Научная статья на тему 'УТВЕРЖДЕНИЕ ВЛАСТИ САСАНИДОВ НА ВОСТОЧНОМ КАВКАЗЕ В РАННЕМ CРЕДНЕВЕКОВЬЕ'

УТВЕРЖДЕНИЕ ВЛАСТИ САСАНИДОВ НА ВОСТОЧНОМ КАВКАЗЕ В РАННЕМ CРЕДНЕВЕКОВЬЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
401
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САСАНИДЫ / SASSANIDS / ВИЗАНТИЯ / КАВКАЗСКАЯ АЛБАНИЯ / CAUCASIAN ALBANIA / ДАГЕСТАН / DAGESTAN / ДЕРБЕНТ / DERBENT / ЗОРОАСТРИЗМ / ZOROASTRIANISM / ХРИСТИАНСТВО / CHRISTIANITY / АНУШИРВАН / ANUSHIRVAN / ВОЙНА / WAR / ФОРТИФИКАЦИЯ / МИССИОНЕРСТВО / MISSIONARY / BYZANTINES / FORTIFICATIONS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гаджимурадов М. Т.

В раннем Средневековье Сасаниды стремились овладеть Закавказьем и Восточным Кавказом. С этой целью они проводили в регионе активную политику, которая включала комплекс мер военного, политического, социально-экономического и культурного характера. В статье рассматриваются цели, содержание и результаты политики Сасанидов на Восточном Кавказе.In the early Middle Ages, the Sassanids sought to capture the Southern and Eastern Caucasus. To this end, they conducted an active policy in the region, which included a number of military, political, social, economic and cultural activities. The article investigates the objectives, content and results of the policy of the Sassanids in Eastern Caucasus.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «УТВЕРЖДЕНИЕ ВЛАСТИ САСАНИДОВ НА ВОСТОЧНОМ КАВКАЗЕ В РАННЕМ CРЕДНЕВЕКОВЬЕ»

УДК 94 (470.67) М. Т. Гаджимурадов

Утверждение власти Сасанидов на Восточном Кавказе в раннем Cредневековье

Дагестанский государственный университет; murad-docent@mail.ru

В раннем Средневековье Сасаниды стремились овладеть Закавказьем и Восточным Кавказом. С этой целью они проводили в регионе активную политику, которая включала комплекс мер военного, политического, социально-экономического и культурного характера. В статье рассматриваются цели, содержание и результаты политики Сасанидов на Восточном Кавказе.

Ключевые слова: Сасаниды, Византия, Кавказская Албания, Дагестан, Дербент, зороастризм, христианство, Ануширван, война, фортификация, миссионерство.

In the early Middle Ages, the Sassanids sought to capture the Southern and Eastern Caucasus. To this end, they conducted an active policy in the region, which included a number of military, political, social, economic and cultural activities. The article investigates the objectives, content and results of the policy of the Sassanids in Eastern Caucasus.

Keywords: Sassanids, Byzantines, Caucasian Albania, Dagestan, Derbent, Zoroastrianism, Christianity, Anushirvan, war, fortifications, missionary.

В раннесредневековую эпоху Восточный Кавказ, будучи привлекательным в геополитическом и геостратегическом отношении регионом, оказался в орбите интересов и культурной экспансии сасанидского Ирана. Сасаниды, пришедшие к власти в Иране в 225 г., имели цель - установить на Кавказе свой абсолютный контроль, и в связи с этим развернули последовательную экспансию на Западно-Прикаспийскую равнину.

Следует отметить, что данная проблема затрагивалась в работах Минорского В.Ф. [1], Гаджиева М.С. [2; 3, с. 93-107; 4], Аликберова А.К. [5], Курбанова Г.М. [6; 7], Семёнова И.Г. [8; 9]. Но остаётся ещё немало белых пятен, требующих дальнейшего исследования сасанидского периода в истории Восточного и Южного Кавказа.

Первый поход к Дербенту предпринял шахиншах Эрана Ардашир I (224-239 гг.) [10, с. 44]. Для укрепления своих позиций, как сообщает средневековый армянский историк Моисей Хоренский, Ардашир I начал строить на Кавказе зороастрийские храмы, в которых «приказывает неугасимо возжечь огонь Ормузда (Ахура Мазды)» [11, с. 143].

