Научная статья на тему 'Распространение учебных пособий, военно-технической и другой специальной литературы в России в первой четверти XVIII в'

Распространение учебных пособий, военно-технической и другой специальной литературы в России в первой четверти XVIII в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
185
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Sciences of Europe
Область наук
Ключевые слова
ПЕРВАЯ ЧЕТВЕРТЬ XVIII В. / ВОЕННО-СПЕЦИАЛЬНЫЕ И ГРАЖДАНСКИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ / ТЕХНИЧЕСКАЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бенда В. Н.

В настоящей работе предпринята попытка осветить наиболее значимые пути и источники появления и распространения в России в начале XVIII столетия технической литературы, учебников и учебных пособий, необходимых, в первую очередь, для организации учебного процесса в военно-специальных и других учебных заведениях, действовавших в российском государстве в первой четверти XVIII в. Авторы обращают внимание на тот факт, что в этих учебных заведениях, преподавали разнообразные предметы: арифметику и геометрию, тригонометрию и геодезию, теорию и практику артиллерии, навигацию, фортификацию и другие дисциплины. Но, особенно острую нужду, отечественная система гражданского и военно-специального образования в начале XVIII столетия, испытывала в наличии соответствующей технической литературы, необходимой для подготовки профессиональных кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISSEMINATION OF TRAINING MANUALS, MILITARY TECHNICAL AND OTHER SPECIALIZED LITERATURE IN RUSSIA IN THE FIRST QUARTER OF THE XVIII CENTURY

In the present work an attempt was made to highlight the most significant ways and sources of emergence and spread in Russia in the early XVIII century technical literature, textbooks and teaching AIDS needed in the first place, for organization of educational process in military-specific and other educational institutions operating in the Russian state in the first quarter of XVIII century The authors draw attention to the fact that in these schools, taught a variety of subjects: arithmetic and geometry, trigonometry and geodesy, theory and practice of artillery, navigation, fortification and other disciplines. But, especially acute need, the domestic system of civil and militaryspecial education in the early XVIII century, experienced in the presence of appropriate technical literature necessary for the training of professional staff.

Текст научной работы на тему «Распространение учебных пособий, военно-технической и другой специальной литературы в России в первой четверти XVIII в»

РАСПРОСТРАНЕНИЕ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЙ И ДРУГОЙ СПЕЦИАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В РОССИИ В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII В.

Бенда В.Н.

Ленинградский государственный университет им.А.С.Пушкина, г.Санкт-Петербург-Пушкин, кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры истории

DISSEMINATION OF TRAINING MANUALS, MILITARY TECHNICAL AND OTHER

SPECIALIZED LITERATURE IN RUSSIA IN THE FIRST QUARTER OF THE XVIII

CENTURY

Benda V.N.

Leningrad state University they.A. S. Pushkin,St. Petersburg-Pushkin, candidate of historical Sciences, associate Professor, associate Professor of history

АННОТАЦИЯ

В настоящей работе предпринята попытка осветить наиболее значимые пути и источники появления и распространения в России в начале XVIII столетия технической литературы, учебников и учебных пособий, необходимых, в первую очередь, для организации учебного процесса в военно-специальных и других учебных заведениях, действовавших в российском государстве в первой четверти XVIII в. Авторы обращают внимание на тот факт, что в этих учебных заведениях, преподавали разнообразные предметы: арифметику и геометрию, тригонометрию и геодезию, теорию и практику артиллерии, навигацию, фортификацию и другие дисциплины. Но, особенно острую нужду, отечественная система гражданского и военно-специального образования в начале XVIII столетия, испытывала в наличии соответствующей технической литературы, необходимой для подготовки профессиональных кадров.

ABSTRACT

In the present work an attempt was made to highlight the most significant ways and sources of emergence and spread in Russia in the early XVIII century technical literature, textbooks and teaching AIDS needed in the first place, for organization of educational process in military-specific and other educational institutions operating in the Russian state in the first quarter of XVIII century The authors draw attention to the fact that in these schools, taught a variety of subjects: arithmetic and geometry, trigonometry and geodesy, theory and practice of artillery, navigation, fortification and other disciplines. But, especially acute need, the domestic system of civil and militaryspecial education in the early XVIII century, experienced in the presence of appropriate technical literature necessary for the training of professional staff.

Ключевые слова: первая четверть XVIII в., военно-специальные и гражданские учебные заведения, учебный процесс, учебные пособия, техническая и специальная литература.

Keywords: first quarter of the XVIII century, military-specific and civilian educational institutions, educational process, training manuals, technical and special literature.

Нам представляется, что любая история, каких бы то ни было учебных заведений и организации в них учебно-воспитательного процесса, должна быть в высшей степени интересна и поучительна для любого человека, а тем более для лиц, имеющих непосредственное отношение к системе обучения и воспитания современной молодежи.

Историография исследуемой проблемы довольно обширна. В работе над данной проблемой, существенную помощь нам оказали нам труды дореволюционных и советских историков. В частности, в работе присутствуют ссылки на классический труд П. П. Пекарского, посвященный науке и литературе в России при Петре Ц32;33], а также на работы таких советских исследователей, как В.В.Данилев-ский[22], С.П.Луппова[28] и ряд других исследований.

Неоспорим тот факт, что основу развития русской научной мысли и подготовки отечественных кадров различного профиля и назначения для нашего государства, заложили преобразования

Петра Великого. Многие преобразования имели своей целью усиление военной мощи России. Это проявилось, в частности, в том, что в первую очередь создавались учебные заведения, готовившие специалистов для армии и флота.

