Научная статья на тему 'РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ ШКОЛЬНОГО БУЛЛИНГА В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ'

РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ ШКОЛЬНОГО БУЛЛИНГА В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
332
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУЛЛИНГ / ВИДЫ БУЛЛИНГА / ПОСЛЕДСТВИЯ БУЛЛИНГА / РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ БУЛЛИНГА / ПОДРОСТКИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Король Наталья Валерьевна, Антипова Анна Алексеевна

В статье рассмотрена важность изучения феномена буллинга, выделены последствия буллинга, рассмотрены подходы к определению травли и ее видам. Приведено исследование распространенности буллинга в школах. Исследование проводилось в формате анкетированного опроса учеников нескольких гимназий г. Минска. Количество респондентов - 122 человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREVALENCE OF SCHOOL BULLYING IN ADOLESCENT ENVIRONMENT

The article considers the importance of studying the phenomenon of bullying, highlights the consequences of bullying, and considers approaches to the definition of bullying and its types. A study of the prevalence of bullying in schools is described. The study was conducted in the format of a questionnaire survey of students from several gymnasiums in Minsk. The number of respondents - 122 people.

Текст научной работы на тему «РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ ШКОЛЬНОГО БУЛЛИНГА В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ»

№ 6 (108)

UNIVERSUM:

, ПСИХОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ

июнь, 2023 г.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

DOI - 10.32 743/UniPsy.2023.108.6.15587 РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ ШКОЛЬНОГО БУЛЛИНГА В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ

Король Наталья Валерьевна

ст. преп. кафедры социальной и организационной психологии БГУ,

Республика Беларусь, г. Минск E-mail: korolnatallia@yandex. ru

Антипова Анна Алексеевна

студент кафедры социальной и организационной психологии БГУ,

Республика Беларусь, г. Минск E-mail: anna.malukhina@mail.ru

PREVALENCE OF SCHOOL BULLYING IN ADOLESCENT ENVIRONMENT

Natallia Korol

Senior Lecturer of Belarusian State University Department of Social and Organizational Psychology,

Belarus, Minsk

Anna Antipova

Student of Belarusian State University Department of Social and Organizational Psychology,

Belarus, Minsk

АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрена важность изучения феномена буллинга, выделены последствия буллинга, рассмотрены подходы к определению травли и ее видам. Приведено исследование распространенности буллинга в школах. Исследование проводилось в формате анкетированного опроса учеников нескольких гимназий г. Минска. Количество респондентов - 122 человека.

ABSTRACT

The article considers the importance of studying the phenomenon of bullying, highlights the consequences of bullying, and considers approaches to the definition of bullying and its types. A study of the prevalence of bullying in schools is described. The study was conducted in the format of a questionnaire survey of students from several gymnasiums in Minsk. The number of respondents - 122 people.

Ключевые слова: буллинг, виды буллинга, последствия буллинга, распространенность буллинга, подростки.

Keywords: bullying, roles in a bullying situation, personality characteristics, adolescents.

Буллинг в школе может повлиять как на способность ребенка эффективно учиться, так и на его психическое здоровье. Доказано, что школьники, вовлеченные в травлю, подвергаются большему риску ряда проблем с психическим здоровьем, таких как повышенный уровень депрессии, тревоги и одиночества. Важно отметить, что это относится как к буллерам, так и к жертвам. Некоторые учащиеся-жертвы даже сообщают о симптомах, подобных посттравматическому стрессу [4].

Кроме того, буллинг может негативно сказаться на успеваемости школьников. Позиция жертвы травли не только влияет на психическое здоровье учащегося, но также может привести к снижению успеваемости, включая средний балл, результаты

тестов и экзаменов, проблемы с посещаемостью и негативное отношение к школе [5].

Появляется все больше исследований о том, что травля в школе связана как с краткосрочными, так и с долгосрочными негативными последствиями, что предполагает, что буллинг - это не просто нормальная часть взросления. Исследования показали, что статус жертвы связан с непосредственными социальными, эмоциональными и академическими трудностями, которые могут продолжаться месяцами и годами даже после прекращения травли [3].

