Научная статья на тему 'ДАГЕСТАН В КАВКАЗСКОЙ ПОЛИТИКЕ САСАНИДСКОГО ИРАНА V - VII ВВ'

ДАГЕСТАН В КАВКАЗСКОЙ ПОЛИТИКЕ САСАНИДСКОГО ИРАНА V - VII ВВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
658
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гаджимурадов М.Т.

Иран ещё в древности проявлял геополитический интерес к Кавказскому региону, а его правительство всегда старалось держать здешние народы в своём политическом пространстве. В связи с этим шахиншахи из династии Сасанидов, правившие в Иране в III - VII вв., предпринимали комплекс мер по включению Восточного Кавказа в свой состав.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДАГЕСТАН В КАВКАЗСКОЙ ПОЛИТИКЕ САСАНИДСКОГО ИРАНА V - VII ВВ»

ИСТОРИЯ

УДК 94 (55) «04/06»: 327 (470)

Дагестан в кавказской политике Сасанидского Ирана V - VII вв.

Гаджимурадов М. Т.

Дагестан, занимающий выгодное стратегическое положение на стыке Европы и Азии, во все времена находился под влиянием сопредельных держав и нередко оказывался в орбите их политики и культур. В раннесредневековый период народы Дагестана оказались втянуты в сложные исторические процессы, протекавшие при непосредственном участии наиболее могущественных стран того времени. Эти процессы оказали существенное влияние на последующие периоды.

Основными участниками международной политики того времени являлись две мировые державы - Иран и Римская империя, отводившие важнейшее геополитическое значение кавказскому региону. Для усиления здесь своих позиций они прибегали к различным приемам: от изощренной дипломатии и военного вторжения до всемерных попыток распространить свои государственные имперские религии - зороастризм и христианство соответственно. Их действия часто сопровождались продолжительными войнами, проходившими под религиозными лозунгами.

Активная экспансия Ирана на Кавказ началась уже в III веке с приходом к власти династии Сасанидов. Эти действия ещё более активизировались в VI веке при шахиншахе Хосрове I Ануширване. Придя к власти в Иране, он в первую очередь навёл порядок в стране, охваченной гражданской войной: жестоко подавил восстание маздакитов, затем обрушился на сепаратистов-евреев, их главу князя Мар-Зутру казнил. Одновременно шахиншах активизировал кавказскую политику, во главу угла которой поставил религиозный фактор. Задуманный Ануширваном комплекс мер в северных территориях империи был призван противостоять мощному Тюркскому каганату.

Разгромив мятежников в центральных районах империи, в 530 году он начал переселять их на окраину империи - на Кавказ [1, с. 50]. Для них повсюду строились поселения-крепости, которые они должны были защищать от врагов империи. По свидетельству арабских авторов, всего персы построили 360 крепостей [2, с. 17 - 19]. Общее число переселенцев персов-маздакитов и евреев-иудеев «превышало 200 тысяч человек» [3, с. 35]. Так Ануширван обезопасил свою границу, создав на территории Дагестана буферную зону.

Хосров I Ануширван предпринимал энергичные меры по поддержке зороаст-рийской церкви на Кавказе, направленные на укрепление своих позиций в регионе. Дербент стал центром распространения зороастризма, здесь было поселено значительное число зороастрийцев из внутренних районов империи [4, с. 26 - 27].

Хосров I, опираясь на успешный опыт предыдущих Сасанидских правителей, повсюду строил святилища для зороастрийцев, они получали значительные привилегии, а другие конфессии оказывались в жёстких тисках религиозной политики.

Угроза для христиан исходила и от кочевников с севера, и от зороастрийцев, о чём можно судить по сообщению Моисея Каланкатваци, и тех и других он называет «врагами креста Хрестова» [5, с. 71].

Хосрову I Ануширвану, как и его предшественникам, часто приходилось откупаться от номадов с севера, выплачивая им значительные суммы, чтобы те «не нападали на их землю» [6, с. 48].

