Научная статья на тему 'РАСПРОСТРАНЕНИЕ И ПРИЧИНЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕРМАТОЗОВ РАБОЧИХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА В 1958—1992 гг.'

РАСПРОСТРАНЕНИЕ И ПРИЧИНЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕРМАТОЗОВ РАБОЧИХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА В 1958—1992 гг. Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
44
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — С.В. Суворов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dermatoses are among the most prevalent occupational diseases on the railway transport; in 1961-1975 their share in total morbidity was 40%. The structure of diseases was as follows (%): contact dermatosis 87.4, eczema 6.8, allergic drug-induced dermatitis 1.4, folliculitis, toxicoderma, chemical burns, radial dermatitis and other kinds of dermatosis 0.84. The main causes of diseases were the use of many chemicals in transport processes and of Diesel engines on trains.

Текст научной работы на тему «РАСПРОСТРАНЕНИЕ И ПРИЧИНЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕРМАТОЗОВ РАБОЧИХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА В 1958—1992 гг.»

© С. В. СУВОРОВ. 1994

УДК 616.5-057-02:613.6:656.2]:313.13

С. В. Суворов

РАСПРОСТРАНЕНИЕ И ПРИЧИНЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕРМАТОЗОВ РАБОЧИХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА В 1958—1992 гг.

ВНИИ железнодорожной гигиены, Москва

Значительное место, занимаемое уже более 50 лет дерматозами в общей картине профессиональной патологии в промышленности, сельском хозяйстве и на транспорте во всех развитых странах, многие исследователи связывают с широкой химизацией всех производственных процессов [1, 2, 4, 5, 7].

Анализ отечественной и зарубежной литературы за последние 30—40 лет, представленный в [7, 9], и собственный 27-летний опыт исследований в этой области убедили нас в том, что проблема причинно-следственной связи заболеваемости профдерматозами с химизацией так же актуальна для железнодорожного транспорта, как и для других отраслей народного хозяйства, и что эффективное решение хотя бы части вопросов профилактики этих заболеваний на транспорте может явиться вкладом в решение таких же вопросов в других отраслях народного хозяйства.

Начиная исследования данной проблемы в середине 60-х годов, мы наблюдали резкий подъем заболеваемости профдерматозами среди железнодорожников. В исследованиях Е. Д. Бренера, И. Е. Сосонкина [3], М. М. Виленского, Г. И. Уманского, Э. И. Марголина, Н. К. Григо-раша, М. Hewitt, J. S. Brown и др. [7] было обращено внимание лишь на этиологическую роль бихромата калия, применяемого в охлаждающей воде дизелей тепловозов. По настоянию гигиенистов в мае 1965 г. этот ингибитор коррозии металлов был запрещен к применению приблизительно в половине эксплуатировавшихся тогда тепловозов. Точнее, запрет касался лишь некоторых типов тепловозов с алюминиевыми деталями цилиндров и свинцово-оловянистой пайкой в дизелях. Это, конечно, уменьшило число случаев профессиональной экземы и контактного дерматита в тех депо, в которых внедрялись профилактические рекомендации ВНИИ железнодорожной гигиены, но не решило проблему профессиональных дерматозов в большинстве других депо и тем более в других производственных железнодорожных объектах.

Ряд комиссионных проверок и обследований Главсанупра МПС на различных дорогах, проведенных с нашим участием в 1966—1967 гг. подтвердил низкий уровень выявления лечащими врачами некоторых дорог случаев профдерма-тозов, недостаточное знание действительных причин заболеваний. В связи с этим предпринятое нами исследование было комплексным и включало изучение распространения заболеваний, их причин в профессиональных группах риска, а также разработку мер профилактики.

