Научная статья на тему 'Хоровые произведения для детей петербургского композитора Виктора Плешака'

Хоровые произведения для детей петербургского композитора Виктора Плешака Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1488
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — А. Х. Габдулина, Е. А. Маляр

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Хоровые произведения для детей петербургского композитора Виктора Плешака»

Мысли о воспитательном значении хорового пения подтверждаются конкретными предложениями и критикой основного недостатка хорового пения в дореволюционной школе - церковной его направленности. («Задачи школы относительно пения глубже... они шире, чем стремление путем школы получить для сельских храмов хоры церковных певчих» [6, с. 298].)

Любопытно сопоставить количество обучающихся пению в школах Богородского земства. В 1891 г. по инициативе земства преподавание пения проводилось в 11 школах из 50 (т. е. примерно в 20 % школ), в 1911 г. хоровому пению обучали уже в 62 школах из 104 (т. е. примерно в 60 °% школ). Богородское земство предлагало признать школьное пение обязательным предметом, принять конкретные меры по улучшению подготовки учителей пения, установить должности наблюдателя (т. е. методиста) за пением, выработать программы, устроить при каждом губернском земстве музыкально-педагогическую библиотеку.

Список литературы

1. Брюсова Н. Я. Массовая музыкально-просветительная работа // Советская музыка. - 1947. - № 6.

2. Василенко С. Н. Страницы воспоминаний. - М.: Музгиз, 1948.

3. Владимирский А. Ф. Школьное пение // Русская муз. газ. - 1908. - № 17.

4. ГИАМО. Ф. 146. Оп. 1. Д. 5. Л. 39 и Ф. 679. Оп. 1. Д. 23. Л. 103.

5. Государственный литературный архив. Архив А. И. Пузыревского. Ф. 838. Оп. 1. Д. 31. Л. 1, 6, 7.

6. 1-й общеземский съезд. Доклады. Т. 2. - М., 1912.

А. Х. Габдулина, Е. А. Маляр

Хоровые произведения для детей петербургского композитора Виктора Плешака

По роду деятельности мы с коллегой связаны с хоровым исполнительством. Детские хоровые коллективы «Светлячки» и «Ново-световские девчата» - лауреаты международного, областных и районных конкурсов, участники всех концертных мероприятий «Но-восветовской ДШИ» и НКДЦ «Лидер», участники новогодних концертов хоровой ассоциации в капелле «С Новым годом, Петербург». Алиса Габдулина много лет работает с хоровыми коллективами хоровой школы «Апрель». Поэтому знакомство с хоровым творчеством нашего современника, петербургского композитора Виктора Васильевича Плешака представляется нам интересным, актуальным и необходимым.

Виктор Васильевич Плешак - замечательный ленинградский, петербургский композитор с богатой творческой биографией.

«Я себя называю композитором-многоборцем, работаю во всех жанрах» [4], - говорит о себе Виктор Васильевич. И это действительно так. Творческий талант мастера универсален: он пишет оперы и оперетты, мюзиклы детские и взрослые, музыку к драматическим спектаклям, кинофильмам и цирковым представлениям, хоровые произведения, вокальные циклы. Его перу принадлежат (только вдумайтесь!) более 700 песен!

Количество музыки, написанной В. Плешаком, поражает. В одном из интервью он сказал: «Есть такая книга - «Мир в цифрах», в которой приведен подсчет часов музыки, которую написал тот или иной композитор. Так вот среди них чуть ли не первое место занимает И. Гайдн: он написал около 320 часов музыки. Я могу похвастаться тем, что у меня уже больше 120 часов» [2].

«Наверное, треть произведений отца посвящена детям», - говорит сын композитора Сергей Плешак. «Он много работает с детскими хоровыми и театральными коллективами нашего города и других городов России». И неслучайно тема данной работы - «Хоровые произведения для детей петербургского композитора Виктора Плешака» [4]. В одном из интервью Виктору Васильевичу был задан вопрос: «Как создается музыка для детей?»

Виктор Плешак: «Мне было очень приятно, когда профессор консерватории Валерий Смирнов назвал «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях» настоящей петербургской оперой. Она, действительно, написана в продолжение традиций Римского-Корсакова. Популярного произведения на этот пушкинский сюжет нет, и я почувствовал необходимость создания такой оперы» [1].

