Научная статья на тему 'СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ФОРТИФИКАЦИОННЫЕ СООРУЖЕНИЯ ВЕРХОВИЙ РЕКИ УЛУЧАЙ'

СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ФОРТИФИКАЦИОННЫЕ СООРУЖЕНИЯ ВЕРХОВИЙ РЕКИ УЛУЧАЙ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
182
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕПОСТИ / СИГНАЛЬНО-СТОРОЖЕВЫЕ БАШНИ / РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ / ГОРЦЫ / ВОЙНА / ИНОЗЕМНЫЕ ЗАВОЕВАТЕЛИ / САСАНИДСКИЙ ИРАН

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гаджимурадов М.Т.

Статья посвящена средневековым фортификационным сооружениям бассейна реки Уллучай, даётся описание древних крепостей и сигнально-сторожевых башен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ФОРТИФИКАЦИОННЫЕ СООРУЖЕНИЯ ВЕРХОВИЙ РЕКИ УЛУЧАЙ»

УДК 94(470.67) «03/06»:623.1

Средневековые фортификационные сооружения верховий

реки Уллучай

М.Т. Гаджимурадов

Дагестанский государственный университет, murad-docent@mail.ru

Статья посвящена средневековым фортификационным сооружениям бассейна реки Уллучай, даётся описание древних крепостей и сигнально-сторожевых башен.

Ключевые слова: крепости, сигнально-сторожевые башни, Раннее Средневековье, горцы, война, иноземные завоеватели, Сасанидский Иран.

There are being researched fortification constructions in Ulluchay river basin, also there is given characteristic of ancient fortresses and watch towers in the article.

Key words: fortress, watch towers, early Middle ages, highlanders, war, foreign invasions, Alpine settlements, Sasanid's Iran.

Начало IV в. совпало с большими потрясениями на всём Восточном Кавказе, вызванными так называемым «великим переселением народов». В регион стали проникать воинственные племена тюркоязычных кочевников, а в 70-х годах IV в. началось их массовое вторжение из-за Волги в Восточную Европу и на Кавказ [1, с. 87]. Впоследствии эти племена обосновались в степях Северного Кавказа, откуда совершали многократные походы на юг - в Закавказье и Переднюю Азию.

Государство восточно-кавказских народов Кавказская Албания было разгромлено завоевателями, после чего, значительно ослабленное, присоединено к Сасанидской державе. В V-VI вв. основное внимание Сасанидов было сконцентрировано на Кавказе. Чтобы обезопасить закавказские владения от всё возрастающего тюркского давления, новые власти предприняли в прикаспийском проходе грандиозные по масштабам строительные работы. Здесь между горами и морем были воздвигнуты целые системы «длинных стен», наиболее внушительной из которых является знаменитый Дербентский комплекс, равного которому нет даже в самом Иране.

Сасанидам было необходимо налаживать отношения с дагестанскими горцами, которые, по существу, контролировали удобный проход вдоль Каспия через кавказскую горную преграду в Закавказье. Сасаниды стремились использовать горские народы как своеобразный гарант защиты северных границ своей державы от нападений кочевых племён из северокавказских степей.

После возведения Дербентского оборонительного комплекса в узком коридоре между морем и горами угроза проникновения орд кочевников в персидские провинции через территорию равнинного Дагестана была исключена. Однако сохранялась угроза обхода Дербентских крепостных стен с фланга, через Нагорье Дагестана по горным перевалам.

Чтобы предотвратить это, Сасаниды предприняли ряд мер политического и военного характера. В регионе они проводили свою традиционную политику опоры на местных правителей, их политическую и экономическую поддержку. Захватив все горные перевалы через Главный Кавказский хребет, шаханшах Ануширван заключил союзные договоры с местными правителями, возложив на них обязанность охранять северные границы империи. По сведениям ал-Балазури, союзниками Ануширвана стали правители Серира, Филана, Табасарана, Лакза, Маската, Лирана, Бухха, Зирихгерана [2, с. 193].