В таблице приведены сравнительные показатели заболеваемости всеми профболезнями и профессиональными дерматозами за 35 лет среди рабо-

чих сети железных дорог страны. За 100 принят уровень 1963 г. Материалы 1958—1975 гг. разработаны автором по единой методике, на основе которой совместно с А. И. Абрамовской, К. П. Ху-бояном и А. П. Стюнековым разработаны действовавшие до 1986 г. методические указания по упорядочению учета и отчетности профзаболеваний на транспорте, учитывающие наш опыт. С 1976 г., когда тенденции заболеваемости дерматозами практически не менялись, мы руководствовались данными, собираемыми Центральной санэпидстанцией по названным методическим указаниям. Исходным материалом служили квартальные и годовые отчетные данные врачебно-санитарных служб (ВСС) железных дорог, присылавшихся в Главсанупр МПС, и именные списки больных, являющиеся выкопировками из актов расследования профотравлений или профзаболеваний, а также учета лиц, у которых впервые обнаружено хроническое профессиональное отравление или заболевание. Разработка охватывает данные о больных. Проведены группировка и шифровка материала, перенесенного на перфокарты формата К-7, по годам заболеваний, отдельным дорогам, службам и хозяйствам, профессиям больных, полу, возрасту, стажу, диагнозу заболевания, его исходу. Счетная обработка осуществлена на малой электронной счетной машине.

Нарастание заболеваемости профессиональными дерматозами среди железнодорожников на-

Относительные уровни заболеваемости рабочих железных дорог страны всеми профессиональными болезнями и профдерматозами в 1958—1992 гг.

Год Сравнительные показатели Год Сравнительные показатели

все заболевания дерматозы все заболевания дерматозы

1958 51,5 8,13 1975 20,0 2,59

1959 43,0 13,55 1976 19,7 2,02

1960 86,0 36,21 1977 19,4 1,79

1961 61,9 49,14 1978 16,4 1,56

1962 84,0 88,79 1979 16,2 1,79

1963 100,0 100,0 1980 13,7 1,79

1964 86,0 84,48 1981 13,6 0,37

1965 64,5 57,14 1982 9,1 0,59

1966 38,0 13,3 1983 9,7 0,74

1967 45,0 8,5 1984 10,71 2,14

1968 54,0 9,24 1985 8,32 1,19

1969 36,0 6,28 1986 10,63 0,59

1970 28,6 4,05 1987 10,55 2,26

1971 27,0 5,17 1988 8,82 0,95

1972 24,0 3,20 1989 8,82 0,47

1973 27,0 3,69 1990 12,27 0,59

1974 22,0 0,99 1992 7,45 0,26

Примечание. В 1992 г. отчетность охватывает только железные дороги Российской Федерации, за 1991 г. данных нет.

блюдалось, как видно из таблицы, в начале 60-х годов и достигло пика в 1963 г. Заболеваемость дерматозами в разные годы по отношению к 1963 г., принятому за 100, составляла в 1965 г.—57,14, в 1970 г.—4,05, в 1975 г.— 2,59, в 1980 г. — 1,79, в 1985 г. — 1,19, в 1992 г. -0,26. Такая же положительная тенденция выявлена в динамике всей профессиональной заболеваемости. Интенсивность последней составляла в 1963 г. — 100, в 1965 г. — 64,5, в 1970 г. — 28,6, в 1975 г. — 20,6, в 1980 г. — 13,7, в 1985 г. — 8,32 и в 1992 г. — 7,45. Эти сравнения позволяют выявить параллелизм всей профзаболеваемости и заболеваемости дерматозами среди железнодорожников за весь представленный период.

Объясняется это большой долей дерматозов в обшей сумме заболеваний.

Удельный вес дерматозов в общей массе профессиональных заболеваний в 1961 —1975 гг. значителен — 41,4%. В первом пятилетии (1961-1965 гг.) он составлял 65,6 %, во втором (1966— 1970 гг.) — 13,6 %, в третьем (1971 — 1975 гг.) —

8.6 %. В последующие годы удельный вес дерматозов среди профзаболеваний колебался от 19,7 до 8,82 %.

Заболеваемость профдерматозами в последние {) 17 лет (1976—1982 гг.) можно оценить как невысокую, что связано с планомерной реализацией из всей сети дорог оздоровительных мероприятий, рекомендованных ВНИИ железнодорожной гигиены и внедренных ВСС дорог и МПС. Если в 60— > 70-е годы дерматозы занимали основное место в профессиональной заболеваемости и даже определяли ее динамику, то в 80-е годы они отошли на 4—5-е место и не определяют ни уровня, ни динамики всех профессиональных заболеваний.

