Научная статья на тему 'О воспитании и образовании регентов и церковных певчих в современном учебном заведении'

О воспитании и образовании регентов и церковных певчих в современном учебном заведении Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
847
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕРКОВНОЕ ПЕНИЕ / РЕГЕНТЫ / РЕГЕНТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЦЕРКОВНЫЕ ПЕВЧИЕ / СИНОДАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ ЦЕРКОВНОГО ПЕНИЯ / ПРИДВОРНАЯ ПЕВЧЕСКАЯ КАПЕЛЛА / CHANTERS' EDUCATION / COURT CHORISTERS' CHOIR / CHURCH SINGING / CHANTERS / CHORISTERS / SYNODAL COLLEGE OF CHURCH SINGING

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Дабаева Ирина Прокопьевна

Статья посвящена актуальной проблеме воспитания и образования регентов и церковных певчих. Предлагается восстановить указанные специализации в музыкальных вузах. Приведены факты и сведения из более чем тысячелетней истории российских институтов регенства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About education and training of chanters and choristers in modern educational institution

The article is devoted to the actual problem of education and training of chanters and choristers. The restoration of these specializations in higher educational music institutions is suggested. The data and the material from more than thousand-year history of Russian institution of regency are cited

Текст научной работы на тему «О воспитании и образовании регентов и церковных певчих в современном учебном заведении»

И. Дабаева

О ВОСПИТАНИИ И ОБРАЗОВАНИИ РЕГЕНТОВ И ЦЕРКОВНЫХ ПЕВЧИХ В СОВРЕМЕННОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

Обеспокоенность судьбой выпускников музыкальных вузов - талантливых музыкантов, получающих превосходное образование, подготовленных к активной концертной деятельности и, к сожалению, практически, не востребованных в наши дни - заставляет искать новые формы и направления в обучении, связанные с освоением специализаций, потребность в которых явно ощущается в современной культуре.

Сколько еще нужно пианистов, дирижеров, скрипачей в музыкальных школах, училищах, симфонических оркестрах, филармониях сегодня? - Единицы. Сколько специалистов мы выпускаем ежегодно? -Десятки и сотни. Сколько раз приходилось видеть растерянные глаза выпускников и слышать вопрос: «А что же дальше?» - и не находить на него ответа.

Каждый педагог, безусловно, задает себе и другой вопрос: имеем ли мы моральное право готовить молодых людей «в никуда»? И есть ли сегодня реальный выход из ситуации?

Сегодня перед музыкантами открываются новые сферы, в которых можно себя реализовать. Одна из них связана с деятельностью на церковном поприще. Повсеместно восстанавливающиеся и вновь открывающиеся православные храмы требуют певчих и регентов. И, как показывает практика, студенты и выпускники консерваторий активно пополняют их ряды. Молодежь привлекает то, что данная сфера деятельности непосредственно связана с профессией музыканта, занимает не так много времени (в основном, субботу и часть воскресенья), и, конечно же, неплохо оплачивается. В храмах Ростовской епархии трудятся не только студенты-хоровики и вокалисты, но и музыковеды, пианисты, скрипачи, народники, словом, представители всех специальностей. И педагоги это хорошо знают. Но готовим ли мы их к этому роду деятельности? - Нет.

Вместе с тем, воспитание и образование церковных певчих и регентов - процесс длительный и обстоятельный.

Читая в консерватории курс «Основы древнерусской музыки», я постоянно убеждаюсь в дефиците знаний студентов в области национальной духовной культуры. До сих пор для целого ряда из них русская композиторская школа начинается от Глинки

или же, в лучшем случае, от Бортнянского. Объем сведений о церковной музыке ограничивается фамилиями лишь некоторых русских композиторов, чьи сочинения в последнее время зазвучали на концертной эстраде: «Всенощное бдение» и Литургия Рахманинова, «Не отвержи мене во время старости» Березовского, концерты Бортнянского, Архангельского, некоторые духовные произведения Чеснокова... Возможно, кто-то из хоровиков или музыковедов припомнит, что на духовные тексты писали музыку Чайковский или, например, Гречанинов. Имена многих и многих русских композиторов, отдавших свое вдохновение и мастерство созданию произведений для церкви, поколению молодых музыкантов сегодня, к сожалению, не говорят ни о чем. Они не имеют никаких представлений о церковном порядке, строении службы, не знают гласов, не умеют петь по богослужебным книгам стихиры, тропари, кондаки. Вместе с тем, многие из них считают себя высококлассными церковными певчими, а некоторые даже осмеливаются регентовать, не осознавая, за какое сложное и ответственное дело берутся. В полном соответствии со знаниями находится и отношение к церковной культуре: пение в храме для них ничем не отличается от концертного выступления в светском зале. Манера исполнения, стиль поведения - все демонстрирует отсутствие связи с национальной традицией, развивавшейся на протяжении столетий.