Затем на горных перевалах, в ущельях и долинах рек началось строительство многочисленных крепостей, фортов и сигнально-сторожевых башен. Такие крепости встречались практически по всему Внутреннему Дагестану. Цепь крепостей смыкалась в Дербенте, образуя единую систему военно-оборонительного комплекса Восточного Кавказа. Средневековый автор ат-Табари (ум. в 923 г.) в своей работе «История посланников и царей» писал о строительстве Сасанидами укреплений в горах: «Царь Фируз возвел в области Сул (т. е. в Дагестане. - М.Г.) и в области Албан строения (бина) из скал с целью оградить свою страну от захвата теми народами, а царь (малик) Кубад сын Фируза воздвиг в этих местах после своего отца много новых сооружений, а когда вступил на престол Кисра (Хосров I Ануширван), то по его приказу были построены города (мудун), укрепления (хусун), валы (акам) и многие другие сооружения в области Сул из камня (букв.: «из скал»), вытесанных в области Джурджан» [3, с. 69].

Арабский историк X века Ибн ал-Факих ал-Хамадани пишет, что Саса-нидские шаханшахи Кубад (488-531 гг.) и после него Хосров I Ануширван (531-579 гг.) построили на Северо-Восточном Кавказе кроме мощной Дербентской крепости ещё 360 крепостей в горных ущельях и перевалах.

Строительство велось и в бассейне реки Уллучай, к которому Сасаниды проявляли особый интерес. Они организовали здесь вассальное владение Зирихгеран, о котором в источниках говорится как о «стране» производителей оружия. Нам видятся две существенные причины такого внимания Са-санидов к бассейну Уллучая: во-первых, полоса земель между реками Ул-лучай и Артузен была стратегически важна (как «предполье») для обороны Дербентского комплекса от ударов с севера; во-вторых, долина Уллучая выводит к Приморской равнине Дагестана, к северу и к югу от Дербента; в-третьих, владение Зирихгеран, куда входили такие населённые пункты, как Кубачи, Амузги, Ашты, Сулевкент и др., располагало собственными возможностями для производства вооружения и амуниции для иранских войск, расквартированных на Восточном Кавказе.

Поэтому Сасаниды прилагали большие усилия, чтобы укрепить бассейн Уллучая, строили огромное количество укрепленных поселений, в которых держали воинские гарнизоны. Часто названия этих поселений, содержащие такие слова, как кала «крепость или башня», шахар «город», шах «шахский», дер «ворота» и т. д., и связанные с ними легенды и предания говорят об их оборонительных функциях в стародавние времена.

Расположение укреплений по бассейну Уллучая, как и все поселения, защищавшие внутренние коммуникации, свидетельствуют, что они действительно подчинены общему военному плану обороны определенной территории и в то же время находятся рядом с главными и наиболее удобными путями сообщения. Просматривается единая политическая воля, направленная на создание этой оборонительной системы. Одинаковая картина наблюдается и на дагестанских землях севернее и южнее Уллучая; получается, что они также входили в общую оборонительную систему, которая охватывала полосу земель Восточного Кавказа, граничившую с приморской равниной.

Для отражения любого рода внешних вторжений в бассейне Уллучая Сасанидами была создана целая сеть крепостей и сигнально-сторожевых башен. Здесь можно выявить следы этих крепостей, о строительстве которых сообщают средневековые авторы. Эти крепости, являвшиеся как бы продолжением Дербентской крепости, запирали всю территорию верховий Уллучая. Здесь перевалы прикрывали примерно полтора десятка хорошо укрепленных крепостей и множество сигнально-сторожевых башен. Они были расположены в пределах взаимной видимости, что позволяло держать под постоянным наблюдением всю округу и контролировать дальние подступы к ней. Древние городища, как правило, занимают естественно защищенные места, господствующие над долиной Уллучая, по которой проходили важные коммуникации из Предкавказья в Закавказье.

