Научная статья на тему 'Об отечественных учебных пособиях первой четверти XVIII века применяемых для обучения артиллеристов'

Об отечественных учебных пособиях первой четверти XVIII века применяемых для обучения артиллеристов Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
390
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ / РУКОПИСЬ / АРТИЛЛЕРИЯ / СТРЕЛЬБА / ТАБЛИЦЫ / РУКОПИСИ / ПОСОБИЯ / TEXTBOOK / MANUSCRIPT / ARTILLERY / SHOOTING / TABLE / MANUAL

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дьяков Сергей Иванович

Данная статья посвящена обучению артиллеристов в XVIII. Автор пытается провести анализ учебных пособий (рукописей), которые применялись для обучения артиллеристов в учебных заведениях. Рассказывает о кратком содержании материала, который представлялся в учебном пособии (рукописи). Проводит исследовательскую работу в артиллерийской литературе XVIII века, использует древние рукописи от 1708 года. Рассмотрены древние термины, например, такие как «констапель». Вывод данной работы: литература, артиллеристов первой четверти XVIII века была в большей степени практической направленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT DOMESTIC TEXTBOOKS THE FIRST QUARTER OF XVIII CENTURY, USED FOR TRAINING GUNNERS

The article is devoted to the training of gunners in XVIII. The author tries to analyze the textbook (manuscripts) that were used for training gunners in schools. Talks about the summary content of the material presented in the textbook (manuscript). Conducted research in artillery literature of the XVIII century, uses an ancient manuscript from 1708. Considered by the ancient terms, such as "constable". The conclusion of this work: literature, gunners first quarter of XVIII century was largely practical orientation.

Текст научной работы на тему «Об отечественных учебных пособиях первой четверти XVIII века применяемых для обучения артиллеристов»

УДК 37

ОБ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЯХ ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ

XVIII ВЕКА ПРИМЕНЯЕМЫХ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ АРТИЛЛЕРИСТОВ

С.И. Дьяков

Аннотация. Данная статья посвящена обучению артиллеристов в XVIII. Автор пытается провести анализ учебных пособий (рукописей), которые применялись для обучения артиллеристов в учебных заведениях. Рассказывает о кратком содержании материала, который представлялся в учебном пособии (рукописи). Проводит исследовательскую работу в артиллерийской литературе XVIII века, использует древние рукописи от 1708 года. Рассмотрены древние термины, например, такие как «констапель». Вывод данной работы: литература, артиллеристов первой четверти XVIII века - была в большей степени практической направленности.

Ключевые слова: учебное пособие, рукопись, артиллерия, стрельба, таблицы, рукописи, пособия.

ABOUT DOMESTIC TEXTBOOKS THE FIRST QUARTER

OF XVIII CENTURY, USED FOR TRAINING GUNNERS

S. Diakov

Abstract. The article is devoted to the training of gunners in XVIII. The author tries to analyze the textbook (manuscripts) that were used for training gunners in schools. Talks about the summary content of the material presented in the textbook (manuscript). Conducted research in artillery literature of the XVIII century, uses an ancient manuscript from 1708. Considered by the ancient terms, such as "constable". The conclusion of this work: literature, gunners first quarter of XVIII century - was largely practical orientation.

Keywords: textbook, manuscript, artillery, shooting, table, manuscript, manual.

Учебные пособия, то есть учебные тексты, используемые для целенаправленного обучения, существуют с незапамятных времён; их история насчитывает несколько тысячелетий. Например, в древнешумерской цивилизации роль учебников выполняли глиняные дощечки. В античном мире было создано большое количество учебных пособий, и традиция их написания сохранилась в средневековой Европе. Например,

«Соттейагшт grammaticorum НЬп XVII» Присциана (V век) находил применение в XII-XIII веках, а учебное пособие грамматики Доната (VI век) во Франции и Германии учили наизусть ещё десять столетий спустя. В средние века в качестве учебников использовались тексты Священного Писания, в том числе Псалтырь и Часослов. Одним из первых учебников, приближённых к современному образцу, был «Мир чувственных вещей в картинках» Яна Коменского, изданный в 1658 году. Именно этот великий педагог предложил рассматривать учебное пособие в качестве инструмента массового образования. В России первый учебник (азбука) был напечатан Иваном Федоровым в 1574 году.