В связи с этим шаханшах понимал необходимость укрепления северных границ. Кроме религиозной политики, Хосров I Ануширван принимал на Кавказе и меры иного характера. Распространение зороастризма было частью стратегического комплексного плана, направленного на усиление сасанидского влияния в регионе. Ни один из этих планов не мог быть в отдельности полностью реализован.

Хосрову I удалось успешно осуществить задуманную и подготовленную предшественниками административную реформу на Восточном Кавказе; он построил разветвлённую сеть крепостей и несколько линий «длинных стен», тем самим создав глубокоэшелонированную оборонительную систему. Таким образом, он обезопасил северные границы империи и защитил своих кавказских подданных и религию от грозного противника, каковым являлись северные соседи - многочисленные кочевые племена Предкавказья.

Итогом административной реформы Хосрова I на Восточном Кавказе было создание марзпанства (приграничная область) с центром в Дербенте и одиннадцатью полузависимыми шахствами в Дагестане с вассальными правителями во главе. Арабский историк Ал-Балазури сообщает, что Ануширван «выбрал... правителей (мулук, ед. ч. малик) и назначил их, предоставив каждому из них шахство над отдельной областью. Среди них хакан горы, а он сахиб ас-Серир, и называется он варарзаншах, малик Филана, а он филаншах [малик Табасарана] - табаса-раншах, малик ал-Лакза, он с титулом гурганшах, малик Маската, владение которого ныне не существует, малик Лирана, а он лираншах. Также он назначил сахиба Бухха над Буххом, сахиба Зирикарана над Зирикараном» [7, с. 193].

Проведённая Хосровом I Ануширваном административно-политическая реформа позволила Сасанидам значительно укрепить свою власть и позиции имперской религии на Кавказе. Обстановка в регионе находилась под личным контролем шахиншаха. Кроме того, Ануширван «закончил обмер всей земли, как в низменностях, так и в горах, с целью установления правильной ставки хараджа» [8, с. 459].

По свидетельству Истахрия, «Хосров прилагал большую заботу об этой пограничной местности и не ослаблял наблюдения за её положением». Причём вся местность «была представлена в исключительное пользование для всяких расходов для правительства. И всё это было сделано из сильного желания заселить этот край надёжными людьми» [9, с. 13 - 15].

Под «надёжными людьми», по всей видимости, следует понимать не только шахиншахских воинов, нёсших службу в крепостях Восточного Кавказа, и переселенцев из внутренних районов империи, но местное население, принявшее зороастризм.

В приведённом выше сообщении Ал-Балазури обращает на себя внимание титул правителя Серира - варарзаншах. Образованный от среднеперсидского вараз - «вепрь», «дикий кабан», он означает «шах кабанов» или «вепрей» [10, с. 163]. Известно, что персидский род Варарзов принадлежал к числу высшей знати Сасанидского Ирана. Это был род праведных зороастрийцев, особо приближенный к династии Сасанидов [11, с. 151]. Судя по всему, представитель этого рода был назначен управителем Серира.

Данный факт вкупе с археологическими данными позволяет говорить о том, что на территории Серира, занимавшего земли, населённые в основном аварцами, персы строили крепости [12, с. 12 - 18] и заселяли их зороастрийцами. Титул владетеля Серира - «варазаншах» указывает на его вассальный статус от Ирана в период господства Сасанидов. Однако о значительном распространении зороастризма на данной территории говорить не приходится, поскольку здесь всегда сильны были позиции христианства, и «религия Ормузда» не выдерживала с ним открытой конкуренции. Зороастрийской веры придерживались, судя по всему, лишь знать, воины-стражники, иранские переселенцы и незначительная часть населения.

Из сообщения Моисея Каганкатваци следует, что царства на территории Дагестана сложились ещё раньше до Хосрова [13, с. 11]. Он завоевал их. Признавшие его власть сохранили все привилегии, неугодных шахиншах отстранил от власти и на их место посадил царевичей или представителей знатных персидских родов, как к примеру в Серире - представителя рода Варарзов (или Барагранов).