Ученые, хорошо подготовленные кадры для военной и гражданской сферы деятельности и просто хорошие работники, нужны были Петру I на каждом шагу проводимых им великих преобразованиях. Исходя из этой целесообразности, Петр Алексеевич и определял главные задачи деятельности учебных заведений разнообразного направления и профиля. Именно поэтому, молодых людей с различной степенью грамотности и обученности каким либо наукам, в большей степени в приказном порядке (здесь и далее полужирный курсив наш -В.Б.), понуждали проходить обучение в медицинских, морских, артиллерийских, инженерных, горных и различного рода других школах. «Учение доброе и основательное есть всякой пользы корень,

семя и основание», говорил Петр Великий, имея ввиду под «учением», в первую очередь, получаемые знания необходимые для той или иной деятель-ности[20,с.101].

Принудительный порядок обучения в школах очень характерен для петровского времени. Детей направляли учиться, как правило, не считаясь с мнением их родителей. Так же, не считаясь с желаниями учащихся, переводили учеников из одной школы в другую, если в этом имелась необходи-мость[28,с.13]. О принудительном характере обучения в петровских школах неоднократно сообщалось в различного рода работах[23;26;27], в т.ч. и в наших[9;10]. В связи с этим, лишь напомним о том факте, что школьникам, проходившим обучение в военно-специальных школах, до окончания обучения запрещалось жениться. В одном из первых указов Петра I, изданному 28 февраля 1714 г., по этому поводу сказано, что «...без таких свидетельствованных писем (имеются ввиду письменные свидетельства учителей школ, подписанные ими собственноручно и подтверждающие факт окончания обучения в школе - В.Б.,Н.К.) жениться их не допускать и венечных памятей не давать» [3,Л.1(А)]. В другом указе Петра I от 21 января 1723 г. указывалось, что школьникам артиллерийских и инженерных школ «...безуказу Главной артиллерии они никогда не женятся под штрафом бытия трех годов в каторжной работе» [36,Л.3].

Сам Петр Великий до конца своей жизни был убежден в необходимости применения принудительных мер. Это хорошо видно из текста указа от 5 ноября 1723 г.: «Что мало охотников (имеется ввиду охотников до обучения — В.Б.), и то правда, понеже наш народ яко дети не учения ради, которые никогда за азбуку не примутся, когда от мастера не приневолены бывают, которым сперва досадно кажется, но когда выучатся, потом благодарят, что явно из нынешних лет, не все ль неволею сделано, и уже за многое благодарение слышится, от чего уже плод произошел» [34,с.150-151].

Обратим внимание на то, что не все шли учиться по принуждению, тяга в школы со временем все увеличивалась. Принудительные же меры в большей степени касались детей дворян, т.к. дети разночинцев куда более охотно изъявляли желание и добровольно шли учиться.

Следует заметить, что относительно внутренней жизни военно-учебных заведений в первой половине XVШ столетия, во многих работах различных периодов издания, этот вопрос с различной степенью детализации уже освещался[1;2;7,с.105-115;11,с.4-19;21,с. 101-105]. Укажем, что за неисполнительность и разного рода проступки и правонарушения, совершенные учениками гражданских и военно-специальных школ, их подвергали суду и наказаниям наравне с нижними воинскими чинами.

В военно-специальных и другого рода учебных заведениях бывали такие случаи, когда школьники, проживавшее на частных квартирах, подвергались суду за буйства и разбои на улицах и за

укрывательство у себя беглых крепостных людей. По приговорам военного суда, школьники подвергались таким видам наказания как: «прогон шпицрутенами(длинный и гибкий прут - В.Б..Н.К.) через полки 6 раз» [20,с.105] или битьё розгами. Бывали даже случаи, что малолетние ученики за частые побеги наказывались розгами, плетьми, кошками и заковывались в кандалы[5,Л.3].

Что касается процесса обучения в артиллерийских и инженерных школах, то оно велось обычным для того времени порядком: выучив букварь, ученики приступали к изучению часослова (богослужебная книга), а в последующем принимались за псалтирь. Занятия по письменной науке сводилось к обучению писать буквы и цифры, далее обучали рисованию, после чего ученики переходили к изучению математических и других наук, необходимых в артиллерийском и инженерном деле.

Не всегда выпускники таких школ обладали необходимым уровнем практической и теоретической подготовки в своей специальности. На наш взгляд, одной из главных причин такого положения дел в светском и военно-специальном образовании того времени, является недостаток в хороших преподавателях и соответствующих учебных пособиях, по которым велось обучение.

В стране, где до 1699 г. вовсе не было технических школ, в течение первой четверти XVIII в., была создана целая система учебных заведении — от начальных школ при заводах и верфях до высшей технической школы. В этих учебных заведениях преподавали разнообразные предметы: арифметику и геометрию, тригонометрию и геодезию, теорию и практику артиллерии, навигацию, фортификацию и др.[22,с.24]. В начале XVIII столетия, отечественная система гражданского и военно-специального образования, особенно острую нужду испытывала в наличии соответствующих технических книг, учебников и учебных пособий, необходимых для организации учебного процесса.

И хотя в то время, как и в дальнейшем на всем протяжении XVIII в., имели очень широкое распространение рукописные книги, они, конечно, не могли сколько-нибудь обеспечить потребностей школ различного профиля и назначения.

Необходимой стала печатная техническая книга. Она была настоятельно необходимой и для того, чтобы успешно сооружать новые промышленные предприятия и каналы, для работы на рудниках и заводах, в арсеналах и на верфях. Соответствующие пособия и книги необходимы были и для организации учебного процесса в военно-специальных школах, в которых велась подготовка кадров для армии и флота.