Во второй половине XVII века лишь Печатный двор выпустил более 300 тысяч букварей и около 150 тысяч церковных учебных книг, что для того времени было огромным количеством. Большинство этих книг было

доступно для разных слоёв населения (буквари стоили, например, одну копейку).

Основным учебным пособием в начале XVIII века для подготовки артиллерийских кадров была «Арифметика сиречь наука числительная» [1] Леонтия Филипповича Магницкого (кроме основного арифметического раздела, содержала сведения по алгебре, геометрии, тригонометрии, в третьей части сведения навигаторам). Для артиллеристов в нем были примеры определения расстояния до точек горизонта различными способами, логарифмические таблицы и способы определения при помощи тригонометрии расстояния до местных предметов. На примерах показано, как применять знания арифметики, геометрии и тригонометрии в артиллерии, в морском и инженерном деле.

Рукопись неизвестного автора начала XVIII века «Артиллерия, которая состоит в последующих вопросах и ответах» [2] (имеет 20 листов текста и 12 листов чертежей, также 75 вопросов и ответов по артиллерийскому делу). Данное пособие предназначалось для учеников артиллерийских школ с определением необходимых знаний выпускникам, которые они должны были показать на экзаменах. В нем давались основные сведения по арифметике, геометрии и тригонометрии, необходимые для определения веса ядра и построения

артиллерийского масштаба. Раскрывалось устройство материальной части артиллерии и боеприпасов, вопросы стрельбы, а также действия артиллерии в полевом бою и инженерное оборудование полевых батарей.

Рукопись неизвестного автора начала ХУШ века «Описание художества артиллерийского, воинского и потешного» [3] оформлена в виде карманного справочника артиллериста размером 10 на 16 см. и содержит 181 лист текста с многочисленными рисунками. Отдельно в ней выделены вопросы стрельбы, в том числе ночной. Даются рекомендации по изготовлению различных специальных снарядов, фейерверкеров и ракет.

Рукопись первой половины ХУШ века «Основание и практика артиллерийского искусства, собранные от разных авторов», являлась повседневным руководством артиллеристов [4]. В ней раскрыты вопросы пороходелия; даются характеристики основным компонентам пороха- селитре, сере, угле. Представлена ведомость, определяющая нормы боеприпасов и лафетов для артиллерии действующей армии на одну компанию.

«Об артиллерийских орудиях и снарядах» -рукопись первой половины ХУШ века [3]. В ней представлены таблицы веса ядер в различных государствах и способы построения артиллерийского масштаба; описание снарядов и размеры частей артиллерийских орудий; вопросы стрельбы артиллерии.

В 1708 г. предпринята попытка издать отечественную книгу «Рассуждения о метаниях бомб и стрельбы из пушек» [5, с.80-82]. В верхней части каждого листа расположены либо чертежи траектории ядра, либо разрезы мортир и гаубиц; внизу их описание. Но до конца она не была подготовлена.

«Практика артиллерии майора гвардии Лихарева», 1719 г. (31 лист, из них 18 копии гравюр «Рассуждения о метании бомб...») [3]; 18 листов являются копиями книги «Рассуждения о метаниях бомб и стрельбы из пушек»; остальные 13 были подготовлены им, так как он был одним из подготовленных офицеров-артиллеристов бомбардирской роты. Лихарев опирался на учения Галилея и показал, что на снаряд в воздухе, действуют две силы (сильное движение и тяжесть снаряда), сопротивление воздуха еще не учитывал, но и не отрицал. Параболическая теория дала возможность ему определить углы возвышения орудий и дальности стрельбы графическим способом по точкам. Все высказанные положения имели чисто практический характер.