Ал-Балазури сознательно опускает те феодальные владения Дагестана, чьи правители сумели сохранить власть, признав владычество Сасанидов, это Дербент, Ширван, Туман.

Каждый владетель получал от Хосрова I Ануширвана «в день его назначения на охрану определённой ему пограничной области (сагр) кафтан (каба), разрисованный различного рода рисунками. Предводитель носит титул по названию того рисунка, что был изображён на кафтане. Так появились имена баграншах (шах кабанов), гурганшах (шах волков), ширваншах (шах львов), филаншах (шах слонов)» [14, с. 57].

В данном сообщении отражена не только социальная политика Ануширвана на Восточном Кавказе, но и зороастрийская традиция особого почитания зверей, считавшихся священными творениями Ахурамазды. В этом случае они, судя по всему, выступали как покровители марзпанов, т. е. хранителей границы, каковыми были правители восточнокавказских владений.

Зороастрийские верования получили распространение и в раннефеодальном государственном образовании Туман, занимавшем территорию расселения лакцев. Исторический фольклор, данные топонимики и археологии [15, с. 48], подтверждаемые арабскими источниками [16, с. 15], свидетельствует о строительстве здесь Сасанидами крепостей и заселении их персидскими солдатами, безусловно, зороастрийцами. «Дербент-наме» указывает на то, что Ануширван «построил город Гумик (Кумух) и поселил туда людей своего происхождения (мин аслихи)» [4, с. 30], т. е. иранцев. Однако и здесь, как и в Серире, «религия магов» не занимала прочных позиций, поскольку очень быстро была вытеснена исламом.

Поселения зороастрийцев появились и в Южном Дагестане, но не только в Дербенте. Крепости Пирдамашки, Ерси, Белиджи, Дюбек, Стал, Хив, Тпиг, Хос-рех, Мискинджи, Рича и др., входившие в единый пограничный оборонительный комплекс Сасанидской державы [10, с. 51], защищались персами и воинами из числа местных жителей, принявших зороастризм, поскольку незороастрийцам не разрешалось служить в армии шаханшаха.

Колония зороастрийцев осела и в с. Ахты, о чём сообщает местная историческая хроника «Ахты-наме»: «Эмир Шахбани из рода Сасанидов, придя, по приказу Нуширвана, с шестидесятью семьями из жителей Фарса и тремястами воинами

(сипахи), в местность Ахты, поселился там, подчинив крепость. Он построил баню над тёплым ахтынским источником и наложил на неё харадж» [17, с. 68].

Иранцы, как правило, возводили крепости для переселенцев и воинов-стражников рядом с существующими поселениями. Впоследствии с распространением ислама в регионе переселенцы-зороастрийцы и евреи-иудеи были ассимилированы среди местного населения. Лишь в тех поселениях, где проживали исключительно переселенцы, они сохранили свою этническую самость. Потомки тех персов-зороастрийцев в настоящее время известны как таты.

Важнейшим рубежом обороны северной границы Сасанидской империи являлись территории владений Филана, Хайдака и Зирихгерана, охватывавшие земли, населённые даргинцами. Топонимика зафиксировала факт пребывания потомков сасанидских колонистов и в этой части Дагестана [10, с. 50]. Некоторые современные исследователи полагают, что на территории Филана и Хайдака были поселены в основном ираноязычные евреи-иудеи [10, с. 65].

В раннесредневековом Зирихгеране, непосредственно входившем в военно-оборонительную систему Сасанидов на Восточном Кавказе, зороастризм получил широкое распространение. Значение Зирихгерана, в переводе с персидского означающего «кольчужных дел мастера» (букв. «делатели кольчуг»), определялось тем, что он был центром оружейного производства для нужд персидских гарнизонов, размещённых на территории Дагестана. Поселённые в данной области персидские воины-стражники и направленные сюда священнослужители-маги обеспечивали стабильное функционирование зороастризма, о чём свидетельствует устойчивое положение этой религии в более поздний период, а её пережитки сохранились вплоть до XX в. [18, с. 136 - 139].