Обладала ли Россия в нужном количестве и хорошего качества такими книгами и учебными пособиями на тот момент? Конечно же нет.

В.В.Данилевский утверждает по этому поводу, что на всем протяжении истории книгопечатания в России до 1700 г. было выпущено около тысячи изданий. Однако, среди них не было ни одной книги

по технике[22,с.27]. Не в полной мере можем согласиться с этим утверждением, т.к. мы считаем, что еще в начале XVII в. у нас появились первые учебные пособия и технические описания. В этом плане, в первую очередь, следует отметить получивший широкую известность «Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской науки» [38]. Книга эта, написанная в 1607-1621 гг. Анисимом Михайловым, содержит перечень сведений по производству пороха, а также по многим другим вопросам, касающимся артиллерийской техники.

14 января 1701 г. в соответствии с указом Петра I была открыта Московская школа матема-тико-навигацких наук[17,с.119]. Рождение новой школы и начало ее деятельности проходили в условиях наличия определенных трудностей. Приглашенные из Англии учителя не знали русского языка. Русские школы того периода еще не имели необходимых печатных учебных пособий, особенно по математике. Дьяк оружейной палаты Алексей Александрович Курбатов, который фактически являлся куратором и непосредственным начальником указанной школы, хорошо знал воспитанника Московской славяно-греко-латинской академии, замечательного русского математики Леонтия Филипповича Магницкого. 1 февраля 1701 г. Л.Ф.Магницкий был зачислен в ведомство Оружейной палаты[4,Л.380об.], а 22 февраля того же года, по представлению А.А.Курбатова, был назначен учителем школы математико-навигацких наук[18,с.468]. А.А.Курбатов, озабоченный отсутствием русских печатных учебных пособий по математике и зная способности Л.Ф.Магницкого, обратился к нему с просьбой о подготовке такого пособия и получил согласие. Тем более, что, по всей видимости, Магницкий был представлен Петру I и лично от него получил повеление «... ради народ-ныя пользы ... издать через труд свой словенским диалектом . годную к тиснению книгу арифметику» [4,Л.380об.]. Приняв на себя важное и ответ-свенное поручение, он писал в доношении, что «.. работати готов всеусердно», но «ради скорого во издании книги совершения . желает он имети при себе в помоществовании кадашевца Василия Ки-приянова», который «имеет в тех науках знание» и желает работать. По Указу Петра В. Киприянов «через учителей школ математических» был освидетельствован в знании наук и 16 февраля 1701 г. зачислен в Оружейную палату с повелением «. к скорому во издании тоя книги совершению чинить и чем может Магницкому помоществованию в чем он и трудился по самое тоя книги совершение» [4,Л.380об.].

С.М. Соловьев по этому поводу пишет, что «Курбатов настоял, чтоб право на издание арифметики отнято было у некоего иноземца, потому что Леонтий Магницкий не одобрил книги, и, по старанию Курбатова, в доме последнего Магницкий начал сам сочинять арифметику, которая, по словам Курбатова, вышла гораздо лучше иноземной» [37,с.1347].

В письме к Петру I, сообщая о работе Магницкого над рукописью книги, Курбатов писал: «.... видится, что она далеко превосходит иноземцеву; благоволи её посмотреть и вели напечатать» [31,с.670]. И не случайно сам Магницкий предпослал книге примечательные слова: «.разум весь собрал и чин природно Русский а не Немчин» [17,с.18].

Можно сделать совершенно определенный вывод, что работа по написанию знаменитого учебника «Арифметика» была выполнена Магницким в тесном сотрудничестве с Киприяновым, причем в очень короткое время. Уже 21 ноября 1701 г. работа над рукописью была закончена, после чего она была переписана в 2-х экземплярах. Один из экземпляров рукописи был представлен Петру, который просмотрел её, сделал замечания, внёс какие то исправления и приказал «.с той книги напечатать в типографии со усмотрением исправления 2400 книг» [18,с.468]. В расходных документах сохранилась запись от 17 февраля 1702 г. о выплате денег за приготовление двух списков арифметики, одного для государя, другого для Оружейной палаты, который Л. Магницкий отнес в типографию. Книга была напечатана в январе 1703 г. в Московской духовной типографии под названием «Арифметика, сиречь наука числительная, с разных диалектов на славянский язык переведённая, учителем математики Леонтием Магницким» [18,с.474-475]. К сожалению, о соавторстве В.А.Киприянова в книге ничего не было сказано.

Очевидно, еще в период работы над рукописью «Арифметики», Магницкий собирал материал для другого учебного пособия известного под названием «Таблицы логарифмов» или «Книги синусов». Рукопись этой книги была завершена и подготовлена к печати уже к сентябрю 1702 г., т.к. 7 сентября Оружейная палата послала «.в типографии к тиснению книг синусов на расходы 300 рублей» [18,с.471]. Новое учебное пособие, предназначенное для школы математических и навигацких наук, вышло в Москве 11 мая 1703 г. под названием «Таблицы логарифмов, синусов, тангенсов, секансов к научению мудролюбимых тщателей, напеча-тася повелением благочестивейшего великого государя нашего царя и великого князя Петра Алексеевича, всея великия и малыя и белыя России самодержца при благороднейшем великом государе нашем царевиче и великом князе Алексеи Петровиче, в царствущем великом граде Москве, в лето от сотворения мира 7211, от рождества плоти бога слова 1703 г., индикта 11 месяца майя». В период работы над рукописями «Арифметики и таблицы логарифмов», а так же подготовки их к печати Л.Ф.Магницкиму все время помогал В.А.Киприя-нов, труд которого по неизвестным причинам не был оплачен.