Этим обусловлены задачи, которые стоят перед педагогами, взявшими на себя ответственность за подготовку студентов для подобного рода деятельности: раскрыть богатство церковно-певческой культуры, ее самобытность, отличие от светской, познакомить с национальными традициями, снабдить знаниями богослужебного порядка.

И здесь не надо ничего изобретать. Многие и многие известные музыканты в дореволюционной России приложили немало сил, чтобы создать стройную систему образования и воспитания церковных певчих и регентов, и добились на этом пути превосходных результатов. Нам остается лишь обобщить результаты их деятельности и воспользоваться этим замечательным опытом.

Вспомним некоторые страницы истории.

Институтам регентства на русской почве свыше тысячи лет. Сведения о воспитании певчих и реген-

Музыкальное образование

тов в Древней Руси весьма скудны. Это и понятно, поскольку драгоценный опыт передавался из уст в уста, от опытных мастеров к малолетним певчим.

Зато сохранились многочисленные сведения, относящиеся к XIX веку. Прежде всего, необходимо вспомнить о деятельности двух лучших учебных (учебно-творческих, учебно-воспитательных) заведений дореволюционной России, имевших многовековые богатейшие традиции - Синодального училища церковного пения (и Синодального хора) в Москве и Придворной певческой капеллы (и Регентских курсов при ней) в Санкт-Петербурге. Именно их опыт в воспитании регентов и церковных певчих должен быть использован сегодня.

На протяжении длительного времени руководители Придворной певческой капеллы стремились открыть регентские классы. Систематическое обучение регентскому делу началось с середины XIX века. В 1846 году вышел специальный указ Святейшего Синода, в соответствии с которым учителями пения и регентами хоров в России могли быть исключительно лица, получившие соответствующие аттестаты в Придворной певческой капелле (сравним с сегодняшней ситуацией, когда регентом может быть любой, даже не имеющий никакого образования!). Становление регентского образования осуществлялось благодаря усилиям и настойчивости директора Придворной певческой капеллы А. Н. Львова. Учителям пения и регентам, закончившим регентские классы при капелле, выдавались аттестаты трех степеней. Аттестат регента третьего (низшего) разряда давал право разучивать с хором только простейший Обиход, издававшийся капеллой. Регент второго разряда получал привилегии обучать хор авторским сочинениям (разрешенным капеллой). Наконец, регент первого разряда имел право сочинять произведения, предназначенные для богослужения.

Святейший Синод указывал архиереям на необходимость давать разрешение регентовать только тем лицам, которые прошли обучение в капелле. Архиереям вменялось в обязанность посылать в капеллу лучших певчих, которые затем становились регентами церковных хоров. Каждые четыре года они должны были приезжать в Санкт-Петербург и подтверждать право на занимаемую должность. Таким образом, на капеллу возлагался постоянный надзор за деятельностью русских церковных хоров. Благодаря этому, Придворная певческая капелла на протяжении XIX века оставалась ведущей в России школой регентов. Вначале сохранялась устная традиция передачи знаний: вновь

прибывшие регенты и певчие могли сами выбирать себе учителя и таким образом перенимать опыт. С 1884 года обучение в регентских классах проходило по новым программам, специально разработанным руководителями капеллы М. А. Балакиревым и Н. А. Римским-Корсаковым. С этого времени уровень теоретического образования соответствовал консерваторскому.

Еще более высокий уровень подготовки регентов и певчих демонстрировало Синодальное училище церковного пения в Москве, и, прежде всего, начиная с 1886 года, когда оно было переведено из статуса низшего учебного заведения в статус среднего. В это время счастливым образом соединились судьбы трех выдающихся музыкантов: руководителем хора стал выпускник Синодального училища и Московской консерватории, получивший аттестат регента от Придворной певческой капеллы, В. С. Орлов, в должность директора вступил С. В. Смоленский, педагогическую практику начал А. Д. Кастальский. Результатом их деятельности в Синодальном училище и хоре стало достижение уникального синтеза строгой литургичности и непревзойденной хоровой техники, гармоничное сочетание музыкального и церковного образования. Среди предметов, изучаемых в Синодальном училище, - общая теория музыки, учение о гармонии, контрапункте, формах (в том числе - формах духовно-музыкальных сочинений), постановка голоса, сольфеджио, история музыки, история церковного пения, методика церковного пения, курс чтения о народной музыке, изучение духовно-певческой литературы, уставное пение, русская музыкальная палеография, история искусств, управление хором, фортепиано, скрипка, хоровой и инструментальный ансамбль, чтение хоровых партитур.