Сын и преемник Ардашира I Шапур I (240-272 гг.) с еще большим усердием продолжил политику своего предшественника. В 252 г. он со своей армией вторгся в Армению, разгромил её, после чего двинулся в Западный Прикаспий. Государство восточно-кавказских народов - Агван (Албания) - пало под мощным натиском сасанидской армии. Триумфальная надпись Шапура I на цоколе храма Кааба Зороастра гласит, что власть его (т. е. Шапура I. - М.Г.) признали многие народы «вплоть до гор Кал (Кавказ) и «Албанских ворот» (Дербент) и всей горной цепи...» [12, с. 138], после чего он назначил «в областях Кавказа» новых мтаваров (правителей) [12, с. 220].

Важнейшим инструментом в имперской политике Шапура была религия, имевшая особое отношение к себе со стороны правящей династии, поскольку зороастрийская церковь была тесно переплетена с политической системой. При Шапуре проводилась целенаправленно развивалась церковная дипломатия и планомерная миссионерская деятельность на Кавказе. Эти действия сопровождались применением военной силы. Зороастрийское духовенство, составлявшее один из столпов власти Сасанидов, в т. ч. на вновь завоеванных кавказских землях, находилось на особом привилегированном положении.

Сасанидам на Северном Кавказе пришлось противостоять союзу воинственных горцев и предкавказских кочевников, которые держали в постоянном напряжении северные границы их державы. Шахиншаху Варахрану II (276-290 гг.) приходилось постоянно держать в регионе довольно крупные военные силы с тем, чтобы они охраняли кавказские проходы. Охраной проходов руководил вассальный для Сасанидов картлий-ский царь [13, с. 38].

После смерти Варахрана II в сасанидской державе началась междоусобная война, в которую оказались втянуты и северо-кавказские горцы. В источниках сообщается, что гелы в 291 г. были наняты царевичем Хормиздом для борьбы против малолетнего ша-ханшаха Варахрана III (290-293 гг.), сына Варахрана II [12, с. 158].

Таким образом, кавказские народы постепенно втягивались в политическую жизнь сасанидской империи. Более того, кавказцы даже стали влиять на расстановку сил в стране. Так, «царь маскутов, владетель Лака и нахупет Дакистана» оказали военную и политическую поддержку царевичу Нарсе в борьбе за власть и способствовали триумфальному восшествию его на престол [12, с. 169].

В своей триумфальной надписи в Пайкули Нарсе (293-309 гг.) называет своими сторонниками практически всех кавказских владетелей: «.. .царь маскутов, и царь Иберии, и царь Сикана, и царь Тиридат, и... нахупет Дакистана, (и) владетель Цахура, (и) Пурасман, владетель Мугана, (и) владетель Лака, и остальные махрдары (управители) ...» [12, с. 169].

В это же время интересы сасанидской державы на Кавказе столкнулись с интересами Римской империи, чьи легионы в 298 г. вторглись в Южный Кавказ и нанесли сокрушительное поражение армии шахиншаха Нарсе [14, с. 77]. После этого началось выдавливание Сасанидов с Северного Кавказа, для чего использовалась не только военная сила, но и такой мощный инструмент имперской политики, как религия. Армянский царь Трдат III (287-330 гг.), поддерживаемый Римом, направил сюда юного христианского просветителя Григориса, которому удалось довольно быстро обратить в христианство многих представителей местной знати, в числе которых были даже трое сыновей царя маскутов Санесана, ближайшего сторонника шахиншаха. «.И проповедовал он там единую силу Творца - неизреченную Троицу и воплощение Слова Божьего, рассказывая о множестве различных чудес, сотворенных на земле [Христом]... С радостью приняли они [эти] проповеди и первыми уверовали в евангельское слово», - сообщает Мовсес Каланкатваци [15, с. 71].

В ответ молодой шахиншах Шапур II (309-379 гг.) в 337 г. вторгся в Кавказскую Албанию [16]. Это было началом очередного витка противостояния и взаимных гонений христиан и зороастрийцев. Армянский историк V в. Моисей Хоренский (ум. в 490 г.) со скорбью сообщает о притеснениях христиан, при этом демонстрирует явную неприязнь к персам, а последователей зороастрийской веры обвиняет в греховности и даже в отсутствии внутреннего смысла в их религиозной идеологии [17, с. 251].

По приказу Шапура II начались масштабные репрессии против христиан Кавказа. По его приказу епископ Григорис был подвергнут жестокой казни, христианского проповедника «привязали к хвосту дикой лошади и пустили по чистому полю» [18, с. 1314]. Были убиты также многие крещеные представители северокавказской знати, в их числе трое сыновей Санесана. «Сие несчастье постигло христиан в 117 году персидской монархии и 31 году (340 год от Рождества Христова. - М.Г.) царствования Шапура по прозванию долговечного», - повествует Мовсес Каланкатваци [15, с. 71].