Работая в архиве Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи мы обнаружили подлинную челобитную Киприянова на имя Петра I от 8 февраля 1704 г. в которой он писал «.в прошлом 1701 году по твоему великого

государя указу велено мне быть в помоществова-нии при Леонтии Магницком у сочинения и в типографии у справки книги арифметики и у синусовых и логарифмусовых таблиц помогал до совершения, и от промыслишку своего отбыл и кормовых денег мне ничего не давано так же и по се число не взыскан ничем» [4,Л.380-382]. Киприянов просил «...за мое тоя книги в сочинении и в справке помощество-ания» продать ему отписанные в казну лавку каменную и два скамейных места, которые раньше принадлежали Степану Ступишину, с выплатой стоимости их согласно оценки в течении 10 лет и с обязательством впередь против прежнего платить оброчные и мостовые деньги. Под челобитной имеется собственноручная интересная подпись «Вашего величества нижайший раб математических наук Василий Киприянов».

По указанию А.А.Курбатова, на челобитной была сделана пространная выписка, в которой подтверждалось, что по просьбе Л.Магницкого и после освидетельствования В.Киприянова в знании математических наук, по повелению царя, он был взят 16 февраля 1701 г. в Оружейную палату для помощи Магницкому в скорейшем окончании книги «Арифметика», «.в чем он трудился по самая тоя книги совершение . Да при нем же Магницком работал он Василий в помоществоании в исправлении книг - логарифмусовых таблиц, в типографии». Далее в выписке сообщалось, что 16 февраля 1704 г. бурмистрам Ратуши был дан указ « .оценить из ратуши в Покромном ряду лавку каменную да против ее два скамейные места, которые были за дьяком Ступишиным и о той цели в Оружейную палату ...отписать... немедленно» [4,Л.380-382]. 1 марта Киприянов донес в Оружейной палате, что указанная лавка и скамейные места оценены в 400 рублей и поданы за подписью ценовников 28 февраля в Ратушу.

Заметим, что это было одно из первых отечественных научно-технических учебных пособий, используемых в образовательных целях в учебных заведениях начала ХУЛ столетия.

Что касается дальнейшей судьбы В.А.Киприя-нова, то известно, что начальником так называемой «гражданской типографии», существовавшей в Москве при Петре I, был «библиотекарь Василий Киприянов», а надзор за ее деятельностью осуществлял генерал-фельдцейхмейстер Яков Вили-мович Брюс. В этой типографии были напечатаны такие известные работы как «Календарь» именовавшийся «Брюсовым» и упомянутая выше «Арифметика». П.П.Пекарский замечает, что печатавшиеся в этой типографии издания в большей степени предназначались для математико-навигацкой школы[33,с.653]. Кстати, в 1721 г. при Санкт-Петербургской морской академии, под надзором обер-прокурора Сената Г.Г.Скорнякова-Писарева была учреждена типография для «печатания академических книг, принадлежащих к наукам». 20 февраля 1722 г. в указанной типографии была напечатан первая книга «Наука статическая или механика», автором которой являлся Г.Г.Скорняков-Писа-рев[33, с.668].

К числу одной из первых изданий русской технической литературы можно отнести издание 27 декабря 1702 г. в Москве в виде отдельного журнала о взятии крепости Орешек — «Юрнал, или поденная роспись) что в мимошедшую осаду под крепостию Нотенбурхом чинилось. Сентября с 26-го числа в 1702 году». Напомним, что 26 сентября 1702 г. русские войска восстановили историческую справедливость, возвратив нашей родине ее исконное владение - древний русский город Ореховец, стоящий у истока Невы, на Ореховом острове. Основанный здесь еще во времена древней Руси, город этот временно оказался у шведских захватчиков, переименовавших его в Нотенбург. Описание осады и штурма, изданное в 1702 г., содержит много важных сведений для истории русской техники. Здесь сообщается о военно-инженерных работах русских с момента закладки 26 сентября на левом берегу р. Невы шанцев. Интересны сведения о создании апрошей и батарей на правом берегу Невы, о «переволоке судов из Ладожского озера через лес» в Неву, ниже крепости, замыкавшей проход по ней, и о подготовке лестниц для приступа и сооружении «летучего моста через Неву». По этим материалам можно судить о том, насколько сосредоточенным был огонь русской артиллерии, израсходовавшей за 1 -11 октябри: ядер 18-,12-и 6-фуптовых - 8144, бомб трехпудовых - 2581, ручных гранат - 4471. Пороха израсходовали 4371 пуд. Артиллерия работала с чрезвычайным напряжением: «Из вышеписанных ломовых пушек 15-18 фунтовых, 8-12 фунтовых запалы от многой стрел бы так разстрелялись, что к стрельбе негодны, указано их перелить». Для характеристики технических средств, находившихся у противника и доставшихся победителям, показательны обширнейшие перечни «железных мортиров и пушек», «пушек медных», «пушек дробовых» и других артиллерийских орудий, а также бомб, ядер, ручных гранат, картечей. У шведов были взяты 1117 «мушкетов, флинтов (или фузей) солдатских», 300 шпаг, 188 мушкетных подсошек и другое оружие. Победителям достались 270 бочек пороху, селитра, сера, смола, свинец, тысячи пудов железных заготовок, многие сотни железных лопаток, фашинных ножей, а также медные формы для литья пушек, сотнн кузнечных молотов, плотничных тесел, широких и простых топоров и других орудий[22,с.31].

