Научная статья на тему 'РАСШИРЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ПРОКУРОРА В АРБИТРАЖНОМ ПРОЦЕССЕ: ВОЗМОЖНОСТЬ ПОДАЧИ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ ДОЛЖНИКА НЕСОСТОЯТЕЛЬНЫМ (БАНКРОТОМ)'

РАСШИРЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ПРОКУРОРА В АРБИТРАЖНОМ ПРОЦЕССЕ: ВОЗМОЖНОСТЬ ПОДАЧИ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ ДОЛЖНИКА НЕСОСТОЯТЕЛЬНЫМ (БАНКРОТОМ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
16
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
прокурор / арбитражный процесс / полномочия / банкротство / доктрина / prosecutor / arbitration process / powers / bankruptcy / doctrine

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Машинская Нина Александровна

в действующем российском законодательстве у прокурора отсутствует право подачи заявления о признании должника банкротом. Данное полномочие должно быть, исходя из необходимости защиты государственных и иных публичных интересов, предотвращения преднамеренного и фиктивного банкротства. Приводится сравнительный анализ законодательства стран СНГ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPANDING THE POWERS OF THE PROSECUTOR IN THE ARBITRATION PROCESS: THE POSSIBILITY OF FILING AN APPLICATION FOR RECOGNITION OF THE DEBTOR AS INSOLVENT (BANKRUPT)

in the current Russian legislation, the prosecutor does not have the right to file an application for declaring the debtor bankrupt. This authority should be based on the need to protect state and other public interests and prevent deliberate and fictitious bankruptcy. A comparative analysis of the legislation of the CIS countries is provided.

Текст научной работы на тему «РАСШИРЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ПРОКУРОРА В АРБИТРАЖНОМ ПРОЦЕССЕ: ВОЗМОЖНОСТЬ ПОДАЧИ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ ДОЛЖНИКА НЕСОСТОЯТЕЛЬНЫМ (БАНКРОТОМ)»

ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК №29

УДК 343.146

Машинская Нина Александровна Уральский государственный юридический университет имени В.Ф. Яковлева

Институт права и предпринимательства Россия, Екатеринбург m. ninaninanina@mail. ru Mashinskaya Nina Ural State Law University named after V.F. Yakovlev Institute of Law and Entrepreneurship Russia, Ekaterinburg

РАСШИРЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ПРОКУРОРА В АРБИТРАЖНОМ ПРОЦЕССЕ: ВОЗМОЖНОСТЬ ПОДАЧИ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ

ДОЛЖНИКА НЕСОСТОЯТЕЛЬНЫМ (БАНКРОТОМ) Аннотация: в действующем российском законодательстве у прокурора отсутствует право подачи заявления о признании должника банкротом. Данное полномочие должно быть, исходя из необходимости защиты государственных и иных публичных интересов, предотвращения преднамеренного и фиктивного банкротства. Приводится сравнительный анализ законодательства стран СНГ. Ключевые слова: прокурор, арбитражный процесс, полномочия, банкротство, доктрина.

EXPANDING THE POWERS OF THE PROSECUTOR IN THE ARBITRATION PROCESS: THE POSSIBILITY OF FILING AN APPLICATION FOR RECOGNITION OF THE DEBTOR AS INSOLVENT

(BANKRUPT)

Annotation: in the current Russian legislation, the prosecutor does not have the right to file an application for declaring the debtor bankrupt. This authority should be based on the need to protect state and other public interests and prevent deliberate

ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК №29

and fictitious bankruptcy. A comparative analysis of the legislation of the CIS countries is provided.

Key words: prosecutor, arbitration process, powers, bankruptcy, doctrine.

Участие прокурора в арбитражном процессе предусмотрено в пункте 3 статьи 1 федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». Полномочия прокурора в рамках арбитражного процесса содержатся в статье 52 АПК РФ Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Перечень полномочий прокурора в арбитражном процессе имеет закрытый характер, судя по абзацу 4 пункта 1 постановления Пленума ВАС РФ от 23.03.2012 N 15 «О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе»: «в случаях если прокурор обращается в арбитражный суд с исковым заявлением (заявлением) по делам, не предусмотренным федеральным законом, суд прекращает производство по делу применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 АПК РФ». Таким образом, полномочия прокурора ограничены перечнем полномочий, указанных в статье 52 АПК РФ.

