Научная статья на тему 'Распространение и расширение сферы отечественного музыкального образования в первом десятилетии ХХ столетия'

Распространение и расширение сферы отечественного музыкального образования в первом десятилетии ХХ столетия Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
76
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Распространение и расширение сферы отечественного музыкального образования в первом десятилетии ХХ столетия»

в танце традиции, унаследованные от китайского классического танца императорского дворца. И это именно то волшебство, которым так восхищаются зрители всего мира.

Список литературы

1. Вац А.Б. Танцевальное искусство Китая. История и современность. -СПб. и др.: Лань; Планета музыки, 2011. - 224 с.

2. Хисамутдинов А.А. Русский балет в Китае: моногр. / науч. ред. Т. В. Прудкогляд. - Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2015. - 81 с.

Л. П. Василькова

Распространение и расширение сферы отечественного музыкального образования в первом десятилетии ХХ столетия

Период после революции 1905 г. и в особенности начало второго десятилетия XX в. характеризуются усилением внимания передовой части русского общества к постановке эстетического воспитания в школе. Царское правительство по-прежнему не проявляло заботы о народном образовании и тем более об эстетическом воспитании народа. Состояние эстетического воспитания оставалось крайне неудовлетворительным, в частности, уроки пения оставались необязательными, им отводились последние часы в учебном расписании; преподавателями пения были преимущественно церковнослужители. Одной из главных задач пения в школе оставалось обслуживание церкви.

1-й Всероссийский съезд учителей городских училищ (1909) (учитывалось, что на преподавание пения в народных школах выделялось всего три часа на четыре класса), рекомендовал соединять на уроки пения первый класс со вторым и третий с четвертым, а третий час в неделю оставлять на общую спевку с хором. Таким образом, узаконивалась педагогически заведомо неправильная организация преподавания. Решения съезда нашли широкое, а иногда искаженное претворение в практике. В московской частной гимназии Флерова в 1911/12 уч. году пение бывало в понедельник и в субботу на 5-м и 6-м уроках в 1, 2 и 3 классах; причем объединялись 1 класс с 3 или 1, 2 и 3 классы. В Сергиево-Посадской женской гимназии в 1907/08 уч. году пением занимались один общий час (последний) в 1-4 классах и один общий час, также последний, в 5-7 классах [4].

Уровень преподавания пения очень выразительно охарактеризован в одной из критических статей. «И рад бы отметить что-нибудь новое, интересное в этом отношении, - пишет автор, - но, к сожалению, отметить решительно нечего. Такова видно судьба этого несчастного, обойденного судьбой предмета... по-прежнему про-

261

должает оставаться где-то далеко, на дне, занесенный илом и покрытый тиной» [3]. Стремление улучшить эстетическое воспитание, в частности преподавание пения, коснулось не только привилегированных учебных заведений, но и народных школ. Если в прошлые годы общественная активность проявлялась главным образом в инициативе отдельных лиц, то теперь она выливается в форму коллективных усилий.

В 1905 г. открылась Народная консерватория в Москве (а вскоре и в ряде других городов России). В первые месяцы в Московскую народную консерваторию записалось до 2000 желающих учиться музыке. В числе преподавателей Народной консерватории были выдающиеся деятели русской музыки: С.И. Танеев, А.Д. Кастальский, Н.Д. Кашкин, Е.Э. Линева, Б.Л. Яворский, К.Н. Игумнов, А.Б. Гольденвейзер, Н.Я. Брюсова. Одним из основных предметов в консерватории было хоровое пение. На занятия хоровых классов иногда являлись «блюстители порядка» в лице группы городовых, подслушивавших под дверью, не поются ли здесь опасные революционные песни», - пишет в своих воспоминаниях Н.Я. Брюсова [1].

В 1907 г. по инициативе композитора С.Н. Василенко организуются «исторические концерты» для трудовой интеллигенции, молодежи и рабочих. Выступали на этих концертах С.И. Танеев, К.Н. Игумнов, А.Б. Гольденвейзер, А. В. Нежданова. «Большое дело делает С.Н. Василенко, - писал по поводу этих концертов Н.Д. Кашкин, - отдавая все свои силы и знания музыкальному просвещению, создав настоящий «университет истории музыки» [2, с. 23].

С 1907 по 1911 г. в Москве певицей М.А. Дейша-Сиоинцкой проводились так называемые «музыкальные выставки». На этих выставках лучшими музыкантами впервые исполнялись новые произведения С. Танеева, А. Скрябина, М. Ипполитова-Иванова, Р. Глиэра и других русских композиторов. Концерты привлекали большое количество слушателей и широко отмечались в печати.

Большое значение для подъема певческой культуры в России

л

имели регентские съезды1. На каждом из этих съездов специальные доклады посвящались постановке хорового пения в общеобразовательной школе. Съезды не только обсуждали содержание и методы преподавания, но и проявляли заботу о состоянии пения в школах. 2-й Всероссийский съезд хоровых деятелей обратился с докладными записками по этому вопросу даже к членам Государственной думы (Хоровое и регентское дело. 1909. № 11).