Сам вход в долину верхнего течения реки Уллучай прикрывали две крепости. Одна из них - Ашты - расположена в изгибе реки, на гребне склона. Крутые склоны со всех сторон было легко оборонять, к тому же они были как бы продолжены вверх сомкнутыми толстыми стенами домов по всему краю села. Первое упоминание Ашты в источниках относится к 1227 г. [4, с. 66], но ещё в Раннем Средневековье на этом месте стояло достаточно мощное крепостное сооружение, построенное, можно полагать, Сасанида-ми. Об этом свидетельствуют частично сохранившиеся остатки крепостных стен, сросшихся с постройками жилых домов более позднего периода, а также домусульманский могильник, называемым местным населением «еврейским» (джкгьутI хуппи), и исторический фольклор народа. Предание гласит, что в незапамятные времена на месте этого села был другой аул, называвшийся Сангар. Само это название переводится с иранского как «преграда» или «крепостной вал». Можно сделать вывод, что крепость была построена Сасанидами в период Раннего Средневековья.

О строительстве Сасанидами крепостей в горах Дагестана свидетельствуют письменные источники. В частности, хроника «Дарбанд-нама» сообщает о возведении амиром (предводителем) городов, куда он переселил жителей из разных областей. «Жителям всех этих городов он дал повеление, чтобы они по очереди охраняли ущелья и дороги» [5, с. 38].

От древней крепости Сангар в настоящее время почти ничего не осталось, лишь в северной части Ашты среди руин жилых построек можно увидеть остатки старых монументальных, обращенных на север в сторону

приморской равнины стен с небольшими окнами-бойницами. Вход в крепость закрывали толстые дубовые ворота Г1яммик1налла къапу. Судя по топографии, здесь же возвышалась высокая башня. На это указывает тот факт, что годекан в этой части села называется ц1илгу ккума, что дословно означает «годекан под башней».

В незапамятные времена Ашты вместе с цитаделью Сангар, насколько можно судить по остаткам, представлял собой типичный комплекс, состоявший из сплошной круговой стены с башнями. О наличии здесь в древности крепости говорит и другое название самой старой части Ашты - это Дашка-кент, что в переводе с тюркского означает «Каменное село» или «Каменная крепость».

Другой хорошо укрепленной (судя по остаткам), средневековой крепостью в верховьях Уллучая была Кялг1я, располагавшаяся напротив Ашты, на вершине горы, на левом берегу реки. Топонимика, визуальный осмотр городища и исторический фольклор местного населения позволяют утверждать, что это был мощный замок, вместе с Сангаром закрывавший вход в верховья Уллучая. Название Кялг1я означает «дворец» или «замок». Гора, на которой расположена древняя крепость, имеет название Кялг1ялла тапа, т. е. «Замок на скале», что опять-таки говорит о его военном предназначении в стародавние времена.

От этого древнего укрепления сохранились остатки крепостной стены высотой 1,5-2 м и длиной 5-6 м и четко различимые очертания фундамента стены, протянувшейся в направлении с северо-запада на юго-восток и обращенной к Приморской равнине. Толщина стены в некоторых местах достигает 1,5 м. Кладка стены сделана из прямоугольных, гладко обтесанных с наружной стороны камней.

Это древнее поселение имело сложную оборонительную систему. В эпоху Средневековья в горах Дагестана часто происходили сражения. Аул-крепость находится на скалистой возвышенности и с двух сторон ограничен совершенно непреступным обрывом, а с третьей крутым склоном. С наиболее уязвимой северной стороны и напольной восточной стороны были возведены мощные каменные стены. В северо-восточном углу, неподалеку от предполагаемого въезда в крепость, на самой вершине холма, где стена поворачивалась, возвышалась круглая башня, которая давала возможность при необходимости вести боковой обстрел. В окружении обоих поселений на возвышенностях были возведены несколько сигнально-сторожевых башен - ц1и.

В 3-х км выше по течению реки Уллучай на вершинах противоположных холмов были размещены еще две крепости. Одна из них, в историческом фольклоре местного населения называемая Кулза [6, с. 28], хорошо укреплена и отличается большими размерами могильника. Вокруг поселения размещены несколько сигнально-сторожевых башен. Строго говоря, этот город-крепость был центром целого «укрепрайона», к которому тяготело несколько небольших крепостей, прикрывавших все подходы к глав-

ному оборонительному центру, мимо которого проходили внутренние коммуникации, что придаёт ему важное ключевое положение во всей округе и даже внутреннем Дагестане. Судя по всему, крепость Кулза являлась центральным населённым пунктом верховий Уллучая.

