Научная статья на тему 'Развитие поиска новых форм музыкального обучения в музыкальном образовании на рубеже XIX и XX вв.'

Развитие поиска новых форм музыкального обучения в музыкальном образовании на рубеже XIX и XX вв. Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
168
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие поиска новых форм музыкального обучения в музыкальном образовании на рубеже XIX и XX вв.»

Л.П. Василькова

Развитие поиска новых форм музыкального обучения в музыкальном образовании на рубеже XIX и XX вв.

Российская вокально-хоровая педагогика в начале XX в. развивалась в русле тенденций, заложенных в XVIII-XIX вв. в деятельности Придворной певческой капеллы, Глуховской школы пения и ряда духовных учебных заведений. Крупнейшим центром научных исследований церковного пения, подготовки учителей пения и регентов высокой квалификации стало Московское Синодальное училище церковного пения. Оно было организовано при Синодальном хоре в 1857 г. В училище было два отделения: певческое (1-5 классы) -для обучения малолетних певчих и регентское (6-9 классы) - для старших воспитанников. Кроме этого, при училище действовали регентские курсы для взрослых, и обучалась группа стажеров-хоровиков.

Первая русская консерватория была открыта в 1862 г. в Петербурге, в которой в основном осуществлялось обучение инструментальному исполнительству, вокальному искусству и композиции. Среди первых педагогов, помимо А. Г. Рубинштейна, который стал первым директором консерватории, вели педагогическую деятельность А. Есипова, Л. Брассен, С. Ментер, Л. Ауэр, К. Давыдов,

A. Вержбилович и др.

В 1866 г. по инициативе Н.Г. Рубинштейна, значительную часть своей жизни посвятившего педагогике, на базе действовавших ранее музыкальных классов, была открыта Московская консерватория, носящая ныне имя П.И. Чайковского. Отметим, что П.И. Чайковский, будучи одним из первых выпускников Петербургской консерватории, в 26 лет стал профессором Московской консерватории. Кроме П.И. Чайковского и Н.Г. Рубинштейна, занятия в ней вели теоретики Г.Л. Ларош и К.К. Альбрехт, пианисты А.И. Дюбюк, Н.С. Зверев, скрипач И. Гржимали, вокалисты А.Д. Александрова-Кочетова,

B. Н. Кашперов, Дж. Гальвани и др.

В первые десятилетия своего существования консерватории включали высшую, среднюю и даже часть начальной ступеней профессионального музыкального образования. Принимались дети и подростки, имевшие начальную музыкальную подготовку и получавшие помимо специального также и общее образование гуманитарного характера. А.Г. и Н.Г. Рубинштейны постоянно заботились о том, чтобы обучение в консерваториях не превратилось в сугубо виртуозное направление, уделяя большое внимание общекультурной и теоретической подготовке учащихся, расширению их музыкального кругозора, развитию музыкального мышления и

139

самостоятельности. По словам Н.Г. Рубинштейна, консерватория должна «... приготовить не только специалистов по тому или иному инструменту, но и музыкантов в обширнейшем смысле этого слова».

Итак, Петербургская и Московская консерватории не только положили начало формированию системы высшего профессионального музыкального образования в России, но и стали центрами распространения музыкальной культуры и пропаганды идей музыкального просвещения.

Российская вокально-хоровая педагогика в начале XX в. развивалась в русле тенденций, заложенных в XVIII столетии в деятельности Придворной певческой капеллы, Глуховской школы пения и ряда духовных учебных заведений. Крупнейшим центром научных исследований церковного пения, подготовки учителей пения и регентов высокой квалификации стало Московское Синодальное училище церковного пения. Оно было организовано при Синодальном хоре в 1857 г. В училище было два отделения: певческое (1-5 классы) - для обучения малолетних певчих и регентское (6-9 классы) -для старших воспитанников. Кроме этого, при училище действовали регентские курсы для взрослых и обучалась группа стажеров-хоровиков.