Анализ нозологической структуры заболеваний показал, что в общей массе заболеваний 87,4 % составлял контактный дерматит, 6,2 % — экзема,

3.7 % — фотодерматит, 1,4 % — аллергический лекарственный дерматит, 0,23 % — фолликулит, 0,06 % — токсидермия и 0,01 % — химический ожог, лучевой дерматит и прочие дерматозы. Как видно, основную массу профдерматозов составили аллергические заболевания (контактный дерматит, экзема, фотодерматит).

Доказано, что работники локомотивного хозяйства болеют значительно чаще, чем работники других хозяйств отрасли. Например, в 1963 г. коэффициенты распространения этих заболеваний среди работников локомотивного хозяйства были в 29,3 раза выше общесетевых (т. е. среди всех железнодорожников отрасли), в 1965 г.— в 33,7 раза, в 1970 г.— в 7,5 раза, в 1972 г.— в 10 раз. В общей массе больных сети дорог за 1961 —1975 гг. работники этого хозяйства составили 75,7 %. Этим разделом исследований была доказана четкая профессиональная «локализация» основной массы аллергодерматозов (работники локомотивного хозяйства). В нашей санитар-но-диагностической схеме изучения причинно-следственных связей заболеваемости и химического микроокружения на производствах представленные исследования составили первый этап.

Логика дальнейшего поиска причин дерматозов явно химической этиологии требовала гигиенической оценки «детальных» профессий, в которых ранее выявлялись или потенциально могли быть

профдерматозы, ибо только в такой исследовательской плоскости наиболее полно раскрываются связи «между профессиональностью и заболеваемостью».

С этой целью по единым организационно-ме-тодическим схемам проводились гигиенические исследования и целевые медицинские осмотры в 10 локомотивных депо на разных дорогах (в 1966—1972 гг.), а в 3 из них комплексные исследования осуществлялись несколько раз (1966— 1984 гг.) с участием дерматологов, терапевтов, гигиенистов, химиков, иммунологов. В 70—80-е годы подобные исследования проведены в вагонных депо, на электромеханическом, электровозо-ремонтных и шпалопропиточных заводах1. В процессе работы уточнялся и расширялся перечень профессий риска и факторов риска заболеваний в разных хозяйствах и службах, уточнялись источники вредного действия химических факторов производственной среды.

Была установлена реальная опасность аллергенного и кожнораздражающего действия би-хромата калия и комплекса технологически необходимых веществ на организм работающих почти при всех ручных операциях на тепловозных двигателях. При контакте со щелочными растворами бихромата наблюдали большее число больных аллергодерматозами, чем среди персонала, контактирующего со слабокислыми растворами этого аитиоксиданта (последние используются и поныне в тех тепловозах и дизельпоездах, в которых бихромат нельзя было изъять по техническим причинам). Неблагоприятное дополнительное влияние щелочности на развитие контактного аллергического дерматита подтверждено и в наших экспериментах на морских свинках, проведенных совместно с В. И. Чернышовой [7].

Гигиеническое изучение эксплуатации и ремонта дизелей и спектральный анализ «работавших» дизельных топлив, масел и охлаждающих растворов, из которых исключали хром, показали, что дополнительными источниками попадания его во все указанные жидкие среды, с которыми контактируют локомотивные и ремонтные бригады, являются частицы износа хромсодержащих стальных деталей дизеля и постоянные микропримеси к различным химическим материалам, используемым при техническом обслуживании и ремонте. Обязательное при всех наших медосмотрах кожное аллергологическое тестирование также показало, что наиболее частым фактором сенсибилизации рабочих депо оказался бихромат калия, причем и там, где его уже не было в охлаждающей воде. При повторных исследованиях наблюдали переход у ряда больных моновалентной сенсибилизации к хрому в ди- и поливалентную, а также случаи многолетней латентной сенсибилизации у рабочих без клинических признаков аллерго-дерматоза.

