Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ШУМА И ВИБРАЦИИ НА РЕЧНЫХ СУДАХ'

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ШУМА И ВИБРАЦИИ НА РЕЧНЫХ СУДАХ Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
65
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Г.Г. Белоголовский, В.А. Стахова, А.Н. Боков, Ю.М. Хабахбашев, А.Ф. Степаненко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ШУМА И ВИБРАЦИИ НА РЕЧНЫХ СУДАХ»



выявляться групповые случаи экземы электроизолировщиков, фотодерматита у рабочих, соприкасающихся со шпалопропиточными составами, лекарственного аллергического дерматита у медработников.

Л итература

1. Антоньев А. А. // Актуальные вопросы профдермато-логии.—М„ 1965,— С. 229—233.

2. Багнова М. Д. Профессиональные заболевания кожи.— Л., 1976.

3. Бренер Е. Д., Сосонкин И. Е. // Электр, и тепловоз, тяга.— 1963,— № 10.— С. 33—34.

4. Долгов А. П. // Актуальные вопросы профдермато-логии,— М., 1965.— С. 5—12.

5. Скрипкин Ю. К., Федоров С. М., Селисский Г. Д. и др. // Вестн. дерматол.— 1992.— № 6.— С. 49—52.

6. Сомов Б. А., Долгов А. П., Лопухова К. А.. Рогай-лин В. И. // Технический прогресс и гигиена труда.— М., 1973.— С. 94—101.

7. Суворов С. В. Профилактика профессиональных заболеваний кожи рабочих железнодорожного транспорта как комплексная гигиеническая проблема.— М., 1974.

8. Суворов С. В. /1 Гиг. труда,— 1977,— № 10.— С. 9—12.

9. Суворов С. В., Зинина С. А. // Клинические основы железнодорожной медицины.— М., 1992.— Т. 2,— С. 169— 195.

10. Суворов С В., Штеренгарц Р. Я. Вредные вещества на железнодорожном транспорте.— М., 1986.

Поступила 29.11.93

Summary. Dermatoses are among the most prevalent occupational diseases on the railway transport; in 19611975 their share in total morbidity was 40%. The structure of diseases was as follows (%): contact dermatosis 87.4, eczema 6.8, allergic drug-induced dermatitis 1.4, folliculitis, toxicoderma, chemical burns, radial dermatitis and other kinds of dermatosis 0.84. The main causes of diseases were the use of many chemicals in transport processes and of Diesel engines on trains.

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 1994 УДК 613.644:613.681-074

Г. Г. Белоголовский, В. А. Стахова, А. И. Боков, Ю. М. Хабахбашев, А. Ф. Степаненко, В. Г. Ганоцкий, Е. А. Гильденберг, С. П. Стрекало в ский,

А. Р. Квасов

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ШУМА И ВИБРАЦИИ НА РЕЧНЫХ СУДАХ

Азово-Волго-Донской бассейновый центр Госсанэпиднадзора на водном транспорте

Высокая энерговооруженность современных судов, их насыщенность различными устройствами и механизмами создают условия для возникновения шума и вибрации как одного из значимых судовых факторов, оказывающих вредное воздействие на организм человека [14]. Поданным отечественных и зарубежных авторов [2, 3, 8, 15, 16 и др.], уровни шума в большинстве обитаемых помещений судов существенно превышают предельно допустимые: в служебных помещениях — на 4—27 дБ А, в энергетических отделениях — на 3—18 дБ А, в жилых помещениях и помещениях медицинского назначения — до 24 дБ А.

В рулевой рубке судоводители подвергаются воздействию шума выше допустимых уровней на 12—15% [7|, в энергетических отделениях речных судов уровни шума соответствовали допустимым в 30 % случаев [1]. О. Ю. Нетудыхатка

[10] отмечает, что превышение уровней шума на 20 дБ в жилых помещениях встречается в 15 % случаев, на 15 дБ — в 25 %, на 10 дБ — в 35 %, на 5 дБ — в 70 % случаев и подчеркивает, что чаще всего это происходит на диапазонах частот 2000—8000 Гц, особенно неблагоприятно действующих на организм человека.