В качестве других учебных пособий, в массовом количестве использовались закупка и переводы различного рода и назначения зарубежных научных изданий. Так, например, по указу Петра I от 26 марта 1711 г. за 2 рубля 6 алтын и 4 деньги у одного из священнослужителей была куплена книга «Итальянский лексикон», которая в последующем была передана учителю одной из немецких школ, действовавших в Москве на тот момент, некоему Петру Бретшнейдеру[8,с.217-218].

В августе этого года, в соответствии с указом Петра I из Приказа книг печатного дела «...учителю иноземских школ Ягану Бретшнейдеру» была передана «книга шведской войны» для того чтобы он совместно со своими учениками приступил к ее немедленному переводу на русский язык[8,с.218]. В сентябре 1711 г. по указу Петра I у шведского пастора Энстрена за рубль была куплена книга шведского языка, автором которой являлся Квинт Курцый. В этот же день эта книга была передана в школу шведского языка учителю Ягану Нордгрену[8,с.218]. В декабре 1711 г. в канцелярию Правительствующего Сената поступило донесение полковника-инженера Лямкина, который докладывал, что для учеников, которые проходили у него обучение инженерной науке, ему необходимо «15 книг Арбисов(Орбисов) Пиктусов[24] на цесарском и на латинском языке, да книгу Вобана[19] на русском языке» [8,с.219]. Выполняя указание великого государя, из Приказа книг печатного дела Лям-кину было отпущено только 3 книги «Орбисов Пик-тусов» и 4 книги «Вобановых» [8,с.219]. Большего количества таких книг в Приказе книг печатных дел не было. В январе 1712 г. были закуплены и переданы полковнику-инженеру П. Лямкину 4 книги Римплеровы[35], стоимостью 8 алтын и 2 деньги за каждую книгу[8,с.220]. В августе 1714 г. последовал указ Петра I из Военной канцелярии в Приказ книг печатного дела, которым предписывалось выделить по запросу начальника инженерной школы подполковника фон Строуса для обеспечения учебного процесса в инженерной школе 30 книг «Геометрий» и 83 книги «Синусов». Однако, Приказ книг печатного дела не смог в полной мере обеспечить выполнение заявки подполковника фон Строуса, т.к. в нем не оказалось ни одной книги «Синусов» [8,с.221].

В одной из наших работ [12], в которой рассматривались некоторые проблемы обеспечения учебно-методической литературой военно-специальных школ, в которых велась подготовка отечественных инженерных кадров, мы отмечали тот факт, что в первой четверти ХУШ в., когда началось изучение теоретических основ инженерного дела, в российском государстве появилась нужда в наличии специальной инженерной литературы на русском языке.

Документы показывают, что, помимо изданных в России, знали много других книг. Широко использовались русские рукописные книги. Были известны, как в рукописных переводах, так и в подлинниках - различные иностранные сочинения. Так, например, сохранилось много упоминаний о трудах по «архитектуре милитарист», как называли военно-инженерное искусство. Среди рукописей, которыми пользовался Петр I, была «Архитектура милитарис доктрина, или Архитектуры военной учение», содержащая материалы по фортификации, по ее теории и истории, по вопросам атаки и обороны крепостей и описания различных голландских, итальянских и прочих фортификационных систем, а также сведения по артиллерии и тактике[25,с.546-547].

Инженерная литература, освещающая все области фортификационного искусства и инженерного дела, в рассматриваемый период была довольно разнообразной и многочисленной. Поэтому, необходимую литературу для обеспечения учебного процесса в военно-специальной инженерной школе, в большей степени обеспечивали путем издания на русском языке переводов иностранных трудов на инженерную тематику, среди которых были известные сочинения Вобана, Кегорна, Штурма, Римплера и др.

Из сохранившейся «Росписи книгам... » [29,с. 116-119] можно узнать, какими книгами по фортификации пользовался Петр I. В ней в числе многих других значатся: «Андрея Целлария. Архитектура воинская, в Амстерд. 1656», «Флорыана де Мацерата. О воинской архитектуре. Во Венеции. 1654», а также ряд других. Однако, из хорошо известных ему военно-инженерных книг, Петр I выбирал для печати лишь немногие. В 1708 г. по его указу в Москве была выпущена в свет первая военно-инженерная книга на русском языке - «Побеждающая крепость к счастливому поздравлению Славной победы над Азовым и к счастливому въезду в Москву» [14]. В феврале 1709 г. вышло из печати второе издание этой книги. Стремление изучить наиболее передовые военно-инженерные системы обусловило выбор и других трудов, изданных в те годы в России.

Об этом же говорит издание книги, описывающей систему укрепления, предложенную саксонским инженером Г. Римплером. В 1709 г. вышло в свет издание этой книги под названием «Римплерова манира о строении крепостей», напечатанное в Москве[35]. Книга Римплера носит полемический характер. Он противопоставляет в ней свою систему фортификации общепризнанной тогда в Западной Европе системе Вобана.

В том же 1709 г. в Москве была напечатана еще одна военно-инженерная книга, резко отличающаяся от предшествующих. Если книги Боргсдорфа и Рим-плера представляли собой оригинальные труды, излагавшие фортификационные системы, предложенные их авторами, то новая книга представляла собой как бы сводный обзор, кратко освещавший почти все известные в то время западноевропейские системы («семидесят и более разных манир») [22,с.102]. Книга вышла под названием «Архитектура воинская, гипотетическая и еклектическая, то есть верное наставление, как разными немецкими, французскими, галанскими и италианскими манирами и с добрым прибытком, так в регулярной, как в иррегулярной фортификации ползоватися возможно. Из семидесят и более разных манир, которые от лут-чих нынешних инженеров выбраны, от части же самим автором изданы. В разговоре с некоторою высокою Особою изъявлено. От публичного профессора Штурма» [39].