Горя желанием отомстить за смерть сыновей, Маскутский царь Санесан начал войну против Шапура II и его союзника армянского правителя Хосрова, даже несмотря на то, что последний приходился родственником Санесану и оба происходили из древнего парфянского рода Аршакидов. Армянский историк рубежа ^-У вв. Фавст Бузанд сообщает, что «Маскутский царь Санесан, сильно разгневавшись, проникся враждой к

сородичу своему, армянскому царю Хосрову, и собрал он все войска... и несметное множество других разношерстных кочевых племен, все множество войск, которым он повелевал» [18, с. 14-15].

Позиции Шапура II на Кавказе ещё более ослабели после того, как царь Албании Урнайр, женатый на его сестре, отказался от зороастризма и перешёл в христианство, как сообщает Мовсес Каланкатваци, «обратившись из многих стезей заблуждения к истинному Богу» [15, с. 71-72].

Урнайр деятельно принялся за христианизацию своей страны, о чём утверждает Каланкатваци: «С этими небесными благами царь Урнайр вступил в Агванию, выучил и исполнил все обряды по правилам апостолов: все приняли небесное помазание и вписались в книгу жизни; были изгнаны бесы (зороастрийские маги. - М.Г.) из страны нашей, прекратились жертвоприношения. заблуждения, возвысилась истина, воцарился невидимый свет.» [15, с. 74-75].

При преемнике Шапура II шахиншахе Ардашире II (379-383 гг.) спор за Кавказ вновь привёл Рим и сасанидский Иран к кровопролитной войне, по итогам которой в 387 г. был заключен Нисибинский мирный договор. Армения была расчленена на две части: западная часть отошла Риму, восточная - Ирану. Албания же попала под еще более сильное влияние сасанидской державы [19, с. 306-315].

Через несколько лет сасанидская держава на Кавказе столкнулась с ещё одной угрозой - в 396 г. огромная гуннская орда, преодолев пограничную заставу в районе Дербента, лавиной обрушилась на закавказские провинции Ирана. Были разгромлены и разграблены ряд городов, после чего с огромной добычей гунны, преследуемые персидской армией, вернулись в Предкавказские степи [20, с. 40]. Теперь в Кавказской политике Сасанидов на первый план вышло укрепление каспийского прохода.

В 421 г. шахиншахом становится Варахран V (421-439 гг.). При нём усилия по утверждению власти Сасанидов на Восточном Кавказе и в Закавказье ещё более активизируются. Важнейшее место в кавказской политике отводилось имперской религии, вследствие этого возобновились репрессии против христиан Кавказа. В 430 г. по приказу Варахрана V было казнено 20 тысяч последователей религии Христа [21, с. 30].

Ту же политику продолжил и следующий шахиншах - Ездигерд II (439-457 гг.). Первым делом он нанес поражение гуннам [9, с. 178], которые представляли постоянную угрозу державе, совершая опустошительные набеги на Южный Кавказ. Он отвоевал у «царя хонов» Дербент и воздвиг здесь защитные сооружения, перегородившие Прикаспийский коридор [22, с. 31].

Ездигерд II на Кавказе также продолжил политику своего отца по искоренению христианства и насаждению зороастризма. Отношение Ездигерда II к христианству хорошо иллюстрируют слова армянского историка Егише о нем: «И весьма гневался он при одном имени Христа, когда слышал, что, мол, он был мучим, был распят, умер и был погребен» [22, с. 32].

С целью распространения зороастрийской веры Ездигерд II направил на Кавказ более 700 проповедников-магов [7, с. 37]. Христиане всячески преследовались, а перешедшим в зороастризм предоставлялись значительные социально-политические и экономические привилегии, о чём гласит один из его указов: «Все народы и языки, которые находятся под моей властью, да оставят каждый закон своих лжеучений, и все до последнего придут к поклонению Солнцу. Если Вы признаете учение магов, а все ваши заблуждения чистосердечно обратите в истину законов наших великих богов, я доведу вас в величии и старшинстве до равенства с моими любезными нахарарами (высшая знать. -М.Г.), да еще дам превзойти» [22, с. 35].