Судя по перечню полномочий, которые перечислены в статье 52 АПК РФ, можно прийти к промежуточному выводу о недостаточности полномочий прокурора в деле о несостоятельности (банкротстве), несмотря на практическую необходимость. Это выражается, в частности, в том, что прокурор не может обратится в арбитражный суд с заявлением о признании должника несостоятельным (банкротом). Дела о банкротстве лишь растут с каждым годом, в связи с чем участие прокурора в деле о банкротстве является актуальным. Исходя из последних изменений в статью 52 АПК РФ, в частности, в связи с тем, что прокурор теперь вправе вступить в дело, рассматриваемое арбитражным судом, с процессуальными правами и обязанностями лица, участвующего в деле в случаях, если в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) затрагиваются жилищные права граждан, в том числе, несовершеннолетних, можно сделать вывод, что на уровне законодательства

ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК №29

появляется положительная тенденция к расширению полномочий прокурора в деле о банкротстве. Также в доктрине поддерживается точка зрения о необходимости участия прокурора в рассмотрении арбитражными судами дел о несостоятельности (банкротстве) юридических лиц ([4, с. 108], [5, с. 35], [6, с. 68], [7, с. 45], [8, с. 51]).

Считаю, что следующим необходимым шагом необходимо предусмотреть правомочие прокурора обратится в арбитражный суд с заявлением о признании должника несостоятельным (банкротом). Ограниченный подход к участию прокурора в арбитражном процессе ущемляет возможность защиты публичных интересов в экономической сфере, а также делает затруднительным установление законности и предупреждение правонарушений [9]. Данное упущение законодателя будет являться предметом рассмотрения настоящей работы.

Необходимость предусмотреть среди полномочий прокурора право обратиться с заявлением о признании должника банкротом обусловлена следующими причинами:

Во-первых, в целях совершенствования процессуальных механизмов обеспечения государственных или иных публичных интересов в деле о банкротстве, предотвращения случаев преднамеренного или фиктивного банкротства.

Обеспечения государственных или иных публичных интересов в деле о банкротстве означает возможность прокурору иметь как полномочия, которые дают право подать заявление о признании должника банкротом в интересах Российской Федерации, государственных и муниципальных унитарных предприятий, юридических лиц, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, так и предусмотреть право принимать участие в рассмотрении данных дел. Выбор именно данных субъектов, по мнению автора,

ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК №29

позволяет наиболее полно обеспечить государственные и иные публичные интересы в деле о банкротстве.

Также важно предотвращать случаи преднамеренного и фиктивного банкротства. При получении соответствующих сведений прокурором о наличии признаков преднамеренного или фиктивного банкротства подача им заявления о признании должника банкротом способно предотвратить дальнейшее увеличение кредиторской задолженности и/или вывода активов должника. В данной ситуации именно вовремя поданное заявление о банкротстве должника позволяет оперативно ввести процедуры банкротства и проконтролировать действия должника.

Во-вторых, полномочие прокурора подачи заявления о банкротстве должника является распространенным явлением среди стран СНГ.

Республика Беларусь. Согласно статье 30 Закона «Об урегулировании неплатежеспособности», прокурор вправе подать в суд заявление прокурора о банкротстве в следующих случаях:

1.1. если им выявлены признаки преднамеренного банкротства, сокрытия банкротства или препятствования проведению расчета с кредиторами;

1.2. в интересах кредиторов - Республики Беларусь, административнотерриториальных единиц Республики Беларусь по денежным обязательствам;

1.3. в иных случаях, установленных законодательными актами.

Республика Казахстан. Согласно статье 47 Закона «О реабилитации и

банкротстве», прокурор обращается в суд с заявлением о признании должника банкротом:

1) когда им обнаружены признаки преднамеренного банкротства;

2) в интересах кредитора - Республики Казахстан, государственных органов.