1 Всего было проведено пять регентских съездов, т. е. съездов русских хоровых деятелей.

При Московском городском народном университете им. Л.Л. Шанявского проводились курсы по внешкольному образованию. В программе курсов большое место уделялось хоровому делу, вопросам «организации музыкально-образовательных учреждений для города и деревни», «работе с детьми и подростками», «дошкольному воспитанию». Среди преподавателей курсов были Н. Брюсова, Л. Зеленко, Н. Кочетов, Е. Линева, Е. Медынский, М. Рубинштейн, С. Шацкий, В. Шацкая.

Внимание к музыкальному просвещению проявилось в проектах создания музыкально-педагогических отделов при специальных музыкальных учебных заведениях. Л.И. Пузыревский, бывший членом художественного совета Петербургской консерватории, неоднократно (в 1907, 1910 и последующие годы) вносил предложения «о подразделении консерватории на отделения общемузыкальные и академические» [5].

В 1909 г. в Петербурге возник художественно-педагогический кружок, состоявший из педагогов, психологов, музыкантов. В 1911 г. Московская городская управа привлекала к созданию программы по пению в народных школах таких деятелей музыкального искусства, как Ю. Энгель, Б. Яворский, А. Никольский, Е. Линева.

Специального изучения заслуживает опыт некоторых земств в стремлении к улучшению певческого образования. Первый общеземский съезд, состоявшийся в 1911 г., кроме прочего заслушал также доклады, посвященные преподаванию пения в школах. Доклад Богородской земской управы (Московская губерния) является лучшей иллюстрацией того факта, что внимание к эстетическому воспитанию, к преподаванию пения было связано главным образом с частной инициативой. «Так как серьезная постановка школьного пения требует солидных материальных средств, то неудивительно, что немногие земства, при всем своем сочувствии музыкальному образованию народа, решаются на подобное начинание, а если и вводят преподавание пения, то только там, где настойчиво пожелает этого местное общество или попечители школы, или где возьмется за это по собственному почину и личной охоте местный же школьный учитель» [6, с. 295-296]. Докладчик указывал на отсутствие внимания к созданию музыкально-педагогической литературы и подготовке учителей; он ставил вопрос «о принципиальном признании необходимости обязательного преподавания пения в каждой земской школе», так как «образование в современной школе носит чрезвычайно односторонний характер... и может быть названо скорее только обучением... Этот пробел в значительной степени может быть восполнен, если наряду с другими предметами, на равных правах с ними, будет введено преподавание хорового пения» [6, с. 297].

Мысли о воспитательном значении хорового пения подтверждаются конкретными предложениями и критикой основного недостатка хорового пения в дореволюционной школе - церковной его направленности. («Задачи школы относительно пения глубже... они шире, чем стремление путем школы получить для сельских храмов хоры церковных певчих» [6, с. 298].)

Любопытно сопоставить количество обучающихся пению в школах Богородского земства. В 1891 г. по инициативе земства преподавание пения проводилось в 11 школах из 50 (т. е. примерно в 20 % школ), в 1911 г. хоровому пению обучали уже в 62 школах из 104 (т. е. примерно в 60 °% школ). Богородское земство предлагало признать школьное пение обязательным предметом, принять конкретные меры по улучшению подготовки учителей пения, установить должности наблюдателя (т. е. методиста) за пением, выработать программы, устроить при каждом губернском земстве музыкально-педагогическую библиотеку.

Список литературы

1. Брюсова Н. Я. Массовая музыкально-просветительная работа // Советская музыка. - 1947. - № 6.

2. Василенко С. Н. Страницы воспоминаний. - М.: Музгиз, 1948.

3. Владимирский А. Ф. Школьное пение // Русская муз. газ. - 1908. - № 17.

4. ГИАМО. Ф. 146. Оп. 1. Д. 5. Л. 39 и Ф. 679. Оп. 1. Д. 23. Л. 103.

5. Государственный литературный архив. Архив А. И. Пузыревского. Ф. 838. Оп. 1. Д. 31. Л. 1, 6, 7.

6. 1-й общеземский съезд. Доклады. Т. 2. - М., 1912.

А. Х. Габдулина, Е. А. Маляр

Хоровые произведения для детей петербургского композитора Виктора Плешака

По роду деятельности мы с коллегой связаны с хоровым исполнительством. Детские хоровые коллективы «Светлячки» и «Ново-световские девчата» - лауреаты международного, областных и районных конкурсов, участники всех концертных мероприятий «Но-восветовской ДШИ» и НКДЦ «Лидер», участники новогодних концертов хоровой ассоциации в капелле «С Новым годом, Петербург». Алиса Габдулина много лет работает с хоровыми коллективами хоровой школы «Апрель». Поэтому знакомство с хоровым творчеством нашего современника, петербургского композитора Виктора Васильевича Плешака представляется нам интересным, актуальным и необходимым.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.