Особое место в русской артиллерийской

литературе этого периода занимает рукопись «Подлинное научение от артиллерии констапелям морским и сухопутным» (наставление по стрельбе 1718 г.) [6], написанная поручиком Д. Г. Муравьевым, служившему в Преображенском полку с 1722 по 1742 г. В ней 35 листов текста (20х31 см), написанного скорописью, и 62 листа таблиц и чертежей. В начальных буквах ряда строк употреблена киноварь; некоторые буквы и заголовки покрыты позолотой и слюдой. Переплет (21х33 см) сделан из досок, обтянутых кожей с золотым тиснением, типичный для первой половины ХУШ в. Водяные знаки бумаги и некоторые места текста подтверждают дату рукописи, указанную на титульном листе - 1718 г. [7]. Рукопись разбита на 35 «проблем» (по характеру изложенных вопросов на 6 глав), в которых рассматриваются: устройство материальной части артиллерии, стрельба, подготовка боеприпасов и оборудование огневой позиции. За проблемами изложены правила применения квадратных и кубичных корней, заимствованные из известного учебника Д.Ф. Магницкого. В конце рукописи выполненные таблицы и чертежи материальной части артиллерии, незаконченные на двух последних листах. Вся рукопись была кем-то просмотрена и исправлена и производит впечатление списка (копии) с оригинала. Некоторые места и чертежи этого наставления повторяются и в других рукописных артиллерийских руководствах первой четверти ХУШ в. Термин «констапель» помимо титульного и первого листов встречается и в других местах текста. В русской литературе большинство авторов считало, что констапель -первый офицерский чин морской артиллерии петровского флота. Однако этот термин, как видно из рукописи, был принят в сухопутной артиллерии в другом значении. В бомбардирской роте Преображенского полка констапелями назывались старшие из действующей прислуги при орудиях [7]. Большой интерес представляет приведенная в рукописи техническая характеристика гаубиц петровской артиллерии, в том числе и длинных (тело орудия - 9 калибров). Эти гаубицы имели каморы двух образцов: «слабыя» (конические) и «сильныя» (бутылью), причем в боекомплект длинных гаубиц входили и бомбы. Это подтверждает, что настильная стрельба бомбами в русской артиллерии применялась уже в ходе Северной войны. Наличие в рукописи чертежа бомбы нового образца - «бомбы с ушами» [8], а также дополнительные изыскания позволили установить, что такие бомбы были приняты в русской артиллерии не в середине ХУШ в., как было принято считать, а значительно раньше - в

1700 г. Это подтверждается заказами Пушкарского приказа на такие бомбы Тульскому, Истецкому и Каширскому заводам [9]. В «Подлинном научении от артиллерии констапелям морским и сухопутным» находится ценный чертеж 3-фунтовой пушки с конической каморой. Длина тела пушки 18 калибров, дальность стрельбы ядром: 250 шагов при угле возвышения 0° и 2500 шагов - при 45°. Эта пушка поступила на вооружение не позднее 1704 г. [10]. В наставлении упоминается мортира Олонецкого завода, у которой лафет имел «квадрант или дугу по размеру градусов» [11]. Замена квадрантов дугами ускоряла вертикальную наводку орудия и явилась практическим шагом в деле реализации идеи дугового прицела. В прошлом историки относили создание первого русского железного лафета ко второй четверти Х1Х в. Но в изучаемой рукописи имеются чертежи «станка железного» полевого типа. Дополнительные материалы позволяют считать датой создания первого отечественного железного лафета 1717 г. В фондах Артиллерийского исторического музея находится железный лафет Олонецкого завода 1717 г., подобный «станку железному», изображенному на чертеже. Впоследствии русские мастера создали железные лафеты корабельного типа. Опыт создания железных лафетов на базе Олонецких заводов был использован в дальнейшем при перевооружении артиллерии внутренних крепостей. Так, распоряжением Приказа артиллерии от 18 октября 1718 г. надлежало отлить новые чугунные крепостные пушки калибром от 24 до 3 фунтов «и к ним лафеты чугунные же» [12]. Последние вводились по инициативе обер-комиссара А.К. Зыбина. Кратко отмечая основные положения по стрельбе артиллерии, следует сказать, что наставление дает четкие указания, но применению квадранта и таблиц стрельбы не только для мортир, но и для пушек. В нем показан перерасчет основной таблицы стрельбы для орудия 24-фунтового калибра, но с иной дальностью прямого выстрела относительно табличной, «когда ты известен через керншус (прямой выстрел) сколь далеко важна пушка стреляет и потом хочешь выложить чрез тройное правило, сколь далеко каждому градусу стреляет, как приложена таблица, которая для стрельбы сделана». Орудийные таблицы пересчитывались лицами офицерского состава. В приложении дана краткая таблица стрельбы для 24-фунтовой пушки. Следовательно, уже в начале ХУШ в. в русской артиллерии при ведении огня из пушек применялись квадрант и таблицы стрельбы. При стрельбе на разрушение требовалось выбирать огневую позицию в