Программа каждого предмета отличалась насыщенностью и выверенностью. Так, в курсе «Церковное пение и его история» учащиеся знакомились с песнопениями разных времен, изучалась теория древнерусских роспевов: особенности строения мелодии, организация ритма, формообразование. Большую часть роспевов требовалось знать наизусть. В седьмом классе осваивалась древнерусская крюковая нотация. В восьмом - история древнехристианской и древнерусской музыки, различные виды нотаций, русские богослужебные книги. В девятом - гармоническое пение русской православной церкви вплоть до новейшего времени. Изучалась также историография русского церковного пения (по трудам Д. В. Разумовского, С. В. Смоленского, В. М. Металлова, И. И. Вознесенского,

И. Дабаева. О воспитании и образовании регентов и церковных певчих в современном учебном заведении

А. В. Преображенского и других). Продолжалось ознакомление с церковно-певческой палеографией и семиографией, русские нотации рассматривались в сравнении с византийскими. В блоке богословских предметов - литургика, катехизис, священная история Ветхого и Нового Завета, история церкви, церковнославянский язык. Обучение велось на протяжении девяти лет: в первых пяти классах учащиеся получали квалификацию певчих и лишь в последних четырех - регента.

Синодальное училище церковного пения в начале XX века называли «Академией церковной музыки» или «Духовной консерваторией». Сравнение программ данного учебного заведения и Московской консерватории приводит к выводу о более основательном обучении именно в Синодальном училище. В результате из него выходили специалисты высочайшей квалификации.

В 1913 году Кастальский, занимая пост директора Синодального училища, поднял вопрос о его преобразовании в высшее учебное заведение. Однако этим планам не суждено было сбыться. После революции 1917 года все духовные учебные заведения были преобразованы в светские: Синодальное училище в 1918 году в - Народную хоровую академию, а затем, в 1923 году - в хоровой подотдел Московской консерватории. Важным оказалось то, что в организации высшего дирижерско-хорового образования в советской России огромную роль сыграли педагоги Синодального училища церковного пения: в создании кафедр хорового дирижирования как в Москве и Петербурге, так и в регионах, деятельное участие приняли бывшие синодалы, получившие блестящее регентское образование, -А. Кастальский, П. Чесноков, Н. Данилин, А. Никольский, М. Климов, В. Степанов, А. Преображенский. Основу методических принципов отечественной хоровой педагогики, разработанных профессорами и педагогами Московской консерватории под руководством Н. Данилина, составляли планы Синодального училища. Они являются ведущими в воспитании хорового дирижера и в настоящее время.

Вот почему так важно сегодня именно консерваториям восстановить традицию воспитания певчих и регентов церковных хоров.

В последнее время открылось немало учебных заведений разного уровня. Впервые после полувекового перерыва вопрос о подготовке регентов был поставлен Святейшим Синодом в 1967 году. С этого времени началось систематическое обучение регентов. Основу контингента составили воспитанники

семинарий, которые обучались на трехгодичных курсах по специальным программам. С 1979 года регентский класс существует при Ленинградской духовной академии. В настоящее время регентские отделения представляют собой средние учебно-музыкальные заведения с четырехгодичным обучением.

В 1995 году в Москве в приходе храма Богоявления в Китай-городе был открыт Учебно-педагогический комплекс «Московская городская учительская семинария». Двумя годами позднее на базе отделения «Духовная музыка» данного учебного заведения начала свою образовательную деятельность Московская Ре-гентско-певческая семинария, которая в настоящее время состоит из училища церковного пения и Высших регентских курсов. В училище действуют два отделения: певческое и регентское. На певческом студенты основательно изучают Устав, а также получают знания в области церковной и классической музыки в том объеме, который необходим для их профессиональной деятельности. По окончании трехгодичного обучения они получают квалификации «певчий церковного хора» и «уставщик». По рекомендации Совета Регентско-певческой семинарии, выпускники регентского отделения могут продолжать свое образование на Высших регентских курсах (четвертый и пятый год обучения), которые предполагают более основательное ознакомление с дирижерско-хоровым делом.

Несмотря на отмеченные позитивные тенденции, в образовании регентов на современном этапе существуют явные недостатки, связанные с тем, что выпускники регентских классов имеют очень слабую музыкальную подготовку. А у студентов музыкальных училищ и консерваторий, принимающих участие в певческом оформлении православных богослужений, отсутствуют знания в области литургики, догматики, истории церковного пения и других церковных наук. Вот почему важнейшая задача высшего дирижерско-хорового образования на современном этапе, в связи с востребованностью регентов церковных хоров, заключена в разработке программ, направленных на всестороннее обучение специалистов данного профиля. Целесообразным было бы предоставить возможность получать указанную специализацию в стенах вуза и студентам других факультетов.

Сегодня безмолвствуют многие русские храмы, другие - оглашаются пением, не соответствующим национальным богослужебно-певческим традициям. Число выпускников музыкальных вузов, остающихся без работы, неуклонно растет. Мы же, педагоги, даже не пытаемся найти очевидный выход из сложившейся ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.