Композиторский дебют Виктора Васильевича Плешака - поэма для хора на стихи Филиппа Шкулева «Яснеет даль». Она была написана под впечатлением музыки Дмитрия Дмитриевича Шостаковича и впервые исполнена смешанным хором мальчиков Ленинградского хорового училища на сцене капеллы в мае 1964 г. Это была дипломная работа 17-летнего композитора. Выбор произведения для дебюта, конечно же, не случаен. Виктор Васильевич - сам «капелланин» - выпускник Хорового училища при Капелле им. М.И. Глинки, а также выпускник дирижерского (1970) и композиторского факультетов (1981) Ленинградской консерватории. Кому как ни ему досконально известны все «подводные рифы» работы с хоровыми коллективами. А потому хоровые произведения композитора удобны для исполнения юными музыкантами, образны, разно-плановы и всегда интересны.

В свое время великий Константин Сергеевич Станиславский сказал: «Для детей нужно играть так же, как и для взрослых, только

гораздо лучше, тоньше, культурнее и совершеннее». В полной мере это относится к творчеству В. В. Плешака. Многие песни Виктора Васильевича стали в хорошем смысле хитами и «ушли в народ». К ним, несомненно, относятся «Экипаж - моя семья», «Любимая команда» («Зенит»), «Ленинградки». В 2004 г. в издательстве «Композитор - Санкт-Петербург» вышел сборник «Желаем вам!». В сборник вошли 10 детских песен для исполнения соло, ансамблем или детским хором. Палитра песен яркая, запоминающаяся и разнообразная: веселые, озорные и лирические песни-сценки из «детской жизни» и песни-гимны. Одним из морских гимнов стала уже упоминавшаяся песня «Экипаж - моя семья». Успеху этой песни способствует яркая, мужественная, энергичная, простая по структуре, легко запоминающаяся мелодия, с четким маршеобразным ритмом и секвенционным (волнообразным) развитием, удобная хоровая вертикаль и замечательный текст Юрия Погорельского. Песня эта очень популярна и входит в репертуар не только детских, но и взрослых военных ансамблей и хоров. Интересна озорная песенка-портрет «Любовь моя - музыка» для солиста и хора - легкая, виртуозная, с забавным текстом, прихотливым ритмом и насмешливыми октавными унисонами в припеве. С удовольствием поют дети песенку «Будильник». Музыка светлая, мягкая, «из детской жизни», с очень удобным «классическим» хоровым трехголосием. Часто включается в детский хоровой репертуар волшебная «Рождественская песня» из оперы «Под первой звездой». В ней есть и сдержанно торжественные нотки, и хоральное звучание, а также некоторые мюзикловые свободные интонации, что делает музыкальный материал более современным, близким и понятным детям. «Фирменная» композиторская полиритмия также украшает эту песню. Она фрагментарна и применяется композитором для того, чтобы привлечь внимание исполнителей к самым важным по смыслу словам: «Родился Спаситель, спасение есть».

И, конечно, нельзя не сказать о песне, которая по праву стала неофициальным гимном нашего города, - «Неповторимый Петербург». Строгая, торжественная, величественная, как сам град Петра и, в то же время очень страстная и романтическая. В ней есть и четкий, свойственный маршу пунктирный ритм и строгие аккордовые вертикали, и взволнованная триольная пульсация. Эта песня - одно из любимых произведений всех поколений хоровиков. Она - настоящее искреннее признание в любви прекрасному родному городу.

Новогодней тематике посвящен сборник под названием «С Новым годом! Песни Деда Мороза, Снегурочки и наши с вами». Большую ценность и подспорье в работе над произведениями, вошедшими в сборник, представляет аудиоприложение на ОЭ (фонограмма без голоса).

Этот сборник - результат десятилетней совместной работы композитора Виктора Плешака и поэта-сценариста Евгения Пальце-ва над новогодними спектаклями в Аничковом дворце (в Городском дворце творчества юных). Песни, вошедшие в этот сборник, украшают новогодние концерты и нравятся как сольным исполнителям (песни Снегурочки, песни Деда Мороза), так и детским хоровым коллективам («Петербургское настроение», «Новый год и Рождество»).

Особое место в вокальном творчестве композитора принадлежит патриотическим песням. Хочется привести слова композитора Андрея Петрова: «Особенно удаются композитору В.В. Плешаку песни на гражданскую тему: «А все-таки марши», «Экипаж - одна семья», «Города-города», «Парад Победы» и многие другие...»; «.... Они являются общественным достоянием нашего города.» [2]. Среди них цикл «Песни о подвиге Ленинграда». Вот что говорит Виктор Васильевич о цикле: «Это семь песен, посвящённых мною родителям, которые все 900 дней защищали город. Мама тушила зажигательные бомбы и работала в госпитале, а также была участницей ансамбля ПВО: пела в хоре, танцевала и играла в женском джаз-оркестре на ударных. Этот ансамбль дал 600 концертов в блокадном Ленинграде.