Все организации, оказывающие образовательные услуги должны обеспечивать безопасную и комфортную среду, свободную от угроз, преследований и любого вида буллинга. Чтобы достичь этой цели,

Библиографическое описание: Король Н.В., Антипова А.А. РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ ШКОЛЬНОГО БУЛЛИНГА В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ // Universum: психология и образование : электрон. научн. журн. 2023. 6(108). URL: https://7universum. com/ru/psy/archive/item/1558 7

№ 6 (108)

UNIVERSUM:

, ПСИХОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ

июнь, 2023 г.

требуется глубоко и всесторонне изучать данный феномен, чтобы помочь создавать безопасное пространство для детей, где они могли бы учиться и расти в позитивном ключе.

Буллинг является разновидностью агрессии [7]. Травля - это повторяющееся нежелательное агрессивное поведение одного учащегося в отношении другого, которое включает в себя реальный или предполагаемый дисбаланс сил [8]. Травля включает в себя виктимизацию школьников в результате физического и/или вербального агрессивного взаимодействия [9].

Буллинг может включать в себя такие действия как словесные или письменные угрозы, изоляция кого-либо от группы, распускание слухов или физические нападения [6].

Исследователи пришли к консенсусу, что существует три компонента буллинга, которые отличают его от других видов агрессивного взаимодействия со сверстниками [7, 8, 9]:

1) травля является преднамеренной, то есть человек участвует в буллинге с намерением причинить вред другому человеку [9];

2) буллинг предполагает дисбаланс власти [6]. По сути, агрессор должен быть физически, вербально или социально сильнее, высокостатуснее, чем жертва, чтобы ситуацию можно было считать травлей [9]. Олвеус отмечал, что буллингом не является столкновение, когда в агрессии участвуют два школьника одинаковой силы и статуса [7].

3) Третий компонент заключается в том, что агрессивное поведение повторяется: оно встречается неоднократно [9].

Типы травли обычно подразделяются на (а) прямой буллинг и (б) реляционный или косвенный буллинг [6]. С развитием технологий появилась новая форма травли - кибербуллинг [8].

Прямое агрессивное поведение легче всего заметить и предотвратить учителю. Олвеус описал прямую травлю как открытые нападения на учащихся. Примеры прямой травли включают угрозы (например, причинения вреда), а также удары, пинки, толчки и т.д. [7].

Косвенная травля, также известная как реляционная агрессия или социальная агрессия, это поведение, которое менее заметно и более скрыто от учителей. Этот вид травли является манипулятивным, жестоким и направлен на уничтожение самооценки человека [6].

Примеры косвенной травли могут включать распространение слухов или лжи о ком-либо, клевета, поддразнивание, бойкот или изоляция от сверстников. Косвенное издевательство может быть столь же опасным и иметь негативные последствия, как и более прямые формы буллинга. Реляционную агрессию гораздо труднее обнаружить и контролировать, потому что учащиеся умеют скрывать такое поведение. Некоторые исследования показали, что учителя считают реляционную агрессию или косвенную травлю менее серьезными, чем более прямые формы буллинга [9]. Следовательно, учителя меньше сочувствуют ученикам, которые являются жертвами

реляционных типов буллинга и менее склонны вмешиваться [2].

Частота буллинга меняется со временем: низкий уровень травли характерен для младших классов, затем наблюдается повышение и пик в средней школе, а затем снижение в старшей школе. Агрессивное поведение также меняется по мере взросления, при этом физическая травля становится менее распространенной, а социальный и вербальный буллинг становится более распространенным^].

Мы провели исследование школьного буллинга с применением русскоязычной версии опросника Ольвеуса «Роли жертвы и агрессора в ситуации школьного буллинга» в адаптации Бушиной Е.В., Муминовой А.М. [1].