Притеснения со стороны сасанидских властей в 449 г. вызвали восстание христиан Кавказа, в котором приняли участие практически все народы Кавказа. Возглавил вос-

стание спарапет Армении Вардан Мамиконян, который нанёс первый удар по резиденции персидского наместника в Чоре (Дербенте) Себухта. По сообщению Моисея Каган-катваци, восставшие «...пошли войной на крепость, построенную Газкертом (Ездигер-дом II) при вратах гуннов (Дербент. - М.Г.), которыми насильственно владели персы. Они взяли и разрушили крепость, истребив войска в ней поселившиеся, и ворота эти поручили некоему Вардану из рода албанских царей» [23, кн. 2, гл. 2].

Затем христиане «напали на земли и города, что имели персы в стране Албанской», - продолжает Егише [22, с. 78]. Лазарь Парбский также сообщает о том, что восставшие кавказцы-христиане «многих других персидских воинов, применив меч, истребили и поручили пахак одному царевичу-албану, имя которого было Вахаи» [24, с. 66]. Против персов вместе с христианами воевали и северокавказские гунны, которые «.клятвенно заключили союз, приняли клятву христианскую хранить с ними твердое согласие и мир» [23, кн. 2, гл. 2].

Ездигерд II задался целью во что бы то ни стало развалить коалицию кавказских народов, и для этого стал подкупать их знать. Егише сообщает, что он «некоторых совращал золотом и серебром, многих - еще другими обильными дарами, а некоторых ага-раками (имениями) и большими деревнями, некоторых почетными повязками «княжениями великими» [22, с. 35].

Действия Ездигерда II были успешными, поскольку уже в 451 г. в решающем сражении на Аварайрском поле часть знати сражалась против войск христиан в составе персидской армии. Гунны же сохраняли верность клятве, данной христианам, и, пройдя через «ворота», вторглись в Восточное Закавказье, подвластное Сасанидам. Ездигерд II послал против них часть войск во главе с одним из своих полководцев Нисалавуртом. Гунны потерпели сокрушительное поражение [22, с. 128]. В 451 г. в битве на Аварайр-ском поле потерпела поражение и армия Вардана Мамиконяна.

После этого Ездигерд II с ещё большим остервенением взялся за уничтожение христианства на Кавказе. Мовсес Каганкатваци об этих событиях сообщает следующее: «Во времена надменного Иазкерта (Ездигерда II) дьявол возжигал и все раздувал в нем мысль упразднить христианскую религию... Персидское войско, которое находилось в стране гуннов, возвратилось оттуда и вторглось в нашу страну. А также (прибыла) и другая многочисленная конница от (персидского) двора. И кроме всего этого, они привели с собой еще и триста наставников (магов) и разобщили страну. Некоторых они переманили на свою сторону (щедрыми подарками) и хотели дотянуться и до церквей. По велению царя (Ездигерда II) они принуждают всех.» [23, кн. 2, гл. 2].

Очевидно, многие христиане были вынуждены принимать зороастризм, поскольку Каганкатваци утверждает, что они «роднятся с язычниками», т. е. с зороастрийцами. Часть христиан предпочла с оружием в руках защищать себя и свою веру, другие скрывались высоко в горах [23, кн. 2, гл. 2].

В 457 г. Ездигерд II скончался, и между его сыновьями началась борьба за трон. Воспользовавшись благоприятной ситуацией, албанский царь Ваче II вновь поднял антииранское восстание. Объединившись с одиннадцатью «царями» горских народов, он нанёс поражение крупному персидскому отряду, после чего захватил оплот персов на Кавказе - крепость Дербент.

В 459 г. с приходом к власти Пероза (459-484 гг.) междоусобица в сасанидской державе завершилась. Новый шахиншах начал активно действовать на Кавказе. Для борьбы с повстанцами он нанял гуннов за «огромные сокровища», и те «взяли врата (Дербент. -М.Г.), целый год сражались с царем албанским... Армия Ваче II была разбита, и воины его рассеялись» [25, с. 334-335].

По приказу Пероза практически вся албанская, иберская и армянская знать была насильно обращена в зороастризм. Если кто отказывался, то «кровь всех святых муче-

ников Христовых проливалась на землю от скверных рук», - сообщает Моисей Каган-катваци [23, кн. 2, гл. 3]. В 463 г. Ваче II был лишён власти, и до 487 г. страной управлял персидский наместник - марзбан.

