УДК 94 (470. 67) «10»: 299 зороастризм
Распространение зороастрийской религии в раннесредневековом
Дагестане
М. Т. Гаджимурадов
До настоящего времени в селениях Дагестана, вплетаясь в канву мусульманского мировоззрения, в пережиточной форме сохранились отголоски домусульманских религиозных верований. Изучение этих пережитков, сохранившихся в остаточной форме в памяти народа, позволит ответить на ряд вопросов о религиозных представлениях дагестанцев в раннем средневековье.
Развитие феодальных отношений и значительные перемены в социально-экономическом и политическом развитии горцев в исследуемый период неизбежно повлекли за собой и изменения в духовной жи? ;и. Тесное взаимодействие народов Дагестана с Сасанидским Ираном и появление политических образований, вассальных шахиншаху, а также социальная и переселенческая политика Сасанидов, дали толчок распространению новой религии, более подходящей для новых социальных отношений внутри общества. Многочисленные культы, существовавшие ранее, уже не соответствовали новым формам политической и социальной структуры горских народов. Требовалась новая, более подходящая феодальному обществу религиозно-мировоззренческая система. Эту нишу удачно заполнила религия Сасанидов - зороастризм.
Завоевания Сасанидов на Восточном Кавказе и включение дагестанских феодальных владений в сословно-административную иерархию правящей династии, а также проводимые в связи с этим реформы, сопровождались укреплением иранской зороастрийской религии. В русле задачи, главным итогом которой должно было стать полное и окончательное включение Северного Кавказа в состав империи, религиозный фактор приобретал военно-политическое значение. Такой же политики обяза-
тельного распространения своей официальной религии придерживались и арабы, пришедшие вслед за персами. Они почти полностью скопировали религиозную и переселенческую политику Сасанидов в Дагестане. Как и Сасаниды, арабы переселяли сюда значительное число своих подданных. Яркой иллюстрацией этого служит следующее свидетельство местного источника: «У них (арабов) был обычай назначать в каждое селение или город, которым овладели, своего амира и правителя и заселять часть мусульман среди них, чтобы превзойти [числом] местных жителей» [12, с. 36].
История арабского завоевания Дагестана раскрывает важней:, /ю сторону жизни этой части Кавказ, внутренний Дагестан предстает как район, где были распространенны различные религии, среди которых наиболее крепкие позиции занимала религия огнепоклонников - зороастризм. Ее проникновение и укрепление в горных областях Дагестана, несомненно, связано с деятельностью шахов из династии Сасанидов. В отличие от предшествовавших рыхлых языческих религиозных систем, в той или иной форме проповедующих идеи индивидуального спасения, разъединяющие общество, в зороастризме последовательно проводится мысль о единстве человеческого рода, о необходимости объединения разных племен, народов, всех людей в борьбе с силами зла. «Подобно любящим братьям они должны творить добро друг другу и отвращать друг друга от зла», - говорится в Священном писании зороастрийцев [1, с: 23]. Эта идея должна была стать краеугольным камнем в деле объединения разных народов империи, отвлечь их от противодействия колониальным властям и окончательно пере-
ориентировать их духовную жизнь и политические настроения на Иран.
Стремление Сасанидов распространить зороастрийскую религию на как можно большей территории легко объяснить и тем, что они были жреческого рода. Основатель государства Ардашир I и его сын и наследник Шапур I были праведными зороастрийцами, более того, они оба были «владыками» храма богини Анахиты в Истахре - одного из центральных зороастрийсих святилищ страны. Их инвеститурные рельефы, высеченные в скалах, провозглашали всем жителям империи, что власть над страной пожалована им верховным божеством - самим Ахура Маздой [5, с. 84-90].
Идеи о божественном происхождении власти Сасанидов была очень выгодной для них. Им оставалось только внушить ее всем народам империи, в том числе и горцам Дагестана. Для этого власти задались целью привлечь их в лоно зороастрийской религии. Оаса-ниды, особачмо при Хосрове I Анушир-ваме, ал и решительные действия е поддержку зороастрийской церкви на обширных просторах империи: развернули широкую миссионерскую деятельность: насильно заставляли людей под страхом смерти принять новую религию, стимулировали ее принятие особым налоговым положением, при котором принявший зороастризм освобождался от уплаты подушной подати. Зо-роастрийцы имели все экономические и политические преимущества перед не-зороастрийцами; уничтожались прежние святилища; они обучали молодежь по своей религиозной программе; шла идеологическая обработка населения через проповеди зороастрийских жрецов [6, с. 87-114].