минимальном удалении от цели и распределять огонь батарей по участку цели. Порядок стрельбы из мортир с помощью квадранта и таблиц стрельбы изложен в 27-й проблеме, а в проблеме по боеприпасам рассмотрены и специальные снаряды для стрельбы по кораблям.

Естественно, что существует преемственность между «Уставом ратных, пушечных и других дел», «Подлинным научением от артиллерии...» и некоторыми другими артиллерийскими рукописями конца ХУП и первой половины ХУШ в. Но Подлитое научение...» резко отличается от всех других рукописей тем, что в нем обобщен боевой опыт русской артиллерии, и отражены успехи, достигнутые в развитии русской военной техники за годы Северной войны. Вместе с тем, в рукописи использованы материалы, составленные лично Петром I. Сочетание вопросов стрельбы наземной и корабельной артиллерии, практическая направленность «Подлинного научения...» и другие детали позволяют считать, что его составители вышли из рядов бомбардирской роты Преображенского полка. Это могли быть В. Корчмин или Г. Скорпяков-Писарев. «Подлинное научение от артиллерии констапелям морским и сухопутным», видимо, и было то самое наставление по стрельбе бомбардирской роты Преображенского полка, которое считается утерянным [13, с.211-214].

«Руководство для констапеля» - 1722 г. (состоит из 5 глав, 97 листов, 12 чертежей, 2 таблицы). В первой главе книги даются необходимые сведения артиллерийскому офицеру по математике с указанием способов черчения геометрических фигур. Вторая посвящена артиллерийскому масштабу, в ней же представлены таблицы с указанием веса одно фунтового ядра в различных странах. Третья глава дает понятие о зазоре между стенками канала ствола и снарядом. Четвертая посвящена пушкам, в ней дается все, что необходимо констапелю о пушках (ее заряжании, наводке и стрельбе). Приводятся таблицы стрельбы для различных пушек, даются советы как вести огонь по различным целям, правила по подготовке артиллерии к маршу и ее размещения в поле. В пятой главе раскрываются пороховые составы, в конце рукописи приложены таблицы пороховых зарядов 1727 и 1734 гг.

После окончания Северной войны стал вопрос об обобщении опыта войны, установления единых приемов и способов для артиллерии. Поэтому Петр I эту задачу ставит в «Анштальте артиллерии» [14, с.61] в 1721 г. Требует из переведённых артиллерийских сделать одну. Это книга должна стать во-первых - отечественной; во-вторых, при составлении нового руководства

по артиллерии на основе опыта Северной войны предлагалось за основу взять отечественное руководство; в-третьих - подчеркивается, что новая книга должна быть руководством к действию всех артиллеристов.

