИ: [email protected]

Information about the authors: Guliyants Anna Borisovna,

Candidate of Sciences (Education), Associate Professor, Department of Linguistics and Translation Studies, Institute of Foreign Languages, Moscow City University, Moscow, Russia. E-mail: [email protected]

Гулиянц Светлана Борисовна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры языкознания и переводоведения, Институт иностранных языков, Московский городской педагогический университет, г. Москва, Российская Федерация. E-mail: [email protected]

Guliyants Svetlana Borisovna,

Candidate of Sciences (Education), Associate Professor, Department of Linguistics and Translation Studies, Institute of Foreign Languages, Moscow City University, Moscow, Russia. E-mail: [email protected]

Некрасова Татьяна Ивановна,

учитель английского языка ГБОУ г. Москвы «Школа № 1770», г. Москва, Российская Федерация. Е-тай: [email protected]

Nekrasova Tatiana Ivanovna,

Teacher of English, School № 1770, Moscow, Russia. Email: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.