Кожным аллергологическим тестированием установлена также этиологическая роль в разви-

1 В сборе гигиенического и клинического материала в разные годы участвовали наряду с автором статьи Т. С. Тихова, Р. Я. Штеренгарц, А. О. Григорян, Т. Д. Лиенко, В. А. Кар-пушин, Э. А. Баткаев, Л. А. Вороновицкая. А. С. Кракопе. В. А. Полякова.

4

—27—

тии контактного и аллергического дерматита таких компонентов консистентных смазок, как гидрат окиси лития и дифениламин.

Поиски неизвестных ранее источников хрома как фактора сенсибилизации рабочих позволили расширить перечни профессий риска возникновения аллергодерматозов и других аллергозов в других железнодорожных производствах (вагоноремонтные депо и заводы, электромеханические и другие производства).

Обобщающим разделом в этой серии наших работ явилось изучение изменений структуры контингента рабочих сети железных дорог, подлежащих предварительным и периодическим медицинским осмотрам.

По нашим данным, в связи с опасностью вредного действия химических веществ в 60—70-е годы осматривалось 39,73 % всего контингента, в том числе 26,16 % работающих с раздражителями кожи. Дальнейшие наблюдения показали, что структура осматриваемых рабочих на основе приказов Минздрава СССР последних 3 пересмотров (№ 400 — 1960 г., № 700 — 1984 г. и № 555,— 1989 г.) существенно не менялась, хотя удельный вес отдельных групп химических продуктов различался. Так, удельный вес контингентов работающих, имеющих контакт с хромом, никелем и кобальтом, увеличился к 80-м годам в разных хозяйствах в 1,5—2 раза, имеющих контакт с нефтепродуктами — приблизительно на 1 /3, с растворителями — в 1,3 раза. В то же время произошло уменьшение доли лиц, контактирующих с эпоксидными смолами, с кислотами.

В течение последних 25 лет мы составляли и уточняли перечень профессий и производств, в которых возможны случаи заболеваний профдерма-тозами. Около 20 профессий было внесено на этой основе в отраслевой приказ по проведению предварительных и периодических медосмотров № П-16077/П-676 от 10.06.70 (в развитие приказа Минздрава СССР № 400 от 1969 г.). Позднее отраслевые приказы не переиздавались, поэтому дополнительные перечни до 100 профессий риска отражены в наших публикациях [7, 9, 10].

Последние наши перечни включены в общие списки профессий риска возникновения профзаболеваний в 3-м томе «Руководства по железнодорожной медицине» (1992 г.) и приведены в работе [10]. Эти перечни отражают потенциальную опасность возникновения профессиональных дерматозов среди работников не только локомотивного хозяйства, о чем сказано выше, но и многих других хозяйств и служб — вагонного, путевого, заводских и специализированных объектов (электромеханических, по изготовлению железнодорожных смазок, шпалопропиточных и промывочно-пропарочных предприятий).

Вопросы профилактики профдерматозов не входят в задачу статьи. Внедренные по нашим рекомендациям технические, технологические и санитарно-гигиенические мербприятия оценены по результатам снижения заболеваемости рабочих [6—8, 10].

Необходимо, однако, обратить внимание на низкое качество выявления профдерматозов на многих производственных объектах. Например, нашими целевыми осмотрами рабочих электромеханического и четырех ремонтных локомотиворемонт-

ных заводов в 1976—1977 и в 1984—1986 гг. показано, что официальная регистрация практически вообще не отражает заболеваний электроизолировщиков секционных цехов и участков (профэкзема, аллергический дерматит). В связи с этим вне поля зрения санитарных врачей оставалась большая группа ингредиентов пропиточных компаундов и клеев, в том числе на основе сильных аллергенов — эпоксидных, фенолформальде-гидных и других смол. Недостаточно отражаются в отчетности случаи фотодерматита на шпалопропиточных заводах (даже групповые), экземы, лекарственного аллергического дерматита у медицинских сестер, вызываемого многими медикаментами с побочным аллергенным действием (новокаин, аминазин, аспирин, ряд антибиотиков и др.). Научные случаи профдерматозов связаны и с практикуемым переводом на другую работу по рекомендации врача болеющих работников, которым своезременно не поставлен диагноз профзаболевания. Одним словом, имеется определенное несоответствие относительного благополучия по статистическим показателям, представленным в таблице, и реального распространения заболеваний.