Папа был начальником автопарка, где чинили машины командного состава. Починят - и сразу на фронт. Эта тема сопровождает меня всю жизнь» [4].

Пожалуй, самая знаменитая песня этой тематики - песня «Ленинградки», посвящённая маме композитора Елене Федоровне.

По словам Виктора Васильевича, эту песню Нина Ургант пела на концертах четыре тысячи раз. Произведение это можно слушать бесконечно, сила воздействия его на слушателей («до мурашек», «до слез») не ослабевает. Это песня - монолог, негромкий и сдержанный, и от этого еще более трагический и страшный. Поразительно правдивая музыкальная интонация («Ты знаешь, ты помнишь..»), мелодия на грани мелодекламации, длинные остановки в конце фраз (потому что невозможно, тяжело даже вспоминать об этом времени, а говорить - больно), приглушенная динамика -доверительный рассказ - так звучит повествование о страшных днях блокады. Пронзительные тритоновые интонации, благородно сдержанные, упрямые, не сдающиеся восходящие маршевые квартовые ходы - все это средства музыкальной выразительности, рисующие образ несгибаемой воли ленинградцев, переживших блокаду.

Как-то, присутствуя на концерте в БКЗ «Октябрьский», Виктор Васильевич услышал песню «Ленинградки» в исполнении Елены Ваенги и попросил, чтобы их представили друг другу. Курьезный и

грустный случай: Ваенга удивилась, что автор жив. Печальна и обидна последняя тенденция - не знать авторов исполняемых произведений.

Песня «Помни», вошедшая в сборник «Песни о подвиге Ленинграда», - маленький шедевр. Она удобна в разучивании и по праву украшает репертуар среднего и старшего хоровых коллективов.

Еще одно произведение этого сборника - «Победа Ленинграда». Эту песню чаще можно услышать в исполнении хоров ветеранов, но и детскому хору по силам это изумительное по силе воздействия на слушателя произведение. Пунктирный ритм и мерная маршевая поступь аккордов в аккомпанементе создают сдержанно строгое и торжественное настроение, септимы в крайних голосах звучат скорбно и щемяще.

К 70-летию Великой Победы В. В. Плешаком был создан сборник «Парад Победы».

В него вошли восемь песен, написанные в разные годы на стихи известных российских поэтов. Песни посвящены трагическим и героическим страницам военного прошлого нашей страны, послевоенным будням участников былых сражений. Среди них «Песня о Хатыни», «Девятое мая пришло», «Поселок Ромашки», пронзительный «Вечный огонь» и скорбно-торжественный «Парад Победы». Ко всем песням сборника даны авторские рекомендации по исполнению хором или вокальным ансамблем, что делает нотный сборник своего рода методическим пособием, отличным дополнением к хоровому репертуару коллектива.

Показательна цитата из интервью, данного композитором: «А если бы вы не стали композитором, то кем бы хотели быть? - Я бы в любом случае стал композитором, потому что музыка - это мой язык. Это то, что идет изнутри. У спортсмена язык - это его тело, у певца - голос, а для меня язык - это ноты. Могу себя выразить, только сочиняя музыку» [3].

А вот и подтверждение вышесказанного. Это только примерный список произведений В.В. Плешака: шесть опер, музыка к двум балетам и к 44 мюзиклам и водевилям, музыка к 21 новогоднему музыкальному спектаклю,19 кантатно-ораториальных произведений, музыка к 1 1 фильмам , 33 драматическим спектаклями и , как уже упоминалось, более 700 песен!!!

В процессе подготовки материалов статьи, нами был проведен опрос среди коллег педагогов-хоровиков.

Нас интересовало: 1. Какие произведения В. В. Плешака поет хор, руководимый вами? 2. Какие произведения В.В. Плешака вы знаете, но пока не можете взять в репертуар хора по разным причинам? 3. Как относитесь к творчеству В.В. Плешака? Большинство респондентов ответили, что песни В. Плешака (и его сына С. Пле-

шака) знают и любят. У кого-то в репертуарном списке много произведений Виктора Васильевича, у кого-то одно или два, но «Экипаж», «Ленинградки», и, конечно, «Неповторимый Петербург» знают, любят и исполняют все! Это классика!