В.В.Данилевский в своей работе пишет, что Штурм применил при изложении форму диалога между учеником и учителем, зачастую обменивающихся любезностями, загромождавшими текст и по-

тому выброшенными русским переводчиком А. Г. Головкиным, который произвел некоторые переделки и сокращения и в основном тексте. Главным недостатком этой книги, так же как и в упомянутых выше, было полное отсутствие каких бы то ни было сведений о замечательном опыте возведения русских военно-инженерных сооружений, обороны и атаки крепостей.

Тот же недостаток был присущ и следующей военно-инженерной книге, напечатанной на русском языке в Москве в 1709 г. и переизданной там же в 1710 г. [30]. Автором этой книги был голландец Кугорн, или Кегорн (1641-1704), который являлся одним из самых знаменитых западноевропейских военных инженеров своего времени, выдающимся теоретиком и практиком. Книгу Кугорна перевели на русский язык М. Шафиров и Я.В. Брюс.

Новой системе фортификации посвящена также и переведенная И. Н. Зотовым книга Блонделя «Новая манера укреплению городов» [13], изданная в Москве в марте 1711 г. Она состоит из трех частей. Особенно интересна последняя часть, ибо она полностью переделана Петром I, много поработавшим над всем текстом.

Огромное значение Петр 1 придавал артиллерии и всемерно заботился о ее развитии. В сентябре 1709 г. в Москве была напечатана и первая на русском языке книга по артиллерийской технике -«Новейшее основание и практика артиллерии» [15]. Обратим внимание на тот факт, что книга вышла из печати через два месяца после разгрома шведов под Полтавой, во время которого русская артиллерия показала свое превосходство над артиллерией противника. «Новейшее основание и практика артиллерии» представляет перевод книги Брауна, «капитана артиллерии в Гданске». Его книга была куплена И. Ф. Копиевским и доставлена Петру I. [32,с.18,294]. Второе русское издание этой книги было также напечатано в Москве, в 1710 г. В конце книги перечисляется все необходимое для артиллерийских орудий в походе и рассмотрены обязанности всех служащих в артиллерии - от офицеров, огнестрельных и подкопных мастеров до порохового сторожа, барабанщика и «батожника». Кроме того, в книге содержится много общетехнических сведений.

Немало таких сведений имеется и во второй из книг по артиллерии, изданной в Москве в марте 1710 г. под названием «Описание артилерии, в ней же сокращенно написася все, еже к начинанию арт-нлерииского ведомства и основания ея, хотящему у сего дела быти ведати подобает» [22,с.112]. На заглавном листе книги было указано, что она написана для обучения тех, кто «от младых лет» захочет «своего искати счастия» в артиллерии. Автором книги являлся Тимофей Бринк, «артилерииного дела капитан». Перевел книгу Андрей Ви-ниус[32,с.206-207]. В августе 1711 г. в Москве напечатана третья, наиболее обширная книга по артиллерии — «Учение и практика артиллерии» [16]. Автор книги — И. 3. Бухнер, саксонский артиллерист. Книга содержит еще больше общетехнических сведений, чем предыдущие книги по артиллерии. В

1719 г. была написана работа «Практика артиллерии майора Лихарева», исследовавшая вопросы о навесной стрельбе бомбами и гранатами. Некоторые положения этого сочинения были ошибочными, что для того времени было вполне понятно и объяснимо, так как они касались вопросов, теория которых получила свое развитие хотя и в России, но значительно позднее (внешняя баллистика). Однако примечательно то, с какой настойчивостью русские офицеры пытались разрешить теоретические вопросы, которые за границей еще не были освещены.

Следует сказать, что в петровское время, учащиеся различных учебных заведений самостоятельно приобретали те или учебные пособия и книги. И таких примеров было довольно много. С.П.Луппов, в своей работе приводит, в частности, такие примеры, что ученик «артиллерийской науки» Ф. Е. Пущин, имел книгу Э. Брауна по артиллерии. «Таблицы логарифмов...» были куплены на Печатном дворе «школьным учеником» Алексеем Полтининым, на различных экземплярах «Таблиц синусов, тангенсов и секансов... » имеются рукописные владельческие пометы учащихся Степана Клеопина, Игнатия Кайдалова. Учащемуся Петру Лопухину принадлежала книга «Деяния церковные и гражданские» Ц. Барония, ученику греческой школы Алексею Барсову — книга «Символы и емблемата» [28,с.160-161].

Из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что круг чтения учащихся не ограничивался только учебной литературой.

В торговых рядах можно было купить не только русские, но и иностранные книги. Так, в 1714 г. для канцелярии Синода был куплен в коробейном ряду у торгового человека Конюшенной овчинной слободы Никиты Иванова «сундучок липовый с нутреным замком», в котором находились три книги, из них одна «латинской печати». Книги принадлежали к числу пожитков лекаря Тверитинова. По-видимому, значительно чаще, чем в торговых рядах, иностранные книги покупались у живших в России иностранцев. В 1 723 г. Петр распорядился купить у прибывших в Россию иноземцев, купецких людей, «Лексикон универсальный и исторический» на немецком языке, который был нужен для исправления и дополнения ранее сделанного русского перевода[28,с.128].