Выводы. 1. Основная масса случаев профессиональных дерматозов среди железнодорожников, выявляемая в последние 35 лет, связана с широкой химизацией производственных процессов в различных железнодорожных хозяйствах и службах.

2. В 1961 —1975 гг. дерматозы химической этиологии составляли более 40 % всех профзаболеваний. В последующие годы благодаря профилактическим мероприятиям их доля значительно уменьшилась, но они по-прежнему остаются в числе основных видов регистрируемых профзаболеваний. Среди регистрируемых профдерматозов основными нозологическими формами являются аллергические дерматозы — экзема, аллергический и контактный дерматит (более 93 %). Постоянно регистрируются фотодерматит, фолликулит, токси-дермия, в единичных случаях — лучевой дерматит.

3. В 60-е годы резкое увеличение числа профдерматозов, обусловившее рост всей профзаболе-ваемости, было связано с повсеместной дизели-зацией тяги (тепловозы, дизельпоезда), с которой связано внедрение больших объемов широкого ассортимента продуктов нефтепереработки (дизельных топлив и масел, других видов топлив и масел, консистентных смазок), сложных охлаж-'дающих и чистящих растворов, растворителей, среди которых представлены облигатные и факультативные раздражители, сенсибилизаторы кожи. Особое место в химической «оснастке» локомотивного вагонного и других хозяйств занимал и продолжает занимать выраженный химический аллерген — бихромат калия.

4. В 70—90-е годы при сохранении патогенного значения основных химических раздражителей кожи, выявленных в 60-е годы, возросло значение некоторых новых для железнодорожных производств химических аллергенов и раздражителей кожи (используемых в электрооборудовании электровозов, тепловозов), таких как синтетические смолы, новых шпалопропиточных составов, новых медикаментов и т. д. Полнее стали

выявляться групповые случаи экземы электроизолировщиков, фотодерматита у рабочих, соприкасающихся со шпалопропиточными составами, лекарственного аллергического дерматита у медработников.

Л итература

1. Антоньев А. А. // Актуальные вопросы профдермато-логии,—М„ 1965,— С. 229—233.

2. Багнова М. Д. Профессиональные заболевания кожи.— Л., 1976.

3. Бренер Е. Д., Сосонкин И. Е. // Электр, и тепловоз, тяга.— 1963,— № 10.— С. 33—34.

4. Долгов А. П. // Актуальные вопросы профдермато-логии,— М., 1965.— С. 5—12.

5. Скрипкин Ю. К., Федоров С. М., Селисский Г. Д. и др. // Вести, дерматол.— 1992.— № 6.— С. 49—52.

6. Сомов Б. А., Долгов А. П., Лопухова К. А.. Рогай-лин В. И. // Технический прогресс и гигиена труда.— М., 1973.— С. 94—101.

7. Суворов С. В. Профилактика профессиональных заболеваний кожи рабочих железнодорожного транспорта как комплексная гигиеническая проблема.— М., 1974.

8. Суворов С. В. /1 Гиг. труда,— 1977,— № 10.— С. 9—12.

9. Суворов С. В., Зинина С. А. // Клинические основы железнодорожной медицины.— М., 1992.— Т. 2,— С. 169— 195.

10. Суворов С В., Штеренгарц Р. Я. Вредные вещества на железнодорожном транспорте.— М., 1986.

Поступила 29.11.93

Summary. Dermatoses are among the most prevalent occupational diseases on the railway transport; in 1961-1975 their share in total morbidity was 40%. The structure of diseases was as follows (%): contact dermatosis 87.4, eczema 6.8, allergic drug-induced dermatitis 1.4, folliculitis, toxicoderma, chemical burns, radial dermatitis and other kinds of dermatosis 0.84. The main causes of diseases were the use of many chemicals in transport processes and of Diesel engines on trains.