Величины вибрации на речных судах соответствовали нормативным в энергетических отделениях в 75 % случаев, в служебных — в 40—75 % случаев, в жилых и общественных помещениях — в 28 % случаев [1]. О. Ю. Нетудыхатка [9] отмечает превышение уровней вибрации на большинстве обследованных судов на 10—40 %.

По данным Л. Г. Подуновой и О. И. Пальянова

[11], процент измерений уровней шума и вибрации, проведенных на судах России, превышающих нормативные величины, вырос соответственно с

29,1 и 19,6% в 1989 г. до 40,4 и 27,3% в 1991 г.

Мы провели исследование виброакустической обстановки на речных судах Волго-Донского речного пароходства и ПО «Волго-Донской судоходный канал им. В. И. Ленина». Измерение уровней шума и вибрации и оценку полученных результатов проводили в соответствии с требованиями действующей нормативно-технической документации [4—6, 12, 13].

Проведенные исследования показали, что неблагоприятная виброакустическая обстановка и, следовательно, неудовлетворительные условия труда судовых специалистов отмечаются практически на всех типах речных судов.

В служебных судовых помещениях, к которым относятся ходовой мостик, рулевая, штурманская, багермейстерская, радиорубка и т. п., превышение уровней звука (в дБ А) по сравнению с нормативным уровнем [5] на судах на подводных крыльях (СПК) типа «Комета», «Метеор», «Заря» составило 15 дБ А, «Восход» — 20 дБ А, «Ракета» — 26 дБ А. На водоизмещающих пассажирских судах уровни звука превышают гигиенические нормативы на 8—15 дБ А (проект 301) и 15— 21 дБ А (проекты 305, 785). В служебных помещениях грузовых судов смешанного «река — море» плавания (проекты 2-95, 92-040) превышение уровней звука было незначительным (на 1 — 2 дБ Л), в то же время на сухогрузах смешанного «река — море» плавания (проект 1557) превышение нормативных величин находилось в пределах 5—15 дБ А. Уровни звука в служебных помещениях грузовых судов внутреннего плавания превышают допустимые на 1 — 17 дБ А, на судах технического флота — на 7—26 дБ А. Чрезвычайно вы-

сокий уровень звука (90 дБ А) отмечается в рулевой рубке буксира-толкача проекта Р-96.

В помещениях энергетического отделения (ЭО) СПК уровни звука составляют 115—120 дБ А, причем наиболее высокие показатели отмечаются в октавных полосах со среднегеометрическими частотами 500—8000 Гц. На пассажирских судах с постоянным обслуживанием судовых силовых установок (проекты 305, 785), уровни звука в помещениях ЭО превышают нормативный уровень на 15—25 дБ А; на современных судах (проекты 301 и 302) превышения уровней звука незначительные (на 1—3 дБ Л).

В помещениях ЭО грузовых судов смешанного «река — море» плавания (проекты 2-95 и 1557) с постоянной вахтой уровни звука на 15—21 дБ А превышают нормативные значения, на судах проекта 92-040, оборудованных центральными постами управления, уровни звукового давления не превышают допустимый уровень. На грузовых судах внутреннего плавания превышение нормативных уровней находилось в пределах 1 —25 дБ А, на судах технического флота — 2—20 дБ А.

В жилых помещениях и помещениях медицинского назначения уровни звука были выше нормативных [13] на пассажирских судах на 2—25 дБ Л, на грузовых судах на 1 —18 дБ Л (на судах проекта Р-96 превышение составило 25 дБ А) и на судах технического флота на 2—15 дБ А.

Следует отметить, что превышение уровней звукового давления в октавных полосах частот в помещениях ЭО наиболее выражено на частотах 250—8000 Гц, в остальных судовых помещениях — на 31,5—2000 Гц, что связано с особенностями архитектуры судов и размещением главных и вспомогательных силовых установок, механизмов и т. п.

Всего в помещениях различного назначения и на рабочих местах на палубе речных судов процент неудовлетворительных измерений шума составил, по нашим данным, 71,4 %.

Общая вибрация на речных судах носит менее интенсивный характер, чем шум; величины вибрации в судовых помещениях различного назначения и на рабочих местах были выше нормативных величин [12] в 53,5 % случаев.