Можно было бы еще и дальше рассматривать многочисленные документы, изданные при Петре I, имевших силу и значение учебных пособий, уставов и наставлений. Однако, ограничимся лишь вышеизложенным анализом и заметим, что эти документы являются плодами творческой мысли и деятельности Петра I и его сподвижников, направленной к созданию сухопутной и морской военной силы России, опирающейся на достижения науки и техники того времени, в т.ч. и отечественной.

В заключение скажем, что если к началу XVIII в. в нашей стране не было напечатано ни одной технической книги или же учебного пособия по техническим вопросам, то к концу первой четверти XVIII столетия уже существовала разнообразная печатная техническая и учебно-методическая литература. В решении проблемы создания своей, отечественной технической и учебно-методической литературы существенную роль сыграл зарубежный опыт.

Количество изданий, посвященных вопросам техники, опубликованных в то время, было еще очень невелико. Да и они страдали часто многими недостатками. Но, как ни скромен был этот почин, он явился началом большого и важного дела - возникла своя, отечественная, техническая печатная литература.

Литература

1. Алехин И.А. Развитие теории и практики военного образования в России XIX - начала XX века: Монография. М.: ВУ, 2002. 215 с.

2. Алпатов Н.И. Учебно-воспитательная работа в дореволюционной школе интернатного типа (Из опыта кадетских корпусов и военных гимназий в России). М.:Учпедгиз, 1958. 244 с.

3. Архив военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи (Архив ВИМАИВ и ВС). Ф.24.0п.97/20.Д.4.

4. Архив ВИМАИВ и ВС. Ф.2. Оп.1.Д.1.

5. Архив ВИМАИВ и ВС.Ф.2.Оп.ШГФ (Штаб генерал-фельдцейхмейстера). Д.829.

6. Архив ВИМАИВ и ВС.Ф.2.Оп.ШГФ. Д.832.

7. Аурова Н.Н. Система военного образования в России в XVIII в. / Исследования по истории России XVI - XVIII вв. М., 2000. С.105-115.

8. Белокуров С.А. О немецких школах в Москве в первой четверти XVIII в.(1701-1715 гг.). М.: типография штаба Московского военного округа,1907. 244 с.

9. Бенда В.Н. Создание и развитие системы подготовки военных кадров в России вконце XVII - первой половине XVIII вв.: монография. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та,2008. 206 с.

10. Бенда В.Н. Деятельность военно-специальных учебных заведений по подготовке артиллерийских и инженерных кадров в XVIII веке: монография. СПб.: ГУАП,2009. 158 с.

11. Бенда В .Н. Отечественная историография о системе военных школ и военно-учебных заведений XVIII в. // Научная сессия ГУАП: Сб. докл.: в 3 ч. 4.III. Гуманитарные науки. СПб., 2008. 316 с. С.4-19.

12. Бенда В.Н. Развитие военно-инженерного искусства в России в XVIII веке // Вестник Вятского государственного университета. Научный журнал. 2017. №9. С.23-29.

13. Блондель Н.Ф. Новая манера, укрепления городов учиненная через господина Блонделя, генерала порутчика войск короля французского. М.: [б/м изд.],1711. 98 с.

14. Боргсдорф, Э. Ф. Побеждающая крепость к счастливому поздравлению славнои победы над Азовым и к счастливому въезду в Москву / Его царскому величеству покорнеише поднесено от Эриста Фридериха барона, фон Боргсдорфа, цесарского величества Римского, настояще учрежденнаго начал-ного инженера. В лето Господне, 1696; Ныне же повелением его царскаго пресветлаго величества напечатася. В царствующем великом граде Москве: [Московский Печатный двор], [дек.] 1708. 55 с.

15. Браун Э. Новейшия основания и практика артиллерии. М., по приказу Петра Первого, 1710. 233 с.

16. Бухнер И.З. Учение и практика артилерии или Внятное описание. В нынешнем времяни упо-требляющияся артилерии: Купно со иными новыми, и во практике основанными маниры, ко вя-щшему научению все предложенно надобнеиших чертежеи. / Изъяснено курфирстра саксонского артилерии порутчиком, Иоанном Зигмунтом Бухне-ром; Ныне же повелением его царскаго пресветлаго величества напечатано. В Москве, Авг. 1711. 120 с.

17. Веселаго Ф.Ф.Очерк истории морского кадетского корпуса с приложением списка воспитанников за 100 лет. СПб.: в типографии Морского кадетского корпуса,1852. 366 с. Приложения и примечания. Приложение 1.

18. Викторов А.Е. Описание записных книг и бумаг старинных дворцовых приказов. 1613-1725 г. Вып. 1-2. Вып.2. М.: типография М.П.Щепкина, 1883. 660 с.

19. Вобан С. Истинный способ укрепления городов, изданный от славнаго инженера Вобана, на французском языке. Ныне же преложен с француз-скаго на Российский язык. Напечатася повелением его величества Петра Великаго императора и самодержца всероссийскаго. СПб.: в Санкт-Петербургской типографии,1724. 338 с.

20. Военно-учебные заведения в России // Исторический вестник. Историко-литературный журнал. Том II. СПб.: Тип. А.С. Суворина,1880.1092 с.

21. Глебов П.Н. Известия о первых военных школах, учрежденных в царствование Петра Великого // Отечественные записки. 1846. № 44.

22. Данилевский В.В. Русская техническая литература первой четверти ХУШ века. М.-Л.: изд. Академии наук СССР,1954. 359 с.