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 1994 УДК 613.644:613.681-074

Г. Г. Белоголовский, В. А. Стахова, А. И. Боков, Ю. М. Хабахбашев, А. Ф. Степаненко, В. Г. Ганоцкий, Е. А. Гильденберг, С. П. Стрекало в ский,

А. Р. Квасов

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ШУМА И ВИБРАЦИИ НА РЕЧНЫХ СУДАХ

Азово-Волго-Донской бассейновый центр Госсанэпиднадзора на водном транспорте

Высокая энерговооруженность современных судов, их насыщенность различными устройствами и механизмами создают условия для возникновения шума и вибрации как одного из значимых судовых факторов, оказывающих вредное воздействие на организм человека [14]. Поданным отечественных и зарубежных авторов [2, 3, 8, 15, 16 и др.], уровни шума в большинстве обитаемых помещений судов существенно превышают предельно допустимые: в служебных помещениях — на 4—27 дБ А, в энергетических отделениях — на 3—18 дБ А, в жилых помещениях и помещениях медицинского назначения — до 24 дБ А.

В рулевой рубке судоводители подвергаются воздействию шума выше допустимых уровней на 12—15% [7|, в энергетических отделениях речных судов уровни шума соответствовали допустимым в 30 % случаев [1]. О. Ю. Нетудыхатка

[10] отмечает, что превышение уровней шума на 20 дБ в жилых помещениях встречается в 15 % случаев, на 15 дБ — в 25 %, на 10 дБ — в 35 %, на 5 дБ — в 70 % случаев и подчеркивает, что чаще всего это происходит на диапазонах частот 2000—8000 Гц, особенно неблагоприятно действующих на организм человека.

Величины вибрации на речных судах соответствовали нормативным в энергетических отделениях в 75 % случаев, в служебных — в 40—75 % случаев, в жилых и общественных помещениях — в 28 % случаев [1]. О. Ю. Нетудыхатка [9] отмечает превышение уровней вибрации на большинстве обследованных судов на 10—40 %.

По данным Л. Г. Подуновой и О. И. Пальянова

[11], процент измерений уровней шума и вибрации, проведенных на судах России, превышающих нормативные величины, вырос соответственно с

29,1 и 19,6% в 1989 г. до 40,4 и 27,3% в 1991 г.

Мы провели исследование виброакустической обстановки на речных судах Волго-Донского речного пароходства и ПО «Волго-Донской судоходный канал им. В. И. Ленина». Измерение уровней шума и вибрации и оценку полученных результатов проводили в соответствии с требованиями действующей нормативно-технической документации [4—6, 12, 13].

Проведенные исследования показали, что неблагоприятная виброакустическая обстановка и, следовательно, неудовлетворительные условия труда судовых специалистов отмечаются практически на всех типах речных судов.

В служебных судовых помещениях, к которым относятся ходовой мостик, рулевая, штурманская, багермейстерская, радиорубка и т. п., превышение уровней звука (в дБ А) по сравнению с нормативным уровнем [5] на судах на подводных крыльях (СПК.) типа «Комета», «Метеор», «Заря» составило 15 дБ А, «Восход» — 20 дБ А, «Ракета» — 26 дБ А. На водоизмещающих пассажирских судах уровни звука превышают гигиенические нормативы на 8—15 дБ А (проект 301) и 15— 21 дБ А (проекты 305, 785). В служебных помещениях грузовых судов смешанного «река — море» плавания (проекты 2-95, 92-040) превышение уровней звука было незначительным (на 1 — 2 дБ Л), в то же время на сухогрузах смешанного «река — море» плавания (проект 1557) превышение нормативных величин находилось в пределах 5—15 дБ А. Уровни звука в служебных помещениях грузовых судов внутреннего плавания превышают допустимые на 1 — 17 дБ А, на судах технического флота — на 7—26 дБ А. Чрезвычайно вы-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.