Республика Узбекистан. Согласно статье 44 Закона «О банкротстве», прокурор вправе обратиться в хозяйственный суд с заявлением о признании

ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК №29

должника банкротом: когда им обнаружены признаки сокрытия банкротства; в интересах кредитора.

Республика Армения. Согласно статьи 6 Закона «О несостоятельности (банкротстве), в Суд с исковым заявлением о признании должника банкротом по денежным обязательствам в отношении бюджета Республики Армения и муниципального бюджета (в том числе по налогам, пошлинам, иным обязательным платежам) обязаны обратиться следующие соответствующие компетентные государственные органы или органы местного самоуправления: (...) При неподаче искового заявления о банкротстве в срок, установленный государственными органами, (...), его подают органы прокуратуры в порядке, установленном Законом «О прокуратуре» и иными законами Республики Армения».

Республика Таджикистан. Согласно статье 26 Закона «О несостоятельности (банкротстве)», правом на обращение в суд с заявлением о признании должника банкротом в связи с неисполнением денежных обязательств обладают должник, кредитор, прокурор, а в предусмотренных настоящим Законом случаях, и иные лица.

Из некоторых приведенных примеров можно сделать вывод, что по-разному реализуется полномочие прокурора обратиться в суд с заявлением о признании должника банкротом, при этом отметим, что данное полномочие у указанных стран предусмотрено, в отличие от РФ.

Также в статье 5 Модельного закона «О несостоятельности (банкротстве)», принятом на десятом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ, предусмотрено, что в случаях, установленных законом, правом на обращение в суд с заявлением о банкротстве должника обладает прокурор. Таким образом, исходя их опыта стран СНГ, а также опыта сотрудничества между ними, можем признать рассматриваемое полномочие прокурора общепринятой практикой, которая могла быть реализована в правовой системе РФ.

ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК №29

В-третьих, рассматриваемое полномочие прокурора было предусмотрено ранее в федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)» от 08.01.1998 №6, где в статье 40 устанавливалось, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением о признании должника банкротом, когда им обнаружены признаки преднамеренного банкротства; когда у должника есть задолженность по обязательным платежам; в интересах кредитора по денежным обязательствам -РФ, субъекта РФ, муниципального образования, а также в иных случаях, предусмотренных Законом о банкротстве и другими федеральными законами. Отсутствие данного полномочия у прокурора в актуальном федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 N 127 является законодательным пробелом. В связи с актуальностью проблемы криминальных банкротств, отрицательные последствия произошедших изменений, очевидны не только для прокурорских работников, но и для любого юриста [18].

Законодательный пробел пытались восполнить законопроектом [19], где предлагали дополнить перечень лиц, участвующих в деле о банкротстве, соответственно, участием прокурора в случаях, предусмотренных АПК РФ. Данный законопроект не приняли, так как лишь указать в федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 N 127 на возможность прокурора являться одним из лиц, которые имеют право участвовать в деле о банкротстве, недостаточно, чтобы понять влияние прокурора на предотвращение преднамеренного и фиктивного банкротства. Также в официальном отзыве Правительства РФ на данный законопроект от 30.08.2011 № 4344п-П13 отметили угрозу возможности прокурора активно вмешиваться в производство по делу о банкротстве и влиять на ход процедур, применяемых в деле о банкротстве, несмотря на отсутствие конкретных требований к должнику, что может нарушить баланс прав и законных интересов кредиторов, так как полномочия прокурора конкретно не определены.

По мнению автора данной работы, следовало, помимо вышесказанного, указать в данном законопроекте на полномочие прокурора подать заявление о

ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК №29

банкротстве должника, а не только указать его среди лиц, участвующих в деле о банкротстве, что позволило бы выделить конкретное правомочие, реализуемое прокурором в деле о банкротстве, точнее, предел его полномочий, тем самым устранив сомнения в нарушении баланса прав и законных интересов.