Развитию училища и совершенствованию учебного процесса способствовал выдающийся русский дирижер и педагог Степан Васильевич Смоленский (1848-1909), бывший в 1889-1901 гг. его директором. Сподвижниками Смоленского были Василий Сергеевич Орлов (1856-1907) и Александр Дмитриевич Кастальский (18561926), «воплотившие свои новаторские замыслы в реформах церковного образования, с одной стороны, и в создании сложной формы организации Синодального хора - с другой». Программа музыкального обучения в училище была чрезвычайно насыщенной и разнообразной, а уровень преподавания - высоко профессиональным. Так, в содержание образования входили: сольфеджио, гармония, чтение хоровых партитур, вокальная подготовка, оркестровый и фортепианный классы, игра в камерном ансамбле, курс «История церковного пения». В старших классах велись занятия по теории и методике постановки голоса, а также проходила хоровая педагогическая практика. Воспитанники Синодального училища, окончившие 9 класс с отличными оценками, получали диплом свободного художника церковного пения (учителя пения); с четверками по главным предметам - диплом II степени и звание регента, за 5 классов образования - диплом III степени.

Таким образом, опыт обучения в Московском Синодальном училище и регентских классах Придворной певческой капеллы заложил основу профессиональной подготовки кадров учителей пения в России.

140

Начало XX в. характеризуется поиском в музыкальном образовании новых форм музыкального обучения, в определенном смысле альтернативных консерваторским. Направление, начатое в деятельности бесплатной музыкальной школы, продолжили созданные после революционных событий 1905 г. народные консерватории.

Народные консерватории создавались прогрессивными деятелями того времени как общедоступные музыкальные учебные заведения, призванные распространять среди широких кругов населения музыкальные знания путем обучения музыке, а также с помощью общеобразовательных общедоступных лекций и концертов. Первая народная консерватория была организована в 1906 г. в Москве как музыкальная секция Общества народных университетов. Возглавил ее Сергей Иванович Танеев и его коллеги - Евгения Эдуардовна Линева и Болеслав Леопольдович Яворский. Основной контингент заведения составляли служащие. Московская народная консерватория (МНК) была своеобразной лабораторией, где впервые практически воплощались возникшие идеи музыкального воспитания. Определенное место в занятиях отводилось слушанию музыки, содержание и методику которых разрабатывал Б.Л. Яворский.

В работе МНК принимали участие Н.Я. Брюсова, Н.Д. Кашкин, А.Б. Гольденвейзер, Л.В. Николаев, К.С. Сараджев и другие известные музыканты и педагоги-исследователи своего времени.

В Петербурге народная консерватории была открыта в 1908 г. После революции 1917 г. народные консерватории открылись во многих городах России: в Киеве (1917 г., по инициативе Б.Л. Яворского), в Пензе (1918 г. по инициативе Алексея Васильевича Касторского), в Красноярске (1920 г., благодаря стараниям Павла Иосифовича Иванова-Раткевича), а также в Ярославле, Витебске, Ташкенте и других городах. Из музыкально-педагогической теории и практики предреволюционных лет следует также отметить деятельность хорового дирижера и певца Александра Дмитриевича Горохова (1857-1918), организовавшего в Перми певческие курсы. Пермские курсы были не временными (обычно летними), а постоянными, т. е. могли обеспечивать хорошую музыкальную подготовку своим выпускникам. Певческие курсы стали кузницей квалифицированных учителей-музыкантов для общеобразовательных школ.

Г.В. Григорьева

О Пятой симфонии Г. Уствольской

Пятая симфония, «Amen», созданная в 1989/90 г., завершает творческий путь Галины Уствольской (1919-2006). Это последнее сочинение подтверждает ее верность выбранному направлению -сакрализации классического инструментального жанра. Новое прочтение древнейшего священного текста, итоговое утверждение соб-

141

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.