В 482 г. кавказские христиане подняли новое, ещё более мощное восстание, и объединившись с предкавказскими тюрками, вторглись в Закавказье: «Толпы северян, т. е. хазаров и басилов, соединившись, перешли врата Чора (Дербента)» [17, с. 254]. Кроме того, в это же время в Персидскую державу из Средней Азии вторглись эфталиты. Пе-роз был убит, а пришедший к власти шахиншах Валарш (484-488 гг.) был вынужден пойти на значительные уступки кавказским христианам с тем, чтобы расстроить их союз с гуннами, и даже были предоставлены привилегии албано-григорианской церкви.

В 487 г. Валарш усилил свою власть на Восточном Кавказе, возведя на албанский престол своего ставленника Вачагана II: «жители Албании, снова соединившись в одно царство, взяли из детей царских храброго, мудрого, рассудительного и высокого ростом Вачагана, сына Иездегерда, брата Ваче, царя албанского, возвели его на престол с помощью Валарша, царя Персидского» [15, с. 84-8].

Вачаган оставался ревностным христианином, несмотря на то, что входил в административно-политическую иерархию сасанидской державы, чему способствовала веротерпимость, установившаяся при Валарше. «Царь персидский Валаршак повелел, чтобы каждый твердо держался своей веры, по своей собственной воле, и чтобы никого насильно не обращали в мага. Услышав об этом, благочестивый и боголюбивый царь Вачаган с великой радостью и ликованием поспешил в церковь Божью, где неустанными молитвами и в слезах восславлял вечную и неизреченную Святую Троицу...» [15, с. 102].

Послабления вызвали недовольство зороастрийского духовенства. В обстановке всеобщего недовольства против Валаша зрел заговор, он был свергнут и убит своим же племянником Кавадом I.

Кавад I (488-531 гг.) сразу же приступил к усилению своей власти на Кавказе. К этому вынуждала и всё возрастающая угроза и давление на северные границы со стороны предкавказских кочевников. Армянские источники утверждают, что Кавад I из внутренних районов державы в «албанскую область» переселил 30 тыс. семей [26, с. 18]. Кроме того, в Дербенте постоянно находился 50-тысячный воинский контингент [27, с. 276].

Эти меры, а также возведение сети крепостей и заградительных стен на территории современного Дагестана и Азербайджана [14, с. 41] позволили Каваду I создать своего рода буфер на пути продвижения орд кочевников.

В 531 г. шахиншахом стал Хосров I Ануширван (531-570 гг.). На Восточном Кавказе он осуществил комплекс мер, в т. ч. провёл административную и налоговую реформы, развернул масштабное строительство фортификационных сооружений. По свидетельству средневековых арабских авторов, всего персы построили 360 крепостей [28, с. 18-19]. Все это было сделано с целью противостоять мощному Тюркскому каганату.

Кроме того, Хосров I, опираясь на успешный опыт предыдущих сасанидских правителей, повсюду строил для зороастрийцев святилища, они получали значительные привилегии, а другие конфессии оказывались в жестких тисках религиозной политики. Распространение зороастризма было частью стратегического комплексного плана, направленного на усиление сасанидского влияния в регионе.

Хосров I построил разветвленную сеть крепостей и несколько линий «длинных стен», тем самым создав глубоко эшелонированную оборонительную систему [30, с. 441-465]. Он также осуществил на Восточном Кавказе административную реформу, результатом которой стало создание марзпанства (приграничной области) с центром в Дербенте и одиннадцати полузависимых шахств с вассальными правителями во главе [31, с. 193]. Кроме того, Ануширван, как сообщает ат-Табари, «закончил обмер всей

земли как в низменностях, так и в горах с целью установления правильной ставки ха-раджа» [31, с. 459].

По свидетельству Истахрия, «Хосров прилагал большую заботу об этой пограничной местности и не ослаблял наблюдения за её положением». Причем вся местность «была представлена в исключительное пользование для всяких расходов для правительства. И все это было сделано из сильного желания заселить этот край надежными людьми» [32, с. 13-14].

После строительства мощных крепостных стен и притока колонистов из внутренних районов державы Дербент стал сасанидским форпостом и одним из политических центров наместничества на Кавказе [4, с. 11-14], а также центром распространения зороастризма в регионе.

Благодаря осуществлённым Хосровом I мероприятиям, сасанидские шахиншахи вплоть до середины VII в. уверенно держали Восточный Кавказ в своих руках. Конец их владычеству на Кавказе, как и всей их державе, был положен обрушившимся «ураганом» арабских завоеваний. Со смертью шахиншаха Ездигерда III (632-651 гг.) династия Сасанидов пресеклась. Их держава была разгромлена арабами и включена в Халифат, как, впрочем, и весь Восточный Кавказ и Закавказье.