О церковной политике Сасанидов в Дагестане довольно подробно сообщает Каганкатваци: «Бесчисленное множество невинных умерщвлены были мечами зла... чтобы обратить вельмож... албанских в идолопоклонничество магов. То насилием, то наградами, вручая великую власть, сооружая в разных местах пирей, усиливалось слу-
жение северным кумирам» [4, с. 32]. Небеспристрастный Каганкатваци продолжает: «Царь персидский хотел... прекратить религию христианскую и утвердить в своем царстве пустое бесо-почитание. Притесняя всех темницами и оковами, против воли принуждал поклоняться религии магов» [4, с. 33].
Такие же сведения содержатся и в одном из арабских произведений о Хосрове Ануширване, дошедшем до наших дней под названием «Карномаги-Ану-ширван» («Книга деяний Ануширвана»), где приведены его слова о своих действиях на Восточном Кавказе: «Я приказал построить храмы нашим жрецам. Я поручил им научить тюрок (скорее всего, он имеет в виду горцев вообще. -М.Г.), подчинившихся нашей власти, тем прямым преимуществам, которые приносят царям в этом мире... Я повелел им внушить тюркам обязанность любить нас, быть праведными и верными... обучать молодых людей нашим верованиям и обычаям» [14, с. 162]. Выполняя данные указания Ануширвана, оккупационные власти предприняли в горах Дагестана комплекс мероприятий для их осуществления. Строительство грандиозных укреплений и многочисленных крепостей на горных перевалах, устройство военных и гражданских поселений, вовлечение местной знати в систему персидской государственности - части одной программы, которые позволили Сасанидам укрепить в регионе политическую власть, а вместе с ней и упрочить влияние имперской религии.
Приверженность к зороастризму давала выгоды и преимущества перед незороастрийцами, которые были обложены непосильными налогами. Наиболее обременительной была поземельная подать - харадж. Она составляла почти пятую часть урожая. Существовала и подушная подать - джизья. Ремесленники и купцы платили бадж. Сверх того, население принуждали выполнять в пользу Сасанидского государства торговую повинность - кор [6, с. 47], они должны были нести и воинскую повинность [10, с. 85]. После при-
нятия зороастризма население освобождалось от уплаты налогов. Экономические выгоды толкали дагестанцев в лоно зороастрийской религии.
Для приобщения кавказских народов к зороастризму Сасаниды вместе с переселенцами и воинскими континентами направляли на Кавказ проповедников - священнослужителей. Армянский историк Егише сообщает о том, что Ездигер II отправил в Армению, Иберию, Албанию и в другие районы Персии, где тайно держались христиане, более 700 праведников-магов с указом царя, который гласил: «От навасарда до навасарда, во всех местах, какие только есть под властью великого царя, да будут упразднены церковные обряды, да будут закрыты и опечатаны двери святых храмов, да будут изъяты в царскую казну по описи и счету посвященные сосуды, да умолкнут звуки псалмов и да прекратится чтение истинных пророков. Священники да не осмеливаются в делах своих поучать народ, верующие в Хрис v <-Щ"Икы да переменят с в*, i мирскому и5ыч?ю. За ¡ем / i púpoB да обучают',;,я учению n<v о w. новья и дочери азатсв и шиь=»чэ' ^ ль поучаются в наставлениях тех же магов...» [3, с. 80].
Данный указ Ездигера II позволяет судить о том, что церковная политика Сасанидов на Восточном Кавказе была направлена на искоренение здесь христианской религии. Сведения о значительном распространении христианства в Дагестане есть и в исторических источниках [9, с. 203]. По мнению исследователей, христианство на территории Дагестана в IV в. являлось господствующей религией [8, с. 125].
Сасаниды пытались всеми силами бороться с христианством, обещая людям большие привилегии. Так, в своем повелении Ездигер II призывает: «Все народы и языки, которые находятся под моей властью, да оставят каждый закон своих лжеучений, и все до последнего придут к поклонению солнцу, принося ему жертвы и именуя его богом и творя служение огню; и сверх всего этого, вы-
полняя законы учения магов, а ваши заблуждения чистосердечно обратите в истину законов наших великих богов, [в таком случае] я доведу Вас в величии... до равенства с моими любезными на-харарами, да еще дам превзойти» [10, с. 60].
Сасанидские правители ловко манипулировали правящей верхушкой горских племен, «некоторых совращали золотом и серебром, многих - еще другими обильными дарами, а некоторых -агараками и большими деревнями, не-, которых - почетными повязками, «княжениями великими» [10, с. 35]. В результате всех этих действий Сасанидов зороастризм в Дагестане укрепился почти повсеместно. Не был исключением и Зирихгеран.