23. Данилов М.В. Записки М.В.Данилова, артиллерии майора написанные им в 1771 году (1722-1762). Казань: электическая типография Л.П.Антонова, 1913. 83 с.

24. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. Том 3. Мир чувственных вещей в картинках или изображение и наименование всех главнейших предметов в мире и действий в жизни / Перевод с латинского языка Ю.Н. Дрейзина. Под редакцией и со вступительной статьей А.А. Крас-новского. М.: Учпедгиз,1941.352с.

25. Ласковский Ф. Ф. Материалы для истории инженерного искусства в России. Ч1-П. Материалы для истории инженерного искусства в России. Часть I. Опыт исследования инженерного дела в России до XVIII столетия. Часть II. Опыт исследо-

вания инженерного искусства в царствование Императора Петра Великого. СПб.: Императорская Академия Наук, 1861. 972 с. С.546-547.

26. Лалаев М.С. Исторический очерк военно-учебных заведений, подведомственных Главному их управлению. От основания в России военных школ до исхода первого двадцатипятилетнего благополучного царствования государя императора Александра Николаевича 1700-1880. Ч. 1-2. СПб.: типография М.М. Стасюлевича, 1880-1892. 465 с.

27. Ломан Н.Л. Историческое обозрение 2-го кадетского корпуса. СПб.: Тип-я Тов-а «Обществ. Польза», 1862. 201 с.

28. Луппов С.П. Книга в России в первой четверти ХУШ в. Л.: Наука, 1973. 374 с.

29. Материалы для истории Императорской Академии наук. Т.1: (1716-1730). СПб.: Типогр. имп. Академии наук, 1885. 688 с.

30. Мино ванн Кугорн. Новое крепостное строение на мокром или низком горизонте: Которое на три маниры показуется во фортификование внутреннои величины. Французского роялного штиуголника, в чем крепость нынешних сухих при мокрых рвах обретается. : Купно же како ныне при море, или реках, крепости делаются, и коим образом тамо подобает строить. : Каждая манира атакована, и в пример положена, как в их крепостях на обе стороны, також и о проторях со французскою, или с нынешним крепостным строением. / Господина барона фон Кугорна, генерала артилерии, генерала порутчика инфантерии, генерала правителя крепостного строения Статов Недерляндских и губернатора Фландерского, и крепостеи при Шелде реке. В Левардене 1702 года. Напечатано же на российском языке. Повелением царского величества. М.: Московский Печатный двор, нояб. 1709. 168 с.

31. Очерки истории СССР. Россия в первой четверти ХУШ в. Преобразования Петра I. М.: Изд. Академии наук СССР, 1954. 829 с.

32. Пекарский П.П. Наука и литература в России при Петре Великом. Том I. Введение в историю

просвещения в России XVIII столетия. СПб.: Тип. Товарищества «Общественная польза», 1862. 596 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

33. Пекарский П.П. Наука и литература в России при Петре Великом. Том I. Введение в историю просвещения в России XVIII столетия. Том II. Описание славяно-русских книг и типографий 16981725 годов. СПб.: Тип. Товарищества «Общественная польза»,1862. 728 с.

34. Полное собрание законов Российской Империи. Первое собрание. (ПСЗ). Т.7. (1723-1727). СПб.: Типография II отделения собственной ЕИВ канцелярии, 1830. 922 с.

35. Римплер Георг. Римплерова манира о строении крепостей. М.: Московский печатный двор,1708. 54 с.

36. Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА). Ф.286. Оп.1. Д.2. Л.3.

37. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Книга третья. Том XI - XV. СПб.: Товарищество «Общественная польза», 1851-1879. 1582 с.

38. Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской науки, в 2-х частях: Ч. 1. СПб.: при Государственной военной коллегии, 1777. 236 с.; Ч. 2. СПб.: при государственной военной коллегии, 1781. 231 с.

39. Штурм Л. К. Архитектура воинская. Гипотетическая, и еклектическая : То есть верное наставление как разными немецкими, французскими, галанскими, и италианскими манирами. С добрым прибытком, так в регулярнои, как в иррегу-лярнои фортификации ползоватися возможно. : Из седмидесят и более разных манир, которые от лут-чих нынешных инженеров выбраны, от части же самим автором изданы. : В разговоре с некоторою высокою особою. изъявлено / От публичного профессора Штурма.; И ныне повелением царскаго пресветлаго величества напечатано в Москве. Пер. А. Г. Головкина. Грав. И. А. Бликланта. М.: Московский Печатный двор, 13 марта 1709. 237 с.

ИЗ ИСТОРИИ ГЕОТЕРМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В КАЗАНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ (ПОСВЯЩАЕТСЯ 225ЛЕТИЮ Н.И.ЛОБАЧЕВСКОГО)

Сонин Г.В.

геологический музей им. А.А. Штукенберга Казанского университета

FROM THE HISTORY OF GEOTHERMAL RESEARCH AT KAZAN UNIVERSITY (DEDICATED TO THE 225TH ANNIVERSARY OF N. LOBACHEVSKY)

Sonin G. V.

geological Museum. A. A. Shtukenberg of Kazan University

АННОТАЦИЯ

На архивных материалах и публикациях начала XIX века показана роль Н.И.Лобачевского в организации геотермических исследований в Казанском университете и продолжение их в наше время школой проф. Н.Н.Непримерова.

ABSTRACT

On archival materials and publications of the early XIX century are shown the role of N.I. Lobachevsky in the organization of geothermal investigations in the Kazan University and continued them in our time, by the school of prof.N. Neprimerov (1921-2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.