Итак, подача заявления прокурором о признании должника банкротом есть необходимое полномочие, которое должно быть у прокурора в целях обеспечения государственных и иных публичных интересов, предотвращения преднамеренного и фиктивного банкротства. Расширение полномочий прокурора в арбитражном процессе, в частности, в деле о банкротстве, является наметившейся тенденцией в нашем законодательстве, на что указывают последние изменения в статью 52 АПК РФ, а также доктрина. В законах стран СНГ, посвященных банкротству, обсуждаемое полномочие прокурора предусмотрено, однако реализовано по-разному. Тем не менее, подача заявления прокурором о признании должника банкротом является общепринятой практикой стран СНГ, которая в рамках российской правовой системы могла бы быть внедрена. До принятия нового федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 N 127 данное полномочие прокурора было предусмотрено. Следует внести соответствующие изменения в АПК РФ и в федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 N 127.

Список литературы:

1. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 N 2202-1.

2. «Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» от 24.07.2002 N 95-ФЗ.

3. Постановление Пленума ВАС РФ от 23.03.2012 N 15 «О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе».

ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК №29

4. Антошин А. Н. Участие прокурора в арбитражном процессе в условиях модернизации и российской экономики [Текст] / А. Н. Антошин // Современное право. -2011. - № 5. - С. 107-109.

5. Власов А. А. Роль прокурора в защите государственных интересов в арбитражном суде/ А. А. Власов // Арбитражный и гражданский процесс. -2001. - № 3. - С. 34-35.

6. Кремнева Е. В. Полномочия прокурора в арбитражном процессе в свете судебной реформы/ Е. В. Кремнева // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. - 2014. - № 4(42). - С. 66-70.

7. Моисеева И.Г. Проблемы реализации полномочий прокурора в арбитражном судопроизводстве: сборник материалов научно-практической конференции в Приволжском федеральном округе/ Прокуратура Нижегород. обл.; Прокуратура Нижегород. обл. - Н. Новгород: Прокуратура Нижегор. обл., 2006. - С.44-55.

8. Сулименко Н. В. Проблемы защиты прокурором прав хозяйствующих субъектов в арбитражном процессе / Н. В. Сулименко, Е. В. Самойленко // Арбитражная практика. - 2006. - № 12. - С. 51-56.

9. Васильева, Н. А. Актуальные вопросы реализации прокурором полномочий по делам о банкротстве юридических лиц / Н. А. Васильева // Актуальные вопросы в науке и практике: Сборник статей по материалам XI международной научно-практической конференции. В 2 частях, Самара, 15 октября 2018 года. Том Часть 2(2). - Самара: Общество с ограниченной ответственностью Дендра, 2018. - С. 41-46. - EDN YRDHGX.

10. Закон «Об урегулировании неплатежеспособности» от 13 декабря 2022 г. № 227-З.

11. Закон Республики Казахстан «О реабилитации и банкротстве» от 7 марта 2014 года № 176-У.

12. Закон Республики Узбекистан «О банкротстве» от 05.05.1994 г. № 1054-Х11.

ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК №29

13. Закон Республики Армения «О банкротстве» от 22 января 2007 года №ЗР-51.

14. Закон Республики Таджикистан «О несостоятельности (банкротстве)» от 8 декабря 2003 года №46.

15. Модельный закон «О несостоятельности (банкротстве)», принятом на десятом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств -участников СНГ от 6 декабря 1997 года №10-15.

16. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 08.01.1998 №6.

17. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 N 127.

18. Голофаст, А. В. участие прокурора в деле о банкротстве / А. В. Голофаст // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2015. - № 8-6. - С. 33-36. - EDN VBPQCJ.

19. Проект Федерального закона N 559167 - 5 «О внесении изменений в статью 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 34 и 38 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 07.06.2011).

20. Официальный отзыв Правительства РФ от 30.08.2011 № 4344п-П13 на проект Федерального закона N 559167 - 5 «О внесении изменений в статью 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 34 и 38 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 07.06.2011).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.