Немаловажным свидетельством в пользу утверждения о бытовании в данном этнокультурном ареале зороастризма является тот факт, что культура Сасанид-ского Ирана оказала значительное влияние на культуру Кубачи, «выразившееся, -как отмечает искусствовед и историк М.М. Маммаев, - в очень длительном сохранении сасанидских традиций в средневековом искусстве кубачинцев» [19, с. 210].

Таким образом, в раннее средневековье Дагестан оказался в орбите геополитических интересов Сасанидского Ирана в связи с чем испытывал сильное политическое и культурное влияние могущественного соседа. Дагестанские феодальные правители фактически оказались в вассальной зависимости от шаханшахов и были встроены в сословно-административную иерархию Сасанидской державы. Кроме того, в Дагестане Сасаниды строили многочисленные крепости и опорные пункты, размещали гарнизоны, воздвигали атрушаны с негасимым алтарным огнём, распространяли зороастрийскую веру, создавали колонии-поселения для переселенцев из внутренних районов. В результате этих мероприятий Дагестан надолго, вплоть до арабских завоеваний, оказался в иранском политическом и культурном пространстве.

Литература

1. Курбанов Г.М. Зороастризм в средневековом Дагестане. - Махачкала, 1998.

2. Ибн ал-Факих. Книга стран / Пер. Н. А. Караулова // СМОМПК. Вып. XXI. -Тифлис, 1902.

3. Семёнов И.Г. История стран и народов Западного Прикаспия (1-е тысячелетие новой эры). - Казань, 1994.

4. Саидов М.С., Шихсаидов А.Р. Дербенд-наме (к вопросу об изучении) // Восточные источники по истории Дагестана. - Махачкала, 1980.

5. Мовсэс Каланкатваци. Истории страны Алуанк / Пер. с древнеарм., пре-дисл. и комм. Смбатяна Ш.В. - Ереван, 1984.

6. Магомедов М.Г. Хазары на Кавказе. - Махачкала, 1994.

7. Ал-Балазури. Книга завоевания стран. - Баку, 1927.

8. Ат-Табари. История посланников и царей / Пер. А.Э. Шмидта // Уч. зап. Института востоковедения. 1958. Т. 16.

9. Истахрий. Книга путей и царств / Пер. Н.А. Караулова // СМОМПК. Вып. XXIX. - Тифлис, 1901.

10. Аликберов А.К. Эпоха классического ислама на Кавказе. - М., 2003.

11. Луконин В.Г. Древний и раннесредневековый Иран. - М., 1987.

12. Магомедов М. Г. Остатки оборонительных стен у Андийских ворот // МАД. Т. III. - Махачкала, 1973.

13. Моисей Каганкатваци. История Агван / Пер. К. Патканова. - СПб, 1861.

14. Hamzae Ispahanis Annalum Libri. X. T. I. Textus arabicus. Ed. J. M. E. Gottwald. - Petropoli Lipsiae, 1844. (на араб. яз.).

15. Булатова Н.Г. Лакцы. Историко-этнографическое исследование. - Махачкала, 2000.

16. Ибн Хордодбе. Книга путей и государств / Пер. Н.А. Караулова // СМОМПК. Вып. XXVII. - Тифлис, 1903.

17. Шихсаидов А.Р., Айтберов Т.М., Оразаев Г.М.-Р. Дагестанские исторические сочинения. - М., 1993.

18. Гаджимурадов М.Т. Зороастризм в Дагестане // Магомедов М.Г. и др. Мировые религии в Дагестане. - Махачкала, 2006.

19. Маммаев М.М. О зороастризме в средневековом Дагестане // Древности Кавказа и Ближнего Востока. Сборник статей, посвящённых 70-летию со дня рождения профессора М.Г. Гаджиева. - Махачкала, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.