В служебных помещениях СПК величины вибрации превышают допустимые значения на 2— 13 дБ, причем наиболее выраженные интенсивности располагаются в октавных полосах со среднегеометрическими частотами 2—16 Гц. В служебных помещениях водоизмещающих пассажирских судов величины вибрации превышают гигиенические нормативы незначительно. В служебных помещениях грузовых судов превышение величин вибрации составило 2—11 дБ, на судах технического флота — 2—15 дБ.

В помещениях ЭО пассажирских судов превышение величин вибрации составило 1—6 дБ, грузовых судов — 1 —12 дБ, судов технического фло-

та — 1 —16 дБ. В жилых помещениях и помещениях медицинского назначения на пассажирских судах превышение величин вибрации составило 1 —16 дБ, на грузовых — 1—20 дБ и на судах технического флота — 1—22 дБ.

С целью предупреждения неблагоприятного влияния шума и вибрации на членов экипажей речных судов при приемке флота в навигацию специалистами центров Госсанэпиднадзора бассейна проверяются укомплектованность судна средствами индивидуальной защиты,своевременность прохождения судовыми специалистами медицинских осмотров с выполнением таких специфических функциональных исследований, как холодовая проба, вибрационная чувствительность, аудиомет-рия, исследование вестибулярного аппарата.

Совместно с профкомами и администрацией предприятий-судовладельцев были разработаны и внедрены на скоростных судах, на которых отмечается наиболее неблагоприятная виброакустическая обстановка, режим труда и отдыха плавсостава и ряд других мероприятий, что позволило добиться существенного улучшения условий труда судовых специалистов.

Литература

1. Вареников И. И., Волков А. А., Герасименко А. Я- и др. // Международный симпозиум по морской медицине, 7-й.— М„ 1976.

2. Вожжова А. И., Захаров В. К. Защита от шума и вибрации на современных видах транспорта.— Л., 1986.

3. Войтенко А. М., Шафран Л. М. Гигиена обитаемости морских судов.— Киев, 1989.

4. ГОСТ 12.1.020—79. Система стандартов безопасности труда. Шум. Методы контроля на морских и речных судах,— М., 1985.

5. ГОСТ 12.1.003—83. Система стандартов безопасности труда. Шум. Общие требования безопасности.— М., 1984.

6. ГОСТ 12.1.047—83. Система стандартов безопасности труда. Вибрация. Метод контроля на рабочих местах и в жилых помещениях морских и речных судов.— М., 1986.

7. Квартовкина Л. К., Пешков Ю. Б. // Человек и судно 2000 года,—М., 1986,—С. 151 — 153.

8. Мацевич Л. М., Сергеев Е. П., Стенько Ю. М. // Всесоюзный съезд гигиенистов и санитарных врачей, 16-й: Тезисы докладов,— М., 1972,— С. 465—468.

9. Нетудыхатка О. 10. // Гиг. и сан,— 1988,—№ 10,— С. 48—50.

10. Нетудыхатка О. /О. // Человек—-океан.— Махачкала,

1990,— Ч. 1,— С. 103—106. П. Подунова Л. Г., Пальянов О. И. Состояние и анализ деятельности центров Госсанэпиднадзора на водном транспорте Российской Федерации за 1989—1991 г.: Информ. письмо.—М., 1992.

12. Санитарные нормы шума на речных судах. № 1404—76.— М„ 1976.

13. Санитарные нормы вибрации на морских, речных и озерных судах,—№ 1103—73,— M., 1973.

14. Стенько Ю. М., Виноградов С. А., Вареников И. И. и др. // Всероссийский съезд гигиенистов и санитарны* врачей, 6-й: Материалы,—М., 1985,— С. 112—115.

15. Herrmann R., Goethe H., Schmidt E. G. The noise load of crew members on board seagoing and inland waterway vessels of the Federal marine medicine Abstracts.— Varna, 1978,— P. 249—250.

16. legation D., Le Fluart C., Marie Y. et al. // Arch. Mal. prof.— 1986.— Vol. 47, N 1,— P. 15—20.

Поступила 22.11.93

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.