Выборку исследования составили 122 респондента подросткового возраста, 75 респондентов женского пола, 47 - мужского.

С помощью шкал виктимизации и агрессии нам удалось установить, что среди 122 респондентов 77 человек (63,1%) хотя бы один раз становились жертвами буллинга, а 50 человек (41%) хотя бы раз проявляли агрессию по отношению к другим.

По результатам подсчетов мы разбили респондентов на группы, в результате получились следующие данные. Из 122 респондентов:

29,5% никогда не сталкивались с буллингом, также не проявляли агрессии по отношению к другим; 24,6% хотя бы раз сталкивались с буллингом, а также проявляли агрессию по отношению к другим; 32,8% хотя бы раз подвергались травле и никогда не проявляли агрессию по отношению к другим; 13,1% не подвергались травле, но проявляли агрессию по отношению к другим.

Также в рамках опросника «Роли жертвы и агрессора в ситуации булинга» мы проанализировали отдельные вопросы, которые касаются видов буллинга в подростковой среде. Выяснилось, что 39,34% респондентов сталкивались с вербальным буллингом, 31,15% сталкивались с бойкотом и изоляцией, 7,38% сталкивались с физическим буллингом, 40,16% сталкивались со слухами и сплетнями в свой адрес, 16,39% сталкивались с отъемом денег или других вещей, 12,30% сталкивались с кибербуллингом.

На основе данных можно предполагать, что такое явление как буллинг достаточно распространено среди подростков. Более частыми видами буллинга в подростковой среде являются слухи и сплетни, вербальный буллинг, бойкот и изоляция. Наименее распространенными видами буллинга является физический буллинг, кибербуллинг и отъем денег или вещей. То есть мы можем констатировать, что в подростковом возрасте доминируют косвенные формы травли.

Полученные данные подтверждают, что требуется повышенное внимание со стороны учителей и администрации школ именно к реляционной агрессии (слухам, сплетням, бойкоту учеников), что должно учитываться в разработке мер профилактики в отношении буллинга.

№ 6 (108)

UNIVERSUM:

, ПСИХОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ

июнь, 2023 г.

Список литературы:

1. Бушина Е.В., Муминова А.М. Адаптация русскоязычной версии опросника Ольвеуса «Роли жертвы и агрессора в ситуации школьного буллинга» // Социальная психология и общество. 2021. Том 12. № 2. С. 197-216. DOI: 10.17759/sps.2021120212

2. Hazler R.J., Miller D.L., Carney J.L.V., & Green S. Adult recognition of school bullying situations // Educational Research. - 2001. - Vol. 43(2). P. 133-146. https://doi.org/10.1080/00131880110051137

3. Holt M.K., Green J.G., Gerald Reid. Associations Between Past Bullying Experiences and Psychosocial and Academic Functioning Among College Students // Journal of American College Health. - 2014. Vol. 62 (8). P. 552-560, DOI: 10.1080/07448481.2014.947990

4. Miskimon, K., Jenkins, L., & Kaminski, S. Direct and Indirect Effects of Bullying Victimization on Academic Performance and Mental Health Among Secondary School Students // School Mental Health. - 2022.

5. Nakamoto, J., & Schwartz, D. Is peer victimization associated with academic achievement? A meta-analytic review // Social Development. - 2010. - Vol. 19. -P. 221-242.

6. Olweus D. Bully/victim problems in school: Facts and intervention. European Journal of Psychology of Education. - 1991. - Vol. 12. - P. 495-510.

7. Olweus D., Limber S.P. Olweus Bullying Prevention Program: Teacher Guide. Center City, MN: Hazelden Publishing, -2007. - 170 pp.

8. Rigby K. Consequences of bullying in schools // Can J Psychiatry. - 2003. - Vol. 48 (9). - P. 583-590.

9. Sampson R. Bullying in Schools // U.S. Department of Justice, Office of Community Oriented Policing Services. -64 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.