Таким образом, можно сказать, что после окончания Северной войны ее опыт был обобщен в едином документе «Описание артиллерии» [3], который состоит из 4-х глав, разделенных на проблемы. В первой главе, состоящей из 37 проблем, дается понятие о геометрии, тригонометрии и их применении в артиллерийском деле для определения веса ядра; построение артиллерийского масштаба и определение зазора между стенками канала ствола и снарядом. Приводятся таблицы веса ядер в различных странах. Вторая глава, состоящая из 35 проблем, посвящена пушкам (классификация, размеры деталей, правила выполнения чертежей орудий; приводятся относительные размеры стволов пушек). После этого рассказывается о фальконетах с конической камерой, применявшихся на галерах и малых фрегатах. В дальнейшем даются советы, как проверить точность отливки пушечных стволов. Отдельно описываются лафеты и карабинные станки с таблицами размеров отдельных частей лафета. Рассматриваются орудийные принадлежности (шуфлы, банники, набойники, пыжевники),

даются советы по изготовлению картузов, картечей и других видов снарядов. Глава заканчивается вопросами стрельбы из пушек, показаны таблицы стрельбы. Третья глава, состоящая из 41 проблемы, посвящена мортирам и гаубицам (устройство, размеры, чертежи некоторых экземпляров). Отдельно

рассматриваются вопросы стрельбы из гаубиц и мортир, и приводятся таблицы стрельбы. Глава заканчивается рекомендациями по оборудованию батареи в поле. Четвертая глава, состоящая из 18 проблем, содержит описание поровых составов. Глава иллюстрируется таблицами с указанием веса пороховых зарядов для различных артиллерийских орудий.

В артиллерийской литературе XVIII века зарождается новый род изданий - справочные книжки. Появляются первые печатные артиллерийские курсы. Зарождаются таблицы стрельбы, составляемые по опытным данным и заключающие в себе лишь углы возвышений и дальности; ни теоретических правил для их составления, ни полных таблиц стрельбы с оценочными данными еще не существует.

Как мы видим из проведенного анализа учебной литературы, применяемой для обучения артиллеристов первой четверти XVIII века, она была разнообразной и разносторонней и практически ориентированной.

Литература:

1. Магницкий Л.Ф. «Арифметика сиречь наука числительная...» / Л.Ф. Магницкий. - М., 1703.

2. Отдел рукописей Библиотеки академии наук в СПб, шифр. Петровская галерея №12.

3. Отдел рукописей ГПБ им. Салтыкова-Щедрина, шифр F-1X-35.

4. Отдел рукописей Библиотеки академии наук в СПб, шифр. Собрание Музея Приенисейского края №2 58.

5. Быкова Т.А., Гуревич М.М. Описание изданий гражданской печати / Т.А. Быкова, М.М. Гуревич. -1955.

6. ВИМАИВ и ВС. Ф. 2. Д. 239/1.

7. ВИМАИВ и ВС. Ф. 2. Д. 239, Л.22.

8. ВИМАИВ и ВС. Ф. 2. Д. 239, Л.82.

9. ГИБ, Рукописный отдел, Пушкарский приказ, кн. 7. лл.107-110.

10. ВИМАИВ и ВС, ф. 2, д. 1, л. 346.

11. ВИМАИВ и ВС, ф. 2, д. 239, л. 26.

12. ВИМАИВ и ВС, ф. 2, Д. 232. л, 210.

13. Колосов Е.Е. Подлинное научение от артиллерии констапелям морским и сухопутным (наставление по стрельбе 1718 г.): Сборник исследований и материалов артиллерийского исторического музея. Выпуск III / Е.Е. Колосов. -Ленинград, 1958.

14. Барбасов А.П. Артиллерийское образование в России в XVIII веке: дисс. ... канд. ист. Наук / А.П. Барбасов. - Л., 1961.

Сведения об авторе:

Дьяков Сергей Иванович (г. Санкт-Петербург, Россия), кандидат педагогических наук, начальник артиллерийского факультета, Михайловская военная артиллерийская академия, e-mail: serdyakoff@yandex.ru

Data about the author:

S. Diakov (St.-Petersburg, Russia), candidate of pedagogical Sciences, head of artillery Department, Mikhailovskaya artillery military Academy, e-mail: serdyakoff@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.