О следах зороастризма в Дагестане позволяют говорить многие памятники материальной культуры. На просторах Прикаспия выявлено огромное ко-личег-в,~ древних городищ, поселений ~ч ■-'"•иков. По словам Г.М. Кур-для всех 34.iv пгг.'ятников ха-, г ор-щаг -V т.-'-мр^ -„видетельст-п ¡;л 'орического
I < г ^:оо!Х полити-
( ^бргзоьачии Дак-стэна» [6,
с сЬ] косг/е того, профессор Магомедов М.Г. пишет, что «для исследованных здесь поселений характерны зольные отложения... И даже на Урцекском городище (Варачана), жилищно-быто-вые сооружения которого возведены исключительно из камня, сохранились массивные зольники, которые расположены в черте города. Подобная специфика памятников является свидетельством всеобщего почитания огня их обитателями» [8, с. 123]. Возможно, мы имеем дело со следами языческих культовых обрядов кочевых народов раннего средневековья, однако нельзя исключать также возможность распространения здесь зороастрийской религии, для которой были характерны алтарные святилища с «негасимым» огнем.
Очагом распространения зороастризма в Дагестане стал Дербент, который, будучи важным политическим и
экономическим центром на всем Восточном Кавказе, имел большое влияние и на горские народы. По мнению Э.В. Кильчевской, зороастризм проник и в государственное образование Зирих-геран. Она отмечает не только политические и экономические связи Зирихге-рана с Сасанидами, но и не менее тесные культурные связи, которые приобщали народ Зирихгерана к зороастризму [7, с. 13].
Определить характер и масштабы влияния Сасанидской культуры и религии на горцев Дагестана позволяют нам повествовательные тексты из арабоя-зычных источников 1Х-Х1И вв. Наиболее определенные на этот счет сведения дает ал-Гарнати, который приводит красочный рассказ о религиозном обряде похорон жителей Зирихгерана, га-зийском походе эмира Дербента и раз-
громе его отряда зирихгеранцами, исповедовавшими «религию магов» [11, с. 50]. Такие же сведения есть и у Зака-рьи ал-Казвини (ум. в 1283 г.) [13, с. 109].
Наступление ислама на всех просторах Сасанидской империи началось в VII в. Зороастрийцы повсеместно преследовались, поскольку знаменем мусульман были коранические аяты: «...Избивайте многобожников, где их найдете, захватывайте их, осаждайте, устраивайте засаду против них во всяком скрытом месте» (Коран 9; 5). Однако в Дагестане зороастризм был окончательно вытеснен лишь к началу XIV в. Последним оплотом зороастризма в Дагестане было владение Зирихгеран, но в 1305 г. и здесь победил ислам [2, с. 37].
Литература
1. Авеста / Пер. И. Стеблина-Каменского. - М., 1993.
2. Айтберов Т.М. О распространении ислама в Дагестане // Блокнот агитатора и политинформатора. - Махачкала, 1988. № 5.
3. Егише. О Вардане и войне армянской
/ Пер. с древнеарм. Орбели И.А.; Прим. Юзбашаняна К.Н. - Ереван, 1971.
4. История Агван Моисея Каганкатваци /
Пер. К. Патканова.-СПб., 1861.
5. История Иранского государства и культуры. - М., 1971.
6. Курбанов Г.М. Зороастризм в средне-
вековом Дагестане. - М., 1998.
7. Кильчевская Э.В. Декоративное искусство аула Кубачи. - М., 1962.
8. Магомедов М.Г. Хазары на Кавказе. -
Махачкала, 1994.
9. Масуди о Кавказе II Минорский В.Ф. История Ширвана и Дербенда (X -XI вв.). -М., 1963.
10. Моисей Каганкатваци. История Албании / Пер. К. Патканова. - СПб., 1861.
11. Путешествие Абу Хамида ал-Гарнати в Восточную и Центральную Европу (1131 - 1153 гг.) / Пер., вступ. ст. и прим. Большакова О.Г.; Историч. коммент. Монгайта А.Л. -М., 1971.
12. Шихсаидов А. Р. Дагестанская историческая хроника «Тарих Дагестан» Муххаммеда Рафи. - Махачкала, 1993.
13. Шихсаидов А.Р. Закарья ал-Казвини о Дагестане // Источниковедение истории досоветского Дагестана. -Махачкала, 1976.
14. Воусе М.А. History of Zoroastrinizm. Vol. II. - Leiden-Köln, 1982.