Напротив Кулза на вершине хребта была размещена другая крепость, в историческом фольклоре называемая Харабши, т. е. «разрушенное село», что, естественно, не может являться подлинным названием населённого пункта.

Факт основания этих аулов-крепостей Сасанидами как форпостов в горах и существование здесь персидских гарнизонов в отдаленном прошлом подтверждает местная топонимика иранского происхождения. Наиболее интересным представляется название поселения Дирбаг, очевидно, образованного от персидских слов дере «ущелье» и ваг. В персидском языке слово ваг имеет значение «охраняющий, предупреждающий» (в исторических источниках - с дополнительной семантикой «предупреждающий об опасности»). Таким образом, Дирбаг - слегка искажённая форма названия Дереваг, что в переводе с иранского означает «охраняющий ущелье». Метафорическое значение топонима Дирбаг вполне соответствует роли и значению этого укреплённого пункта: возвышаясь над ущельем, по которому протекает Уллучай, он как бы охраняет дорогу, идущую в Агул и далее в Южный Дагестан и Закавказье. Очевидно основной задачей этого населённого пункта, как, впрочем, и других крепостей округи, в древности была охрана внутренней коммуникации, являвшейся ответвлением транскавказского прикаспийского пути.

На иранское присутствие в Раннем Средневековье указывает и крепость Гарбар, расположенная неподалеку от Дирбага. Персидское название крепости Гавбар «Бычьи ворота» (от гав «бык» и бару «ворота») дошло до наших дней лишь с незначительными искажениями, но не потеряло своей смысловой нагрузки - Гарбар входил в систему оборонительных крепостных сооружений верховий Уллучая, закрывавшей пути обхода Дербентской преграды через горы.

Другие наиболее укрепленные поселения в данном районе - Кархана, Анклуг, Амух и пр. тоже размещены, как правило, на труднодоступных горных отрогах, на высоких скальных плато, либо на крутых склонах, но при этом у важнейших дорог, как бы контролируя их.

Кроме того, наблюдается интересная закономерность: древние городища располагаются строго попарно, напротив друг друга по обеим сторонам долины реки примерно через каждые 3 км, образуя многоуровневую глубоко эшелонированную линию обороны.

В верховьях Уллучая первый рубеж обороны образуют Ашты и Кялг1я, через 3 км следуют Кулза и Харабши, еще через 3 км идут Амух и Анклуг в одном ответвлении ущелья и Дирбаг и другая крепость (название неизвестно) - в другом, еще через 3 км идут крепости Кархана и Гарбар. И все эти древние городища были доукреплены многочисленными сигнально-

сторожевыми башнями, образующими единую цепь. Такими башнями были усеяны многие вершины хребтов по всему течению Уллучая.

Продолжением этой системы сигнальных огней были башни, расположенные за хребтом Гурга-бек на территории нынешнего Агульского, Ку-линского и Табасаранского районов [7, с. 27]. Основным предназначением этих башен было заблаговременное оповещение о нашествии врага с помощью системы сигнальных огней.

Местные предания гласят, что раньше в этих аулах жили евреи, армяне (т. е. христиане. -М.Г.), даргинцы и каджары (т. е. иранцы. -М.Г.). Аналогичные сведения содержатся и в древних письменных источниках. В частности, арабский путешественник X века ал-Масуди пишет о том, что в бассейне Уллучая жители «исповедуют различные религии: ислам, христианство и иудейство» [8, с. 203]. По свидетельству другого средневекового арабского историка Истахрия, «Хосров (Хосров I Ануширван. - М.Г.) прилагал большую заботу об этой пограничной местности и не ослаблял наблюдения за ее положением ... И все это было сделано из сильного желания заселить этот край надежными людьми» [9, с. 13-15].