Замечательные слова сказаны другом композитора и его биографом Олегом Михайловичем Сердобольским:

«Музыку Виктора Плешака отличает неповторимый петербургский стиль. И в детских песнях композитора обнаруживаются знакомые и очень привлекательные черты: в хорошем смысле традиционность и музыкальная доступность, мелодическая строгость и «корректность» линий, даже в некотором роде музыкальная элегантность! И совсем не важно, в каком жанре звучит эта музыка -будь то песни-пожелания, юмористические, лирические, праздничные песни. Яркость, сценичность, запоминаемость музыкального материала - все это, конечно, следствие (или, наоборот, причина?) огромного опыта работы автора в области детского музыкального театра - жанра, предъявляющего одни из самых высоких требований к композитору» [4].

К сожалению, объем статьи не позволяет раскрыть все грани творчества В. В. Плешака. Оперы для детей, кантатно-ораториальные произведения, произведения композитора для детского музыкального театра представляют огромный интерес.

В силу разных причин не у всех учащихся музыкальных школ, да и педагогов-хормейстеров есть возможность увидеть и услышать эту музыку, что называется, «вживую». Тем важнее, замечательные творческие встречи с нашими современниками - петербургскими композиторами, которые организовывает в ЛГУ им. А. С. Пушкина замечательный педагог и доктор философских наук, профессор, кандидат искусствоведения, пианистка Татьяна Петровна Самсонова.

В заключение хочется сказать: одна из песен Виктора Васильевича Плешака, вошедших в сборник «50 песен» (к 60-летию со дня рождения), называется «Раздаю прохожим счастье».

На наш взгляд, это и есть жизненное кредо члена Союза композиторов, члена Союза театральных деятелей, академика Международной академии наук экологии, безопасности человека и природы, заслуженного деятеля искусств РФ, лауреата 29 международных и российских композиторских конкурсов; лауреата премии Ленинградского комсомола (1980); обладателя медали к ордену «За заслуги перед Отечеством II степени» (2009), премии правительства Санкт-Петербурга «За достижения в области композиторского искусства», (2013), дипломанта национальной театральной премии «Золотая маска» (2000) и международного детского театрального фестиваля «Синяя птица» (2000), члена «Международного клуба петербуржцев», композитора Виктора Васильевича Плешака.

Список литературы

1. Виноградова П. Виктор Васильевич Плешак // С.-Петерб. ведомости. -2014. - 21 нояб.

2. Плешак В. Купца Калашникова я написал за два месяца, работая по 20 часов в сутки // Вечерний Петербург. - 2014. - 5 нояб.

3. Плешак В. Моя веселая профессия. - СПб.: Союз художников, 2008. -240 с.

4. Сердобольский О. Виктор Плешак. Эскиз портрета. - СПб.: Композитор -Санкт-Петербург, 2011. - 44 с.

5. УКЬ: /ги^1к1реЬ1а.огд^1к1/Плешак Виктор_Васильевич.

Г. В. Григорьева Тематический процесс в Третьей симфонии Г. Уствольской

Третья симфония Г.И. Уствольской «Иисусе Мессия, спаси нас!» создана в 1983 г. Оригинален состав ее исполнителей: духовые (пять гобоев, пять труб, тромбон и три тубы), струнные (пять контрабасов), ударные (два больших барабана и один теноровый), фортепиано и чтец. Группы оркестра представлены отдельными видами инструментов в том количестве, которое необходимо для динамического равновесия между ними. Как и все «сакральные» симфонии этого автора, она одночастна. Строфическая форма в крупном плане содержит три раздела, по две строфы в каждом (55 : 72 : 56). За исключением «репризы», грани между строфами не заметны и отмечаются возвращением начальной темы.

Все темы симфонии декламационны, но это всегда «речь» не от одного лица, фактура каждой темы принципиально неодноголосна (гетерофония, полифония), исполнение поручено инструментам одного семейства или группы. Преобладание диссонирующих интервалов в моноритмичном сочетании родственных голосов увеличивает массу самого мелодического «тона» и помогает созданию нужного характера.

По ходу развития темы повторяются, сменяют друг друга, образуют новые соединения. При этом преобладает не столько последовательное, сколько совместное их проведение. Они могут изменять тембровую окраску, но всегда сохраняют свое ладовое значение.

Симфонию открывает кластер гобоев (¿вз-вз-в-Ь-с), в котором объем большой септимы частично заполнен секундами общего ряда «тон - полутон»; затем засурдиненные трубы добавляют новые хроматические звуки. В верхних тонах отчетливо слышен мотив из двух восходящих малых секунд. Вступление - это материал будущих тем. В ладовом отношении неполнота гемитоники (нет звуков д, аз, а, Л) создает импульс к развитию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.