Литература

1. Минорский В. Ф. История Ширвана и Дербенда X-XI вв. - М., 1963.

2. Гаджиев М.С. О зороастризме в средневековом Дербенте // Историко-культурные и экономические связи народов Кавказа: прошлое, настоящее, будущее; тез. докл. Межд. науч. конф., посв. 80-летию ИИАЭ ДНЦ РАН. - Махачкала, 1998.

3. Гаджиев М.С. О функционировании оборонительной системы Даг-бары в арабский период // Исламоведение. - 2012. - № 3. - С. 93-107.

4. Гаджиев М.С. Роль сасанидского Ирана в урбанизации Восточного Кавказа // Северокавказский город в региональном историческом процессе. - Каспийск, 2012.

5. Аликберов А.К. Эпоха классического ислама на Кавказе. - М., 2003.

6. Курбанов Г.М. Зороастризм в средневековом Дагестане. - Махачкала, 1998.

7. Курбанов М.Р., Курбанов Г.М. Религии народов Дагестана. История и современность. - Махачкала, 2001.

8. Семенов И.Г. Этнополитическая история Восточного Кавказа в III-VI вв.: автореф. дис. ... канд. ист. наук. - Махачкала, 2002.

9. Семенов И.Г. История стран и народов Западного Прикаспия (1-е тысячелетие новой эры). - Казань, 1994.

10. Письменные памятники Дагестана. - Махачкала, 1989.

11. История Армении Моисея Хоренского / пер. с арм. и объясн. Н. Эммина. - М., 1958.

12. Луконин В.Г. Древний и раннесредневековый Иран. - М., 1987.

13. Мровелли Леонти. Жизнь картлийских царей / пер. и коммент. Г.В. Цулая. - М., 1979.

14. Кудрявцев А.А. Древний Дербент. - М., 1982.

15. Мовсес Каланкатваци. История страны Алуанк / пер. с древнеарм., предисл. и коммент. Смбатяна Ш.В. - Ереван, 1984.

16. Аммиан Марцелин. История. XVII, 12 / пер. Ю. Кулаковского. - Киев, 1906-1908.

17. История Армении Моисея Хоренского / пер. с арм. и объясн. Н. Эммина. - М., 1958.

18. Фавст Бузанд. История Армении / пер. с древнеарм. и коммент. М.А. Геровчяна. - Ереван, 1953.

19. Тревер К.В. Очерки по истории и культуре Кавказской Албании. IV в. до н. э. -VII в. н. э. - М.-Л., 1959.

20. Пигулевская Н.В. Сирийские источники по истории народов ССР. - М., 1941.

21. Firby N.K. European travelers and their perceptions of Zoroastrians in the 17 and 18 centuries // Archaologishe Mitteilungenans Iran. Ergazungsband. - Berlin, 1988. - № 14.

22. Егише. О Вардане и войне армянской / Пер. с древнеарм. И.А. Орбели; прим. К.Н. Юзбашаняна. - Ереван, 1971.

23. Моисей Каганкатваци. История Агван / пер. К. Патканова. - СПб., 1861.

24. Лазарь Парбский. История Армении. - Тифлис, 1904. - С. 66.

25. История Егише Вардапета / пер. с армян. П. Шаншиева. Тифлис, 1853.

26. Гевонд. История халифов. - СПб., 1860.

27. Ахмад б. Йахйа ал-Балазури. Футух ал-булдантасниф... - Бейрут, 1407/1987 (на араб. яз.).

28. Ибн ал-Факих. Книга стран / пер. Н.А. Караулова // СМОМПК. Вып. XXI. -Тифлис, 1902.

29. Баладзори. Книга завоевания стран / пер. с араб. Жузе П.К. // МИА. Вып. 3. -Баку, 1927.

30. Алиев А.А., Алиев И.Н., Гаджиев М.С., Гейтнер М.Г., Кол Ф.Л., Магомедов Р.Г. Новые исследования Гильгинчайской оборонительной стены // Проблемы истории, филологии, культуры. - 2004. - № 14.

31. Ат-Табари. История посланников и царей / пер. А.Э. Шмидта // Уч. зап. Института востоковедения. - 1958. - Т. 16.

32. Истахрий. Книга путей и царств / пер. Н.А. Караулова // СМОМПК. Вып. XXIX. - Тифлис, 1901.

Поступила в редакцию 25 октября 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.