Следы пребывания иранцев и евреев сохранились в топонимике многих дагестанских народов [10, с. 43]. Об этом совершенно определенно говорит и один из источников Хамза Исфагани: «Он (Ануширван) обосновал в каждой стране (т. е. во всех владениях Дагестана) предводителя (каид), выделив ему войско, отдав им (т. е. солдатам) сук (земельный участок) в качестве дийа (имения), определил его вакфом (участок земли для обработки) их потомкам. Их потомки стали с того времени охраной пределов страны (оборонительных сооружений Восточного Кавказа)» [11, с. 57].

Следы иранского и иудейского присутствия обнаруживаются по всему бассейну Уллучая. Кроме того, практически во всех старинных селениях данной этнотерритории до наших дней сохранились тухумы, которые, согласно преданиям, имеют «каджарское», т. е. иранское, происхождение, а в ряде селений есть тухумы, называемые «еврейскими». Легенды об иудейском прошлом обитателей многих населённых пунктов бытуют во многих районах Дагестана. Скорее всего, это отголоски тех времен, когда в Дагестане обосновались колонии переселенцев персов и евреев из внутренних районов Сасанидского Ирана. Источники говорят о том, что «царь царей» Ануширван переселил в Дагестан «людей своего происхождения (мин асли-хи)», т. е. иранцев. По мнению исследователя Аликберова А.К., переселенцы-иранцы были мастеровыми людьми, а иудеи - военной элитой, которая руководила крепостями [12, с. 48-50].

Топонимика бассейна Уллучая, сохранила немало названий, связанных с иудеями. В частности, ущелье вблизи Маджалиса называется Джугьут-Катта (букв. «ущелье евреев»), долина Уллучая в окрестностях Ашты -Джугьут^Хурада, а гора в нескольких километрах истока Уллучая -Джуфудаг, т. е. «еврейская гора» или «гора евреев». В старинных аулах данной округи имеются могильники, называемые местным населением

Джугьут1алла-хуппи (букв. «еврейское кладбище»), название которого свидетельствует о том, что некогда здесь хоронили иудеев.

Таким образом, можно утверждать, что в Раннем Средневековье крепости и сигнально-сторожевые башни верховьев реки Уллучай, составляли важнейшую часть военно-оборонительного комплекса созданного Сасани-дами Восточного Кавказа с центром в Дербенте.

Литература

1. Аммиан Марцеллин. История, XXXI, 3,1,3.

2. Баладзори. Книга завоеваний стран / Пер. с арабск. П.К Жузе.// МИА.

- Баку, 1927. Вып. 3.

3. Ат-Табари. История посланников и царей / Пер. А.Э. Шмидта // Уч. зап. Института востоковедения. Т. 16. 1958.

4. Шихсаидов А.Р., Тагирова Н.А., Гаджиева Д.Х. Арабская рукописная книга в Дагестане. - Махачкала, 2001.

5. Дербент-наме (Румянцевский список) / Шихсаидов А.Р., Айтберов Т.М., Оразаев Г. М.-Р. Дагестанские исторические сочинения. - М., 1993.

6. Лавров Л.И. Эпиграфические памятники Северного Кавказа. Ч. II. -М., 1980.

7. Мусаев Ш.Ш., Магомедов М.Г. Чираг: история, культура и быт села.

- Махачкала, 2003.

8. Масуди о Кавказе // Минорский В.Ф. История Ширвана и Дербенда. X-XI вв. - М., 1963.

9. Истахрий. Книга путей и царств / Пер. Н.А. Караулова // СМОМПК. Вып. XXIX. - Тифлис, 1901.

10. Булатова А.Г. Лакцы. - Махачкала, 2000.

11. Иаш2ае ЬраИа:^ Лппа1иш ЫЪп. X. Т. I. Тех^ агаЫсш. Ед. I. М. Е. Gottowa1d / Ре^ороН Нр81ае, 1844 (на араб. яз.).

12. Аликберов А.К. Эпоха классического ислама на Кавказе. - М., 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.